пол пот не коммунист
Пер. с англ. — О. Торбасов
Апологеты капитализма испытывают непрекращающуюся тягу к выдумкам «доказательств» как ужасен коммунизм. В последние годы одна из их излюбленных баек касается массовых убийств в Камбодже якобы «коммунистическими» «красными кхмерами», возглавлявшимися Пол Потом. Множество статей, пара книжек и по меньшей мере один большой фильм «Поля Смерти» («The Killing Fields») посвящены злодеяниям «красных кхмеров». Пол пот почти заместил Иосифа Сталина как Номер 1 в историческом списке ненависти капиталистов.
Но тут есть существенное различие. Товарищ Сталин был великим коммунистом. Пол Пот же никогда коммунистом не был. Некоторые новые книги западных специалистов по Камбодже, основывающиеся на полученных после падения Пол Пота свидетельствах, показывают это со всей ясностью. Этими книгами следует пользоваться осторожно; их авторы либо провьетнамские ревизионисты (Викери (Vickery), Чандлер (Chandler), Тион (Thion)), либо либеральные империалисты (Шоукросс (Shawcross)). Ценность имеют раскрываемые ими факты, а не их мнения и анализ этих фактов, искажённые их антикоммунистическими воззрениями.
«Красные кхмеры» (кхмеры — это главный этнос Камбоджи) — так прозвали крестьян-повстанцев, возглавляемых Коммунистической партией Кампучии (исходное название Камбоджи). Чтобы разобраться как КПК превратилась в группу убийц-антикоммунистов, важно чуть-чуть обратиться к истории.
История камбождийских левых
В 1951 г. старая Индокитайская коммунистическая партия, в которой главенствовали Хо Ши Мин и вообще вьетнамцы, распалась на вьетнамскую, лаосскую и камбоджийскую группы. Как и всё мировое коммунистическое движение того времени, эти группы были поражены национализмом и стремились к компромиссу с «прогрессивными» (антиколониалистскими) капиталистами.
В середине старые члены ИКП соединились с множеством воинственно настроенных студентов-националистов, возвращающихся из Франции, включая и будущих вожаков «красных кхмеров» Пол Пота (настоящее имя — Салот Сар), Иенг Сари и Кхиеу Самфана. Компартия Кампучии была сформирована двумя такими группами в 1960 г., но её существование держалось в секрете до 1977 г., т.е. ещё долгое время после захвата ею власти. Очевидно, это было беспринципной уступкой антикоммунизму националистов из бывших студентов. Когда против антикоммунизма не борются, он растёт, как мы увидим.
Репрессии монархического правительства Сианука вскоре вынудили партию уйти в подполье. Большинство из коммунистов прежней ИКП оставили борьбу, вернувшись в Северный Вьетнам. Осталась только националистическая группа Пол Пота.
Когда в 1967 г. начался крестьянский бунт в районе Самлаут у границы с Таиландом, группа Пол Пота присоединилась к нему. Никогда не будучи коммунистами ни по чему, кроме названия, они приняли линию, которую считали наиболее подходящей для привлечения крестьян — все жители городов […], включая специалистов, учителей и рабочих, были объявлены врагами.
К этой крестьянской неприязни к городам фракция Пол Пота добавила доходящую до расизма лютую ненависть к любым вьетнамцам. Ненависть к Вьетнаму — националистическое чувство камбоджийской элиты, помнившей конфликты прошлых веков между вьетнамским и камбоджийским королями и изгнание вьетнамскими правителями камбоджийцев из нынешнего вьетнамского региона дельты Меконга.
В 1970 г. проштатовская военщина Лон Нола свергла Сианука. Правители США начали массированные бомбёжки против северовьетнамских отрядов и путей снабжения в северо-восточной Камбодже. Бомбёжки убили многие тысячи крестьян и по-настоящему разрушили деревенскую жизнь.
По мере роста ненависти к США и правительству Лон Нола крестьяне хлынули в армию «красных кхмеров». Но вернувшись из Северного Вьетнама, чтобы присоединиться к движению, старые члены ИКП обнаружили, что находятся под подозрением и иногда их даже убивает группа Пол Пота. Так что КПК, взявшая власть в апреле 1975 г., была тесным союзом двух отдельных групп. Провьетнамские члены ИКП и фракция Пол Пота имели различные зоны влияния, последние были более сильны на востоке, вблизи Вьетнама. Их солдаты даже носили разные униформы.
Начало массовых убийств
Хотя антикоммунистические писаки изображают эвакуацию городов в апреле 1975 г. как зверство, даже буржуазные исследователи признают её необходимой (напр., Заслофф и Браун в «Проблемах коммунизма», янв.-фев. 1979 г., — журнале, издаваемом Госдепартаментом США и посвящённом антикоммунистической пропаганде под «научным» углом). Например, столица, Пном Пень, вырос до 2 миллионов с примерно 600 тысяч из-за крестьян, бежавших от бомбёжек США. Как и в Южном Вьетнаме, США полностью разрушили сельское хозяйство, чтобы уничтожить деревню, в которой пышным цветом цвели «красные кхмеры». Пном Пень обеспечивался только массовым импортом продовольствия из США, который резко прекратился при падении Лон Нола. Если бы городское население не было эвакуировано, оно бы просто умерло с голоду!
С 1975 г. до начала 1977 г. ни одна группа в КПК не имела настоящего превосходства. «Эксперты»-антикоммунисты вроде Джона Бэррона и Энтони Пола (авторы «Murder of a Gentle Land», эта парочка — всегдашние пропагандисты-антикоммунисты в «Reader’s Digest») или Франсуа Пончауда («Cambodia Year Zero») создают впечатление, что весь период 1975-1979 гг. был наполнен казнями. На основе сообщений выживших и сотен интервью беженцев и тех, кто оставался в стране, Майкл Викери выявил иную картину. Хотя имели место отдельные случаи жестокости по отношению к бывшим горожанам в областях, удерживаемых сторонниками Пол Пота, массовых казней не было до 1977 г., когда Пол Пот укрепился у власти.
