Ожидание что все обернется хорошо одним словом
Словари
Морфология: я оберну́сь, ты обернёшься, он/она/оно обернётся, мы обернёмся, вы обернётесь, они оберну́тся, оберни́сь, оберни́тесь, оберну́лся, оберну́лась, оберну́лось, оберну́лись, оберну́вшийся, оберну́вшись
ОБЕРНУ́ТЬСЯ, обернусь, обернёшься, совер.
1. (несовер. оборачиваться и обертываться). Повернуться, повернуть голову, туловище в сторону назад. «Он обернулся в ту сторону, куда она глядела.» А.Тургенев. «Не гляди на нее, обернись ты к ней задом.» А.Островский.
2. (несовер. оборачиваться и обертываться) перен. принять иное течение, изменить свое направление (о ходе какого-нибудь дела, обстоятельствах; разг.). «Нам остается только выжидать, как обернуться события.» Н.Островский.
|| Быстро сделать все свои дела (разг.). В два дня обернулся.
5. (несовер. оборачиваться и обертываться). Справиться с делами, несмотря на затруднения; найти выход из затруднительного положения (разг.) «А ведь с двумястами рублями, пожалуй, не обернуться!» Салтыков-Щедрин.
|| во что. Превратиться, стать чем-нибудь (разг.). «В этот день вера в подземные сокровища обернулась в уверенность.» Федин.
7. (несовер. обертываться). Завернуться (в какую-нибудь одежду; прост.). Обернуться в одеяло.
2. Принять иной характер, направление (о ходе обстоятельств какого-л. дела и т.п.). Всё может о. иначе. Вон оно как обернулось! Обстоятельства обернулись против меня. Кто знает, как всё это обернётся! // Оказаться иным, не таким, как предполагалось. Понедельник неожиданно обернулся настоящим праздником. Не обернулась бы радость слезами!
3. Разг. Съездив, сходив куда-л., вернуться назад. Я за один день обернусь. Далеко ехать, за час, пожалуй, не обернёшься. Я одним махом обернусь (очень быстро).
5. Спец. Сделать оборот (о деньгах, капитале). Капитал обернётся только раз в год. В год обернётся до сотни рублей. Авансированный капитал равен обернувшемуся капиталу.
7. Разг. Завернуться во что-л. Обернись тёплым платком, простудишься!
1. (несов. также обертываться).
Повернуть голову, туловище назад, в сторону.
[Райский] услышал сзади себя шаги и с живостью обернулся: пришел Аянов. И. Гончаров, Обрыв.
Барабанщик-запевала обернулся лицом к песенникам и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню. Л. Толстой, Война и мир.
Сделать полный круг вращения, оборот (в 1 знач.).
Еще земля вокруг своей оси Не обернулась полностью и где-то Стоит вчерашний день. Щипачев, Вращение земли.
Принять тот или иной характер, направление (о ходе какого-л. дела, обстоятельствах).
— Лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником. Достоевский, Преступление и наказание.
Приняв какое-л. направление, какой-л. характер, превратиться, вылиться во что-л.
И каким уменьем, знанием, терпением и выносливостью обладали балтийские авиатехники, чтобы на земле предусмотреть то, что в воздухе может обернуться катастрофой или поражением! Л. Соболев, Третье поколение.
Попробуй сердиться, если тяжелый день обернулся праздником! Арамилев, Тяжелый день.
Съездив, сходив куда-л., вернуться назад.
— А ты садись-ка в лодку, съезди [за солью]. Я бы сам поехал, да ты обернешься скорее: руки посильнее моих. Арамилев, В лесах Урала.
Справиться с чем-л., найти выход (из затруднительного положения).
— Яша, а. Будь другом по век жизни… [дай] четвертной билет… Обернусь, отдам. Серафимович, Отрезанный ломоть.
4. (несов. также обертываться) кем-чем или в кого-что.
В сказках и поверьях: принять какой-л. вид, облик, превратиться в кого-, что-л. с помощью колдовства.
Он [змий] в кольца быстрые согнулся И вдруг Наиной обернулся Пред изумленною толпой. Пушкин, Руслан и Людмила.
5. Совершить оборот (во 2 знач.).
В самом бедном дворе в пять-шесть душ обернется в год от 50 до 70 рублей. Л. Толстой, Письма о голоде.
6. (несов. также обертываться).
прост. Завернуться во что-л.
Накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь. М. Горький, Детство.
оберну́ться, оберну́сь, обернёмся, обернёшься, обернётесь, обернётся, оберну́тся, оберну́лся, оберну́лась, оберну́лось, оберну́лись, оберни́сь, оберни́тесь, оберну́вшийся, оберну́вшаяся, оберну́вшееся, оберну́вшиеся, оберну́вшегося, оберну́вшейся, оберну́вшихся, оберну́вшемуся, оберну́вшимся, оберну́вшуюся, оберну́вшеюся, оберну́вшимися, оберну́вшемся
1. безл. в знач. сказ., кого-чего.
Не имеется в наличии, отсутствует; противоп. есть 2.
В должность пришел он с робостью и робко осведомился, тут ли его превосходительство: ответили, что нет, да и не будет. Достоевский, Слабое сердце.
[Соня:] У меня уже нет гордости, нет сил владеть собою. Чехов, Дядя Ваня.
Место совсем незнакомое. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. Катаев, Цветик-семицветик.
Не существует, не бывает вовсе.
Нет худа без добра. Пословица.
Нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было. М. Горький, Макар Чудра.
[Загорецкий:] На завтрашний спектакль имеете билет? [София:] Нет. Грибоедов, Горе от ума.
С последующим повторением того, что отрицается.
— Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. М. Горький, Макар Чудра.
С последующим объяснением или уточнением отрицания.
[Маша:] Вы живете здесь, у Максима Кирилловича? [Тося:] Нет,
в городе. Арбузов, Встреча с юностью.
внутри речи для внесения поправки, отрицающей ранее сказанное.
— Ты приходи к нам завтра вечером. Нет, послезавтра. Тургенев, Накануне.
для выражения отказа или запрещения делать что-л.
[Шуйский:] Клянусь тебе… [Царь:] Нет, Шуйский, не клянись, Но отвечай: то был царевич? Пушкин, Борис Годунов.
вместо сказуемого с отрицанием, а также вместо словосочетания или целого предложения с отрицанием, когда они противопоставляются предыдущему.
А девчонка у колодца Остается, Смотрит вслед: Обернется или нет? Твардовский, Шофер.
Употребляется в повествовательной речи при передаче итогов размышления, приведшего к решительному отрицанию одного из предположений.
в начале реплики, подводящей итог сказанному ранее и являющейся следствием вышеизложенного.
[Чацкий:] Душа здесь у меня каким-то горем сжата, И в многолюдстве я потерян, сам не свой. Нет! недоволен я Москвой. Грибоедов, Горе от ума.
От зрелища Марса мне стало холодно и жутко. Я с облегчением оторвался от телескопа. Нет, в то время у меня не было никакой охоты унестись с земли на Луну или Марс. Паустовский, Золотая роза.
4. усилительная частица. разг. Употребляется с целью привлечь внимание собеседника к высказываемой мысли.
[Ольга:] Нет, каков этот фантазер! Точно угорь… он ловок, знаете! М. Горький, Чудаки.
|| (часто в сочетании с частицами: „да», „так». „же») для усиления противопоставления в сложных предложениях, имеющих уступительный характер или значение противопоставления.
Кажись, о чем бы горевать? Живи в довольстве, безобидно! Да нет: я вздумал ревновать. Пушкин, Гусар.
— Каким семейством бог благословил этого человека: нет, подай ему Августину Христиановну! Тургенев, Накануне.
5. вопросительная частица. Употребляется для выражения удивления, недоверчивости в значении: в самом деле?, правда?, неужели?
нет и нет; нет да нет
употребляется для усиления отрицания в значении: до сих пор отсутствует, все еще отсутствует.
употребляется для усиления отрицания в значении: совсем нет, совсем отсутствует.
Хотел Курымушка о чем-то спросить мать, оглянулся, а ее нет как нет! М. Пришвин, Кащеева цепь.
употребляется при сказуемом в значении: время от времени, изредка бывает, что и…
— Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня. Шолохов, Судьба человека.
нет (того) чтобы < или>нет бы
об отсутствии привычки, обыкновения, желания делать (то, что выражено неопределенной формой глагола), а также об отсутствии догадливости, понимания того, что нужно сделать.
— Спесива стала, Прасковья Игнатьевна. Нет чтобы посидела с нами. Решетников, Глумовы.
об уклончивом ответе.
1) формула отрицательного ответа, который дает младший по чину военнослужащий старшему;
2) (устар.) почтительный отрицательный ответ на вопрос (обычно человека незначительного по чину, положению и т. п.).
все есть, есть много различных вещей, предметов и т. п.
Чего там нет? Сливы, вишни, черешни. Гоголь, Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
— и помина (помину) нет и в помине нет
уменьшая до самого конца, до полного исчезновения.
1) уничтожить совсем, до конца.
Леса свои Ястребов вырубил, свел на нет. Исаковский, На Ельнинской земле;
2) перен. заставить утратить всякое значение, силу.
сойти< (или свестись)> на нет
1) исчезнуть совсем, до конца.
Голос диктора сошел на нет. радио умолкло. Катаев, За власть Советов;
2) перен. утратить всякое значение, силу.
Этим воспользовались браконьеры, и благое начинание фудзинских крестьян сошло на нет. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
устар., теперь шутл., ирон.
Помещиков он не любил и скоро отвадил их от себя, сказываясь в нетях. И. Новиков, Пушкин в изгнании.
1. Скачком или резким движением сразу отодвинуться от кого-, чего-л.
— Я к нему. «Яков, говорю, что же ты стоишь?» Как он обернется вдруг! Верите ли, я назад отскочил, до того испугался! Тургенев, Рассказ отца Алексея.
Они, как виноватые, отскочили друг от друга, когда Кузьма вошел доложить, что чай подан. Л. Толстой, Анна Каренина.
[Кот] зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила. Чехов, Каштанка.
2. Ударившись обо что-л., отлететь в обратном направлении, в сторону.
Мяч отскочил от пола. Пуля отскочила от стены.
Отделиться, оторваться, отлететь прочь.
