Оздоровительный фитнес что это
Оздоровительный фитнес
Фитнес это оздоровительные методики, которые помогают поддерживать тело в превосходной форме, нормализовать вес, улучшить работу внутренних органов. Результат виден уже в течение 2-3 месяцев регулярных тренировок и сохраняется надолго. Важно только придерживаться рекомендаций тренера и соблюдать правильность питания. Стоит подчеркнуть, что здесь важно не ограничивать себя в пище, а грамотно подбирать меню, составляя его нужных пропорций белков, жиров и углеводов.
Основные отличия оздоровительного фитнеса от спорта.
— Важное внимание уделяется гармоничному формированию тела и работе над максимальным количеством мышц.
— Правильное питание является одним из основных условием для быстрого результата.
— Происходит постепенное улучшение всех систем организма.
— Развивается гибкость, выносливость, быстрота реакции.
— Вырабатывается уверенность, собственная привлекательность.
Оздоровительным фитнесом важно заниматься регулярно. Сеть фитнес- клубов [Republika] приглашает всех желающих для тренировок по различным фитнес- направлениям.
Оздоровительный фитнес в зависимости от нагрузки подразделяется на следующие виды:
— Аэробные тренировки. В их основе высокоинтенсивные кардионагрузки, которые при регулярном выполнении усиливают работу сердечно-сосудистой системы, помогая в кротчайшие сроки избавиться от лишних килограмм. Многие виды аэробного оздоровительного фитнеса проводятся с применим различного вспомогательного инвентаря, например, степ- платформы, полусфер, босу, мячей. К ним относятся: аэробика, степ-аэробика, босу, фитбол-аэробика и другие.
— Силовые тренировки. В основе этих направлений лежит интервальная нагрузка, направленная на укрепление всех мышечных групп, развитие выносливости. В программах могут чередоваться силовые упражнения с применением отягощений и кардиоупражнения. К силовому оздоровительному фитнесу относится: памп, функционал, сайклинг, супер стронг, боди скульптор, power body и другие.
— Танцевальные направления. Они сочетают танцевальные па с различными видами аэробики, пилатеса, единоборств и хореографией. Движения собираются в танцевальные связки, которые улучшают очертания тела, осанку, повышают гибкость и эластичность мышц. Развивают подвижность суставов и сжигают лишний жир. Танцевальный силовой фитнес это: зумба, латина, карибский микс, боди балет, порт де Брас, хип-хоп, стрип-дэнс и другие.
— Восстановительный фитнес. В этих направлениях суставы подвержены наименьшей нагрузки, статические и динамические упражнения способствуют повышению тонуса мышц без нагрузки на позвоночник и суставы конечностей. В основе также лежит правильное дыхание. Направления улучшают гибкость тканей и подвижность. Сеть фитнес- клубов [Republika] предлагает следующие виды восстановительного и оздоровительного фитнеса: йогатерапия, йога, пилатес.
— Восточные и другие виды единоборств.
— Аква тренировки. При выполнении физических упражнений в воде повышается тонус мышц, без воздействия нагрузки на позвоночник и суставы. Тренировки улучшают осанку, качество мышц и кожи, борются с лишним жиром и укрепляют сердечно-сосудистую систему.
Все эти и многие другие разновидности оздоровительного фитнеса проводятся в сети [Republika]. Звоните и узнавайте актуальное расписание в ближайшем фитнес- клубе. Для новичков мы предлагаем уникальное предложение по приобретению клубной карты. О нем вам подробно расскажут администраторы клуба.
Оздоровительный фитнес что это
В словарях определение понятия «физическое воспитание» толкуется по-разному. Под ним понимается воспитание с целью укрепления здоровья человека и правильного его физического развития; одна из разновидностей воспитания в целом, представляющая собой организованный процесс всестороннего развития физических способностей, направленный на формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений человека, подчиненных общим закономерностям общественного развития, зависящим от материальных условий жизни и всей культуры общества. Основой системы физического воспитания студентов высших учебных заведений (далее – вуз) являются обязательные учебные занятия в рамках учебной дисциплины «Физическое воспитание». Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. На современном этапе вузы получили право выбора из числа существующих вариантов обучения и воспитания, а также наделены возможностью по своему усмотрению конструировать новые вариативные учебные и рабочие программы, разрабатывать и апробировать новые технологии, представляющие собой в аспекте физического воспитания в том числе такое направление деятельности, как внедрение в учебный процесс физкультурно-оздоровительных технологий.
Цель исследования состоит в изучении, анализе и обобщении данных научно-методической литературы, педагогического наблюдения по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования составляют данные научно-методической литературы и материалы педагогического наблюдения по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. В ходе работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения научно-теоретических и практико-прикладных данных, педагогического наблюдения.
Результаты исследования и их обсуждение
На современном этапе главной особенностью всей системы образования является то, что оно находится в состоянии постоянного обновления с учетом тенденций глобализации, информатизации и цифровизации всех общественных связей, то есть требует инновационного мышления и действий каждого педагога. Это соответствует одному из главных направлений современной концепции физического воспитания, заключаясь в направлении результатов этого воспитания на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта на основе реализации новых подходов, средств, технологий. Одной из составляющих этого направления, педагогической, является использование мер и средств оздоровительной физической культуры, а именно – физкультурно-оздоровительных технологий. Использование таковых технологий в практике работы вузов представляет собой физкультурно-оздоровительную деятельность в сфере физической культуры в целом, способствует эффективному формированию у студентов грамотного отношения к себе, своему телу, а также формированию потребности мотивационной сферы, осознанию необходимости укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни, физического совершенствования [1].
Использование физкультурно-оздоровительных технологий представляет собой одно из значимых направлений инновационной деятельности вузов в сфере физической культуры и спорта, соответствуя современной концепции системы физического воспитания. Рассмотрим сущность оздоровительной физической культуры и физкультурно-оздоровительной деятельности, представляющих собой объединяющую роль ключевых понятийных конструкций нашего исследования в контексте применения таковых технологий в профессиональной деятельности преподавателей вузов.
Оздоровительная физическая культура как составная часть физической культуры в целом имеет четкую направленность и конкретное содержание, позволяющие установить цель, определить задачи и сформулировать ее основные понятия [2, 3]. Цель исследуемой отрасли физической культуры заключается в способствовании оздоровлению людей. Оздоровительная физическая культура характеризуется совокупностью полезных результатов деятельности ее использования, а именно: достижением стабильного максимально возможного высокого уровня здоровья и продления активной жизнедеятельности; совершенствованием основных жизнеобеспечивающих функций и систем; устойчивостью к ряду заболеваний и вредных воздействий внешней среды; улучшением психоэмоционального состояния; приобретением прикладных двигательных умений и навыков; удовлетворением потребности в движении во время активного отдыха и развлечений; коррекцией фигуры и массы тела.
«На современном этапе развития образования преподавателей волнует проблема низкого уровня двигательной активности студентов, уровень физического развития, отсутствие знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни» [4].
Тем временем ситуация с состоянием здоровья студентов становится все хуже и хуже год от года. К примеру, «количество студентов, которые из-за состояния здоровья были освобождены от занятий по предмету «Физическая культура», увеличилось почти в четыре раза с 12 % до 47 %, что нами было выяснено посредством рассмотрения данных медицинского осмотра учащихся первого, второго и третьего курсов, проведенного в 2016–2017 учебном году, и полученная динамика позволяет говорить о сохранении подобной тенденции среди студентов Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова» [5]. Учитывая данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [6], свидетельствующие об отрицательной динамике снижения здоровья студенческой молодежи, физкультурно-оздоровительная деятельность должна быть приоритетной в профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания в вузах.
Если проводить классификацию физкультурно-оздоровительных программ по направленности физической нагрузки, то на сегодняшний день существуют три разновидности программ физкультурно-оздоровительных занятий в зависимости от состояния здоровья, физического развития каждого студента и возможности распределения его в одну из медицинских групп: подготовительную, основную (спортивного совершенствования) или специальную.
В первом случае предполагается использование упражнений аэробного характера, которые выполняются непрерывным методом в течение 10–30 мин с интенсивностью 60–70 % от максимального потребления кислорода (далее – МПК). Считается, что наиболее эффективными являются аэробные упражнения низкой или умеренной интенсивности, то есть такие нагрузки, в исполнении которых задействованы 2/3 мышц. Во втором случае физкультурно-оздоровительные занятия предусматривают использование упражнений силового и скоростно-силового характера, с интенсивностью нагрузки до 80–85 % от МПК, а интервалы работы составляют от 15 с до 3 мин и чередуются с периодами отдыха такой же продолжительности. Эти физкультурно-оздоровительные программы и занятия проводятся с помощью кругового метода, непосредственно используемого для развития двигательных качеств. В третьем случае в программах используется комплексный подход, предусматривающий использование различных упражнений.
Ученые в сфере физической культуры и спорта считают, что оптимальной структурой занятий оздоровительной направленности является такая, в которой выделяют три части: подготовительную, основную, заключительную [2]. Соответственно, в структуру физкультурно-оздоровительной программы входят следующие компоненты: разминка; аэробная часть; силовая часть; компонент развития гибкости (стретчинг); заключительная часть. В заключительной части занятия чаще всего используются упражнения на восстановление, дыхательные упражнения, в частности это касается популярных на сегодня методик психофизической регуляции, а также дыхательной гимнастики из восточных оздоровительных систем. Обязательным условием цикла занятий с использованием физкультурно-оздоровительных технологий является мониторинг развития физических качеств, веса, процентного содержания мышечной, костной, жировой тканей тела, а также осанки, развития опорно-двигательного аппарата.
Исходя из указанного, физкультурно-оздоровительные технологии можно определить как рациональный способ целенаправленного взаимодействия участников педагогического процесса, в основу которого положены разновидности двигательной деятельности, направленные на получение максимально возможного оздоровительного эффекта, реализацию потребности человека в движении, здоровье и бережном отношении к нему через сознательное регулирование физической активности.
В массовой физкультурной практике преподавателей кафедры физического воспитания, особенно при большом количестве студентов, используются простые общепринятые методы: наблюдение за дыханием и пульсом, цветом кожи, объемом потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности, физиологическими изменениями в результате занятий и приростом физических качеств [4].
При такой организации образовательного и тренировочного процессов важную роль играет самоконтроль действий, включающий не только механическое повторение движений, его внешнюю форму, но и контроль тех, кто занимается, по состоянию своих мышц: какие мышцы участвуют в работе, какова степень их напряжения? Формы самоконтроля существенно дополняют полученную преподавателем информацию и облегчают выбор срочных решений в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Кроме того, самоконтроль предполагает самостоятельное оценивание студентами готовности к действию, анализ самочувствия, самооценку уровня нагрузки.
Основываясь на указанном, отметим, что контроль преподавателя физического воспитания за физкультурно-оздоровительной деятельностью студентов вузов при этом должен быть всесторонним. Педагогическая деятельность преподавателя физического воспитания в вузах предусматривает использование физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания студентов. Задачами являются: содействие всестороннему гармоничному развитию; формирование мнения о систематических занятиях физическими упражнениями в течение всей жизни; совершенствование спортивного мастерства студентов, занимающихся традиционными видами спорта; удовлетворение биологической потребности в движении, развитии, укреплении и совершенствовании здоровья, формировании знаний, двигательных умений и навыков, правильной осанки, гибкости и некоторых свойств (компонентов) телосложения; воспитание координационных, силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости.
Результатом использования физкультурно-оздоровительных технологий должно быть достижение цели, которая заключается в том, чтобы реализовать возможности оптимального физического развития, всестороннего совершенствования физических качеств в сочетании с воспитанием духовных и морально-волевых качеств студентов. При регулярном использовании физкультурно-оздоровительных технологий различных направлений наступает пролонгированный оздоровительный эффект, повышается мотивация к регулярным физическим оздоровительным нагрузкам в течение всей жизни, что, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни в целом; корректирует, восстанавливает и развивает функциональные возможности организма; укрепляет и сохраняет здоровье в целом.
Названия и краткое описание физкультурно-оздоровительных программ и занятий представлены в таблице.
Направления и программы физкультурно-оздоровительных технологий
Оздоровительный фитнес, аэробные и анаэробные тренировки
Фитнес означает «соответствовать, быть в хорошей форме». «Быть в форме» подразумевает не только внешний вид и форму тела, но и состояние физического здоровья. Фитнес — это физическая активность, направляемая волей, которая осуществляется в целях физической подготовки и оздоровления.
Физическая подготовка определяет способность нервно-мышечной системы выполнять повседневные и профессиональные задачи без излишнего утомления, справляться со стрессовыми нагрузками, например, в спорте или на военной службе.
Аэробные и анаэробные тренировки
В зависимости от используемых физических нагрузок оздоровительный фитнес подразделяется на аэробные и анаэробные тренировки (упражнения).
Аэробные тренировки — это такой вид упражнений, при которых для производства энергии в мышцах используется кислород (аэробное энергообразование). Аэробные упражнения — это упражнения умеренной интенсивности, которые выполняются на протяжении длительного времени, при этом ускоряется пульсация крови и дыхание. Простые физические нагрузки, такие как бег трусцой или быстрая ходьба, а также гребля, плавание, катание на роликах, лыжах, коньках, скейтборде, велосипеде, занятия на кардиотренажерах — это аэробные тренировки. Аэробные нагрузки способствуют повышению выносливости мышц и сжиганию избыточного жира.
Польза аэробных тренировок (кардиореспираторные эффекты)
Польза анаэробных тренировок (нервно-мышечные эффекты)
Преимущества для здоровья, которые дает оздоровительный фитнес
Как оздоровительный фитнес воздействует на организм
Оздоровительный фитнес в равной степени воздействует на весь организм, начиная с сердца и мышц, и заканчивая отдельной клеткой. Эффект оздоровления осуществляется через физические нагрузки, которые активируют все органы и системы организма для производства энергии, стимулируют синтез белка и процесс обновления клеток. Энергообразование обеспечивается процессами окисления питательных веществ, получаемых из пищи.
Дыхательная и сердечно-сосудистая система осуществляют доставку кислорода, соответственно, тренируются дыхательные мышцы и органы, в несколько раз возрастает производительность сердца, его мощность и тренированность. То же касается сосудов и каппиляров — они тренируются от пульсации крови. Мышцы, органы, кости и кожа получают больше питательных веществ, происходит их регенерация и укрепление. Через потение организм избавляется от продуктов метаболизма. Во время тренировки разрушаются гормоны стресса, угнетающие иммунитет, и увеличивается количество лимфоцитов, что укрепляет имунную систему.
Оздоровительный фитнес побуждает нервную систему функционировать с повышенной интенсивностью, в результате происходит рост количества нервных клеток и улучшение иннервации мышц. Спортивные игры и упражнения на балансирование развивают нейронные связи мозга и повышают когнитивные способности человека.
Фитнес для мозга: что это и чем он может быть вам полезен
Регулярно ходите в спортзал? Отлично! Но знаете ли вы, что нашему мозгу тоже нужны тренировки? Это препятствует развитию возрастных заболеваний, улучшает сон и настроение. Что такое фитнес для мозга и почему вам стоит его попробовать? Рассказываем с экспертами.
Почему важно тренировать мозг?
Обычно мы не знаем, что происходит в нашем мозге, и описываем наше состояние как некоторые чувства или ощущения. «Нарушение баланса в функциональной регуляции мозга из-за стресса, неправильного питания, отсутствия полноценного отдыха и прочих факторов может быть причиной хронической усталости, тревожных расстройств и многих других патологических состояний, — говорит Ольга Чащина, руководитель отделения адаптационной медицины и нейробиорегуляции X-Clinic, к.м.н. — Современные технологии позволяют нам „увидеть“ эти патологические и обычно скрытые процессы и передать их нам в знакомой, понятной для восприятия форме в виде звуков или изображений. Каждый может научиться контролировать деятельность своего мозга. Это позволит улучшить психологическое состояние и самочувствие, стать продуктивнее, развивать внимание, скорость реакции».Помогают в этом тренировки для мозга или нейрофитнес.
Что такое фитнес для мозга?
Он не имеет ничего общего с разгадыванием кроссвордов или решением логических задачек. «Нейрофитнес, или, как его еще принято называть, — нейрофидбек-тренинг или Mind Fitness, — терапевтический метод обучения контролю мозговых функций», — поясняет Ольга Чащина.
Ее суть в том, чтобы научить вас управлять работой своего мозга. «Процесс обучения построен на способности мозга изменяться благодаря механизму нейропластичности. Нейропластичность и саморегуляция — основные функции нейронов. Благодаря им наш мозг может адаптироваться, восстанавливаться и позволяет нам приобретать новые навыки», — добавляет Ольга Чащина.
Как это происходит?
Специалист по нейрофитнесу (или mind-терапевт) закрепляет на вашей голове несколько датчиков. Во время тренинга они измеряют малые электрические сигналы головного мозга, а затем — с помощью особой программы превращают их в звук и видео. «То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга. Например, необходимо тренировать переход в состояние расслабления. Mind-терапевт дает инструкции — если ритмы мозга будут свидетельствовать о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и другие параметры. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, которую в обычных условиях мы не воспринимаем», — объясняет Ольга Чащина.
Таким образом, человек в интерактивном режиме может влиять на ритмы мозга, отслеживая и фиксируя свои ощущения. Чем чаще вы будете в этом тренироваться, тем лучше закрепите нужный навык. «Это учит вас сознательно переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени», — подытоживает Ольга.
В чем польза?
Вы научитесь сами переключать мозг в нужный режим работы — то есть станете продуктивнее или расслабленнее тогда, когда вам это необходимо. «Как при любых тренировках, повторение и усложнение программы нейрофидбек-тренингов развивает и закрепляет новое состояние. Уже через 5-10 сеансов оно достигается значительно легче, а пациент приобретает способность воспроизводить его в нужный момент», — говорит Ольга Чащина.
Какие проблемы решает нейрофитнес?
Фитнес для мозга помогает в лечении некоторых заболеваний. «Нейрофидбек-тренинги улучшают прогноз при гипертонической болезни, бронхиальной астме, панических атаках, хронических головных болях, нарушениях сна, невротических и связанных со стрессом расстройствах, — объясняет Ольга Чащина. — Особенно хороши нейрофидбек-тренинги в тех случаях, когда применение медикаментов нежелательно (аллергические реакции, резистентность к медикаментозной терапии) или при стремлении отказаться от медикаментов (например, при нарушениях сна, тревожных и невротических состояниях)».
Пока нейрофитнес не пользуется особой популярностью, однако эта методика успешно используется в Европе и США более 30 лет.
Подписаться на новости
В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.
