Озон холдинг plc что это
К анализу таких развивающихся IT-компаний как Ozon, нужно подходить комплексно. Поставить на нее красную метку — «убыточная», не самое лучшее решение. Помимо оценки финансовых результатов, в первую очередь, для нас будет иметь значение их динамика. Да и в этой статье постараемся затронуть другие аспекты деятельности. А в конце подведем итог и решим, нужно ли вкладываться в Ozon.
Вообще, что такое Ozon и какой деятельностью он занимается? Ozon. ru один из крупнейших интернет-магазинов в России. С прошлого года активно развивает сеть пунктов выдачи товаров по всей стране. Объем заказов за 2019 год вырос более чем в 2 раза. А ассортимент на начала уже этого года увеличился в 3 раза и составил 5 млн различных товаров. Почти каждому активному покупателю в интернете, в нашей стране хоть раз в жизни приходилось пользоваться услугами Ozon. В состав компании входит не только сам одноименный сайт, но и целый ряд обслуживающих предприятий: Ozon Logistic, Ozon Solutions, Ozon Invest, O-courier. Несколько предприятий в сфере туризма: Internet Travel и Ozon Tour. А также ей принадлежит 42,3% сайта Litres.
Напомню, что официальное название компании Ozon Holdings PLC, который зарегистрирован на Кипре. Вот такая исконно российская компания. В отличие от общеизвестного владельца компании АФК Система, у Ozon есть еще один владелец с таким же пакетом акций. Это инвестфонд Майкла Калви Barring Vostok. После размещения акций на бирже размер долей этих двух мажоритариев снизился до примерно 33%. Однако, каждая из них будет бороться за контрольный пакет акций и далее. В этом заключается определенная интрига.
А вот в финансовых результатах никакой интриги я не нашел. Ozon классическая развивающаяся IT компания. За 9 месяцев только этого года ей удалось увеличить выручку на 70% до 66,6 млрд рублей. Рост продаж происходит благодаря массированной рекламе, открытию пунктов выдачи и наращиванию ассортимента. Это же и увеличивает долговую нагрузку, которая и так велика.Например себестоимость продаж за 9 месяцев увеличилась на 46,4%, а расходы на доставку почти вдвое.
Только благодаря этому, Ozon получил операционный убыток по итогам отчетного периода. А если сюда добавить процентные расходы, то чистый убыток за 9 месяцев 2020 года составил 12,9 млрд рублей, оставшись на уровне прошлого года. Только вдумайтесь, два года подряд компании удается показывать убыток в 13 ярдов и это на фоне бешено-растущей выручки. Руководству однозначно нужно работать над рентабельностью, увеличением маржинальности и сокращением затрат на продажи.
При изучении аналогичных компаний нельзя заострять внимание только на убытке. Ведь рост выручки и денежных потоков оставляет шанс, что руководству удастся справиться с увеличением маржинальности и выходом в плюс результатов в будущем. Правда сколько ждать этого, мы не можем рассчитать.
На растущем и недооцененном рынке e-commerce в России, компания Ozon не представлена единолично. Рассматривать ее в вакууме нельзя. Но остальные конкуренты, такие как Wildberries, Ситилинк или DNS не являются публичными компаниями и в их отчеты МСФО нам не удастся взглянуть. Но если взять безусловного лидера сектора Wildberries, убыточных годов сейчас мы вряд ли найдем, как и отрицательного капитала. Продажи Wildberries только за 2019 год превосходят Ozon более чем в 2 раза. И наряду с этим, компании удается показывать положительные денежные потоки и прибыль. Оставшись без «диких ягод», довольствуемся тем, что есть.
Ozon — продукт умелых маркетинговых действий со стороны основных акционеров. Я не говорю, что целью той же Системы был вывод на IPO и выход из актива. Отнюдь, оба акционера наращивали свои доли с момента размещения. Однако, пока не понятно, благодаря чему будут сокращены расходы и финансовые показатели приведены в норму. Но ажиотаж вокруг IPO пошел на руки Ozon, котировки которого в момент начала торгов на Московской бирже подскочили на 13% к цене размещения. К слову, на Nasdaq акции все же подешевели. Я, традиционно, в такие идеи не инвестирую в момент размещения. Хотя признаюсь, соблазн вложить деньги в хайповую идею есть. Но об этом мы поговорим в следующей статье.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Ozon Holdings PLC
Общая информация
Ozon Holdings PLC («Озон») является узнаваемой площадкой электронной коммерции. Занимает лидирующие позиции в этом сегменте рынка. В ассортименте доступных товарных наименований интернет-магазина представлено более 9 млн позиций.
История компании началась в 1998 году. В это время при партнерстве с издательским домом Terra Fantastica и программным предприятием «Рексофт» был запущен онлайн-магазин по продаже книг. После дефолта 1998 года издательство не смогло продолжать участие в бизнесе и его долю выкупил «Рексофт». Уже в 2002 году «Озон» расширил товарный ассортимент. Кроме книг, в продажу поступили программные продукты, электроника и игрушки. В это же время была организована доставка в 400 российских городов.
Ozon Holdings PLC стал первой платформой электронной коммерции с собственным логистическим центром, который был открыт в Твери в 2005 году. Спустя 8 лет «Озон» создал свою торговую марку бытовой техники Travola, а 2017 год ознаменовался открытием логистичесого центра в Краснодаре. В тот же период были запущены в работу первые автоматические постоматы OZON BOX. В 2021 открыт крупнейший фулфилмент-центр в Сибири, чья производственная мощность позволяет обрабатывать до 85 тыс. посылок ежедневно, а также логистическая база в Беларуси.
В 2016 году Forbes признал предприятие одной из самых дорогих российский интернет-компаний, отдав ему 3-ю строчку ТОП-20. В 2020 году Ozon Holdings PLC, по мнению судей премии «Большой оборот», был признан лучшим работодателем.
Акции компании торгуются на американской бирже NASDAQ и на Московской бирже с тикером «OZON».
Ozon Holdings PLC: обзор, перспективы и риски
Трудно найти человека, который бы не слышал об Amazon, Alibaba (BABA). Достаточно известны и иные площадки электронной коммерции — Jumia (JMIA) или Pinduoduo (PDD).
Однако, на американский фондовый рынок вышел ранее малоизвестный российский маркетплейс — компания Ozon. Это было самое впечатляющее для инвесторов IPO российской компании на Nasdaq.
Рассказ о компании Ozon Holdings (ОЗОН), все же следует начать с истории ее роста. Ведь именно на этом фундаменте основывается взлет активов лидера электронной коммерции России.
Способствовал этому и коронавирус, ведь эта отрасль является едва ли не единственной, которая процветает в эпоху пандемии COVID-19. Судя по набранным темпам роста, этот рынок будет процветать и после того, как вирус обуздают разработанными вакцинами.
Рост начался в России
Россия по-прежнему остается явно недостаточно освоенным рынком электронной коммерции , отстающим по онлайн-покупкам, совершаемым населением:
Сейчас на рынке онлайн-ритейла в России доминирует компания Wildberries, которая находится в частной собственности и контролирует около 15 % рынка. Набирает обороты и маркетплейс Беру.
Ozon сейчас контролирует примерно 7 % этого рынка, но не спешите делать выводы. Тем более, что и Wildberries, и Ozon далеко до показателей Amazon, контролирующей не менее 50 % американского рынка онлайн-ритейла.
Ozon может вполне успешно противостоять своим основным конкурентам, включая компанию номер один по электронной коммерции в России Wildberries. Несмотря на то, что Ozon является небольшой компанией – это один из самых узнаваемых сегодня брендов среди всех интернет-ритейлеров в России. А это достаточно сильное преимущество.
На данный момент Озон является растущей компанией, с впечатляющими показателями роста. Валовая стоимость товаров (GMV):
Озон совершенствует свою логистику
Ozon хорошо известен в странах СНГ, с населением в 266,5 миллионов человек. Нет сомнений, что выход этого маркетплейса, как и Wildberries, на соседние Польшу и Словакию, будет трудной задачей. Но это и возможность занять долю розничного рынка Евросоюза.
Ozon извлекает выгоду из тех же тенденций, которые в настоящее время стимулируют развитие ритейлеров электронной коммерции во всем мире. В первую очередь – это совершенствование логистической инфраструктуры компании, что жизненно важно для ее долгосрочного успеха.
Известная всему миру Amazon, имеет огромную сеть центров выдачи заказов, предлагая доставку товаров менее, чем за 2 часа. С Ozon инвесторы будут также впечатлены, узнав, что по состоянию на 30 сентября 2020 года компания имела в своей инфраструктуре центры выдачи, позволяющие обеспечить доставку своей продукции 40 % населения России на следующий день после размещения заказа.
Недавно компания удвоила свою логистическую инфраструктуру, в том числе, недавно построила новый фулфилмент-центр:
По мере роста компании, ее логистическая сеть будет расширяться, следовательно, она может стать настоящим центром электронной коммерции .