Идут они, взошли. На плаху, Крестясь, ложится Кочубей. Как будто в гробе, тьмы людей Молчат. Топор блеснул с размаху. И отскочила голова. Пушкин, Полтава.
В дороге все внутренности у часов превратились в кашу, стрелки отскочили. Чехов, Письмо А. С. Суворину, 11 янв. 1897.
утвердительная частица заключительное слово христианских молитв и проповедей; истинно, верно, да будет так
Подумаем над этим, и если мы не способны сделать ничего, то хоть поймём, кто мы, где мы, и обернёмся ко Христу хоть в последний час с возгласом, с молитвой разбойника: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоём! Аминь.
предикатив всё, всё кончено, конец
межд. употребляется как магическое заклинание спасти от нечистой силы
А как обернётся клад в животное, тотчас хлопни его левой рукой со словами «аминь, аминь, рассыпься».
— Как же это вдруг ни с того ни с сего пропал человек, ровно клад от аминя рассыпался?
к гребень расчёска с частыми мелкими зубьями
Декадент, вынув из кармана зеркальце и гребешок, приводил в порядок причёску.
хохол на голове некоторых птиц
Но лишь чуть со стороны // Ожидать тебе войны, // Иль набега силы бранной, // Иль другой беды незванной, // Вмиг тогда мой петушок // Приподымет гребешок, // Закричит и встрепенётся // И в то место обернётся.
к гребень; верхний край, вершина чего-либо
Действительно, едва заметная, похожая на неподвижный гребешок высокой волны тёмная полоска возникла на горизонте.
то же, что морской гребешок; морской донный моллюск семейства пектинид
мясо такого моллюска, употребляемое в пищу; также кушанье из такого мяса
Все завернуто в фольгу: какие-то совсем маленькие пирожки, чим-ча корейская, огурцы малосольные, гребешок под майонезом, ни привычной жареной или копченой рыбы, ни мяса вареного…
обернуться чем (неизвестно еще, чем все это обернется для нас).
вылиться (во что это выльется?).
ввергать (# в беду. # в пучину бедствий).
ход событий. ход (# войны). в ходе чего
повернуться (ситуация может по-всякому #).
разыграться (разыгрались события).
разворачиваться (события разворачивались так).
сложиться (так сложились обстоятельства, судьба).
обернется дело. повернется дело (неизвестно, как #).
принять какой-л. оборот (дело приняло опасный оборот).
встреча (# со смертью).
(полка с иконами; устар. дом для совершения обрядов богопоклонения, в том числе языческий храм)
Обернется поэта сон.
Н. А. Клюев, «Родина, я грешен, грешен. »
Примеры с правильным ударением:
Ритм пословицы также «подсказывает» правильное ударение: Божни́ца домашня, а совесть продажна.
Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище. В народе считается, что любое обращение к святой Ксении Блаженной обернется скорой помощью.
(1905-1950 гг.) философ
В человеческой сфере невозможна никакая линейная классификация.
Во мне нет ничего, что не было бы смешано с землей и кровью.
Как собранное вместе отчаяние многих людей не приведет к надежде, так и совокупность мнимых ценностей не обернется истинной ценностью.
Самое большое достоинство политика заключается в том, чтобы не утратить чувство целого.
кого. Разг. Кто-либо соблазнился, склонился к чему-то дурному, предосудительному.
[Вакула:] Помилуй, государь! Я, слышь, вперёд не буду, Попутал бес меня (Крылов. Подщипа). Закончился рабочий день, такси направилось в парк. Тут-то и «попутал бес»: завернул на аэровокзал подхватить попутчика. Сначала и мысли не было брать лишние деньги с пассажира: но бес-то снова оказался рядом, он и нашёптывал (Н. Толстова. Бес попутал). Нет, определённо Арсения бес попутал. И сдалась ему эта Зиночка. Да и вообще, если бы знал, что всё так обернётся, он бы эту Зиночку-Зинулю за три километра обходил (В. Муссалитин. Помоги подняться).
Ср. Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей:
Не видит добрых он, куда ни обернется,
А первый сам ни с кем не уживется.
Крылов. Волк и Кукушка.
Ср. Das schlechteste Rad am Wagen knarrt am meisten.
Ср. The worse the wheel, the more it cracks.
Ср. La plus mauvaise roue d’un chariot est celle qui tait le plus de bruit.
Ср. Du char la plus mechante roue
Est celle qui crit toujours.
Mimes de Baïf. XVI s.
Ср. La più cattiva ruota del carro sempre cigola.
2. устар. То же, что фасад. БАС-1. Она наняла небольшую квартиру на дворе. Фас на улицу был занят хорошими знакомыми Левашовыми. Дельвиг 1 181. Оно <гнездышко> состоло из небольшого чуть в землю не вросшего одноэтажного домика с покривившейся тесовой крышей и четырьмя тусклыми окошечками на переднем фасе. Тург. // 30-9 31. Истлеют профиль или фас, Восторжествует дух и суть. А. Грабарь О Москве. // Знамя 1994 3 3.
