планировка квартиры жени лукашина
«Квартиры Жени Лукашина тут нет. Здесь квартиры большие и дорогие!»
Как сейчас выглядит двор, где когда-то жил герой Андрея Мягкова, и реально ли купить там жилье, если вы врач или учительница?
Москва, 3-я улица Строителей, дом 25. Еще совсем недавно этот адрес знала вся страна, ведь именно здесь, в скромной двушке обычной многоэтажки, герой фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» Женя Лукашин наконец-то обрел свое долгожданное счастье: к нему приехала «его Надя». А ведь этот двор по-прежнему существует! Более того, как рассказывают жители, он давно стал настоящим местом паломничества для всех, кто все еще верит в любовь. «Одна девушка даже ручку двери целовала, видимо, загадывала выйти замуж, — говорят они. — Не знаем уж, получилось или нет!»
Новогодние праздники. Метель. Убитый ссорой со своей случайной знакомой, учительницей Надей Шевелевой, хирург Евгений Лукашин садится в самолет Петербург — Москва и возвращается домой под стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Руки мерзнут, снег хлещет по глазам, но он, не сбавляя шага, добирается до своего крыльца и прислоняется лбом к подъездной двери. Все кончено, любви нет. Безысходность! «И никого не защитила вдали обещанная встреча, — мелодекламирует исполнитель главной роли. — И никого не защитила рука, зовущая вдали. »
То же самое крыльцо, тот же вид со старинным храмом Архангела Михаила в Тропареве. После съемок «Иронии судьбы» прошло 46 лет, а такое ощущение, что здесь почти ничего не изменилось! Разве что к подъезду пристроили небольшое здание Театра на Юго-Западе, а напротив него появились магазин «Царь-пиво» и огромное количество всевозможных ларечков. На том же месте и в шутку прицепленный кем-то киношный номер дома. Киношный — потому что настоящий адрес совсем другой. Эпизод с метелью разыгрывался не на 3-й улице Строителей, а на проспекте Вернадского, 125.
Кстати, об истории этого места здесь помнят далеко не все.
«Кто? Алкашин? — отшучивается парень с собакой. — Алкашей у нас тут нет, у нас тут все приличные! «Ирония судьбы»? Не знаю такого фильма. Первый раз слышу, что тут что-то снималось!»
Но это молодежь. Лет 18, не больше. А вот продавщица из стоящего напротив овощного киоска все же припоминает: именно здесь когда-то разворачивались события знаменитой советской киноэпопеи.
«Я тут только недавно, но тоже обратила внимание, что возле этого подъезда постоянно ходят какие-то люди и фотографируются, — рассказывает Виктория. — Как я поняла, в основном это иногородние, которые приезжают сюда, чтобы пройти дорогой Жени Лукашина. Как часто? Ну человек пять-шесть в день — это точно».
Между тем старожилы многоэтажки намекают, что говорить об этом месте только в контексте знаменитого фильма Эльдара Рязанова как минимум некорректно. Дом — элитный, и квартиры принадлежат не абы кому! А ведь с виду и не скажешь — это обычная серая панелька, окруженная тополями и устланная плотным ковром прошлогодней листвы и окурков. Зайди в любой старый московский дворик — там будет то же самое.
«Скажите, а в этом подъезде есть квартира под номером 12?» — осторожно спрашиваем мы у сидящей на скамеечке пожилой женщины. Именно в ней, по сценарию, и жил герой Андрея Мягкова.
«Нет, такой квартиры здесь никогда не было, — отвечает она. — Это легенда. Здесь квартиры большие и дорогие!»
«А то, что Мягков… — восклицает бабушка, узнав о цели нашего визита. — Да вы знаете, какой здесь народ живет! И артисты, и музыканты, и художники! Тут и сейчас есть на кого бросаться».
Как вспоминает женщина, главной особенностью тех съемок были совсем не актеры и даже не Эльдар Рязанов, а огромный агрегат, который привезли, чтобы использовать в качестве ветродуя и создать видимость метели. Несмотря на то что на дворе еще стоял март, снега почти не было, поэтому его заменяла порезанная на мелкие квадратики бумага. Чего потом стоило вымести этот мусор, который залетал в открытые форточки, — знает один лишь Бог!
