пол баньян в дерри
Пол баньян в дерри
Наверняка вы уже посмотрели новую экранизацию Стивена Кинга «Оно» и теперь точно знаете, что плавает в канализации, ванных комнатах, библиотеках и старых заброшенных домах проклятого городка Дерри. Перед тем как читать дальше, будьте готовы нахвататься спойлеров к книге, фильму, и (вероятно) его будущему сиквелу. Ибо перед вами несколько любопытных «секретов», которые могли не заметить даже самые внимательные фанаты.
Первой занятной пасхалкой стала дата выхода фильма. Новая экранизация вышла в этом году — в 2017-м, а предыдущая адаптация романа Кинга в двух частях увидела свет в 1990 году. Что интересно, само «Оно» в книге появлялось в Дерри каждые 27 лет. Так и новый фильм вышел ровно через 27 лет после выхода предыдущей экранизации.
Кукла Пеннивайза из «Оно» 1990
Когда «Клуб неудачников» впервые посещает заброшенный дом, Билл Эдд и Ричи разделяются, и каждый из них становится жертвой собственных кошмаров. Ричи оказывается в комнате, полной кукол-клоунов. В самом дальнем левом углу можно заметить куклу, жутко похожую на Пеннивайза из фильма 1990-го года. Можно предположить, что клоуны, которые, как нам известно, приходят в новом обличье каждые 27 лет, перед своей «спячкой» обращаются в куклы и ждут своего часа в этой комнате.
Футболка «Tracker Bros.»
Когда Эдди, Ричи и Билл отправляются искать Джорджи в дренажную трубу, на Билла была одета зеленая футболка с логотипом Tracker Bros. В романе Tracker Brothers является судоходной компанией в Дерри, и именно на ее заводе взрослый Эдди встречает Пеннивайза после возвращения в родной город. Эта же фабрика фигурирует в романе «Ловец снов» 2001 года. Привет, Касл-рок!
Финальным аккордом х/б пасхалок стала футболка Freese’s. Это название магазина, работавшего с 1892 по 1986 года в Боулдере, штат Колорадо. Находясь именно в этом городе Стивен с 1981 по 1985 писал свой роман. Красивый реверанс от костюмеров Королю Ужасов.
Граффити Банды Брэдли
Еще одна еле заметная отсылка — граффити с изображением Банды Брэдли, группы гангстеров, державших Боулдер в страхе до своей смерти в 1929 году. Правда, на граффити вряд ли кто смотрел — внимание большинства зрителей было приковано к обугленным пальцам, царапающим косяк двери.
На велосипеды мало кто обращает внимание. И это логично — на чем еще могут разъезжать обычные американские школьники из 80-х? Но все же один из них заслуживает внимания, а именно — серебристый Schwinn Билла. В фильме с велосипедом не связана ни одна история, однако в романе с помощью этого транспортного средства Билл спасает целых две жизни: Эдди от приступа астмы в детстве и свою жену от каталепсии уже в зрелости.
В фильме есть эпизод, в котором Билл Денбро заходит в комнату своего пропавшего брата и берет в руки одну из его игрушек — черепашку из конструктора Lego. Это одна из отсылок к Черепахе по имени Матурин, которая играет важную роль в мультивселенной Стивена Кинга. Есть еще одна: когда дети купаются в озере, один из них замечает черепашку в воде.
У Кинга Матурин — это одно из двенадцати могущественных созданий, охраняющих Лучи Темной башни. Каждый из них имеет сложную и долгую историю. Так, Оно как воплощение зла вполне могло появиться в реальном мире из мира Тьмы, описанного в цикле «Темной башни».
Если вы не знали, то Пеннивайз — это не человек, а некое космическое существо, питающееся страхами людей. Образ клоуна оно выбрало для того, чтобы было проще заманивать детей, самых «вкусных» жертв с живым воображением. Однако на самом деле оно выглядит как смертельные энергетические огни. Мельком их нам показывают в фильме — во время похищения Пеннивайзом Беверли, но огни, пожалуй, увидели и оценили только самые прожженные фанаты романа.
