пол и возраст это
Пол и возраст
Развитие личности
Социализация личности. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
4. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
Раздел 6. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД
Темы раздела:
6.1. Пол и возраст 6.2. Темперамент. Диагностика темперамента 6.3. Характер. Акцентуации характера 6.4. Способности |
Половые различия (мужское-женское) существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
Морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.
Мальчики рождаются в среднем более крупными, чем девочки, но новорожденные девочки немного обгоняют мальчиков в созревании скелета, имеют преимущества в темпах освоения речи, у девочек раньше начинается период полового созревания. Девочки, как правило, лучше учатся в школе, а среди неуспевающих учеников преобладают мальчики. Среди мужчин более резок разброс интеллектуальных показателей: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполноценности.
Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие и сверхнизкие показатели интеллекта.
В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество в сфере проявления эмпатии, эмоционального сочувствия.
Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т. д.). В психологии используется условный возраст, определяемый методом периодизации.
· младший школьный возраст;
Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития», психологические новообразования и пр.
Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический возраст, определяемые соотношением определенной суммы биологических, социальных и психологических параметров индивида с некоторыми нормативными (среднестатистическими) симптомокомплексами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Пол и возраст это
Систематические занятия физкультурой и спортом существенно влияют на рост и развитие детей и подростков. Занятия надо строить с учетом морфофункциональных особенностей, возраста и пола. Особо важны занятия физкультурой и спортом для школьников.
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегреванию, переохлаждению и др.) и хуже переносят физические нагрузки, особенно длительные (бег, кроссы и др.). Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и напротив, ранняя специализация (интенсивные нагрузки в одном виде спорта), достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.
У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недостаточно развита костная система, поэтому возможность нарушения осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостанавливается рост, возникают другие нарушения.
Крупные мышцы развиваются быстрее малых, поэтому дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда недостаточная устойчивость внимания и быстрое наступление утомления. В этой связи следует умело сочетать физические нагрузки и отдых.
В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено. Нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиоза, замедления роста, особенно если школьник занимается тяжелой атлетикой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.
Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений. Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости (адаптации) к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий (тренировок) необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной системы почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятиях играми (волейбол, баскетбол), прыжками в высоту и др. Увеличивается масса тела, интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуются точность и координация движений.
На рост и развитие школьников существенное влияние оказывают двигательная активность, рациональное питание, а также закаливание.
В последние годы резко ухудшилось здоровье школьников. Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют в состоянии здоровья те или иные отклонения от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия).
Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие 20-24% динамической работы в дневном распорядке, т. е. 4-5 уроков физкультуры в неделе. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.
Два урока физкультуры в неделю (как правило, сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 ч в неделю, а для мальчиков 7-15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т. п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом 140-160 уд/мин).
Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, а пульс ниже 130 уд/мин.
У юных спортсменов суточная энерготрата может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.
По мере старения человека его способность (адаптация к физическим нагрузкам, их переносимость) к тренировке снижается. Она зависит не только от возраста, пола, но и от индивидуальных особенностей (т. е. наследственности). Известно, что люди одного и того же возраста по-разному реагируют на физические нагрузки, закаливающие процедуры и пр. Но в любом случае регулярные тренировки могут заметно задержать старение, снижение работоспособности, связанное с возрастом: даже если тренировки начинаются в пожилом возрасте, они могут повысить работоспособность.
Исследования показывают, что минутный объем сердца (МОС) в покое у пожилых лиц меньше, и отмечено, что ЧСС и потребление кислорода при максимальной нагрузке с возрастом понижаются. А. Granath и др. (1964) и A. Granath и T. Stradell (1964) измеряли минутный объем сердца и внутрисосудистое давление в покое и при выполнении различных по степени трудности упражнений в положении лежа и сидя у практически здоровых людей в возрасте 61-83 лет; они отметили, что в покое минутный и ударный объем сердца был меньше, чем у молодых людей. И отношение минутного объема сердца к потреблению кислорода у пожилых людей было меньшим.
Системное артериальное давление у пожилых людей в покое проявляет тенденцию к повышению и возрастает при выполнении физических упражнений в большей степени, чем у молодых людей (К. Konig et al., 1962). Это, видимо, связано с нарушением эластичности артерий (атеросклероз). Сопротивление сосудов малого (легочного) и большого кругов кровообращения у пожилых людей выше (Т. Stradell, 1964).
