Оздоровительное плавание для детей что это такое
Оздоровительное плавание
Ангелина Демина
Оздоровительное плавание
Оздоровительное плавание
Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные — спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д.
Благотворное влияние воды на организм человека определяется ее физическими, химическими и биологическими свойствами, которые успешно используются для достижения определенных целей в практике физического воспитания и спорта. Плавание наиболее успешно исправляет нарушения осанки и деформацию позвоночника человека. В частности, лечебное плавание при сколиозе направлено на воспитание правильной осанки, возможной коррекции имеющейся деформации позвоночника и грудной клетки, развитие правильного дыхания, увеличение силы, повышение тонуса мышц, особенно разгибателей позвоночника и брюшного пресса, улучшение функций сердечно-сосудистой системы, приобретение навыков плавания, коррекцию плоскостопия, закаливание организма. Действенным средством при всех степенях нарушения осанки является плавание брассом, баттерфляем, а также асимметрическое плавание с нагрузкой на отстающие в своем развитии мышечные группы.
Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше,чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыхания. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течение 3–5 минут при температуре 24–25°С увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ — на 50–75 %. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение веса тела человека в воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов. Плавание является наименее травматичным видом физических упражнений.
Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах.
Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях.
Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр — водное поло — стала олимпийским видом спорта.
Фигурное (художественное, синхронное) плавание — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Это один из самых утонченных, элегантных и зрелищных видов водного спорта, которым занимаются в основном представительницы слабого пола.
2. сначала руки, потом полная координация
Различные Понятия «Стиль плавания» и «способ плавания»стиль может быть индивидуальным, Способ более широкий смысл….
Во время занятий по обучению плаванию необходимо соблюдать основные правила.
1. В поле зрения воспитателя должна быть вся группа, чтобы он имел возможность в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
2. Проводить урок по плаванию в купальном или спортивном костюме.
3. Если ребенок не совсем здоров, то обучаться плаванию ему в этот день не следует.
4. Не проводить занятия в воде сразу после приема пищи.
5. Необходимо следить за тем, чтобы дети перед началом занятий, по необходимости, посетили туалет, тщательно вымылись в душе теплой водой с мылом. Не допускать в воду детей разгоряченными после душа.
6. Если появились признаки охлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ, ребенка немедленно
следует удалить из воды. Теплый душ, энергичные движения руками, растирание полотенцем, одежда быстро его согреют.
7. Не рекомендуется на одном уроке выполнять большое количество упражнений, которые могут привести к переутомлению детей. Нельзя разрешать детям сталкиваться в воде, нырять навстречу друг другу.
8. Во время занятий дети не должны громко кричать и шуметь. Нельзя допускать, чтобы они умышленно
ложно звали на помощь.
9. Вход детей в воду и выход из воды должен происходить только по команде или разрешению воспитателя.
10.Каждый ребенок должен иметь: сумочку с мылом и мочалкой, махровое полотенце, купальную накидку или халатик, резиновую шапочку, купальные шлепанцы или резиновые тапочки. Перед началом занятий дети выстраиваются в одну шеренгу. Воспитатель кратко и доступно объясняет детям содержание предстоящего занятия. После этого дети приступают к выполнению упражнений на суше или в воде, в соответствии с программой.
Занятие по плаванию следует строить таким образом, чтобы дети одновременно приучались к дисциплине, закрепляли гигиенические навыки. Заканчивается урок по плаванию также построением детей. Дается краткая оценка прошедшего занятия, нужно похвалить и подбодрить детей. Порицание и наказание выносятся только в случае крайней необходимости.
При обучении плаванию дошкольников важно соблюдать следующие методические правила.
1. Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. В условиях дошкольного учреждения, в зависимости от количества занимающихся, они могут проводиться от 2 до 5 раз в неделю. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Многочисленные исследования показали,что частые и относительно непродолжительные занятия дают лучший эффект, чем проводимые дольше, но реже.
2. Доступность. Объяснения и показ упражнений инструктором по плаванию (или воспитателем, их выполнение
и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует руководствоваться
принципами: «от простого — к сложному», «от легкого к трудному», «от известного — к новому», «от главного —
3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого
положения, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.
4. Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождайте показом упражнений.
Не следует забывать, что дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание. Показ изучаемого упражнения проводится воспитателем или хорошо умеющим плавать ребенком старшего возраста перед началом занятия. Полезны в обучении наглядные пособия — рисунки, плакаты, диаграммы, диафильмы, учебные фильмы и т. д.
5. Последовательность и постепенность. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны
предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых
движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о них.
Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается веселыми играми, забавами и развлечениями в воде. Игры и упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию. При этом нельзя ограничиваться только подвижными играми в воде. Широко применяйте игровые упражнения и соревнования.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т. д.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начального этапа обучения плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а также технически правильно и экономично плавать. Особое внимание обращается на педагогические приемы, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе. А это, в свою очередь, становится основой принципа самостоятельности ребенка в педагогической деятельности педагога-инструктора.
Занятия в течение учебного года предлагается проводить не реже 1—2 раз в неделю. В зависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребывания детей в воде может колебаться от 10 до 25 минут.
Возрастные группы делятся на подгруппы. Численность детской группы на занятии не должна превышать 10—12 человек.
При составлении примерных планов занятий, формулировке задач и подборе конкретных упражнений очень важно учитывать возрастные различия детей. Так, начиная занятия со старшими дошкольниками, инструктор-педагог должен помнить, что они гораздо быстрее осваиваются в воде, чем младшие дети. Поэтому начальный период обучения (привыкание к воде) у детей старшего дошкольного возраста значительно короче, но последовательность выполнения упражнений для начального обучения сохраняется в работе с детьми всех возрастных групп.
Физкультурно-оздоровительное развлечение «Праздник мяча» Физкультурное развлечение «Праздник мяча» Дети – это наше будущее, наше будущее – это здоровые дети. Необходимо помнить – здоровье начинается.
Физкультурно-оздоровительное занятие «Здоровые ножки» Цель: профилактика плоскостопия, приобщение к здоровому образу жизни. Материал, пособия: ребристая дорожка, 6 кочек, канат, массажные.
Конспект НОД по физическому воспитанию (плавание) «Путешествие к Русалочке» Развлечение в бассейне с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие к Русалочке» Цель:.
Конспект занятия по ИЗО «Большому кораблю, большое плавание» Конспект занятия старшей группы по образовательной области «Художественное эстетическое развитие» «Большому короблю, большое плавание».
Летне-оздоровительное планирование в старшей группе Понедельник. Утро. Прием детей на участке. Дежурство в уголке природы. Цель: учить детей умению ухаживать за растениями. Д/и «Какой он?.
Оздоровительное развлечение «Остров Здоровья» Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи: приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать у них ценное отношение.
Оздоровительное занятие «В гости к нам пришел Мойдодыр» Оздоровительное занятие «В гости к нам пришел Мойдодыр» В группу вбегает мальчик Тимоша, грязный, растрепанный, не причесанный и обращается.
Развлечение физкультурно оздоровительное «Про мышат» Цель: Формирование здорового образа жизни Программное содержание: закреплять представления о здоровом образе жизни, прививать культурно.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Плавание тел. Изготовление кораблика» Совместная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: Гадаборшева Елена Сергеевна. Д/сад.
Польза плавания – что укрепляет плавание в бассейне и какие мышцы работают, сколько калорий сжигается от плавания
Польза плавания для организма доказана и неоспорима. Этот вид спорта имеет множество преимуществ: укрепляет здоровье, мышечный корсет, а также является одним из видов кардиотренировок. С помощью плавания можно быстро сбросить вес.
Польза плавания для организма доказана и неоспорима. Этот вид спорта имеет множество преимуществ: укрепляет здоровье, мышечный корсет, а также является одним из видов кардиотренировок. С помощью плавания можно быстро сбросить вес.
В этом материале мы расскажем о пользе плавания, влиянии тренировок на организм. Также вы узнаете, как выбрать место для занятий и как плавание влияет на процесс жиросжигания.
Для каких органов и групп мышц полезно плавание
Плавание развивает мышечные комплексы организма, сердечно-сосудистую и дыхательные системы, а также является отличным способом быстро сбросить лишние килограммы. Рассмотрим основные преимущества плавания с точки зрения полезности для организма.
