планетарные двери в автобусе

Планетарные двери в автобусе

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Его помнит каждый, кто был рожден в 60-х, 70-х и 80-х. Он заполонил улицы многих советских городов, став их неотъемлемой частью. Он скрашивал своим ярко-желтым цветом серость трудовых будней горожан. А какой советский мальчишка ни мечтал скорее вырасти и сесть за руль удивительной машины.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Как хотелось быстрее всех занять место возле перегородки водителя, уткнуться носом в стекло и представлять, будто именно твои могучие руки крутят сейчас этот здоровенный руль… Речь сегодня пойдет об Икарусе 260.

Когда-то в далеком 1967-м году венгерский дизайнер Ласло Финта представил публике необычный автобус Икарус 260, который являлся родоначальником невиданного для того времени, «прямоугольного» стиля. Кузов весь обрисован, как по линейке. Огромные по размерам окна делали салон особенно светлым и открывали широкий обзор для пассажиров.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Cамая интересная «фишка» новинки – модульная конструкция, благодаря которой, меняя количество и положения элементов каркаса, можно было собирать машины любой длины, высоты, с различным количеством дверей и расположением узлов и агрегатов. Это был прототип Икаруса нового перспективного «двухсотого» семейства, к которому относится герой нашего рассказа.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

260-й – это городской/пригородный высокопольный автобус большого класса, длиной 11 м. Венгры освоили выпуск модели в 1971 году, с самого начала заложив в нее громадный потенциал для модернизации, что позволило оставаться на конвейере на протяжении 33-х лет! Подразумевалась установка различных силовых агрегатов и узлов трансмиссии, в зависимости от назначения машин и пожеланий заказчика.

Насчитывалось более 30 модификаций. Их поставляли во многие страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и в США. В СССР 260-е начали поступать в 1972 году: такие автобусы отличались характерной желтой окраской.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Технические характеристики. Ниже представлены основные параметры классического автобуса

Полная масса, т 16
Снаряженная масса, т 9
Максимальная скорость, км/ч 63
Мест для сидения 22
Полная вместимость, чел 107
Габариты, мм 11000х2500х3040
Двигатель Дизельный, Raba-D2156НМ6U
Количество цилиндров 6
Мощность, л.с. 192
Крутящий момент, Н·м 696
Объем, куб. см 10350
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 28,5
Тип коробки передач механическая 6-ступенчатая, автоматическая
Тип подвески пневматическая

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Особенности модификации
Машины шли в трехдверном исполнении – для города и двухдверном – для пригорода. Двери устанавливались двух типов: четырехстворчатые ширмовые, либо – двухстворчатые планетарные.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

В середине салона под высоким ровным полом располагался дизельный двигатель RABA, выпускаемый по лицензии немецкой фирмы MAN: мощность силового агрегата составляла 192 л. с. Такая компоновка позволяла разместить свыше 100 человек – один из лучших показателей в классе. Кроме того, такое техническое решение способствовало максимальной изоляции салона от выхлопных газов.

260-й комплектовался двумя типами коробок передач: механическая ZF S6-90U или автоматическая Voith D851/2A4N. Существовала даже модификация с отечественной гидромеханической КПП «Львов-3» – результат сотрудничества венгерского завода и советского НАМИ.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Подвеска полностью пневматическая. Впервые она была применена именно здесь – раньше Икарусы оснащались механической подвеской, ресурс которой был очень малым.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Рабочее место водителя конструкторы постарались сделать максимально комфортным и безопасным, даже по современным меркам. Человек не устает при длительной работе. Приборы – информативны, переключатели – удобны. Никуда не нужно тянуться – все под рукой. Работать на Икарусах для многих было верхом мечтаний. Шоферы ЛАЗов и ЛиАЗов завидовали таким счастливчикам.

Перейдем на обзор салона автобуса. Наиболее массовые версии машин, которые, в том числе, поставлялись в СССР – модель 260.01. Для нее характерны три двери, широкие форточки, трехрядное расположение сидений, широкий проход и большие накопительные площадки. Слева по ходу движения располагались одинарные места, справа со стороны выходов – сдвоенные.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Серийные различия
Конфигурация 260.1 позволяла разместить всего 22 сидячих пассажира, благодаря чему удалось поднять полную вместимость до 107 человек. Эти трудяги, наряду со своими сочлененными «братьями» – 280-ми Икарусами, использовались на наиболее загруженных городских маршрутах.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Выпускались и пригородные 260-е. В нашу страну поставлялись модификации с индексами – 27 и 51. Кузов имел 2 планетарные двери – спереди и сзади. За счет установки сидений в 4 ряда, удалось увеличить число сидячих пассажиров до 40 человек – пожертвовали шириной прохода и уменьшением размеров накопительных площадок.