«А артисты — они к нам, конечно, и заходили, и грелись. — продолжает женщина. — Но какого-то особого ажиотажа это не вызывало. А потом у нас повесили памятную доску: «Здесь снималась «Ирония судьбы». Только ее быстро украли и так и не переустановили».
«Как меня зовут? — переспрашивает она. — Ой, давайте без этого. Как говорил персонаж Леонида Куравлева, моя фамилия слишком известна!»
Интересно, что на том же проспекте Вернадского находится и «ленинградская» квартира Нади. Только дом уже не 125-й, а 113-й. Из зарешеченного окна грустно смотрит одинокая бабушка-консьерж. По левую руку — какие-то унылые гаражи. Из ярких пятен лишь новая детская площадка. Одно хорошо: в отличие от «подъезда Лукашина», памятная табличка по-прежнему на месте. Надо же, не украли!
«Именно этот дом использовался для съемки ночных планов, — говорит живущий по соседству молодой человек по имени Александр. — Как рассказывал дедушка, людей специально просили не выключать в окнах свет, чтобы создать ощущение новогодних праздников. А еще он очень любил вспоминать, как по пути в магазин случайно встретил Мягкова и пригласил его на чай, но Мягков застеснялся и не пошел, хотя наверняка был голодный и замерзший. Дед так и говорил: «Артисты тогда были скромные, не то что сейчас».
«Но тут у нас еще более-менее спокойно, — продолжает парень. — Вот возле 125-го — там да. Порой такие персонажи ходят! Я лично видел, как одна девушка целовала ручку двери. Наверное, думала, что это принесет ей удачу в любви!»
Кстати, насчет «элитности» этих мест… Как оказалось, средненькая двушка в панельке Жени или Нади стоит порядка 11-12 миллионов. «Всего пять минут от метро «Юго-Западная», храм 1694 года постройки, шикарные магазины и рестораны», — зазывают риелторы. Для сравнения: примерно такая же квартирка, но уже новая, будет стоить от 33 до 50. Район продолжает расти, и на смену экспериментальным 16-этажкам приходят престижные клубные дома.
Напомним, что 3-я улица Строителей когда-то действительно существовала. Но только до 1963 года — в те времена фильма не было и в помине. Позднее ее переименовали в улицу Марии Ульяновой, но жильцы продолжали называть ее по-старому. Как рассказывал бывший обитатель квартиры 12 в доме №25, после каждого показа «Иронии судьбы» почтальон приносил им целые мешки писем с фотокарточками. Поклонницы Мягкова считали, что он живет именно по этому адресу, и когда вскроет конверт, тут же забудет ненавистную им Брыльску и предастся новой любви.
В Москве простились с Андреем Мягковым
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Киноквартира. Чему удивились бы Женя и Надя в современной новостройке
Обычно об этом фильме вспоминают в преддверии Нового года. И совершенно напрасно. Если бы рязановская «Ирония судьбы» была просто новогодней историей, она не завоевала бы сердца стольких поколений телезрителей. Вдумайтесь: фильму в этом году будет 40 лет!
Сегодня мы поразглядываем квартиры, в которых происходит действие фильма. И сравним их с тем жильем, что строится сейчас. По фильму, в Ленинграде и Москве на 3-й улице Строителей, 25 располагается типовой панельный дом. Фактически дома, в которых велись съемки, находятся в московском районе Тропарево-Никулино по адресам: проспект Вернадского, 113 (дом Нади Шевелевой) и проспект Вернадского, 125 (дом Жени Лукашина). Оба этих дома построены по экспериментальному проекту, который реализован всего в трех зданиях на этом проспекте.
То есть не такой уж это и типовой дом. Давайте зайдем в него, обращая внимание на каждую мелочь. Начнем с внешнего вида жилой многоэтажки.
1. Фасад
Фасад советского панельного дома. Как видно по этому кадру из фильма, о внешнем виде не особо заморачивались.