Началась кровавая чистка всех подозреваемых в провьетнамских или недостаточно «прокрестьянских» настроениях. В 1978 г. оставшиеся провьетнамские силы в КПК устроили мятеж, который был жестоко разгромлен. Затем правительство Пол Пота принялось уничтожать каждого, кто поддерживал эту группу, плюс многих этнических вьетнамцев в Восточной Камбодже. Это привело к вьетнамскому вторжению в 1979 г. У «красных кхмеров» не оказалось поддержки, кроме их армии, и вьетнамцы без труда установили марионеточный режим потерпевшей поражение фракции ИКП, который правит Кампучией по сей день.
Правители США убили больше камбоджийцев, чем «красные кхмеры»
Как много людей было убито при этих массовых расправах? Средства информации США, вслед за Дит Праном из «New York Times» (на словах которого основан фильм «The Killing Fields»), заявляют о трёх миллионах. Когда речь идёт о «коммунистах», числа меньше миллиона не удовлетворяют буржуазных авторов. Викери показывает, что 300 тысяч — всё же ужасающее количество — это примерная верхняя возможная граница. Напротив, Заслофф и Браун пишут о «тяжких потерях», которые «обширные бомбёжки США и интенсивность войны» вызвали после 1975 г., и утверждают, что заявления «красных кхмеров» о числе погибших под бомбёжками США от 600 тысяч до «более миллиона» заслуживают доверия. Когда дошло до геноцида, Пол Пот сотоварищи были любителями рядом с империалистами США.
Антикоммунизм режима Пол Пота
Сколько бы жертв, однако ни было, это работа не «коммунистов» какого-либо вида, хотя бы и ревизионистов советского или китайского стиля, а антикоммунистов.
Не каждая группа, называющая себя «коммунистической», является таковой. К примеру, вьетнамские, советские, китайские и прочие реликты старого коммунистического движения — лишь слегка замаскированные капиталисты. Они лишь лицемерно служат марксизму-ленинизму, рабочему классу, пролетарскому интернационализму и потребности в строительстве безклассового общества.
Напротив, Пол Пот, «красные кхмеры» и КПК открыто отвергли саму идею коммунизма! Это иллюстрируют цитаты из Викери и Чандлера:
Относительно коммунизма: «Мы не коммунисты… Мы революционеры», которые не «принадлежат к общепринятым группам коммунистов Индокитая» (Иенг Сари, 1977 г., цит. по Викери, с. 288).
Относительно марксизма-ленинизма: «Первое публичное признание, что эта «революционная организация» имела марксистско-ленинскую ориентацию, имело место на поминальной церемонии в честь Мао Цзэдуна в Пномпене 18 сентября 1976 г.» (Чандлер, с. 55, прим. 28)… Кампучийские представители «заявляют, что КПК — марксистско-ленинская партия, но не говорят ничего о сочинениях этих двоих» (Чандлер, с. 45).
О необходимости революционной партии: «Самой поразительной особенностью идеи революции, поддерживаемой кхмерскими коммунистами… было то, что она была не выражена. В оппозиция политике правительства и апелляции к антиимпериализму составили платформу левого крыла… На деле революция и существование революционной партии были не только умалены в пропаганде, они были совершенно сокрытыми истинами, раскрываемыми только немногим просвещённым, которые могли достичь высоких позиций в аппарате», т.е. в основном радикалы из бывших студентов (Тион, [1], с. 16, выделение наше).
Так было до 27 сентября 1977 г., когда существование «коммунистической партии» было даже публично раскрыто в речи Пол Пота (Чандлер, [1], с. 37).
Относительно рабочего класса: «Хотя и крошечный, он существовал, рассеянный в городах. Но вместо его культивирования кхмерские коммунисты принялись за его ликвидацию как декадентского наследия прошлого…» (Тион, [1], сс. ).
Из всего этого мы можем заключить следующее:
Пол Пот сотоварищи не были коммунистами. В этом смысле они не отличались от советских, вьетнамских и китайских ревизионистов, Рональда Рейгана или любого капиталиста. В отличие от советских, вьетнамских, китайских ревизионистов, псевдокоммунистов, Пол Пот сотоварищи хвалились, что они не коммунисты. Влияние провьетнамской фракции приводило к использованию некоторой марксистской терминологии, по меньшей мере до 1977 г. После этого «красные кхмеры» отвергли всякие разговоры о коммунизме.
Полпотовцы также иногда называли себя коммунистами в гг., в попытке получить китайскую помощь. Например: «…Дань Пол Пота критической роли, сыгранной идеями Мао Цзэдуна в камбоджийской революции, содержавшаяся в пекинской речи 29 сентября 1977 г., не была распространена по пномпеньскому радио» (Чандлер, [1], с. 45).
Мао и китайская коммунистическая партия привлекли миллионы крестьян на сторону коммунистической, рабочеклассовой линии, в то время как полпотовцы попытались привлечь крестьянство на сторону антирабочей, анархистской линии. За что Китай — и, что так же важно, США — любят Пол Пота сотоварищи, это их подлинная враждебность Вьетнаму, а не лживые похвалы Мао Цзэдуну.
«Красные кхмеры» сегодня — поддерживаемые США антикоммунисты
Чтобы ослабить просоветский Вьетнам, правящий класс США поддерживает сейчас коалицию камбоджийских повстанческих сил, в которой полпотовские «красные кхмеры» сильнейшая составляющая. Для штатовских боссов это лишь малая помеха, что группа, которую они сейчас поддерживают на плаву, — та же самая, которую они обвиняют в «коммунистическом» геноциде! В ответ «красные кхмеры» призывают к «демократическим выборам» и реформированному капитализму.
Для мирового рабочего класса уроки полпотовского опыта ясны:
Коммунизм не заменяется борьбой против империализма и капитализма. «Красные кхмеры» пытались построить «новый вид» революции, основанный на мелкобуржуазном радикализме. Вместо этого они погрузили Кампучию в кошмар.
Нельзя верить ничему, что средства информации и правящий класс США говорят о коммунизме! Капиталистов вовсе не заботят сотни и тысячи убитых. Если бы это было не так, почему бы они продолжали поддерживать Пол Пота?
