пол и его детерминанты
Пол и его детерминанты
Баймуканова Маржан Тохтаровна
Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова
Научные детерминанты в изучении проблемы пола
Одним из первых понятий, требующих чёткого определения и характеристики его содержания, является слово «пол», т.к. это необходимо для лучшего уяснения сведения о половых функциях человека, о половом развитии и различии, о взаимоотношении полов в обществе. Когда мы говорим «пол человека», подразумевается его анатомо-физиологические особенности.
Долгое время в советский период развития психологической науки исследователи не рассматривали проблему пола вообще или рассматривали ее очень узко и однобоко. В учебной и научной психологической литературе тех лет также практически не использовались понятия «пол», «половые различия», «маскулинность-фемининность». Не раскрывались эти понятия и в «Кратком психологическом словаре», опубликованном под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского в 1985 году. В массовом учебнике «Общая психология» для педагогических институтов /2/ рассматривались всевозможные психические свойства и отношения, но половые различия нигде, ни в каком контексте не упоминались. В учебнике «Возрастная и педагогическая психология» в разделе, посвященном подросткам, появляется параграф «Особенности отношений мальчиков и девочек», однако информация, представленная в нем, носит характер общих педагогических рассуждений, да и сам текст занимает всего одну страницу.
Несмотря на тщательное избегание изучения учеными-психологами проблем пола и межполовых отношений, все же в конце 60-х и в 70-е годы ХХ в. стали появляться единичные публикации, посвященные этим проблемам. Прежде всего, это работы известных отечественных ученых И. С. Кона и Б. Г. Ананьева. В учебном пособии И. С. Кона «Психология юношеского возраста» (1979) целая глава посвящена взаимоотношениям юношей и девушек и их психосексуальному развитию. В 1981 году И.С.Кон опубликовал статью /3/, где был представлен обзор и анализ зарубежной литературы по данной проблеме. Наиболее ценными для развития теории пола в психологии являются убедительные научные результаты о связи индивидных характеристик человека как представителя определенного пола с особенности социального поведения человека.
В 80-е годы количество работ, посвященных вопросам психологии пола, стало увеличиваться. Данные работы можно разделить на две группы.
К первой группе можно отнести исследования, где результаты о различиях в поведении и психологических характеристиках между людьми разного пола не являлись главной целью исследований и были получены как дополнительные факты в контексте решения других научных проблем (неспециализированные исследования) /4/. Вторая группа исследований межполовых взаимодействий — это работы, которые изначально были ориентированы на решение каких-либо проблем психологии пола (специализированные работы) /5/.
Исследователи пола во всех сферах науки рассматривают эту категорию, в основном, с двух позиций: биологической и социальной. Суть биологических детерминант пола рассмотрел через схему формирования пола Г. Васильченко. Васильченко Г. выделяет генетический пол – определяется набором хромосом, гонадный пол – строением половых органов, гаметный пол – репродуктивными клетками, гормональный (эндокринный) пол – насыщенностью внутренней среды организма мужскими или женскими половыми гормонами, морфологический (соматический) пол – по общему строению тела, социальный (гражданский) пол – актом записи в соответствующие документы после рождения Согласованное действие биологических и социальных детерминант иллюстрируется полом воспитания, выделенным Васильченко Г. как дополнительный пол, который социально психологически детерминирован.
Представление пола как многоуровнего позволяет выделить биологический, психологический и социальный пол.
Биологические образующие пола рассматриваются в качестве базисных и определяются местом индивида в системе деторождения. Психологические образующие пола трактуются как обусловленные половой принадлежностью индивида социально заданные и интериоризированные им программы поведения, а также его идентичность. Социальные образующие пола определяются характером соответствия между поведением индивида и теми общественными предписаниями, которые предъявляются ему исходя из его половой принадлежности.
Нагаев В.В. и Обросов И.Ф. /6/указывают, что понятие пола отражает все представления о половых различиях мужчины и женщины и состоит из двух интегральных компонентов: биологического и психосоциального. Первый компонент объединяет целый ряд биологических признаков базисных половых отличий мужского и женского и определяет дальнейшее психосоциальное формирование по мужскому и женскому варианту.
В последнее время в обществе наблюдается отказ от половых стереотипов в пользу концепции равенства. Понятие «андрогиния» предполагает стирание граней между полами в пользу двух сторон. В основе андрогинии лежат уникальные индивидуальные качества человека, а не отдельного пола. Андрогиния – понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.
Таким образом, биологические детерминанты пола оказывают влияние на социальный пол. В результате гендерной дифференциации биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В свою очередь, социальный пол оказывается взаимосвязанным с психологическим полом.
1. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого- педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика,1978.-224с.
2. Общая психология: учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова и др.; Под ред. В.В.Богословского и др.-3-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвещение,1981.-383с.)
3. И. С. Кон. Психология половых различий //Вопросы психологии.- 1981.-№2.-С. 47-57.
4. В. С. Агеева. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 135-140.
6. Медицинская и педагогическая сексология.-Пермь: МП «Книга»,1992.-228с.
Феноменология сексуальной сферы. Этапы формирования сексуальности
Пол — совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организмов. Комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мужчину или женщину.
Сексуальность — совокупность реакций, переживаний и действий, связанных с удовлетворением полового влечения.
Эротичность — психосоциальная надстройка сексуальности, связанная с высокими формами мышления и эмоций (чувства, воображение и др.). Половая дифференцировка включает в себя две противоположные тенденции: наследственность и изменчивость. Наследственность представляет собой консервативный фактор. Изменчивость рассматривается как возникновение новых признаков (самки олицетворяют постоянную «память» вида, а самцы — оперативную, временную «память» вида).
Первичное отношение полов 1,5 к 1 в пользу мужского пола (к 30 годам соотношение становится 0,95 к 1). У-хромосома содержит Н-У-геном, который приводит к образованию специфического белка Н-У-антигена; он индуцирует развитие зиготы по мужскому типу. На 6-й неделе Н-У-антиген запускает превращение недифференцированных гонад в семенники. Мужские гонады секретируют фетальные андрогены, что приводит к раннему (по сравнению с женским зародышем) формированию внутренних (8—10-я неделя) и наружных (15—20-я неделя) половых органов. Дифференцировка по женскому типу не зависит от фетальных гормонов, осуществляется пассивно и в более поздние сроки. Соответственно, к 21—28-й неделе формируется гипоталамус либо мужского типа (андрогенозависимый с постоянной секрецией), либо женского типа (цикличность — эстрогены и гестагены). После рождения дифференцировка не останавливается. Постнатальная дифференцировка включает в себя определение гражданского пола (акушеры в родильном доме), пола воспитания (родители) и формирование полового самосознания. Совокупность перечисленных механизмов детерминации пола, в конечном счете, определяет половую роль и выбор сексуального партнера.
Психосексуальное развитие начинается с момента рождения; в его процессе формируется половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. Условно выделяются следующие возрастные периоды постнатального развития сексуальности.
Парапубертатный период (возраст 0—7 лет). В этот период формируется половое самосознание принадлежности к мужскому или женскому полу. Оно детерминировано половой дифференцировкой мозга и протекает под влиянием микросоциальных условий, включая пол воспитания. Особенно важен контакт матери с ребенком в первые годы жизни. В это время отнятие ребенка от матери на длительный срок приводит к формированию недоброжелательности, подозрительности, замкнутости, безжалостности; у девочек не закладываются будущие эрогенные зоны, не развивается инстинкт материнства, утрачивается ловкость. По истечении этого периода поправить половое самосознание бывает очень трудно.
Препубертатный период (возраст 7—13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения. Активно формируется характер, коллективное самосознание, совершенствуются навыки общения. Правильное поведение родителей во многом формирует полоролевое поведение ребенка. При требовательной и властной матери у девочек формируется маскулинное, а у мальчиков — феминное поведение. В этот период происходит разделение детей по половому признаку вплоть до «девчоночьи-мальчишеских войн»; благодаря этому временному антагонизму возрастают требования к проявлениям мужественности и женственности в поведении, исключаются компромиссы; появляются признаки половой сегрегации: происходит деление на группы по мужскому и женскому типу.
Период формирования психосексуальных ориентации (возраст 12—16 лет). В это время происходит бурное половое созревание за счет максимальной активности эндокринных желез. На основе темперамента и характера формируется личность, происходит пересмотр норм, эмансипация от семьи; значимой группой являются сверстники. Формируются психосексуальные ориентации — устойчивость предпочтения в выборе сексуального объекта (с его индивидуальными особенностями — лицо, телосложение, поведение, манеры и т. п.). Этот период делится на три стадии формирования либидо. Платоническое либидо — детская романтическая влюбленность с эротическими фантазиями типа «рыцарь и прекрасная дама» с желанием побыть вместе (например, сидение за одной партой), попытками обратить на себя внимание (дергание за косы и т. п.). Эротическое либидо характеризуется стремлением к телесному контакту, но без сексуальной близости. Возникает интерес к интимным отношениям полов, эротической литературе. В это время формируются навыки знакомства и ухаживания. «Ветреность и влюбчивость» трактуется не как испорченность или распущенность, а как выработка широкого диапазона поведения и отношений, и, наоборот, «любовь с первого класса» в дальнейшем может вылиться в ригидность «образа идеального партнера», неумение адаптироваться в различных ситуациях. Сексуальное либидо — стремление к половой близости. Большая склонность к фантазированию и меньшая активность гормонов, в частности андрогенов, нередко являются возможными факторами затягивания наступления у женщин этой фазы, либо у части женщин сексуальное либидо может совсем не сформироваться (биологический инстинкт материнства более значим, чем сексуальное влечение).
Автор: В.Е. Житловский.
Гендер
Социологи используют два разных термина для обозначения биологических и социально сконструированных различий — это пол и гендер. Хотя оба они связаны с различиями между мужчинами и женщинами, понятия пола и гендера имеют разные коннотации. Пол относится к различиям и биологическим, и анатомическим, и физиологическим, и хромосомным характеристикам людей, которые определяют их как мужчин или женщин.
Они являются характеристиками, с которыми человек рождается, и они универсальны, то есть являются общими для всех обществ и культур, и они неизменны.
Гендер — это набор идей, убеждений и социальных принадлежностей, которые строятся в каждой культуре и в каждый исторический момент на основе половых различий. И его черты формировались на протяжении всей истории общественных отношений.
Гендер — что это
Гендерный подход или перспектива рассматривают различные возможности, которые есть у мужчин и женщин, взаимосвязь между ними и различные роли, которые им отводятся в обществе. Гендерные отношения определяют различные способы доступа к услугам здравоохранения, особенно в области сексуального и репродуктивного здоровья.
В антропологии гендер определяется как культурно-историческая интерпретация, которую каждое общество разрабатывает вокруг половой дифференциации. Эта интерпретация порождает набор социальных представлений, практик, дискурсов, норм, ценностей и отношений, которые придают смысл поведению людей в зависимости от их пола.
В психологии гендер определяется как процесс, посредством которого биологически разные люди становятся женщинами и мужчинами за счет приобретения атрибутов, которые каждое общество определяет как характеристики женственности и мужественности. В этом смысле гендер — это психосоциальная конструкция женского и мужского начала.
Что такое гендерные различия с психологической точки зрения? Это категории, в которых сформулированы три основных элемента:
С другой стороны, гендер был концептуализирован как структурирующий элемент набора социальных отношений — гендерных отношений, которые определяют взаимодействия людей как половых партнеров. Гендерные отношения социально сконструированы и, следовательно, поддаются трансформации. Они не происходят из биологии и не обязательно гармоничны, напротив, они могут противоречить друг другу.
Гендерная роль
Гендерные роли — это поведение, которое воспринимается в обществе как подходящее для каждого пола.
Гендерные роли в обществе определяют, как мы должны действовать, говорить, одеваться, ухаживать за другими людьми или партнерами и вести себя в зависимости от того, какой у нас пол. Например, от женщин и девочек ожидается, что они будут одеваться женственно, будут вежливыми, любезными и с материнскими склонностями. В свою очередь, ожидается, что мужчины будут сильными, агрессивными и бесстрашными.
В обоих случаях это социальная конструкция, правила, устанавливаемые контекстом, в котором живет каждый человек. Таким образом, поведение, которое считается подходящим для женского пола, может варьироваться от одной культуры к другой и от одного раза к разу. Это происходит потому, что в каждом обществе, этнической группе и культуре есть ожидания относительно гендерных ролей.
В свою очередь, гендерные роли постоянно меняются и развиваются в тандеме с другими социальными нормами. Таким образом, 70 лет назад в Европе женщинам было предосудительно носить брюки или было удивительно, что мужчина посвятил себя работе по дому. Сегодня оба поведения нормализованы, поскольку общество добилось прогресса с точки зрения гендерного равенства.
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность — это то, как мы себя чувствуем и как выражаем эти чувства. Одежда, внешний вид и поведение — это способы выражения гендерной идентичности.
Большинство людей чувствуют себя мужчинами или женщинами. Некоторые люди чувствуют себя мужественными женщинами или женственными мужчинами. Эти люди могут считать себя гендерными вариантами. А некоторые люди не чувствуют себя ни мужчинами, ни женщинами – эти люди могут считать себя «межгендерными» или «гендерно изменчивыми». Представление о собственной гендерной идентичности начинает складываться в 2–3 года.
У некоторых людей пол и гендерная идентичность совпадают или связаны. Этих людей называют «цисгендерами». Другие люди считают, что назначенный им пол отличается от пола их идентичности (например, назначенный им пол — женский, но их гендерная идентичность — мужская). Этих людей называют «трансгендерами» или «трансами». Но не все трансгендеры имеют одинаковую идентичность.
История появления понятия
В качестве категории анализа понятие «гендер» было впервые использовано в социальных науках в 1955 году, когда антрополог Джон Мани предложил термин «гендерная роль» и «гендерная идентичность» для описания поведения, социально приписываемого мужчинам и женщинам.
В 1968 году психолог Роберт Столлер определил эту «гендерную идентичность», которая определяется не биологическим полом, а тем фактом, что с рождения приобрели опыт, обряды и обычаи, модель поведения, приписываемые каждому полу.
В 70-е годы англо-саксонский феминизм продвигал использование этой концепции, чтобы подчеркнуть неравенство между мужчинами и женщинами, которое является социально сконструированным, а не биологическим.
Следовательно, различие между половой дифференциацией, определяемой хромосомным, гонадным, гормональным, анатомическим и физиологическим полом людей и интерпретациями, которые делает это каждое общество, позволяет лучше понять социальную реальность. Это также показывает, что человеческие характеристики, считающиеся женскими или мужскими, приобретаются в ходе сложного индивидуального и социального процесса.
В 1980-х годах термин «гендер» начал использоваться в различных дисциплинах социальных наук, потому что он оказался полезной категорией для более точного разграничения: как разница (биологическая) становится неравенством (экономическим, социальным и политическим) между женщинами и мужчинами, размещая детерминанты неравенства полов на символической, культурной и исторической основе.
Гендерные роли и гендерные стереотипы
Все больше в обществе и культуре происходят изменения. А значит и то, что считается мужским и женским тоже меняется. Сегодня во всех обществах мы видим, что женщины больше не привязаны к дому, а, скорее, выходят в общественное пространство, имеют высокооплачиваемую работу и участвуют в производительных задачах.
А мужчины участвуют в репродуктивных задачах и берут на себя обязанности по дому и по уходу за детьми, пожилыми и больными родственниками. Мужчины меняются и участвуют в домашних делах и заботах.
Эта ситуация положительна, поскольку ведет к гендерному равенству. По данным ООН, считается, что если бы все мужчины участвовали в уходе за больными, то войн было бы меньше.
В чем различия между гендерным признаком и половым признаком
Стоит различать между полом, гендером и гендерной идентичностью. Люди часто путают пол и гендер, гендерную идентичность. Но на самом деле это разные вещи.
Гендерные стереотипы
Гендерный стереотип — это общее мнение или предубеждение относительно атрибутов или характеристик, которыми мужчины и женщины обладают или должны обладать, или социальных функций, которые оба выполняют или должны выполнять.
Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает способность мужчин и женщин развивать свои личные способности, делать профессиональную карьеру и принимать решения относительно своей жизни и жизненных проектов.
Классификация гендеров, отличительные особенности
Разнообразие присутствует во всех аспектах жизни, оно является генератором соглашений и разногласий, поскольку представляет собой один из основных текущих конфликтов в нашем обществе. Любой тип разнообразия: этническое, культурное или гендерная принадлежность предполагает такие ценности, как солидарность и уважение к различиям. Человек должен жить своей сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью свободно и ответственно.
В настоящее время выделяют три основных типа гендерной идентичности:
Биполярная
Изначально биполярная идентичность предполагала жесткую дифференциацию гендерной идентичности по признаку пола (мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, а женщины — фемининными).
В конце ХХ века концепция биполярной модели гендерной идентичности была пересмотрена. На данный момент предполагается, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным поло-ролевым моделям и могут сочетать в своем поведении характеристики обоих полов.
Мультиполярная
Мультиполярная модель гендерной идентичности допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола.
Мультиполярная модель гендерной идентичности представлена 6 вариантами:
Андрогинная
Гендерная неоднозначность также известна как андрогинность.
