плоский проектор на стену
Проектор vs плоская панель. Примеряем халат офтальмолога и выясняем, почему размер имеет значение
Это юбилейный, сотый пост в нашем блоге! Ура, товарищи! Спасибо, Хабр!
Когда мы говорим «проектор», то имеем в виду большую диагональ: 80 и более дюймов. Именно это – ключевое преимущество проектора как средства отображения. Это и так всем понятно. При этом если речь идет о большой диагонали, логично, что проекторы значительно выигрывают по цене по сравнению с телевизорами и ЖК-панелями (если таковые вообще существуют в нужном размере).
Тем не менее, для многих вопрос: «А везде ли нужна такая большая диагональ?» – остается открытым. В случае с домашним кинотеатром все предельно ясно – за счет больших размеров экрана мы пытаемся достичь или превзойти эффект присутствия или погружения, который достигается в коммерческих кинотеатрах.
Однако проекторы применяются и в других областях – к примеру, в образовании и деловой среде, – там, где нужно максимально качественно и доходчиво показать и рассказать презентацию. К тому же, в домашних условиях проектор может использоваться не только в домашнем кинотеатре, но и в качестве замены телевизору (хотя эти два способа применения проектора все же немного отличаются).
В данной публикации я хочу рассказать о двух важных причинах, которые делают изображение больших диагоналей предпочтительным вариантом, в первую очередь, в школе, аудитории или офисе. Обе причины связаны с возможностью одновременно увеличить разборчивость изображения и дистанцию просмотра.
Устраивайтесь поудобнее и будьте готовы к тому, что после прочтения данного поста вам захочется подальше отсесть от своего монитора или заменить планшет моделью с большей диагональю. Если что, я предупреждал.
Вид с последнего ряда (причина №1)
Недавно на сайте Epson.ru мы открыли специальный раздел, посвященный преимуществам больших диагоналей с изящным лозунгом «Размер имеет значение».
Данная брошюра со страницы наглядно демонстрирует, как выглядит 60-ти или 70-ти-дюймовая ЖК-панель по сравнению со 100-дюймовым изображением проектора с расстояния 3 и 6 метров:
Расстояние от зрителя до экрана в 6 метров можно встретить довольно часто в больших переговорных комнатах и учебных классах и аудиториях. Такое помещение есть и в нашем офисе (об этом чуть ниже). Упомянутая брошюра при чтении будет, безусловно, восприниматься по-разному на экранах с различным разрешением и при различных настройках масштаба документа. Самое важное, что при определенных настройках масштаба текст на 60-дюймовом экране перестанет быть различим, как в этой демонстрации:
Этот пример призван максимально соответствовать реальности: на определенном удалении от зрителя диагональ 100 дюймов обеспечит достаточную разборчивость текста, а 60’’ – уже нет. Тем не менее, в реальных условиях добавляется еще один фактор, не упомянутый в брошюре – различная острота зрения у зрителей.
Простейший эксперимент
Ставим 23-дюймовый монитор на расстоянии вытянутой руки (
65 см) и отодвигаем его от стены, на которую проецируется изображение диагональю 123 дюйма (рисунок ниже), пока изображения не совпадут по занимаемой ими зоне видимости (области обзора). Это произойдет при удалении зрителя на 2,66 метра от стены.
В общем, чем дальше от экрана – тем хуже такой зритель будет различать детали изображения.
Этого не исправить ни контрастностью, ни более высоким разрешением. При неизменной удаленности экрана, различимость текста будет зависеть только от размера изображения. Конечно, если и яркость будет адекватной: слишком низкая яркость сделает изображение совсем неконтрастным и, безусловно, тоже скажется на снижении читаемости текста.
В аудитории, классе, переговорной комнате, конференц-зале и подобных помещениях более-менее постоянны две вещи – расположение стены, на которую надо проецировать (крепить панель, ставить интерактивный экран) и места посетителей. Очевидно, что для улучшения разборчивости изображения можно лишь увеличить его диагональ – это единственный способ.