Так же интересна модель 260.43, поставляемая в ГДР. Внешне, версия 43 отличается от других, расположением двух ширмовых дверей: одной – спереди, одной – в середине. Расстановка сидений – четырехрядная (всего мест – 34). В середине салона имеется одна большая накопительная площадка. В корме установлено 5 сидений в ряд.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Автобус основал целый подкласс в «двухсотом» семействе Икарусов, отличающихся длиной и компоновкой узлов – на любой вкус и для любого рынка. Они имели свои собственные индексы:

261 – «отзеркаленный» 260-й, предназначенный для эксплуатации в странах с левосторонним движением. Органы управления перенесены вправо, двери – влево.

263 – удлиненная 12-метровая версия. Первоначально разрабатывалась для экспорта в ГДР, затем для эксплуатации в Венгрии.

266 – отличался от 260-ого заднемоторной компоновкой и 2-мя дверями – спереди и по центру.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

С распадом СССР и упразднением Варшавского договора, венгерский производитель потерял крупные рынки сбыта. Официальные поставки автобуса Икарус 260 в нашу страну прекратились в 1991 году.

За время эксплуатации, он оставил о себе добрую память в сердцах водителей и пассажиров, занял достойное место в истории мирового автомобилестроения, став законодателем сложившихся правил проектирования и компоновки современного поколения машин.

Сейчас редко где можно встретить эту, поистине, легенду. Отдельные экземпляры оседают в частных коллекциях, радуя посетителей различных выставок и фестивалей возможностью на минутку вернуться в беззаботное детство…

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Городской автобус Икарус 260 стал настоящим европейским образцом техники для пассажирских городских перевозок в СССР. Автобус отличался мягким ходом, лучшими условиями комфорта и пассивной безопасности для пассажиров, ну и, конечно же, фирменным рычанием мотора – на «икарусах» оно всегда было громким.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

С начала 70-х годов прошлого века до начала 90-х годов, именно этими машинами перевезено миллиарды советских пассажиров во многих городах бывшего СССР. Сегодня встретить такой автобус – редкость: годы берут свое, хотя в Венгрии эти автобусы выпускались до 2002 г.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе
В СССР короткие 260-е поставлялись, в основном, в европейскую часть страны. Икарус 260 стал на конвейер в 1971 г. Машина комплектовалась разными двигателями для различных регионов мира. В СССР она поставлялась в характерном для советских городских автобусов канареечном цвете с 1973 г.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

В то время преимуществом автобуса было то, что дизель-мотор размещали под полом, вдоль рамы — это позволяло увеличить количество пассажиромест. Но в СССР было принято решение менять двигатели на отечественные. Они не помещались в штатный моторный отсек сзади, поэтому их устанавливали выше, на задних свесах, оставляя пустой без сидений всю заднюю площадку.

На Икарус 260 в Венгрии устанавливали дизельный мотор Raba D2156 НМ 6U, рядный на 6 цилиндров. Запас установки по мощности составлял 192 л.с. Крутящий момент – 696 Нм. Мотор сжигал 28,5 л на 100 км дороги при 40 км/ч и 39 л на 100км при 60 км/ч. Автобус развивал максимальную скорость в 63-66 км/ч.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Трансмиссия – стандартная для «икарусов»: ZF S6-90U (механическая) или Voith D851/2A4N (автоматическая). Количество передач – 6. Вся подвеска – пневматическая с амортизаторами. Модель в этом плане стала первенцем Икаруса: до этого модели-предшественники комплектовались механической подвеской, которую изнашивали за неполный год эксплуатации.

Рулевое управление тоже поставляла Raba. Рулевой механизм оснащался гидроусилителем. Тормозная система – барабанного типа. Кузов автобуса был построен из ферм, без основной рамы: сварен из полого квадратного проката. Конструкция кузова очень проста, благодаря чему ее ресурс составлял 1000 тыс. км до первого капитального ремонта. В среднем – это 20 лет службы при гарантийном сроке обслуживания – 1,5 года. И еще немного о динамике: разгон до 40 км/ч автобус при полной загрузке совершал за 28 с, торможение, с максимальной скорости при полном салоне – за 13-15 с пройдя до 36-40 м тормозного пути. Машина могла преодолевать подъем в 22%.

Основная геометрия машины: длина – 11 м, ширина – 2,5 м, высота (по крыше) – 3 м. Колесная база – 5400 мм, колея спереди – 2000мм, колея задних колёс – 1835 мм, размер шин – 11.00 R20. Просвет над дорогой – 350 мм. Полная масса машины составляла 16 т, собственный вес – 9 т.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Салон смоделирован по новым принципам, ориентированным на большую пассажировместимость. Расчетное количество перевозимых пассажиров составляло 102 чел. Все сиденья теперь – одинарные, нет привычных советских диванов. Сидя могут комфортно перемещаться 22 пассажира. Остальные 80 человек едут стоя и смотрят в невероятно огромные окна с узкими или широкими форточками с пластиковыми черными замками.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе
Другие модификации с видимыми отличиями:
• Ikarus 260.02 поставлялись в ГДР, особенность: без форточек на окнах.
• Ikarus 260.03 отправлялись в столицы Венгрии и Чехословакии. В автобусах устанавливались выдвижные двери, большие форточки для улучшенной вентиляции салона.
• Ikarus 260.04 для Польши изготавливали с 4-х створчатыми дверями и большими форточками.
• Ikarus 260.43 Пригородный вариант без задней двери, на просторах СССР встречается в Европейской части страны.
• Ikarus 260.50 представлял собой модернизированный вариант 260.37, появился в наших краях в начале 90-х годов, но редок – закупки машин резко пошли на спад.
• Ikarus 260.54A – уникальная версия в одном экземпляре: средняя дверь смещена вперёд на одну оконную секцию. Зачем понадобилась такая модернизация, неизвестно.

Источник

Венгерская «гармошка»: за что мы будем помнить Ikarus 280

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

Сочлененные автобусы Ikarus 280 долгие годы были «лицом» больших городов Советского Союза. Прозванные в народе «гармошкой» за характерный узел сочленения, они поставлялись в СССР и Россию почти 30 лет.

Предпосылки появления

В конце 60-х годов семейство городских автобусов Ikarus 556/Ikarus 180 стало медленно, но верно устаревать. Для их замены конструкторы завода в Секешфехерваре начали разработку машин нового поколения. Главным новшеством 200-й серии стала модульная конструкция, которая позволила создать массу модификаций под любые нужды потребителей.

Автобусы, построенные по этому принципу, позволяли комбинировать количество дверей, изменять длину, варьировать двигатели и коробки передач. В результате для обозначения подмодификации, оснащенной иным двигателем или исполнением салона, пришлось добавлять двухзначный индекс. Так, Ikarus-280.03 — это пригородный сочлененный автобус с четырехрядной планировкой салона и одной дверью в прицепе и тягаче, а модификация 280.33 — городской автобус с четырьмя дверьми, накопителем и смешанной планировкой. Помимо 16,5-метровой версии существовал удлиненный до 18 метров вариант с индексом 283, а также одиночная машина, получившая индекс 260.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

На фото: Ikarus 280 ‘1971–2003

Кузов вагонного типа, построенный на мощной раме-ферме и обшитый стальными формованными и дюралюминиевыми панелями, по форме представлял собой почти правильный параллелепипед, лишь скругленный передней маской и слегка наклоненными панорамными ветровыми стеклами. Но именно это сделало Икарусы такими запоминающимися — их просто невозможно спутать с другими автобусами. За свой кузов 200-е семейство получило серебряный кубок принца Монако, а также золотой диплом Лейпцигской ярмарки и серебряный кубок французской ассоциации кузовных ателье.

Первые серийные автобусы сошли с конвейера в 1973 году. В отличие от советских автобусов, самым современным представителем которых был уже известный нам ЛиАЗ-677, венгерские машины имели двигатель, размещенный в пределах базы, что позволило добиться оптимального распределения нагрузки между осями и, как следствие, абсолютно ровного пола по всей длине салона – правда, пришлось пожертвовать высотой ступеней. Зато доступ к двигателю и коробке передач из салона упрощен максимально — для этого в полу салона разместилось несколько больших люков.

Удобство для ремонтников впоследствии приводило к большому количеству проблем для пассажиров. С годами уплотнители на люках изнашивались, а вкупе с состоянием двигателя и ненадлежащим обслуживанием, это приводило к тому, что выхлопные газы попадали в салон, превращая поездку в испытание.

Внутренняя обшивка автобуса была выполнена из трудногорючей фанеры и слоистого пластика, а пол из древесных плит прикрыт резиновым ковром. Необходимую ротацию пассажиров обеспечивали четыре ширмовые двери с пневмоприводом. Главными достоинствами пассажирского салона стали хорошая вентиляция и широкий проход, но, как известно, идеальных автомобилей не бывает.

Пассажиры с самого начала жаловались, что зимой в венгерских автобусах холодно, а стекла изнутри затянуты инеем. Причина этого факта была проста: в конструкции автобуса применили автономный отопитель, питающийся дизельным топливом и связанный с системой охлаждения двигателя. К слову, попутно с основными функциями по обогреву салона он служил и предпусковым подогревателем. В результате водители в попытке сэкономить несколько литров дизтоплива нередко попросту отключали систему в течение дня.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

На фото: Ikarus 280 ‘1971–2003

Всего в салоне было только 35 посадочных мест, что вкупе с большими накопительными площадками обеспечивало размещение до 160 пассажиров. Под стать салону была и кабина автобуса — более просторная в сравнении с советскими аналогами, она имела удобное водительское сиденье, продуманные места для мелочевки и несколько крючков для одежды, а также привычные всем спидометр и тахометр. Помимо этого, руль имел мощный гидроусилитель; собственный пневмоусилитель имело и сцепление. Икарусы славились среди водителей легкой педалью сцепления и точной кулисой коробки передач – и это неудивительно, ведь тягой для привода переключения передач служил вал толщиной с кардан иной легковушки, запас прочности которого позволял выдержать любые издевательства.

Не менее интересной у автобуса была и подвеска. Каждый мост автобуса подвешивался на пневмобаллонах, что помогло добиться хорошей плавности хода. Стабилизаторов поперечной устойчивости в автобусе не было: вместо них инженеры применили перепускные клапаны, соединенные с кузовом специальными регулируемыми реактивными тягами с собственными сайлентблоками. Перераспределяя воздух, они помогали избежать кренов в поворотах, но требовали фиксации мостов, предотвращающих смещение.

Крутящий момент от двигателя передавался на средний ведущий мост, который состоял из центрального и двух колесных редукторов. Подобная схема позволила более грамотно распределить нагрузки от двигателя на полуоси, а применение колесной передачи позволило менять передаточное число в редукторе для различных модификаций автобусов.

Тормозная система с барабанными тормозными механизмами и пневматическим приводом была разработана так, что при отсутствии давления воздуха в контуре стояночный тормоз разблокировать было невозможно. При работающем же двигателе компрессор быстро накачивал необходимое давление в ресиверы, расположенные почти под рабочим местом водителя. Со скорости 60 км/ч тормозной путь 16,5-метрового автобуса снаряженной массой в 12,5 тонн составлял всего 31,3 метра.

Официальный поставщик для Советского Союза

Поставки «гармошек» в Союз в далеком 1973 году открыл Икарус-280.01. Автобусы были окрашены в традиционный для СССР оранжевый цвет и отличались небольшими форточками в четверть окна, а салон имел белые поручни и отделку в светлых тонах. Водителю досталась собственная перегородка в передней двери, отделявшая кабину от салона.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

На фото: Ikarus 280

Под полом пассажирского отсека разместился рядный 6-цилиндровый дизель Raba-MAN D2156 HM6U. Двигатель рабочим объемом 10,35 литра имел комбинированную систему смазки и развивал 190 л.с. и 710 Нм крутящего момента. Блок цилиндров расположили горизонтально, благодаря чему мотор получился очень компактным, что хорошо сказалось на снижении центра тяжести и делало Икарусы устойчивыми к опрокидыванию. С мотором сагрегатировали 5-ступенчатую «механику» ASH 75.2-A8. Ресурс венгерского дизеля при грамотном уходе был очень высок — до капитального ремонта Raba должна была пробежать полмиллиона километров, а проведенный вовремя капремонт продлевал жизнь мотору еще на 150 тысяч.