В декабре 1981 г. «New York Times Magazine» опубликовал рассказ, в котором автор говорит, как он посетил «красных кхмеров» — «бойцов за свободу», ведущих войну за независимость против вьетнамских оккупантов. Джонс, автор этого рассказа, заявил, что видел Пол Пота, направляющего борьбу, героическую фигуру, силуэтом вырисовывающуюся на фоне неба.
Редакция полагает, что хорошо было напечатать это без проверки, обычно предпринимаемой, когда даётся статья незнакомого автора. Оказалось, что Джонс сделал это всё, сидя на испанском побережье! Газета столь хотела поверить рассказу, который превращает «красных кхмеров» и Пол Пота — которого они уже назвали массовым убийцей, виновным в геноциде, — в героя-антикоммуниста, что она вывалила это в печать! Ничто не может продемонстрировать более ясно готовность либерального правящего класса взять под крыло любого фашистского убийцу, который может помочь им в борьбе против коммунизма.
Библиография
1. David P. Chandler and Ben Kiernan, editors, Revolution and Its Aftermath in Kampuchea: Eight Essays, New Haven, CT: Yale University Southeast Asia Studies Monograph No. 25, 1983.
Пол Пот: что стало с самым кровавым диктатором в Азии
История «Красных кхмеров» воистину уникальна. При режиме коммунистов за каких-то три с половиной года 10-миллионное население страны сократилось примерно на четверть. Потери Камбоджи за время правления Пол Пота и его сподвижников составили от 2 до 4 миллионов человек. Нисколько не преуменьшая размах и последствия господства красных кхмеров, стоит отметить, что к их жертвам зачастую причисляют погибших от американских бомбардировок, беженцев и убитых в столкновениях с вьетнамцами. Но обо всем по порядку.
Скромный учитель
Точная дата рождения камбоджийского Гитлера неизвестна до сих пор: диктатор сумел окутать свою фигуру завесой тайны и переписал собственную биографию. Историки сходятся на том, что он появился на свет в 1925 году.
Сам Пол Пот рассказывал, что его родители были простыми крестьянами (это считалось почетным) и он был одним из восьмерых детей. Однако на самом деле его семья занимала достаточно высокое положение во властной структуре Камбоджи. Впоследствии старший брат Пол Пота стал высокопоставленным чиновником, а двоюродная сестра – наложницей короля Монивонга.
Стоит сразу оговориться, что имя, под которым диктатор вошел в историю, не является его настоящим именем. Отец назвал его при рождении Салот Сар. И только много лет спустя будущий диктатор взял себе псевдоним Пол Пот, представляющий собой сокращенный вариант французского выражения «politique potentielle», которое буквально переводится как «политика возможного».
Маленький Сар рос при буддийском монастыре, а затем, в возрасте 10 лет, был отдан в католическую школу. В 1947 году благодаря протекции сестры его отправили учиться во Францию (Камбоджа была колонией Франции). Там Салот Сар увлекся левой идеологией и познакомился с будущими соратниками Иенг Сари и Кхиеу Самфаном. В 1952 году Сар вступил в Коммунистическую партию Франции. Правда, к тому времени камбоджиец совершенно забросил учебу, вследствие чего был отчислен и вынужден был вернуться на родину.
Внутриполитическая обстановка в Камбоджи тех лет была непростой. В 1953 году страна получила независимость от Франции. Европейские колонизаторы не могли больше держать в своих руках Азию, однако и покидать ее не собирались. Когда к власти пришел наследный принц Сианук, он разорвал отношения с США и попытался установить крепкие связи с коммунистическим Китаем и просоветским Северным Вьетнамом. Причиной для разрыва отношений с Америкой стали постоянные вторжения на территорию Камбоджи американских военных, которые преследовали или искали северовьетнамских бойцов. США учли данные претензии и пообещали больше не заходить на территорию соседнего государства. Но Сианук вместо того, чтобы принять извинения Штатов, решил пойти еще дальше и разрешил войскам Северного Вьетнама базироваться в Камбодже. В кратчайшие сроки часть северовьетнамской армии фактически «переехала» к соседям, оказавшись недоступной для американцев, что вызвало огромное неудовольствие США.
От такой политики сильно пострадало местное население Камбоджи. Постоянные перемещения иностранных войск наносили ущерб сельскому хозяйству и просто раздражали. Недовольство крестьян вызывало и то, что и без того скромные запасы зерна выкупались правительственными силами в несколько раз дешевле рыночной стоимости. Все это привело к значительному усилению коммунистического подполья, в которое входила организация «Красные кхмеры». Именно к ней присоединился Салот Сар, который после возвращения из Франции подрабатывал учителем в школе. Пользуясь своим положением, он умело внедрял коммунистические идеи в среде собственных учеников.
Восхождение красных кхмеров
Политика Сианука привела к тому, что в стране началась гражданская война. И вьетнамские, и камбоджийские солдаты грабили местное население. В связи с этим огромную поддержку получило движение «Красных кхмеров», которое захватывало все больше городов и поселений. Жители деревень либо присоединялись к коммунистам, либо стекались в крупные города. Стоит отметить, что костяк армии кхмеров составляли подростки 14-18 лет. Салот Сар считал, что люди постарше слишком подвержены влиянию Западных стран.
В 1969 году на фоне таких событий Сианук был вынужден обратиться за помощью к США. Американцы согласились восстановить отношения, но при условии, что им будет разрешено атаковать северовьетнамские базы, расположенные на территории Камбоджи. В результате в ходе их ковровых бомбардировок погибали и вьетконговцы, и мирное население Камбоджи.
Действия американцев только усугубили ситуацию. Тогда Сианук решил заручится поддержкой Советского Союза и Китая, для чего отправился в марте 1970 года в Москву. Это вызвало возмущение США, в результате чего в стране произошел переворот и к власти пришел американский ставленник премьер-министр Лон Нол. Первым же его шагом на посту руководителя страны стало выдворение вьетнамских войск с территории Камбоджи в течение 72 часов. Однако коммунисты не торопились уходить с обжитых мест. И американцы совместно с южновьетнамскими войсками организовали наземную операцию по уничтожению врага в самой Камбодже. Им сопутствовал успех, по популярности Лон Нолу это не принесло – население устало от чужих войн.
Спустя два месяца американцы покинули Камбоджу, но обстановка в ней все еще оставалась крайне напряженной. В стране шла война, в которой участвовали проправительственные войска, красные кхмеры, северные и южные вьетнамцы, а также множество других мелких группировок. С тех времен до сегодняшнего дня в джунглях Камбоджи осталось немалое количество различных мин и ловушек.
Постепенно в лидеры стали выбиваться красные кхмеры. Они сумели объединить под своими знаменами огромное войско из крестьян. К апрелю 1975 года они окружили столицу государства Пномпень. Американцы – главная подспорье режима Лон Нола – не захотели сражаться за своего ставленника. И глава Камбоджи сбежал в Таиланд, а страна оказалась под контролем коммунистов.
В глазах камбоджийцев красные кхмеры были настоящими героями. Их встречали аплодисментами. Однако уже через несколько дней армия Пол Пота начала обирать мирных граждан. Сначала недовольных просто усмиряли силой, а затем перешли и к расстрелам. Оказалось, что эти бесчинства были не самоуправством оголтелых подростков, а целенаправленной политикой новой власти.
Кхмеры приступили к насильственному расселению жителей столицы. Людей под дулом автоматов строили в колонны и выдворяли из города. Малейшее сопротивление каралось расстрелом. За считанные недели Пномпень покинули два с половиной миллиона человек.
Интересная деталь: в числе изгнанных были и члены семьи Салот Сара. О том, что новым диктатором стал их родственник, они узнали случайно, увидев портрет вождя, который набросал один камбоджийский художник.
Политика Пол Пота
Правление красных кхмеров значительно отличалось от существовавших коммунистических режимов. Главная особенность заключалась не то что в отсутствии культа личности, а в полной анонимности руководителей. Среди народа они были известны лишь как Бон (старший брат) с порядковым номером. Пол Пот был старшим братом №1.
Первые указы новой власти декларировали полный отказ от религии, партий, любого свободомыслия, медицины. Поскольку в стране была гуманитарная катастрофа и лекарств катастрофически не хватало, была дана рекомендация прибегать к «традиционным народным средствам».
Основной упор во внутренней политике был сделан на выращивании риса. Руководство дало приказ собрать с каждого гектара по три с половиной тонны риса, что в тех условиях было практически нереально.
Падение Пол Пота
Лидеры кхмеров были крайними националистами, в связи с чем начались этнические чистки, в частности, уничтожались вьетнамцы и китайцы. Фактически камбоджийские коммунисты устроили полномасштабный геноцид, что не могло не отразиться на отношениях с Вьетнамом и Китаем, изначально поддержавших режим Пол Пота.
Конфликт между Камбоджей и Вьетнамом разрастался. Пол Пот в ответ на критику открыто угрожал соседнему государству, обещая оккупировать его. Камбоджийские пограничные войска устраивали вылазки и жестко расправлялись с вьетнамскими крестьянами из приграничных поселений.
Однако 700 лет не понадобилось. В конце декабря 1978 года камбоджийская армия напала на Вьетнам. Вьетнамские войска перешли в контратаку и ровно за две недели разбили армию кхмеров, состоящую из подростков и крестьян, и захватили Пномпень. За день до вступления вьетнамцев в столицу Пол Пот сумел сбежать на вертолете.
Камбоджа после кхмеров
После захвата Пномпеня вьетнамцы посадили в стране марионеточное правительство и заочно приговорили Пол Пота к смерти.
Таким образом, Советский Союз получил под свой контроль уже две страны. Это категорически не устраивало США и привело к парадоксальной ситуации: главный оплот мировой демократии поддержал коммунистический режим красных кхмеров.
Пол Пот с соратниками скрылся в джунглях рядом с границей между Камбоджей и Таиландом. Под давлением Китая и США Таиланд предоставил убежище руководству кхмеров.
В начале 1998 года состоялся суд над Пол Потом. Он был приговорен к пожизненному заключению под домашним арестом. Однако долго сидеть в заточении ему не пришлось – 15 апреля 1998 года он был найден мертвым. Существует несколько версий его смерти: сердечная недостаточность, отравление ядом, самоубийство. Так бесславно окончил свой жизненный путь жестокий диктатор Камбоджи.
Новое в блогах
Пол Пот был не коммунист, а 100%-й подпиндосник
Каждый грамотный совкоед знает, что камунизд Пол Пот перебил 4 миллиона кампучийцев, чтобы насадить в Кампучии камунизм. О чём тут больше говорить. Человеку с каплей совести всё ясно. Ан нет, есть о чём, потому что НЕ ясно!
Чтобы не нести в массы грязный поклёп на США я погуглил. И вот результат:
1. Википедия:
2. Чэндлер Дэвид П. Брат номер один: Политическая биография Пол Пота / Пер. с англ. Татьяны Давыдовой. — Екатеринбург: «Ультра.Культура», 2005. — 432 с. — ISBN 5-9681-0038-9. https://www.litmir.me/bd/?b=313729 (Цитата:
Отряды красных кхмеров были подготовлены и снаряжены лучше, чем те, которых поднимали на борьбу Сианук и Сон Санн. К тому же у них имелись более веские мотивы. Однако они не могли долго удерживать за собой какую бы то ни было часть территории Камбоджи, и вновь их отбрасывали к границе вьетнамцы вместе с отрядами Народной Республики Кампучия. Трем фракциям вооружение обеспечивали китайцы и тайцы, а некоммунистам финансовую и политическую помощь оказывали Таиланд, Китай и США.
Всё по правилам! Пол Пот не был коммунистом, поэтому США ему помогали.
Спросите за Китай? Поясняю: К этому времени Китай под руководством тов. Дена укладывался под США и на деле доказывал разрыв с Советами.
пысы: Научитесь же, наконец, отличать форму от содержания! Ведь беготня с красными флагами и коммунистическая риторика НИКОГО НИ РАЗУ НЕ ДЕЛАЛИ коммунистами. А спойлеры получались отличные.
Пол Пот с красными кхмерами вообще придуманы задним числом в 1978 году.