А вот и наглядный пример из нашей большой переговорной комнаты: 68 дюймов против 123 дюймов с расстояния 6 метров:
Изображение проецируют ультракороткофокусный интерактивный проектор (ссылка1, ссылка2) Epson EB-1460Ui и подвешенный к потолку «обычный» (он же «универсальный») Epson EB-1985WU. Яркость – 4400 и 4800 люмен соответственно. Хорошо видно, что изображение EB-1460Ui на снимке немного пересвечено – с такой яркостью ему тесновато работать в этих рамках. Чтобы как-то понизить яркость, пришлось включить экономичный режим лампы и самый точный цветовой режим (зато с таким запасом он может отлично работать в ну очень ярко освещенном помещении!).
И, да, именно так соотносятся эти диагонали при наблюдении с 6-ти метров.
А вот как выглядит по сравнению с 68-ю дюймами изображение формата 4:3 и диагональю в 156 дюймов – его проецирует короткофокусный Epson EB-530 (3200 лм), размещенный под столом (еще одна «старая» модель):
Поскольку данный проектор имеет разрешение XGA (1024×768), соотношение сторон кадра – 4:3.
Между прочим, это весьма удобный для образовательной сферы формат: такое соотношение сторон схоже с листом бумаги и позволяет разместить больше текста. Правда, в нашей переговорной нижнюю часть экрана в этом случае загораживает стол. Другая проблема — это необходимость подстраиваться под устройства с более привычным форматом 16:9 и 16:10.
С шести метров это изображение выглядит примерно вот так (на маленьком экране, который у нас выступает в роли «ЖК-панели» теперь тоже формат 4:3, диагональ 56 дюймов):
Безусловно, XGA-проектор может работать в режиме 16:9 и принимать сигнал 1080p. Диагональ в этом случае падает до 143 дюймов (высота изображения уменьшается):
На данном снимке от глаз до монитора 129 см, до стены – 8 метров.
В случае с проецированием 143-дюймового изображения, 3200 люмен проектора EB-530 уже маловато для освещенного помещения – свет пришлось убавить до минимума (тут также сказывается голубовато-серый окрас самой стены). Для того, чтобы получить качественное изображение при такой диагонали желательно использовать проектор на 5000 люмен и более.
К слову, модели до 5000 люмен (за исключением ультракороткофокусных, предназначенных для установки на настенное крепление) очень мобильны. Хотя даже инсталляционные проекторы с яркостью от 5000 до 25000 люмен можно считать достаточно мобильными относительно диагонали проецируемого ими изображения, которое может достигать 500 дюймов.
Снова об особенностях технологии
Поскольку был затронут вопрос яркости, придется сказать пару слов о «внутривидовой конкуренции». У компании Epson есть известное преимущество перед другими производителями проекторов – это трехматричная технология 3LCD, которая обеспечивает более высокую эффективность использования света лампы, чем у одноматричных проекторов.
Поскольку из ламп одинаковой мощности получается извлечь больше люмен, Epson выигрывает по сочетанию яркость/качество изображения. Другими словами, максимальную заявленную яркость проектора действительно можно использовать при просмотре, не переключаясь в менее яркий, но более точный режим (см. также про цветовую яркость).
У вас идеальное зрение?
Но вернемся к разборчивости текста. Когда говорят о хорошем зрении, вспоминается японский летчик-ас Сабуро Сакаи, который учился видеть звезды в дневное время суток.
Пожалуй, мало кто в наше время сможет похвастаться таким превосходным зрением – условия современной жизни содействуют развитию близорукости, которую уже прозвали «чумой XXI века»: из исключения эта дисфункция зрения постепенно переходит в норму.
Если речь идет о заметной, но слабой близорукости (-1), то многие не прибегают к ее коррекции вообще: «и так нормально видно». Другие же носят более слабые очки – следуя поверью, что они тренируют зрения или по иной, только им понятной, причине.
Поскольку все эти люди будут сидеть на вашей презентации, вряд ли демонстрация четырех таблиц Excel на одном 4K-экране будет хорошей идеей (А выглядит так заманчиво – 4 таблицы, каждая 1920×1080!)…
К примеру, мы упоминали формат кадра 4:3. Тот, кто хорошо понимает специфику презентаций в большом помещении, не будет смотреть свысока на проекторы с разрешением даже 800×600 (SVGA), ибо оно, можно сказать, является неплохим естественным ограничителем, который не позволит использовать в презентации слишком мелкие объекты и шрифты. Тем не менее, этого разрешения вполне достаточно, чтобы, к примеру, отобразить таблицу Менделеева из школьного учебника. Велика вероятность, что реальная четкость зрения у тех, кто сидит на задних рядах, не будет выше того, что в состоянии отобразить такой проектор.
«Мне не видно. Но я же не буду кричать об этом на весь зал!»
Когда в ходе доклада возникают проблемы с различимостью содержимого презентации, к сожалению, не приходится рассчитывать на отклик аудитории. Скорее всего, люди постесняются признаться, что им не видно. Да и, как правило, плохо различимой бывает лишь часть контента (видна картинка, но не видно комментария или таблицы на том же слайде). Как говорится, «ничего страшного».
Происходит «всего лишь» то, что, выходит, вы делали эту надпись только для 50% зрителей (к примеру). Если же текст находится на границе видимости, то зритель будет вынужден перенапрягаться в попытке его прочитать и, вполне вероятно, не будет успевать за темпами докладчика, а то вообще решит «забить» и уткнется в телефон.
Для того чтобы решить данную проблему, в крупных конференц-залах используют подвесные панели, дублирующие изображение для задних рядов. Они довольно большие, но все равно располагаются далековато от зрителя, что также полностью не решает проблему, а мы ранее продемонстрировали, что для того, чтобы сохранить охват поля зрения, как у 23-дюймового монитора, при удалении в 266 см нужна диагональ 123 дюйма. А у подвешенных панелей диагональ явно не 123 дюйма.
В общем, наша рекомендация проста — по возможности стремитесь к наибольшей диагонали, чтобы обеспечить наилучшее восприятие вашей информации всей аудиторией.
К примеру, в вышеупомянутом разделе нашего сайта для определения оптимального размера экрана в зависимости от размера помещения предлагается следующая справочная таблица:
На страже остроты вашего зрения (или причина №2)
Настало время страшных историй
Главный герой жил в квартире, ходил на работу (в школу), смотрел телевизор, сидел за компьютером, смотрел в телефон, читал книги. В общем, занимался различной «вредной для зрения деятельностью». И однажды… У него испортилось зрение!
А ведь окулист предупреждал: «Смотреть не более одной серии «Наруто» в день!» Вы когда-нибудь видели людей, которые были в состоянии выполнить эти бесчеловечные рекомендации?
История, в общем-то, жизненная, поскольку фокусировка на объектах вблизи – это всегда напряжение глазных мышц. А задача мышц – увеличивать оптическую силу хрусталика (собирающей линзы) путем его растягивания. Поскольку мы постоянно смотрим на близкие объекты, глаза напрягаются настолько, что может случиться «спазм аккомодации» (ложная близорукость).
Вы и сами можете в этом убедиться. Просто встаньте на расстоянии в 30-40 см от оконного проема, посмотрите на раму или стену, а затем переместите взгляд в окно. Вы сразу почувствуете, как расслабляются глаза при взгляде «вдаль».
Можно вообще взять себе за правило (читай: установить напоминание) периодически во время работы делать упражнение на «взгляд вдаль на улице» – это помогает расслабить глазные мышцы, которые уже и не надеялись получить долгожданный отдых. Поначалу такое расслабление может вызывать внезапное ощущение дискомфорта в глазах (что неудивительно после продолжительной работы в напряжении).
