пол лица пол льва
Поиск ответа
Вопрос № 307202 |
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно склоняется слово » пол-ли ста»?
Ответ справочной службы русского языка
На склонение сочетаний типа пол-ли ста в науке есть разные точки зрения. Наиболее убедительная в состоит в том, что это несклоняемые сочетания. Элемент пол- в этой концепции рассматривается как самостоятельное слово (вопреки написанию), приближающееся по своим функциям к числительному. Это выражается, например, в способности сочетаться с определением в форме мн. числа (ср.: каждые полгода и каждые два года) и возможности вставить определение ( пол-ли ста — пол большого листа). Сочетания с пол- выступают только в именительном или винительном падеже. В конструкциях, где требуется другой падеж, в строго нормированной литературной речи сочетания с пол- употребляться не могут. Однако вместо них могут использоваться слова с частью полу-, например: прошло полмесяца — прошло около полумесяца, пройти полкилометра — в полукилометре от дома. Часть полу- образует именно слова, а не свободные сочетания. Но у таких слов отсутствует форма именительного-винительного падежа (их нужно отличать от слов, в которых полу— присоединяется к именительному падежу: полукруг, полуостров, полумаска, полутон, полуфинал и др.; такие слова имеют полный набор падежных форм).
Почему слова с полу— это именно другие образования, а не формы слов с элементом пол-? Часть пол— легко сочетается с любыми существительными, обозначающими предметы, поддающиеся счету. Сложные слова с полу- не образуются с той степенью свободы, которая характерна для сочетаний с пол-, поэтому далеко не всякому сочетанию с пол- соответствует сложное слово с полу-. Например, не говорят: разбавь это *получашкой молока, около *полудома уже заселено, к *полуогороду мы еще не прикасались.
Данный подход к описанию сочетаний с элементом пол- нашел отражение в словарях, например в «Русском орфографическом словаре», где к словам типа пол-ли ста не дается окончание родительного падежа, оно указывается при склоняемых существительных (ср. словарные статьи пол-ли ста и полуфинал), в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой (см. параграфы 31—33 раздела «Сведения о грамматических формах»).
Другая точка зрения представлена в «Русской грамматике» 1980 года. Здесь говорится о том, что все слова с первым компонентом пол— принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма род. падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте, при этом часть пол- заменяется на полу-. В текстах встречаются подобные формы: (два) полулиста, (по) полулисту, (с) полулистом, (о) полулисте. Однако они оцениваются словарями как формы слова полулист.
Здравствуйте. Пожалуйста, скажите, как пишется: «фарммир», «фармменеджер» или «фарм-мир», «фарм-менеджер» (по аналогии с пол-ли ца, пол-ли мона)
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов фарм- пишется слитно: фарммир, фармменеджер. Правило дефисного написания слов с первой частью пол- на этот случай не распространяется.
Ответ справочной службы русского языка
При подлежащем, выраженном сложным существительным, первую часть которого образует числительное пол- (полчаса, полгода и т. п.), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в среднем роде, например: полчаса пройдет незаметно, полгорода участвовало в демонстрации; Полголовы уже осталось (Чехов). Но если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то и сказуемое ставится во множественном числе, например: Первые полчаса прошли незаметно; Остальные полдома уцелели от пожара.
Таким образом, верно: Полкласса получило пятерки. В составе слова пол- – это корень.
Здравствуйте, «Грамота», бесценный и незаменимый наш помощник! Поздравляю вас еще с одним национальным праздником – Старым Новым годом! Пожалуйста, разъясните, слитно или раздельно следует писать слова с /впол-/: вполреки отмель, пашня вполгектара, занавес вполокна? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Наречия с первой частью впол. (слушать вполуха, играть вполноги) следует отличать от пишущихся раздельно: а) сочетаний предлога в и сложного слова с первой частью пол. и второй частью – названием единицы измерения, б) сочетаний, передающих обычно значение большого размера, например: синяк в пол-уха, отёк в полглаза, румянец в полщеки, лысина в полголовы, очки в пол-ли ца, туча в полнеба.
Правильно: отмель в полреки (размер), пашня в полгектара (единица измерения), занавес в пол-окна (размер).
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически корректно дефисное написание. См. словарную фиксацию. Обратите внимание: сочетание запасенную пол-ли тру имеет разговорную стилистическую окраску.
Добрый день! Как правильно пишется пол с географическими названиями? Например, пол-Краснодара? или слитно? И как звучит это правило. Заранее благодарна
Ответ справочной службы русского языка
Объясните,пожалуйста, написание «в пол-ли ца». Слитно или раздельно?
«. не то эта милая улыбка в пол-ли ца, не то озорной мальчишеский взгляд»
Ответ справочной службы русского языка
«Русский орфографический словарь» РАН фиксирует слитно пишущееся наречие вполлица (как вполголоса ), но на практике такое написание встречается очень редко, чаще пишут раздельно: в пол-ли ца (как сочетание предлога в и сложного слова с первой частью пол- ).
Правильно ли написать (благоухающая толпа с удельным весом) в пол знаменитого лица (на один квадратный фут)? Фраза вообще ужасная, но особенно смущает написание пол_ ( пол-ли ца?)
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически верно: пол знаменитого лица.
Как правильно пол-ли тровая банка или полулитровая банка? Почему?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: полулитровая и (в разговорной речи) пол-ли тровая.
Пишутся через дефис: Пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-ли мона, но: полметра, полчаса, полкомнаты;
Подскажите, пожалуйста, почему слово ПОЛЛИТРОВКА пишется слитно, если существительное начинается с согласной Л?
Ответ справочной службы русского языка
Слово поллитровка пишется слитно, т. к. вторая часть его не является существительным в форме родительного падежа.
Ответ справочной службы русского языка
Дано слово пол-ли мона,из каких самостоятельных частей речи состоит данное слово?
Ответ справочной службы русского языка
Это одна самостоятельная часть речи, одно слово.
В какой форме правильно написать слово » пол-ли тра» в следующем предложении:
3 ст. л. сухих плодов залить пол-ли тра воды.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Как правильно » пол-ли тра» или поллитра?
Ответ справочной службы русского языка
интересует правильность написания следующих слов:
пол-одиннадцатого
полдвенадцатого
пол-утра
полдня (ждал её полдня, а она. )
полночи
именно в этих словах возникает замешательство, но в примерах их не приводят нигде((((
Ответ справочной службы русского языка
Мистические лица Бельмеса
Вот еще один необъяснимый случай:
Лица Бельмеса – один из самых загадочных паранормальных феноменов 20-го века. Эта история началась в частном доме в Испании в 1971 году, когда его жители начали замечать появление загадочных лиц на полу собственной кухни…
Первое сообщение о том, что на полу кухни собственного дома появилось лицо человека, поступило от Марии Гомес Камара 23 августа 1971 года. Ее муж, Хуан Перейра, вместе с сыном в тот день уничтожили изображение, разбив киркой цементный пол, а позже постелив на его место новый. Но на этом история не закончилась. Через какое-то время лицо вновь появилось на полу, но на этот раз цемент срезали и передали для исследований.Вскоре о доме, в котором появляются таинственные изображения, узнали многие в округе и по всей стране. На Пасху 1972 году сотни людей приехали сюда, чтобы лично увидеть загадочные изображения на полу. В течение следующих 30 лет феномен не исчез – супруги Перейра заявляли, что лица продолжали периодически появляться: иногда это была женщина, иногда мужчина. Каждый раз изображения были различной формы, размеров и с разным выражением лиц.Различные изображения появлялись и исчезали с нерегулярными интервалами, начиная с 1971 года, а их появление широко освещалось в местных СМИ. Многие жители города Бельмес уверены, что изображения на полу дома Перейра не являются результатом труда человека.
После того, как явление получило широкую огласку, исследователи с разных уголков планеты принялись за изучение этого странного феномена. Вскоре выяснилось, что на месте дома раньше располагалось кладбище. После этого у владельцев было взято разрешение и исследователи принялись вскрывать пол. Их удивлению не было предела, потому, что вскоре они обнаружили под ним останки людей. Останки были перезахоронены, а хозяева принялись стелить новый пол. Но не прошло и двух недель, как все ремонтные работы были закончены, когда на полу вновь появились изображения. Одним из них был уже совершенно другой мужчина, также на полу появилось лицо женщины в окружении крошечных 9-15 граней. После этого пол снимали еще несколько раз, но лица вновь и вновь возвращались. Хозяева также пытались отмыть пол с применением сильных моющих средств, но кроме того, что выражения лиц на полу менялись, а глаза расширялись, ничего не происходило.