2. устар. То же, что фасад. БАС-1. Она наняла небольшую квартиру на дворе. Фас на улицу был занят хорошими знакомыми Левашовыми. Дельвиг 1 181. Оно <гнездышко> состоло из небольшого чуть в землю не вросшего одноэтажного домика с покривившейся тесовой крышей и четырьмя тусклыми окошечками на переднем фасе. Тург. // 30-9 31. Истлеют профиль или фас, Восторжествует дух и суть. А. Грабарь О Москве. // Знамя 1994 3 3.
Обязываться выполнить, осуществить, решить самому; признавать себя ответственным или виновным.
Именная часть неизм.
Обычно в роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Я хотела лёгкой жизни, состоящей из одних удовольствий и радостей, жизни, когда в любой момент можно уйти в сторону и не брать на себя чужие проблемы. А. Маринина, Когда боги смеются.Если вы, мой друг, и вправду любите свою многострадальную родину, в любом случае долг патриота призывает вас взять вину на себя. Л. Юзефович, Костюм Арлекина.
⊛ Неужели можно разрушить целый мир надежд, устремлений, радостей? Ведь человек, убивающий другого человека, берёт на себя такой грех. Ч. Абдуллаев, Идеальная мишень.
Каждый раз, когда увольняется его очередная секретарша, Марина берёт на себя эти обязанности. Хотя своих дел у неё всегда более чем достаточно. Но она, по-моему, к этому уже привыкла и даже не возмущается. (Реч.)
Именно в автосервисах иногда сидят люди, которые берут на себя посреднические услуги при выполнении «мокрых» заказов. П. Дашкова, Чувство реальности.
Видишь ли, Макс, повара просто выполняли приказ. Им и оправдываться не пришлось: хозяева выдали им бумагу, где сообщали, что всю ответственность берут на себя. М. Фрай, Лабиринт (Чужак).
В конце концов, нужно с ним поговорить, чтобы часть расходов он брал на себя, это будет справедливо <…>. Т. Устинова, Мой личный враг.
А приличные мужчины либо уже заняты, либо не хотят жениться, особенно обеспеченные. Последние могут иметь одну или несколько постоянных подруг, детей от одной или нескольких любовниц, но не хотят брать на себя обязательства. МК, 2002.
Несмотря на внешнюю тупорылость, он отлично владел английским, довольно быстро разобрался в ситуации и взял на себя все объяснения с полицией. П. Дашкова, Херувим.
Прямой руководитель Райского знал, что полковник взял на себя защиту и охрану единственного сына генерала Герасимова. П. Дашкова, Херувим.
И с Ахметовым не всё ясно. Если его защиту взял на себя [адвокат] Давид Самуилович, то ещё неизвестно, как дело обернётся в суде. Ахметова вполне могут оправдать. Ч. Абдуллаев, Идеальная мишень.
Кончился отпуск, хлопоты с Лотой взяла на себя домработница. Собака после пережитых страданий стала трогательно-тихой и ласковой. П. Дашкова, Эфирное время.
— Слушайте, неужели, имея два пресс-центра с укомплектованным штатом профессиональных сотрудников, нельзя найти человека, который временно возьмёт на себя обязанности моего пресс-секретаря? П. Дашкова, Чувство реальности.
Взять на себя ответственность и выйти к прессе никто не решался. П. Дашкова, Чувство реальности.
Заметив сигнал, капитан велел прибавить ходу, сам Дино Челли пришёл эфиопу на помощь. <…> он обещал капитану всю ответственность перед отцом взять на себя. Л. Юзефович, Костюм Арлекина.
— Вечно ты на себя берёшь больше, чем можешь выполнить. Смотри, надорвёшься. (Реч.)
Вы хотя бы отдаёте себе отчёт, какую сейчас чушь говорите? Вы взяли на себя определённые обязательства, получили деньги. Тут выясняется, что вы не в состоянии контролировать ситуацию. П. Дашкова, Чувство реальности.
— В то время как виноватые в наших министерствах и ведомствах сидят на своих местах, вы решили взять на себя всю вину. Это не совсем правильно. Ч. Абдуллаев, Символы распада.
Мистер Хоган сказал, что вы могли бы временно взять на себя обязанности моего пресс-секретаря. П. Дашкова, Чувство реальности.
— Нам необходимо ещё пятьдесят экземпляров этой инструкции. Возьмите на себя труд её размножить, хорошо? (Реч.)
— Не волнуйтесь, это я беру на себя. Таким людям главное, чтобы их подвиг оценили. Они же все в мученики норовят. Скажешь им: я лично ваш порыв уважаю, но закон… И готово дело. Л. Юзефович, Костюм Арлекина.
Деньги я зарабатываю своей основной работой. А это своего рода общественная нагрузка, которую я добровольно взяла на себя. МК, 2002.
Слушай, Арсеньев, а ты вообще разъезжаться собираешься? Или ты ждёшь, что я всё возьму на себя, буду, как дура, искать покупателей, варианты, а потом преподнесу тебе ключ от новой квартиры на блюдечке? П. Дашкова, Чувство реальности.
Если он обидится, свяжите меня с ним, я сам всё ему объясню и возьму вину на себя. П. Дашкова, Чувство реальности.
Имеется в виду, что лицо (X) обязывается оказать воздействие на другое лицо (Y) в решении проблем, с ним связанных. ✦ X взял на себя Y-а.
Он взял на себя Яну и пообещал сделать так, что она не захочет никуда уезжать. Он очень старался, и Яна на какое-то время действительно развеялась. А. Маринина, Незапертая дверь.
Мама просила приехать пораньше. Она сказала, что возьмёт на себя Степана, а мы сможем поспать и приготовить [праздничный] стол. Т. Устинова, Одна тень на двоих.
— Есть все основания подозревать Голышева в причастности к преступлению. Не очень, правда, веские, но есть. Меркулова [заместителя генерального прокурора] я беру на себя. А ты, Володя, иди к Фёдорову [к начальнику МУРа] и договаривайся насчёт машины с соответствующим оборудованием. Ф. Незнанский, Кто стреляет последним.
Имеется в виду, что лицо (X) обязывается оказать воздействие на другое лицо (Y) в решении проблем, с ним связанных. ✦ X взял на себя Y-а.
Он взял на себя Яну и пообещал сделать так, что она не захочет никуда уезжать. Он очень старался, и Яна на какое-то время действительно развеялась. А. Маринина, Незапертая дверь.
Мама просила приехать пораньше. Она сказала, что возьмёт на себя Степана, а мы сможем поспать и приготовить [праздничный] стол. Т. Устинова, Одна тень на двоих.
— Есть все основания подозревать Голышева в причастности к преступлению. Не очень, правда, веские, но есть. Меркулова [заместителя генерального прокурора] я беру на себя. А ты, Володя, иди к Фёдорову [к начальнику МУРа] и договаривайся насчёт машины с соответствующим оборудованием. Ф. Незнанский, Кто стреляет последним.
Обязываться выполнить, осуществить, решить самому; признавать себя ответственным или виновным.
Именная часть неизм.
Обычно в роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Я хотела лёгкой жизни, состоящей из одних удовольствий и радостей, жизни, когда в любой момент можно уйти в сторону и не брать на себя чужие проблемы. А. Маринина, Когда боги смеются.Если вы, мой друг, и вправду любите свою многострадальную родину, в любом случае долг патриота призывает вас взять вину на себя. Л. Юзефович, Костюм Арлекина.
⊛ Неужели можно разрушить целый мир надежд, устремлений, радостей? Ведь человек, убивающий другого человека, берёт на себя такой грех. Ч. Абдуллаев, Идеальная мишень.
Каждый раз, когда увольняется его очередная секретарша, Марина берёт на себя эти обязанности. Хотя своих дел у неё всегда более чем достаточно. Но она, по-моему, к этому уже привыкла и даже не возмущается. (Реч.)
Именно в автосервисах иногда сидят люди, которые берут на себя посреднические услуги при выполнении «мокрых» заказов. П. Дашкова, Чувство реальности.
Видишь ли, Макс, повара просто выполняли приказ. Им и оправдываться не пришлось: хозяева выдали им бумагу, где сообщали, что всю ответственность берут на себя. М. Фрай, Лабиринт (Чужак).
В конце концов, нужно с ним поговорить, чтобы часть расходов он брал на себя, это будет справедливо <…>. Т. Устинова, Мой личный враг.
А приличные мужчины либо уже заняты, либо не хотят жениться, особенно обеспеченные. Последние могут иметь одну или несколько постоянных подруг, детей от одной или нескольких любовниц, но не хотят брать на себя обязательства. МК, 2002.
Несмотря на внешнюю тупорылость, он отлично владел английским, довольно быстро разобрался в ситуации и взял на себя все объяснения с полицией. П. Дашкова, Херувим.
Прямой руководитель Райского знал, что полковник взял на себя защиту и охрану единственного сына генерала Герасимова. П. Дашкова, Херувим.
И с Ахметовым не всё ясно. Если его защиту взял на себя [адвокат] Давид Самуилович, то ещё неизвестно, как дело обернётся в суде. Ахметова вполне могут оправдать. Ч. Абдуллаев, Идеальная мишень.
Кончился отпуск, хлопоты с Лотой взяла на себя домработница. Собака после пережитых страданий стала трогательно-тихой и ласковой. П. Дашкова, Эфирное время.
— Слушайте, неужели, имея два пресс-центра с укомплектованным штатом профессиональных сотрудников, нельзя найти человека, который временно возьмёт на себя обязанности моего пресс-секретаря? П. Дашкова, Чувство реальности.
Взять на себя ответственность и выйти к прессе никто не решался. П. Дашкова, Чувство реальности.
Заметив сигнал, капитан велел прибавить ходу, сам Дино Челли пришёл эфиопу на помощь. <…> он обещал капитану всю ответственность перед отцом взять на себя. Л. Юзефович, Костюм Арлекина.
— Вечно ты на себя берёшь больше, чем можешь выполнить. Смотри, надорвёшься. (Реч.)
Вы хотя бы отдаёте себе отчёт, какую сейчас чушь говорите? Вы взяли на себя определённые обязательства, получили деньги. Тут выясняется, что вы не в состоянии контролировать ситуацию. П. Дашкова, Чувство реальности.
— В то время как виноватые в наших министерствах и ведомствах сидят на своих местах, вы решили взять на себя всю вину. Это не совсем правильно. Ч. Абдуллаев, Символы распада.
Мистер Хоган сказал, что вы могли бы временно взять на себя обязанности моего пресс-секретаря. П. Дашкова, Чувство реальности.
— Нам необходимо ещё пятьдесят экземпляров этой инструкции. Возьмите на себя труд её размножить, хорошо? (Реч.)
— Не волнуйтесь, это я беру на себя. Таким людям главное, чтобы их подвиг оценили. Они же все в мученики норовят. Скажешь им: я лично ваш порыв уважаю, но закон… И готово дело. Л. Юзефович, Костюм Арлекина.
Деньги я зарабатываю своей основной работой. А это своего рода общественная нагрузка, которую я добровольно взяла на себя. МК, 2002.
Слушай, Арсеньев, а ты вообще разъезжаться собираешься? Или ты ждёшь, что я всё возьму на себя, буду, как дура, искать покупателей, варианты, а потом преподнесу тебе ключ от новой квартиры на блюдечке? П. Дашкова, Чувство реальности.
Если он обидится, свяжите меня с ним, я сам всё ему объясню и возьму вину на себя. П. Дашкова, Чувство реальности.
(correlation), множественное соотношение между двумя или более факторами, к-рое обычно устанавливается в статистическом анализе для систематически собранных данных. Напр., мн. исследования показали, что возрастание числа сердечно-сосудистых заболеваний связано с увеличением потребления нас. животных жиров. Однако К. между двумя факторами необязательно доказывает, что один является причиной др. Они могут действовать независимо, или скажется третий фактор. Напр., возрастание потребления животных жиров может совпасть с увеличением склонности к курению сигарет, и в совокупности это обернется ростом сердечно-сосудистых заболеваний. Проблемами К. занимаются в первую очередь социальные науки.
Тайное общество «Братьев чистоты» («Ихвн а-аф'»), своеобразных энциклопедистов арабо-исламского Средневековья, включало исмаилитов или было близко к ним. Повышенное внимание к вопросам политической власти и исторической справедливости, характерное для исмаилизма как течения, возникшего в шиитской среде, сказалось и в философии, повлияв на создание собственной историософии и разработку теории исмаилитского социума как одной из центральных структур универсума. Положение о такой связанности внешнего, или явного (хир) и внутреннего, или скрытого (бин), при которой одно соответствует другому и может быть транслировано в другое, причем истина (аа) и является такой взаимной трансляцией между явным и скрытым, составляет одну из фундаментальных интуиций арабо-исламской теоретической мысли, которая получает развитие в философии
На бракосочетание Генриха и Маргариты в столицу съехался цвет гугенотской аристократии, а также сотни средних и мелких дворян. Их приезд был неприязненно встречен парижанами, большинство из которых были преданными католиками. Теологи Сорбонны (см. СОРБОННА) и католические священники в своих проповедях называли свадьбу принцев «противоестественной». Гугенотам приписывали ответственность за развязывание гражданских войн, видели в них слуг Антихриста, оскорблявших Бога, который за потворство ереси покарает Францию. В Париже ходили слухи о гугенотском заговоре и планах разорения католического города.
Свадьба состоялась 18 августа 1572. На фоне всеобщего обнищания пышные торжества усилили негодование горожан. 22 августа на адмирала Колиньи было совершено покушение. Следы преступления вели к герцогу Генриху Гизу, он был популярен среди парижан, видевших в нем защитника веры. По законам чести он должен был отомстить Колиньи за своего отца, убитого в 1563. Раненого адмирала посетили Карл IX и Екатерина Медичи. Но гугенотская знать не удовлетворилась соболезнованиями, потребовав от короля примерного наказания Гиза. Раздались призывы готовиться к новой войне. Некоторые дворяне начали покидать Париж.
В такой обстановке Екатерине Медичи удалось убедить короля в необходимости устранить наиболее опасных гугенотов, чтобы избежать новой гражданской войны. Парижский муниципалитет 23 августа получил приказ закрыть ворота и привести в готовность городскую милицию. В ночь на 24 августа был убит Колиньи, по звуку набата началась резня гугенотов, находящихся в Лувре и в других частях города. Только тем, кто поселился в предместье Сен-Жермен-де-Пре, удалось спастись, несмотря на то, что герцог де Гиз преследовал их несколько часов. Генриху Наваррскому и его кузену Генриху Конде король сохранил жизнь, потребовав взамен перехода в католичество.
Внутри страны кальвинистское дворянство и города оказали ожесточенное сопротивление. Варфоломеевская ночь вызвала продолжение Гугенотских войн, в ходе которых королевское правительство вынуждено было пойти на дальнейшие уступки протестантам. Однако гугеноты теперь в меньшей степени были склонны к компромиссу и стремились к созданию практически независимого государства на юге и юго-западе Франции. Произошло размежевание и в католическом лагере. Многочисленные публицисты-«монархомахи» (см. МОНАРХОМАХИ) осуждали абсолютистский принцип правления, выдвигали идею народного суверенитета. Среди католиков оформилось движение «политиков», которым был чужд религиозный фанатизм. Политики были недовольны убийством лучших людей королевства и засильем Гизов. Но и самые ревностные католики стремились избежать повторения Варфоломеевской ночи, страшась разрушительной силы народного бунта. Выражение «Варфоломеевская ночь» стало нарицательным для обозначения организованных массовых убийств.
4. Разг. (нсв. говори́ть). Велеть; приказать. Скажи, чтобы она перестала шуметь. Сейчас же иди домой, кому я сказала! Принимайся за уроки, кому сказано! Вы сказали мне явиться утром. Мама, скажи, чтобы он отдал мяч!
5. (обычно с отриц.). Предположить, подумать, заключить. По тебе не скажешь, что ты волнуешься. Разве она так уж больна? По внешнему виду не скажешь! Кто бы мог с., что всё так обернётся!
6. (нсв. говори́ть). что и с чем. Выразить с помощью чего-л. (своё мироощущение, свои мысли, чувства и т.п.); открыть смысл, сущность чего-л. Творчество поэта скажет о нём больше, чем сотни биографий. Её глаза сказали мне всё без слов. Не могу понять, что хотел писатель с. в своём романе.
Считалось, что в Страстной четверг раскрывается небо и предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы (см. ТРОИЦА (церковный праздник)). Поэтому у болгар и сербов на Страстной неделе принято было посещать кладбище и поминать покойников. Женщины раздавали на кладбище обрядовые хлебы (просфорки, лепешки, часто в нечетном количестве и из пресного теста) и устраивали поминальный обед дома; оставляли на могилах коливо и крашеные яйца; пускали специально приготовленные хлебы по воде; жгли на могилах свечи, украшали цветами кресты и памятники. В Болгарии к числу поминальных относили три последние дня Великого поста либо Страстную субботу, когда женщины посещали могилы и совершали там названные действия.
В Страстной четверг предков также «поили», для чего поливали могилы вином и водой, выставляли горшки с водой у домов, раздавали на кладбище кувшины для воды. В этот день, сразу же после первых петухов, женщина шла к источнику, набирала там несколько кувшинов воды и отправлялась с ними на кладбище, где выливала по 1-2 кувшина на каждую принадлежащую семье могилу. Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании (переливании) проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших. Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы.
Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников.
Очистительные обычаи. Страстной четверг
Другие обычаи Страстного четверга
Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно. Эта нить использовалась потом в народной медицине: ею перевязывали руки, чтобы они не болели при жатве; вплетали ее в рыболовную сеть, чтобы улов был больше, и т. п. Повсеместно известно и приготовление особой «четверговой» соли: ее специально пережигали в печи, завернув в тряпочку, освящали в церкви или выносили на улицу «под звезды», полагая, что от этого соль, оскверненная некогда Иудой во время Тайной вечери (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ), «очистится» и приобретет целительные свойства.
В этот день совершались действия, связанные с домашними животными. В открытую печную трубу хозяева созывали по кличкам всю скотину, чтобы летом, во время выпаса, скот не разбредался и возвращался с пастбища домой. Женщины на огороде вешали на колки забора перевернутые горшки, с тем чтобы коршуны и ястребы не таскали цыплят.
Страстная пятница повсеместно считалась днем скорби по поводу смерти Иисуса Христа, что отразилось прежде всего в многочисленных запретах, накладываемых на человека и его бытовое и хозяйственное поведение. Даже в быту в этот день люди говорили меньше обычного, чтобы не проронить пустого слова. Как и в течение всего поста, люди избегали громкого уличного пения; петь можно было только в доме: здесь в семейном кругу люди пели «божественное»: духовные стихи, псалмы, читали псалтырь и пр. Подобные формы досуга заменяли обычные бытовые разговоры. Были запрещены уличные игры и хороводы.
В Страстную пятницу, по поверьям, вся природа скорбит вместе с людьми и затихают птицы. Со скота в этот день снимали колокольчики, хозяйки запирали в темных сараях домашнюю птицу, чтобы она не шумела и хоть немного попостилась (по словенским поверьям, это воздержание летом защитит птицу от нападения хищников). Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос. Украинцы не шумели, не разговаривали дома в полный голос и не ссорились. В Страстную пятницу принято было плакать; а если дети не плакали, то их били ветками, вынуждая тем самым проронить несколько слезинок.
Страстная неделя и события христианской истории
С четверга до субботы Страстной недели по обыкновению замолкали колокола, звон которых заменялся грохотом трещоток и колотушек. За этим занятием молодежь проводила три последних дня Великого поста, оглашая окрестности неимоверным шумом. Таким образом она «творила память» Иисусу Христу. У хорватов в среду, четверг и в пятницу совершался так называемый «барабан», когда по окончании службы парни сильно били длинными прутьями по скамьям в церкви и гремели трещотками.
Роптать, щу, щешь, несов., неперех.
Выражать недовольство, обиду.
► Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей. // Пушкин. Евгений Онегин //; Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей: Не видит добрых он, куда ни обернется, А первый сам ни с кем не уживется. // Крылов. Басни //
обусловить (это обусловило успех).
решать (все решали секунды).
приводить к чему (# к научному открытию).
нести (# бедствия, горе, радость).
обернуться (неизвестно еще, чем все это обернется для нас).
редкий что обходится без чего.
давать (# какой эффект. # прибыль. # какую экономию чего, кому).
давать [приносить] плоды [какие результаты].
(ок. 427-347 до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.