За последние сорок лет по всей стране на смену безликим серым фасадам стали приходить цветные. Со временем они так вошли в моду, что сейчас, кажется, строители перепробовали уже все цвета. Все большее количество застройщиков уходят от поиска оригинального цвета в подбор необычных, технологичных материалов. Кроме того, появилась и со временем стала самой популярной у застройщиков технология монолитного домостроения.
Фасады современных зданий выполняются по-разному. Две основные технологии — облицовочный кирпич (как на этом фото) и «мокрый фасад» (штукатурка).
2. Подъезд
В Советском Союзе редко можно было встретить прозрачные двери подъездов. Дом №25 на 3-й улице Строителей — приятное исключение.
Подходящее для этих целей стекло — антивандальное, прочное и т.д. — в 70-е годы не использовалось широко в гражданском строительстве. Тем более для остекления дверей подъездов. Сейчас все обстоит иначе. Технологии стекольного производства в наши дни позволяют использовать прозрачные конструкции по максимуму.
Если в советское время прозрачные подъезды были в диковинку, то сегодня ими уже никого не удивишь. Все больше застройщиков именно с таким подходом проектируют входные группы.
3. Лифты
В подъезде Нади Шевелевой два лифта — пассажирский и грузовой. Причем грузовой в фильме не используется. Да и вообще для 1975 года грузовой лифт — редкость. Обратите внимание, что оформлены они по-разному и у каждого своя лифтовая шахта.
Лифты за 40 лет стали более скоростными. Впрочем, главным их преимуществом, пожалуй, правильнее будет назвать антивандальность и пожаробезопасность.
Современные лифты, даже самые дешевые, выглядят приятнее. Кроме того, процесс строительства, как правило, оптимизирован таким образом, чтобы лифтовые шахты располагались по соседству.
4. Прихожая
Советская прихожая была небольшой, и мебели в ней, как правило, было минимум.
Конфигурации современных квартир видоизменяются в пользу нежилых помещений. К ним относится и прихожая. Сейчас просторные входные зоны стали нормой. Дополнительно в них появляются ниши для обустройства гардеробных или шкафов-купе. Они приходят на смену морально устаревающим полочкам для шапок с крючками для одежды.
За 40 лет прихожие стали просторнее, а их конфигурация — более продуманной.
5. Большая комната
Сразу из прихожей, по фильму, мы попадаем в большую комнату. Сюда ведет широкий проход с двустворчатой дверью.
В современной квартирографии архитекторы стараются максимально отделить гостевую зону от приватной. Поэтому гостиные по-прежнему делают большими, с широким входом сразу из прихожей. Ленинградскую квартиру Нади Шевелевой в этом плане отличает от современных лишь то, что гостиная не соединена напрямую с кухней.
Современные застройщики тоже стараются сделать гостиную главным помещением в квартире. И двустворчатые двери как раз способствуют такому восприятию. Заметьте, и сейчас двери делают со стеклянными вставками. Правда, матовыми.
6. Кухня
Типовые кухни советских квартир были приспособлены под типовые плиты и холодильники, типовые гарнитуры и типовую мебель.
Сложно представить себе пространство, которое нуждается в столь же тщательной проработке, как кухня. И, казалось бы, здесь сложно придумать что-то новое, ведь есть незыблемые правила обустройства этих помещений. Это кухня в московской квартире Жени Лукашина. Она настолько мала, что в ней помещается только крохотный гарнитур, небольшой обеденный стол с двумя табуретками и холодильник. Да что там говорить — такие кухни все мы помним.
Современные кухни гораздо просторнее. И обратите внимание на балконную дверь — она тоже прозрачная, как и двери в подъездах. Да и сам балкон, в отличие от советских времен, сейчас обычно сдается уже в застекленном виде.
7. Инженерные коммуникации
В советское время не было индивидуальных приборов учета воды. Начисления производились по нормативам. А счетчики электричества устанавливали на лестничной площадке, чтобы контролеры не беспокоили жильцов своими визитами.
Квартплата в СССР была низкая, и коммунальные платежи не били по карманам граждан. Поэтому коммунальщики сами считывали показания приборов учета, не утруждая этим жильцов. Это сейчас нам порой приходится считать объемы собственного потребления, поскольку тарифы выросли в разы. Появились двухтарифные счетчики электроэнергии, приборы учета воды и т.д. Тогда все это было не нужно.