Занимательная оптика
Давайте попробуем разобраться, в какой степени расстояние фокусировки влияет на напряжение глаз. В докладах офтальмологов периодически встречается следующий график:
Суть такова: оптическая сила линзы (D, диоптрии) равна 1/расстояние. При взгляде «в бесконечность», глаз отдыхает. При фокусировке на объектах вблизи он должен менять форму хрусталика, чтобы достичь большего числа диоптрий.
При дистанции 2 метра и более от глаза требуется лишь минимальное изменение оптической силы. Если считать, что «нагрузка на глаза» или «утомляемость глаз» пропорциональна требуемой от них оптической силы, то получается следующее:
Проекторы здесь являются настоящим спасением, поскольку позволяют очень и очень существенно отодвинуться от экрана – даже 2 метра считается близким расстоянием, а 4 метра с проектором – не проблема! Многие киноманы предпочитают смотреть кино именно с 4-х метров.
Используя проектор, вы получаете возможность существенно снизить нагрузку на глаза во время просмотра кино или играя в игры. Сегодня появляются яркие лазерные проекторы, такие как Epson EH-LS100, который ставится вплотную к стене. Пока они, прямо скажем, недешевы, но заточены специально под интенсивное повседневное использование в условиях освещенного помещения (благодаря высокой яркости и впечатляющему ресурсу лазерного источника света).
При этом использование проектора в домашнем кинотеатре и в качестве замены телевизору – это все же немного разные задачи. В полной темноте мы стремимся подобрать модель поконтрастнее и не так сильно нуждаемся в переизбытке яркости. В условиях слабого освещения качество изображения обеспечивается за счет резерва яркости – здесь характеристики самых недорогих проекторов Epson могут быть близки или даже превосходить флагманские модели для домашнего кинотеатра. Такие проекторы, как Epson EH-TW610 или EH-TW5400, превосходно подходят для этих условий благодаря сочетанию хорошего качества изображения при высоком запасе яркости.
Не все проекторы одинаково «полезны»
На рынке наиболее доступных устройств присутствуют одноматричные проекторы (DLP, например) и трехматричные (3LCD-проекторы в нашем случае).
Мы говорим в первую очередь о «ламповых» моделях, поскольку пока модели со светодиодными RGB-источниками света не приближаются к ним ни по одной из характеристик при той же цене.
Итак, одноматричные проекторы не проецируют на экран готовый цветной кадр, а 3LCD-проекторы – проецируют. Пользователь легко обнаруживает эту разницу, пробежав взглядом по контрастному изображению – если за яркими объектами следует едва заметный, мимолетный цветной шлейф, то перед нами одноматричный проектор.
Данный эффект у домашних проекторов производители пытаются свести к минимуму с помощью шестисегментного цветового колеса «RGBRGB».
Через это вращающееся колесо одноматричные DLP-проекторы по очереди проецируют разноцветные картинки, но мы этого обычно не замечаем. А вот наш зрительный аппарат, который должен это суммировать и преподнести нам в виде готового цветного изображения… как знать? Было даже исследование, что это, в самом деле, сказывается на утомляемости.
Но производителю «виднее», что упомянутый «эффект радуги» мешает только тем, кто покупает проектор для дома. Иначе, почему колесо типа «RGBRGB» ставят только на домашние проекторы?
Ах да, вот почему: на офисных ставят колеса, позволяющие увеличить яркость – помимо «RGB» (красный, зеленый, синий) ставят также желтый, голубой и… прозрачный (белый). Это позволяет поднять яркость, но «эффект радуги» становится более заметен – мерцание сменяющих друг друга ярких цветов становится все более заметно глазу. Тут уж ничего не поделать: хочешь большую яркость с одной матрицей – либо бери лампу поярче, либо делай прозрачный сегмент пошире.
