почему в квартире бардак
Ленивая хозяйка или домочадцы неряхи? Почему у вас нет порядка
Две главные причины, почему вас преследует беспорядок
Алсу Мухамедшина профессиональный организатор пространства, блогер, основатель онлайн-школы «Время порядка»
Вы в очередной раз навели порядок в квартире, но по опыту знаете: он не продержится долго. Почему же плоды вашей уборки такие нестойкие? Профессиональные организаторы пространства называют две главные причины – одна техническая, а другая лежит в области психологии. Разберемся с ними по очереди.
А это удобно?
Типичная ошибка многих людей, стремящихся организовать свой дом, заключается в том, что, допуская чисто технические ошибки, они винят во всем лень-матушку или систему, которая, видите ли, «не работает». Это заблуждения, через которые многие не могут перешагнуть, хоть и очень пытаются.
Я поделюсь с вами одним эффективным приемом профессиональных организаторов. С его помощью привести свой дом к идеальному состоянию (а оно у каждого свое и поддерживать в нем порядок, может любой, даже самый «ленивый» человек.
Все, что вам нужно сделать, — изучить свои привычки и образ жизни в вашем доме. То есть написать «жизненный сценарий». Сейчас объясню, что это такое.
Лера жалуется, что в прихожей постоянно царит хаос. Причину она видит в том, что дочка и муж — неряхи: их никак невозможно приучить убирать вещи после прогулки. Ключи, квитанции, железная мелочь, — все это валяется на тумбочке при входе. Детские куртки скомканы вперемешку с шапками, кошмар!
А теперь ответьте мне: вы все еще считаете, что Лерины домочадцы такие неряхи?
Чтобы исправить ситуацию, Лере нужно встать на место каждого члена семьи и «прожить» путь от входа в квартиру до раздевания.
Если вы хотите иметь организованный дом, важно научиться подстраивать пространство под свои привычки и привычки домочадцев, а никак не наоборот. Нельзя брать идеи с потолка и прогибать под них своих близких. Это не работает. Люди — существа свободолюбивые.
В ситуации с Лерой изучение жизненных сценариев привело к тому, что она больше никого не ругала, и сделала всего три шага:
Этот прием работает абсолютно во всех уголках дома. Для этого изучите свои собственные сценарии.
Очень часто мы живем с оглядкой «а как у других?» или просто делаем так, как было принято у наших родителей. Это касается и обращения с вещами.
Когда мои клиентки и ученицы начинают организацию пространства, они часто спрашивают меня: «А как надо?», «Как обычно делают?» и т.д.
Ни в коем случае не говорю, что это плохо. Опираться на опыт других — это нормально. Но если вы чувствуете дискомфорт, то в первую очередь нужно прислушаться к себе.
Как мы уже выяснили, организация пространства работает, только когда вы меняете свой дом под свои привычки и жизненный уклад.
Именно поэтому у вас не получается сохранить порядок. Не вы такая ленивая, а место для вещи подобрано неудачное.
— Так почему бы вам не хранить косметику на подоконнике?
— А разве так можно? У меня мама всю жизнь косметику в ванной держала…
К слову сказать, ванная комната была на другом конце квартиры. Делайте выводы сами, кто тут виноват: лень или неправильная организация пространства?
Другой пример, когда вы, насмотревшись видеороликов с вертикальным складыванием одежды, тоже решили попробовать. Но вот странное дело: этот способ у вас не прижился. Ну не хочется вам сидеть и оригамить вещи. Опять лень и неряшливость? Я так не думаю. Просто это не ваш способ. Важно вовремя это понять и спокойненько, без чувства вины, искать свой.
И уж если говорить о нежелании складывать одежду, попробуйте демонтировать полки и установить дополнительную штангу для одежды на плечиках. Это отличный способ не мучать себя.
Кому выгодно?
— Никто не поддерживает порядок, все на мне!
— У меня нет времени/сил/денег на организованный дом!
— Я такая несчастная, мне жалко избавляться от ненужного…
— Если бы дети (муж, свекровь) помогали, то вот тогда… тогда точно был бы порядок!
Знакомая песня? Если вы хоть раз ловили себя на подобных мыслях, поздравляю: вы — обладатель титула «жертва». Хорошая новость: функция «жертва» встроена почти во всех людей, и каждый из нас, так или иначе, любит побыть бедненьким и несчастным. Хоть немного.
Поэтому вот вам практическое задание, которое продвинет вас сразу на несколько шагов вперед на пути организованности. Только чур выполнять искренне, честно, не лукавьте перед самой собой.
Подумайте: для чего вам нужен беспорядок и проблемы с организацией? Какую выгоду вы получаете от этого? Не говорите, что ее нет — она есть всегда. Осталось только докопаться до сути.
Например, позиция «все на мне, никто не поддерживает чистоту» часто нужна для самоутверждения: «Вот я какая молодец! Весь дом на мне! Что бы вы все делали без меня, такой умницы?!»
У нас всегда есть личная выгода от той или иной ситуации. Если приведенный выше пример вам близок, скорее всего, вы пока не знаете, в какой сфере можете себя еще реализовать. Но человек сам по себе — существо деятельное, и ваше подсознание решило, что будет реализовываться через вечную борьбу с хаосом. И привет, неорганизованные домочадцы!
Возьмем другой пример: вы себя жалеете, приговаривая: «Мне жалко избавляться от ненужного и нет сил перебирать все эти вещи! Ничего не могу с собой поделать!»
Такая установка дает право ничего не делать ни сегодня, ни завтра и преспокойненько жить в беспорядке, с хламом на антресолях. Выгода налицо: спокойное существование без необходимости принимать решения и шевелиться.
Как только вы понимаете скрытую выгоду, вы можете управлять ситуацией. Теперь каждый раз когда накатывает состояние безысходности, просто подумайте: «А какая в этом выгода? Зачем мне это?».
Если вы будете постоянно перекладывать ответственность за беспорядок на нехватку времени, сил, помощи, денег, то останетесь со своими проблемами на том же самом месте. Поэтому предлагаю сознательно прямо сейчас выключить функцию «жертва» и включить другую, под названием «ответственность». Включаем!
Беспорядок в доме: причины и борьба
Психология беспорядка: внешние и внутренние причины бардака в квартире и как с этим бороться
Многие говорят, что с рождением ребенка можно попрощаться с порядком в доме. Одни произносят это с разочарованием, другие — с теплотой. Действительно, дети вносят в нашу жизнь огромное количество изменений. И в том, почему дома беспорядок, во многом виноваты именно они. Но не стоит обвинять малыша в том, что в доме разбросаны вещи, не протирается пыль или не моется посуда. У бардака есть масса причин, начиная с банальной лени и заканчивая психическими заболеваниями. Обвинить в причинах бардака ребенка просто и очень удобно, ведь тогда не нужно ничего менять: не нужно работать над собой, не нужно искать истинные причины и искоренять их.
Причины, почему дома всегда беспорядок, можно разделить на внутренние и внешние. В зависимости от того, какая причина превалирует, можно подобрать адекватные действия по ее устранению.
Внешние причины постоянного бардака в квартире и как с ним справиться
Для начала узнайте о том, как избавиться от беспорядка в доме, вызванного внешними причинами. Исправить их бывает гораздо легче, чем внутренние.
1. Не нравится дом или квартира.
«Дом… Милый дом…». Каждая женщина мечтает произнести эту фразу, оглядывая свой двухэтажный особняк с террасой, камином и зимним садом. А что делать, если борьбу с беспорядком приходится вести в съемной однушке?
Как видно на фото, беспорядок в маленьком доме намного заметнее, чем в огромных хоромах:
Многие женщины испытывают потребность в собственном доме, семейном гнездышке и не хотят наводить порядок и уют в квартире или в доме, из которого через некоторое время планируют съезжать. Они не чувствуют себя здесь полноценными хозяйками, да и просто не понимают, зачем делать что-то, если это ненадолго.
Как бороться?
Жизнь — это сегодняшний день. Это осознание дается с трудом, но оно помогает радоваться именно тому, что случается сейчас, тому, что окружает вас в данный конкретный момент. Создать уют и по-настоящему домашнюю атмосферу можно даже в вагоне поезда, а что уж говорить о прекрасной квартире, в которой вы сейчас живете.
2. Не нравится мебель или системы хранения.
Многие говорят: «Вот будь у меня гардеробная, в вещах был бы всегда порядок». Или: «У нас такая маленькая кухня, вот закажем новую (присоединим балкон, снесем стенку), тогда и будет чистота».
Ох уж это сослагательное наклонение! Скольких людей оно останавливает от решительных действий!
Как бороться?
Что делать, если бардак дома оттого, что отсутствуют удобные места для хранения вещей?
3. Не нравится окружение.
Две или более хозяек на одной кухне — большая проблема для многих молодых и не очень молодых семей. Если в семье натянутые отношения, если вы боитесь сделать что-то не то и не так, то, в конечном счете, вообще ничего не делаете. Разделение квартиры на отдельные зоны: полкоридора мою я, а другую половину моет мама — порядку и гармонии не способствует.
Как бороться?
Как справиться с бардаком в квартире, если вам не нравится окружение, с которым приходится жить под одной крышей? Жить отдельно! Эх, легко сказать, но нелегко выплачивать 25 лет ипотечный кредит. Если свить свое семейное гнездышко никак не получается, то нужно стараться выстроить доброжелательные и конструктивные отношения с теми, кто живет с вами в одном доме. В помощь вам разговоры по душам за чашкой чая с плюшками, разграничения полномочий и сфер ответственности, уважительное отношение к старшему поколению и терпение.
Посмотрите на фото – бардак в доме легче устранять сообща:
Психология беспорядка в доме: внутренние причины и как от них избавиться
Внутренние причины постоянного бардака в квартире кроются не во внешней среде и нашем окружении, а в нас самих: наших привычках и особенностях, воспитании и восприятии мира, себя и дома.
1. Лень.
Считается, что лень — одна из самых распространенных причин беспорядка в доме. Именно так думает большинство женщин. Однако за этим маленьким словом скрывается множество других более глубоких понятий и состояний, которые мешают нам с улыбкой «летать» по дому с пылесосом и тряпкой. Лень — это не главная причина, а лишь симптом.
Что же может скрываться за чувством, когда ничего не хочется делать?
Усталость. Как часто мы путаем лень с банальной усталостью! Сбегать на работу, приготовить обед, позаниматься с детьми, уделить внимание мужу, не забыть о любимом хобби, отчитаться о проделанной работе по саморазвитию в социальных сетях, а еще нужно к маме забежать и помочь подруге с переездом, и после всего этого вы хотите еще с блеском в глазах наводить порядок в игрушках ребенка и натирать полы? Сомневаемся, что у кого-то это может получиться!
Физическая усталость может проявляться во вполне конкретных симптомах: головные боли, сонливость или, наоборот, бессонница, боли в суставах, проблемы с пищеварением.
Гораздо более коварна усталость психологическая, когда от навалившихся дел хочется залезть под одеяло и спать, спать, спать… Отсутствие интереса к чему-либо, апатия, перепады настроения, плаксивость — именно так реагирует наш организм, если мы не справляемся с эмоциями, проблемами, задачами.
Отсутствие мотивации. Очень часто нам лень что-то делать, потому что мы не понимаем, зачем это нам нужно.
Отсутствие интереса. Чаще всего нам лень делать то, что нам не интересно. Когда вам что-то не интересно, то делаете вы это через силу, организм сопротивляется бессмысленной, с его точки зрения, деятельности, и наступает лень.