В наши дни электрические счетчики, как правило, находятся внутри квартиры. Более того — все чаще появляются жилые дома, в которых показания этих и других счетчиков отправляются в расчетные центры автоматически. Владелец квартиры может об этом даже не задумываться.
Окажись герои фильма Эльдара Рязанова в современной квартире, они многому бы удивились. За 40 лет строительные технологии изменились настолько кардинально, что даже в УПН отмечают все больший дисбаланс между спросом на квартиры в новостройках и на вторичном рынке. Все больше людей понимает, что сравнивать уровень комфорта в старом и новом жилье становится сложно — слишком очевидна разница.
Однако для своего времени советское домострение было на должном уровне. Массовое гражданское строительство и тогда, и сейчас развивается стремительными темпами. И без советских квартир, в которые 40 лет назад заезжали наши родители, не было бы такого большого выбора квартир современных, в которые заезжаем мы.
Воспоминания о типичных советских квартирах на примере фильма «Ирония судьбы»
Метки
Советский интерьер сегодня вызывают у нас сложные чувства. Полированные серванты, трюмо, массивные торшеры, ковры на стенах одних людей раздражают, а другим дают возможность поностальгировать.
Как бы то ни было, а это большая часть нашего прошлого, настоящей энциклопедией которого можно считать кино. Сегодня мы поговорим об особенностях советской бытовой жизни на примере горячо любимого миллионами фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Советский интерьер
Знаменитая квартира
Все мы помним, что Женя Лукашин перепутал типовой дом в Москве на 3-й улице Строителей с его близнецом в Ленинграде.
В реальности же оба дома, подъезды которых мы видим в главном новогоднем фильме, находятся в московском районе Тропарево-Никулино, на проспекте Вернадского. Дом Нади имеет номер 113, а дом Жени — 125.
Можно ли считать такое жилье стереотипным
Декорации как московской, так и ленинградской квартиры были созданы в павильоне киностудии «Мосфильм». Можно ли считать такое жилье стереотипным для того времени? И да и нет. С одной стороны, у многих советских людей тогда были такие же или похожие предметы мебели.
С другой, площадь пусть и не самой обычной двухкомнатной квартиры стараниями декораторов выросла с 32 до совершенно фантастических 120 квадратных метров. Зачем это понадобилось создателям фильма? Была такая традиция — немного приукрашивать жизнь. Да и глубина кадра от этого только выиграла.
И Лукашины, и Надя не так давно справили новоселье. Этот сюжетный ход оправдывает беспорядок в квартирах и частично объясняет возникшую путаницу. А кроме того, дает создателям фильма возможность простым перемещением мебели превращать Женину квартиру в Надину и наоборот.
Примечательная мебель
Кстати, о мебели. В обеих квартирах мы видим довольно необычные по тем временам стулья с красной обивкой. Мягкая спинка и плавные линии каркаса делают их непохожими на типичную продукцию советских фабрик. Дотошные зрители определили, что это часть мебельного набора «Медео» от польской фабрики «Варта-Сважендз».
Помимо стульев он включал в себя в разной комплектации шкаф для одежды, стол, кровать, на которой Лукашин отдыхал в Надиной квартире, диван, комод и сервант с секретером.
Вообще Надина квартира в фильме, на мой взгляд, выглядит довольно противоречиво. Вроде бы узнаваемая мебель. И загадочное по нынешним временам окошко из ванной в кухню на месте. И довольно бедно обставленная кухня. А с другой стороны, детали не характерны для квартиры простой учительницы: антикварное зеркало в прихожей, дорогая польская мебель, стены покрашены в дизайнерский темно-зеленый цвет.
А были ли у тебя дома какие-нибудь предметы интерьера из Жениной (Надиной) квартиры? Сегодня их уже можно считать редкостью. Например, для мультимедийной выставки «Необъятный Рязанов», где попытались воссоздать сцены из фильма, оригинальной мебели видимо так и не нашли.
Дом кино: известные здания в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Каждый год 31 декабря Женя Лукашин любил ходить с друзьями в баню. Миллионы же граждан СССР, а потом и постсоветских республик, сделав заливную рыбу и тазик салата оливье, усаживались перед телевизорами в очередной раз смотреть лирическую комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Блогер Darriuss рассказывает, где снимался легендарный фильм, ставший за прошедшие десятилетия таким же непременным атрибутом празднования Нового года, как елка, шампанское и поздравление главы государства.
Как все прекрасно помнят, случиться эта «совершенно нетипичная история» могла исключительно благодаря типичности всего советского. В городах Союза на улицах с типовыми названиями массово строились типовые дома с типовыми квартирами, обставленными типовой мебелью. Конечно, режиссер Рязанов намеренно гипертрофировал эту проблему — на самом деле в СССР все было не так печально, но все же легкая беззлобная сатира на панельную жилую архитектуру, от которой жители страны уже начали уставать, нашла бесспорный и понятный отклик в их сердцах. Начинается 3-часовой двухсерийный фильм, снятый по заказу Центрального телевидения, небольшим анимационным роликом, высмеивающим триумфальное шествие по планете многоэтажных муравейников. Вот каковы благие намерения архитекторов — жилой дом украшен архитектурным декором в промышленных количествах.
А вот что остается от первоначального замысла после многочисленных согласований проекта в вышестоящих инстанциях.
И затем утвержденные дома строевым шагом отправляются завоевывать планету.
Именно планету, потому что в 1950—70-е годы многоэтажное жилое строительство, зачастую типовое, велось не только в Советском Союзе и странах соцлагеря. Задача обеспечить дешевым отдельным жильем стремительно растущее в количественном отношении население была актуальна повсеместно.
Титры фильма идут под крупные планы жилых домов московского района Тропарево, где преимущественно и снимались «натурные» эпизоды «Иронии судьбы», причем как московские, так и питерские.
Все дома начала 1970-х годов — пока выглядят как новенькие.
Панель с облицовкой мелкой голубой плиткой, межоконные проемы заполнены блоками лазурной плитки.
А вот и один из «главных героев» картины — тот самый жилой дом ленинградской учительницы русского языка и литературы с красивым, а главное редким именем Надя, по адресу «Ленинград, 3-я улица Строителей, 25». На самом деле эта 16-этажка расположена в Москве, на проспекте Вернадского.
По иронии судьбы в «Иронии судьбы» снимались вовсе не рядовые типовые дома, которые будто бы сотнями строились в Союзе, что и привело к путанице, ставшей сюжетом комедии. И Надя Шевелева, и московский хирург Женя Лукашин живут в экспериментальных 5-подъездных 16-этажных панельных жилых домах серии И-99-47/406 на 275 квартир каждый, построенных в первой половине 1970-х в Москве на относительно престижном проспекте Вернадского. Всего таких зданий было там возведено 3 штуки, подряд, торцами к проспекту. На скриншоте ниже — крупный план Надиного «ленинградского» дома (проспект Вернадского, 113). За ним — в левом верхнем углу — средний близнец (проспект Вернадского, 119), загораживающий дом Лукашина по адресу «Москва, 3-я улица Строителей, 25». То есть на самом деле квартиры главных героев разделяло всего метров 700. Вверху справа видны остатки бывшего подмосковного села Тропарево с церковью конца XVII века, включенного в городскую черту и давшего название жилому району.
«Подмосковные деревни Тропарево, Чертаново, Медведково и, конечно, Черемушки не подозревали, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли». Бывшее село Тропарево крупнее, когда-то и в Москве был свой деревенский частный сектор. Сейчас от него осталась только церковь, остальная территория плотно застроена.
Храм архангела Михаила в Тропареве, построенный в 1693 году.
Современная фотография. Церковь выглядит крупной и торжественной для обычного сельского храма. Тропарево принадлежало богатейшему московскому Новодевичьему монастырю, способному позволить себе строительство столь неординарного здания. На заднем плане (торцом) виден дом Жени Лукашина, откуда он уезжает сначала в баню, а потом и в Ленинград.