Следует также отметить, что физиологические показатели на физические нагрузки у женщин ниже, чем у мужчин. У женщин максимальная рабочая производительность и максимальное потребление кислорода меньше, чем у мужчин. Это связано с меньшими объемами сердца и крови, которые ограничивают пределы возрастания минутного объема сердца (A. Holmgren et al., 1957). P.O. Agtrand (1952) обнаружил, что максимальное потребление кислорода (МПК) у женщин в среднем составляло 2,9 л/мин, что на 29% меньше, чем у мужчин, у которых потребление кислорода составляло 2,1 л/мин. После введения поправки на различные конституции рабочая производительность в аэробных условиях в расчете на 1 кг веса тела у женщин была на 17% ниже, чем у мужчин (P.O. Agtrand, 1956).
Ударный объем в среднем во время нагрузки в положении лежа равнялся 99 мл у женщин и 120 мл у мужчин, не занимающихся спортом (S. Bevegard, 1963).
По данным Agtrand et al. (1964), минутный объем сердца у мужчин и женщин в возрасте от 20 до 31 года во время максимальной нагрузки в положении сидя составил 24,1 и 18,5 л/мин соответственно.
Пол, возраст, интеллект
В данной статье приводятся результаты исследования интеллектуальных особенностей сотрудников одной крупной (более нескольких тысяч человек) компании. Целью исследования было установить, влияет ли пол и возраст людей на выраженность различных интеллектуальных способностей. Были получены интересные данные, показывающие взаимное влияние пола и возраста на интеллектуальные особенности, а также выделены группы людей, наиболее подготовленных для решения различных рабочих задач исходя из интеллектуальных возможностей и специфики самой работы.
Остановимся подробнее на половых различиях. Вопрос «кто же все-таки умнее – мужчины или женщины?» не оставляет никого равнодушным, а у науки все еще нет на него прямого ответа. Скорее, есть ряд мнений или устоявшихся точек зрения, три из которых мы можем здесь привести:
2. Мужчины одновременно как умнее, так и глупее женщин. Это предположение строится исходя из эволюционного понимания роли полов. Так, мужчина в эволюции выступает в роли «первопроходца», на котором природа ставит эксперименты. Женщина же является «хранителем» полезных данных, накопленных и проверенных на «горьком» мужском опыте. Поэтому среди мужчин чаще встречаются различного рода отклонения от нормы, которые являются не чем иным, как очередными пробами «эволюционного» пера. Отсюда и различия в интеллекте – если интеллект женщин в основном находится около золотой середины, то у мужчин чаще встречаются либо высокие показатели по интеллекту, либо низкие (т.е. располагаются по краям нормального распределения). Поэтому мужчины чаще «умнее» женщин, но и чаще «глупее». Примером реализации такого мнения могут послужить данные Пола Ирвинга и Ричарда Линна. Они показали, что чем выше IQ, тем сильнее разрыв между полами. Так, IQ 125 баллов при середине в 100, характерный для отличников, встречается у мужчин вдвое чаще, а коэффициентом 155 обладают в 5,5 раз больше мужчин, чем женщин. При этом не очень понятно, показали ли они обратную закономерность, где среди низких показателей опять же больше мужчин, чем женщин?
Однако, не будем торопиться, а попытаемся проверить предположение из второй точки зрения, следуя которой, мужчины значимо не только умнее, но и глупее большинства женщин. Для этого мы выделили среди мужчин и женщин две группы: слабую и сильную. В слабую группу попали те люди, результаты которых были равны или ниже 3,5 стен, а в сильную – равны или больше 7,5 стен. Таким образом, предположение об эволюционной предназначенности подтвердится на наших результатах, если процент мужчин, набравших низкие и высокие результаты, будет значимо больше в обоих случаях, чем аналогичный процент женщин, ведь они-то стремятся больше к золотой середине. Что ж, наши результаты не подтвердили это предположение (см. табл. 1):
Пол и возраст
Половые различия (мужское—женское) существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
Генетические различия
Пол зародыша определяется структурой 23-й пары хромосом. У девочек она образована двумя большими Х-образными хромосомами. У мальчиков состоит из большой Х-образной хромосомы и более мелкой Y-образной. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосому. А сперматозоид отца может нести либо Х-хромосому либо Y-хромосому. Для зачатия мужского эмбриона необходимы X и Y-хромосомы плюс микроскопический кусочек материи H-Y антиген, который находится снаружи половых мужских клеток и побуждает Y-хромосому направить развитие зародыша по мужскому пути. Однако половая дифференциация зародыша начинается лишь через 5 недель внутриутробного развития, и к концу 3-го месяца беременности завершается определение пола ребенка. Более сложно происходит дифференциация мужского пола: через 6 недель после оплодотворения начинают развиваться яички, однако это еще не гарантирует, что ребенок будет мальчиком. Надо, чтобы гипоталамус — часть мозга — выделил вещество, благодаря которому яичкам передается сигнал о том, что пора вырабатывать мужской гормон — тестостерон в большом количестве. Если механизм выработки и усвоения мужского гормона нарушен, то не происходит дальнейшего развития мужских половых органов и рождается ребенок, внешне напоминающий девочку, хотя генетически каждая клетка его организма имеет мужскую пару X-Y-хромосом. Мужской зародыш не только с трудом сохраняет свой пол в период половой дифференциации, но и более уязвим: большинство выкидышей — мужские зародыши.