Актер Финн Вулфхард сыграл и в «Оно», и в сериале «Очень странные дела». Фильм по духу сильно перекликается с сериалом от Netflix, но есть в нем еще и интересная отсылка, связанная с персонажем Вулфхарда. Ближе к концу фильма его герой решает бросить попытки разобраться с клоуном и уйти, после чего он дерется со своим другом Биллом Денбро. Похожий эпизод был и в очень странных делах, когда герой Вулфхарда Майк Уиллер подрался с Лукасом Синклером из-за его нежелания продолжать поиски их пропавшего друга.
Знак с названием улице — прямая отсылка к книге.
«Кораблик кружился, переворачиваясь, уходил под воду и снова всплывал, устремляясь вниз по Витчем-стрит по направлению к светофору, который регулировал движение между улицами Витчем и Джексон».
Знаковая статуя Пола Баньяна в фильме так и не оживает, хотя в книге она изрядно напугала Ричи. И этому есть своеобразное объяснение, помимо, разумеется, затрат на спецэффекты — после выхода книги все жители Бангора обходили статую стороной, настолько жуткой была сцена с ее участием в романе. Видимо, чтобы лишний раз не нервировать и без того натерпевшихся жителей города, киноделы показали статую лишь мельком.
Порядок появления и ухода героев
Интересно, что даже порядок появления героев имеет значение. В финале фильма есть эпизод, в котором все дети держатся за руки и дают клятву, что вернутся, если Оно снова появится в Дерри. Если обратить внимание на то, кто в финале этой сцены первым уходит, то это Стэн Урис. Следом за ним уходит Эдди Каспбрак. Именно в таком порядке в книге умерли эти персонажи: Стэн испугался повторной встречи с Пеннивайзом и совершил самоубийство, а Эдди погиб в схватке с монстром.
Один из хулиганов, донимающих «Клуб неудачников», становится жертвой Пеннивайза. Патрик Хокстеттер погибает в канализации, и перед смертью он видит шарик с надписью «Я люблю Дерри». Это отсылка к гибели другого персонажа, который в экранизацию не попал. Эдриан Меллон погиб в кепке с надписью «Я люблю Дерри» (в книге описывается ежегодный карнавал, где надпись «Я люблю Дерри» была использована на различной продукции).
Как в книге, так и во всех экранизациях, из-за просмотра фильма «Я был подростком-оборотнем» Ричи больше всего боится оборотней. Поскольку в фильме используется и без того много жутких визуальных образов, режиссер намекает нам на потаенный страх героя с помощью лишь одной сцены — когда Пеннивайз надвигается на ребят, и из его клоунской перчатки прорывается лапа оборотня.
Пеннивайз на граффити
Сцена, где Бен и другие дети находятся возле аптеки. Обратите внимание на внезапно возникающую фреску, изображающую Пеннивайза.
Когда мы впервые встречаем Беверли, на стене туалета отчетливо видна надпись «Ненавижу клоунов». Кто-то там также написал «Грета Кин – сука» черной пастой. Непонятно какую из надписей написала Беверли.
Водонапорная башня Дерри
Водонапорная башня Дерри – на самое лучшее изображение для открытки. Открытка, на которой Бен написал свое признание Беверли, на лицевой стороне содержит изображение водонапорной башни Дерри – страшного места, ранее открытого для общего доступа в качестве городской смотровой площадки. Однако после нескольких несчастных случаев, в результате которых в водохранилище были найдены тела утонувших детей, доступ к башне был закрыт. Именно здесь Стэнли Урис впервые встретил Оно. Упоминания водонапорной башни Дерри можно встретить также в романах Кинга «Ловец снов» и «11/22/63», содержащих прямые отсылки к Пеннивайзу.
Сцена, в которой дети через проектор смотрят фотографии, а затем видят на них Пеннивайза, отсылает к повести Стивена Кинга The Sun Dog (ее переводили по-разному: «Несущий смерть», «Солнечный пес»). В книге пес из двухмерного мира становился все ближе и ближе к тому, чтобы попасть в реальный мир, каждый раз, когда кто-то делает фотографии на полароидную камеру «Солнце-660». Так вот, ближе к концу повести он точно также, как Оно в фильме, появляется при просмотре снимков через проектор.
DARKER
онлайн журнал ужасов и мистики
Новости и анонсы
Авторские колонки
Мероприятия
Добро пожаловать в Дерри: прогулка с Королём
Не все клоуны, как известно, одинаково приносят радость. За этим вечно улыбающимся набелённым лицом может скрываться кто угодно: психопат, маньяк, убийца. И уж кому об этом знать, как не нашему брату? Итак, встречайте в DARKER, пожалуй, самого известного клоуна литературы ужасов.
«Здравствуйте, детишечки! Это я, ваш любимый Пеннивайз!»
Бумажный кораблик несется по дождевому потоку, перекатывается через бурунчики. За ним вприпрыжку бежит мальчик в желтом непромокаемом плаще и красных резиновых сапогах, весело смеясь и радуясь ливню, который накрыл Дерри. И мы знаем, что через пять минут ребенок погибнет страшной смертью.
Сцена гибели Джорджи Денбро от рук злобного клоуна — одна из самых запоминающихся как в литературе, так и в хоррор-кинематографе. Наверняка в детстве многие из нас не могли уснуть после того, как кровожадный монстр вырвал малышу руку, «как крылышко мухи».
«Оно» Стивена Кинга является чуть ли не эталоном романа ужасов. В нем есть все: мрачная атмосфера, жуткие убийства и монстры всех мастей. Зло меняет личины, и мы встречаем оборотня, мумию, утопленников, гигантскую хищную птицу, ожившую статую и, конечно же, клоуна Пеннивайза — квинтэссенцию детских кошмаров.
Тим Карри в роли клоуна Пеннивайза
(кадр из фильма «Оно», реж. Томми Ли Уоллес, 1990)
«Король ужасов» приглашает нас прогуляться по Дерри, маленькому городку в штате Мэн. Здесь живут самые обычные люди — со своими мечтами и своими несчастьями, здесь играют и умирают дети, потому что на них ведет охоту неведомая тварь. В книге очень много деталей, буквально пропитанных горькой и светлой ностальгией, которая передается и читателю. Кинг настолько «вкусно» описывает быт, что кажется, будто ты всю жизнь прожил в этом милом и одновременно страшном городке. И не раз бегал по его улочкам, строил в Барренсе запруду, покупал в аптеке леденцы, убегал от малолетней шпаны, любовался на стеклянный переход детской библиотеки, наблюдал за птицами в парке. а может, даже спускался, дрожа, в затхлую темноту старого коллектора.
Дерри — один из самых удачных городов, придуманных Кингом. Он стал неотъемлемой частью его литературного мира наравне с Касл-Роком (место действия романа «Необходимые вещи», упоминается в огромном количестве других произведений) и Хэвеном (роман «Томминокеры»). Сама идея города, который столетиями живет под гнетом сверхъестественного создания, одновременно пугает и завораживает — эдакое средоточие зла, от которого нигде не спрятаться. Кажется, что и сами жители нередко потакают злой воле, закрывая глаза на то, что творится у них перед носом.
«Оно существовало в простом цикле — пробуждаться, чтобы есть, и засыпать, чтобы видеть сны. Оно создало место в своем собственном воображении и смотрело на это место с любовью из мертвых огоньков, которые были Его глазами. Дерри был Его орудием убийства, жители Дерри — Его овцами».
Статуя Пола Баньяна в Бангоре (© 1996, Stephen King Lille)
Любопытно, что многие локации из романа имеют прототипы в Бангоре (реальный город в штате Мэн, где, кстати, и живет «Король ужасов»): Барренс, где играли герои, водонапорная башня, в которой плавали злые утонувшие мальчики, детская библиотека, которой так восхищался Бен, статуя Пола Баньяна, чуть не убившая Ричи. Нужно сказать, что Кинг нередко использует этот прием, который не столько делает его произведения более реалистичными (что знает простой обыватель о том же Бангоре?), сколько наполняет их «пасхалками», столь приятными Постоянному читателю (к которому писатель нередко обращается в предисловиях).
Повествование разворачивается сразу в двух временных пластах: лето 1958 года, когда герои романа были детьми, а город, несмотря на жестокие убийства, казался красивым и небезнадежным, и 1985 год, когда шесть мальчиков и одна девочка выросли, а Дерри потускнел, как будто состарился. Переплетение прошлого и настоящего, «тогда» и «сейчас» — ключ к пониманию романа. Измениться может все: улицы поменяют названия, любимый кинотеатр закроется, в библиотеке появится электронный каталог, в домах старых приятелей поселятся чужие люди. Но если зло не побеждено, то оно обязательно вернется, и кошмар начнется снова. И единственный шанс победить — не предать друзей и сдержать обещание, пусть даже данное в далеком детстве.
Билл, Бен, Ричи, Эдди, Майк, Стэн, Бев. Эти имена для преданных фанатов Кинга звучат как заклинание. Вот они, несчастные и одинокие подростки, которые объединились в Клуб неудачников и познали истинную дружбу. Они смогли раскрыть мрачную тайну Дерри и нашли в себе смелость встретиться с чудовищем лицом к лицу. И в этом они гораздо сильнее инертных и неповоротливых взрослых, трусость и безразличие которых приводит к несчастьям.
«Энергия, которой вы распоряжались так беззаботно, когда были ребенком, энергия, которая, казалось, никогда не истощится, — вдруг испарилась где-то в возрасте от 18 до 24 лет. Ее сменило что-то скучное, что-то вроде искусственного кайфа от кокаина: может быть, даже высокие цели».
Муниципальная библиотека Бангора (© 1996, Stephen King Lille)
И все же они счастливы, потому что дети есть дети. Они будут бояться злого клоуна и обличий, которые он принимает, и весело играть в Барренсе, строить плотину. Они будут подчиняться комендантскому часу и ходить в «Аладдин» на сеансы фильмов ужасов. Они будут страдать от черствости родителей и будут влюбляться. Они будут терпеть побои от Генри Бауэрса и все равно наслаждаться жизнью.
«Не провели ли они, все семеро, все это длинное лето, самое длинное в своей жизни, смеясь, как помешанные? Вы смеетесь, потому что все страшное и неизвестное — смешно, вы смеетесь, как иногда маленькие детишки смеются и плачут в одно и то же время, когда подходит цирковой клоун, зная, что здесь нужно смеяться».
Водонапорная башня, окрестности Бангора (© 1996, Stephen King Lille)
Пожалуй, «Оно» — один из самых светлых и оптимистичных (!) романов, по крайней мере, среди известных автору этих строк. Такие же эмоции вызывают повесть «Тело», романы «Ловец снов» и «Сердца в Атлантиде». Кинг умеет не только пугать, у него есть еще один волшебный дар — писать о счастливом детстве, тем самым делая и читателя счастливым. В одном из ребят обязательно узнаешь себя: в толстом и застенчивом Бене, в забитой, но решительной Бев, в неугомонном очкарике Ричи, а может, в их лидере, так ужасно заикающемся Билле. Благодаря семи разным взглядам на одни и те же события история приобретает объемность, даже какую-то удивительную достоверность — и от этого кровавые проделки Пеннивайза становятся еще страшнее.
Да, Танцующий Клоун Пеннивайз. Это лишь одна из личин зла, которое питается не только телами детей, но и эмоциями, поэтому принимает форму их страхов. Однако именно клоуна запоминаешь лучше всего: мешковатый серебристый костюм с оранжевыми пуговицами-помпонами, торчащие рыжие патлы и острые зубы за намалеванной ухмылкой забыть невозможно. Особенно после просмотра экранизации 1990 года, где роль злодея исполнил талантливейший Тим Карри.
Кстати, фильм очень удачный: конечно, многое из книги туда не вошло, но такой цели и не было, а рассказать историю и передать атмосферу режиссеру Томми Ли Уоллесу вполне удалось. Пожалуй, единственный промах — финальная битва недостаточно эффектна, но, как говорится, на вкус и цвет.
Вообще, тема злых клоунов встречается в массовой культуре довольно часто, особенно в кинематографе. Вспомните Джокера (комиксы, мультсериалы и фильмы про Бэтмена), клоуна из Ада («Спаун», 1997), клоунов-пришельцев («Клоуны-убийцы из космоса», 1988), разрисованных цирковым гримом психопатов («Дом клоунов», 1988), клоуна-демона (серия фильмов «Киллджой»). Ну а похожая на клоуна во фраке кукла стала визитной карточкой серии фильмов «Пила». Так что имя им — легион.