Так выглядят основные московские места съемки «Иронии судьбы» на картах Google. 1 — «Ленинград, 3-я улица Строителей, 25», 2 — «Москва, 3-я улица Строителей, 25», 3 — храм архангела Михаила в Тропареве. Как заметно на скриншоте, ко всем трем экспериментальным жилым домам, отдувавшимся за целую советскую типовую архитектуру, имеются пристройки с торговыми учреждениями. Они также появляются в фильме.
Но сначала зрителей фильма радуют прекрасными панорамными съемками юго-западных окраин Москвы, застроенных фактически за 15 лет, предшествовавших картине (она вышла на советские телеэкраны 1 января 1976 года). Вот вид на юго-восток, в сторону центра города. Высокое белое здание в левом верхнем углу — гостиница «Дружба», вверху в центре достраивают высотное общежитие МГУ, так называемый Дом студента на Вернадского.
Интересен комплекс из 4 зданий-близнецов в центре кадра. Это фрагмент так называемого «Немецкого квартала», возведенного в начале 1970-х годов для сотрудников посольства ГДР и граждан социалистической Германии, живших в Москве, сейчас, соответственно, принадлежащий ФРГ. Фактически это один 16-этажный жилой дом серии 1МГ-601-441 на 250 квартир с 4 подъездами, построенный в 1974 году, незадолго до начала съемок тут «Иронии судьбы».
Камера перемещается чуть правее, и справа вверху становятся видны пять одинаковых 19-этажных панельных домов на Ленинском проспекте, построенных в 1967 году. «В былые времена, когда человек попадал в какой-нибудь незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь. Зато теперь совсем другое дело: человек попадает в любой незнакомый город, но чувствует себя в нем как дома».
Жилые микрорайоны юго-запада Москвы. В центре — Юго-Западный лесопарк. «До какой нелепости доходили наши предки — они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр „Ракета“, где можно посмотреть типовой художественный фильм».
Внизу в кадр попала улица 26 Бакинских Комиссаров, справа — фрагмент интересного жилого дома №11 по этой улице (его крупный план демонстрировался в титрах фильма). Это 22-этажная одноподъездная башня серии П-4/22, возведенная в 1975 году.
Всего вдоль улицы 26 Бакинских Комиссаров было построено 3 таких башни. С крыши одной из них, средней, и снималась панорама Москвы, открывающая фильм.
Наконец, камера спускается с крыш на землю. В кадре как раз «ленинградский» дом Надежды Шевелевой (проспект Вернадского, 113) с пристройкой — магазином «Продукты». Ее подъезд угловой, но с противоположной, дворовой стороны здания. Слева на заднем плане видна одна из вышеупомянутых 22-этажных высоток.
Это же здание и этот же магазин на архивном снимке. Позже на основе этой экспериментальной серии было разработано несколько более совершенных серий (П-3 и далее), которые уже были внедрены в массовое строительство.
Кстати, в среднем из трех зданий-близнецов — единственном не использованном в картине — до своей смерти жил известный писатель-фантаст Аркадий Стругацкий. В пристройке расположена кондитерская.
«3-я улица Строителей». Справа на переднем плане — дом Жени Лукашина, далее — дом Стругацкого, совсем вдалеке — дом Нади Шевелевой. Интересно, что на момент съемок картины ни в Москве, ни в Ленинграде никаких 3-х улиц Строителей не было: в Ленинграде — вовсе никогда, а в Москве таковая была переименована еще в 1963 году, за 12 лет до выхода фильма.
Московский ЛиАЗ-677 260-го маршрута, госномер 87-59мна. На этом автобусе в начале «Иронии судьбы» к Лукашину едет его друг Павел в исполнении Александра Ширвиндта, в конце же картины на этом же автобусе возвращается из аэропорта домой уже сам Лукашин.
При этом покупает у Снегурочки шампанское Павлик почему-то в Новых Черемушках, на улице Шверника. Слева на заднем плане — 16-этажная панелька 1965 года, а справа вдалеке заметны корпуса Дома аспирантов и стажеров МГУ, мелькнувшие еще в одном эпизоде картине, уже в самом ее конце. Об этом чуть позже.
Вот похожий ракурс на современной фотографии.
Торговый комплекс слева — это ныне перестроенный бывший торговый центр «Черемушки», фрагмент вывески которого заметен в фильме в верхней части этого кадра.
