петросовские бани в москве
«Перовские бани» — целебные удовольствия на любой вкус
6 срубов с внутренними двориками
Профессиональное караоке, игровые приставки, русский бильярд, настольные игры, MI Box Android TV (телеприставка)
Фирменные парения с вениками и настоями из натуральных трав
Пилинги, купели, уход по телу, помывки
Собственный ресторан с меню от шеф-повара и богатая барная карта
Профессиональные массажисты и банщики
Банно-оздоровительный комплекс включает 6 бревенчатых срубов для компаний до 8, 12 и 30 человек:
Сотрудники банного комплекса окутают вас атмосферой полного комфорта и заботы. Мы превращаем дни рождения, романтические свидания, семейные и корпоративные праздники в незабываемое приключение. Уточните цены и забронируйте подходящий сруб на интересующие даты по телефону или онлайн. Расскажите о своих пожеланиях, чтобы к вашему приезду была готова подходящая купель на травах и спа-процедуры. Не забудьте заглянуть в раздел «Акции» на официальном сайте, чтобы воспользоваться выгодными предложениями.
10 отличных бань в Москве − от известных до полусекретных
При помощи инстаграмщиц, ЗОЖниц и экспатов бани избавились от криминального флера 90-х и превратились в модные места. Сегодня это и люксовые комплексы, аутентичные парные и памятники архитектуры. Сдаем адреса, пароли и явки первоклассных столичных бань. На 31 декабря и не только.
Сандуны
Фото: Сандуновские бани
Неглинная, 14, строение 3−7
Если вы никогда не были в бане, то начинать надо именно с Сандунов, всеми признанной классики жанра. Главные бани столицы, недавно они перешагнули 200-летний юбилей: основаны были в 1808 году Силой Сандуновым и Елизаветой Урановой, артистами театра, которым покровительствовала Екатерина II. В Сандунах всегда можно было встретить знаменитых артистов и государственных деятелей: Шаляпин, например, восхищался их акустикой и всегда репетировал здесь, причем на его пение сбегались все местные работники. Обожал Сандуны и Чехов. Во время своего романа с Владиславом Дорониным регулярно захаживала сюда и Наоми Кэмпбелл – попариться и попить пива с раками (так говорят). В Сандуны, как в музей, водят экскурсии, показывают иностранным туристам все царское великолепие – лепнину и позолоту, мрамор и колонны, огромный бассейн, напоминающий древнеримские купальни, причем особенно впечатляет высший мужской разряд. Цены – от 1 800 рублей за два часа.
«Экспедиция»
В меню в основном обстоятельные двух-трехчасовые программы. Так, в план «По-царски» (три часа на два человека за 39 000 рублей) входит: парение в четыре руки четырьмя видами веников, теплая молочно-медовая купель, массаж ног бальзамом с ментолом и эвкалиптом, обливание холодной и теплой водой, парение на матрасе из сена, живительный массаж тела, ледяная купель, пилинг с медом и морской солью, массаж бамбуковыми вениками и завершается все это очищением кожи мыльным массажем. Угощение в виде традиционного чаепития и настоящих сибирских деликатесов, строганины из северной рыбы и домашней хреновухи – приятный бонус.
Краснопресненские бани
Столярный переулок, строение 1
Главные конкуренты Сандуновских бань до революции назывались Бирюковскими – в честь державших их купцов-старообрядцев. В 1980 году бани перевезли в новое, разработанное под них здание. За интерьеры, внешний облик, техническое оснащение Краснопресненские бани получили Государственную премию Госстроя. Так что здесь шик скорее не царский, а постсоветский. Ценовая категория у Краснопресненских по сравнению с Сандунами примерно одинаковая (за 2,5 часа – от 1 800 рублей), но народу здесь меньше, а банщики, говорят, лучше готовят парную. Отдельная гордость – ресторан с толстенным меню: устрицы, суши, паштет из фуа-гра, салаты «Греческий» и «Цезарь», паста шести видов, рыбная и мясная солянка, борщ и харчо.
FRESH SPA by Natura Siberica
Фото: FRESH SPA by Natura Siberica
FRESH SPA by Natura Siberica
Ломоносовский проспект, дом 25, строение 2
Спа-комплекс от известной косметической российской марки, где предлагают попробовать «Бани СССР» (от 11 000 рублей за 2 часа на 1 человека) – это банные процедуры в традициях народов Сибири и Крайнего Севера. Байкальская представляет собой контрастное парение и скраб для тела, тувинская – с медово-имбирной маской для тела, хакасская – мягкое парение, камчатская – парение бамбуковыми вениками плюс лифтинг-маска для лица, а алтайская подходит для любителей активного парения с вениками. Волшебство, точнее, шаманство, чувствуется уже с порога: теплый вулканический камень, дикие северные ягоды и травы, магические сибирские камни, купель из натурального кедра.
Варшавские бани
Фото: Варшавские бани/«ВКонтакте»
Варшавское шоссе, 34
В плане интерьера эта баня, конечно, уступает Сандунам, а по изощренности спа-меню не может конкурировать с «Экспедицией». Зато вполне достойная альтернатива для любителей париться на юге Москвы, если не хочется ехать в центр. Есть приватные кабинеты для компаний, на которые в будние дни распространятся скидка. Из меню, кроме классического парения «По-царски» с медом (две тысячи рублей за 20 мин), завсегдатаи особенно советуют комплекс «Умиротворяющий» и бочки – омолаживающую молочную (семь тысяч) и целебную и спасающую от простуды травяную (три тысячи).
«Тазик Клуб»
улица 1812 года, дом 18
Посвящается тем, кто скучает по шику времен «жирных нулевых». Несмотря на ироничное название, «Тазик Клуб» позиционирует себя как элитный банный комплекс. Состоит из четырех залов (от 9 900 за час аренды) в разных стилях: «Версаль», «Марокко», «Американо» и – внимание – конечно, «Гламур». По словам владельцев, названия остались с основания, с 2005 года, а каждый зал развивает концепцию отдельной рублевской дачи. Интерьеры очень фотогеничны, так что здесь нередко снимают фильмы и сериалы. В каждом, помимо комнаты отдыха, есть домашний кинотеатр, караоке и бильярдный стол. А в некоторых – отдельные кальянные и массажные комнаты.
«Живица»
Новая Басманная улица, 16, строение 8
Если хотите вспомнить, как в детстве на каникулах вы парились в бане у бабушки, вам сюда. Баня представляет собой настоящий сруб из карельского сухостоя, встроенный в современное городское здание. Гламура, позолоты или мрамора здесь нет, и тем приятнее душевно попариться с дубовыми, березовыми, пихтовыми и липовыми вениками. Печи, уверяют банщики, сложены «правильно»: создают легкий пар, который обжигает, не давит и не перегревает голову. А вот крепкий алкоголь и пиво в «Живице» не подают – вместо них отпаивают чаем из алтайских трав с монастырским медом, вареньем из сибирских ягод и сушками. Потому что идти в баню прежде всего стоит за оздоровлением. Программа «Алтайская живица» (2,5 часа, до четырех гостей) – от 23 000 рублей за гостя.
Воронцовские бани
Фото: Воронцовские бани
Воронцовский переулок, 5/7, строение 1
Работают с 1938 года, есть три разряда – два мужских и один женский. Короткое, но зато относительное демократичное меню спа-программ: от 3 000 за полчаса за парение с пилингом. В меню ресторана – бургеры, блюда на мангале, паста. Что немаловажно, в том же здании находится отель, так что, если сильно разморит, остаться заночевать можно прямо здесь. Цены – от 2 000 за четыре часа.
Измайловские бани
Фото: Измайловские бани
Два пышно оформленных зала, в которых по очереди по четным дням принимают мужчин, по нечетным – женщин. Интерьер выполнен в псевдорусском стиле: хохлома, бревенчатые стены, дубовые скамьи – прямо терем Рюриковичей. Причем здание постройки 1953 года обзавелось этим великолепием только после ремонта в 2003 году. Администраторы настоятельно рекомендуют заранее записываться по телефону. От 1 000 рублей – за два часа.
