пахарь на поле кулака
б а т р а к
наемный работник у кулака
• вкалывал «на дурака»
• в России до 1917 г. — наемный сельскохозяйственный рабочий в частном (обычно помещичьем или кулацком) хозяйстве, работавший за договорную плату
• наемный сельскохозяйственный работник в помещичьем хозяйстве
• о том, кого принуждают выполнять чьи-либо обязанности, работать на кого-либо
• наемный сельский работник
• крестьянин по найму
• наемный пахарь или жнец
• наемник у помещика
• трудяга на чужом поле
• сельский наемный работник на Руси
• наемый работник на селе
• влалывает на кулака
• бедняк, нанявшийся к кулаку
• работник кулака, но не боксер
• трудяга на кулацкой ниве
• сельхознаемник у кулака
• добровольный трудяга на чужом поле
• вкалывает на кулака
• наемный с/х труженик
• Наемный обедневший крестьянин
• Наемный сельскохозяйственный рабочий в помещичьем или кулацком хозяйстве
• Наёмный сельскохозяйственный рабочий
• вкалывал «на дурака»
• м. батрачка ж. наемный работник, особ. в деревне, для полевых работ; новг. казак и казачиха, южн. наймит и наймитка. Идти в батраки, в чужие люди, на заработки. Не надейся попадья на попа, держи своего батрака (казака). Счастье не батрак: за вихор не притянешь. Черт бессилен, да батрак его силен, т. е. человек. Было у Петрака четыре батрака, а ныне Петрак сам батрак. Сваха видела, как попов батрак теленка родил, из сказки. Батрачиха, батрачка, либо жена батрака. Батраков, батрачкин, батрачихин, принадлежащий работнику, работнице. Батрачный, батраком сделанный: это батрачная работа. Батрачий, относящийся к батракам. Батрачить, батрачничать, батраковать, жить где из платы в работниках. Батрачество ср. состояние, звание, занятие это
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Образ Микулы Селяновича знаком большинству из нас по школьной программе седьмого класса ещё советских времён. Образ богатыря пахаря более всего почитался на Руси крестьянством. Ему были посвящены крестьянские праздники, в его честь бытовали брачины-микульщины. Он почитался в народе покровителем крестьянства и звался Святым Николаем.
Его характер – это душа русского крестьянина землепашца. Широкая, раздольная и добрая. И сам он и его поступки символизируют силу народа, без которого княжеская власть ничего не стоит. В качестве примера можно привести момент, когда по просьбе Микулы дружинники безуспешно пытаются вытянуть соху из земли. Даже вся дружина в три десятка не смогла этого сделать, Микула Селяновиц спокойно поднимает соху одной рукой и бросает его «за ракитов куст».
Здесь – наглядный пример силы русского мужика крестьянина, на котором и держалась во все времена Русь, а затем и Россия. В дальнейшем мы будем связывать самого Микулу, его поступки с образом русского крестьянина. Согласно былинам, главное для Микулы труд на земле, которая его кормит и даёт силу такую, что только он может поднять «сумочки перемётные», в которых заключена сила земли.
Основные черты его характера – доброта, скромность, бесконфликтность, простота, умение отдохнуть и с мужиками пообщаться, трудолюбие. Для народа он есть живое олицетворение всех вышеперечисленных качеств. Вся его жизнь связана с трудом на земле. Земля – основа жизни, для него всё связано с ней. Именно поэтому Микула Селянович и стал обобщённым символом русского крестьянства со всеми присущими ему чертами характера и души.Очень примечателен и поучителен эпизод, где Микула своей сохой посрамляет ведовство и колдовство Вольги Святославича.
Характеристика героя, его поступки дают нам представление обо всех простых крестьянах Руси, на которых держалась, держится и будет держаться русская земля, не смотря на все усилия воронов, пытающихся её растащить.
Микула Селянинович – как простой пахарь превзошёл всю княжескую дружину?
Когда речь заходит о русских богатырях, мы чаще всего вспоминаем знаменитую троицу (Илья-Добрыня-Алёша), а вот имя Микулы Селяниновича остаётся незаслуженно забытым. А ведь он был одним из главных силачей Руси, верным защитником родины, преданным сыном земли, впитавшим её силу.
Он трудолюбив и горд, решителен и отважен, а одержать победу над ним было невозможно, ведь ему покровительствовала сама Мать-Сыра Земля. О Микуле Селяниновиче сложено немало преданий, но самым известным остаётся сказание о его противостояние с князем Вольгой. Каким же был Микула Селянинович? Что олицетворял богатырь? И с каким христианским святым связывают его образ?
Образ Микулы Селяниновича
Чаще всего в былинах богатыри предстают отважными воинами, что находятся на службе у местного правителя. Однако Микула Селянинович кажется очень необычным на их фоне. Он демонстрирует нам превосходство крестьянской силы над военными принципами.
В легендах отмечалось, что “весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля”. Микула считался сыном земли, которая одарила его своей необыкновенной силой. При этом богатырь не кичился своей мощью, оставаясь простым пахарем. Образ Микулы Селяниновича – это действительно пример “человека из народа”, что жил и трудился на благо родины, защищал соотечественников, оберегал покой.
Николай Константинович Рерих «Микула Селянинович», 1910 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Воинская и крестьянская силы
Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.
Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.
Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.
Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru
Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.
Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.
Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / © Константин Васильев / nevsepic.com.ua
Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.
В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.
Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.
Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.
Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / © Stepan Gilev / artstation.com
Встреча Микулы и Святогора
Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.
Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?
Микула предложил Святогору поднять свою котомку / © Георгий Юдин / obraz.volxv.info
Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.
Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.
Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com
Отец богатырш
Микула Селянинович стал не просто известным богатырём-пахарем, но и отцом знаменитых богатырш – Василисы и Настасьи. А вот о его супруге былины ничего не говорят, поэтому можно только догадываться, кто ею мог быть.
В христианских верованиях образ Микулы Селяниновича соединился с Николаем Чудотворцем. Примечательно, что этого святого считали покровителем урожаев, помощником в планировании полевых работ. Празднество, посвящённое Николаю, совпадало со старинным праздником матери-Земли.
Андрей Петрович Рябушкин «Настасья Микулишна», дочь Микулы Селяниновича,1898 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Микула Селянинович – знаменитый русский богатырь, о котором часто забывают, оставляя его образ в тени Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Но именно Микула в большей степени являлся олицетворением простого крестьянина, что своим ежедневным тяжким трудом и великой силой достоин особого уважения. Он сумел доказать, что не воинское искусство, а единство и помощь от земли – главная сила человека.
Пахарь
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Вольга и Микула Селянинович: краткое содержание былины. 7 класс
«Вольга и Микула Селянинович» — былина из цикла о великане-пахаре Микуле, где рассказывается о его встрече с князем Вольгой Святославовичем.
Вольга и Микула Селянинович. Кратчайшее содержание
Князь Вольга едет с дружиной собирать дань с трех своих городов и встречает могучего богатыря-крестьянина Микулу. Вольга предлагает пахарю присоединиться к своему войску. Тот говорит, что забыл в поле соху, и просит ее принести. Но соха настолько тяжела, что вся дружина вместе с князем не способны выдернуть ее из земли. Тогда Микула вытаскивает ее одной рукой. Они вместе едут в город и собирают дань, Вольга назначает Микулу наместником.
Полный текст можно прочитать, например, в «Викитеке».
Иван Билибин. «Вольга Святославович и Микула Селянинович»
Подробный пересказ, конспект былины
Вольга едет с дружиной мимо поля и видит пахаря (оратая) с сохой. Дружинники едут три дня и все не могут доехать до крестьянина-великана.
Пахарь спрашивает, куда Вольга держит путь. Тот сообщает, что дядя, киевский князь Владимир, пожаловал его тремя городами (Курцовцем, Ореховцем и Крестьяновцем), и теперь он с дружиной едет туда собирать дань.
Оратай предупреждает, что жители этих городов — «разбойнички», князя они утопят в реке Смородине. Сам пахарь недавно был в городе, и там мужики стали требовать от него «поделиться» деньгами — пришлось их как следует побить.
Вольга решает, что такой могучий человек ему пригодится, и зовет пахаря с собой — вместе собирать дань. Мужик отправляется с ними, но вдруг вспоминает, что забыл выдернуть свою соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых воинов это сделать, но те не могут выдернуть соху. Князь отправляет еще десятерых — и они тоже бессильны. Уже вся дружина пытается вытащить соху, но опять безрезультатно.
Тогда пахарь выдергивает соху одной рукой и бросает за куст. Вольга наконец спрашивает его имя. Богатырь отвечает, что его зовут Микула Селянинович.
Дружина добирается до города Курцовца. Местные мужики узнают побившего их Микулу и извиняются перед князем и пахарем. Вольга жалует Микулу тремя городами и крестьянами, велит ему стать наместником и собирать дань.
Андрей Рябушкин. Микула Селянинович
Слушать аудиокнигу
Былину «Вольга и Микула Селянинович» можно послушать и в формате аудиокниги.
Кто такой оратай, что такое соха, омешики и пуд
Дружина — это войско князя.
Оратай — пахарь. А глагол «орать» означает пахать.
Пуд — старинная единица массы, около 16 килограммов.
Соха — орудие, которым пашут землю.
Омешики — металлические наконечники сохи.
Борозда — след от плуга, углубление в земле.
Сляга — длинное бревно.
Характеристика героев – Вольги и Микулы Селяниновича
В былине два главных героя — князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович.
Вольга — молодой князь. Он показан как храбый воин и справедливый правитель. Вольга рассудительно и с уважением общается даже с простым землепашцем. Разглядев в Микуле ценные качества, берет его с собой на сбор дани, а потом назначает наместником.
Микула — могучий великан-крестьянин, силой превосходит всю княжескую дружину. Он трудолюбивый человек. Умеет постоять за себя и готов послужить князю.
Иван Билибин. Вольга со своей дружиной
Анализ былины: тема, эпитеты, гиперболы и повторы
Тема былины — княжеская власть и народ. Прославляются сила простого крестьянина Микулы, который оказался сильнее целой дружины, и мудрость князя Вольги Святославовича. Идея былины в том, что именно простой землепашец — главная сила, князь это понимает и ценит.
Эпитеты
Повторы
Повторяются целые конструкции. Например, несколько раз описывается, как сначала пять, затем десять воинов, а потом и целая дружина пытаются вытащить соху Микулы из земли:
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули.