парк ходынское поле план
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Описание объекта
Парк создан на основе пожеланий жителей города. Здесь высадили более 130 тыс. кв. м газонов и 10 тысяч «квадратов» цветников.
В парке размещены смотровые площадки на искусственных холмах, батутный центр, а также развитая спортивная инфраструктура.
Строящиеся рядом объекты
Россия, Москва, Северный административный округ, Хорошёвский район, Ходынское поле
Москва, САО, район Хорошевский, Хорошевское шоссе, вл. 38А
расположится на базе станции метро «ЦСКА» Третьего пересадочного контура
Ходынский бульвар, вл. 2, стр. 1
Местная религиозная организация Православный приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
адрес: Хорошёвское шоссе, вл. 38А, (Восточный участок)
адрес: Хорошевское шоссе, д. 38, (участок1)
«Управление гражданского строительства»
адрес: Хорошевское шоссе д. 38 (участок № 2), (Ходынский бульвар, участок № 2)
Прогулки по Москве. Парк «Ходынское поле»
Парк «Ходынское поле» открылся в сентябре этого года. Площадь парка составила 25 га.
Начинаем поход со станции метро «ЦСКА». У вестибюля метро большая площадь.
Деревья, скамейки, фонари — дизайн места приятный:
На вестибюле сделали смотровую точку:
Лавка с подогревом из вентшахты:
Парк разделён главной аллеей на две части. Возможно, это отсылка к крыльям самолёта, а может просто архитекторам так захотелось. К дизайну претензий нет:
Также здесь сделаны павильоны:
В парках должен быть бизнес, это создаёт новые точки притяжения для жителей и помогает окупать содержание места. Опыт московских и других парков показывает, что кофейни, небольшие фудкорты и даже крафтовые бары хорошо оживляют место.
Куда без велодорожки?
В парке сделали хорошее озеленение: разнообразное и многолетнее. При правильном подборе растений получается целый год иметь естественные краски на улице:
Такое озеленение сложно подобрать, но, обычно, позволяет экономить на содержании. Просто их не надо постоянно косить, поливать, прочищать и так далее — редкое обслуживание садовником и всё. Деревья же закупили взрослые:
Открытый грунт везде закрыт, есть система полива:
Отдельный поклон за интересный рельеф. Очень часто у нас любят всё сравнять бульдозером и сделать стерильную ровную площадку вместо ландшафта. Здесь же появились холмы:
Где-то поставили лежаки для любования на дома лужковской эпохи:
Всё неплохо, но вот окурки на земле очень портят идиллию. У себя на дачах люди почему-то не кидают сигареты себе же под ноги. Ещё тут не укрепили грунт вокруг мебели, поэтому во многих местах газон вытоптан:
Тут поставили кольцо качелей и ветроуказатель для отсылки к истории места:
Качелям можно дать главный приз урбанистического прорыва Москвы 21 столетия — ими пользуются абсолютно все жители, найти пустое место сложно даже зимой и за счёт всего этого места оживают на глазах.
Под холмом сделали детскую площадку с игровой в виде самолёта:
Место полностью доступно для инвалидов, пока такое встречается довольно редко:
Рельеф используется для игр, труб и горок:
Также тут есть уличные батуты, крутилки и другие развивающие штуки:
Важно, что родители чаще всего играют вместе с детьми:
Игровая для детей помладше с песчаным покрытием и вёдрами-конвейером-экскаваторами и так далее.
Небольшая площадка у спортивной зоны:
Громкие коллективные игры собраны в одном месте, здесь же стоят тренажёры:
С другой стороны есть площадка для людей с собаками. Это единственное место с забором, но по периметру высажены кусты — через какое-то время зелень закроет железо и будет хорошо.
На сладкое: новое озеро!
Я глубоко убеждён, что сделать хорошее пространство без воды невозможно. Поэтому в парках как минимум должны быть фонтаны, а как максимум — озёра с каналами. Это важная составляющая экосистемы и микроклимата, а ещё на воду просто приятно смотреть. Здесь не очень понравились ограждения, можно было сделать их менее громоздкими:
Зато есть островок с мостиками и участки без ограждения:
Между точками притяжение остаётся довольно много места для спокойного и уединённого отдыха:
Мне парк понравился, даже в серую погоду здесь хочется проводить время. Застройку вокруг сложно назвать добротной и продуманной, но парк должен будет компенсировать это и сгладить недостатки. Мне кажется, что ментальная карта района в головах людей скоро изменится — парк станет центральным ядром для жителей.
До следующей встречи…
Сообщение подготовлено совместно с Human RS
От выставки до парка: как менялось Ходынское поле на протяжении 100 лет
Ходынское поле — одна из немногих по-настоящему знаковых территорий на карте Москвы. Сто лет назад здесь открыли первый в столице аэродром, в середине прошлого века на его месте создавали центральный авиационный узел, определивший развитие всей северо-западной части города на годы вперед. Сегодня на Ходынском поле находится один из крупнейших московских парков, построенных в послесоветский период.
«РБК-Недвижимость» рассказывает, как менялся смысл и функциональное назначение этого места в течение последнего столетия.
Первое упоминание о Ходынском поле датируется XIV веком и связано с именем Дмитрия Донского, который передал его во владение своему сыну Юрию Дмитриевичу. На протяжении столетий эти земли использовались по-разному: в XIV–XVII веках здесь находились пашни, при Екатерине Великой — площадка для массовых гуляний, в конце XIX века — ипподром и армейские казармы.
Печальную известность Ходынка получила в конце XIX века. 30 мая 1896 года здесь состоялись народные гуляния по случаю коронации Николая II: всем пришедшим обещали съестные подарки от государя, для раздачи которых выстроили специальные деревянные павильоны. С раннего утра на поле скопилось около полумиллиона человек, из-за плохой организации возникла давка, в результате около полутора тысяч погибло, еще столько же было покалечено. Трагедия вошла в историю под названием Ходынская катастрофа.
Современная история Ходынского поля началась в 1882 году, когда здесь открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. «Именно тогда это пространство впервые заиграло как важная городская площадка», — говорит старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
«Спустя почти два десятилетия, в 1910 году, на Ходынском поле открылся первый в Москве аэродром, впоследствии Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе. Поворотной датой в судьбе этого места стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания вместе с Московским военным округом приняли решение отдать часть Ходынки под летное поле. Место оказалось идеальным для развития нового вида транспортного сообщения: недалеко от центра города, вблизи основных транспортных узлов, к тому же неплохо обустроенное», — продолжает рассказывать Ромодин.
В 1922 году, к пятилетию Октябрьской революции, Ходынское поле официально переименовали в Октябрьское, однако новое название не прижилось: в народе этот район продолжали называть Ходынкой. Единственное, что сейчас напоминает о послереволюционном переименовании, — станция метро «Октябрьское Поле», открытая здесь в 1972 году.
В начале 1920-х годов на базе Ходынки было решено развивать центральный авиационный узел по примеру многих европейских столиц. В это время появилось много конкурсных проектов аэровокзалов, вспоминает Денис Ромодин. Один из них разработали известные архитекторы Илья и Пантелеймон Голосовы, однако реализовать его не удалось: здание аэровокзала построили только в 1931 году.
Именно Ходынка стала для России буквальным «окном в Европу»: 3 мая 1922 года с Центрального аэродрома был совершен первый международный гражданский рейс по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин. В дальнейшем отсюда отправлялись самолеты во все крупные города Советского Союза и Европы.
После крушения самолета АНТ-20 «Максим Горький» на дачный поселок Сокол в 1935 году было принято решение прекратить использование Ходынского поля в качестве пассажирского аэродрома. С тех пор здесь проводились только служебные полеты.