Ozon Holdings PLC стала одной из крупнейших российских площадок электронной коммерции, которая объединяет покупателей и продавцов, обеспечивая реализацию широкого спектра товаров через свою онлайн-платформу. Компания осуществляет свою деятельность по 2 своим основным направлениям – «Ozon.ru» и «Ozon.travel».
Ozon.ru, платформа, предназначенная для продажи различных категорий потребительских товаров через одноименное мобильное приложение и веб-сайт. За 9 месяцев 2020 года 97 % выручки компании поступило через Ozon.ru.
Ozon.travel – платформа для продажи авиа билетов через приложение Ozon. По итогам девяти месяцев количество активных покупателей у компании в России выросло почти в 2 раза, достигнув количества 11,4 миллионов активных покупателей.
По состоянию на 30 сентября 2020 года на маркетплейсе насчитывается около 18 152 активных продавцов, в сравнении с 4 378 на 30.09.2019 года. За январь-сентябрь 2020 года через Озон было сделано 44,3 млн. заказов — почти в 2 раза больше, чем в январе-сентябре 2019 года.
Факторы риска
Каждый раз, когда инвестор оценивает перспективность акций, которые только стали публично торговаться, в первую очередь привлекают внимание положительные стороны эмитента. Опытные инвесторы понимают, что учет основных факторов риска для нового IPO имеет решающее значение.
С Озоном существует несколько факторов риска, о которых я просто обязан упомянуть:
Инвесторы должны понимать, что каждый раз, когда они инвестируют в компанию, желающую стать международной, существуют не только валютные и экономические, но и геополитические риски. У Озона имеются пункты выдачи заказов в Крыму.
А В Белый дом вернулась Джен Псаки. Да, именно та Псаки, которая угрожала России жесткими санкциями за агрессивные военные учения на границе с Украиной, в… Астраханской области. Все верно, Россия страна большая. От Астрахани до Украины гораздо ближе, чем от Сахалина или Чукотки.
Имеются и экономические риски, обязывающие инвестора проявлять осторожность и контролировать динамику котировок акций Озон:
Следовательно, говорить о беспроигрышности покупки акций Ozon Holdings PLC пока еще рано. Но и не следует забывать о драйверах роста компании. К примеру, для своих продавцов маркетплейс в августе 2020 ввел новые финансовые услуги для комфортного и быстрого бизнеса на площадке – Ozon.Card, Ozon.Account и Ozon.Installment.
В двух столицах и Подмосковье, где приложение Ozon широко известно и компания представлена сетью пунктов выдачи, заказы покупателям доставляются день в день. Активное продвижение фирменного мобильного решения создает более комфортные условия для покупателей. Около 70 % всех заказов в 2020 году были сделаны через мобильное приложение.
Ассортимент товаров, предлагаемых на площадке маркетплейса, диверсифицирован: продажа электроники – 25 %; предметы домашнего декора – 13 %; детские товары – 10 %.
Заключение
Ozon Holdings, безусловно, интересная компания для инвесторов, чтобы следить за развитием событий. Это было одно из самых захватывающих IPO , которые когда-либо выходили из России, и акции уже сильно стартовали.
Озон может рассчитывать на сильный рост в течение следующего десятилетия, поскольку он работает в одиннадцатой по величине экономике в мире.
Кроме NASDAQ, бумаги компании торгуются на « Московской бирже » и « Санкт-Петербургской бирже ». Спасибо за внимание, всегда ваш Максимальный доход!
Блог компании General Invest | Видим потенциал в Ozon
Ozon — одна из крупнейших российских площадок электронной коммерции, поднялась с 3-го на 2-е место по объему продаж и количеству заказов в рейтинге E-Commerce Index TOP-100 по итогам 2020 года. Сегодня на интернет-площадке Ozon представлено более 46 млн товарных наименований.
Структура акционеров
За последний год компания продемонстрировала стремительные темпы роста, которые стали возможны не в последнюю очередь благодаря поступлениям, полученным в результате IPO:
Рынок
По прогнозам InfoLine, рынок e-Commerce будет расти высокими темпами. Пандемия 2020 года этому очень поспособствовала. Средние темпы роста за 2020-2025 гг. составят, по оценке, около 29%.
За 9 месяцев 2021 года выручка российской электронной коммерции уже достигла 2,41 трлн рублей. Это больше, чем все онлайн-продажи за 2019 год. При этом локальный рынок обеспечил 86% продаж (2,07 трлн рублей) и лишь 14% пришлось на трансграничные покупки россиян (341 млрд рублей). В общем обороте российской розничной торговли на долю онлайн-продаж пришлось 8,5%.
Объем и динамика рынка e-Commerce в России
При этом рынок обладает огромным потенциалом дальнейшего роста, поскольку доля Интернет-торговли в общем объеме розничной торговли в целом в России находится на низком уровне даже по сравнению с другими странами развивающихся рынков. По данным Data Insight, топ-4 торговых Интернет-площадок в России (Ozon, Wildberries, AliExpress и Яндекс.Маркет) генерировали 58 % от общего объема онлайн-заказов в 1П21, по сравнению с 45 % в 1П20 и 52% во 2П20.
При этом на российском рынке пока отсутствует явный лидер, такой как, например, Amazon в США, что повышает важность завоевания доли рынка в период его становления.
Результаты Озона за 3 квартала и 9 месяцев 2021 года
Источник: данные компании
Прогнозы
Таким образом, результаты за 3 квартал 2021 года демонстрируют улучшение операционных показателей при снижении финансовых метрик в связи с ростом инвестиций в развитие. В итоге компания по-прежнему убыточна на уровне EBITDA и чистой прибыли и останется таковой в следующем, а скорее всего, и в 2023 году. Данная ситуация характерна для компаний, стремящихся завоевать ведущую долю растущего и высококонкурентного рынка. В последнее время ряд игроков этого рынка, в том числе Яндекс, O2O (совместный проект Сбера и VK), а также AliExpress увеличили инвестиции в электронную коммерцию, чтобы не потерять долю рынка.
При этом при аналогичных убытках на уровне EBITDA c Яндексом Озон увеличил GMV в 3 квартал 2021 года на 19 млрд руб. в абсолютном выражении против +7 млрд руб. у Яндекса. Это отчасти может свидетельствовать о более высокой эффективности в пересчете на заказ. Это сравнение не совсем корректно, учитывая более поздний приход Яндекса на рынок и более низкую долю рынка). К слову, менеджмент Озона ставит своей целью улучшение так называемой юнит-экономики (показателей в пересчете на заказ) и ставит своей целью добиться повышения частоты заказов в противовес стоимости одного заказа. Например, затраты на логистику в пересчете на заказ снизились в 3 квартале даже несмотря на рост расходов, расширение складских площадей и увеличение числа пунктов выдачи заказов. В частности, это также говорит об эффективности сделанных инвестиций.
Продажи в регионах в последнее время превысили темпы роста в Москве, но не намного, поскольку в Москве лучше развиты услуги «последней мили».
Последние инициативы
Оценка
Со своих максимумов текущего года акции Ozon (OZON RX) упали почти на 38% и торгуются на уровне глобальных конкурентов по показателю EV/GMV2022П, тогда как темпы роста и дальнейший потенциал, обусловленный размером российского рынка и степенью проникновения электронной коммерции в России, существенно превышают показатели ближайших конкурентов.
Полагаем, что компания обладает достаточными ресурсами, экспертизой и возможностями, чтобы занять существенную долю в районе 30% на рынке электронной коммерции в России к 2025 году, а также стать одним из Топ-3 игроков на этом рынке.
Полагаем, что компания способна выйти на уровень безубыточности по EBITDA и FCF в конце 2023 — начале 2024 гг. благодаря высоким темпам роста, значительной экспертизе, стремительному развитию новых услуг и продуктов, в том числе направлению финтеха и рекламного бизнеса, а также эффекту масштаба.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Дисклеймер
Ozon акции
С такими долгами и убытками у Озон нет никаких перспектив.
Кстати, Ozon уже давно замечен, что сам закупается на AliExpress и потом продает их же товары на своем сайте, но уже с наценкой )))))
В общем, абсолютно ненужный интернет магазин.
OZON Holdings PLC — Убыток 9 мес 2021г: 35,985 млрд руб (рост убытка в 2,8 раз г/г)
Марэк, мой прогноз во 2 квартале был 50 ярдов убытка по году.
Похоже, что я буду прав )
Общий долг 158 ярдов против остатка на счетах в 116…
При этом долг растет, остатки особо не падают (6 ярдов не в счет).
Похоже, что боятся деньги тратить… будут жить засчет мерчантов и поставщиков?
OZON Holdings PLC
The total number of shares issued as of September 30, 2021 was 216,413,735
www.sec.gov/Archives/edgar/data/1822829/000119312521330665/d263969dex991.htm стр.13
Капитализация на 16.11.2021г: 679,431 млрд руб
Общий долг на 31.12.2019г: 37,618 млрд руб
Общий долг на 31.12.2020г: 75,351 млрд руб
Общий долг на 31.03.2021г: 123,126 млрд руб
Общий долг на 30.06.2021г: 133,529 млрд руб
Общий долг на 30.09.2021г: 158,149 млрд руб
Выручка 2018г: 37,220 млрд руб
Выручка 2019г: 60,104 млрд руб
Выручка 1 кв 2020г: 19,947 млрд руб
Выручка 6 мес 2020г: 44,162 млрд руб
Выручка 9 мес 2020г: 66,599 млрд руб
Выручка 2020г: 104,350 млрд руб
Выручка 1 кв 2021г: 33,407 млрд руб
Выручка 6 мес 2021г: 70,425 млрд руб
Выручка 9 мес 2021г: 111,917 млрд руб
Убыток 2018г: 5,661 млрд руб
Убыток 2019г: 19,363 млрд руб
Убыток 1 кв 2020г: 5,690 млрд руб
Убыток 6 мес 2020г: 8,978 млрд руб
Убыток 6 мес 2020г: 12,857 млрд руб
Убыток 2020г: 22,264 млрд руб
Убыток 1 кв 2021г: 6,734 млрд руб
Убыток 6 мес 2021г: 21,967 млрд руб
Убыток 9 мес 2021г: 35,985 млрд руб
ir.ozon.com/#
November 16, 2021 – Ozon Holdings PLC (NASDAQ and MOEX: OZON) объявляет финансовые результаты за третий квартал, закончившийся 30 сентября 2021 года.
www.sec.gov/Archives/edgar/data/1822829/000119312521330665/d263969dex991.htm
Как я и говорил… оборот качается продажей рубля не за 80коп, как раньше, а за 50.
Не знаю, что тут еще сказать… надо явно что-то менять в консерватории.
Озон отчитался за 3 квартал 2021 года
Консолидированная выручка выросла на 85% к 20 году, за 9 месяцев прирост на 68%.
При этом примечательно, что продажи самого Озона прибавляют в районе 50%, в то время как выручка компании именно как маркет-плейса уверенно растёт трёхзначными темпами.
Выручка за 9 месяцев составила 112 млрд рублей, и вероятно, по итогам года будет штурмовать отметку в 150 млрд.
Себестоимость, к сожалению, растёт почти синхронно с выручкой +63% за 9 месяцев — 73 млрд, что говорит о том, что эффект масштаба пока не работает должным образом. Но всё таки она начала чуть-чуть отставать от роста выручки, а значит путь Озона — тотальное расширение и проникновение, в этом ключ к прибыли.
Примечательно, что расходы на доставку за 9 месяцев более чем удвоились с 19 до 44 млрд.
Также мы теперь точно знаем, сколько стоит «озон-зон-зон» и «ручки-загребучки» из каждого утюга — рекламные расходы подскочили с 6,5 млрд в 2020 до 16 млрд за 9 месяцев 2021 года.
Интересно, что административные расходы выросли с 2 до 7 млрд. Вообще-то это очень странно — смысл агрегаторского бизнеса как раз в том, чтобы не опускать роста таких расходов при масштабировании компании, а Озон вырастил их на 300%.
С такими неуёмными аппетитами на рекламу и общехозяйственные косты — закономерным итогом стал очередной лось.
Лось весомый — почти 36 млрд рублей за 9 месяцев 2021 года против убытка в 13 млрд по итогам 9 месяцев 2020.
Поэтому OZON может в своих пресс-релизах сколь угодно долго хвастаться ростом GMV и прочей EBITDA, но тех, кто умеет в математику не обманешь — компания безнадёжно убыточна и убытки только наращивает. Причин к росту прибыли пока не просматривается. Нужно, вероятно, расти 4-ёхзначными темпами, а не трёхзначными. Ну или что-то менять внутри своих бизнес-процессов.
А пока-что напомню, что Озон стартовал в 1998 году, и пока-что НИ РАЗУ НЕ ПОКАЗАЛ ПРИБЫЛЬНЫЙ КВАРТАЛ за почти уже четверть века.
Единственная круглая цифра, которую компания, вероятно сможет продемонстрировать к круглой дате — накопленные 100.000.000.000 убытка.
Осталось чуть-чуть! 91 млрд уже есть…
OZON отчет МСФО за 9 месяцев
OZON отчет МСФО за 9 месяцев