Плавание задействует большинство групп мышц
Во время плавания работают практически все мышцы тела. Различные техники плавания увеличивают нагрузки на те или иные группы мышц. Во время брасса здорово прокачиваются ноги – ягодицы, икры, бедра. Метод баттерфляй задействует плечевой пояс, руки и корпус. Кроль – наиболее комплексный вариант, при котором все мышцы задействованы равномерно.
Тренировка легких
Спортсмены, занимающиеся плаванием профессионально, очень выносливы. Их дыхательная система способна выдерживать огромные нагрузки. Это достигается за счет развития мышц грудной клетки, диафрагмы и увеличения объема легких при тренировках.
Занимаясь плаванием, вы не будете испытывать проблем при беге на длинные дистанции. Дыхательная система будет готова к многокилометровым забегам и будет быстро восстанавливаться после кардиотренировок.
Развитие гибкости
Плавательные техники подразумевают множество элементов: гребки, перевороты, нырки и т.д. Все это благотворно сказывается на гибкости организма – улучшается эластичность мышц, растяжка.
Не стоит забывать, что перед тренировками необходима разминка. Это уменьшит вероятность получения травмы во время заплыва.
Укрепляет суставы и позвоночник
Ещё одна польза плавания заключается в укреплении суставов и позвоночного столба. Все профессиональные пловцы имеют красивое рельефное тело, а крепкая спина – залог здорового позвоночника.
Во время тренировки в бассейне тело не испытывает ударных нагрузок, а мышцы спины активно задействованы. За счет этого исправляется осанка, укрепляется позвоночник, суставы и связки.
Снятие стресса
Плавание, как и любой вид спорта, помогает отвлечься от повседневных проблем и улучшить психологическое состояние. Научные исследования в различных странах подтверждают этот факт – люди рассказывают о лучшем самочувствии после плавания, снятии напряжения и тревоги.
Координация и подвижность
Правильное выполнение техники требует координированной работы всего тела: конечностей, групп мышц, дыхательной системы. По этой причине можно назвать плавание хорошей тренировкой координации, а если добавить к ней устный учет количества гребков и вдохов, то можно неплохо развить когнитивные способности.
Восстановление после травм
Занятия в воде можно использовать в качестве альтернативы тренировкам во время восстановления. В послеоперационные периоды плавание может стать первым этапом в возвращении к нагрузкам.
Ударная нагрузка отсутствует, поэтому плавать можно даже с небольшими вывихами и ушибами.
Занятия людей с серьезными заболеваниями
Существует специальный вид водных занятий – оздоровительный. Ограниченная подвижность, артрит, артроз, проблемы с позвоночником – во всех этих случаях занятия в бассейне могут помочь справиться с заболеванием или убрать болевой синдром.
Рекомендуется перед началом занятий посетить врача, который одобрит ваше желание заниматься оздоровительным плаванием. Также рекомендуется тренироваться под присмотром личного тренера.
Сколько сжигает калорий плавание
Лучшими тренировками для похудения считаются кардиотренировки. Процесс жиросжигания начинается через 20-25 минут после монотонных нагрузок, а плавание как раз предполагает продолжительные физические нагрузки со средней интенсивностью. Во время бега, например, человек испытывает множество раздражителей и отвлекающих факторов – пот, солнце, ударные нагрузки на стопы. Плавание не имеет таких минусов, а усталость во время тренировки придет гораздо позже, чем во время бега.
Процесс похудения при занятиях в воде зависит от антропометрических данных человека. Человек весом около 70 кг за час тренировки средней интенсивности потратит от 400 калорий. Если сильно постараться и увеличить темп, то можно сжечь до 750 калорий за занятие.
Если сравнивать плавание с другими кардиотренировками невысокой интенсивности, получим следующую картину:
Читайте подробнее в статье Сколько калорий сжигает бег.
Получается, что плавание заметно выигрывает. А если учесть, что при занятиях в воде человек не только теряет калории, но и прокачивает множество групп мышц, выбор становится ещё очевиднее.
Чем полезно и вредно плавание в бассейне
Плавать можно как в открытой воде, так и в бассейне. В крупных городах можно найти несколько хороших плавательных комплексов для тренировок. Какова польза плавания в бассейне?
Однако, несмотря на все плюсы, плавание в бассейне может нанести вред организму человека.
Необходимо убедиться, что место, куда вы будете ходить, принесет вашему организму только пользу.
Как выбрать место для плавания
Почти в каждом городе есть несколько крупных водных спорткомплексов. В каких-то занимаются профессиональные спортсмены, какие-то доступны для общественного посещения и пользования. Также бассейны есть в кампусах университетах и в некоторых школах.
Несколько советов, которые помогут выбрать место для плавания:
Плавание является одним из самых доступных видов спорта: не требует особой физической подготовки и дорогого инвентаря. Научиться плавать может практически каждый. Для этого нужно лишь желание и свободное время.
Помимо удовольствия, плавание укрепляет здоровье, снимает стресс и напряжение и способствует улучшению настроения. Совмещая приятное с полезным, вы одновременно сможете прокачать мышцы, похудеть и стать более выносливым.
Польза бассейна для детей: как плавание влияет на организм, плюсы, минусы
В современном обществе бытует мнение, что ребёнок должен начинать заниматься плаванием, едва он появился на свет. Говорят, чем раньше малыш погрузится в воду, тем больше вероятности, что знакомая ему комфортная среда принесёт максимум пользы для здоровья, физического воспитания и развития.
Многие родители записывают кроху в бассейн уже в месяц-два. Обсудим, в чем плюсы плавания, с какого возраста можно обучать ребенка в бассейне или открытом водоеме и какие есть противопоказания.
Со скольки лет можно плавать
На этот счет есть разные мнения, но ученые и медики все чаще склоняются к тому, что ходить в бассейн можно начиная с грудничкового возраста. Поэтому уже после выписки из роддома мамы могут начать выбирать бассейн для первых занятий новорождённого.
с 2 недель до 3 лет
с 3 до 6 лет
6 лет и далее (школьный возраст)
Начнем с аргументов за то, чтобы учить плавать грудных детей. В этом случае скорее следует говорить о «знакомстве» малышей с бассейном.
Таким образом, есть основания полагать, что плавание для детей несёт заметную пользу для здоровья, в том числе и для совсем маленьких пловцов – с 2 месяцев до 3 лет. С 2-3 месяцев детей можно брать с собой в бассейн. Если они будут находиться в воде в столь раннем возрасте, то у них не возникнет страха перед плаванием. В этот период вода для ребёнка всё еще привычная и знакомая среда, в которой ещё совсем недавно он находился круглосуточно. Помогут адаптироваться врожденные рефлексы, в том числе и тот, что направлен на задержку дыхания в нужный момент.
Груднички занимаются вместе с мамой, тренер только дает рекомендации. Нелишним будет получить консультацию педиатра.
Когда малышу уже исполнилось 3 года, то у родителей остается меньше вопросов касаемо посещения бассейна. Вероятно, малыш к этому времени уже прошел курс занятий в воде при поликлинике. В медицинских учреждениях для детей оборудуют ванны для плавания, рассказывают, как заниматься с грудничками дома.
В части детских садов в стране есть бассейны. Если в вашем ДОУ ничего подобного нет – то можно посетить вместе с ребёнком центр La Salute. Здесь малышей ждёт просторный бассейн с морской водой и опытные инструкторы.
Дети дошкольного возраста должны обучиться основам плавания, держаться на воде в горизонтальном и вертикальном положении. На занятиях обязательно должны присутствовать родители. Но зачастую во многих бассейнах складывается интересная ситуация: мамам и папам запрещают посещать тренировки. Это неправильный подход.
Вообще, детское плавание до 4-5 лет должно осуществляться в интерактивном режиме, а не представлять собой тренировочный процесс. То есть до этого возраста маленький человек всё воспринимает, как игру. Отдавать чадо в секцию лучше лет с 6-7. До этого времени можно водить сына или дочь на тренировки, но только чтобы занятия были индивидуальными или в небольших группах.
Обучение детей, которые уже не посещают детский сад, происходит почти как у взрослых. Изучают разные стили и техники, тренируют умение держаться на воде и под водой, расслабляться и делать ускорения. В 10 лет, если ребенок регулярно занимался, он может уже быть обладателем десятка кубков и медалей. Но нужно понимать, что посещать бассейн можно с разными целями:
В итоге плавать ребенку можно начинать уже с 2 месяцев. А с возраста 2 недели попробуйте приносить кроху в бассейн для знакомства с новой обстановкой. Главное – найти центр или фитнес-клуб, где соглашаются обучать маленьких детей.
Плавание в бассейне для детей — чем полезно и с какого возраста можно?
Доказано, что систематические занятия плаванием с раннего возраста отлично закаливают ребенка, делают его менее подверженным заболеваниям, стимулируют правильное физическое развитие.
Первые результаты заметны уже спустя несколько недель, а преимущество занятий в бассейне очевидно – это можно делать вне зависимости от сезона.
Что дает ребенку регулярное плавание?
Некоторые положительные эффекты очевидны, о других родители даже не догадываются. Например, занятия плаванием предупреждают развитие плоскостопия при предрасположенности к нему.
Польза от плавания:
Противопоказания:
Плавание в бассейне позволяет укрепить нервную систему, пригасить повышенную возбудимость, положительно воздействует на сосуды и сердце малыша. Несомненная польза упражнений в воде для опорно-двигательной системы подтверждена положительной динамикой у детей, страдающих ДЦП.
Кроме того, ваш ребенок быстро научится плавать, и вам не придется переживать за него в процессе купания на открытых водоемах.
Кому и с какого возраста можно начинать занятия?
Если у ребенка нет противопоказаний к плаванию, оздоровительные занятия можно проводить с самого раннего возраста. Поэтому на первые занятия можно приводить любого здорового грудничка.
Некоторые врожденные аномалии организма могут также стать противопоказанием к плаванию, но встречаются они чрезвычайно редко. Гораздо больше существует показаний к началу занятий. Помимо общего оздоровления плавание резко стимулирует не только физическое, но и умственное развитие малыша, делает его более коммуникабельным.
В некоторых случаях, например, при восстановлении после травм или реабилитации после ряда заболеваний, врачи настоятельно рекомендуют регулярное плавание.
Плавание для детей до 1 года
Родители быстро убеждаются, что груднички практически не болеют, отлично спят и прекрасно кушают, как только начинают активно заниматься плаванием. Физические нагрузки нужны для ребенка каждый день, а для проблемного малыша в большинстве случаев просто обязательны. Это не только специальный массаж, снимающий дисплазию суставов, но и специальные упражнения в бассейне.
Крайне важны занятия плаванием для малышей с диагнозом:
В большинстве случаев ранние занятия плаванием позволяют минимизировать проблемы со здоровьем у ребенка либо полностью избавиться от них. Единственное отличие грудничкового плавания от обычного в том, что навык самостоятельного плавания не является основной целью занятий. Главное, что это эффективный способ закаливания, укрепления иммунитета и здоровья, исправления выявленных отклонений и стимулирование правильного развития.
Плавательные рефлексы у грудничков имеются, их нужно просто развивать. Чтобы навык закрепился на всю жизнь, регулярные занятия необходимы минимум до 3-х лет. Разумеется, должен быть подготовлен специальный бассейн для грудничков с чистой водой оптимальной температуры, должна обеспечиваться дезинфекция воды и обеззараживание воздуха.
Порядок проведения занятия
Малыши с удовольствием будут плавать в любое время. Поэтому расписание по дням и время посещения бассейна подбирают взрослые. Каждое занятие должно длиться порядка 30 минут, включать в себя предварительный разогрев ребенка. Дети не должны быть уставшими, перекормленными или голодными, перевозбужденными.
Тренировочное занятие делится на три этапа. Это подготовка, основная и заключительная части.
Подготовка
Длится до 15% общего времени занятия. Подготовка состоит из разогрева, постепенного входа ребенка в воду и адаптации малыша в бассейне. Для этого используется ряд приемов: качания, проводки, полоскания и пр.
Основная тренировка
Длится 80% всего времени и включает комплекс упражнений, которые развивают навыки ныряния и плавания, являются общеукрепляющими или специальными (для малышей с отклонениями в развитии). Упражнения проводятся в игровой форме, вначале принудительно, руками тренера. После усвоения ребенком основных навыков большую часть упражнений он начинает выполнять самостоятельно.
Завершение тренировки
Занимает около 5% общего времени занятия. Малыша постепенно успокаивают, делают с ним любимые упражнения для поднятия настроения и выводят из воды.
Обязательно нужно следить, чтобы малыш не устал, не испугался бассейна. Лучше раньше прервать тренировку или заменить упражнения игрой. Наверстать пропущенное можно будет позже, главное – чтобы малыш получал удовольствие и с радостью приходил в бассейн.
Совместное плавание в бассейне с родителями
Самым маленьким наиболее комфортно, когда занятия проводятся с мамой или папой. Некоторые малыши начинают ходить в бассейн в 4-6 месяцев, когда тесное общение с посторонним человеком, которым для него вначале является инструктор, может стать стрессом. Совместное плавание такой стресс снимает, что особенно важно при первом знакомстве с «большой» водой.
Впечатления от бассейна и готовность к занятиям очень зависят от настроя родителей, которые спокойны, являются для малыша надежной опорой и подбадривают его. После первого успешного контакта с водой страхи (если они были) у ребенка быстро пропадают, он активно включается в новую игру и начинает получать удовольствие.
При занятиях с грудничками нельзя ставить обязательной целью учебу его плаванию. Ребенок естественно чувствует себя в водной среде, ведь совсем недавно он находился в утробе. Часто малыши плавают вертикально, но переучивать их сразу не стоит, на этом этапе важны не спортивные результаты и правильные движения, а здоровье, закаливание водой, развивающие или лечебные упражнения.
Ребенок научится держаться на воде, адаптируется в бассейне – это главное. Совместное плавание в бассейне под контролем грамотного инструктора позволит и родителям усвоить нужные упражнения, чтобы проводить их самостоятельно. Постепенно эти упражнения будут усложняться, доставляя удовольствие обоим и принося заметную пользу. Стоит знать, что плавательные навыки у грудничков постепенно теряются. Закрепить их можно только регулярными посещениями бассейна.
Как научить ребенка плавать?
Начальные навыки специалисты рекомендуют развивать у малышей возрастом от года-полутора лет, в зависимости от их физического состояния. Вначале упражнения выполняются в игровой форме. Ребенок учится держаться на поверхности, нырять, открывать глаза под водой, доставать предметы, проплывать несколько метров самостоятельно.
Обучение плаванию и правильным стилям рекомендуется начинать после 3-х лет. Именно в этот период активно формируется опорно-двигательная система. Необходимо придерживаться нескольких обязательных правил.
Никаких вспомогательных средств, кроме плавательной доски. Нарукавники, жилеты, плавательные круги, ласты и прочее только мешают обучению и закрепляют вредные навыки. Это мешает держаться на воде самостоятельно.
Правильный подбор бассейна. На первых занятиях нужно, чтобы бассейн был неглубоким, с уровнем воды до середины груди. Небольшая ширина позволит выполнять упражнение «скольжение» без опаски – а это основное упражнение при обучении. Учиться сразу на глубокой воде неправильно.
Выполнять эффективные упражнения. Главные навыки начинающего пловца – лежание на поверхности воды, освоение плавучести. Для этого идеально подходят следующие упражнения: «звездочка» (горизонтальное положение с раскинутыми в стороны конечностями), «стрелочка» (скольжение по поверхности), «поплавок» (вис на поверхности, обхватив колени руками). Эти упражнения позволяют прочувствовать плавучесть, разгружают мышцы.
Навык правильного дыхания. В процессе плавания выполняется быстрое вдыхание ртом с постепенным выдыханием через нос в воду. Постепенно ребенок научится выдыхать исключительно в воде, не задерживать дыхание. Правильно поставленное дыхание пригодится не только в бассейне. В дальнейшем можно будет бегать без устали, легко преодолевать лестницы, не запыхавшись.
Выполнять правильную последовательность упражнений от простых до усложненных. Вначале закрепляется навык скольжения, затем – работа ног, рук, дыхание. И только после их закрепления переходят к осваиванию отдельных стилей. Автоматизм и правильность движений отрабатывают на суше, и только затем в воде.
Некоторые родители отмечают, что после начала занятий в бассейне у некоторых детей возникают простуды. Это свидетельствует о несоблюдении еще одного правила – правильного ухода из бассейна. Ребенок должен быть полностью высушен, одет по погоде, защищен от сквозняков, особенно в холодный сезон.