персонажи ломающие 4 стену
ТОП 7 игр, ломающих четвертую стену
В традиционном театре четвертая стена – это та воздушная оболочка, которая отделяет сцену от зрительного зала. Когда актёр вдруг решает обратиться напрямую к зрителю, он как бы «ломает» четвертую стену, и за счет этого может получиться очень интересный эффект.
Разумеется, в видеоиграх такой приём используется намного чаще, чем в театре или кино: играм приходится обращаться к игроку напрямую, пусть даже в виде подсказок или небольших шуток. Но есть отдельные творения, которые ломают четвертую стену очень уж интересным образом и в результате запоминаются надолго. Я решил собрать небольшую подборку самых крутых, на мой взгляд, примеров разрушения четвертой стены в играх. Не нужно оценивать мой ТОП слишком серьезно: это не столько соревнование, сколько просто коллекция.
7 МЕСТО – Deadpool
Что же, Дедпул – он и в Африке Дедпул, и не включить его в этот список просто нельзя. Ведь этот персонаж в курсе, что он является частью игры (или комикса, или фильма?), поэтому не стесняется обращаться напрямую к игроку, а заодно и к собственным разработчикам. Правда, говорить о каком-то «разрушении» четвертой стены здесь не совсем уместно: в случае с Дедпулом её изначально как бы не существует.
6 МЕСТО – Batman: Arkham Asylum
В замечательной Batman: Arkham Asylum элементов разрушения четвертой стены не так много, но они столь замечательны, что не упомянуть о них просто нельзя. Речь идёт о знаменитом эпизоде с «фальшивым» зависанием – когда на середине прохождения игра вдруг делает вид, что сломалась, а затем якобы начинается с самого начала, при этом персонажи поменялись местами, и мы теперь играем за Джокера. Ну, и вишенка на торте – добрая подсказка: «Используйте средний стик, чтобы увернуться от выстрела».
Какой еще средний стик? Воистину лучший способ напугать игрока – это сделать вид, что его компьютер сломался, возможно, потому что над ним поколдовали персонажи из игры.
5 МЕСТО – Spec Ops: The Line
Spec Ops: The Line – тот проект, который игроки любо превозносят, либо терпеть не могут, и всё зависит от того, насколько всерьёз вы готовы его воспринимать. Игра, которая начинается как абстрактный шутер от третьего лица «с закосом под Call of Duty», ближе к середине неожиданно меняет тональность и начинает медленно пробивать четвертую стену. Легко говорить о том, как ужасна война, когда её творят другие люди, но что если лично вы, как игрок, являетесь главным её инициатором? Вы продолжаете убивать людей, несмотря на то, что игра всё активнее намекает: вы поступаете неправильно. А ближе к финалу она обращается к вам напрямую с помощью загрузочных экранов. Не огорчайтесь, вы по-прежнему хороший человек.
3 МЕСТО – Undertale
Undertale – как драгоценный алмаз, затерянный в огромной куче стимовского инди-мусора: те, кто нашли его, обрели богатство, а все прочие не заметили и стали чуть-чуть беднее. Игра о ребенке, пытающемся вырваться из подземного царства монстров, разрушает четвертую стену раз за разом, периодически обращаясь напрямую к игроку с непростыми вопросами. Насколько далеко вы готовы зайти, насколько всерьез вы готовы воспринимать игровых персонажей? Скажем Undertale запоминает не только те действия, которые вы совершили в текущей игре, но и те, которые были совершены вообще когда-либо. Убили персонажа, затем раскаялись в своем поступке и захотели загрузить старый сейв? Разумеется, история продолжится, как ни в чем не бывало, но игра-то уже знает, что ваши руки в крови.
2 МЕСТО – Pony Island
Согласно задумке, Pony Island – это игра, разработанная самим сатаной. И, разумеется, владыку преисподней интересует не то, как вы хорошо развлекаетесь, ему нужна ваша драгоценная душа. Чтобы пройти игру до конца, её придётся немножко «сломать», а разнообразие творческих приёмов, при помощи которых игра третирует игрока по ту сторону экрана, просто поражает. Рассказывать о них было бы спойлер-преступлением, поэтому просто констатирую: они очень интересные. Insert your soul to play.
1 МЕСТО – Doki Doki Literature Club
Жутковатая визуальная новелла Doki Doki Literature Club – не столько полноценная новелла, сколько стёб над этим странным жанром. Критикам и миллионам игроков она запомнилась в первую очередь тем, как остроумно обыгрывает разрушение четвертой стены, построив на этом довольно необычный сюжет. Дело в том, что персо#?#&?#&?#&?#&?#?&?%#яя##яя#$%@#яяяяя Я передумал. Забудь то, что я написал. Doki Doki Literature Club – просто милый симулятор свиданий, в котором не может произойти ничего неожиданного, плохого и пугающего. И с тобой, игрок, ничего не случится, если ты сделаешь правильный выбор. Заходи в клуб, там красивые девочки!
Что такое «четвертая стена» в искусстве, как и зачем её ломают
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Четвертая стена»
Кажется, что театру по его природе свойственно отгораживаться от зрителя таким образом, но вообще-то гораздо более долгий период своей истории этот вид искусства отличался именно отсутствием «четвертой стены». В античные времена публика была полноправным участником действа, актеры обращались со сцены, адресуя зрителям и реплики, и целые монологи. Гораздо позже такой прием использовал Шекспир.
Эта «четвертая стена» может быть незаметной со стороны зрителей, но оттуда, из мира персонажей спектакля, якобы представляет собой стену вполне реальную. Публика как будто «подглядывает» за развитием сюжета, в каком-то смысле напоминая полицейских в зарубежных сериалах, которые смотрят сквозь одностороннее зеркало на допрашиваемых. Недаром это кино- и телеклише так прижилось в искусстве XX и XXI века.
А по большому счету, все виды искусства когда-то игнорировали зрителя: были пьесы, которые играли, не глядя на купивших билеты в зал, кинофильмы, в которых никак не обнаруживалось присутствие камеры рядом с героями. В отношении мультфильмов, книг – то же: представитель реального мира получал статус «подглядывающего». Но некоторое время назад начались эксперименты с этой «четвертой стеной», и публике уже доставалась некоторая роль в развитии сюжета произведения.
Как минимум, персонажи пьес и фильмов стали «замечать» зрителя и обращаться к нему. В книгах эффект слома четвертой стены начался и того раньше – он выражался в лирическом отступлении автора и его обращении к читателю.
Как «ломают» четвертую стену
Сам термин «четвертая стена» применительно к специфике театрального действа приписывают Дени Дидро, но по-настоящему он прижился лишь в XIX веке, когда в искусстве начались эксперименты, затронувшие и театральную жизнь. Условная стена театральной комнаты-сцены уже не была такой непроницаемой, как раньше. Актеры отпускали шутки, предназначенные лишь для зрителей, реагировали на реплики из зала. Оказалось, в те моменты, когда незримая четвертая стена пропадает, зритель особенным образом вовлекается в происходящее на сцене, ощущает собственную причастность к сюжету.
А впрочем, иногда это происходит и в буквальном смысле – например, в бродвейском спектакле «Тайна Эдвина Друда» зрителям предлагалось путем голосования решить, кто убийца и по какому пути пойдет театральное повествование. Роман Чарльза Диккенса, не законченный на момент смерти писателя, стал одним из лучших в литературе примеров «открытого финала»; рукопись обрывается, успев дать читателю достаточно пищи для размышлений и умозаключений, очевидно, вскоре читателям могла быть предъявлена разгадка исчезновения Друда, не оборвись так внезапно жизнь автора. Для театрального воплощения этой истории вовлечение зрителя в процесс драматургии стало интересным многообещающим приемом.
«Четвертая стена» в кино и на телевидении
В деле разрушения «четвертой стены» особенная роль принадлежит создателям кинофильмов и телесериалов. Согласно классическим взглядам на съемки, актерам следует избегать смотреть в камеру, допускать «зрительный контакт» с публикой, считалось, что это разрушает впечатление от фильма, прерывает повествование. Сейчас эта позиция уже кажется устаревшей – слишком много дорогих сердцу зрителя картин эксплуатируют этот прием, да и другие, вовлекающие зрителя в сюжет, тоже.
Самый, наверное, распространенный способ сломать стену – это вставить в кинокартину или телесериал закадровый голос, который как будто рассказывает зрителю историю, чаще всего свою собственную. Это могут быть и комедии, и серьезные картины. Порой рассказ ведется не от первого лица, а кем-то, кто хорошо знает всех персонажей, а кроме того, в курсе всей истории, от и до, и как будто ведет со зрителем разговор, подкрепляя свой рассказ картинами на экране.
Вообще любой взгляд персонажа фильма в камеру, да еще и включение в его текст реплик, обращенных именно к зрителю, может стать «изюминкой» произведения. Этим приемом много пользовался Вуди Аллен, особенно во время съемок фильма «Энни Холл». А в картине «Пурпурная роза Каира» исчезновение четвертой стены вообще становится главной идеей: персонаж фильма сходит с экрана прямо в кинозал, чтобы познакомиться с героиней, а затем проводит несколько дней в «реальном» мире, после чего возвращается обратно на экран.
Развитие темы «четвертой стены» в фильме «Шоу Трумана» приобрело неожиданное направление: здесь герой и его жизнь являются объектом пристального наблюдения миллионов зрителей телешоу во всем мире – до того момента, как вся правда открывается Труману. Точнее, не вся – ведь о реальном мире и реальных зрителях он так и не догадывается, зато шоу длительностью в десятки лет и стоминутный фильм заканчиваются одновременно – с выходом героя за пределы видимости камер.
Ощущают ли персонажи произведений то, что они ненастоящие, обращаясь к зрителю? Такое тоже возможно – в пределах своей собственной вселенной персонаж переосмысливает ту реальность, что его окружает, приглашая и зрителя к этому увлекательному размышлению.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ломая четвёртую стену: значение, причины, примеры
Простой, казалось бы, взгляд в камеру, олицетворяющий собой непосредственное общение со зрителем, способен привлечь внимание и сообщить, что сейчас будет нечто особенно важное для сюжета. Но даже в этом случае мы сознательно понимаем, что актёр не может смотреть непосредственно на нас, но на подсознательном уровне зритель уже уловил взгляд и воспринял его буквально. Это сразу делает мир по другую сторону не таким уж нереальным.
В пьесе Аристофана под названием «Мир» герои систематически обращаются к зрителям, и происходит это по следующему принципу:
Тригей (к зрителям):
«Что с нами будет, граждане, беда идёт!
Средь вас тут не найдётся ль посвящённого
В мистерии? Теперь пускай он молится,
Чтобы в дороге Ужас ногу вывихнул.»
Так же в своих пьесах к ломке четвёртой стены прибегал Шекспир. Например, «Сон в летнюю ночь» заканчивается словами:
«Доброй ночи вам, друзья.
Вы похлопайте, а Робин
Вам отплатит, чем способен.»
В одном из анимационных эпизодов о кайоте Вайле и Дорожном Бегуне происходит следующее:
И тогда койот, по-прежнему держась за одну из высоченных лап гигантского Бегунка, показывает зрителям табличку: «Ну вот, умники, вы всегда хотели, чтоб я его поймал; а теперь что делать?»
Ярким примером ломки четвёртой стены является фильм «Забавные игры«. Особую остроту приёма придаёт то, что режиссёр превращает публику не в свидетеля происходящего, а скорее в соучастников. Не ограничиваясь взглядами в камеру, главный герой периодически обращается к зрителям со словами: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?». В момент расправы над жертвами он интересуется у зрителей, на кого бы они поставили.
Кадр из фильма «Забавные игры»
В фильме «Поцелуй навылет» главный герой ломает четвёртую стену каждый раз, когда начинает свой монолог. Помимо этого, герои неоднократно извиняются перед зрителями за бранные словечки, а конце один из персонажей говорит в камеру: «А теперь всё, валите уже от сюда».
Бен Аффлек в фильме «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» говорит Джею и Молчаливому Бобу, что никто не станет смотреть фильм о Джее и Молчиливом Бобе, после чего все трое смотрят в камеру. В «Иван Васильевич меняет профессию» грабитель Жорж Милославский, обчищающий одну из квартир, советует зрителям хранить деньги в сберегательной кассе.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Сегодня крушение стены происходит чаще в комедиях, а в остальных жанрах большая редкость. Хотя раньше часто такой приём можно было встретить в ужасах, например в «Дом ночных призраков«, после того, как всех персонажей убивают, авторы фильма прямо заявляют, что «четвёртая стена» не является гарантией безопасности, а что он, зритель, будет следующем.
Ярким примером в комиксах и, пожалуй, самым главным примером является весёлый наёмник по имени Дэдпул. Отличает его от всех прочих осознание того, что он в комиксе. В одном из номеров он даже заявляет другому персонажу, что это его комикс. Но перейдём от более «попсового» персонажа, который ассоциируется с четвёртой стеной, к персонажам, использующих этот приём реже.
Superman: Emperor Joker (2000) #1
Warcraft 3:
Орк: «Да что ты щёлкаешь, как дятел?!»
Минотавр: «Не щёлкай, а то забодаю!»
Паладин: «Не оскверняй меня своим курсором!»
Повелитель ужаса — откровенно подтрунивает над игроком: «Ты это сам придумал?», «Дурацкий план!».
Банши: «Что, дурная голова рукам покоя не даёт?»
Зилот: «Какое, должно быть, спокойствие царит в твоём разуме, не отягощённом мыслями!»
Магичка: «Ну-ка, милый, щелкни еще разочек!»
Дриада: «Странно… вроде бы я не накладывала на тебя заклятие слабоумия…»
В «Clive Barker’s Jericho» при стрельбе по своим пострадавший обращается не к персонажу, которым игроком управляет в данный момент, а непосредственно к игроку:
В Postal 2: главный герой, Чувак, отчётливо понимает, когда игрок сохраняется, и если делать это слишком часто, то начнёт злиться и даже подтрунивать над игроком — «Да моя бабушка бы прошла эту игру, если бы сохранялась столько же, сколько и ты!».
В игре, как и комиксе Дэдпул понимает где находится. Собственно, создать эту игру и было его идеей. Так же он обращается часто к игроку, что для данного персонажа в порядке вещей.
Таким образом, делая выводы на основании всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что приём ломки четвёртой стены не редкий и использовался везде, где только можно.
Ломая четвертую стену.
Сегодня мне захотелось вспомнить про такой режиссерский прием, как «Разрушение четвертой стены», ввиду его необычности и запоминаемости сцен, в которых он встречается. Поэтому, я попробую разобраться: где и как он был реализован.
Собственно, сам термин появился очень давно, еще до формирования таких видов искусства как кино и видеоигры. Первым местом, где он был применен стал — театр.
«Четвертая стена» в то время выступала в виде вымышленной границы между зрителями в зале и актерами с их персонажами. Еще во время Шекспировского театра Глобус (на самом деле и раньше), актеры часто вступали в контакт со зрителями, интересуясь, как поступить с теми или иными героями, тем самым ломая четвертую стену и вовлекая посетителей театра в происходящее на сцене. В дальнейшем данный прием многократно применялся и модифицировался театральными деятелями, но с наступлением эры кино про него потихоньку начали забывать, так как через экран телевизора очень сложно заставить зрителя думать, что он является частью происходящего.
В кино и на телевидении.
Но не стоит отчаиваться, на самом деле в кино и различных ТВ-шоу данный прием можно встретить довольно часто, но по причине того, что ни зритель, ни актеры напрямую между собой не взаимодействуют — эффект получается слабый. Визуально в кино это реализуется следующим образом: на экране происходит какое-либо действие, в ответ на которое персонаж фильма смотрит в камеру, и либо напрямую обращается к зрителю, либо делает вопросительное лицо. Из ярких примеров, которые у меня получилось вспомнить:
В играх.
Эволюционный скачок в «Разрушении четвертых стен» случился с приходом видеоигр. По большому счету, любая видеоигра — основана на том, что игрок напрямую управляет персонажами и получает от них отклик, по сути, ломая четвертую стену, но со временем геймеры привыкли к происходящему на экране и разработчикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы еще больше вовлечь игроков в процесс прохождения, но все новое — хорошо забытое старое. Первопроходцем в играх по праву считается создатель MGS — Хидео Кодзима, именно его творения можно считать эталонными в использовании этого приема, но как говорится, свято место-пусто не бывает, и многие разработчики так же начали его применять, но обо всем по порядку:
7 сериалов, ломающих четвертую стену
Четвертая стена — это воображаемая граница между вымышленным миром и реальным.
Каждый раз, когда персонаж обращается к зрителям или осознает, что находится в книге/фильме/сериале и т. п., — четвертая стена разрушается. Собрали семь сериалов, грамотно использующих этот прием.
Карточный домик / House of Cards
Драма, триллер | 4.33 из 5 на MyShows | 2 дня 14 часов 49 минут
Амбициозный член Палаты представителей США Фрэнк Андервуд помогает Гаррету Уокеру стать президентом в обмен на общение назначить его госсекретарем. Однако, узнав, что Уокер не собирается выполнять свою часть соглашения, Андервуд и его не менее манипулятивная и циничная жена по имени Клэр решают отомстить новоизбранному президенту и всем, кто поступал с ними несправедливо.
«Впечатляющий сериал про двух беспринципных людей. Они как две акулы пожирают всё вокруг и с лёгкостью убирают препятствия на своём пути. Если вам кажутся их поступки нелогичными и странными, будьте уверены, в конце сезона вы ахнете от того, как два этих ублюдка провернули своё дельце. В будущем от поступков Френка будет даже тошнить. Это один из лучших сериалов. Вам не показывают всё, что происходит, вам дают только намёки и в конце перед вами открывается настоящая задумка», — Natal987.
«Мне понравился [последний] сезон, но он слабее предыдущих по всем показателям, где участвовал Кевин Спейси. И дело не только в потрясающей харизме актера, постановка тоже не так сильно цепляла. Робин Райт молодец, хорошо справилась с ролью, как и весь актерский ансамбль», — timmymondo.
«Очень реалистично. Ведь именно за реалистичность большинству так понравился этот сериал. И финал соответствует. И что не менее важно, он актуален на сегодняшний день. Глядя на то, что происходит в мире, создается ощущение, что там происходит именно это. Согласен, финал довольно скомканный, возникает больше вопросов, чем ответов. Но общая атмосфера прекрасна», — alexfadeev.
Пип шоу / Peep Show
Комедия | 4 из 5 на MyShows | 22 часа 55 минут
Марк и Джереми — соседи по квартире и полные противоположности. Марк — неуверенный и замкнутый менеджер финансовой компании, который стесняется девушек и боится детей. Джереми же — общительный и оптимистичный парень с завышенной самооценкой, который пытается зарабатывать своей музыкой, пока, правда, не очень успешно.
«Я поражаюсь, как они не просто уровень держат от серии к серии, от сезона к сезону, но и умудряются лучше становиться. Это гениально вообще», — DariaVeriaskina.
«Великий сериал, ушла еще одна эпоха… В один грустный вечер лет через 10 включу Peep Show и та самая легкая улыбка снова появится на лице. Прощайте, Марк и Джереми. Мне будет вас не хватать», — MemoryOnSmells.
«Как всегда — смешно и немного адово (в смысле черного юмора)», — zed.
Детективное агентство «Лунный свет» / Moonlighting
Комедия | 4.12 из 5 на MyShows | 2 дня 5 часов 36 минут
Бывшая модель Мэдди Хэйз, известная по рекламе шампуней Blue Moon, оказывается на грани банкротства после того, как ее бухгалтер присваивает себе все ее ликвидные активы и сбегает. У Мэдди остается только несколько провальных предприятий, которые она решает продать. Среди них — детективное агентство «Город ангелов», возглавляемое беззаботным Дэвидом Эддисоном. Он убеждает Мэдди сохранить бизнес и управлять им как партнер. Агентство переименовывается в Blue Moon Investigations, и начинает свою работу.
«Чудесный же совершенно сериал, хоть и изрядно сдал в последние сезоны. А завершили то как мило, в лучших традициях Лунного Света», — Tryam.
«Весьма неплохой сериал для 80-х. Если честно, не думал, что посмотрю полностью, когда начал. Но вполне захватывающе. Единственное — в последних двух сезонах было много скучных серий без расследований», — bykov_vitaly.
«Шикарный сериал. В духе того времени, с хорошим юмором и игрой. Сейчас такого почти не делают», — MissChristin.
Тайный дневник девушки по вызову / Secret Diary of a Call Girl
Для взрослых, драма | 3.9 из 5 на MyShows | 12 часов 6 минут
«Потрясающий сериал. Смеялась, грустила, плакала, думала, радовалась. Но конец… Я сейчас просто сижу и рыдаю», — gerardsilence.
«Весьма необычный сериал со своим специфическим юмором», — вишневыйкомпотик.
«Вообще сериал классный, смотрелся на одном дыхании. Очень понравилось, что серии длятся по 23 минуты и нет лишних нудных разговоров. Начиная со второго сезона пошли интриги, логические цепочки, хотелось смотреть не останавливаясь все дальше и дальше. Вообщем сериал кайфовый, очень легкий, ненавязчивый, но конец…», — id165383750.
Принц из Беверли-Хиллз / The Fresh Prince of Bel-Air
Семейный, комедия | 4.07 из 5 на MyShows | 2 дня 6 часов 38 минут
Уилл Смит — бедный уличный подросток, родившийся и выросший в Западной Филадельфии. Из-за драки с членами банды во время игры в баскетбол мама Уилла отправляет юношу жить к богатым тете Вивиан, дяде Филу и их троим детям в роскошный особняк в районе Бель-Эйр, Лос-Анджелес.
«Очень крутой сериал! Пересматриваю по сто раз. Молодой Уилл Смит только чего стоит 😉 Но ожидала более хорошей концовки», — ПолинаСтолярова.
«Неплохой сериал, смотреть на молодого Уилла можно вечно», — diamander.
Дрянь / Fleabag
Комедия, драма | 4.43 из 5 на MyShows | 5 часов 14 минут
Остроумная молодая девушка живет в Лондоне, содержит неприбыльное кафе с необычной тематикой, заводит мимолетные интрижки направо и налево и пытается забыть о своем прошлом. Она отвергает всех, кто пытается ей помочь, прикрываясь юмором и сохраняя браваду, но при этом не знает, как помочь самой себе.
«Досмотрел сериал, и это было просто потрясающе от начала и до самого конца! Актёры, игра, персонажи, режиссура, сценарий (. ), ломание четвёртой стены, ломание ломания четвёртой стены. Перечислять можно бесконечно. Каждая секунда этого сериала особенная, в нём есть что-то неповторимое. Однозначно вернусь к этому сериалу ещё, потому что он действительно особенный и поселился в моём сердечке насовсем