Оздоровительный фитнес что это
На современном этапе развития российского общества многие значимые общественно-политические, социокультурные, финансово-экономические факторы претерпевают существенные изменения, что отражается в значительной степени и на отрасли физической культуры. В современном мире все большее значение приобретает глобальный характер обмена культурной и научной информацией, диффузия знаний в разных областях науки и практики. Фитнес, как относительно новое явление, подчиняется указанной логике, отражая взаимопроникновение идей, пришедших из-за рубежа, и российских достижений в сфере оздоровительной физической культуры. Следует отметить его высокие адаптационные возможности и готовность к модернизации в соответствии с происходящими быстро меняющимися социокультурными условиями. Фитнес объединяет подтвердившие свою эффективность инновационные оздоровительные технологии и методики с многовековыми традициями оздоровления средствами физической культуры как зарубежного, так и национального наследия, при этом преобразовывая их, облачая в современные, модные сегодня контуры и, бесспорно, на имеющихся ресурсах стабильно создавая принципиально инновационные продукты. При этом следует отметить, что если широкое внедрение фитнеса в практику отечественной физической культуры носит триумфальный характер, то его интеграция в теорию проходит весьма сложный путь.
Указанное обусловило цель исследования – определить концептуальные основы фитнеса и его роль и место в теории и практике физической культуры.
Материалы и методы исследования. Представлены данные многолетнего исследования, посвященного изучению и обоснованию фитнеса как научного направления и социокультурного явления. В качестве методов исследования использован теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогических наблюдений, ретроспективный анализ, прогнозирование и пролонгированные эмпирические исследования в образовательных учреждениях различного вида и типа.
Новое для нашей страны социальное явление требует соответствующих научных подходов с целью его изучения и дальнейшего развития. Возникает необходимость его методологического обоснования, определения теоретических и методологических основ, рассмотрения и обоснования его понятийного аппарата.
Сегодня фитнес стал одним из способов достижения оптимального физического и психического состояния, внутренней свободы гармонии. Его идеологической основой является принцип гуманизма и холистический подход в процессе оздоровления человека, повышения и сохранения его физической дееспособности инновационными средствами на основе физических упражнений.
Среди факторов, определяющих подход к рассмотрению фитнеса как социокультурного явления, можно выделить ряд важных проблем, решению которых он способствует в современном обществе. К ним относятся: социализация людей, занимающихся фитнесом, создание широких возможностей для самопознания, самоидентификации и самоактуализации личности; содействие появлению новых культурных форм через творческую активность людей в сфере фитнеса; приобщение людей к культурным ценностям разных стран и народов в процессе занятий фитнесом; развитие отрасли фитнес-индустрии и сети платных фитнес-услуг на базе государственных учреждений различных типов; создание предпосылок для развития фитнеса как сферы научных исследований; выявление оснований для внедрения фитнеса в систему подготовки физкультурных кадров.
Социокультурные функции фитнеса реализуются путём преобразования человеческих ресурсов, элементов культуры, общества, трансформируя их средствами фитнес-технологий в соответствующие общественному запросу психофизические кондиции человека.
Если рассматривать фитнес как инновацию в физической культуре, то он представляет собой совокупность инновационных видов физкультурно-оздоровительной деятельности, их передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования, разработанных на основе традиционных отечественных и зарубежных видов оздоровительной физической культуры. Его базовой основой являются систематические, добровольные занятия физическими упражнениями, согласованные с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека с целью оздоровления, повышения и сохранения физической дееспособности, способствующие улучшению качества жизни и эффективности профессиональной деятельности [1].
Новые представления о человеческой жизнедеятельности ориентируют личность на достижение физического и духовного развития, улучшение самочувствия, психического и физического здоровья. Появление инновационных видов оздоровительной физической культуры в России связано с интенсивным развитием физкультурно-оздоровительной работы и, прежде всего, с возникновением и ростом фитнес-индустрии, где создаются новые направления фитнеса и различные фитнес-технологии, имеющие свою специфику [2; 3].
Фитнес способствует появлению новых видов спорта (спортивная аэробика, аэрофитнес, степ-аэробика, фитнес-аэробика, силовой фитнес и др.), программ, технологий, методик и др. В нём используются инновационные средства, формы, методы организации, новый инвентарь, оборудование. В физическую культуру фитнес вносит новые понятия, термины (фитнес-клуб, фитнес-менеджер, фитнес-программа и др.), тем самым обновляя понятийный аппарат. Именно в фитнес-индустрии появляются новые виды физкультурно-оздоровительной деятельности, не существовавшие в истории ранее (фитбол-аэробика, слайд-аэробика, терра-аэробика, слайд-аэробика, кроссфит и др.), разрабатываются новые виды педагогического контроля за физическим состоянием (диагностика, тесты).
Проведённые многолетние исследования позволили определить место фитнеса в системе физической культуры и выявить связи с ее видами.
Чтобы определить место фитнеса в физической культуре и целесообразность дополнения уже существующей традиционной классификации видов физической культуры новым видом, следует рассмотреть логику классифицирования и возможность поставить фитнес в один ряд с физкультурным образованием, физкультурной рекреацией, физкультурной реабилитацией и спортом (спортизацией).
Как известно, классификация чего-либо зависит от того, какой классификационный признак положен в ее основу. В связи с тем что, как правило, объекты обладают не одним, а несколькими характерными признаками, они могут быть представлены в разных классификациях. Таким образом, классификации, предполагающие разделение занятий физическими упражнениями, могут быть различными (по приоритетным задачам, по формам организации занятий, по степени добровольности участия в занятиях, по видам учреждений, по возрасту занимающихся и т.п.).
По нашему мнению, для понимания сути фитнеса целесообразно использовать признак приоритетной задачи, решаемой в процессе занятий физическими упражнениями, так как в физической культуре именно этот признак является одним из главных при выделении ее видов. В каждом виде физической культуры в той или иной степени могут решаться задачи других видов, однако приоритетной является одна, и именно в соответствии с ней и классифицируется этот вид.
C момента возникновения основной миссией фитнеса было привлечение тех, кто был исключён из сферы систематических физкультурных занятий. Это, в первую очередь, взрослые люди, которые в силу своего возраста и профессиональной деятельности уже вышли из образовательных учреждений (где занятия физическими упражнениями являются обязательными), они не были спортсменами, и им не требовалось использование физических упражнений с целью реабилитации. И в отличие от рекреационных занятий, где они могут заниматься для получения удовольствия, восстановления сил и переключения внимания с одной деятельности на другую, занятия фитнесом решают совершенно другую задачу, которая целенаправленно не решается в других видах физической культуры. Это прежде всего поддержание и повышение уровня физической дееспособности, состояния здоровья, физической и умственной работоспособности и профессионального долголетия. И эту задачу можно решить, только если есть научно обоснованная фитнес-программа, разработанная система оздоровительных занятий и профессионал-тренер.
Критерием для выделения вида в физической культуре служит соответствие его конкретному виду человеческой деятельности связанным целенаправленным социальным процессом физического развития людей. Отдельный вид должен обладать специфичностью по отношению к другим видам не только по решаемой задаче, но и по предметному и личному компонентам физической культуры, включающим духовные и материальные ценности [3].
В связи с этим рассмотрим фитнес как один из видов физической культуры.Предметная часть фитнеса – это результат материального и духовного труда, который используется как средство и способ поддержания и повышения уровня физической дееспособности и здоровья человека, приобщение его к здоровому образу жизни. Кматериальным ценностямфитнеса относятся: фитнес-клубы, фитнес-центры, отвечающие мировым стандартам, фитнес-студии, тренажёрные залы, современное оборудование, инвентарь, спортивная форма и т.д. Они выступают в качестве средств, обеспечивающих процесс оздоровительной тренировки (оздоровления, воспитания, профилактики), а также различных кворумов, конвенций, фестивалей с целью пропаганды здорового образа жизни. К духовным ценностям относятся: учебные пособия, книги, методические рекомендации, программы, публикации, журналы, правила соревнований и др., в которых раскрывается теория фитнеса, методика проведения занятий, приводятся тесты для определения функционального состояния и физической подготовленности занимающихся.
Личностная часть фитнеса выступает как результат специально организованных занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают необходимый уровень здоровья, продолжительность жизни, высокую работоспособность, а также формируют убеждения о целенаправленной двигательной деятельности для повышения качества жизни и успешности в профессии.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что вид должен реализовываться в определенных учреждениях, иметь документы, регламентирующие процесс деятельности, учреждения профессиональной подготовки, которые должны готовить специалистов для этого вида. Все эти требования полностью выполняются в фитнесе, поэтому вполне обоснованно будет определить фитнес как явление одного порядка с физкультурным образованием, физкультурной рекреацией, физкультурной реабилитацией и спортом (спортизацией). Изменение нашего общества на современном этапе меняет и задачи занятий физическими упражнениями, что отражается на классификации видов физической культуры, поэтому выделение фитнеса как отдельного вида физической культуры нам представляется вполне обоснованным и актуальным (таблица).
Компоненты видов физической культуры
Специалист по данному профилю деятельности
Документы планирования деятельности
Получение образования в области физической культуры, всестороннее физическое развитие, подготовка к выполнению социальных обязанностей в обществе
Учреждения общего и профессионального образования
Учитель, преподаватель, руководитель физического воспитания
Снятие эмоционального напряжения, активный отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда
Дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, парки культуры и отдыха и т.п.
Рекреолог, организатор массовых физкультурных мероприятий
План мероприятия, сценарий
Восстановление временно утраченных функций после заболеваний и травм
Лечебные учреждения, поликлиники, больницы, санатории, реабилитационные центры
Инструктор (методист) лечебной физкультуры
Достижение, получение наивысшего результата в избранном виде спорта
Детско-юношеские спортивные школы, спортивные организации, спортивные клубы и т.п.
Тренер по виду спорта
Документы планирования учебно-тренировочного процесса
Поддержание и повышение уровня физической дееспособности и здоровья
учреждения дополнительного образования, спортивные клубы на производстве
Инструктор по фитнесу фитнес-менеджер, персональный тренер
В процессе развития фитнеса в России были выявлены изменения не только в количественно-качественных характеристиках фитнеса, но и в философских идеях. На современном этапе развития (с 2000 года) в нём произошла смена механистической парадигмы на холистическую. В результате этого на рубеже XX-XXI вв. в фитнесе стало происходить соединение его физического аспекта с аспектом духовным, реализуемым в новом направлении mind-body fitness – фитнес ума и тела, которое соединяет в себе одновременно физическую и психологическую тренировку. Все это способствовало появлению новых фитнес-программ, основанных на восточно-оздоровительных видах гимнастики (ушу, йоги и др.). Исследование динамики популярности фитнес-программ показало, что в последние годы занятия, относящиеся к этому направлению становятся всё более популярными, уступая лидерство лишь таким традиционно признанным направлениям, как степ-аэробика, танцевальная и классическая аэробика, программы в воде.
Проведённый анализ научно-методической литературы, ретроспективный анализ развития фитнеса, динамики спроса фитнес-программ, опрос специалистов и собственный педагогический опыт в этой сфере позволили определить дальнейшие перспективы развития фитнеса в России. В ходе активного развития и внедрения фитнеса в различные сферы физкультурно-оздоровительной деятельности возникают различные проблемы, которые вносят определенные изменения в ход развития самого фитнеса и фитнес-индустрии в целом. На основании этого мы попытались обозначить тенденции развития фитнеса через существующие проблемы в обществе, экстраполируя их в будущее. Одной из проблем является увеличение количества пожилых людей и увеличение доли работающих пенсионеров, что, несомненно, скажется на появлении и разработке новых фитнес-программ. В связи с этим будет увеличиваться количество программ для пожилых людей. Следует ожидать снижения интенсивности в программах, популярность будет расти у программ холистического направления, разработанных на основе восточных видов оздоровительной гимнастики.
На наш взгляд, возрастет интерес к совместным занятиям в фитнес-клубах, появятся фитнес-программы не только для родителей с детьми, но и для бабушек и внуков. Пролонгированное ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения дает толчок эффективному развитию детского фитнеса не только рекреационной направленности, а разработке и внедрению научно обоснованных, эффективных программ для детей и подростков [4]. Нарушения опорно-двигательного аппарата (по окончании школы более 90% учащихся имеют нарушения осанки), которые негативно сказываются на состоянии здоровья школьников, студенческой молодежи, будут способствовать разработке коррекционных фитнес-программ, направленных на профилактику различных заболеваний. Занятия будут проходить в малых группах, и, конечно, возрастет интерес к персональным тренировкам и к занятиям в бассейне.
В связи с увеличением травм в последние годы на занятиях в фитнес-клубах вновь обязательным условием станет тестирование занимающихся. Следует отметить, что фитнес-индустрия в нашей стране очень быстро развивалась, и в связи с этим долгое время клубы брали на работу персонал без физкультурного образования, поэтому, чтобы не оказаться в тяжелом финансовом положении, администрация будет нанимать на работу грамотных специалистов. Это значит, что, наконец, инструкторов по фитнесу начнут готовить в высших учебных заведениях по единому государственному стандарту, и предпочтение будет отдаваться специалистам, имеющим знания по реабилитации. На наш взгляд, это связано будет с появлением комплексных программ оздоровления, рекомендованных врачом на основе диагностики клиента. Также можно отметить появление и разработку программ «особый клиент», дальнейшую компьютеризацию программ и использование дистанционных фитнес-программ, повышение комфортности проведения занятий и совершенствование диагностики, а также повышение престижности профессии специалиста по фитнесу.
Определено, что внедрение фитнеса охватывает широкую сферу применения, включающую учреждения разного типа и вида, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, фитнес-индустрию. Фитнес-технологии могут применяться во всех формах физкультурно-оздоровительной работы, например в образовательных учреждениях: на уроках физической культуры разной направленности и его частях, в секциях и кружках, мероприятиях режима дня, физкультурно-массовых оздоровительных мероприятиях, дополнительных платных услугах. Установлено, что внедрение фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников, учащейся молодежи, студентов не только повышает интерес к занятиям физической культурой, улучшает настроение, самочувствие, способствует активному посещению занятий без пропусков, но и содействует целенаправленному развитию двигательных способностей [4; 5]. В то же время занятия с применением фитнес-технологий позволяют охватывать большие группы учащихся, в основном не требуют специально оборудованных помещений, дорогостоящего инвентаря, обеспечивают высокую общую и моторную плотность, дают возможность получать тренировочный оздоровительный эффект.
Современный этап развития фитнеса характеризуется, с одной стороны, возникновением и расширением его различных направлений (силовой фитнес, адаптивный фитнес, водный фитнес, коррекционный фитнес), видов и более 200 фитнес-программ, что, несомненно, создаёт разнообразные возможности его внедрения в физкультурно-оздоровительную и физкультурно-спортивную, физкультурно-реабилитационную деятельность с самыми разными возрастными и социальными группами. С другой стороны, развиваются и его научно-методологические основы, появляются учебные программы, учебные и учебно-методические пособия, диссертационные исследования, в которых рассматриваются и обосновываются те или иные теоретические аспекты, на что указывают многие авторы 4.
Широкое внедрение фитнеса в физическую культуру, его становление как научной дисциплины, разнообразие направлений и их популярность определяют целесообразность подготовки специалистов по фитнесу в высших учебных заведениях по единому государственному стандарту. Необходимо создавать мобильную систему подготовки специалистов, которая могла бы реагировать на изменения рынка образовательных и оздоровительных услуг. Указанное особенно важно в связи с критической ситуацией состояния уровня здоровья, особенно подрастающего поколения России.
Сегодня фитнес является как предметом научного изучения, так и учебной дисциплиной. Следует особо подчеркнуть, что это два самостоятельных, существенно отличающихся понятия. Зачастую студенты их не дифференцируют и смешивают, что вносит досадную путаницу в представление о фитнесе. Необходимо отличать фитнес как предмет научного изучения и собственно – учебную дисциплину, осваиваемую студентами.
Итак, наука в области физической культуры изучает фитнес с позиций исследования её компонентов и их взаимосвязей, определяет механизмы её влияния на организм и психику человека, его физическое и психическое развитие и здоровье от занятий различными направлениями аэробикой, особенности организации и методики проведения занятий. Для этого используются различные методы научного познания, как теоретические, так и эмпирические, немаловажную роль в которых выполняет эксперимент.
Научное познание фитнеса базируется на основных принципах и положениях теории и методики физической культуры, теории оздоровительной тренировки, а также анатомии, физиологии, кинезиологии, биомеханики, гигиены и психологии и др.
Базовой основой принципов фитнеса являются: общие принципы физической культуры, так как фитнес является ее частью; принципы оздоровительной тренировки, так как основой занятий является оздоровительный процесс и методические (дидактические) принципы, так как специалист по фитнесу осуществляет педагогическую деятельность, обучает, развивает и воспитывает занимающихся. Однако фитнес имеет свои руководящие правила (принципы), которые направлены на эффективное решение задач оздоровления занимающихся, повышения их умственной и физической работоспособности (рисунок).
В свою очередь, фитнес как учебная дисциплина входит в различные направления ОП ПОПП («44.03.01 Физическая культура», «49.03.01 Физкультурное образование», Адаптивная культура) в виде различных учебных программ и курсов по выбору («Теоретические основы фитнеса», «Фитнес–технологии в физической культуре», «Детский фитнес», «Адаптивный фитнес», «Проектирование фитнес-программ», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» специалиста по фитнесу и др.).
Программы призваны содействовать формированию системы фундаментальных инновационных знаний и умений, основополагающих для сформированности компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом. В то же время они являются важнейшим компонентом целостного развития личности будущего педагога. Целью их является повышение уровня профессионально-педагогической подготовки студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, базирующихся на специальных знаниях и овладении системой практических умений и навыков по методике и организации занятий по различным направлениям фитнеса для их эффективного использования в будущей профессии педагога физической культуры и оздоровления населения России.
Сегодня становится очевидным, что развитие фитнеса будет продолжаться, будут возникать новые направления и фитнес-программы. Именно поэтому знания и практические умения в области оздоровительной физической культуры и фитнеса будущего учителя или тренера, педагога дополнительного образования, фитнес-инструктора являются важным условием развития как его профессионального мышления, так и двигательной подготовки, становления в профессии, а значит – профессиональной успешности.
Заключение. В настоящее время выявлена выраженная тенденция к дальнейшему успешному развитию фитнеса в нашей стране на данном этапе и его перспективам в будущем, что будет способствовать оздоровлению российских граждан и формированию здорового образа жизни нации.
Развивая данные тенденции и с целью обоснования методологии фитнеса и его популяризации в России, в течение 13 лет в Санкт-Петербурге проводятся Всероссийские и Международные научно-практические конференции по фитнесу в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). С 2015 года на платформе Российской академии естествознания функционирует электронный научно-методический журнал «Фитнес: теория и практика», где публикуются научные работы авторов из различных городов России для обсуждения проблем и творческих новаций в этой сфере.
На основании сказанного можно констатировать, что появление феномена фитнеса обогащает теорию и методику физической культуры, расширяет и углубляет научные представления о: сущности новых понятий «фитнес» и «фитнес-технология» и др.; возможности формирования фитнес-культуры как занимающихся, так и педагогов, тренеров; внедрении фитнеса в физическую культуру и его роли в модернизации физкультурного образования подрастающего поколения; путях и условиях его развития в России; сущности, структуре и содержании профессиональной деятельности специалиста по фитнесу, путях его профессиональной подготовки и переподготовки.