питер музей квартира достоевского
Мемориальная квартира
В начале октября 1878 г. Федор Михайлович Достоевский с семьей поселился в доме № 5 по Кузнечному переулку (кв. 10) и прожил здесь до дня своей смерти – 28 января 1881 г. В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.
В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.
11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие литературно-мемориального музея писателя.
Жена Достоевского, Анна Григорьевна, писала: “Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок”. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.
Любовь Федоровна Достоевская(1869–1926) стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце “Достоевский в изображении его дочери”, в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф.М.Достоевского. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии.
Федор Федорович Достоевский (1871–1921) с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила не сохранилась). Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор (1905-1921) и Андрей.
Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, (1908-1968) внес большой вклад в дело создания музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции Музея. Дети Андрея Федоровича – Татьяна и Дмитрий – живут в Петербурге.
КОМНАТА АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ
Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман “Братья Карамазовы”.
После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт “Кабинет Достоевского”. В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.
ГОСТИНАЯ
В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.
Кабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.
В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска “Дневник писателя”, который вышел уже посмертно.
Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года.
Музей Достоевского
Адрес: 191002, Санкт-Петербург, Кузнечный пер. 5/2. Метро «Владимирская», «Достоевская»
«В 1865 году, вернувшись как-то из моего летнего отпуска в Копенгаген, я нашел отчаянное письмо Достоевского из Висбадена. Оказывается, он проигрался там в пух и прах. Положение его было безвыходное, денег ни гроша; теснят, грозят и требуют со всех сторон, — он был в полном отчаянии. Эта новая страсть Достоевского — к игре, — была для меня полной неожиданностью. В Сибири, где так развито было картежничество, он карт в руки не брал. Но, вероятно, его страстная натура и потрясенные нервы требовали сильных ощущений, и он нашел их в азартной игре в рулетку. Нечего было делать, пришлось выручать старого друга; помог ему, хотя и сам не очень-то был при деньгах. Одновременно написал ему, просил его непременно приехать ко мне в Копенгаген. Приехал он ко мне 1-го октября, прожил у меня неделю, очень понравился моей жене и много возился с двумя моими детьми.
(…) Вид у Достоевского в этот приезд его ко мне был неважный … Да и какое здоровье могло бы выдержать ту тревожную жизнь, какую в то время вел Достоевский. Вечно нуждаясь, неся заботы на своих плечах не только о своей семье, но и о семье брата Михаила, всегда в неоплатных долгах, всегда под страхом быть за долги посаженным в тюрьму, он ночь и день не знал покоя: день метался по редакциям, а ночи писал напролет: «на заказ, из-под палки», как он выразился. Все это не могло, конечно, не отразиться не только на здоровье Достоевского, но и на его характере.
Во время его пребывания у меня в Копенгагене, он, между прочим, рассказал анекдот о себе, до какой степени нервности и раздражительности он подчас доходил. Находясь в Париже, Достоевский задумал побывать в Риме. Для этого потребовалось на паспорте получить визу папского нунция, посланника при французском дворе. Зашел Достоевский к нему раз,—нет дома, второй раз,—тоже. Пришел в третий; вышел молодой аббат, попросил сесть, обождать, так как монсиньор завтракает и будет пить кофе. Достоевский взбеленился, вскочил со стула и начал кричать: «Dites à votre Monseigneur, que je crache dans son café,— qu’il me signe immédiatement mon passeport,— ou je me précipiterai chez lui avec scandale*». Юный аббат опешил, вытаращил глаза от удивления. Такая особа—для него, как Monseigneur—и вдруг собираются cracher dans son café**». Он бросился в кабинет монсиньора, быстро вернулся с другим аббатом и тут же попросили нашего Федора Михайловича немедленно убраться, а за паспортом прислать portier из отеля.
«Да! погорячился!» сконфуженно улыбаясь, прибавил Ф.М., заканчивая свой парижский эпизод».
📷 Александр Врангель. 1858
© fedordostoevsky.ru
#ДостоевскийДеньзаДнем»> ДОСТОЕВСКИЙ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
1 октября 1865 года Достоевский приехал в Копенгаген и остановился у своего друга Александра Врангеля. Из «Воспоминаний» А.Врангеля:
«В 1865 году, вернувшись как-то из моего летнего отпуска в Копенгаген, я нашел отчаянное письмо Достоевского из Висбадена. Оказывается, он проигрался там в пух и прах. Положение его было безвыходное, денег ни гроша; теснят, грозят и требуют со всех сторон, — он был в полном отчаянии. Эта новая страсть Достоевского — к игре, — была для меня полной неожиданностью. В Сибири, где так развито было картежничество, он карт в руки не брал. Но, вероятно, его страстная натура и потрясенные нервы требовали сильных ощущений, и он нашел их в азартной игре в рулетку. Нечего было делать, пришлось выручать старого друга; помог ему, хотя и сам не очень-то был при деньгах. Одновременно написал ему, просил его непременно приехать ко мне в Копенгаген. Приехал он ко мне 1-го октября, прожил у меня неделю, очень понравился моей жене и много возился с двумя моими детьми.
(…) Вид у Достоевского в этот приезд его ко мне был неважный … Да и какое здоровье могло бы выдержать ту тревожную жизнь, какую в то время вел Достоевский. Вечно нуждаясь, неся заботы на своих плечах не только о своей семье, но и о семье брата Михаила, всегда в неоплатных долгах, всегда под страхом быть за долги посаженным в тюрьму, он ночь и день не знал покоя: день метался по редакциям, а ночи писал напролет: «на заказ, из-под палки», как он выразился. Все это не могло, конечно, не отразиться не только на здоровье Достоевского, но и на его характере.
Во время его пребывания у меня в Копенгагене, он, между прочим, рассказал анекдот о себе, до какой степени нервности и раздражительности он подчас доходил. Находясь в Париже, Достоевский задумал побывать в Риме. Для этого потребовалось на паспорте получить визу папского нунция, посланника при французском дворе. Зашел Достоевский к нему раз,—нет дома, второй раз,—тоже. Пришел в третий; вышел молодой аббат, попросил сесть, обождать, так как монсиньор завтракает и будет пить кофе. Достоевский взбеленился, вскочил со стула и начал кричать: «Dites à votre Monseigneur, que je crache dans son café,— qu’il me signe immédiatement mon passeport,— ou je me précipiterai chez lui avec scandale*». Юный аббат опешил, вытаращил глаза от удивления. Такая особа—для него, как Monseigneur—и вдруг собираются cracher dans son café**». Он бросился в кабинет монсиньора, быстро вернулся с другим аббатом и тут же попросили нашего Федора Михайловича немедленно убраться, а за паспортом прислать portier из отеля.
«Да! погорячился!» сконфуженно улыбаясь, прибавил Ф.М., заканчивая свой парижский эпизод».
📷 Александр Врангель. 1858
© fedordostoevsky.ru
«Живые Мемории» – это 10-серийный киноальманах, в основе которого – мемуары о России её видных и малоизвестных деятелей. Каждая серия длиною от 7 до 11 минут – это отрывок из книги воспоминаний, прочитанный известным артистом. Музыка написана современными композиторами, а видеоряд создан ведущими художниками анимации. Среди героев 1-го сезона были Иван Бунин, Михаил Нестеров, Великая Княгиня Ольга Романова, Никита Гиляров-Платонов.
В Год Достоевского одна из серий 2го сезона будет посвящена Анне Григорьевне Достоевской, роль которой исполнит Виктория Исакова.
#ЖивыеМемории #Достоевский200 #АннаГригорьевнаДостоевская #ВикторияИсакова»> Вторая встреча Виктории Исаковой с Достоевским
В 2008 году лауреат премии Правительства РФ, премий «Чайка», «Триумф», «Золотой орёл» Виктория Исакова сыграла Катерину Ивановну в фильме «Братья Карамазовы» (реж. Юрий Мороз, 2008), в 2022 актриса сыграет жену писателя, Анну Григорьевну Достоевскую во 2-м сезоне проекта «Живые Мемории».
«Живые Мемории» – это 10-серийный киноальманах, в основе которого – мемуары о России её видных и малоизвестных деятелей. Каждая серия длиною от 7 до 11 минут – это отрывок из книги воспоминаний, прочитанный известным артистом. Музыка написана современными композиторами, а видеоряд создан ведущими художниками анимации. Среди героев 1-го сезона были Иван Бунин, Михаил Нестеров, Великая Княгиня Ольга Романова, Никита Гиляров-Платонов.
В Год Достоевского одна из серий 2го сезона будет посвящена Анне Григорьевне Достоевской, роль которой исполнит Виктория Исакова.
Замысел произведения возник еще осенью 1846 года. К тому времени уже был написан роман «Бедные люди», принесший оглушительный успех автору, создана повесть «Двойник», которая получила резко негативные отзывы литературной общественности; закончен фантастический рассказ «Господин Прохарчин», также не принятый критикой.
Из письма брату Михаилу: «Я пишу мою «Хозяйку». Уже выходит лучше «Бедных людей». Это в том же роде. Пером моим водит родник вдохновения, выбивающийся прямо из души. Не так, как в «Прохарчине», которым я страдал все лето».
В повести «Хозяйка» Достоевский на место прежнего своего героя — бедного чиновника — ставит в центр новый, более сложный в психологическом отношении характер молодого «мечтателя», — характер, которому вскоре после окончания «Хозяйки» он будет стремиться дать, как типическому явлению русской жизни конца 1840-х годов, широкое философско-историческое и социально-психологическое обоснование в своих фельетонах «Петербургская летопись» (1847). Образ мечтателя займет центральное место в ряде последующих его произведений — прежде всего в «Белых ночах» (1848) и «Неточке Незвановой» (1849).
Герой «Хозяйки» Василий Ордынов — «художник в науке», по авторскому определению, — уединившись, работает над созданием оригинальной «системы», отмеченной «истиной» и «самобытностью». Характер этой «системы» в повести не разъясняется. Но на последних страницах автор пишет, что сочинение Ордынова относилось к «истории церкви» и что после пережитого им душевного кризиса герой «отверг идею свою» и, «не построив ничего на развалинах»,
«просил исцеления у бога». Ордынов попадает в роковой треугольник с красавицей Катериной и старообрядцем Муриным. Фоном событий по-прежнему остается Петербург, но сложная символическая тематика, смешение яви и реальности вызывали у современников недоумение. В.Белинский о повести «Хозяйка»: «Будь под нею подписано какое-нибудь неизвестное имя, мы бы не сказали о ней ни слова … Не только мысль, даже смысл этой, должно быть, очень интересной повести остаётся и останется тайной для нашего разумения, пока автор не издаст необходимых пояснений и толкований на эту дивную загадку его причудливой фантазии».
🖼 Николай Каразин. Иллюстрация к повести «Хозяйка», 1893
© lib.ru
#ДостоевскийДеньзаДнем»> ДОСТОЕВСКИЙ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
30 сентября 1847 года вышло цензурное разрешение на публикацию новой повести Достоевского «Хозяйка» в журнале «Отечественные записки».
Замысел произведения возник еще осенью 1846 года. К тому времени уже был написан роман «Бедные люди», принесший оглушительный успех автору, создана повесть «Двойник», которая получила резко негативные отзывы литературной общественности; закончен фантастический рассказ «Господин Прохарчин», также не принятый критикой.
Из письма брату Михаилу: «Я пишу мою «Хозяйку». Уже выходит лучше «Бедных людей». Это в том же роде. Пером моим водит родник вдохновения, выбивающийся прямо из души. Не так, как в «Прохарчине», которым я страдал все лето».
В повести «Хозяйка» Достоевский на место прежнего своего героя — бедного чиновника — ставит в центр новый, более сложный в психологическом отношении характер молодого «мечтателя», — характер, которому вскоре после окончания «Хозяйки» он будет стремиться дать, как типическому явлению русской жизни конца 1840-х годов, широкое философско-историческое и социально-психологическое обоснование в своих фельетонах «Петербургская летопись» (1847). Образ мечтателя займет центральное место в ряде последующих его произведений — прежде всего в «Белых ночах» (1848) и «Неточке Незвановой» (1849).
Герой «Хозяйки» Василий Ордынов — «художник в науке», по авторскому определению, — уединившись, работает над созданием оригинальной «системы», отмеченной «истиной» и «самобытностью». Характер этой «системы» в повести не разъясняется. Но на последних страницах автор пишет, что сочинение Ордынова относилось к «истории церкви» и что после пережитого им душевного кризиса герой «отверг идею свою» и, «не построив ничего на развалинах»,
«просил исцеления у бога». Ордынов попадает в роковой треугольник с красавицей Катериной и старообрядцем Муриным. Фоном событий по-прежнему остается Петербург, но сложная символическая тематика, смешение яви и реальности вызывали у современников недоумение. В.Белинский о повести «Хозяйка»: «Будь под нею подписано какое-нибудь неизвестное имя, мы бы не сказали о ней ни слова … Не только мысль, даже смысл этой, должно быть, очень интересной повести остаётся и останется тайной для нашего разумения, пока автор не издаст необходимых пояснений и толкований на эту дивную загадку его причудливой фантазии».
Календарь событий
Леонид Симоновский. «Поле перейти»
акварели разных лет
Земля и небо. Небо и земля. Так ли уж важно: это свет материален – или твердь воздушна? небо на земле – или наоборот.
В акварелях Леонида Симоновского разных лет пространство то сгущается в упруго дышащую плоть, то растворяется, едва проступая графическими знаками на целомудренном белом.
И в крупных форматах, и в калейдоскопе серии небольших размеров предстаёт единый мир, одушевлённый, самодостаточный, погружённый в себя, отстранённый от человека. Его созерцающего, его преобразующего, а тем более оценивающего. Но их перекличка – возможна. Живое – перекликается.
Леонид Меерович Симоновский.
Петербургский художник-акварелист и книжный график.
В его оформлении вышло около тридцати книг в издательствах «Петро-риф», «Киноцентр», «ХХ век», а также в издательствах Швеции.
Автор автобиографической и лирической прозы.
Родился в белорусском городе Могилеве в 1932 г.
В 1957 г. окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
С 1957-2012 – ведущий художник Петербургской фабрики «ГОЗНАК».
Член Творческого Союза Художников (IFA).
Член Санкт-Петербургского Общества акварелистов.
1983 – Павловский музей. Акварель.
1987 – Дом культуры им. Ногина. Акварель.
1996 – Музей Достоевского. Акварель.
1999 – Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Акварель.
1999 – Дом культуры им. Ногина. Акварель.
2002 – Могилевский художественный музей им. П.В. Масленникова (Беларусь). Акварель.
2004 – Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга. Акварель, графика.
2005 – Санкт-Петербургский Творческий Союз Художников (IFA). Акварель.
2009 – Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Выставка акварели и презентация книги лирической прозы «Видишь? Вижу». Издательство «Журнал «Нева», 2009
2011 – «Интонация». СПб Творческий Союз Художников (IFA). Акварель, графика.
2012 – «Акварельный квадрат». СПб Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Акварель.
2013 – «Оттенки белого». Акварель. СПб, Библиотечно-информационный и культурный центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского
2018 – «Фрагменты тишины». Акварель 2016-2017. IFA, СПб
Работы находятся в коллекциях Музея Достоевского, Могилевского художественного музея им. П.В. Масленникова, частных коллекциях России и за рубежом.
История музея
Жизнь Федора Михайловича Достоевского была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837 года, он стал петербуржцем, сменил в течение многих лет около 20 адресов. Улицы и дома Петербурга изображены в произведениях писателя.
Еще в дореволюционной русской печати появлялись заметки, в которых говорилось о необходимости отметить этот дом памятной доской и открыть здесь музей, посвященный жизни и творчеству великого писателя. Однако эта инициатива не была реализована, а в послереволюционные годы это стало практически невозможно. В 1917 г. вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская покинула Петербург, поселилась в своем имении на берегу Черного моря. В 1918 г. она умерла в полном одиночестве, вдали от своих детей и внуков. Все предметы, находившиеся некогда в доме, где жил Достоевский, были сданы ею при отъезде из Петербурга на один из складов на хранение и впоследствии пропали, а материалы драгоценного архива, за некоторыми исключениями, попали в государственные архивы.
Затем наступили годы, неблагоприятные для памяти Достоевского. Трагический художественный мир писателя, его общественные и религиозные убеждения были несовместимы с официальной советской идеологией. В эти годы трудно было представить, что возможно создание музея в доме, где он жил. Однако и тогда известные писатели и ученые напоминали в печати о том, какое значение имеет Достоевский в истории русской культуры, и говорили о необходимости создания музея в городе, где прошли многие годы его жизни.
В 1971 г. во всем мире отмечалось 150-летие со дня рождения великого писателя. К этой дате решено было открыть Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Ленинграде, в доме на Кузнечном переулке. По архивным планам дома и по воспоминаниям современников писателя была восстановлена квартира. По фотографии, сделанной после смерти писателя, был реконструирован его кабинет. Рядом с мемориальной квартирой была открыта большая литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Достоевского.
Открытие музея Достоевского стало большим событием в жизни Ленинграда. С тех пор этот дом постоянно посещают поклонники творчества писателя из всех стран мира.
Музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
Федор Михайлович Достоевский – один из самых популярных авторов XIX века в нашей стране и за ее пределами. Память о нем, его творчестве, семейных отношениях бережно хранится в музее Достоевского в Санкт-Петербурге.
Режим работы и правила посещения музея Достоевского
Музей открыт для посетителей во все дни, кроме понедельника (выходной). Обычные его часы работы – с 11-00 до 18-00. В среду – с 13-00 до 20-00.
Функционирование в государственные и великие церковные праздники необходимо смотреть на официальном сайте. Там же узнают и о проведении различных мероприятий, выставок и театральных спектаклей.
Правила посещения не изменились и в период пандемии. Только разовое количество экскурсантов снижено с 20 до 15 человек. Билеты приобретаются в кассе при входе. Экскурсионное обслуживание можно заказать по телефону: 8 (812) 571-40-31.
Для индивидуального осмотра экспозиций предоставляется дополнительная услуга – аудиогид. Делать фото экспонатов можно с помощью телефонов, за съемку профессиональными средствами придется заплатить.
Стоимость входных билетов в 2021 году
Билет для взрослых посетителей, независимо от гражданства, стоит 250 руб. Льгота для школьников, студентов и пенсионеров стран ЕАЭС – 100 руб. Бесплатно проходят (при подтверждении права документами):
Бесплатно дети до 18 лет посещают музей по четвергам, а все желающие – 3 дня в году:
Аудиогид на русском языке предоставляется за 150 руб., на основных европейских, а также китайском и корейском – за 250 руб. Продолжительность его экскурсии – 90 минут.
Какие бывают экскурсии?
Стоимость экскурсий в музей Достоевского оплачивается сверх входного билета:
Категория | Название | Кол-во человек | Цена, руб. | Расшифровка |
В здании | ||||
для всех | — | до 15 | 2000 | Со всей группы |
дети 7-12 лет | В гости к писателю | до 5 | 2000 | « |
дети 13-15 лет | Писатель – тоже человек | до 5 | 2000 | « |
дети старше 6 лет | Рождественские истории в доме Достоевского | ребенок + взрослый | 500 | с человека |
На улицах | ||||
для всех | Петербург в романе “Преступление и наказание” | до 15 | 4000 | Со всей группы |
для всех | Достоевский и его герои в окрестностях Владимирской площади | до 15 | 4000 | « |
для всех | Достоевский на Невском | до 15 | 4000 | « |
Экскурсии по городу, связанные с творчеством Достоевского
Писатель располагал своих героев на тех же улицах, где жил сам. Экскурсия посвящена роману «Преступление и наказание». Туристы вместе с гидом пройдут 730 шагов от дома, где Федор Михайлович поселил Раскольникова до квартиры старухи-процентщицы. Путь в 3 км за 1,5 часа поможет понять мотивы и настроение главного героя. Чтобы слышать речь экскурсовода, каждого экскурсанта снабжают радиогидом, а для защиты от изменчивой погоды – дождевиком.
Стоимость стандартного билета: 750 рублей за человека, есть льготы для школьников, студентов и пенсионеров.
Заинтересовать современных школьников романами великого мастера достаточно сложно. Рассказы учителя можно дополнить экскурсиями по Петербургу Достоевского. Так с Санкт-Петербургом XIX века можно познакомиться на автобусной экскурсии для школьных групп (до 55 человек): за 4 часа узнать, где жил Достоевский в разные годы, в каких домах обитали его персонажи, посетите музей. Завершается маршрут по выбору: либо в музее на Кузнечном переулке, либо в Александро-Невской лавре – у могилы Достоевского.
Стоимость за человека: 1150 рублей. В стоимость включены входные билеты в музей, трансфер на комфортабельном автобусе, услуги гида.
Узнать детали путешествия и сделать заказ можно онлайн:
История музея
В столицу Российской империи Федор Достоевский приехал в 16-летнем возрасте и в дальнейшем сменил более 20 мест проживания. В доме по Кузнечному переулку он оказался дважды: в 1846 – ненадолго и в конце жизни с 5 октября 1878 по 28 января 1881 года.
Квартира на втором этаже на углу Кузнечного переулка и Ямской улицы (с конца ХХ века она носит имя великого писателя) и стала музеем в 1971 году.
Достоверностью обстановки, расположения комнат музей обязан вдове Федора Михайловича – Анне Григорьевне. Сразу после смерти любимого мужа она пригласила знаменитого столичного фотографа, чтобы запечатлеть интерьеры для истории.
Следующие 37 лет вдова посвятила сохранению наследия великого супруга. Большую часть личных вещей, памятных фотографий и рукописей она передала в московский Исторический музей еще в 1889 году. При этом она мечтала об открытии музея и в Санкт-Петербурге или хотя бы памятной доски на здании. Ничего из этого при ее жизни не исполнилось.
После революции Анна Достоевская поспешила уехать из родного города, ставшего опасным. Перед отъездом в Сестрорецк она отдала крупные вещи на хранение, так как была уверена, что вернется. К сожалению, все они пропали. Дальше судьба забросила Анну Григорьевну в Ялту, где она и скончалась в возрасте 72 лет.
В советский период творчество Федора Михайловича из-за его религиозных убеждений долгое время находилось под запретом. Только во второй половине 60-х годов стало возможно подумать об организации музея.
Первый и самый важный вклад в собрание экспонатов внесли внук Достоевского Андрей Федорович, продолживший дело бабушки, и внучка младшего брата писателя Мария Савостьянова. Музей открылся к 150-й годовщине со дня рождения Ф.М. Достоевского в ноябре 1971 года.
Что можно посмотреть в музее?
Сейчас кроме квартиры великого мастера и литературной экспозиции, связанной с его творчеством, в комплекс входят несколько залов для проведения сменных выставок, посвящаемых творчеству самого писателя, его друзьям, коллегам, близким людям и других мероприятий.
Реальный факт: три квартиры в доме до сих пор остаются жилыми. Музейный комплекс давно ходатайствует перед городом об их освобождении.
Мемориальная квартира
Исторические интерьеры за 90 лет с момента смерти Достоевского изменились. В конце XIX века в здании была проведена реконструкция под доходный дом, традиционный бизнес в тот период. Восстановление квартиры оказалось возможно не только благодаря фотографиям Владимира Таубе, но воспоминаниям вдовы, которые она специально составляла для будущего музея.
Жилье Федора Михайловича состояло из девяти помещений:
Подлинных вещей, принадлежавших Достоевскому, немного:
*кашлетр – это навесной карман для бумаг из дерева, украшенный изящной резьбой.
Остальные предметы либо принадлежали родне писателя, либо собраны по описаниям и фотографиям. Конечно же, они относятся к периоду жизни Достоевского (не новоделы). Часами, на которых зафиксированы время и дата смерти, владел младший брат Федора Михайловича, Андрей.
Литературная экспозиция
Книги, принадлежавшие мастеру, либо утрачены, либо находятся в Москве. Санкт-Петербургский музей-квартира Достоевского давно и тщательно собирает аналогичные издания в соответствии со списком Анны Григорьевны.
Экспозиция, посвященная творчеству великого мастера, представляет несколько залов, в них физические предметы соседствуют с деталями виртуальной реальности.
Главный холл подчеркивает муки творчества писателя. В темноте светлыми пятнами выделяются реальные книги, рукописи, портреты Достоевского и его друзей. На мониторах видны цитаты из Евангелия, виды любимого им города, тематические инсталляции. Единственное окно выходит на Владимирский собор. Глубокий смысл имеет и освещение пола – как жизненный путь, плохо видимый в начале и блистающий в конце.
В соседнем зале посетители могут посмотреть документальные фильмы, видеозаписи с разных мероприятий, посвященные Федору Михайловичу, эпизоды экранизаций его произведений.
Другие помещения музейного комплекса
В специально оборудованных залах проводят сменные выставки, связанные с творчеством Достоевского или других писателей, художников и поэтов. Здесь же проводят литературные чтения, творческие конференции и другие подобные мероприятия.
В этом же здании с 1997 года располагается и благотворительный Фонд Друзей Музея. Главная его задача в XXI веке – строительство нового корпуса для организации запасников, расширения экспозиций, устройства доступной среды маломобильным гражданам.
Усилиями Фонда создан и особый ФМД-театр под руководством Веры Бирон. На специальной площадке в здании музея создаются постановки различных жанров в тематике, связанной с творчеством великого писателя или навеянной его идеями и убеждениями. В спектаклях заняты актеры Белого и других театров Санкт-Петербурга.
Как добраться
Современный адрес музея Достоевского в Санкт-Петербурге: Кузнечный переулок, дом 5/2.
Проще всего доехать на метро. Выход от станции Владимирская находится в 100 м от музея – на том же Кузнечном переулке. От станции Достоевская придется перейти дорогу на перекрестке Загородного проспекта и Большой Московской улицы с Владимирским проспектом.
К остановке «Владимирская площадь» в 300 м от музея приходят автобусы № 3, 8, 15 и маршрутки № 25, 90, 177, 258. К остановке «Кузнечный переулок» на Лиговке приехать можно автобусами № 3, 26, 54, 65, 74, 76, 91, 141 и трамваями № 16, 25, 49.
Телефоны для справок: +7 812 571 40 31, +7 921 977 43 00