Среди основных ученых, которые принимали участие в изучении изображений на полу в Бельмесе, были Ганс Бендер и Херман де Аргумоза. Они параллельно работали во Фрайбурге и в Бельмесе с начала 1970-го года, когда феномен первые разы проявился на полу. После 2-х лет работы ни один из них так и не предоставил своего официального отчета. Аргумоза считал этот случай какой-то невиданной «готической» загадкой, но так ничего официально и не заявил. Бендер, тем не менее, несколько раз ссылался на этот случай в своих лекциях.В рамках исследований, образцы цементной плиты были доставлены в ICV (Институт керамики и стекла Испании) для анализа, который не подтвердил наличия краски или красителей в образце. В другом эксперименте, кухонный пол был сфотографирован по частям, затем сверху закрыт тканью, которая была опечатана по краям. Дом и окна также были опечатаны, чтобы предотвратить попытки несанкционированного доступа. Все это происходило перед камерами немецких тележурналистов и в присутствии городского нотариуса. В течение следующих 3-х месяцев кухня дома оставалась опечатанной. После того, как ткань и печати убрали, стало очевидно, что лица изменили свои выражения и переместились с одного места на полу на другое.
Среди прочих исследований, Дж. Алонсо (Высший совет научных исследований Испании) проводил химический анализ материала, на котором появлялись изображения людей. В своем отчете он подтвердил, что в материале, из которого изготовили пол, были обнаружены следы меланократового соединения. Это могло означать, что изображения наносились вручную.Некоторые исследователи полагают, что изображения были мыслеграфическими по своей природе. Это означает, что лица на полу являлись психокинетическим явлением, при котором человек-агент сознательно или подсознательно проецирует изображения на пол. В этом случае человеком-агентом была Мария Перейра. В поддержку этой гипотезы было отмечено, что мимика из образов на полу часто имитировала эмоции Марии, а активность появления новых изображений шла на убыль, если хозяйка уезжала далеко от дома.
История льва из заставки кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer
Наверняка в кино перед началом фильма вы не раз видели заставку со львом, сидящим на тумбе и грозно рычащем. Сразу становится ясно, что этот фильм сняла компания Metro-Goldwyn-Mayer, одна из старейших в Голливуде. А лев Лео – талисман и символ студии с 1917 года. В соцсетях я уже несколько раз видел посты, сообщавшие, что на следующий же день после съемок промо-ролика с рыком, хищник напал на дрессировщика и прикончил его и двух его помощников. Жуть, правда?
Первого льва с заставки кинокомпании MGM на самом деле звали не Лео, а Слатс. Он даже не рычал в кадре. Какой смысл, если кино тогда было немым? Про него рассказывали байку, будто бы в павильон, где снимали промо-ролик, вбежали два грабителя банков и лев одного так потрепал, что тот помер в больнице через пару дней.
Это – вымысел, как и история о гибели дрессировщика и двух его помощников. Первого льва MGM дрессировал знаменитый Волни Файфер, и он мирно ушел в 1974 году. Другие дрессировщики Лео (на протяжении нескольких десятилетий эту роль исполняли семь разных львов) тоже не пострадали. Полагаю, байка возникла и стала популярной из-за вот этого постановочного снимка.
На снимке уже не Слатс, а его приемник – Джеки. Именно Джеки первым грозно зарычал в заставке MGM. Времена стояли простые, зоозащитники помалкивали и чего только с животными не вытворяли. Джеки возили из города в город на поездах и самолетах, показывали на ярмарках и разных увеселительных мероприятиях. Он был львом-кинозвездой. Работка трудная и нервная. Трудно поверить, но в 1927 году самолет со львом Джеки по пути в Нью-Йорк упал из-за перегрузки в пустыне Аризоны.
На таком вот самолетике льва доставляли по стране.
И пилот Мартин Дженсен, и животное чудом выжили. Человек набросал в клетку сэндвичей, оставил молока и воды и пошел за помощью. Когда Мартин добрался до людей, то сразу бросился к телефону и позвонил на киностудию. Первое, о чем его спросили: «Что со львом?»
Фото с места падения самолета: архив музея San Diego Air and Space.
Оказалось, со львом всё в порядке. Его спасли лишь спустя четыре дня. После этой истории хищник получил прозвище «Счастливчик Лео». Он прожил еще восемь лет и скончался в 1935 году в зоопарке из-за проблем с сердцем.
Статья канала «Визуал»
Найдены возможные дубликаты
Музыка из Тома и Джерри заиграла в голове.
За что вы их так? С ходу, в реальный мир?!
Спасибо большое! Только вчера смотрела фильм этой студии и вспомнила про убитого дрессировщика. Захотелось узнать так ли это) а сегодня на ваш пост наткнулась 🙂
Хотя позвать модератора имеете право.
на самом деле звали не Лео, а Слатс.
Translations of slut
шлюха
whore, slut, hooker, harlot, prostitute, tart
блядь
whore, slut, bitch, tart, hooker, tramp
неряха
slut, sloven, slob, slattern, trollop, pig
потаскушка
Географическое деление Швеции. Земли
По сути, каждая такая земля в далёком прошлом была ареалом расселения древнескандинавских племён, не имеющих государственых устройств. Позднее в ходе череды междуусобных войн и соглашений, они объединились, образовав государство Швеция.
Из-за этого земли не имеют каких-либо административных функций и просто означают географические группы провинций. Земли не имеют также геральдических символов.
Сегодня деление на земли имеет для Швеции культурно-историческую значимость и иногда используется для обобщения той или иной крупной части страны, например, в контексте статистики или метеорологии.
Другие системы деления Швеции + Карты:
Как Дикие кошки XIX века с людьми дружили
Где на самом деле снимают фильмы. Итальянская Чинечитта
В 30-х годах фильмы снимали в павильонах. В кино появился звук и писали его на живую. Для этого идеально подходили съёмки в помещениях и на студиях, где нет постороннего шума. В то время стали появляться огромные студии.
Например, Чинечитта — итальянская студия площадью 400 000 м2 в пригороде Рима. Она была открыта ещё при самом Муссолини под лозунгом «Кино — самое мощное оружие». Итальянский кинематограф тогда был в упадке. За следующие пять лет студия выпустила 300 фильмов.
Во время войны павильоны бомбили, а потом итальянское правительство использовало студию для беженцев.
После войны на Чинечитте снова начали снимать фильмы. Частично тут были сняты «Римские каникулы» Уильяма Уайлера, но теперь уже киношники комбинировали студийные съёмки и натурные.
Большая часть сцен из «Сладкой жизни» Федерико Феллини была отснята на этой студии. Итальянец Пьеро Герарди создал 80 декораций, включая улицу Венеции и собор Святого Петра. Всё это было отстроено в Чинечитте. Кстати, сериал «Рим» тоже снимали там. К сожалению, декорации уничтожил пожар.
Одно время студия стояла на грани банкротства, шли разговоры, что легендарная Чинечитта не выживет. В 1997 году государство передало 80% собственности в руки частных инвесторов. Но это не помогло Чинечитте стать прибыльной. В 2017 году государство выкупило студию обратно.
В студии и сейчас продолжаются съёмки. Ребята из Нетфликса и HBO продолжают использовать Чинечитту для декораций. Например, для фильма 2019 года «Два папы» с Энтони Хопкинсом внутри Чинечитты построили копию Сикстинской Капеллы.
Дизайнер даже шутил, что их капелла получилась на пару метров больше.
Выбора на само деле и не было, Ватикан не разрешает снимать на своей территории художественные фильмы.
Так что, старушка Чинечитта до сих пор трудится.
Хочу все знать #698. История одной фотографии: заставка Windows XP, январь 1996 года
Фотография «Безмятежность» считается одной из самых узнаваемых в мире.
Солнечным январским днем 1996 года фотограф Чарльз О’Риэр ехал в своей машине по трассе 12/121, что в округе Сонома, штат Калифорния.
Как и у любого фотографа, специализирующегося на фотографиях пейзажей, на соседнем сиденье у О’Риэра была его верная камера — среднеформатная Mamiya RZ67. И, разумеется, Чарльз все время поглядывал по сторонам в поисках интересных кадров.
Это был его день. Еще издалека О’Риэр заприметил живописный зеленый склон, освещенный мягким полуденным солнцем. Фотограф остановился, взял камеру и сделал четыре снимка на любимую пейзажными фотографами пленку Fujifilm’s Velvia — она усиливает контрастность и подчеркивает цвета.
В тот период О’Риэр сотрудничал со стоковым агентством Corbis, принадлежащим основателю Microsoft Биллу Гейтсу. Именно в это агентство фотограф продал фотографию склона, назвав ее «Идиллические зеленые холмы».
Иронично, что, хоть главным источником заработка Чарльза были фотографии виноградников, всемирную славу ему принесла фотография склона, на котором виноград вырубили еще в начале 1990-х из-за нападения виноградной филлоксеры.
Microsoft выкупил все права на фотографию, и стоило это столько (по слухам, около миллиона долларов), что О’Риэру пришлось самому доставлять в штаб-квартиру Microsoft в Вашингтоне негативы снимка: ни одна курьерская служба не захотела связываться с таким ценным грузом.
Фотография была переименована в «Безмятежность» и стала одним из самых узнаваемых снимков на планете. Не выиграв, заметь, ни одного фотоконкурса и не поучаствовав ни в одной фотовыставке.
Любопытно, что в немецкой версии операционной системы заставка называется «Ирландия». Это подвигло самых находчивых немецких туристов объездить Ирландию в поисках того самого холма и того самого ракурса.
О’Риэру до сих пор приходится убеждать любопытствующих и журналистов, что он не улучшал снимок и не использовал фотошоп и что яркие цвета фотографии — заслуга камеры, пленки и удачно пойманного момента.
В 2006 году О’Риэра одолела ностальгия: он вернулся на то же место и сделал снимок под названием «После Microsoft». Как видишь, легендарный холм к этому моменту снова засадили виноградом.
Трагическая история знаменитой семьи Берберовых, поселивших льва в обычной квартире: как диснеевская сказка обернулась кошмаром
«Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит!»
«Мамочка, посмотри, там собачка умирает»
Берберовы не были профессиональными дрессировщиками. Лев Львович работал архитектором в Баку. Но животных в семье очень любили. Кого только не было в домашнем зоопарке!
«Мой муж Лев Львович обожал всякую живность, — вспоминает Нина Берберова. — Поэтому в нашей стометровой квартире помимо меня, дочери Евы и сына Ромы жили кошки, собаки, попугаи, ежи, еноты, змеи. К тому же нам вечно подкидывали кого-нибудь под дверь. Однажды принесли волчицу. Мы назвали ее Томкой. Когда она подросла, стала вести себя неадекватно: в квартиру всех впускала, но никого не выпускала. Мы с мужем решили, пока ничего не случилось, пристроить ее в зоопарк. Навещали нашу питомицу каждое воскресенье: залезали с детьми в клетку и кормили Томку ее любимыми пирогами с абрикосами. Как-то мы с дочкой решили немного прогуляться по зоопарку. В одной из клеток Ева увидела маленький жалкий серый комочек и сказала мне: „Мамочка, посмотри, там собачка умирает“. Я ответила: „Доченька, это не собачка, это маленький львенок, царь зверей. Наверное, он заболел“. Я упросила директора зоопарка отдать нам этого несчастного малыша».
Сначала львенка, от которого отказалась мать, кормили из соски молочком и всевозможными смесями. Потом, когда львенок подрос, перешли на мясо… Поначалу у львенка совершенно не действовали передние лапы. Так Берберовы поочередно целыми днями массировали их. Постепенно лев начал ходить, но дефект остался на всю жизнь. Например, если внимательно присмотреться, то в «Невероятных приключениях итальянцев в России» видно: когда Кинг бежит по улице, его передние лапы загребают, как ласты. Тем не менее вырос Кинг большой и красивый-прекрасивый. И добряк! Кинг вел себя, как обыкновенный домашний кот. Любил облизывать гостей. Правда, язык у него был, будто наждачная бумага. Но если надоедал, на него можно было цыкнуть, отпихнуть. Лев безропотно уходил в угол или залезал на антресоли, где было его законное место.
Об удивительном эксперименте — льве, живущем в обычной квартире с обычной семьей, — писали в газетах, причем не только в СССР. В основном публикации были выдержаны в позитивном настрое, хотя некоторые ученые предупреждали, что подобная затея может завершиться печально. Соседи тоже были не рады. Из просторной квартиры на втором этаже в престижном районе Баку шел ужасный запах. К тому же Кинг время от времени, часто среди ночи, громогласно рычал. А когда Кинга рано утром выгуливали на поводке, соседи старались не выходить во двор. Встретишь на лестничном пролете двухсоткилограммового льва — не разойтись.
«Назвали мы своего царя зверей, естественно, Кингом (Королем то есть), — рассказывает Нина Берберова. — Когда львенок немного окреп, подрос и превратился в красивого льва, мы хотели вернуть его в зоопарк. Но, когда попытались отвезти его туда, он устроил настоящий скандал, чуть машину не перевернул. Нам сказали, что жить ни в зоопарке, ни на воле он уже не сможет. Пришлось оставить нашего питомца.
Балкон нашей квартиры выходил на крышу, мы поставили на него сетку, чтобы Кинг не смог вылезти на улицу, и спокойно пускали его гулять по всей жилплощади. Иногда, когда ему одному становилось скучно, он приходил в нашу с мужем спальню, залезал на кровать, сталкивал с нее меня или Леву, ложился на спину животом кверху и засыпал беспробудным сном. Утром просыпался вместе со всеми, завтракал, играл с детьми. Они таскали его за усы, ездили, как на лошади: с ним можно было делать все что угодно, он ни на что не обижался и никогда не огрызался.
Кинг обожал Льва Львовича и нежно относился ко мне, видимо понимая, что я — женщина! То ли в нем пробудилась ревность самца, то ли на это была другая причина, но как только он почувствовал свой юношеский возраст, Кинг стал ночевать на нашей супружеской постели между мной и Львом Львовичем. И очень часто в такие ночи я просыпалась от грохота и находила мужа на полу рядом с кроватью. Это Кинг выталкивал своего хозяина с постели, коль скоро он не понимал, что в такой ситуации третий лишний… Так что покойный Лев Львович по милости своего воспитанника набил себе не одну шишку.Кинг дружелюбно относился не только ко всем двуногим, но и к четвероногим: уважал всех животных, которые были у нас в доме. Особенно подружился с Чапом, маленькой черной собачкой, весившей меньше четырех килограммов. Чапу было уже шесть лет, когда появился Кинг, поэтому он считал себя эдаким «дедом», а Кинга юнцом. Кинг придерживался того же мнения. Если «юнец» пытался напроказничать, крохотный Чап бегал за ним по квартире и лаял. Огромный Кинг залезал под стол (стол оказывался надетым на нем, как раковина) и поджимал хвост. Спали они тоже вместе: сначала ложился Кинг, а потом Чап устраивался у него на огромных «плюшевых» лапах. Ели из одной миски: первым «блюдо» пробовал Чап, затем уже подходил Кинг. Чап был крохотный и съедал совсем мало, Кингу же на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограммов мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у нас была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому нам пришлось заняться подработкой: принять предложения о съемках. Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для нашего Кинга звездным и последним часом».Смерть Короля
Кинг стал кинозвездой после того, как снялся в нескольких фильмах: «Лев ушел из дома», «Девочка, мальчик и лев». Лев Львович Берберов бросил работу архитектора и стал «продюсером» короля зверей, потому что на съемочной площадке Кинг мало кого слушался. Дрессировка и домашнее воспитание — вовсе не одно и то же. Зверю было наплевать на жесткий съемочный график и на бюджет. Он игнорировал сценарий и делал только то, что хотел. Сцену, где лев прыгает в окно склада матрёшек, пришлось снимать целых четыре дня! Не удивительно, что после «Невероятных приключений итальянцев в России» Эльдар Рязанов зарекся снимать животных.
В период съемок летом 1973 года в качестве временной жилплощади семье Берберовых отдали целую школу. По Москве каждый день ездила машина с громкоговорителем, в который объявлялось, что в такой-то школе живет лев и туда соваться не стоит. Но, увы, случилась трагедия. Все очень неудачно совпало. Льва оставили в школьном спортзале без присмотра на несколько минут — ассистент вышел попить водички. В этот момент в школьном саду появился студент Бауманского института, первокурсник Владимир Марков. Он гулял с девушкой и собакой, кстати, очень похожей на любимца льва Чапа. То ли пес зачем-то пролез в дыру в заборе, огораживавшем школьный сад, то ли студент полез за яблоками для подруги…
Дальше свидетельства разнятся. Нина Берберова уверяет, что студент дразнил льва, корчил рожи, поворачивался к нему задом, и хищник воспринял это, как сигнал к игре. Другие же уверяют, что ничего подобного не было, студент бежал за своей собачкой. Так или иначе, Кинг выдавил лапами и лбом огромное окно спортзала, выскочил в сад и повалил первокурсника на землю. Тот истошно закричал. Нина Берберова говорит, что Кинг просто игрался и не хотел причинять вред. Однако и не выпускал парня минут пятнадцать. Подруга Владимира Маркова побежала за помощью и наткнулась на милиционера, возвращавшегося с обеденного перерыва.
Лейтенант милиции Александр Гуров, забравшись на крышу трансформаторной будки, выстрелил во льва. Кинг тут же отошел в сторону разбитого окна, студент вскочил и побежал к забору. Тогда Гуров разрядил во льва целую обойму из пистолета Макарова. Одна из пуль попала в сердце.
«Папа прыгнул в окно и побежал на хлопки, — вспоминает Ева Берберова. — Кинг лежал на боку, недалеко от ограды, с широко отрытыми удивленными глазами. Не осознав, в чем дело, папа бросился к Кингу, обнял его, но Кинг уже не дышал. В этот момент подбежала мама. Из небольшой толпы возле ограды послышался женский голос: «Ваш лев разорвал человека»… (На самом деле студент отделался царапинами и вскоре был выписан из больницы — прим. ред.). Кстати, лейтенант милиции Гуров, застреливший льва, впоследствии сделал головокружительную карьеру. Он стал генералом и неоднократно избирался в депутаты Госдумы от партии «Единая Россия»).
Похоронили льва на даче писателя Яковлева, где семья недавно отдыхала. Могилу вырыли у молодого дуба, около которого любил лежать Кинг. Берберовы горевали, будто потеряли сына.
Смерть льва нанесла серьёзную психологическую травму всем членам семьи. По ночам дети Ева и Рома истерически кричали во сне: «Кика! Кика! Пошли домой! Кика, не уходи!».
«Я была против того, чтобы заводить второго льва, предчувствовала беду, — вспоминает Нина Берберова. — Но московская интеллигенция очень загорелась этой идеей. Сергей Образцов, Юрий Яковлев, Владимир Высоцкий, Марина Влади собрали деньги и стали искать нового львенка по всему Советскому Союзу. Нашли в казанском зоопарке. Месяц он проходил в Москве карантин, потом его торжественно вручили нам. Второй Кинг совсем не был похож на нашего первого любимца: того мы спасли от смерти, и он благодарил нас за это уважением и хорошим отношением, этот же требовал, чтобы уважали его».
В 1975 году на основе реальных фактов из жизни семьи Берберовых режиссер Константин Бромберг и сценарист Юрий Яковлев сняли фильм «У меня есть лев». Главные роли в нем сыграли Кинг Второй, Рома и Ева Берберовы. Кинг Второй очень привязался к Роме и беспрекословно ему подчинялся. Мальчик ездил на льве верхом, как на коне. Но то, что позволялось Роме, не позволялось другим участникам киногруппы. Так, попытка режиссера Бромберга заставить льва прыгнуть в холодную реку закончилась плачевно. Кинг прокусил Бромбергу ногу. Львиный клык оставил в бедре режиссера рану глубиной в восемь сантиметров… В другой раз лев оттяпал полпальца ассистенту оператора, когда тот резким движением поднес к его пасти рулетку — измерял расстояние от львиного носа до кинокамеры. В конце концов кое-как фильм с участием Кинга Второго был снят.Всесоюзная известность помогала Берберовым. Гейдар Алиев, возглавлявший тогда ЦК компартии Азербайджана, распорядился выделять мясо для их зверей. Семье даже выделили микроавтобус, что в те времена было поистине царским поступком. Выходили наборы открыток с Кингом. Но затем все начало разваливаться. В 1978 году от инфаркта умер Лев Берберов. Его жене и детям стало трудно управляться со львом, и они планировали передать его в Берлинский зоопарк. Но не получилось. Более того, кроме льва, в семье теперь жила еще и пума Ляля (плюс всякое зверье поменьше).
И случилось то, о чем не раз предупреждали скептики, не верившие в успех эксперимента дрессировщиков-любителей.
Отрывок из письма Берберовых в газету «Пионерская правда» после публикации статьи Веры Чаплиной «Главную роль играет Кинг»