Это также позволяет понять, почему у RGBRGB-колес обычно получается зеленое изображение на максимальной яркости, а у других типов колес – слабые, неяркие цвета. Об этом рассказывал совсем недавно в соседнем посте.
А вообще, этот тренд заливки изображения «зеленкой» вместо обесцвечивания, направленный на формальное достижение паспортной яркости, который мы наблюдаем в последнее время, – это отдельная тема для разговора.
Заключение
Я отсел от рабочего монитора подальше. А вы?
Не растекаясь мыслию по древу, зафиксирую все, о чем говорилось в посте. В числе преимуществ проектора как устройства вывода изображения в офисе, школе или аудитории имеем:
Мы верим, что это дает проекторам преимущество перед другими устройствами отображения информации, включая телевизоры и ЖК-панели, особенно в сфере бизнеса и образования.
Как выбрать проектор
Долгое время проекторы оставались специфической офисной техникой для презентаций и для демонстрации слайдов во время лекций. Высокая цена, низкая контрастность и плохое качество изображения отпугивали массового покупателя.
Но времена изменились – по цене и качеству изображения проекторы вплотную приблизились к телевизорам, а вот диагонали в десятки метров для последних недостижимы
Домашний 3D кинотеатр с экраном на всю стену?
Яркая и привлекательная реклама на любой поверхности?
Быстрое оформление любого зала под любое выступление – от рок-концерта до научной лекции?
Проекторы позволяют сделать все это и многое другое, надо только разобраться в их параметрах и понять, какие из них важны в каждом конкретном случае.
Характеристики проекторов
Проекционная технология.
LCD. Проекторы на основе одной просветной LCD-матрицы – самые доступные из всех, представленных на рынке. К сожалению, никакими другими преимуществами, кроме низкой цены, такие проекторы похвастаться не могут.
Качество изображения позволяет смотреть на экран только издалека (вблизи картинка будет «рассыпаться» на разноцветные точки).
Контрастность изображения невысока, потому что между пикселями остается большое «пустое пространство».
А поскольку производитель одноматричного проектора изначально ориентируется на низкую цену, то обычно и разрешение матрицы далеко от HD, и лампа в проекторе стоит недорогая и неяркая. В результате яркость изображения позволяет полноценно использовать проектор только в полной темноте, а низкое разрешение «размыливает» картинку до полной потери мелких деталей.
Для офисных презентаций, для использования в аудиториях такие проекторы малопригодны. А вот в качестве основы домашнего кинотеатра они вполне подойдут для не самого притязательного зрителя – диагональ экрана в два с лишним метра по цене бюджетного телевизора заставляет закрывать глаза на недостатки изображения.
3LCD. В проекторах, использующих три просветные LCD-матрицы, изображение на разноцветные пиксели не «рассыпается», даже если подойти вплотную к экрану. Благодаря этой технологии, пиксели на экране способны отображать любые оттенки, да и полезная их площадь намного больше.
В 3LCD проекторах за каждую цветовую составляющую отвечает отдельная монохромная LCD-матрица. Лучи света проходят через каждую из них по отдельности, затем с помощью призмы соединяются в цельное многоцветное изображение.
3LCD проекторы отличаются хорошей цветопередачей и качественной «картинкой». В то же время, контрастность их не так высока, как у DLP проекторов – даже самая качественная LCD-матрица не может обеспечить полного непропускания света и «настоящего» черного цвета на 3LCD-проекторе добиться не просто. Кроме того, жидкокристаллические матрицы «не любят» высоких температур и требуют постоянного обдува воздухом для отвода тепла. Это приводит к тому, что на матрицах постепенно скапливается слой пыли, несмотря даже на наличие фильтров и их своевременную чистку/замену.
3LCD проекторы хорошо подходят как для офисов и образовательных учреждений, так и для домашних кинотеатров. Но выбирая проектор для домашнего кинотеатра, имейте в виду, что 3LCD-проекторы с высокой контрастностью стоят намного дороже DLP-проекторов с аналогичными характеристиками.
DLP. В DLP-проекторе изображение формируется с помощью специального DMD-чипа, на котором расположено множество микроскопических поворотных зеркал, образующих матрицу определенного размера и разрешения.
DMD-чипы с высоким разрешением содержат миллионы зеркал, размеры которых не превышают толщину человеческого волоса. На матрицу падает свет от лампы, проходящий через цветовое колесо – вращающийся прозрачный диск с секторами разных цветов. При работе проектора цветовые компоненты изображения формируются по очереди – по мере прохождения луча света через соответствующие сектора.
Управляющие элементы в DMD-чипе расположены за зеркалами, а не вокруг пикселей, как в LCD-матрицах, поэтому у DLP-проекторов практически отсутствуют зазоры между пикселями.
Проекторы, использующие эту технологию, способны обеспечить «чистый» черный цвет – микрозеркала, отвечающие за пиксели черного цвета, отражают падающий на них свет в сторону, полностью исключая его. Сформированное DLP-проектором изображение отличается четкостью и контрастностью.
DMD-чип менее подвержен воздействию высоких температур, кроме того, у него реализован эффективный теплоотвод с тыльной стороны чипа. Оптическая система DLP-проекторов находится в герметичном корпусе и не требует чистки.
В последнее время все большее распространение получают LED-DLP-проекторы.
В них цветные лучи формируются не при прохождении через цветовое колесо, а с помощью трех мощных светодиодов разного цвета, включающихся по очереди. К сожалению, их яркость не дотягивает до яркости газоразрядных ламп, поэтому световой поток у таких проекторов невелик. Зато LED-лампы малогабаритны и имеют продолжительный срок службы.
Основной недостаток DLP-проекторов – «радужный эффект». Поскольку цветовые компоненты изображения проецируются по очереди, при высокой частоте кадров они могут относиться к разным кадрам. Это особенно заметно на динамичных сценах. Также эффект проявляется, если просто резко изменить направление взгляда – в разные момент глаз улавливает различные цветовые компоненты, что приводит к появлению радужных размытий на границах цветовых переходов.
Производители по-разному борются с этим эффектом – увеличивают количество секторов в цветовом круге, увеличивают скорость его вращения, устанавливают 3 DMD-чипа – но все это приводит к удорожанию проектора.
Еще из недостатков DLP-проекторов можно отметить сложности с отображением оттенков серого цвета – чтобы глаз воспринял последовательно сменившиеся пиксели разных цветов как одну серую точку, микрозеркало должно повернуться особенно точно. На некоторых DLP-проекторах даже на статичном сером градиенте можно заметить цветные полосы.
DLP-проекторы также хорошо подходят как для домашних кинотеатров, так и для презентаций, хотя сильные их стороны больше востребованы при просмотре именно фильмов, а не графиков и схем.
Но выбирая модель для домашнего кинотеатра, сначала проверьте, насколько сильно вам мешает «радужный эффект» DLP-проекторов. Потому что влияние его во многом субъективно – некоторые его практически не замечают, а некоторых он сильно раздражает.
LCoS (SRXD, D-ILA, R3LCD) технология призвана объединить достоинства обеих вышеперечисленных технологий и избавиться от их недостатков.
В этой технологии изображение формируется тремя монохромными LCD-матрицами (как у 3LCD), но не на просвет, а с отражением от их зеркальной подложки (как у DLP). Управляющие элементы пикселей расположены на подложке, за пикселями, и полезную площадь матрицы не снижают – пиксели расположены вплотную друг к другу. «Радужный эффект» отсутствует, изображение четкое.
Недостаток один – пока это самая дорогостоящая технология – LСoS-проектор будет стоить заметно дороже как 3LCD, так и DLP проекторов с аналогичными характеристиками.
LCoS-проекторы, из-за их высокой цены, представлены пока только в профессиональном сегменте и используются для создания высококачественных презентаций, художественных инсталляций и т.д.
Карманный проектор. Развитие технологий привело к тому, что самые маленькие проекторы действительно можно уместить в кармане – по размерам и по весу они вполне сравнимы с крупными смартфонами.
Разумеется, возможности у них скромнее, чем у полноразмерных проекторов – малая яркость LED-ламп и слабая контрастность не позволяют использовать их в освещенной комнате. Но в полной темноте карманные проекторы способны создать довольно качественное изображение диагональю до 40-60 дюймов.
Наличие встроенного аккумулятора и возможность соединения со смартфоном позволяют владельцам таких проекторов в буквальном смысле носить кинотеатр в кармане и организовывать просмотр фильмов (или презентаций) в любых условиях.
К этому типу относится основная масса проекторов. Они достаточно мобильны и просты в установке и подключении, часто в комплекте к ним идет сумка для переноски.
Проекторы весом от 4 кг и больше предназначены, в основном, для стационарной установки.
К этому классу относится большинство профессиональных инсталляционных проекторов с высокой яркостью ламп, возможностью использования в больших залах и на открытом воздухе и т.д.
Минимальный и максимальный размер проекции по диагонали определяют возможные размеры проецируемого изображения.
Размер проекции соответствует проекционному расстоянию – к примеру, на минимальном проекционном расстоянии диагональ изображения будет равна минимальному размеру проекции по диагонали.
А проекционное расстояние, в свою очередь, соответствуют фокусному расстоянию объектива, которое может изменяться в ограниченном диапазоне. Поэтому получить четкое изображение размером больше максимального (или меньше минимального) будет невозможно.
Учитывайте также проекционное соотношение (отношение проекционного расстояния к ширине проекции).
Так, если максимальный размер проекции у модели составляет 100″(220х120 см), а максимальное проекционное расстояние – 5 м (проекционное соотношение = 2,27), то для получения изображения диагональю 80″(180х100 см) проектор понадобится расположить в 180*2,27 = 4 метрах от экрана. То есть, в 3-метровой комнате изображение максимального размера не получить.
Чтобы получить крупное изображение на небольшом расстоянии, существуют ультракороткофокусные проекторы – у них проекционное соотношение минимально.
Разрешение – это количество пикселей, из которых состоит изображение в ширину и в высоту. Чем больше разрешение, тем четче изображение и тем на больший экран можно его проецировать без заметной потери качества. Высокое разрешение важно, если изображение должно сохранять мелкие детали или читабельный текст.
Разрешение до 800х600 годится только для просмотра видео среднего (до DVD) качества. HD видео на таком экране тоже можно смотреть, но детали будут теряться.
Для презентаций, содержащих графики, схемы и некрупный текст рекомендуется разрешение от 1024х768.
Чтобы смотреть фильмы в формате HD без потери качества, разрешение должно быть соответствующим – 1920х1080. Для просмотра видео на больших (7-10 метров по диагонали и более) экранах и максимального качества при проигрывании контента 4К рекомендуется разрешение 3840х2160.
Соотношение сторон. Для офисных проекторов и в учебных заведениях лучше выбирать проекторы с соотношением 4:3 – презентации, документы и слайды на таких демонстрировать удобнее. А для домашнего кинотеатра оптимальным вариантом будет соотношение 16:9 или 16:10..
Световой поток влияет на яркость изображения. Чем больше световой поток, тем при более сильном освещении можно будет использовать проектор.
Световой поток до 400 лм подойдет только для демонстрации изображений относительно небольшого (60-80″) размера в полной темноте. Световой поток такого уровня характерен для карманных проекторов.
Световой поток 400-1000 лм годится для организации домашних кинотеатров начального уровня. С такими значениями можно создать достаточно яркое изображение размером до 100″ в неосвещенной комнате в вечернее время.
Световой поток в 1000-1800 лм позволит различать информацию на экране в условиях частичной освещенности.
Для работы в помещениях при освещении, достаточном для чтения, можно воспользоваться следующей таблицей:
Проекторы со световым потоком более 3000 лм пригодны для работы в больших хорошо освещенных залах или на открытом воздухе.
Контрастность проектора определяется отношением яркости черного цвета к яркости белого. Контрастность отвечает за глубину черного цвета (т.н. «чистый черный»), за насыщенность «картинки», за отображение слабоконтрастных элементов.
Для офисных проекторов этот параметр не очень важен – в презентациях и демонстрационных слайдах изображения сами по себе контрастные; полутона и переходы цвета встречаются нечасто. Да и о «чистом» черном цвете в освещенном офисе или аудитории говорить не приходится – самый «черный» цвет на экране все равно будет определяться не характеристиками проектора, а освещенностью комнаты.
А вот для домашнего кинотеатра показатель контрастности важен – изображение со слабой контрастностью будет выглядеть блеклым и невыразительным.
Среди недорогих проекторов технология DLP обеспечивает лучшую контрастность. У проекторов подороже показатели контрастности у DLP и 3LCD примерно сравниваются.
Какую конкретно контрастность выбрать? Вопрос сложный, поскольку существует несколько методов измерения контрастности и какой из них конкретно применил производитель – понять не всегда возможно. Наличие диафрагмы на проекторе позволяет производителю указывать динамическую контрастность, превышающую нативную (при неизменной диафрагме) в сотни раз. Поэтому дорогой проектор с паспортной контрастностью 2000:1 может давать куда более глубокую и насыщенную «картинку», чем дешевый с заявленной контрастностью 10000:1.
При выборе проектора обязательно обратите внимание на срок службы лампы – её цена порой близка к цене самого проектора. Лампы с ресурсом в 2000 часов при ежедневном просмотре фильмов хватит на год-другой работы, после чего потребуется дорогостоящий ремонт.
Если вы хотите, чтобы проектор можно было использовать автономно, без ТВ-приставки и компьютера, обратите внимание на наличие TV-тюнера и на воспроизведение с USB-накопителей.
Только имейте в виду, эти опции порой (особенно на недорогих моделях) реализуются производителем по остаточному принципу. Качество приема TV-тюнера может оказаться довольно плохим, встроенный медиапроигрыватель может игнорировать некоторые форматы аудио и видео, да и разъем USB может «забастовать» и отказаться читать какой-нибудь жесткий диск.
Поддержка 3D. Эта опция заявлена чуть не у половины проекторов, и многие покупатели (по аналогии с 3D-телевизорами) ждут от таких проекторов возможности показа поляризованной стереопары. Увы, сделать дома IMAX 3D на основе проектора c «поддержкой 3D» не получится.
У большинства проекторов под «поддержкой 3D» понимается всего лишь возможность вывода анаглифической картинки. При просмотре такого изображения через анаглифические (красно-голубые) очки действительно присутствует некоторый стереоэффект, но отвратительная цветопередача портит все впечатление.
Проекторы, отображающие поляризованные стереопары, существуют, но стоят весьма недешево и для них нужны специальные экраны, не нарушающие поляризацию.
Варианты выбора проекторов.
Если вам нужно мобильное устройство, с помощью которого можно организовать просмотр фильма «на большом экране» за минимальное время в любом затемненном помещении, выбирайте среди карманных проекторов. Но имейте в виду, что при дневном свете «пристойную» картинку они обеспечить не смогут.
Одноматричные LCD-проекторы дают не самое лучшее изображение, но их низкая цена позволяет обустроить настоящий домашний кинотеатр с экраном «на всю стену» практически каждому.
Если вы хотите получить качественный домашний кинотеатр по небольшой цене, выбирайте среди недорогих DLP-проекторов.
Для презентаций, лекций и тренингов в освещенных помещениях вам потребуется проектор с большим световым потоком, создающий яркое изображение, хорошо различимое даже при дневном свете.
Если проектор должен быть расположен близко к экрану, выбирайте среди ультракороткофокусных проекторов.