В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество в сфере проявления эмпатии, эмоционального сочувствия. По всей видимости, многие из этих отличий между мужчинами и женщинами генетически обусловлены. Таким образом, морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.
Геодакян в своей тендерной теории межполушарной асимметрии анализирует некоторые различия в строении мозга у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин.
Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую «женскую интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга.
Психологические и социально-психологические половые различия
Первые 5-6 лет жизни ребенка — решающие для формирования своей половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. А.О. Бухановский считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых формируются мужчина и женщина в человеческом понимании: биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социокультурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самоосознание (возможны нарушения половой идентификации личности, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола).
В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, окружающей среды, под влиянием национальных полоролевых стереотипов. (Полоролевые стереотипы — это укоренившиеся, твердые представления людей в определенной культуре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.) Например, стереотип «настоящего мальчика»: мальчик должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напористым, а «настоящая девочка» может быть нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой, опрятной. Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками матери обращаются более мягко, побуждая их больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.
Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками» в очень раннем возрасте, но до 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если одеть платье девочки, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был — мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».
Различия в половом поведении
Половое возбуждение, половое поведение и репродуктивная функция (способность к размножению) имеют свое специфическое развитие и не тождественны друг другу. Половое возбуждение, проявляющееся как эрекция пениса и увлажнение влагалища, могут наблюдаться еще во внутриутробном периоде, сразу после рождения в младенчестве и в течение всей жизни.
Репродуктивная функция (способность к оплодотворению и размножению) появляется у девочек и мальчиков с 14-15 лет, завершается у женщин в 45-49 лет, у мужчин сохраняется до 70 лет.
Возрастные различия
Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека.
Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды:
1) пренатальный (внутриутробный);
2) детство;
3) отрочество;
4) зрелость (взрослое состояние);
5) преклонный возраст, старость.
В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, по степени психического развития человека, его психологических качеств и преобладающих желаний, по преобладающим формам поведения и деятельности. Более подробно возрастные психологические особенности будут рассмотрены в последующих главах.
Методические материалы «Половой и возрастной состав населения мира»
Половой и возрастной состав населения мира
1. Определения понятий пол и возраст
2. Половая и возрастная структура населения
2.1. Половая структура населения
2.2. Возрастная структура населения
3. Возрастно-половая пирамида
4. Соотношение полов
Возрастно-половая структура, то есть распределение людей по полу и возрасту, необходима для изучения демографических и социально-экономических процессов. Исследование возрастно-половой структуры населения является основным условием изучения его прошлого и определения перспектив его будущего развития.
Возрастной состав населения является важным демографическим показателем, так как с его помощью определяется доля трудоспособного населения, а, следовательно, некоторые характеристики развития отраслей промышленности, зависящие от доли занятого в них населения.
1. Определения понятий «пол» и «возраст»
Применительно к человеку пол рассматривается как комплекс телесных (генетических, морфологических и физиологических), репродуктивных, поведенческих, социальных, социально-психологических и психологических признаков, детерминирующих личностный биологический и социальный статус человека как мужчины или женщины. В последнее время возникла тенденция различать биологический и социальный пол. При этом, социальный часто называют словом «гендер», подразумевая под ним совокупность социальных ролей, которые мужчины или женщины играют в обществе. В противоположность этому биологический пол называют просто полом. Пол достаточно очевидный признак, хотя при его определении порой могут возникать определенные трудности. Однако распространенность таких проблемных ситуаций все же крайне мала. В большинстве же случаев человек достаточно легко определяет и собственный пол и пол других людей.
Измеряют возраст в годах, месяцах (на первом году жизни), неделях (на первом месяце жизни), днях и часах. Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека конвенциональны и менялись в ходе эволюции продолжительности жизни. То, что еще сто лет назад считалось старостью, сегодня воспринимается просто как пожилой или даже средний возраст. Демографические события всегда происходят в том или ином возрасте. При этом частота их наступления меняется с возрастом, или, иначе, является его функцией. Поэтому в демографии возраст используется как важнейшая характеристика любых демографических событий. В этой связи говорят о возрасте смерти (и соответственно о среднем возрасте умерших), о возрасте вступления в брак (и соответственно о среднем возрасте вступления в брак), о т.н. детородном возрасте и т.д. Возраст является общей координатой всех демографических процессов, их универсальной независимой переменной, которая фиксируется и учитывается при регистрации любых событий в жизни человека. В демографии возраст, как уже сказано, измеряется временем, истекшим с момента рождения.
Сведения о возрасте получают в ходе переписей населения, в специальных обследований, а также при текущей регистрации рождений, заключения и расторжения брака, смертей и т.д.
2. Половая и возрастная структуры населения
2.1Половая структура населения
Вторым способом представления половой структуры является расчет т.н. соотношения полов, т.е. отношения численности мужчин к численности женщин (или наоборот) во всем населении и в отдельных возрастных группах. Соотношение полов является одним из видов так называемых структурных демографических коэффициентов, или коэффициентов класса Б, которые измеряют соотношения различных частей населения.
Обычно соотношение полов рассчитывают как число мужчин, приходящихся на 100 или 1000 женщин (или, реже, наоборот, число женщин, приходящихся на 100 или 1000 мужчин).
Половая структура населения зависит от совместного действия трех факторов: от вторичного соотношения полов (от соотношения численностей мальчиков и девочек среди родившихся живыми), от дифференциальной смертности, т.е. от различий смертности мужчин и женщин в различных возрастах, и от половых (гендерных) различий в интенсивности миграции.
В демографии и статистике населения принято различать первичное, вторичное и третичное соотношение полов.
Под первичным соотношением полов понимают отношение числа мужских гамет (зародышей) к числу женских при оплодотворении.
Третичное соотношение полов вместе со вторичным входит в сферу интересов демографии, поскольку от них зависят характеристики воспроизводства населения и отдельных демографических процессов. Они влияют на уровень актуальной и будущей брачности, на показатели рождаемости и смертности. Именно поэтому демографы уделяют столь большое внимание этим показателям, как и изучению полового состава населения в целом.
2.2. Возрастная структура населения
Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам.
Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Зная особенности возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, воспроизводства населения в целом.
Отечественная статистика выделяет целый ряд такого рода групп, состав которых определяется как физиологическими особенностями людей, так и наличными общественными отношениями и отражающим их законодательством. В числе таких возрастных контингентов можно назвать: ясельный (дети в возрасте 0- 2 года), дошкольный (дети в возрасте 3-6 лет), школьный (дети и подростки в возрасте 7-15 лет), трудоспособный (мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 года), репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте 15-49 лет), призывной (мужчины в возрасте 18-50 лет), электоральный (мужчины и женщины старше 17 лет) и т.д.
Состав населения по полу обычно рассматривается вместе с возрастным составом как возрастно-половой состав населения. Это целесообразно делать из-за различий в повозрастной смертности мужчин и женщин.
3. Возрастно-половая пирамида
А общая численность населения данного пола и возраста, или его доля во всем населении или в населении данного пола, изображается в виде горизонтальных полос, площадь которых пропорциональна названным показателям. Полученная таким образом диаграмма была в свое время названа пирамидой по той простой причине, что из-за влияния смертности число лиц в старших возрастах обычно меньше, чем в младших. По крайней мере, так было в те годы, когда был предложен этот инструмент наглядного представления возрастно-половой структуры населения. Возрастно-половая пирамида изображает состояние населения в какой-либо момент времени (на момент переписи или на 1 января), т.е. по сути является как бы остановкой в непрерывном процессе воспроизводства населения. Поэтому по сравнительной длине полос можно судить о влиянии процессов рождаемости и смертности на возрастную структуру населения (причем на протяжении многих десятилетий), а также о будущих тенденциях воспроизводства населения и о возможных перспективах изменения его численности в будущем. Если, например, в какой-то год и период времени число родившихся заметно отличается в ту или иную сторону от соседних, то на возрастно-половой пирамиде это отразится в виде или выступа (если число родившихся больше, чем в соседние годы), или провала (если это число соответственно меньше). И эта деформация, проходя через все более и более старшие возраста, сохранится на протяжении практически целого столетия, пока не вымрет данная совокупность родившихся. И она будет оказывать влияние как на демографические явления, так и на явления совершенно иного плана, волнообразно меняя, к примеру, число рождений, смертность, спрос на те или иные товары и услуги и т.д. и т.п. Возрастно-половая пирамида также позволяет судить о влиянии на воспроизводство населения различных исторических событий: войн, эпидемий, революций, тех или иных законодательных актов и других действий, которые могут так или иначе воздействовать на процессы рождаемости и смертности. При анализе возрастно-половой пирамиды, можно определить тип возрастной структуры населения территории или населенного пункта. Обычно выделяют три типа возрастных структур населения:
В соответствии с тремя типами возрастной структуры можно выделить режимы воспроизводства населения:
4. Соотношение полов
В 1999 г. был опубликован доклад, подготовленный в рамках «Программы развития ООН», в котором, в частности, утверждалось, что одним из главных неблагоприятных демографических последствий экономических реформ в странах Восточной Европы и в бывшем СССР оказался огромный недостаток мужчин, обусловленный их очень высокой смертностью. Сравнение с другими крупными странами действительно указывает на значительный недостаток в России мужчин в средних и особенно старших возрастах. Верно и то, что в России, к сожалению, очень высока мужская «сверхсмертность» в рабочих возрастах. Тем не менее, истолкование огромного «женского перевеса» как следствия экономических и политических реформ 90-х годов не имеет ничего общего с действительностью.
По данным последней переписи населения, в Российской Федерации на 9 октября 2002 года проживало 67605 тысяч мужчин и 77562 тысячи женщин. По данным текущего учета, к началу 2004 года число мужчин и женщин сократилась соответственно до 67024 и 77144 тысячи человек, а соотношение полов в общей численность возросло со 1147 до 1151 женщины на 1000 мужчин.
И в заключении подведем некоторые итоги. Состав населения по полу обычно рассматривается вместе с возрастным составом как возрастно-половой состав населения.
Возраст выступает важнейшей характеристикой любых демографических событий, определяющей частоту (интенсивность) их наступления. Сведения о возрастной структуре населения получают в ходе переписи, специальных обследований, а также текущего учета демографических событий. Зная особенности возрастной структуры населения в определенный момент времени, можно строить достаточно обусловленные положения о будущих тенденциях рождаемости и смертности и других демографических процессов, а также воспроизводства населения в целом, оценивать вероятность возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги.
Возрастная структура описывается с помощью группировок и относительных показателей. Чаще всего выделяются возрастные группы однолетние и пятилетние, но в зависимости от целей анализа возможны и другие группировки.
Для анализа возрастно-полового состава используют также и графический метод. В последнем особенно часто применяют возрастно-половые пирамиды, представляющие собой графическое изображение распределения населения по возрасту и полу. По особенностям возрастно-половой пирамиды, выступам или деформациям ее сегментов можно судить о влиянии процессов рождаемости и смертности на возрастную структуру населения на протяжении многих десятилетий, а также о будущих тенденциях воспроизводства населения и возможных перспективах изменения его численности.
При анализе возрастно-половой пирамиды, можно определить тип возрастной структуры населения территории или населенного пункта. Обычно выделяют три типа возрастных структур населения: прогрессивный, стационарный и регрессивный тип.
В соответствии с тремя типами возрастной структуры можно выделить режимы воспроизводства населения: расширенное, простое и суженное воспроизводство. Соответствие режима воспроизводства и динамики численности будет наблюдаться на конкретной территории при отсутствии значительных внешних миграционных потоков. При интенсивной эмиграции (выбытии населения) численность может сокращаться и при расширенном воспроизводстве. При значительной иммиграции (прибытии) население, наоборот, может расти и при суженном воспроизводстве.
Перевес числа женщин над числом мужчин складывается в средних возрастах в результате разной скорости вымирания женского и мужского населения и нарастает при переходе к старшим возрастным группам. По сравнению с мужским населением, среди женского населения выше доля старших и ниже доля младших возрастов. Перевес численности женщин над численностью мужчин значительно усилился в годы Великой Отечественной войны. В России очень высока мужская «сверхсмертность» в рабочих возрастах.
Более высокая смертность мужчин на первом году жизни предопределена в основном биологическими причинами и характерна для большинства стран. К тому же на протяжении последних десятилетий со снижением общего уровня младенческой смертности различия между мальчиками и девочками по этому показателю постепенно сокращались, причем особенно значительно в последние годы. Одновременно со сглаживанием различий мужской и женской смертности в младших возрастах, различия в смертности средних и старших возрастов увеличивались.
1. Медков В. М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.
2. Борисов В.А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.
4. Бреева Е.Б. Основы демографии // Е.Б. Бреева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2005. – 352 с
5. Народонаселение. Энциклопедический словарь. Главный редактор Г.Г. Меликьян. М.- Большая Российская Энциклопедия.- М. 1994 г.