Почему же образ клоуна-убийцы так популярен? Ответ очевиден: дело в том, что изначально клоуны призваны веселить и радовать детей (да и взрослых), а под маской неуклюжего и смешного хохотуна проще спрятать злую сущность и подобраться к своей жертве поближе. Интересно, что некоторые с детства боятся клоунов, и фобия не проходит со временем. Для этого психического расстройства даже есть специальный термин — коулрофобия.
А если копнуть глубже? Клоун — это не кто иной как трикстер («обманщик», «ловкач»), один из основных архетипов в мировой культуре, мифологии и религии. Он не подчиняется законам, общепринятым правилам и нормам, меняет внешность, веселится, шутит и обманывает. Это не обязательно плохой персонаж — например, Робин Гуд и Тиль Уленшпигель вызывают у нас только симпатию. Тем не менее, чаще всего трикстер выступает в роли антигероя, примерами тому служит коварный Локи, всевозможные злые духи и демоны. Отсюда и взялась игральная карта «джокер», которая может стать любой другой картой. Собственно, все качества трикстеров Кинг и использовал для создания Пеннивайза, добавив в образ внеземное происхождение, голод и жажду убийства, а также болезненно-злобное чувство юмора: «Я пришел на Землю, чтобы сожрать всех женщин и изнасиловать всех мужчин. И научиться делать мятную жвачку. И танцевать твист. »
Барренс, окрестности Бангора (© 1996, Stephen King Lille)
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Ранние ссылки
Научные исследования
Буньян был могущественным гигантом, ростом семь футов и шагом в семь футов. Он был известен во всех непроходимых районах своей огромной физической силой.
— К. Бернис Стюарт и Гомер А. Ватт, «Легенды Пола Баньяна, лесоруба»
Чарльз Э. Браун был куратором Музея Государственного исторического общества Висконсина и секретарем Висконсинского археологического общества. Он был еще одним ведущим исследователем, записавшим ранние рассказы Пола Баньяна о лесорубах. Он опубликовал эти анекдоты в формате короткой брошюры для изучающих фольклор. Большая часть его исследований финансировалась через финансируемую правительством Программу писателей штата Висконсин.
Влияние смеха
В 1916 году рекламный копирайтер Уильям Б. Логхед написал рекламную брошюру для Red River Lumber Company, используя народного персонажа Пола Баньяна. Первой попыткой Логхеда была брошюра под названием «Представляем мистера Пола Баньяна из Вествуда, Калифорния», но она не оказалась эффективной. Кампания набрала обороты только после того, как вышла книга «Рассказы о Поле Баньяне, том II». Laughead взял на себя много вольностей с оригинальным устным исходным материалом, приукрашивая старые подвиги и добавляя некоторые из своих собственных. Среди прочего, Лоугхед дал синему быку имя «Младенец», создал первое графическое изображение Беньяна и увеличил рост Пола Беньяна до невозможных размеров (в версии Логхеда Пол Баньян возвышается над деревьями, в то время как в более ранних народных сказках Баньян имел был необычайно высоким и сильным, но человеческих размеров).
Лаугхед приписывает создание нескольких американских ландшафтов, достопримечательностей и чудес Полю Баньяну. Он написал, что Пол Баньян и Бэйб, как говорят, создали 10 000 озер Миннесоты по своим следам. Более поздние авторы придумали больше деталей и подвигов, таких как создание водоемов, включая озеро Бемиджи (озеро Бемиджи имеет форму, напоминающую что-то вроде гигантского следа, если смотреть сверху). Более поздние авторы и, возможно, туристические агенты добавили бы другие географические объекты к тем, которые, как предполагалось, создал Пол Баньян.
Более поздние авторы придумали рассказы о том, как Пол Баньян нашел жену-великана в качестве супруга, например, в сказке «Жена Пола Баньяна»; ее имя не раскрывается в рассказе, она упоминается только как «миссис Пол». В сказке также упоминается, что у нее была дочь по прозвищу «Крошка». Другая сказка, «Пол Баньян находит жену», описывает, как Пол спасает красивую рыжеволосую женщину-великана, которая оказалась в ловушке под лавиной после сильного шторма; Благодарная девушка (подходящее имя «Сильвия», от латинского слова «лес») быстро влюбляется в доброго и рыцарского холостяка «с верхушками деревьев» и в тот же день выходит за него замуж.
Это захоронение оригинального материала под рассказами коммерческих авторов вызвало замешательство в отношении того, был ли Буньян когда-либо вообще подлинным фольклорным персонажем, хотя более поздние исследования установили это.
Брошюры Laughead остаются популярными, они собраны в единственном томе под названием «Чудесные подвиги Пола Баньяна».
Детские приспособления
Идя вразрез с его фольклорным происхождением, персонаж Пола Баньяна стал неотъемлемой частью юношеской публики с момента его дебюта в печати. Типичным среди таких приспособлений является дальнейшее приукрашивание историй, взятых непосредственно из брошюры Уильяма Б. Логхеда, и с очень немногими элементами из устной традиции, адаптированными в них. Почти вся литература представлена в длинном повествовательном формате, преувеличивает рост Пола Баньяна до колоссальных размеров и следует за ним от младенчества до взрослой жизни.
Некоторые из наиболее устойчивых сборников рассказов включают Пола Баньяна Джеймса Стивенса, Пола Баньяна качает топор Делла Дж. Маккормика, Пола Баньяна Эстер Шепард, Пола Баньяна и его Великого Голубого Быка Уоллеса Уодсворта и Удивительные подвиги Пола Баньяна. пользователя William Laughead.
В 2017 году был выпущен анимационный фильм по мотивам сказки « Баньян и малыш» с Джоном Гудманом в роли Пола Баньяна в главной роли.
Подлинность оспаривается
Комментаторы, такие как Карлтон С. Эймс, Маршалл Фитвик и особенно Ричард Дорсон, цитируют Пола Баньяна в качестве примера « фальшивой истории », литературного изобретения, выдаваемого за старую сказку. Они отмечают, что большинство книг о Поле Баньяне почти полностью составлены из элементов, не имеющих фольклорной основы, особенно те, которые предназначены для юношеской аудитории. Считается, что современные коммерческие писатели сделали Пола Баньяна общенационально признанной фигурой, но это игнорирует исторические корни персонажа в лесозаготовках и лесной промышленности.
Стюарт и Ватт признают, что им еще не удалось окончательно выяснить, был ли Беньян основан на реальном человеке или был полностью мифическим. Однако они отметили, что некоторые из старых лесорубов, с которыми они беседовали, утверждали, что знали его или членов его команды, и предполагаемое место его могилы фактически было указано в северной Миннесоте. Крайний гигантизм Беньяна был более поздним изобретением, и в ранних рассказах он либо не упоминается, либо, как в статье Стюарта и Ватта, упоминается, что он был ростом около семи футов.
В этот раздел включена сравнительная таблица между ранними ссылками на Пола Баньяна, статьей Стюарта и Ватта и рекламой Laughead.
Новости Дулута | Rockwell | MacGillivray | Харриган | Стюарт и Ватт | Смех | |
---|---|---|---|---|---|---|
Плита на коньках | | | | | | |
Гороховый суп Лейк | | | | | | |
Гигантский лагерь | | | | | | |
Гигантизм | | | | | | |
Зима синего снега | | | | | | |
Синий Бык | | | | | | |
Регистрация Дакоты | | | | | | |
Создание географии | | | | | | |
В популярной культуре
Рекламная кампания Уильяма Логхеда для Red River Lumber в 1916 году привела Пола Баньяна к национальной известности и укрепила его маркетинговую привлекательность, которая сохраняется и в 21 веке. На протяжении большей части 20-го века имя и имидж Пола Баньяна продолжали использоваться для продвижения различных продуктов, городов и услуг. По всей Северной Америке были воздвигнуты гигантские статуи Пола Баньяна для продвижения местного бизнеса и туризма. Значительная часть из них была произведена с 1960-х по 1970-е годы компанией International Fiberglass в рамках серии гигантских скульптур из стекловолокна « Muffler Men ».