пол лимона пол урока

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

Запомните примеры и объяснения:

ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

Источник

Пол и полу: 7 сложных слов, которые могут сделать вас полуграмотным

В русском языке такое количество правил, что спустя годы после окончания школы немудрено какие-то из них забыть и начать сомневаться в написании тех или иных слов. Сегодня «Мел» рассмотрит правописание сложных слов, состоящих из корня «пол-» и «полу-» (половина), которые могут писаться в трёх наших любимых комбинациях: слитно, через дефис или раздельно.

пол лимона пол урока. Смотреть фото пол лимона пол урока. Смотреть картинку пол лимона пол урока. Картинка про пол лимона пол урока. Фото пол лимона пол урока

Правильно: полдесятого утра

На самом деле в этом правиле всё просто: главное, обращать внимание на начальную букву второй части сложного слова (а это чаще всего существительное в родительном падеже). Если корень «пол-» стоит перед согласной (спойлер: кроме буквы «л»), то слово пишется слитно: «проехали полкилометра», «прочитал полкниги», «встретимся в полдесятого».

пол лимона пол урока. Смотреть фото пол лимона пол урока. Смотреть картинку пол лимона пол урока. Картинка про пол лимона пол урока. Фото пол лимона пол урока

Из вышеизложенного правила выбиваются сложные слова, вторая часть которых начинается на «л». В этом случае мы избавляемся от удвоения согласной с помощью дефиса: «съел пол-лимона», «выпил пол-литра», «проспал пол-лекции». Исключение: «поллитровка», поскольку вторая часть слова не стоит в форме родительного падежа.

пол лимона пол урока. Смотреть фото пол лимона пол урока. Смотреть картинку пол лимона пол урока. Картинка про пол лимона пол урока. Фото пол лимона пол урока

Если «пол-» стоит перед гласной буквой (любой), это сигнал, что здесь нужно ставить дефис: «съел пол-яблока», «порезал пол-арбуза», «пол-урока смотрел фильм».

пол лимона пол урока. Смотреть фото пол лимона пол урока. Смотреть картинку пол лимона пол урока. Картинка про пол лимона пол урока. Фото пол лимона пол урока

Дефис ставится и в тех случаях, когда вторая часть сложного слова является именем собственным, начинающимся с прописной буквы: «исколесил пол-Европы», «прошёл пол-Москвы», «увидел пол-Сибири»

пол лимона пол урока. Смотреть фото пол лимона пол урока. Смотреть картинку пол лимона пол урока. Картинка про пол лимона пол урока. Фото пол лимона пол урока

А слова, которые начинаются с «полу-», слитно пишутся всегда: «полупустой автобус», «полуостров Крым», «новые полуботинки»

пол лимона пол урока. Смотреть фото пол лимона пол урока. Смотреть картинку пол лимона пол урока. Картинка про пол лимона пол урока. Фото пол лимона пол урока

Правильно: пол чайной ложки

Ещё один любопытный пример: если же числительное «пол» отделено от существительного согласованным определением или имеет самостоятельное значение, все слова употребляются отдельно друг от друга: «добавить пол чайной ложки», «прошло пол учебного года». А если убрать определения, то написание тут же меняется: «пол-ложки», «полгода».

пол лимона пол урока. Смотреть фото пол лимона пол урока. Смотреть картинку пол лимона пол урока. Картинка про пол лимона пол урока. Фото пол лимона пол урока

Здесь мы имеем дело уже не с существительными, а с наречием. Согласно правилу, наречия, начинающие с «впол-» (в значении «наполовину»), пишем слитно. Неважно, гласная впереди или согласная. Например: «вполголоса», «вполсилы», «вполуха» и рекордсмен по ошибкам — «вполоборота».

Источник

Русский язык и лингвистика

Пол-листа или поллиста? Как пишутся «пол» и «полу» со словами?

Как правильно писать «пол» и «полу» с другими словами? Давайте разберёмся с этим правилом. Оно не такое уж и сложное, исключений в нём нет.

Что означают «пол-» и «полу-»? Приставка или корень?

«Пол-» и «полу-» — это половина. Ещё «полу-» вносит значение «не совсем, не до конца, почти»: полураздетый, полусобранный, полумера.

Кроме того, «пол-» принимает в косвенных падежах форму «полу-»: полчаса, в получасе ходьбы. И здесь есть тонкая разница: существительные с «пол-» в косвенных падежах относятся к разговорным (стоять в полметре от неё). Стилистически нейтральными будут слова с «полу-»: стоять в полуметре от неё; на расстоянии не более полушага.

Среди лингвистов нет единого мнения по поводу того, что такое «пол-» и «полу-». В основном считается, что это префиксоиды, то есть корневые морфемы, которые выступают в роли приставки (префикса). Многие словари и справочники называют их «первая часть сложных слов», избегая однозначного толкования. А в «Русской грамматике-80» это «первый компонент».

К счастью, запомнить правило написания «пол-» и «полу-» со словами гораздо проще, чем выяснить их роль.

«Пол» пишется через дефис

1) Перед буквой «л»: пол-лимона, пол-литра, пол-ложки, пол-листа. Благодаря дефису у нас не происходит удвоения согласной «л».
2) Перед гласной: пол-яблока, пол-ярда, пол-апельсина, пол-урока, пол-арбуза.
3) Перед именами собственными: пол-Москвы, пол-России, пол-Урала, пол-Байкала, пол-Днепра, пол-Волги. Потому что по правилам русской орфографии недопустимы слитные написания с одной прописной буквой в середине слова.

«Пол» пишется слитно

Перед согласной, кроме «л»: полдня, полдома, полведра, полстакана, полминуты, полчаса, полпервого, полвосьмого.
Исключение — поллитровка (бутылка емкостью в пол-литра), поскольку «литровка» — существительное в именительном падеже, а не в родительном.

«Пол» пишется раздельно

Если между «пол» и существительным есть поясняющее слово (согласованное определение): пол рабочего дня, пол чайной ложки, пол Московской области, пол учебного года. Я съел пол твоего яблока.

Написание «полу»

Слитно

Всё намного проще. «Полу-» со словами мы пишем слитно: полу́торный, получасовой, полуграмотный, полушубок, полумера, полугодие, полулёжа, полушёпотом.

Через дефис

1) Перед именем собственным: полу-Африка (пример из академического справочника В. В. Лопатина). Большая редкость, согласен.
2) В существительном полу-конференц-зал, а также в других подобных словах, где во второй части есть дефис.
3) Парные конструкции, состоящие из слов с первой частью «полу-»: полугород-полудеревня, полусказка-полубыль, полусон-полуявь; полувоенный-полугражданский, полушутя-полусерьёзно, полулёжа-полусидя.

Примечание. Наречия с первой частью «впол-» пишутся слитно всегда: вполоборота, вполноги́, вполголоса, вполуха, вполша́га, вполцены.

Источник

Конспект урока » Правописание слов с пол- (полу-)»

Тема: Правописание слов с пол- (полу-).

Знать способ действия при написании пол-(полу-) со словами

формировать умения в написании сложных слов с пол-(полу-);

формировать умения наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

Тип урока : урок изучения нового учебного материала.

-Послушайте начало весёлого урока «Радионяни»

-Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

А знаете ли вы, как пишется пол-(полу-) со словами?

-Каковы задачи нашего урока?

( выяснить, как пол-(полу-) пишется со словами, научиться писать пол-(полу-) со словами.

2. пол-яблока, пол-одиннадцатого, пол-абрикоса;

3.пол-Европы, пол-Америки, пол-Перми;

4.полдома, полдеревни, пол стадиона;

5.полушарие, полушубок, полуостров.

Это правило еще называют «правилом Юли». Почему?

— Потому что в слове Юля содержатся все подсказки, когда в сложных словах с первой частью пол- надо писать дефис:

Ю (перед заглавной буквой )

ПОЛУ- всегда пишется слитно.

(выходящий к доске отрывает лепесток цветка и выполняет задание) 1.Представьте себе, что вы разрезали пополам яблоко, грушу, апельсин, помидор, батон, арбуз. Запишите, что у вас получилось.

2.Представьте себе, что вам удалось объездить половину Москвы, проплыть половину Волги, что вы прошли пешком через половину города, половину поселка, половину леса. Запишите, что у вас получилось.

3.Раскройте скобки, выпишите из данных примеров только те слова, в которых есть пол- в значении «половина».

(пол)Франции, пол(день), (пол)ковник, (пол)килограмма, (пол)второго, (пол)линейки, (пол)одиннадцатого, (пол)часа, пред(пол)агать, (пол)Петербурга, (пол)тораста.

4. Подберите подходящие по смыслу имена собственные. Опирайтесь на ваши знания по географии, краеведению:

1)Пол(название планеты);2)пол(название государства);3)пол (название столицы государства);4) пол (название озера); 5) пол(название реки); 5)пол (название острова); 6) пол (название посёлка).

5.Приготовьте для гостей блины. Для них нужно (пол)пакета муки, (пол)десятка яиц, (пол)бидона молока, (пол) ложки соли, (пол) стакана песка.

6.Запишите одним словом с пол-(полу-)

Середина дня; расстояние, равное половине шага; небольшая железнодорожная станция; половина метра; время, равное половине часа; короткая, до колен, зимняя одежда на меху; половина Европы; половина игры, полвина круга.

Источник

Тема: Правописание слов с пол-(полу-).

Цели: 1) познакомиться ещё с одним способом образования сложных слов

2) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте

3) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;

4) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

5) обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Notebook

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.

-Запишите число в рабочие тетради.

Оставьте одну строчку!(Для темы)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Перед тем, как мы узнаем что-то новое, нужно не забывать и о старом. Давайте вспомним материал прошлого урока.

-Какие разделы о языке мы с вами уже изучили?(Орфография,фразеология, лексика).

-А сейчас, какой раздел мы изучаем? (Словообразование)

-Что изучает словообразование?(Словообразование –это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова)

— Какие способы словообразования вы знаете? (Морфемные и неморфемные).

-Посмотрите, пожалуйста, на экран.

— Какие способы образования слов зашифрованы в левом столбике?

-Морфемные способы. Это какие?(Дети отвечают)

-Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный.

-А неморфемные способы?

— Сложение: сложение основ без соединительной гласной, сложение основ с соединительной гласной, сложносуффиксальный способ(сложение основ с соединительной гласной и одновременным присоединением суффикса).

-А ещё какие способы?(сложение целых слов) и неморфологический способ: переход из одной части речи в другую.

-Ребята, трудным ли было задание? Что было труднее всего?

-Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.

Предположите дальнейший путь её изучения.

Для этого на парте лежит листок, на котором написаны различные цели урока.

Выберите те, которые вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке, и обведите их в кружочек.

1) познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.

2) научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.

3) отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора;

4) познакомиться ещё с одним способом образования сложных слов

5) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;

6) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;

7 ) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

Слушаем одного выступающего от группы.

-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-

Вы готовы к новым знаниям?

Тогда я хочу вас познакомить с героем, который попал в сказочную страну

и очень хотел научиться жить в ней по-новому.

Выступление группы актёров:

Волшебница : Видишь, Ваня, как трудно живётся людям в стране Половинии. Они всё видят наполовину. Но всё можно исправить.

Мудрец: Молвила магическое слово Волшебница и исчезла.

Мудрец : Ребята, давайте поможем Ванечке разобраться в его проблеме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *