писательские дачи в подмосковье
Топ-10 литературных усадеб Подмосковья
Чеховское Мелихово
В Чеховском районе Антон Павлович провел восемь лет и написал сорок пьес, как можно предположить, именно по местным сюжетам того времени. В Мелихове находится, наверное, самый масштабный музей самого популярного на Западе русского писателя. В него входят: главный усадебный дом, мемориальный флигель, флигель-кухня, баня и экспозиция старинного медицинского пункта с огромным количеством сохранившихся инструментов, наводящих на мысли о чувствах чеховских героев…
Тут можно погулять часа полтора, а по субботам остаться еще дольше — на театральное представление местной труппы. Можно заехать собственно в город Чехов, это 20 минут на машине. Тут работает музей писем писателя — в здании старого почтового отделения на станции Лопасня.
«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь»
Литературное Подмосковье
Музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока
На одного человека
Музейно-выставочный центр «Дом Салтыкова»
На одного человека
Дом-музей Марины Цветаевой
На одного человека
Усадьба Гончаровых
Дом-музей М. М. Пришвина
На одного человека
Государственный историко-литературный музей А. С. Пушкина
На одного человека
Мемориальный дом-музей С.Н. Дурылина
На одного человека
Солнечногорские музеи Блока
В Солнечногорском районе два места хранят память о великом поэте. Молодой Блок проводил много времени в дедовском имении Шахматово и часто наведывался в соседнее Боблово. В этих краях состоялось знакомство поэта с Прекрасной дамой, его будущей женой Любовью Менделеевой. Активностей тут хватает круглый год — воссоздан деревенский быт русских интеллигентов начала ХХ века, постоянно проходят чтения и встречи с интересными людьми.
Поездки в солнечногорские усадьбы — это путешествие в деревню. Сотрудники музея настоятельно советуют надевать удобную и подходящую по сезону обувь, брать зонт на случай дождя, питьевую воду и бутерброды.
«Только влюбленный имеет право на звание человека»
Музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока
Пришвинское Дунино
Дом с флигелем интересного дизайна стоит на берегу Москвы-реки. Подле него видится бор, подстеленный зеленым мхом, сосны в солнечном свете стоят золотые. В доме — кабинет писателя, его мебель, библиотека, фотографические принадлежности и даже раритетный «Москвич-400».
«Вы спрашиваете, почему я так много пишу о животных и так мало о человеке, я вам открою причину: сердца не хватает на человека»
Дом-музей М.М. Пришвина в Дунино
Ерофеевская «арткоммуналка» в Коломне
В Коломну приезжают не только за пастилой и калачами, здесь обосновался русский литературный андеграунд. Веничка Ерофеев работал грузчиком винного отдела в магазине «Огонек», располагавшемся в полуподвале этого дома. Обстановка арт-коммуналки полностью соответствует легкому соц-абсурдизму ерофеевских историй. Тут и велосипед на стене, и странное варенье под шкафом, и хозяюшка в байковом халатике.
Плюсом к ерофеевскому духу идут экспозиции работ художников и дизайнеров, которые останавливаются тут поработать. В выставочном зале «коммуналки» можно увидеть скульптуры из макарон.
«Не всякая простота — святая. И не всякая комедия — божественная…»
Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»
Клинский музей Гайдара
Аркадия Гайдара современные школьники, кажется, уже не проходят, но каждый советский ребенок прекрасно помнит повести «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Все они были написаны именно в Клину, в домике на Большевистской. Музей небольшой, но тут постоянно проходят интерактивы и встречи с современными писателями. Иногда приезжают родственники Гайдара. Иногда — Чубайса.
«Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной»
Дом-музей А.П. Гайдара
Пушкинские Вяземы
Пушкинские места располагаются на территории двух усадеб в Одинцовском округе, между которыми легко пройти пешком по милым тропинкам, обозревая природные красоты. В Захарове босоногий Пушкин в до-лицейском возрасте играл с крестьянскими детьми и учился плавать в усадебном пруду.
В Вяземах — огромная усадьба с масонскими мотивами, которой владела одиозная светская госпожа, прообраз Пиковой Дамы, и множество музеев, есть даже музей туалета. Помимо Пушкина, в здешних краях бывали Лев Толстой, Марина Цветаева и Анна Ахматова.
В Захарове можно встретить почти настоящую няню Пушкина Арину Родионовну, которая проводит оригинальные костюмные экскурсии.
«Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей»
Государственный историко-литературный музей А.С. Пушкина
Мураново Тютчева и Баратынского
Здешняя история связана с именами двух русских поэтов — Евгения Баратынского и Федора Тютчева. Усадьба Мураново прекрасно сохранилась, она не была разрушена в пору революций и войн, все интерьеры подлинные. Музейный комплекс объединяет в себе несколько построек: главный усадебный дом, флигель и кухню, гладилку, кучерскую, ледник, домовую церковь Спаса Нерукотворного. Тут находится одна из самых богатых в российских музеях коллекция мебели и внушительная мемориальная библиотека в 9000 книг.
В усадьбе Мураново проводятся писательские, фольклорные и кулинарные активности, следите за расписанием.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить»
Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева»
Сергиево-Посадское Абрамцево
Здесь написал свои лучшие вещи Аксаков, сюда приезжали Гоголь и Тургенев, гостила целая плеяда знаменитых мастеров кисти и пера. Великолепный главный усадебный дом, церковь Спаса Нерукотворного Образа, над проектом которой трудились Поленов и Васнецов, васнецовская «Избушка на курьих ножках» и гончарная мастерская Врубеля — все это вдохновляло великих писателей, может вдохновить и вас.
«Умные люди во всех сферах деятельности у нас наперечет, а в некоторых, по преимуществу официальных, они являются какими-то одинокими блестящими исключениями»
Музей-заповедник «Абрамцево»
Коломенское Черкизово
В имении врача Шервинского на берегу Москвы-реки бывали Валерий Брюсов, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Михаил Лозинский. Трижды была в Черкизово Анна Ахматова… Помимо литературных экспозиций, тут открыт «Класс сельской школы» для любителей советского олдскула и «Мир русской избы» для тех, кто ностальгирует по более отдаленным временам. Можно отведать блинов с луковым припеком, которые, по некоторым данным, обожала Анна Андреевна.
Черкизовский центр досуга и культуры имени В.Д. Шервинского
Переделкинские музеи
В Переделкине есть четыре литературных музея, один из них посвящен Чуковскому. Его легко узнать по увешанному пирогами, блинами и сушеными грибами чудо-дереву рядом. Три других обустроены в честь Окуджавы, Пастернака и Евтушенко. Окуджава прожил тут почти десять лет, до сих пор в его доме собираются барды. Пастернак жил в Переделкине с середины 30-х годов ХХ века. Здесь он заканчивал работу над романом «Доктор Живаго», а в 1941 году создал цикл стихотворений «Переделкино» и узнал о том, что ему вручат Нобелевку.
Музей Евгения Евтушенко был открыт сравнительно недавно и расположился на дачном участке поэта. В одном из четырех больших залов расположилась огромная коллекция живописи. В другом зале — фотографии, сделанные Евтушенко во время зарубежных поездок.
Дом-музей К.И. Чуковского
Современное Переделкино: сколько стоят дома в поселке советских писателей
Знаменитому стародачному поселку Переделкино, расположенному за Солнцево в 5 км от МКАД, уже больше 80 лет. Сегодня Переделкино входит в черту Москвы и относится к Новомосковскому административному округу, к нему почти вплотную подступают многоэтажки района Ново-Переделкино.
Эксперты рынка недвижимости рассказали, что представляет собой писательский поселок сегодня и сколько стоят в нем дома.
Дачи писателей
Считается, что идея создания поселка принадлежит Максиму Горькому, который предложил Сталину выделить в Подмосковье место под дачи, где могли бы отдыхать и работать советские писатели.
Поселок возвели около реки Сетунь к 1935 году, он состоял из 50 участков с дачными домами для видных литературных деятелей. В разные годы в Переделкине жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Ираклий Андроников, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и другие литераторы.
Предложение
Сегодня Переделкино — типичный элитный поселок, говорят риелторы. В настоящий момент там выставлено на продажу, по разным данным, от 20 до 40 загородных домов. В компании «Метриум» уточняют, что это вторичные, но в основном современные коттеджи.
По данным аналитиков компании, средняя площадь домов в Переделкине составляет около 500 кв. м, хотя есть объекты от 80 кв. м до 1200 кв. м. Дома в основном кирпичные, деревянных уже мало. Значительная их часть возведена в 2000-е годы, но есть и совсем новые, и построенные в конце прошлого века. В основном дома продаются с ремонтом, в хорошем или отличном состоянии. Средний размер приусадебных участков — 20–25 соток, однако можно найти и шесть соток, и половину гектара. В поселке есть все коммуникации, на многих участках стоят бани, гаражи, беседки.
«В свое время деятелям советской литературы предоставляли очень большие участки: от нескольких десятков соток до 2–3 га. В 1990–2000-е годы наследники начали продавать здесь землю, которая в тот момент высоко ценилась, — пояснил Илья Менжунов. — Иногда продавали части участков, поэтому некогда огромные имения были нарезаны на относительно небольшие владения. По сути, здесь получился один из образчиков стихийной коттеджной застройки, где старые деревянные дачи перемежаются с дворцами из 1990-х по 1 тыс. кв. м и современными более скромными домами из 2010-х. Поэтому в стародачном писательском поселке сегодня можно найти самые разные объекты».
Спрос
Несмотря на историческую нагрузку, спрос на дома в Переделкине небольшой и не превышает популярность престижных поселков на Рублевке, Новой Риге или Дмитровском шоссе, говорят эксперты загородного рынка. Среди покупателей элитного жилья такие места особой популярностью не пользуются — их больше интересуют дома в современных организованных коттеджных поселках с инфраструктурой и более однородной социальной средой. Постоянного состава жителей в такого рода местах уже нет — потомки первых обитателей писательских дач стремятся монетизировать доставшиеся им активы.
Цены
По данным «Инком-Недвижимости», общая стоимость всех выставленных на продажу объектов в Переделкине достигает 7,5 млрд руб. Средняя цена домовладения — около 120 млн руб., но есть предложения поскромнее — например, за 13 млн руб. продается кирпичный дом площадью 80 кв. м с участком в восемь соток. Стоимость дорогих предложений, по данным компании Welhome, достигает 600 млн руб.
«На загородной «вторичке», особенно элитной, владельцы жилья склонны значительно переоценивать свои дома, притягивая к этому самые разные факты, в том числе и особенности локации, — отмечает Дмитрий Таганов. — Однако я бы не сказал, что в реальности статус Переделкина может значительно поднять стоимость лота. Тем более что сейчас творческой интеллигенции там осталось мало».
Плюсы и минусы
Главные преимущества Переделкина сегодня — это близость к Москве, хорошая экология, лес, музеи писателей в пешей доступности. К минусам эксперты относят дороговизну предложений, а также строящиеся неподалеку кварталы многоэтажек, что в перспективе грозит ростом плотности населения и ухудшением трафика.
Кроме того, в Переделкине до конца не урегулирован вопрос с принадлежностью участков. Как рассказал Илья Менжунов, часть домовладений была приватизирована в 1990-е годы, но значительная доля земель не имеет собственника. Писательские дачи предоставлялись в аренду, а их собственником был Литфонд СССР. После распада страны возник вопрос — кому принадлежит земля, и ответ для многих участков еще не получен, судебные разбирательства продолжаются. Для покупателей дорогостоящего жилья, вкладывающих миллионы долларов в свои приобретения, такая неопределенность — это стоп-сигнал, поэтому они часто отказываются от покупки домов.
Писательские дачи в подмосковье
Плетеная мебель, резиновые сапоги, чай из самовара, абажуры с бахромой – неизменные детали атмосферы подмосковных дачных домиков писателей прошлого, сейчас ставших музеями. Автор проекта «Литературное ралли» Мария Белявцева подготовила для портала «Путь-дорога» подборку самых уютных писательских дач региона.
Мелихово
Антон Чехов, пожалуй, самый «дачный» писателей отечественной литературы. Именно он одним из первых ввел дачную тему в литературный дискурс. Дача появилась в жизни Чехова в 1892 году, когда его семья по объявлению в газете приобрела небольшое имение Мелихово.
Антон Павлович с большим энтузиазмом отнесся к покупке и с головой погрузился в дачный быт. Вставал в 4–5 утра и, выпив кофе, выходил в сад: осматривал фруктовые деревья и кусты, ухаживал за ними, подолгу просиживал на корточках и наблюдал за жизнью флоры и фауны. Он собственноручно посадил 60 вишен и 80 яблонь, самозабвенно ухаживал за баклажанами и артишоками, разводил свои любимые цветы – розы и тюльпаны. Вносил конструктивные предложения по перепланировке участка – именно по его задумке у дома был сооружен колодец. Будучи страстным рыболовом, он запустил в маленький пруд у дома карасей и линей, а затем приказал вырыть большой пруд, по берегам которого посадили молодые деревья.
В Мелихове всегда было людно, приезжали гости, которых надо было где-то разместить. Для них на участке построили небольшой уютный флигелек небесно-голубого цвета. Затем и сам Антон Павлович перебрался в полюбившийся домик, окруженный цветущими яблонями и вишнями. По вечерам, когда гости умолкали и расходились по своим комнатам, в кабинете писателя допоздна горела лампа. Наслаждаясь долгожданной тишиной, Чехов работал. Именно здесь он написал свою знаменитую «Чайку» и много других произведений. Возможно, и образ вишневого сада, ставший центральным в более поздней пьесе, тоже начал формироваться еще в Мелихове.
В этом музее будет интересно не только любителям литературы, но и садоводам. На грядках и клумбах расставлены таблички с названием произрастающих там цветов и трав.
Чтобы с головой погрузиться в дачный быт конца XIX века, можно заказать пятичасовую интерактивную программу «Дачная лихорадка, или 22 невинных удовольствия». Музейно-театральный дивертисмент включает чаепитие на веранде, во время которого участники раздувают самовар и за чашечкой ароматного чая с вареньем угощаются марьюшкиными пирогами, а также старинные дачные игры на лужайке, гонки на тачках и перформанс open air.
Отправляясь в Мелихово, стоит взять с собой сборник рассказов Чехова, сделав закладки на следующих произведениях: «Дачное удовольствие», «Дачные правила», «Дачница», «Дачники» и «На даче».
«Пастернак вел себя неадекватно» Как жилось в элитном поселке, который Сталин построил для писателей
Советский дачник в трико, калошах и с лопатой — фигура эпохальная. В свое время страну охватила настоящая дачная лихорадка, и те, у кого загородного участка не было, обязательно о нем мечтали. Ну а пределом таких мечтаний был подмосковный поселок Переделкино. Дача в Переделкине считалась настоящей роскошью, ведь там жили не только большие начальники, но и сливки интеллектуальной элиты СССР: поэты, писатели, драматурги. «Лента.ру» и компания Rehau рассказывают, как было основано Переделкино, за что его полюбила советская интеллигенция, какие удивительные истории там происходили и как изменился поселок в наши дни.
Дача как культурный феномен
Дача для россиян — это не просто загородный дом, а особый образ жизни, социальный феномен, о котором знают даже иностранцы. Слово dacha вошло в английский язык наряду с tsar и balalaika. Первые дачи появились в России несколько сотен лет назад, но особенного размаха дачное движение достигло в советское время.
В 1949 году Совет Министров СССР принял постановление, где впервые упоминаются знаменитые шесть соток — размер земельного участка, который выделяли рядовым советским гражданам. Поначалу жилые постройки там возводить запрещалось, только небольшие домики для садовой утвари. Но горожане все равно с нетерпением ждали воскресенья, чтобы вырваться из тесных коммуналок и однотипных пятиэтажек на загородную дачу.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Тишина, свежий воздух и работа на земле были для советских людей не только своеобразной медитацией, но и способом обеспечить себя продуктами впрок. Никому не хотелось зимой покупать в универмаге лежалую мерзлую картошку или морковку. А консервированные овощи, варенья из фруктов и ягод со своей дачи считались деликатесом, ими угощали гостей, их подавали к праздничному столу.
Дачи были и у советской номенклатуры, знаменитых артистов и писателей. Такие участки были гораздо крупнее стандартных шести соток, лучше обустроены, на них стояли полноценные загородные дома, а не хлипкие хижины. Туда ездили не полоть грядки, а отдыхать — читать книги, разговаривать об искусстве, принимать гостей.
Именно такие дачи строились в подмосковном Переделкине, который долгое время был неофициальным загородным клубом для интеллектуальной элиты СССР.
С чего начиналось Переделкино
Считается, что идея создания Переделкина появилась в 1933 году во время разговора Сталина с Максимом Горьким. Кира Васильева, автор книги «Переделкино. Сказание о писательском городке», вспоминает такую легенду: якобы Сталин спросил у Горького, как живут писатели за границей. «На дачах живут, — ответил Горький. — Уезжают от городской суеты». Сталин ответил, что в таком случае у советских писателей тоже должны быть дачи, и поручил составить для него список 40-50 самых достойных кандидатов на получение загородного участка.
Место для поселка выбрали около реки Сетунь, где раньше была деревня Передельцы. С XVII века тут находились судоремонтные верфи, на которых переделывали челны и баржи — отсюда и название. Здесь же раскинулся густой сосновый лес, благодаря которому в Переделкине такой чистый воздух. В 1939 году в поселке построили дом отдыха, а позже на его базе основали санаторий и госпиталь.
Уже к осени 1935 года в Переделкине построили около полусотни домов и в них стали въезжать жители — знаменитые писатели и поэты. Руководство страны выделяло им дачи пожизненно. Однако загородные дома, построенные по немецким проектам, оказались довольно холодными для суровых русских зим, а из-за болотистой почвы их часто затапливало.
Чтобы мороз не испортил отдых в дачном доме, он должен оставаться за порогом. Сохранить тепло домашнего уюта помогут окна Rehau с особой системой теплоизоляции, которая защищает даже от температур ниже 40 градусов.
В 1936 году в Переделкине, на улице Тренева, поселились Борис Пастернак и его семья. Но эта дача оказалась слишком сырой, поэтому в 1939 году писателю пришлось переехать в дом номер 3 на улице Павленко.
Этот дом был Пастернаку очень дорог. «Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности, — это именно то, что… настраивало поэтически», — писал Пастернак своему отцу. На даче в Переделкине Пастернак писал роман «Доктор Живаго», тут родились циклы стихов «Переделкино», «Земной простор», «На ранних поездах».
Природа — источник вдохновения. Наслаждаться живописным загородным пейзажем без помех поможет панорамное остекление от Rehau.
Именно в переделкинском доме 23 октября 1958 года Борис Пастернак узнал о том, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе.
Борис Пастернак и большой террор
В Переделкине Борис Пастернак встретил 1937 год, начало большого террора — самых суровых политических репрессий в СССР.
«В то жуткое время все в Переделкине запирали калитки и отгораживались друг от друга забором, потому что боялись: кого заберут завтра? — рассказывает заведующая «Дома-музея Б. Л. Пастернака» Ирина Ерисанова. — В эти годы Пастернак вел себя, как сейчас бы сказали, абсолютно неадекватно! Он демонстративно ходил в гости к человеку, над которым уже нависла беда, часами с ним разговаривал, здоровался на улице и пожимал руку. Пастернаку было важно сохранить лицо, не потерять себя в этом страхе».
Через дачу от Пастернака жил драматург Александр Афиногенов. «Его жизнь складывалась довольно благополучно, какое-то время Афиногенов был в фаворе у Сталина, лучший театр страны ставил его пьесы. Однако в 1937 году Афиногенов внезапно оказывается в опале. Летом 1937 года он сидел на даче и с ужасом ждал, когда его арестуют. Многие его избегали. Единственным человеком, с кем он тогда общался, был Борис Леонидович. При этом раньше они не были друзьями, Пастернак появился в жизни Афиногенова как раз в это время», — говорит Ирина Ерисанова.
В своем дневнике Афиногенов писал, что «разговоры с Пастернаком навсегда останутся» в его сердце. Драматург упоминал, что Борис Леонидович не любил уезжать из Переделкина в город, а хотел бы все время жить в поселке: гулять в одиночестве, смотреть на звезды, размышлять об искусстве и работать над своими произведениями.
Почему Корней Чуковский — леший
Через два года после Пастернака, в 1938 году, в Переделкине поселился Корней Чуковский. С тех пор вся жизнь писателя находилась в поселке, а в московскую квартиру Чуковский ездил только по делам.
Юлия Сычева, автор проекта о семье Чуковских «Chukfamily» рассказывает: «Во время жизни в Переделкине Корней Иванович строго соблюдал режим дня, это помогало ему бороться с бессонницей. Писатель вставал очень рано, работал, затем не меньше двух часов гулял по Переделкину. Вечером, чтобы уснуть, Чуковский просил кого-нибудь читать ему вслух. Сначала читали дети писателя, потом внуки, а потом и правнуки. Иногда даже гости читали ему на ночь, особенно любил Корней Иванович английские детективы».
Аркадий Райкин вспоминал, что Чуковский, прогуливающийся по поселку, «был как бы частью переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего свои владения».
Принимать гостей Чуковский очень любил, его дом в Переделкине посетили множество известных писателей. «Корней Иванович получил звание доктора литературы в Оксфорде, что было очень почетно, и привез из Англии оксфордскую мантию с шапочкой. Он очень любил в нее наряжаться и встречать в таком виде гостей. Еще у него был настоящий индейский головной убор из перьев, в котором он тоже встречал посетителей. Причем это были не дети, а взрослые люди», — говорит Юлия Сычева.
В 1955 году в Переделкине построили Дом творчества писателей, куда во время прогулки любил заходить Чуковский. «Вокруг Корнея Ивановича, как всегда, толпятся люди, каждый его приход в Дом творчества — событие», — пишет в своих воспоминаниях сатирик Александр Раскин. Одну из таких встреч, во время которой Чуковский решил подшутить над приятелем и «упрекнуть» его в безделье, Раскин описывает в рассказе «Гаданье на поездах»:
— Не верьте ему! — своим высоким тенором восклицает Чуковский. — Он ничего не делает! Это мне достоверно известно. Все сочиняет его дочь Саша, талантливый ребенок. Он даже не переписывает, а так прямо и посылает в редакции. И все ему говорят: «У вас такой детский почерк». И он сам вздыхает: «Да, у меня такой детский почерк…» Недурно устроился, а?
Смех стоит вокруг нас, смеюсь и я: разве можно обижаться на Корнея Ивановича?
Рай Булата Окуджавы
Постепенно Переделкино разрасталось. После окончания Великой Отечественной войны в поселке построили около 20 новых домов, где впоследствии поселились многие поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.
Окуджава получил дачу на улице Довженко в 1987 году. Здесь поэт и бард провел последние десять лет своей жизни, написал многие поздние стихи, рассказы и автобиографический роман «Упраздненный театр», получивший Букеровскую премию.
Московская область. Дачный поселок писателей Переделкино. Писатель Булат Шалвович Окуджава.. Фото: Сергей Субботин / РИА Новости
Переделкино появлялся в песнях и стихах барда. Свою спокойную, размеренную жизнь в «заснеженном Подмосковном раю» Окуджава описывал так:
«Сперва с аппетитом отличным
съедаю нехитрый обед
и в пику безумцам столичным
ныряю под клетчатый плед. »
На своей даче в Переделкине Окуджава, как и Чуковский, любил собирать друзей. Например, частыми гостями поэта были писатели Алла Гербер и Василий Аксенов. Именно из переделкинского дома Окуджавы Аксенова провожали в эмиграцию, когда он оказался в опале из-за созданного им альманаха «Метрополь». «Спустя много лет я встретила Аксенова в Вашингтоне — первое, что он сказал, это “А сейчас, наверное, все сидят у Булата”. Так оно и было — мы часто собирались у Булата», — вспоминала Алла Гербер.
Сейчас дача Окуджавы в Переделкине превращена в музей так же, как дома Чуковского и Пастернака. Служащие музеев бережно хранят в домах ту обстановку, которая была при жизни писателей: вещи, книги, мебель. Например, дома у Окуджавы хранится его коллекция колокольчиков, начатая Беллой Ахмадулиной, у Чуковского — знаменитая оксфордская мантия, у Пастернака — лампа писателя и картины его отца.
Домашний уют и безмятежный дневной сон невозможны без тишины. Окна Rehau с функцией звукоизоляции — залог комфорта и крепкого сна.