Слово «андрогинность» происходит от греческого слова «andro» и означает мужчина — мужественность, а слово «gyne» означает женщина — женственность.
Таким образом, андрогинность, имея небинарную гендерную идентичность, означает наличие как мужских, так и женских характеристик. По мнению ученых — андрогин осуществил высшую мечту каждого человека: обладать обоими полами одновременно.
Всвязи с тем, что андрогинность относится к людям, которые не хотят, чтобы их видели/ идентифицировали по своему полу – могут иметь абсолютно любую внешность и сексуальную ориентацию.
По объекту влечения
Описывая устойчивое физическое, романтическое и/или эмоциональное влечение человека к другому человеку, что гендерная идентичность и сексуальная ориентация — это не одно и то же. Небинарные гендеры могут быть натуралами, лесбиянками, геями, бисексуалами или гомосексуалистами. Например, человек, который превращается из мужчины в женщину и которого привлекают исключительно мужчины, обычно идентифицирует себя как гетеросексуальную женщину.
Использование термина на современном этапе
Национальные правительства и общественные организации давно и плотно используют термин «гендер». Они разрабатывают ряд стратегий, инструментов и ресурсов, чтобы гарантировать, что их программы развития учитывают гендерное неравенство.
Эти стратегии включают учет гендерной проблематики в организации, проведение гендерного и полового анализа и гендерную оценку для определения воздействия программ, стратегий и законов.
Прогресс в реализации этих стратегий и, следовательно, в повышении осведомленности о гендерных вопросах и обеспечении гендерного равенства медленный. Причины этого включают отсутствие обязательств со стороны заинтересованных сторон и недостаточное выделение ресурсов.
Пробелы в сборе, обработке и представлении гендерно чувствительных данных также представляют собой серьезную проблему для эффективного гендерного анализа.
Хотя гендерные вопросы часто признаются важными и их четко отделяют от половых, государства и общественные организации часто уделяют им меньшее внимание, считая другие аспекты развития, такие как демократия, бедность или конфликты, более актуальными.
Пол и его детерминанты
Пол — совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организмов. Комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мужчину или женщину. Сексуальность — совокупность реакций, переживаний и действий, связанных с удовлетворением полового влечения. Эротичность — психосоциальная надстройка сексуальности, связанная с высокими формами мышления и эмоций (чувства, воображение и др.). Половая дифференцировка включает в себя две противоположные тенденции: наследственность и изменчивость. Наследственность представляет собой консервативный фактор. Изменчивость рассматривается как возникновение новых признаков (самки олицетворяют постоянную «память» вида, а самцы — оперативную, временную «память» вида).
21. Психосексуальное развитие— теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.
Стадии психосексуального развития. Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:
1. Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии (либидо) в области рта.В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.В это время, младенец испытывает явное наслаждение при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (со́ска, пальцы, игрушки).Рот — первая область организма, которой ребёнок может управлять.2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме.
4. Латентная фаза (6 — 12 лет) — четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
5. Генитальная фаза — пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.
Поведение родителей в семье является той моделью, которой подражают дети. Отстранение отца от воспитания может привести к тому, что сын не готовится к мужской роли в жизни, у него усваивается «женский» тип поведения. Такие мальчики часто робкие, менее зрелые, не хотят служить в армии, предпочитают женские занятия. Иногда мальчики, воспитанные без отца, становятся, наоборот, агрессивными, жесткими, как бы в противовес женскому окружению. Их поведение доставляет много хлопот школе. В семейной жизни они, как правило, не способны сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п.
23.потребности:
У каждого ребенка есть естественная потребность быть вместе с матерью, быть понятым ею и воспринятым ею всерьез. Он также вправе претендовать на уважение. В первые же недели и месяцы жизни ему нужно общение с матерью, нужна ее помощь, он связывает с ней определенные ожидания, вправе по-своему «располагать ей». Кроме того, он хочет как бы «отражаться» в ней. Это превосходно описано Винникотом: мать держит на руках ребенка, она смотрит на него, он, в свою очередь, пристально вглядывается в ее лицо и обнаруживает там себя самого. Но это возможно лишь при условии, что мать действительно видит в нем маленькое, беспомощное, единственное и неповторимое существо, а не собственные ожидания, страхи, планы относительно будущего ребенка, которые она проецирует на него. В последнем случае ребенок видит в матери отражение не себя самого, а ее проблем. Сам он остается без зеркала и в дальнейшем будет совершенно напрасно искать его.
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав