почему называется стена плача
Стена Плача – древняя святыня в Израиле
Обновлено: 7 Мар, 2019
Стена Плача (Западная Стена) – это уцелевшая часть старинного укрепительного сооружения в Старом городе Иерусалима. Она располагается на западной стороне Храмовой Горы и выходит фасадом на просторную площадь Еврейского квартала. Это сооружение – величайший религиозный памятник Израиля.
Стена, достигающая в длину 450 м, состоит из 45 рядов каменной кладки, 17 из них расположены под землёй, а 28 – на поверхности земли. Её общая высота оценивается специалистами в 32 м, причём открытый фрагмент достигает в высоту около 19 м.
Интересно знать! Эта часть сооружения сложена из огромных камней с гладкой поверхностью без использования каких-либо скрепляющих растворов. Длина каждого камня составляет от 1,5 до 3 м, ширина – 1-1,2 м, вес от 2 до 6 т. Один камень, который называют Западным, весит около 570 т и достигает в длину 13 м.
Вдоль всей Стены есть подземный туннель. Он начинается на площади Еврейского квартала, идёт под Мусульманским кварталом, выходит к древним водопроводам и завершается перед бассейном Скрутион, в который при императоре Адрианороме собирали дождевую воду для потребностей горожан. Спустившись в туннель, можно посмотреть ту часть монументального сооружения, которая не видна сверху. Во время проведения раскопок археологами были обнаружены многочисленные находки, имеющие отношение к различным эпохам истории как Стены Плача, так и всего Израиля.
Экскурс в историю
Описание истории Стены Плача в Иерусалиме можно сделать совсем кратким, хотя в действительности история существования этого сооружения насчитывает не одну сотню лет.
В Х веке до н.э. по приказу царя Соломона на Храмовой Горе был сооружён Храм, ставший для иудеев важнейшей святыней. В 586 году до н.э. его разрушили вавилоняне, но спустя 70 лет евреи построили там новый Храм.
В 19 году до н. э. по велению царя Ирода маленькое плато, на котором возвышались Храмы, расширили, и его площадь стала очень просторной. Так Храмовая Гора приобрела свой настоящий вид. Эту расширенную площадку со всех сторон окружили прочной опорной стеной, чтобы она поддерживала земляную насыпь. Нынешняя Западная Стена – это часть того старинного опорного сооружения.
В 70 годы н. э., когда шла Первая Иудейская война, войска Римской империи разрушили почти весь Иерусалим, но Западная стена уцелела.
Когда в 135 году н.э. римляне подавили восстание иудеев, то запретили им жить в Иерусалиме. Лишь в 425 году н. э. еврейский народ получил разрешение от византийской императрицы Элии Евдокии на проживание в Иерусалиме. В VII веке евреи доложили ещё 4 каменных ряда сверху Стены, поскольку нижняя её часть уже покрылась земляными наносами.
В 1517 году Иерусалим перешёл во владение турецкой Оттоманской Империи, и жизнь еврейского народа изменилась к лучшему. По приказу султана Сулеймана Великолепного вокруг Иерусалима была построена масштабная крепостная стена – сейчас она окружает Старый город. Как повествует история, молиться у Стены Плача в Иерусалиме иудеям разрешил именно Сулейман Великий, а произошло это во второй половине ХVI века. В это же время было достроено ещё 14 рядов Стены.
С 1800 годов священное сооружение стало настоящим «камнем преткновения», усилив вражду между мусульманской и иудейской общинами, проживающими в Иерусалиме. Евреи неоднократно пытались приобрести землю и здания, находящиеся рядом со священным сооружением, но мусульмане не позволяли этого сделать. В 1917 году Иерусалим захватили войска Великобритании, и ситуация обострилась ещё больше. А когда в 1948 году Старый город оккупировала армия Иордании, иудеи полностью утратили возможность подходить к Стене.
Лишь в 1967 году, в ходе Шестидневной войны, солдаты Израиля отвоевали Старый город, и иудеи снова могли молиться на священном месте.
Стена Плача – откуда такое название
Так как часть укрепления Храмовой Горы находится на западе (относительно древнего Храма), то оно называется Западной Стеной. Но почему она носит и такое название – Стена Плача?
Когда были уничтожены Храмы, иудеи стали собираться там и оплакивать свою утрату. Согласно еврейскому закону, посещая Западную Стену и созерцая царящее вокруг опустошение, каждый верующий человек обязан плакать и рвать свою одежду. Арабы, которые неоднократно наблюдали, как иудеи рыдают здесь о разрушенных Храмах, назвали руины древнего сооружения Стеной Плача.
Интересно знать! Оба старинных Храма, стоявших на Храмовой Горе, поддались разрушению в один день, только в разные года. В священных текстах написано, что это не случайно – так евреи были наказаны за то, что создали себе идолов и часто провоцировали кровопролитие.
Есть ещё одна версия, почему Стена Плача в Иерусалиме так называется: иногда на камне выступают капельки влаги, похожие на слёзы. В последний раз «слезоточение» было зафиксировано на Стене в Израиле в 1940 году.
Что значит Стена Плача в иудаизме
Почему Стена Плача почитается евреями как величайшая святыня? Лишь она уцелела при разрушении Храмов, и она ближе всего располагается к Краеугольному Камню на Храмовой Горе, который считается самой великой святыней в иудаизме.
Мудрецы говорят, что молиться в Израиле у Стены – равносильно тому, что молится перед Троном Славы, поскольку здесь находятся врата рая и они открыты, чтобы можно было услышать все молитвы. В священных писаниях сказано, что Стена – это место, где Бог присутствует всегда. Все молитвы к Богу имеют здесь особенную силу и всегда исполняются. Столетиями здесь собираются паломники, чтобы помолиться, дотронуться до святыни, укрепиться в своей вере.
Люди, впервые посещающие Западную Стену, поражаются раздающемуся вокруг шуму: он исходит от толпы молящихся здесь людей. Во время молитвы иудеи обычно очень рьяно раскачиваются на пятках, сильно склоняясь вперёд, а некоторые просто стоят, опёршись лбом о каменную святыню.
Полезно знать! Большая часть евреев признаёт Западную Стену важнейшей святыней иудаизма. Но есть и те, кто её не посещает, например, последователи Сатмарского хасидского двора. Они доказывают, что правительство Израиля превратило Стену в туристический объект, тем самым унизив её святость.
Как писать записку в Стену Плача
Люди издавна верят, что если упомянуть у этой святыни имя человека, то это будет добрым знаком. Эта вера поспособствовала появлению обычая составлять послания с просьбами к Вседержителю и оставлять их в Стене. Такой обычай известен уже не менее трёхсот лет. Оставить письмо здесь могут все желающие, независимо от национальности, исповедуемой религии, общественного положения.
Как правильно написать записку в Стену Плача? Есть ли какие-то важные моменты, которые нужно учитывать при написании?
Вид бумаги, цвет чернила, величина послания, а также язык, на котором он написан – всё это не имеет ровно никакого значения.
Обратите внимание! Что действительно важно, так это то, с какими чувствами будет написано прошение. Нельзя создавать послание Богу, испытывая при этом негативные чувства (злость, обида гнев). Молиться нужно так, чтобы в сердце пребывали любовь и радость – это главные условия того, как написать записку к Стене Плача.
В тексте желательно выразить благодарение за всё, что уже получено от Бога. Просить можно лишь о самом важном и сокровенном: о получении чего-то действительно желаемого, о содействии в непростой ситуации.
Любая расщелина между камнями подойдёт для того, чтобы положить в неё записку. Просто поразительно, в каком количестве их оставляют верующие, но помещаются все. Религиозные служители дважды в году достают все послания и на Масличной горе проводят с ними специальный обряд захоронения.
А если не получается съездить в Иерусалим к Стене Плача – как написать записку, как отправить её к святыне?
Важно! Можно составить письмо и отправить его по почте или же воспользоваться специальным сайтом. Главное – это сила молитвы, чтобы просьба была услышана!
В Израиль приходят тысячи писем, на которых указано «Израиль, Иерусалим, Богу». Почта Израиля доставляет их в синагогу Еврейского квартала, а раввин относит их в Стену. Обслуживанием благотворительных сайтов занимаются волонтёры – все просьбы, поступившие на сайт, они печатают и несут к Стене.
Какие правила нужно соблюдать, посещая Стену Плача
Существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать при посещении Стены Плача в Иерусалиме:
И ещё несколько моментов, которые обязательно должны знать все, кто собирается посетить Стену Плача в Иерусалиме:
Это интересно! Летом 2008 года Барак Обама поместил в Стену записку, напечатанную на бумаге из гостиницы. Когда Обама и его охрана ушли, студент семинарии вынул записку, а потом продал её сотрудникам газеты «Маарив». В газете был опубликован текст послания, что вызвало целый ряд критических выступлений из-за нарушений конфиденциальности.
Практическая информация
Расположена Стена Плача в Старом городе Иерусалима (Израиль), в Еврейском квартале. Побывать у неё можно когда угодно – молящиеся люди там есть в любое время дня и ночи.
К Стене можно пройти пешком по двум дорогам:
Если нет желания идти, можно проехать к площади на специальном туристическом поезде. Место отправления – Яффские и Дунгские ворота. Поезд курсирует каждый день с периодичностью в 30 минут: летом с 10:00 до 20:00, а зимой с 10:00 до 18:00. В субботу поезд не ходит, а по пятницам и в дни накануне праздников ходит только с 10:00 до 14:00.
Из Иерусалима до Дунгских ворот ходят автобусы № 1, 3, 51, 83, 746, 882. Выходить нужно на остановке «Dung Gate».
До Яффских ворот из Иерусалима ходят автобусы № 104, 115, 117, 124, 125, 231, 232, 234, 284, 480, 755. Ехать нужно до остановки «Yaffo Gate».
Кроме того, от Первого ж/д вокзала Иерусалима до Еврейского квартала можно доехать на бесплатном шаттле. Он отправляется с периодичностью в 20 минут во все дни недели, кроме субботы: в воскресенье-четверг с 08:00 до 20:00, в пятницу и другие дни накануне праздника с 08:00 до 14:00.
Посетить Стену Плача, одну из важнейших святынь, расположенных в Израиле, можно совершенно бесплатно.
На заметку! На площади принимают пожертвования, которые идут на работы по поддержанию Стены, заработную плату смотрителям. Считается, что оставить пожертвование – значит совершить благое дело.
Как известно, Стена Плача видна не только с площади – её подземную часть можно посмотреть, побывав в туннеле. Попасть в него можно только в составе экскурсионной группы, которую сопровождает лицензированный гид. Туристы заходят в туннель с южной стороны, а выходят с северной, время нахождения под землёй составляет полтора часа.
Экскурсии не проводятся в Шаббат и другие праздники, в пятницу и предпраздничные посещение подземелья возможно до обеда, во все остальные дни – с 7:00 до 23:00.
Автор: Ирина Ковалёва
Обновлено: 25 Фев, 2021 Сигирия (Шри-Ланка) – одиночная скала высотой 170 м…
Обновлено: 27 Апр, 2019 Тверия, Израиль — древний населенный пункт в Израиле,…
Обновлено: 3 Мар, 2019 Город Акко (Израиль) располагается на севере государства, в…
Обновлено: 1 Апр, 2019 Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан,…
всегда найдётся какой-нибудь «студент», которого следовало бы выпороть на площади…
Стена Плача
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма.
По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача… Западная Стена Храма — Котэль Маарави. Обычаи, факты и даты.
Что такое Стена Плача и почему она так называется
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше [устном предании], который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.
В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Раба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие).
На иврите она не называется «стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — Тне Western Wall. Её называют так, т.к. это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.
Некоторые факты о Западной Стене
Никогда Шехина не отходит от Западной Стены (Мидраш на стих 2, 9 из Песни Песней: «…вот он стоит за стеной»).
Существуют разные мнения по вопросу о том, частью какого здания была Стена: храмового двора — азары (например, так считает Радбаз) или самого Храма (большинство мудрецов последних поколений).
Традиция молиться у Стены сорок дней без перерыва восходит к раби Шломке из Звиля.
Рав Моше Альберштам, благословенна память праведника, передавал от имени р. Давида из Лелова, что накануне каждой субботы после полудня души святых праотцев и праматерей спускаются к Западной Стене.
Рав Й.-Х. Зоненфельд не ходил к Стене больше одного раза в месяц, чтобы не угасла возвышенность молитвы (Алеф кэ-тав).
Рав Хаим Каневский учил, что лучше молиться у той части стены, где есть кровля, чем у открытой части.
Когда-то существовал обычай втыкать колышки и гвозди в Стену перед тем, как отправиться в дальний путь — это должно было защитить путника. Позже обычай отменили, т. к. подобные действия по отношению к Стене выглядели непочтительно (респонс Исмах Лев).
Площадь, примыкающая к Стене, не считается «палатами», если речь идёт о переносе вещей в субботу, потому что она предназначена для молитвы, а не для торговли.
Длина Западной Стены — около полукилометра (488 м).
Длина видимой части Стены составляет только девятую часть от её настоящей длины (57 м.)
Высота видимой части Стены — 19 м., а высота Стены полностью — 40 м., т. е. высота подземной части — 21 метр.
Стена как бы наклонена вовнутрь, каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь, поэтому некоторые люди не подходят вплотную к камням, боясь «ступить» на те камни, которые находятся под землёй.
«Туннель» в мужской части был застроен мусульманами около 4400 (640) года, чтобы скрыть Стену, и был очищен лишь недавно. Он был открыт в 5745 (1985) году.
Тысячу лет назад, в 4793 (1033) году, произошло сильное землетрясение, которое разрушило многие строения, ещё сохранявшиеся к тому времени на Храмовой горе.
После разрушения Храма Адриан построил на Храмовой горе языческое святилище.
Затем византийцы построили христианскую церковь.
В 4398 (638) году мусульмане завоевали Иерусалим и построили «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла (4451—691) и мечеть Аль-Акса (4473—713).
В 4859 (1099) году крестоносцы завоевали Иерусалим, убивали евреев, но не тронули Храмовую гору.
Позже Салах-ад-Дин, лидер мусульман, завоевал Иерусалим и изгнал христиан.
В результате шестого крестового похода Храмовая гора оказалась в руках христиан на сорок пять лет (с 5059—1299 по 5104—1344 год).
Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года.
Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев.
Начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, и евреи не могли приходить к Стене вплоть до освобождения Старого города в 5727 (1967) году (во время Шестидневной войны).
Сегодня к Стене в среднем приходят более двух миллионов человек в год.
Западная Стена Храма — Котель Маарави
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача. Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Стена, которую построил Шем?
Рав Овадья Климовский
Что сделал Ирод ради примирения с евреями?
Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии
Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость. »
Недельная глава Трума
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Трума
Почему святыня иудаизма так называется?
Сама стена как таковая не является святыней…
Можно ли подниматься на Храмовую гору?
Рав Бенцион Зильбер
Почему вокруг этого столько шумихи?
Храма нет. Только Стена.
Пустыней станет вся земля
Лекция рава Ицхака Зильбера
О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
Рав Мендель Агранович
Какую молитву читать, чтобы Всевышний помог жениться или выйти замуж?
Стена Плача (Израиль, Иерусалим): описание, почему так называется, как написать записку
Одной из самых известных достопримечательностей Израиля является Стена Плача в Иерусалиме. Сюда стремятся попасть паломники со всего мира и многочисленные туристы, ежегодно приезжающие в страну. В оригинале название памятника произносится как «ха-Котель ха-Маарави», что переводится как «западная стена».
Где находится Стена Плача?
История святыни
История Стены Плача в Израиле своими корнями уходит в далекое прошлое. Это остатки укрепляющих конструкций, возведенных Иродом Великим в Иерусалиме рядом с Храмовой Горой. Здесь находился иерусалимский храм, который в 70 году н. э. разрушили римляне. Нынешняя Стена Плача никогда не являлась частью храма, но она была довольно близко к нему расположена, поэтому со временем превратилась в почитаемую и значимую святыню для иудеев.
Сооружение имеет 45 рядов каменной кладки, 28 из них находятся над землей, а еще 17 находятся под ней. Стена строилась поэтапно – во времена правления Ирода, в период Османской империи и Омейядов. Ряды камней для обеспечения прочности устанавливались с небольшим углублением внутрь конструкции. Интересно, что никаких растворов при кладке не применялось.
Однако римляне при разрушении храма по каким-то причинам уничтожили не все строения. Западную часть стены, окружавшей храм, они не тронули. Евреям был запрещен доступ в Иерусалим, им «любезно» предоставили один день в году для посещения города.
Во времена Арабского Халифата, в Византийский период, при правлении Мамлюков ситуация не улучшалась. В 1517 году Иерусалим завоевала Османская империя. Надо сказать, что турки к евреям относились благосклонно. Сулейман Великолепный позволил Иудеям совершать молитвы у Стены Плача в Иерусалиме.
В 1930 году британцы созвали Международную комиссию для разрешения спора общин. В результате была установлена неприкосновенность квартала мусульман у Стены Плача, евреи получили свободный доступ к святыне и возможность проведения обрядов.
После арабо-израильской войны эта часть города отошла к Иордании. Согласно подписанному договору перемирия, евреи могли свободно посещать Стену Плача. Но фактически их сюда не пускали никогда.
Почему Стена Плача так называется?
Традиции и обычаи
Записки в Стене Плача
Согласно верованиям иудеев, молитвенные записки, оставленные у Стены Плача в Израиле, нельзя сжигать или выбрасывать. Несколько раз в году все послания собирают и хоронят на Масличной горе на еврейском кладбище.
Туннель Западной стены
Под землей вдоль Стены Плача в северной ее части пролегает туннель. Здесь можно увидеть еще 485 метров стены. Археологи обнаружили здесь многочисленные артефакты, относящиеся к различным периодам истории страны. В северной части стены были обнаружены остатки водного канала, из которого на Храмовую Гору подавали воду.
Иудеи у Западной Стены
Молящийся у Стены Плача человек раскачивается на пятках и делает наклоны вперед. Обязательно читаются священные тексты. Некоторые иудеи плачут, целуют камни, причитают, вспоминая об утраченных святынях своего народа.
Молитвы в сторону Западной Стены
Сложно согласиться с утверждением, что представители иудаизма молятся в сторону, где находится Стена Плача в Израиле. Не слишком уместна и аналогия с исламом. Важно направление только при совершении одной молитвы, которая называется Шмонэ-Эсре. Это основная молитва, которую следует читать три раза в день правоверному иудею.
Правила направления при ее совершении следующие:
Правила поведения
Прогулки по Иерусалиму
Как добраться?
Отзывы туристов
Все, кто уже побывал у Стены Плача, оставляют много отзывов об этом волнующем и приятном событии. Путешественники отмечают, что само прикосновение к древней, щедро омытой слезами молящихся стене, знакомство с ее историей стоит того, чтобы отправиться в путешествие.
Многих паломников и туристов изумляет, что к Западной Стене люди идут не только для того, чтобы просить прощения у Всевышнего, молиться. Здесь часто проводят торжественные церемонии, праздники. Посетители этой уникальной достопримечательности Израиля уверяют, что многие пожелания, оставленные в Стене Плача, в реальной жизни сбываются.
Стена плача Израиль
Стена плача — величайшая святыня иудаизма. Последней, точнее является сам Второй Храм, построенный, как и Первый, на Храмовой горе. Значение этой Стены особое: это все, что осталось от Храма, но в мидраше, (Бэмидбар Рабба 11,2) говорится, что Стену никогда не покидает Шхина — божественное присутствие.
Историческая справка
Стена плача — это фрагмент укреплений Храмовой горы — все, что осталось от разрушения римлянами, возглавляемыми императором Титом, Иерусалима и Второго Храма во время Первой Иудейской войны в 70 году н. э.
Местоположение и история строительства
Обычно Стеной плача считают фрагмент древней стены на западном склоне Храмовой Горы, протяженностью 57 метров, фасад которого выходит на площадь в Еврейском квартале Старого Города в Иерусалиме. Но общая протяженность Стены плача — 488 метров. Просто она в значительной мере закрыта домами, облепившими склон. Есть еще один видимый южный фрагмент стены протяженностью 80 метров, а совсем малюсенький 8-метровый фрагмент (Малая Стена) находится уже в Мусульманском квартале, неподалеку от Дамасских ворот.
В ТаНаХе сказано, что Второй Храм был построен и освящен в 516 году до н э., то есть спустя 50 лет после разрушения вавилонянами Первого Храма, построенного Соломоном. Примерно в 19 до н. э. Ирод Великий положил начало масштабному проекту по расширению Храмовой горы, в процессе которого был увеличена площадь не только самого Храма, но и плато, на котором он находился (естественный рельеф был расширен искусственным способом). Так Храмовая гора обрела свой нынешний облик. По периметру горы проходила опорная стена, поддерживающая насыпь, используемую для увеличения площади горы. Стена Плача и является фрагментом этой опорной стены. Впрочем, Стена так и не была достроена Иродом до конца. В трудах историка Иосифа Флавия говорится, что строительство завершилось лишь при царе Агриппе II — правнуке Ирода.
По прошествии долгого времени после разрушения Храма, Стена надстраивалась. В VII веке н.э., во времена правления династии Омейядов, стена выросла на четыре новых слоя, поскольку нижние ряды кладки Ирода постепенно уходили под землю.
В Оттоманский период появилось еще четырнадцать новых слоев кладки, а в середине XX века — еще три.
К настоящему моменту Стена включает 45 каменных слоев — 28 надземных и 17 подземных. Считается, что семь надземных слоев относятся к периоду правления Ирода.
Происхождение названия
Стена Плача — название с точки зрения еврейской традиции, условное, и идет от арабов. Еврейское название — Котель Маарави (Западная Стена) и просто Котель (стена). То есть если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где здесь Стена плача, он вряд ли поймет вас.
Арабы же, видящие евреев, молящихся у стены Всевышнему и оплакивающих разрушение Храма, назвали ее el-Mabka, то есть «Место Стенаний» или «Стена плача». От них это вошло и в некоторые другие языки, в том числе в русский и английский.
Современное значение
Стена на протяжении многих веков служит символом веры и надежды многих поколений евреев, центром их паломничества и молитв. Правда, и в новой истории были периоды, когда верующих не подпускали к этой святыне — как это было с 1948 по 1967 годы, когда Восточный Иерусалим вместе со Стеной Плача находились под контролем Иордании.
Помимо всего, на площади у стены отмечают торжественные события — такие как Бар-Мицва у мальчиков и Бат-Мицва у девочек. Здесь же проходят торжественные церемонии в День Независимости и в День Иерусалима, а новобранцы ЦАХАЛ приносят у Стены присягу.
И вместе с тем сюда съезжаются люди со всего света, чтобы положить свои записки. Ежегодно в расщелины между камнями Стены плача вкладывается свыше миллиона таких обращений к Всевышнему. Записки кладутся не только с внешней стороны Стены, но и в ее туннеле, посещение которого возможно только с экскурсиями. Некоторые направляют свои послания издалека и раввину Западной стены Шмуэлю Рабиновичу. В Израиле даже есть специальные сервисы, чтобы передать послание по факсу или Интернету. Поскольку, по иудейскому закону, молитвенные записки не могут быть выброшены, дважды в год осуществляется их захоронение на еврейском кладбище на Масличной горе.
Взгляды различных религиозных конфессий
Они сильно рознятся, что служит в некоторых случаях источников конфликтов.
Иудаистские
Практически все религиозные и светские евреи считают Стену важнейшим центром иудаизма. Но среди ультраортодксов есть исключения специфического плана, например, сатмарские хасиды считают, что святость этого места унижается, из-за того, что израильские власти превратили Стену в туристический объект. Некоторые противоречия существуют и по поводу восхождения на Храмовую гору: если раньше, в середине XX века, преобладала позиция, что евреям туда подниматься нельзя, в последние годы все большую популярность обретает противоположная точка зрения. Но против подъема выступают практически все ультраортодоксы и часть религиозных сионистов. Их мотивация заключается в том, что по законам Торы, на Храмовой горе надо находиться в состоянии полной ритуальной чистоты (а очищаться надо пеплом рыжей коровы), что не представляется выполнимым.
Христианские
Тут все непросто. По утверждениям некоторых исследователей, после перехода Иерусалима в IV веке, под власть христиан, «место почитания» было перенесено ими от Храмовой горы в сторону Храма Гроба Господня. Но в наше время к Стене приходило и приходит и много христиан, среди которых и такие «столпы» христианства, как Папа Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI. В разные годы они посетили Стену Плача и оставили в ней молитвенные записки. Кстати, то же самое сделали Хиллари Клинтон и Барак Обама.
Есть и христианские сионисты, выступающие за строительство Третьего Храма, чтобы обеспечить Второе Пришествие. Но это уже вне области комментариев.
Мусульманские
Мусульмане всегда отстаивали свои права на Стену плача. В качестве аргументов они приводят утверждением о том, что именно в здесь исламский пророк Мухаммад привязал своего крылатого коня Бурака. Это подкрепляется тем, что наверху, на месте Первого Храма, находится мечеть Куббат ас-Сахра, внутри которой есть выступающий камень, откуда пророк Мухаммед вознесся на небо на том самом коне.
В свое время было и заявление египетского мусульманского авторитета, муфтия Насра Фрадида Вассела, что Западная Стена останется навечно дарованной исламу, потому как является частью западной стены мечети Аль-Акса.
Выводы
Стена Плача — это сердце Иерусалима и Израиля. Только не стоит воспринимать ее, как волшебную стену, исполняющую желания. Надо понимать, что вы пришли к чему-то, имеющему отношение к Храму, и обращаться, прежде всего, к Всевышнему. Суть еще в том, что к Храму приходили разные народы, поэтому Стена открыта не только для иудеев. Главное, прийти сюда в надлежащей одежде, и помыть руки перед приближением к Стене. Это место — святое, и находясь здесь, всегда погружаешься в особую атмосферу. Оно тянет к себе, и заставляет приходить еще и еще.
© Еврейский культурный центр детские развивающие центры, курсы иврита, раннее развитие детей