В 1930-е рядом с полем построили станцию метро «Аэропорт», здание аэровокзала, откуда отходили автобусы до других московских аэропортов, а также новое управление «Аэрофлота» и гостиницу для летного состава. «Предполагалось, что люди будут доезжать до станции метро «Аэропорт», пересаживаться там на автобусы, курсирующие до других аэропортов. Но эта идея оказалась неудачной — неудобно добираться, в результате решили развивать железнодорожный транспорт. Реализована эта идея была только в 2000-е, когда от вокзалов стали курсировать аэроэкспрессы до трех аэропортов Московского авиаузла», — говорит Ромодин.
Проект создания на Ходынском поле центрального авиаузла разрабатывался вплоть до начала 1940-х годов, но осуществить планы помешала война. Тогда все рейсы с Ходынки перенесли в Быково, Внуково и Остафьево.
После 1945 года власти рассматривали различные проекты застройки Ходынского поля. Например, в начале 1950-х разрабатывался проект строительства Дома техники — сталинской высотки, которую планировалось разместить на одной оси с Петровским дворцом. «На этом участке предполагалось создание различных научно-исследовательских институтов, связанных с авиационной промышленностью, например ОКБ им. Микояна и Гуревича и ОКБ им. Ильюшина. Основную же часть поля по проекту должна была занять квартальная сталинская застройка по примеру Песчаных улиц, — рассказывает Денис Ромодин. — Но поскольку этот участок принадлежал Министерству обороны, город не имел административных возможностей что-либо здесь делать. После войны Министерство обороны активно занялось развитием спортивной инфраструктуры Ходынского поля: рядом с авиационными ангарами, которые стоят и сегодня, появились бассейн, крытый ледовый дворец, атлетический манеж и другие сооружения. Строительство продолжалось вплоть до 1980-х годов».
До конца 1990-х годов Центральный московский аэродром оставался белым пятном на карте города: здесь ничего не проектировалось, поскольку территория принадлежала Министерству обороны, была исключена из городского развития и находилась за забором.
В 2003 году аэродром окончательно закрыли, хотя самолеты стояли еще долгое время — планировалось, что они станут экспонатами так и не реализованного музея авиационной техники под открытым небом. Только при Юрии Лужкове часть Ходынского поля отдали под жилые и коммерческие объекты — проектом застройки района занимался «Моспроект-4» под руководством архитектора Андрея Бокова.
Во второй половине нулевых здесь появился ледовый дворец спорта «Мегаспорт», жилой комплекс «Гранд Парк», а также крупнейший в Европе торгово-развлекательный центр «Авиапарк».
Парк «Ходынское поле»
«Ходынское поле» — парк в Москве, расположенный на местности между Ленинградским проспектом и Хорошевским шоссе. Строительные работы в парке продолжались до осени 2018 года, а в сентябре парк уже был открыт. Парк оснащен несколькими зонами отдыха, многочисленными спортивными площадками, цветниками и арт-объектами. Известно, что создавался парк практически с нуля — ранее на его месте располагался аэродром, а территория была абсолютно не приспособлена для использования в городской среде.
Ход строительства парка «Ходынское поле»
План парка «Ходынское поле» был разработан еще в 2003 году, но изначально на месте парка планировалось построить торговый центр, несколько церквей и дополнение к транспортной развязке. Благодаря деятельности активистов, администрация города отказалась от планов по застройке территории — было принято решение построить парк. В 2014 году был объявлен конкурс на лучшую концепцию будущего парка. Победителем тендера стало бюро Kleinewelt Аrchitekten. В составлении концепции компания воспользовалась идеями итальянской архитектурной компании Land Milano.
Довольно важный вклад в проект сделали и сами жители Москвы. Многие элементы были внесены в проект парка именно по их пожеланиям. Газоны, цветники, смотровые площадки — в парке «Ходынское поле» обустроено множество объектов, в которых нуждались жители Северного округа столицы. Кстати, одной из целей проекта было не только обустроить место отдыха для жителей северного района столицы, но и создать своеобразный центр Ходынки среди хаотичных построек.
Инфраструктура парка
Согласно проекту, огромная территория парка делится на три зоны. Каждая из них представляет собой полноценную площадку с развитой инфраструктурой.
Терминал «А»
Данный терминал разработан, как зона для спокойных семейных прогулок — здесь оборудовано несколько смотровых площадок, а между ними располагается луг, на котором высажены деревья. Также тут располагаются несколько прогулочных маршрутов: через плодовый сад, авиационную площадку, детскую площадку. Кроме того, планируется засадка огорода, в котором каждый посетитель может вырастить собственные овощи.
Терминал «В»
Эта часть парка задумана как самая активная. Сюда входит площадь перед зданием ГЦСИ. На ней планируется проведение концертов и мероприятий, а также размещение временных конструкций и инсталляций. Также на территории данной локации размещен спортивный павильон. Здесь посетители и ученики ближайших школ могут заниматься футболом, баскетболом, теннисом и другими видами спорта на специально оборудованных площадках. В этой же зоне разместились детский павильон, батутный центр и пункт проката.
Терминал «С»
Зона «С» является транзитной. В проекте парка указано, что на этой территории планируется обсутроить аттракционы. Соседствовать с ними будет здание администрации парка. Также в терминале «С» планируется построить храмовый комплекс. По периметру зоны будет проходить велосипедная дорожка. Зона «С» будет плавно переходить в жилой квартал. В шаговой доступности от данного терминала располагается вход в метро.
В сентрябе 2018 года в парке также был установлен светомузыкальный фонтан. Он является пешеходным и своеобразно «сопровождает» аллею парка. Площадь фонтана в парке «Ходынское поле» составляет 778 метров. Известно, что все работы по обустройству парка были закончены в начале осени.
История места и Ходынская давка
Парк располагается на местности, имеющей богатую историю. Некоторые события, произошедшие на Ходынском поле, сыграли довольно важную роль в истории России. Во-первых, Ходынское поле издревле служило местом собрания москвичей — здесь проходили многочисленные народные гуляния и собрания горожан. Во-вторых, именно на «Ходынке» в 1896 году, в день коронации императора Николая II произошла масштабная давка, в которой погибло около полутора тысяч человек.
Расположение и достопримечательности рядом
Парк «Ходынское поле» располагается на севере Москвы — между Ленинградским проспектом, Беговой улицей и Хорошевским шоссе. В шаговой доступности от нового парка располагается станция «ЦСКА» и торговый центр «Авиапарк», который является одним из крупнейших в Европе. Кроме того, неподалеку от парка «Ходынское поле» есть и другие парки — «Березовая роща» и «Петровский парк».
Как добраться
Добраться до парка «Ходныское поле» в Москве можно различными способами. Во-первых, можно использовать метро. Сойти нужно будет на станции «ЦСКА» Большой кольцевой линии. Во-вторых, можно воспользоваться общественным транспортом, который следует через остановку «Ходынское поле»: автобусы № 84, 207, 318 и 818. Также для удобства можно воспользоваться местными службами такси — Яндекс. Такси и Uber.
Парк «Ходынское поле» на google-панораме
Парк «Ходынское поле» на видео
Парк Ходынки: итоги
Рассматриваем реализованный проект парка «Ходынское поле».
Проектирование же парка на Ходынке – достаточно длинная история. Позволим себе небольшое отступление. Поле застраивается с первой половины 2000-х, в основном по проектам Моспроекта-4 в бытность его директором Анрея Бокова. Ключевой постройкой стал спиралеобразный Дворец ледовых видов спорта, который в наше время среди гигантских зданий стал казаться почти что игрушечным. Самый заметный дом – «Парус»; затем появился столь же орденоносный, то есть получивший несколько архитектурных наград, клуб ветеранов разведки, он же МФК «Линкор», чья змеисто-пестрая раскраска, призванная, надо думать, напоминать камуфляж разведчика, по-прежнему бросается в глаза. Тогда же по кольцу вокруг поля выстроился ЖК «Гранд парк», как башни-трубы, так и ступенчатые трапеции. По хорде же выстроился крупный ТРЦ «Авиапарк», ящик ящиком, разве что на фасадах прорезным металлом изображены тени деревьев, по сторонам – два свежих жилых дома, 2017 года. Теперь поле застроено как пресловутое «блюдце», а может быть и миска с высокими краями.
Затем, после того как забор жилой застройки стал очевидной реальностью, здесь возникли два сюжета из разряда культуры или как минимум урбанистики. В 2014 году площадку перед ТРЦ назначили для нового здания ГЦСИ, которое перед этим прогнали с Зоологической улицы и с территории рухнувшего Бауманского рынка. В международном конкурсе с десятью финалистами победили архитекторы heneghan peng. Помучились 4 года и осенью 2018 строительство ГЦСИ вообще отменили, на его месте пока – огороженная площадка. А как все хорошо начиналось, больше десяти лет в Москве планировали построить башню для современного искусства.
Конкурс на проект парка, в том же 2014 году, тоже был достаточно громким, с 10 финалистами. В рейтинге жюри лидировал проект немецкого бюро ST raum, в итоговом голосовании лидировали BuroMoscow, победителем же назвали проект LAND Milano Srl. В 2016 году появился проект архитекторов Kleinewelt, который представлял собой корректировку итальянского. В 2017 – начали реализацию проекта Magly proekt, завершенного примерно полгода назад.
Итак, предыстория парка довольно богата сама по себе, а задача – масштабная: требовалось разбить парк на поле, где не было старых деревьев, но была рулежная полоса аэродрома, разбирать бетонные плиты которого оказалось дороговато, что и вызвало первую корректировку от Kleinewelt. Площадь парка – 25, 5 га. Для сравнения территория парка «Зарядье» – 13 га, Тюфелевой рощи в ЗилАрте – 10 га. Здесь минимум в два раза больше. Не стоит и удивляться тому, что наследие поля – некоторый избыточный простор, ощущается достаточно остро. Как по мне, я бы посадила вдвое больше деревьев и, по-хорошему, выбрала бы деревья постарше и подороже. Но мы знаем, что с возрастом цена деревьев в питомниках растет примерно по геометрической прогрессии, да и обидно, когда хотя бы одно из таких деревьев не приживется. Тюфелева роща тоже малость жидковата пока что. Ну, будем надеяться, что оба парка разрастутся и зазеленеют, расцвели же клены и липы на Садовом кольце.
Авторы проекта нашли другие способы отчасти побороться с гуляющим здесь в почти любую погоду ветром, который кроме того что свистит в ушах, еще и сдувает почву с поверхности – ни дать ни взять мини-целина. Ветру архитекторы противопоставили геопластику, несколько холмов разной высоты, с которых, кроме того, можно любоваться окрестностями, привыкая к их внешнему виду. Холмы оживляют равнину, детям забавно на них карабкаться, да и взрослым не мешает ноги размять.
Безусловное достоинство парка – дорожек разного типа в нем очень много, в разных направлениях. Пожалуй, достаточно и скамеек, хотя могло бы быть и больше.
Но авторы сосредоточились даже не на них, а, имея огромную территорию, развили в ней точки притяжения. Главная из них пруд, большой, разделенный на три части тремя мостами и с островком. Предусмотрены два уровня: верхний и нижний, для общения с водой, небольшой пляж и даже есть возможность, если я правильно поняла, детям бегать по мелоководью и намочить ноги летом: все это делает пруд очень привлекательным.