При этом в следующий момент Павел вместе со своим шампанским мгновенно переносится из Черемушек на несколько километров юго-западнее вновь в Тропарево и оказывается у продуктового магазина на улице 26 Бакинских Комиссаров. Спросив у прохожей дорогу на «3-ю улицу Строителей», Павлик идет в направлении уже упоминавшихся выше трех 22-этажных башен-близнецов.
А вот и заветный Женин подъезд с бутафорским номером 25, справа видна церковь архангела Михаила в Тропареве.
Аналогичный современный ракурс. К дому уже сделана пристройка Театра на Юго-Западе.
Подъезд. Все интерьерные съемки осуществлялись, конечно, в павильонах «Мосфильма».
Кухня московской квартиры №12. Окно в санузел, на подоконнике которого стоят классические советские красные в горошек банки для сыпучих продуктов.
Типичная советская квартира. По фильму это новостройка, в которую герой с мамой только-только въехал. В реальности же последний из тройки зданий на Вернадского был сдан в 1973-м.
Банный эпизод — также павильонный. «Ванная в каждой квартире — это удобно, это цивилизация, но сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной — просто смывание грязи». Торжественный обряд 31 декабря, как это принято в наших широтах, сопровождается обильными возлияниями.
А заканчивается все в аэропорту Домодедово, куда друзья едут провожать в Ленинград Павлика, а в итоге отправляют навстречу своей судьбе холостяка Женю. На столе — некий коньяк и бутылка безалкогольного тонизирующего напитка «Саяны» с характерной фиолетовой этикеткой и рисунком этих самых Саян на ней.
Аэропортовые часы с перекидным табло изготовлены итальянской фирмой Solari & C. из Удине.
В кадре — терминал аэропорта, построенный в 1965 году по проекту архитекторов Г. Элькина, Г. Крюкова, В. Локшина, и дальнемагистральный лайнер Ту-114 еще в старой ливрее «Аэрофлота».
Но в Ленинград Лукашин, конечно, летит на обычном «свистке» — Ту-134.
При этом пассажирский салон показывают как раз или Ту-114, или Ил-62, или Ту-154 (компоновка 3+3), а не Ту-134 (2+2).
Неоновая вывеска ленинградского аэропорта.
Абсолютное большинство натурных эпизодов «Иронии судьбы» снималось в Москве. Тем не менее, для съемок сцены в аэропорту Ленинграда создатели фильма не поленились на самом деле выехать в Пулково. Справа на заднем плане видны характерные «стаканы» местного пассажирского терминала.
Ленинградский аэровокзал «Пулково» на открытке 1979 года. Открыт в 1973 году (архитектор А. Жук).
Стоянка такси находилась прямо у летного поля, до самолетов было рукой подать. Немыслимая ситуация с точки зрения современных правил авиабезопасности.
Такси привозит Лукашина из Пулково прямиком обратно на московский проспект Вернадского, к дому №113.
Вот этот подъезд сейчас.
Вторая квартира №12 также мосфильмовская. Типовая планировка с такой же мебелью, разница лишь в деталях.
Для сравнения: квартира Лукашина.
Польский гарнитур за 830 рублей. «— И 20 сверху! — Я дал 25!»
На столе у Нади, кроме заливной рыбы и мандаринов, все та же бутылка коньяка «пять звездочек» и бутылка муската, которую они все потом дружно и распивают.
Приезжает Ипполит и дарит Наде духи Climat от Lancome. В те времена не имело значения, какие конкретно духи, главное что «французские настоящие».
У Нади телевизор «Рубин». По нему показывают музыкальный фильм Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» с Андреем Мироновым и Людмилой Гурченко. Премьера этой картины на Центральном телевидении состоялась 31 декабря 1974 года, что четко определяет время действия «Иронии судьбы».
Не совсем типовая не совсем 3-я улица не совсем Строителей. Нарочитая метель в течение всего фильма — результат работы мощных ветродувов. Конец зимы 1974—75-го был в Москве бесснежным.
Типичный советский новогодний стол. Кроме рыбы — сухая колбаса, рижские шпроты, яйца с майонезом, мандарины, несколько салатов, включая свекольный, выпивка.