В 1975 году Пномпень освобождали совсем другие клоуны, похожие на будущих ливийских.
Никакого Пол Пота в 1975 году не было, хотя нынче уже соорудили «скрин» с «поздравлением Пол Пота».
Зато они очень даже похожи по повадкам на стерлингова, который едет в город, чтобы затем гоняться по улицам за педирасами.
Пол Пот — крестьянский король. Часть 3
Время пришло. Сегодня мы публикуем третью и последнюю часть материала о том, почему режим Пол Пота в Камбодже никоим образом не был коммунистическим. В ней Николай Соснов уже анализирует саму суть режима » красных кхмеров» и дает ему марксистскую оценку.
Крестьянское царство Пол Пота
«Левый» поворот Сианука
В 1963 году сидевший на двух стульях Нородом Сианук был поставлен перед выбором: принять участие в нараставшей американской агрессии во Вьетнаме или порвать с США, окончательно войдя в орбиту влияния Советского Союза или КНР. Он сделал выбор в пользу социалистического лагеря и отказался от получения американской помощи. Конфликт Камбоджи с США углублялся по мере развития событий во Вьетнаме. В 1965 году под предлогом борьбы с партизанами авиация США приступила к систематическим бомбардировкам пограничных районов Камбоджи. Сианук разорвал дипломатические отношения с Вашингтоном.
Одновременно правительство Камбоджи провело в парламенте закон о госмонополии внешней торговли и банковского дела, что привело к стремительному вытеснению из страны иностранного и компрадорского финансового капитала. Также Нородом Сианук создал две государственные корпорации для оптовой закупки экспортного сырья и распределения ввозимых импортных товаров. Эти действия стали ударом по камбоджийской крупной и средней буржуазии, за исключением капиталистов, входивших в ближний круг королевского дома. Особенно сильно пострадали интересы китайского капитала, который по состоянию на 1964 год участвовал в 98% промышленных предприятий страны и вел активную внешнеторговую деятельность.
Впрочем, с помощью крепнущей мафии предприниматели быстро перестроились под новые условия. Расцвела прикрытая масштабной коррупцией контрабанда. Бюджет не получал ожидаемых доходов, что подстегнуло инфляционные процессы. В итоге к концу 1960-х Сангкум капитулировал и вновь пустил в страну международные банки. Камбоджа вступила в Азиатский банк развития и Международный валютный фонд, а также восстановила дипотношения с США.
Проамериканские перевороты и установление режима Лон Нола. Начало крестьянской революции
В политической сфере победа проамерикански настроенной буржуазии выразилась в «мягком» военном перевороте 1966 года. Не устраняя формально королевский дом и Сангкум от власти, военная верхушка при непосредственном участии ЦРУ под угрозой мятежа продиктовала Сиануку списки кандидатов на выборах 1966 года и после «победы» на них сформировала правительство генерала (затем маршала) Лон Нола. Это был окруженный астрологами психически нездоровый человек, впоследствии окончательно выживший из ума и в последние дни своего правления гонявший полицию по пномпеньским подвалам в поисках мифического подземного дракона. За принцем осталась номинальная должность «главы государства».
Несмотря на свой «мирный» характер, переход власти в руки хунты означал конец игр в «кхмерский социализм» и был понят крестьянством совершенно однозначно: горожане опять помешали создать утопию. В марте 1967 года произошел первый за долгое время крестьянский бунт. Карательная экспедиция армии уничтожила несколько сотен крестьян, более 4 тысяч человек вынуждены были бежать в джунгли и начать партизанскую борьбу. Последовали новые карательные операции, которые лишь увеличили число партизан.
Плененный красный кхмер. 1973
Надо отметить, что элита Камбоджи достаточно быстро поняла, что разбудила спящего демона. В мае 1967 года парламент временно сместил непопулярного генерала (он вернулся к власти в 1969 году, а в 1970 окончательно лишил принца власти в ходе «жесткого» переворота), а в июне Сианук «помиловал» партизан. Но было слишком поздно.
Коммунистическая партия Камбоджи к тому моменту находилась уже под преобладающим влиянием Пол Пота и его сторонников. В развертывающейся крестьянской революции коммунисты увидели свой исторический шанс. По призыву руководства большая часть актива переместилась на село и, опираясь на Секретную гвардию и прежние связи времен Кхмер Иссарак, включилась в партизанское движение. Туда же устремились члены левого крыла расколовшегося Сангкума.
Социальную базу партизан составили батраки, плантационные рабочие, арендаторы, беднейшие крестьяне. Городские пауперы создавали в поддержку партизан сеть подпольных организаций.
«Красные кхмеры» в годы гражданской войны
В задачи настоящей статьи не входит подробный анализ боевых действий «красных кхмеров» и северовьетнамской армии против режима Лон Нола и пришедших ему на помощь американских войск, а также последующей борьбы против полпотовцев. Вместо этого нам необходимо ближе взглянуть на идеологическую и политическую сущность процессов, происходивших среди «красных кхмеров» в годы гражданской войны.
Прежде всего, следует отметить, что традиционная линия популярной публицистики, сводящая движение «красных кхмеров» к коммунистам-сторонникам Пол Пота, не соответствует действительному удельному весу членов компартии среди «красных кхмеров». Коммунисты вообще и полпотовцы в частности находились в абсолютном численном меньшинстве по сравнению с бывшими членами движения Сангкум.
Верхушка красных кхмеров в 1975 году
Сангкумовцы среди «красных кхмеров» были представлены не только левыми раскольниками, но и сторонниками бежавшего после «жесткого» переворота 1970 года в Китай принца Нородома Сианука, который стал инициатором создания НЕФ — Национального единого фронта. Правительство «красных кхмеров» называлось Королевским правительством национального единства. Некоторые наиболее фанатичные офицеры остались верны престолу и без колебаний поставили своих солдат под команду комиссаров компартии. В свою очередь Кхиеу Самфан стал вице-премьером и министром обороны, Ху Ним занял пост министра информации, а Ху Юн — министра внутренних дел.
Парадоксально, но все последовательные сторонники монархии вплоть до самых махровых реакционеров и буддийского духовенства оказались в лагере «красных кхмеров», тогда как режим Лон Нола официально выступал под республиканским знаменем. Движение «красных кхмеров» шло к власти под эгидой королевской власти и «кхмерского социализма». И это был не дежурный штамп пропаганды, а понятная массам беднейшего крестьянства идеология. Наступало время практического воплощения крестьянской утопии. В политической программе НЕФ прямо указывалась цель борьбы: «процветание в соответствии с сокровенным желанием народа». «Сокровенным желанием» народа являлся в том числе и разгром ненавистных городов, столетиями пьющих кровь из села.
Ужасы войны только усилили «сокровенное желание». Победив в 1975 году, «красные кхмеры» очутились хозяевами разрушенного дома. Демографические потери достигли цифры в 800 тысяч убитых и умерших от ухудшения жизненных условий. 240 тысяч человек стали инвалидами. Аграрное производство составляло только четверть, а промышленное — восьмую часть довоенного уровня. Были уничтожены 80% предприятий, две трети каучуковых плантаций, 75% шоссейных и железных дорог, большая часть портов и пристаней. Погибла половина скота, а леса американская авиация капитально протравила ядохимикатами. Инфляция превратилась в гиперинфляцию. Обнищавший народ стоял на пороге лютого голода.
Экспансионистская программа полпотовцев
Неустойчивая и взрывоопасная социальная обстановка способствовала захвату власти авантюристическими политическими силами. Говоря о политических авантюристах, следует упомянуть не только группу Пол Пота — Иенг Сари, но и королевский дом Камбоджи во главе с принцем Сиануком. С одной стороны, принц и его окружение после принятия новой республиканской конституции были отстранены от власти и оказались под домашним арестом или уничтожены, но с другой — кхмерская заграничная аристократия активно включилась в деятельность полпотовцев и продолжала их поддерживать даже после свержения режима «красных кхмеров». Определенным кругам старой элиты нравилась националистическая и экспансионистская подкладка верхушки движения «красных кхмеров». В этом смысле не был исключением и сам принц Нородом Сианук. В июле 1973 года в интервью журналу «Ньюсуик» Сианук характеризовал политическое лицо Кхиеу Самфана как официального вождя «красных кхмеров» следующим образом:
Он не коммунист, а антиимпериалист, камбоджийский националист, который борется за независимость, нейтралитет, демократию и социальную революцию.
17 июля 1977 года на конференции руководящих кадров полпотовской организации докладчик прямо заявил, что ближайшей внешнеполитической целью является «возрождение» Камбоджи в границах древнего королевства Ангкор, то есть захват Вьетнама и значительной части территорий Лаоса и Таиланда. Последующие дипломатические и военные акции Пол Пота при поддержке КНР подтвердили, что он действительно взял курс на конфронтацию с Вьетнамом. Все это крайне импонировало эмигрировавшим на Запад представителям феодальной кхмерской элиты.
Эволюция идеологии «красных кхмеров»
Обыкновенно идейную суть учения Пол Пота сводят к радикальному маоизму, однако, это не так, хотя он несомненно заимствовал у Мао терминологическую оболочку, а также ключевые тактические приемы и методы строительства партийной организации. В 1977 году в интервью итальянской газете Иенг Сари специально подчеркнул независимый характер идеологии «красных кхмеров»:
Революционный опыт кхмеров не имеет прецедентов. То, что мы пытаемся осуществить, никогда не было сделано в истории. Вот почему мы не подражаем никакой модели — ни китайской, ни вьетнамской. Мы реорганизуем страну, взяв за основу сельское хозяйство.
Во внутренней пропаганде среди наиболее узкого круга собственных соратников Пол Потом нередко использовались не только антивьетнамские, но и антикитайские, даже прямо антимаоистские лозунги. Например, арестованные охранники полпотовской тюрьмы Туолсленг утверждали в своих показаниях, что на обязательных собраниях им указывали на КНР и китайский народ, как на одного из внешних врагов Камбоджи, называли Мао временным союзником и призывали не терять бдительности при контактах с китайскими советниками. В самой тюрьме нашли материальные доказательства их правдивости в виде направленной против КНР наглядной агитации.
Мао Дзэдун
Принципы «великого кормчего» китайской революции служили скорее необходимой для получения поддержки КНР оберткой крестьянского ультраутопизма, который на самом деле и взял на вооружение Пол Пот. В господствующих среди беднейших крестьян настроениях, в их разочаровании итогами «кхмерского социализма», полпотовцы обрели временную зыбкую почву для установления личной власти пяти семейных кланов, забравшихся на верхушку номенклатурной пирамиды.
«Разгрузка» городов
Основной лейтмотив крестьянского ультраутопизма — уничтожение городов — полностью осознавался полпотовской верхушкой и сознательно использовался для установления контроля над Камбоджей. Пол Пот утверждал:
Необходимо нейтрализовать имеющуюся в городе политическую и военную оппозицию. Если мы оставим людей в городе, то, несмотря на нашу победу, враги быстро поднимут голову и будут действовать против нас. В случае выселения их в сельскую местность, во вновь организованных кооперативах они попадут под наш контроль и инициатива окажется в наших руках.
Линия на разгром городов систематически пропагандировалась в компартии с 1971 года и не скрывалась от ее членов ни до выселения людей из Пномпеня, ни тем более после него. «Эвакуацией» жителей столицы «красные кхмеры» гордились. В блокноте одного из полпотовских генералов сохранились сделанные лично для себя заметки следующего содержания:
Наша установка на переселение — важнейшая после 17 апреля 1975. Выселить из Пномпеня более 2 миллионов человек — это беспрецедентное достижение мирового масштаба. Завершив его, мы смогли уничтожить все силы оппозиции, стали стопроцентными хозяевами страны. Разбросанные по сельской местности горожане будут подавлены основными общественными слоями и «сахако» (кооперативами), все превратятся в крестьян.