О важной роли в воспитании Платона традиций государственной службы свидетельствует он сам, повествуя о раннем периоде своей жизни. Это сообщение мы находим в VII письме, являющемся основным и наиболее надежным источником информации о жизни Платона. В нем он пишет, что с ранней молодости проникся глубочайшим интересом к политике. Вероятно, его честолюбие подогревалось и общением с Сократом, которого он называет старшим другом и «справедливейшим человеком своего времени». Реальная возможность заняться политикой впервые появилась в конце долгой Пелопоннесской войны, когда в Афинах было создано правительство тиранической олигархии, в которое вошли два его родственника, Критий и Хармид. Платон выжидал, желая понять, чем обернется новое революционное правление, и пришел в ужас при виде начавшихся эксцессов и жестокостей. Тираны попытались вовлечь в свои замыслы и Сократа, поручив ему и нескольким другим гражданам арестовать на о.Саламин ни в чем не повинного человека, на что Сократ ответил отказом. С восстановлением демократии политические надежды Платона ожили, однако вскоре они были сокрушены осуждением и казнью Сократа. Тем не менее Платон сохранил веру в осуществимость политических идеалов, которые он переосмыслил, хотя и понимал, что ни от одной из действовавших тогда в Афинах партий, будь то сторонники демократии или олигархии, ничего хорошего ожидать уже не следует. Могут ли достигнуть справедливой жизни люди, не причастные к философии и не имеющие четкого представления о том, что такое справедливость? Теперь Платон яснее понимал смысл фундаментальных вопросов, поставленных Сократом. В своих ранних, т.н. сократических диалогах Платон попытался восстановить беседы своего старшего друга в том виде, в каком они сохранились в его памяти. Диалоги подводили слушателей к определенным выводам, и Платон задумал создать школу, где можно было бы обучать справедливости и добродетели. Последовательное обсуждение этого непростого вопроса, как оно воспроизведено в Протагоре и Меноне, убедило Платона в возможности такого рода обучения. Это заключение укрепилось в сознании Платона благодаря знакомству с философами-пифагорейцами в южной Италии и Сицилии, с которыми он сблизился во время поездки по западному Средиземноморью ок. 390 до н.э. Вернувшись в Афины, Платон отказался от политической карьеры. Вероятно, в это время был написан диалог Горгий. Характерные для этого сочинения тон нравственной убежденности и критика афинской политики указывают на мотивы, побудившие Платона принять такое решение. Образовательная программа платоновской Академии изложена в написанном в тот же период Государстве. Следующие двадцать лет жизни Платона были посвящены Академии, и в это время он, вероятно, ничего не писал. Новая школа привлекла многих греческих юношей, и среди них оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника сицилийского тирана. В 367 до н.э. Дионисий унаследовал престол своего отца, и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти, пригласил философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого правителя. Платон мало верил в успех этого предприятия и не испытывал никакого желания бросать исследования, к которым его подвигли годы преподавания в Академии. Некоторое представление об учении Платона дают диалоги Парменид и Теэтет, написанные, вероятно, незадолго до отплытия в Сицилию. Некоторое время все шло хорошо, но затем юным правителем овладело чувство ревности к Диону, и тот был изгнан. Платон вернулся в Афины, но продолжал следить за развитием событий, безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников. Наконец, в 361 до н.э. он отважился на последнее путешествие в Сиракузы, однако убедился в полном бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказалась его собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360 до н.э. он сумел вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвятил себя преподаванию и чтению лекций, среди его учеников с 367 до н.э. был и Аристотель. В поздний период творчества Платон завершил диалоги Софист, Политик, Филеб, Тимей и Законы.
В 1 в. до н.э. античные издатели Платона сгруппировали его произведения по тетралогиям, т.е. по группам из четырех диалогов. Каждый диалог, независимо от объема, считался особым произведением; как единое произведение рассматривалось собрание писем. Всего получилось девять тетралогий, или тридцать шесть произведений. Все они дошли до нашего времени. Современная наука подвергла эту сокровищницу текстов тщательному критическому анализу. Большая часть произведений из этого списка, в том числе все наиболее важные диалоги, признаны принадлежащими Платону; шесть меньших диалогов: Феаг, Клитофонт, Минос, Алкивиад II, Гиппарх и Соперники (Любовники), а также два письма (I и XII) отвергаются как сомнительные. Письма VI, VII и VIII признаны теперь за подлинные; относительно диалогов Алкивиад I, Ион, Менексен, Гиппий больший и Послезаконие и прочих писем мнения расходятся. Диалоги Платона были тщательно изучены с целью установления порядка их появления на свет. В этой области тоже получены конкретные результаты, основанные на сообщениях Аристотеля, изменениях литературного стиля, степени живости драматического действия. Эти данные отчетливо указывают на два периода литературной деятельности с разделяющим их значительным интервалом. Все диалоги делятся на ранние и поздние. Ранний период начинается, вероятно, со смерти Сократа в 399 до н.э. и продолжается до основания Академии в 387 до н.э., поздний период охватывает время с отплытия Платона в Сиракузы в 367 до н.э. и до его смерти.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969 Шейнман-Топштейн С.Я. Платон и ведийская философия. М., 1971 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974 Асмус В.Ф. Платон. М., 1975 Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сборник. М., 1979 Платон. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1990-1994