Подъезд Надиного дома. Обратите внимание на количество стекла в оформлении входной группы и горящие светильники на козырьке.
Этот же подъезд спустя 35 лет. Дверь заменена на глухую, панорамные окна заложены кирпичом, светильники отсутствуют. Задумки архитекторов вступали в полное противоречие с нравами наших людей.
Расстроенный Ипполит мчится на персональной «тройке» алого цвета куда глаза глядят по внутридворовому проезду.
Этот эпизод также сняли на натуре в Ленинграде. На заднем плане — Исаакиевский собор.
В конце концов Ипполит оказывается на невском льду.
Вторая серия открывается кадром, на котором показан Надин проигрывать Rigonda Рижского радиозавода в экспортном исполнении Party Time.
Оба Ромео мерзнут у Надиного подъезда под овощным.
Героиня Барбары Брыльской отправляется на вокзал за билетом для Жени. На заднем плане все тот же дом по проспекту Вернадского в Москве.
Московский вокзал в Ленинграде — копия Ленинградского вокзала в Москве. Оба под названиями Николаевских были построены в 1851 году по проекту Константина Тона и являлись конечными терминалами Николаевской железной дороги, одной из первых железных дорог Российской империи.
Реликтовое ныне автоматическое расписание.
Таксист привез героиню на Московский вокзал, но билеты она при этом покупает в Центральных железнодорожных кассах. Здание на набережной канала Грибоедова за эклектичным фасадом конца XIX века скрывает модернистский интерьер 1970-х годов.
Так выглядит внутренний двор этого старого доходного дома, накрытый кровлей кассового зала с характерными световыми фонарями.
Световые фонари из помещения касс.
Купив Жене билеты на первый поезд в Москву, Надя еще долго гуляет по Санкт-Петербургу под песню Микаэла Таривердиева «Я спросил у ясеня». Фоном выступают классические ленинградские виды. Исаакиевский собор.
Александринский театр (1832, архитектор К. Росси), перед которым стоит памятник Екатерине II.
Никольский морской собор 1762 года.
Внезапно — Москва! 1-й Краснокурсантский проезд в Лефортове и типичный московский трамвай МТВ-82 на фоне. В Ленинграде тогда таких просто не было.
И вновь Ленинград. Надя у Петропавловской крепости на фоне шпиля Адмиралтейства, Исаакиевского собора и стрелки Васильевского острова с одной из Ростральных колонн. Прогулка, надо сказать, вышла грандиозных масштабов.
Биржа на стрелке Васильевского острова.
Ипполит, Надежда и воссозданная на «Мосфильме» типичная советская ванная комната.
Лукашин же отправляется домой, в Москву, едет на автобусе из аэропорта и вновь зачем-то выходит не у себя в Тропареве, а в Новых Черемушках, у того самого рыночка на улице Шверника, где утром его друг Павлик покупал шампанское. Справа хорошо видны «ободранные» сталинки конца 1950-х на четной стороне улицы.
До жилого дома на проспекте Вернадского отсюда — с десяток километров, тем не менее, Лукашин упорно бредет по Шверника под козырьком пристройки к Дому аспирантов и стажеров МГУ.
Современная фотография этого же комплекса университетских общежитий.
Несмотря на январскую метель, Лукашин каким-то образом добредает до знакомого храма в Тропареве.
И все же в итоге все эти приключения заканчиваются счастливым концом (если, конечно, не считать брошенных Ипполита и Гали). Именно благодаря типовой советской архитектуре, пусть на поверку оказавшейся и не такой уж типовой, два одиночества — московское и ленинградское — наконец-то встретились на «3-й улице Строителей, 25».
Память о съемках фильма увековечена двумя мемориальными досками в обоих жилых домах на проспекте Вернадского, сыгравших такую важную роль в судьбе героев и всех советских телезрителей. Доска представляет собой тот самый портфель Лукашина с ценным веником.
«— И я очень благодарен, что в Ленинграде есть такая же улица, такой же дом, такая же квартира, иначе я никогда бы не был счастлив… — Мы никогда бы не были счастливы».