Разработанный кликой Пол Пота план переселения горожан на село имел и экономическое обоснование. Ставка делалась на бесплатное получение значительных трудовых ресурсов для решения трех ключевых задач: выращивания риса для питания населения, восстановления разрушенной инфраструктуры и получения каучука на экспорт в обмен на заграничные товары, в первую очередь военного назначения. За счет риса и каучука Пол Пот и планировал обеспечивать реализацию вожделенной крестьянской утопии. Его понимание идеальной экономики в теории соответствовало вековым чаяниям кхмерского крестьянства. В документах той поры не раз цитировалось высказывание Брата № 1:
Наша цель — построить общество коммун без богатых и бедных, которое опиралось бы на возвращение к истокам нашей аграрной цивилизации.
Разгрузка ПномПеня в 1975 году
Пол Пот дал возможность крестьянству отомстить всем врагам и обидчикам, подлинным и воображаемым. Правление «красных кхмеров» это растянувшийся на четыре года акт кровавой крестьянской мести за века угнетения и эксплуатации. Полпотовцы лишь канализировали энергию народной агрессии и придали ей организованную форму.
Камбоджийский геноцид 1975 — 1979 годов поэтому, скорее всего, являлся не следствием внедрения марксистской доктрины и даже не экспортным вариантом китайской «культурной революции», а как раз результатом крайней слабости и малой численности марксистов (в том числе даже и маоистского толка) в Коммунистической партии Камбоджи, итогом неукорененности коммунистических идей в сознании революционного крестьянства.
Превращение компартии в Ангку
В годы гражданской войны компартия понесла тяжелые потери, одновременно пополняя и наращивая свои ряды за счет молодежной организации Сангкума. «Кхмерская социалистическая королевская молодежь» к 1970 году насчитывала свыше полутора миллионов членов. Тысячи ее вдохновленных «кхмерским социализмом» активистов перешли к полпотовцам, которые разработали специальную программу политической дрессировки новобранцев в духе слепого послушания руководству. Одновременно проводилось обучение «правильному», полпотовскому, варианту «кхмерского социализма», первоначально получившему название «народная философия».
По указанию Пол Пота в партию принимали только лиц крестьянского происхождения в возрасте до 24 лет (после завершения гражданской войны в основном перешли на подростков до 18 лет). Преимущество отдавалось наиболее малограмотным, представителям этнических меньшинств (кроме вьетнамцев и китайцев) и горным кхмерам — этнографической группе, издревле находившейся в напряженных отношениях с кхмерами равнин. После зачистки от марксистов (тайные убийства начались в 1972 году) в 1975 году полпотовцы осуществили массовый призыв в партию «пролетариата»
— пномпеньских люмпенов и уголовников, вливавшихся в карательные отряды так называемых «соансоков».
К 1975 году около 30 % «коммунистов» Камбоджи вообще не умели читать и писать. Почти половина из членов партии не была знакома с какими-либо работами Маркса и Ленина даже в пересказе. Многие не имели толкового представления и об идеях Мао. Это касалось не только «рядового состава», но и младшего и среднего руководящего звена, причем и среди оппонентов Пол Пота. Работавший в Камбодже в 1979 году советский журналист Валериан Скворцов неоднократно получал просьбы ответственных работников «восстановленной» компартии достать им работы Маркса и Ленина на кхмерском или хотя бы французском: надо же, наконец, хоть что-то из основоположников прочесть, а то неудобно перед иностранными коммунистами…
Линия на пополнение партии невежественными людьми «от сохи» велась планомерно и целенаправленно, являлась частью общей кампании на устранение национальной интеллигенции. В 1971 году Кхиеу Самфан прямо заявил на одном из публичных мероприятий:
Нам надо подавить тягу интеллигенции к западному образу жизни. Интеллигенции как таковой вообще быть не должно.
Девочка-боец красных кхмеров
В документах Ангка Лоэу, предназначенных для информирования международной общественности, фигурировала марксистская терминология, упоминались «социалистическое строительство» и «движение к коммунизму». На деле страна падала в пропасть. В пролитых восставшими крестьянами реках крови быстро начали тонуть сами «мстители». «Добрый король» Пол Пот не обеспечил ни риса вдоволь, ни защиты. «Вечный йок-дей» превратился в групповой каторжный труд.
Крах Ангки
В какой-то момент окружение Пол Пота потеряло связь с реальностью и зарвалось, а, может быть, уже просто не могло остановить запустившиеся процессы социального саморазрушения. Да и не хотело. Анализ уцелевших документов Ангка Лоэу наводит на размышления относительно психического здоровья Пол Пота. Из хладнокровного расчетливого политика он постепенно превращался в параноика-фантазера. То ему мерещился заговор вокруг фигуры сидящего под домашним арестом Сианука, и он выслушивал успокаивающий доклад Кхиеу Самфана, что принц ползал на коленях и клялся в верности революции. То он начинал мечтать о формировании нового военного блока под главенством Камбоджи, причем сателлитов предполагал найти в… Африке.
Транслируемые официозом идеалы довольно скоро разошлись не только с действительным положением в стране, но и с миром крестьянских мифов, предрассудков и фантазий. Попытка «манкуртизации» подростков не могла дать результатов достаточно быстрых и прочных, чтобы Ангка Лоэу могла окончательно «отречься от старого мира».
Документальным свидетельством резкого отрыва полпотовцев от крестьянства является брошюра 1978 года «О народном счастье», в котором восхваляется новый тип «социалистической семьи». Семейное счастье в брошюре изображено так: назначенные по разнарядке супруги встречаются раз в месяц даже не для воспроизводства рабочей силы, а чтобы… Совместно изучать «Малую красную книжку» Пол Пота. Брошюра обещала скорое повсеместное и тотальное внедрение «новой семьи». Предполагалось ознакомить с её текстом всех жителей Камбоджи, на деле же ее не могли прочесть даже многие члены Ангки в силу своей полной неграмотности. Если в 1975 году неграмотны были 60% населения Камбоджи, то в 1979 таковых среди выживших насчитывалось уже 95%.