Покровские бани
Фото: Покровские бани
Багратионовский проезд, 12
Не сильно раскрученная баня на севере Москвы. Два мужских и одно женское отделение, парные из липы и ясеня. Оздоровительный пар с хреном, эвкалиптом и полынью завсегдатаи своими силами готовят по воскресеньям. В баре большой выбор чая и свежевыжатых соков. Посещение длительностью три часа – от 1 500 рублей.
Шесть самых древних бань Москвы
Между прочим, Москва готова дать если не фору, так пару многим банным столицам: еще в начале XIX века в городе было уже 1,5 тыс. частных и 70 государственных бань. Мы посмотрим самые извечтные и старинные из них.
Сандуновские бани
Они не могли быть вместе из-за гонений и угроз влиятельного графа, но покровительницей их брака стала сама императрица Екатерина Великая. Речь идет о Силе Сандунове и Елизавете Урановой — артистах театра, а впоследствии основателях Сандуновских бань. Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на их свадьбу, пара потратила средства на основание в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.
Построенные им бани пережили пожар 1812 года и простояли около 80 лет, сменив после первого владельца немало хозяев. В 1818-19 гг. речку Неглинную заключили в подземный коллектор, что в значительной степени способствовало улучшению санитарной обстановки на участке бань и росту их популярности.
Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер Сергей Эйзенштейн с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.
В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна «Александр Невский»: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.
А вот сцена в бане из «Иронии судьбы», несмотря на широко распространенное мнение, была снята не в Сандунах, а под лестницей на «Мосфильме».
Хлудовские бани
Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни.
Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.
И хотя все инженеры, техники, электрики и сантехники по завершении строительства Центральных бань были направлены работать в Сандуны, конкурентами эти парные не стали: они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи и т.д.
После 1917 года Хлудовым пришлось уехать во Францию, и в советское время бани стали называться «Центральными». Они работали до начала 1990-х годов. В 1924-1925 в здании бывшего доходного дома Хлудова работал Московский коммунальный музей — предшественник Музея Москвы. В 1934 здание надстроили двумя этажами.
Во время Великой Отечественной войны в банях был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позже — и для гражданских, страдающих диабетом. Также во время войны, чтобы было теплее, бойцы под гимнастеркой носили картонные «жилеты», за что и получали от начальства: не по уставу.
Сотрудники бань, решив помочь солдатам, вырезали из журналов портреты Сталина, которые те клеили на картон — командиры теперь не рисковали изымать у бойцов «жилеты».
Краснопресненские бани
Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. В 1903 году для своих бань «банный король» Бирюков возвёл в стиле модерн красивое одноэтажное здание. Отделано оно было роскошной лепниной, ковкой, резными дверьми. На углу над главным входом в подковообразную нишу было помещено керамическое панно «Лебеди» работы Михаила Врубеля.
Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю, и каждый поход в баню торжественно обставлялся: впереди шествовал ямщик с веником, за ним его супруга с «мыльною корзиною», следом дети, родня, которые несли шайки, самовар и калачи.Фото 1947 года. В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.
Когда в 70-е годы началась реконструкция Красной Пресни, ширина улицы увеличилась более чем в два раза и все старые дома по нечетной стороне улицы были снесены. Так, в 1980 году Пресненские бани прекратили свое существование на старом месте: там выстроили Венгерское торговое представительство и киноцентр, а бани переехали ближе к метро.
В Краснопресненских банях один из лидеров силового блока волговско-рузляевской ОПГ Евгений Совков периодически встречался со своими подельниками и представителями других ОПГ. Видимо, отдавал дань столичным традициям, ведь это было одним из излюбленных мест для сборищ криминальных авторитетов.
26 декабря 1997 года Совков направился на очередную такую «стрелку», которая стала последней и для его ни в чем неповинной подруги.
Челышевские бани
Хозяева в те времена «пользовались всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли.
Оказалось, что на Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. «Вода шла из мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд, то сторож крана бассейна не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд». Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду.
Селезневские бани
Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов.
Воду для Селезневских бань брали из расположенных рядом Неглиненских прудов в верхнем течении реки Неглинной. Один из этих прудов на правой стороне улицы сохранился и сейчас называется Селезневским. Дальнюю от улицы часть банного комплекса построили в 1870-х годах, а фасадную — в 1888 году по проекту А.П. Попова. Фасадная часть состоит из двух корпусов с отдельными входами. Правый корпус предназначался для простонародья, а левый — для знатных посетителей.
Но в советское время Селезневские бани приобрели репутацию дорогих, и простые люди туда не ходили.
Ржевская баня
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Сандуновские бани
Именно здесь Фандорин, уходя от террористов, продемонстрировал эффективный и, чего уж там, эффектный акробатический трюк «Атакующая змея», именуемый европейском цирке двойным сальто.
Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Вечером тоже не могу, – объяснил Фандорин и доверительно сообщил. — А чтобы вы не восприняли мой отказ как оскорбление, поясню, чем буду занят. У меня назначено свидание совсем иного рода, куда менее романтическое. В десять часов встречаюсь с князем Пожарским, вице-директором Департамента полиции. Представьте себе, в Петросовских банях.»
Прототипом акунинским Петросовским баням послужили знаменитые в прошлые века на всю Москву Сандуновские бани. В них снимали не только описываемую сцену из «Статского советника», но и другие сцены в других фильмах.
История Сандуновских бань началась в 1808 году. Однако современный вид они приобрели позже, хотя название несут со времени первой постройки.
Уранова была также любимицей Екатерины II, которая прислушалась к просьбе молодой актрисы о защите её чести и приняла горячее участие в венчании Урановой с любимым мужчиной Сандуновым, подарила им на свадьбу бриллианты.
В то время, когда семья актеров переехала из Санкт-Петербурга в Москву, здесь был основан знаменитый Английский клуб, куда вступить было достаточно сложно, нужны были рекомендации двух участников клуба, судьба претендента решалась баллотированием членов клуба, но Силу не приняли.
Возможно, на это решение повлияло амплуа актера, которому больше всего удавались роли плутоватых слуг. Отказ в Английском клубе был единственным и пожизненным. Но Сила недаром носил такое имя, он решил создать свой аристократический клуб и пошел оригинальным путем.
Выкупив на царский подарок земли в районе реки Неглинки, он построил целый квартал дворянских бань, в которых можно было не только помыться, но и провести время за деловыми и прочими разговорами, то есть, своеобразный клуб для людей с хорошим доходом.
Первых банщиков он выписал из Тифлиса (Тбилиси), известного серными банями, чтобы они использовали свой опыт оздоровления организма, они умели грамотно очищать тело, массировать и возвращать здоровье и силы. С тех пор в Сандунах служат уже династии банщиков.
В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.
Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Однако это стало причиной осложнения отношений в семье Сандунова.
Елизавета Уранова вложила значительные материальные средства в предприятие, успех которого ассоциировали исключительно с именем её мужа.
Такое положение дел её не устраивало, брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив свое первоначальное название.
В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой.
Иван Григорьевич Фирсанов, богатый московский предприниматель сделал состояние на обедневших дворянах, распродающих свое имущество, а потом занявшийся деревом. Он был настолько прагматичным и деспотичным, что свою кровиночку выдал замуж за банкира В.П. Воронина, у которого держал свои деньги.
Воронин был много старше Веры, был скуп, держал жену взаперти, никуда не пускал, она его не любила, но пока отец был жив, ослушаться воли отца и мужа не могла.
После смерти отца Вера, обладавшая огромным наследством, платит мужу 1 миллион рублей, чтобы тот взял на себя «вину» и развелся с ней.
Обретя свободу, она занимается благотворительностью, строит Дом вдов и сирот, содержит пожилых женщин, не смевших просить подаяние, в своем подмосковном имении Середниково устраивает вечера музыки, туда приезжает Рахманинов, там поет Шаляпин, бывают художники той поры, потом добивается строительства на свои же деньги железнодорожной станции Фирсановка.
Так же к её заслугам нужно отнести строительство на ходящихся недалеко от Сандуновских бань Петровский пассаж, который при её жизни называли фирсановским.
Вера вскоре выходит замуж за Алексея Ганецкого, брак с которым не был счастливым, т.к. он имел славу картежника и волокиты. Однако именно Ганецкий уговаривает богатую жену банный промысел вывести на другой уровень.
Хорошо подумав, Вера, ставшая Ганецкой, решает снести обветшавшие за 80 лет старые здания бань и построить новые, современные, но так же предназначенные для дворянского сословия.
Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина).
Ганецкому очень понравились термы Будапешта, поэтому бассейн Сандуновских бань, на тот момент, самый большой в Москве, напоминает термы австро-венгерского Будапешта, только там они под открытым небом, а в Москве над ними был построен витражный потолок, пропускавший солнечный свет.
Стены бассейна были из фарфора, блики, отражающиеся от стен, воды, создавали удивительный рисунок из солнечных зайчиков. Сейчас стены выложены плиткой. Вода из Неглинки проходила через специальные фильтры, была настолько чистой, что её можно было пить.
Нынешние Сандуновские бани были открыты в 1896 году.
Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трёхэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии.
Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».
Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар, баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов.
В одной из комнат изначально Вера Фирсанова решила устроить, как ни странно, библиотеку. Думала, что дворяне после бани захотят посидеть с книжкой.
Однако библиотека не пользовалась популярностью, поэтому сначала тут устроили парикмахерскую, где можно было подстричься или подровнять бороду, а затем буфет, который теперь находится за стеной этой комнаты, а здесь сейчас есть огромный телевизор, во время чемпионата мира посетители могли следить за футбольными матчами.
Несмотря на то, что женский разряд в бане тоже существовал, его убранство было даже более богатым, нежели в мужском, но его интерьеры утрачены полностью, там сейчас «евроремонт».
Если воришку заставали на месте преступления, то раздевали его догола и привязывали к этому столбу. Посетители бани могли делать с ним все, что угодно, плевали, а вечером выгоняли голого на улицу. Зимой такое наказание было особенно жестоким.
«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский.
С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной, 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы.
«Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!»
Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех.
«Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»
— Федор Шаляпин в письме другу
Шаляпин, уже живший после революции в Париже, отплатил добром Вере Фирсановой. Она жила в Москве в своем же доме на старом Арбате, но в оставленной ей комнате в коммуналке. В 1928 году Федор Шаляпин тайно пересылает ей деньги на переезд, помогает оформить документы, таким образом она смогла покинуть негостеприимную Родину. В Париже она умерла в 1934 году.
Также в Сандуны ходил Владимир Маяковский. Он боялся подхватить какую-нибудь заразу, поэтому во время его парения специальный человек следил, чтобы на его скамейку никто не садился.
Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер Сергей Эйзенштейн с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.
В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна «Александр Невский»: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.
В советское время Сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов.
Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени.
В качестве сервиса продолжали существовать «семейные номера», куда допускались разнополые посетители, о чём рассказано в рассказе Абрама Терца (Андрея Синявского) «В цирке» (1955). Банный комплекс состоит из нескольких зданий на Неглинной.
Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы Неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка «ВТБ». Остальные строения «банного квартала» используются по прежнему назначению.
В 1991 году Сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы.
В различных частях Сандуновских бань снимались фильмы:
«Броненосец „Потёмкин“» (в бассейне)
«Александр Невский» (в бассейне)
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (в фильм вошел дубль эпизода, переснятый позднее в павильонах «Мосфильма»)
«Старый Новый год» (выход героев из бани)
«Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара)
«Маросейка, 12» (фильм 4 — «Сын»)
«Статский советник» (сцена в бассейне с номером)