Лень как проявление «комплекса отличницы». Заядлая перфекционистка рассуждает так: «Если у меня не получится сделать что-то идеально и на все 100%, то и браться за это дело не стоит».
Как бороться?
Что делать, если дома постоянно бардак, и обусловлен он собственной ленью? Для начала выясните, что за этим скрывается. Если это усталость, то начать следует со своего здоровья. Пройдите обследования у врачей, измените свой рацион питания на более здоровый, занимайтесь умеренной физической активностью, больше отдыхайте, устраивайте дни «ничегонеделанья».
Если дело в отсутствии интереса и мотивации — то нужно позаботиться о том, чтобы найти в домашних делах положительные моменты, привлекательные для вас стороны, или для начала мотивировать себя походом в кафе или салон красоты.
С «комплексом отличницы» нужно бороться системно и безжалостно. Для начала надо научиться прощать себе ошибки и разрешить себе быть «неидеальным». Необходимо научиться получать удовольствие не только от результата, но и от самого процесса домашних дел. Ни в коем случае нельзя себя ни с кем сравнивать, тем более с каким-то несуществующим идеалом. Вы — реальный нормальный человек, позвольте себе совершать маленькие ошибки и оплошности.
2. Неорганизованность.
«Я не могу разобрать завал на балконе, так как у меня не хватает времени!» Нерациональное использование времени — бич многих хозяек. Вместо того чтобы уделить внимание дому, мы смотрим очередной сериал, вместо того чтобы навести порядок и наконец-то избавиться от старых и сломанных игрушек, мы просиживаем часы напролет в социальных сетях.
Как бороться?
Понять, что время, которое мы тратим впустую, никогда не вернется! Провести подробный хронометраж дня (лучше в течение нескольких недель), чтобы выяснить, куда же мы тратим свое драгоценное время. Осваивать системы планирования и организации дел. Не списывать все на то, что вы — творческая личность, и все эти рамки и планы вам совершенно не подходят. Подойдут! Нужно лишь немного поэкспериментировать, приложить усилия, для того чтобы найти или создать свою систему ведения домашнего хозяйства.
3. Перфекционизм.
«Я разложу сейчас все по полочкам, а ребенок прибежит и все раскидает, — нет, лучше уж вообще не буду заморачиваться». Мы хотим сделать все на 100%, хотим, чтобы у нас было так же чисто, как у нашей подруги, у которой вообще нет детей или они уже выросли. Дело, сделанное наполовину или даже на 70%, воспринимается нами как катастрофа, и начинается самоедство: я такая плохая хозяйка.
Как бороться?
План-минимум и план-максимум. Планируя свои дела, старайтесь всегда составлять два списка: план-минимум и план-максимум (можно составить один список, но выделить цветом или еще как-то план-минимум). Если у вас, получается, выполнить первый из них, а это сделать несложно, ведь в него входят только действительно важные и нужные дела, хвалите себя и говорите себе, какая вы замечательная, организованная и всеуспевающая хозяйка. Если есть силы, время и желание еще поработать, то приступайте к плану-максимум и не корите себя, когда это не удается, ведь основная часть запланированного выполнена!
А что, если…? Начиная какой-то проект или дело, спросите себя: а что, если я не справлюсь? Что случится, если у меня, например, не получится приготовить самый вкусный пирог с рыбой, как у бабушки?
Варианты ответов могут быть такими:
Нарисовав в голове картину неудачи, вы поймете, что мир не рухнет, вас никто не будет ругать, вы сможете жить дальше и готовить пироги с рыбой.
Один день халтурим. Психологи, которые работают с перфекционистами, советуют раз в неделю устраивать «день халтуры». Например, не готовить обед из трех блюд, а просто пожарить картошки или сварить пельмени. Важно убедиться в том, что мир не перевернется, если мы сделаем что-то, не выкладываясь на все сто.
Познакомившись с основными внутренними и внешними причинами беспорядка, вы найдете, чем заняться, например, записать те, которые относятся именно к вам, в предложенную ниже таблицу и продумать план борьбы с ними.
Почему в моей квартире беспорядок?
Как я буду с этим бороться?
10 причин беспорядка в доме, и как его устранить
1. Много лишней одежды
Растянутые майки, выгоревшие рубашки, истертые джинсы и просто вещи, которые ты давно не носишь, занимают много места в шкафу. Более того, из-за них тебе сложно ориентироваться в «живой» одежде. Чем меньше места у тебя в шкафу, тем больше одежда оседает в основной жилой площади: футболки и джинсы — на спинках стульев, а куртки — на дверях. Да, старое доброе «на дачу / ремонт / для выездов на природу» не даёт тебе перенести всё лишнее в урну.
Чтобы избежать этого, вывали всю одежду в одну кучу и рассортируй в 4 стопки: ежедневная носка, исключительно домашняя одежда, 1–2 комплекта из разряда «не жалко» и мусор. Исключи всё милосердие и максимально объективно оцени каждую вещь и занимаемое ею пространство. После массовых репрессий отправь «не жалко» в ссылку на определённую полку, на которой эти вещи не будут контактировать с другой одеждой. Домашнюю и выходную распредели на оставшихся полках и вешалках. После каждой стирки они должны отправляться на те же места. В итоге ты получаешь освобождённый шкаф и упорядоченный гардероб.
2. Отсутствие системного подхода
Если ты оставляешь вещи в разных местах, то ни о каком порядке не может идти и речи. После организации гардероба займись остальной квартирой: пульт от телевизора лежит только рядом с ним, парфюм стоит только на определённой полке; так же с книгами и документами. Наушники, ключи, бумажник — в прихожей, чтобы брать при выходе. Надеемся, посыл ты понял, и не нужно перечислять все вещи в квартире. Когда ты найдёшь максимально удобное место для каждой вещи и научишься её сразу туда возвращать, вся квартира станет более упорядоченной и аккуратной. Да и тебе будет проще искать нужные предметы, ведь ты будешь знать, где они лежат.
3. Уборка раз в месяц
Да, даже такую уборку можно назвать регулярной, но вот эффективной — точно нет. Даже самая тщательная уборка не сохранит твой дом от постепенного оседания пыли, разводов от ходьбы на полу, пригоревших пятен на плите и известкового налёта на сантехнике. Будет сложно, но уборку нужно делать как минимум раз в неделю, а желательно — два. Прежде чем возразить, ссылаясь на занятость, подумай о том, что чем регулярнее будет уборка, тем быстрее ты будешь с ней справляться. Устранить налёт с плиты, которому пару дней, намного легче и быстрее, чем тот, который рос целый месяц.
4. Самооправдание
Найти повод отложить уборку проще простого: «Я слишком устал/занят», «Это займет много времени», «Нет особой необходимости», и главная — «Всё не так плохо». Помни: чем больше откладываешь, тем труднее в итоге будет разгребать. Появится реальный повод в виде свидания с новой подругой — и тебе придётся пахать, как рабу на галерах. Чтобы избежать этого, планируй её заранее и начинай с небольших участков: сперва — только кухня, потом — только гостиная. Делай часто, но понемногу — и тебе не придётся давать имя плесени, которая обретёт сознание и начнёт с тобой разговаривать.
5. Бунт из детства
Прозвучит странно, но некоторые психологи устанавливают причинно-следственную связь между обликом квартиры и воспитанием её владельца. Вот как это работает: ребёнку с детства капают на мозг, потому что его комната недостаточно прибрана — у него формируется внутренний протест и желание самому решать, как она должна выглядеть. Повзрослев и переехав в собственную квартиру, он перестаёт следить за порядком, потому что больше нет всевидящего ока, которое гневно тыкало бы носом в бардак. Это встречается не в 100 % случаев, но всё равно имеет место быть. Эту подсознательную проблему нужно обдумать и принять, чтобы внутреннее не противоречило внешнему.
6. Ты слишком гостеприимный
Настолько гостеприимный, что частые гости могут приходить без приглашения и вести себя не самым лучшим образом. Представь: у тебя в квартире прошла очередная вечеринка, и большая часть гостей разъехалась ещё глубокой ночью, оставив тебя один на один с сотворённым хаосом. Гора посуды, заляпанный пол, разбросанные бутыли, стаканы и закуски — и это лишь «малая кровь». Хорошо, если ничего из мебели и личных вещей не пострадает в пьяном угаре. Но знай, винить гостей не стоит: ты сам приучил их к такому порядку вещей, из раза в раз закрывая глаза на последствия. Поэтому так же плавно нужно их отучить. Установи элементарные и простые правила: перед уходом каждый моет за собой посуду, цепляет пакет с мусором и сразу вытирает пролитое, не дожидаясь засыхания.
7. Ты складируешь пустые коробки от техники
В России есть какая-то негласная традиция хранения коробок: а вдруг сломается/переезд/решим продать. И если коробка от смартфона особой роли не сыграет, то упаковки от телевизоров, утюгов, тостеров, приставок и прочей бытовой техники превращают твой дом в склад. Наш совет: смело избавляйся от них. Вернуть товар в магазин можно в течение двух недель, для переезда можно купить пупырчатую плёнку, а продать можно и без коробки. Выбросишь их — и сразу появится больше места для хранения действительно нужных вещей.
8. Привычка выносить еду с кухни
Кофе за рабочим столом, еда перед телевизором или безобидный на первый взгляд бутерброд, съедаемый на ходу, — всё со временем приводит к беспорядку. Столешница будет в разводах от кружек, клавиатура и диван, помимо пыли, будут собирать крошки и масляные пятна от еды. Да, это происходит не каждый день, но из-за этого квартира пачкается быстрее. К тому же как-то лицемерно устанавливать правила для гостей, а самому не следить за собой.
9. Уборка без специальных средств
Если ты по каким-то причинам в уборке пользовался только водой, то неудивительно, что беспорядок быстро к тебе возвращается. Представь, что ты бы мыл посуду без моющего средства. Сколько бы времени и сил на это уходило, а главное — какой бы был результат? Так же и со средствами для уборки: они помогут избавиться от разводов на окнах, зеркалах и полу, будут быстрее снимать налёт с сантехники, способствуют меньшему оседанию пыли и общей дезинфекции, помогают удалять жирные и трудновыводимые пятна. Короче говоря, уборка станет быстрее и эффективнее, а значит, и делать её будет проще.
10. Отсутствие подходящей мебели
Да, помимо психологических истоков бардака, есть и вполне материальные. Если места в шкафу недостаточно, даже после того как ты сократил количество одежды, — стоит задуматься над покупкой более функциональной и вместительной модели. Например, шкаф-купе, который не будет сильно врезаться в общий интерьер и позволит использовать пространство вплоть до потолка. Так же и с обувью: если в твоей прихожей целая армия кроссовок, как бы ты их ни складывал — порядка не будет. Поэтому стоит обзавестись специальной сборной полкой для обуви или полноценной обувницей. Они занимают совсем немного места и позволяют хранить всё в одном месте. Для книг, если их у тебя много, заведи отдельный книжный шкаф, а для посуды — соответствующий органайзер.
«Адмиралъ» — компания по производству и установке шкафов-купе. За 11 лет работы предприятие накопило большой производственный опыт и внедрило передовое оборудование, повышающее качество конечного продукта.
Наличие собственного производства позволяет работать с заказчиком напрямую без посредников, за счет чего обеспечивается максимальная скорость реализации проекта, а затраты сокращаются до 20–30 %.
Также «Адмиралъ» занимается полным проектированием, что позволяет создавать индивидуальную мебель в соответствии с пожеланиями клиента. Заказчик может выбрать материалы, варианты декоративного оформления и внутреннее наполнение шкафа.