Если на первом этапе режим Пол Пота перемалывал в социально аморфную массу жителей городов, кулачество и сельскую интеллигенцию, то на втором этапе Ангка попыталась полностью уничтожить крестьянскую общину, заменив ее бюрократически декретированными и собранными из чужих друг другу людей «коммунами». Именно эта акция вкупе с начавшейся молчаливой войной против Вьетнама и экономической катастрофой, вызванной авантюрной хозяйственной политикой и вывозом огромного количества риса в Китай в уплату за военные поставки, вызвала резкое отторжение селян и значительной части «красных кхмеров».
Повернув с пути осуществления крестьянской утопии в русло социальной антиутопии, «Демократическая Камбоджа» подорвала собственный фундамент и погибла еще раньше, чем ее жители полностью вымерли от голода. Вьетнамская интервенция в поддержку антиполпотовской революции носила в этих условиях характер гуманитарной акции, что молчаливо признали Запад, не пытавшийся действенно помешать оккупации, и Китай, поставивший жирный крест на Пол Поте и его режиме.
Части армии Вьетнама наступают на Пномпень
Гибельные последствия «разгрузки» городов, насаждения по всей стране изолированных коммун под военно-бюрократическим контролем, этнических чисток малых народностей, вьетнамского и китайского населения, разрушения семей и массовых репрессий хорошо известны. В июле-августе 1979 года Пномпеньский Народно-революционный трибунал обнародовал обобщенные цифровые данные потерь народа Камбоджи за четыре года воплощенной утопии — жизни без горожан под властью доброго короля: умерли почти 3 миллиона человек, практически половина жителей страны.
Среди уничтоженных оказались и тысячи камбоджийских марксистов, в том числе 90% вступивших в компартию до 1966 года. «Классовый» подход «красных кхмеров» проявился в истреблении «старого пролетариата», то есть и без того малой прослойки квалифицированных рабочих. Показателен пример разгрома пномпеньского текстильного комбината «Чип тонг», одной из городских опор компартии. И хозяин-китаец, отчислявший часть прибыли в партийную кассу, и рабочие, среди которых было немало коммунистов, были объявлены «предателями классовых интересов» и отправлены на перевоспитание в деревню, где им прививали правильный «сельский» образ жизни. Спасла рабочих производственная необходимость: кто-то же должен был шить форму для армии Пол Пота…
Поддержка «красных кхмеров» Западом
Вскрытые факты геноцида не повлияли на геополитические игры великих держав. Оказавшись не у дел, Пол Пот и его команда при поддержке принца Сианука предложили свои услуги уже не только КНР, но и американцам, которые принялись через ООН продвигать признание их «законным правительством в изгнании». Их поддержало и британское правительство. 22 июля 1984 года леволиберальная английская газета The Observer честно признавала в редакционной статье:
Для Запада политически невыгодно призывать полпотовских убийц к ответу. Ведь в «холодной войне» они стоят на «нашей стороне». Они воюют с вьетнамцами, а тех поддерживает Советский Союз.
В сентябре 1979 состоялось позорное событие, которое не любят вспоминать современные либеральные публицисты: несмотря на предъявленные доказательства геноцида, Генеральная Ассамблея ООН голосами государств «свободного мира», включая США, признала людоедский режим Пол Пота «законным представителем народа Камбоджи». Таковым Запад продолжал его считать до развала СССР, после которого буржуазная журналистика внезапно «прозрела», превратив «красных кхмеров» в один из основных жупелов антикоммунистической пропаганды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дементьев Ю. П. Политика Франции в Камбодже и Лаосе. 1852-1907. М.: Издательство восточной литературы, 1960.
2. Спекторов Л. Д. Феодальные отношения в Камбодже накануне установления французского протектората. М.: Наука, 1979.
4. Сочевко Г.Г. Современная Камбоджа (1941-1965). М.: Наука, 1967.
5. История Кампучии. Краткий очерк. М.: Наука, 1981.
6. Скворцов В. Н. Кампучия: спасение свободы. М.: Политиздат, 1980.
7. Гурницкий В. Песочные часы. М.: Радуга, 1983.
8. Khieu Samphan. The Economy of Cambodia and Its Problems with Industrialistion. Univercity of Paris: 1959.
9. Мосяков Д. В. Кампучия: особенности революционного процесса и полпотовский эксперимент. М.: Наука, 1986.
10. Чэндлер Дэвид. Брат № 1. Екатеринбург: УльтаКультура, 2005.
11. Мосяков Д. В. История Камбоджи. XX век. М.: Институт востоковедения РАН, 2010.
12. Бектимирова Н. Н. и другие. Новейшая история Кампучии. М.: Наука, 1989.
13. Исаев М. П.. Современный революционный процесс в странах Индокитая (проблема перерастания национально-освободительных революций в социалистические). М. : Наука, 1985.
14. Шубин В. В. Кампучия: суд народа. М. : Юридическая литература, 1980.
15. Бектимирова Н.Н. Кризис и падение монархического режима в Кампучии (1953—1970). М. : Наука, 1987.
16. Идлинг П. Улыбка Пол Пота. Путешествие по Камбодже красных кхмеров. М.: Corpus, 2014.
17. Short Philip. Pol Pot: The History of a Nightmare. London: John Murray, 2004.
18. Heder Stephen. Pol Pot and Khieu Samphan. Clayton, Victoria: Centre of Southeast Asian Studies, 1991.
19. Kiernan Ben. The Pol Pot regime: Race, power and genocide in Cambodia under the Khmer Rouge, 1975–79. New Haven, Conn: Yale University Press, 1997.
20. Kiernan Ben. How Pol Pot came to power: A history of Cambodian communism, 1930–1975. New Haven, Conn.: Yale University Press, 2004.
21. Ponchaud François. Cambodia: Year Zero. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1978.
22. Khamboly Dy. A History of Democratic Kampuchea (1975–1979). Phnom Penh, Cambodia: Documentation Center of Cambodia, 2007.
23. Osborne Milton. The French presence in Cochinchina and Cambodia Rule and Response 1859-1905. White Lotus Co Ltd; 2 edition (July 1997).
24. Osborne Milton. Before Kampuchea. Preludes to tragedy. Orchid Press; 2 edition (July 21, 2006)
25. Scott James. The moral economy of the peasant. Rebellion and subsistence in Southeast Asia. New Hawen:Yale University Press, 1977.