Венгры старались соблюдать авторские права и не скрывали происхождение узлов и агрегатов. Например, на коробке передач, выпускавшейся заводом Csepel, присутствовала табличка «изготовлено по лицензии ZF»; подобная была и на двигателе, изготовленном по лицензии MAN.

Из Венгрии вместе с автобусами приходили комплекты специального инструмента, предназначенные для выполнения ремонта и обслуживания автобусов. Такого наши транспортники еще не видели! Для обучения механиков специалисты завода предоставили подробные пособия по эксплуатации и сервисному обслуживанию. Причем, это могли быть не только брошюры или плакаты, но даже и учебные классы, где узлы и агрегаты устанавливались «в разрезе».

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

На фото: интерьер Ikarus 280

В 1984 году на смену модификации 01 пришла 33, в которой появилась новая 6-ступенчатая «механика» ZF S6-90. Изменения коснулись и салона — цвет поручней сменился на менее маркий черный, а на смену узким форточкам пришли высокие, размером в пол-окна. Чуть позднее для увеличения мощности двигатели автобусов стали оснащать турбонаддувом.

В 1989 году в Союз начали поставляться модификации с индексом «64», которые отличались от предшественников более современными двухстворчатыми планетарными дверьми. В салоне появились новые сиденья, плоские люминесцентные плафоны и иная перегородка кабины водителя.

В начале 90-х устаревший двигатель D2156 был заменен на более современный с индексом D10, также выпускавшийся на заводе в городе Раба по лицензии MAN. Как и D2156, это был 210-сильный горизонтальный дизель с турбонаддувом, рабочий объем которого составлял те же 10,35 литра. В зависимости от модификации, он мог отвечать экологическим нормам Euro-1 или Euro-2. Конструкция мотора претерпела существенные изменения, из-за чего пришлось менять компоновку моторного отсека. Появились новые насос-форсунки, выпускаемые по лицензии Bosch, гидроусилитель руля и компрессор перенесли с левой на правую сторону двигателя.

Городской автобус, подолгу стоящий в пробках, а также часто разгоняющийся и останавливающийся, потребовал более мощной системы охлаждения: вентилятор сделали электрическим, а площадь поверхности радиатора была увеличена почти в полтора раза. Шестиступенчатая коробка передач осталась прежней, зато под новый двигатель разработали новое сцепление с корзиной лепесткового типа. В конце 90-х были модернизированы мосты Raba, а также изменилось расположение заливных горловин для масла.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

На фото: Ikarus 280

Жизнь после распада

В течение двух десятилетий Ikarus-280 оказался единственным поставляемым в Советский Союз автобусом большой вместимости, способным справиться с пассажиропотоком крупных городов. В конце 80-х в крупных городах на рейсы вышли удлиненные до 18-метровой длины «гармошки» с индексом «283». Из-за возросшей нагрузки на ось прицепа, её пришлось сделать двускатной, тем самым ликвидировав поворот задних колес, что сразу в худшую сторону сказалось на маневренности. Позднее на рынки крупных городов России поставляли автобусы «четырехсотой» серии — с пониженным уровнем пола и двигателем в прицепе.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

На фото: Ikarus 283

Сам же «280-й» пережил и «283-го», и более современный Ikarus-435. После распада СССР прямые поставки венгерских автобусов были сокращены — не каждый город был готов выложить за Икарусы, ставшие полноценными иномарками, солидную сумму. И если поставки одиночных Ikarus-260 можно было хоть как-то компенсировать выпускающимися ЛиАЗ-5256, то собственной «гармошки» в России уже не было.

планетарные двери в автобусе. Смотреть фото планетарные двери в автобусе. Смотреть картинку планетарные двери в автобусе. Картинка про планетарные двери в автобусе. Фото планетарные двери в автобусе

На фото: Ikarus 435

Конечно, попытки наладить выпуск сочлененных машин предпринимались многими отечественными предприятиями. Свои «сочлененники» предлагали, например, ГолАЗ, освоивший в подмосковном Голицыно выпуск лицензионных копий автобусов Mercedes O405 под именем собственным «Россиянин», да Альтерна, выпускавшая весьма простые автобусы собственной разработки. Но цены на модели и объемы выпуска не соответствовали запросам городов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *