Овз у детей с речевыми нарушениями что это такое
Что означает статус ОВЗ?
Стельмах Светлана
Что означает статус ОВЗ?
— На комиссии ТПМПК ребенку присвоили статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья, скажется ли это потом как-то на поступление в школу?
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР 1,2,3 ур., ФФНР, дизартирии) логопед обязан направить ребенка на ТПМПК для решения вопроса о зачислении ребенка на специализированные занятия.
Если родитель отказывается от ТПМПК – тогда логопед не сможет зачислить на коррекционные занятия Вашего ребенка.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) НА ЛОГОПУНКТ теперь ЗАЧИСЛЯЮТСЯ дети прошедшие ТПМПК и имеющие статус ОВЗ.
На основании заключения этой комиссии, логопед занимается не только постановкой звуков и введением их в речь, но и занимается развитием речи (пополняет словарный запас, обучает грамоте). Программа по развитию речи для детей с ТНР рассчитана на 2-3 года при занятиях 2-3 раза в неделю.
Как только появится положительная динамика в речевом развитии, Вам предложат пройти повторно ТПМПК и статус ОВЗ на комиссии снимут. Если вы по каким-либо причинам, не желаете пройти повторно ТПМПК, это Ваше право, документы детсад никуда не передает и в школу Вы в праве идти в любую, согласно Конституции, Правам о защите ребенка (где учиться-выбирает родитель).
Конечно лучше в детском саду постараться устранить речевые нарушения, а при прохождении комиссии перед школой, реально оценить возможности ребенка. Мы, педагоги, не нагнетаем, а предупреждаем, что помощь детям очень нужна и сейчас и потом, но решать, конечно Вам.
Сейчас диагноз ОВЗ ставят многим деткам, в том числе и с нарушениями речи. В дальнейшем на выбор школы это никак не повлияет. Эти дети учатся с остальными наравне, только если им будет тяжелее осваивать школьную программу, тогда учителя не дают большой нагрузки для них.
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.
Исследовательский проект «Что означает мое имя» Вопрос о том, что означает моё имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали.
Проект «Что означает моя фамилия Маланова?» для старшего возраста Тип проекта: творческо-исследовательский Сроки реализации: краткосрочный, 3 недели Участники проекта: Маланова Цэлмэг 5 лет, ее семья, педагог.
Эссе «Что же означает — профессия воспитатель детского сада» Счастье — это когда ребёнок подаёт тебе тёплую ладошку Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек,.
Овз у детей с речевыми нарушениями что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Особой категорией детей, у которых диагностируются отклонения в развитии (ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Бесплатные занятия с логопедом
Особой категорией детей, у которых диагностируются отклонения в развитии (ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). У маленьких пациентов обычно не наблюдаются нарушения интеллекта, проблемы со слухом, но отмечаются серьезные дефекты речи, что в свою очередь оказывает влияние и на психическое становление.
Понятие тяжелые нарушения речи
Диагноз «ТНР» относится к детям:
Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.
Характеристика тяжелых нарушений речи
Подробная характеристика ТНР:
По результатам исследований в области нейропсихологии можно предположить, в соответствии с местом локализации поражения в коре головного мозга, возможные системные задержки в развитии психической сферы в целом, и речи (в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга и структура дефекта будет разной).
Однако у детей раннего перед дошкольного и даже дошкольного возраста невозможно точно определить динамику восстановления нарушений, а поэтому принято до трех лет указывать, что развитие речи задержано, но не нарушено.
Логопеды условно разделяют общее нарушение развитие речи на 3 уровня. Дети, у которых отмечают признаки ТНР, относятся к первому уровню, и им присущи:
ТНР у школьников
Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения.
У детей дошкольного возраста можно отследить лишь предпосылки для возникновения пороков развития письменной речи. Целесообразно рассмотреть эти нарушения как вторичный дефект, который возникает в результате нарушения комплекса базовых для усвоения чтения и письма психических процессов и функций познавательной деятельности.
ТНР у дошкольников
В дошкольный период развития ребенка можно диагностировать ряд нарушений устной речи проявляющиеся в виде простого или сложного дефекта (ранее комбинированный дефект).
Сложный дефект, как указывает «Дефектологический словарь» – это сочетание двух и более дефектов развития, которые обусловливают качественно своеобразную структуру психической сферы. Сложный (комбинированный) дефект возникает при наличии нескольких мест локализации поражения, при этом глубина проявления дефекта может быть разной: незначительной, значительной, глубокой и тому подобное.
Детям в дошкольном возрасте для разносторонней характеристики выявленного нарушения целесообразно ставить два диагноза, которые укажут на причины и последствия возникновения нарушения речи.
Правильная постановка диагноза позволяет:
Диагностики при тяжелых нарушениях речи
Основной аспект психологической диагностики – определение возможности ребенком усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и прочее).
Процедура диагностики ТНР включает в себя применение таких методов, как:
Успешность диагностики в первую очередь будет зависеть от комплексного и динамического подхода. До 6-ти лет процесс диагностики проводится в игровой форме в период проведения коррекционных логопедических занятий.
Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия
ТНР и УО: сравнительная таблица
ТНР | УО |
Речевые проблемы без наличия интеллектуальных и слуховых нарушений | Проблемы с интеллектуальным развитием, сопровождающиеся проблемами с речью, поведением и прочими направлениями развития |
Трудности возникают с заданиями, которые требуют речевого контакта, ребенок понимает, о чем идет речь, но не может сформулировать и произнести ответ | Нарушение словесно-логического мышления |
Диагностика у логопеда-дефектолога | Сложные этапы диагностики с привлечением невропатолога и психолога |
Причины ТНР
Некоторые причины расстройств общения включают:
Тяжелые нарушения речи – отзывы
Отзывы взяты с форумов и отзовиков.
Положительные | Отрицательные |
Нам 6 лет, и только сейчас перед школой поставили диагноз ТНР (3 степень) на фоне ЗПР. Сын глотает буквы, неправильно использует в речи предлоги. Усидчивость, внимательность, память, логическое мышление в норме, и вот у меня назревает вопрос, нам идти в обычную школу или желательно в заведение, где есть логопедические группы. Может ли сын самостоятельно выговориться без посторонней поддержки? (Анита) | Нам тоже поставили диагноз ТНР, в садик мы ходили специализированный, а вот в школы, уже в третью подаем заявку и от всех поступает отказ, с отпиской, что у них нет соответствующих классов и специалистов. А вот в логопедический центр очередь на годы вперед, вот теперь думаем, может еще годик в садике посидеть, может что-то измениться. (Лариса) |
Я бы рекомендовала все же в логопедический класс. Так как возможно вы замечаете только минимальное количество ошибок, которые в дальнейшем будут нарастать как снежный ком в период обучения письма и чтения. Тем более, а что вы теряете, такие классы открываются практически во всех образовательных учреждениях, и классы небольшие, и занимаются детками более усиленно и ответственно. Мы сами уже третий год ходим в логопедическую группу, и нам все нравится.(Снежана) | У нас только платные классы логопедические, и если сильно хочешь, чтобы ребенок развивался полноценно, и избавился от речевых дефектов, то нужно отвалить кругленькую сумму. А где ее брать семьям, у которых еще и не один ребенок. Надоела эта дискриминация. (Марго) |
Мы не только в школе занимались, но и усиленно на дому, и знаете, смогли преодолеть процентов 70 проблем с речью, сейчас в 6 классе. Да, проблем с мышлением нет, память гениальная, вот только стих наизусть, или вопрос-ответ даются ну очень сложно, но важно не останавливаться и все получится. (Александра) | А нам директор школы в открытую не отказала, но своими действиями показала, что в школу нас не зачислят. Позвонила и сказала, что якобы нам лучше будет посещать специальное речевое заведение, и с местом для нас уже все решено и договорено. А я лично хотела, чтобы дочь была в полноценном обществе, нам кроме речевых проблем нужно еще побороть кучу комплексов.(Галина) |
Нам только 2 года, и уже есть предположение на нарушение речи, так как кроме звуков, никакие слова не выговаривает, а вот логопед пока с нами работать не хочет. Хорошо, что в садик взяли с 1,5 лет, и директор меня поняла, дала прямое распоряжение логопеду с личным контролем. Так что теперь я уверена, что мы эту проблему решим до 6 лет. (Оля) |
Подводим итоги
Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в процессе коррекции тяжелых речевых нарушений важно своевременно диагностировать и определить степень нарушения, а затем подобрать соответствующую программу восстановления.
Овз у детей с речевыми нарушениями что это такое
С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно. Без нормально развитого артикуляционного аппарата ребенок в дальнейшем не сможет нормально учиться и развиваться. Иногда детей, с которыми не занимаются, считают умственно отсталыми. Из-за ошибки диагностики и лени родителей ребенок может навсегда получить неверный диагноз, который сломает ему жизнь. Допускать этого нельзя.
Детки с тяжелыми нарушениями речи учатся в саду по адаптированной образовательной программе. С ними усиленно занимается логопед. Для детсадовцев с ТНР есть специальные игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые в целом укрепляют здоровье, развивают мелкую моторику (она непосредственно влияет на мозг и речь), тренирует артикуляционный аппарат.
Хочу посоветовать литературу, которая поможет занятиям с ребенком дома и в детсаду. Издания направлены на устранение недостатков речи, моторики и решение других попутных проблем. Их составляли профессиональные дефектологи и логопеды. Детям будет интересно!
Что такое тяжелые нарушения речи
Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.
Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:
Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.
В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.
Почему с тяжелыми нарушениями речи надо работать
Речевые проблемы – это не просто «ребенок все понимает, но сказать не может». У «тяжелых» деток наряду с дефектами речи идут другие. Недоразвита их познавательная деятельность (умение воспринимать, мыслить, запоминать). То есть интеллектуальное отставание наблюдается, но оно вторично и поддается коррекции. Особенно, если вовремя подключить специалистов.
Для деток с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:
Полноценно развитая речь – один из важных факторов нормального развития ребенка. Родителям стоит запомнить: до 5 лет они должны заметить, а потом при помощи специалистов правильно диагностировать все речевые недостатки. Чем раньше, тем лучше. И найти детсад либо другое заведение, где ребенку помогут.
Как учат деток с ТНР в детском саду?
Дошкольники с ТНР могут обучаться в ДОУ специализированных, а также в обычных детсадах, где есть логопед-профи. Для работы с ними дошкольное учреждение разрабатывает Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР). Она создается на базе примерной адаптированной основной программы по ФГОС. Эта программа действительна только для конкретного детсада.
Она должна учитывать особенности психофизического и речевого развития, индивидуальные возможности ребенка, предусматривать коррекцию и социальную адаптацию. То есть происходит то, о чем писалось в одной из предыдущих статей: детсад берет одну из примерных общегосударственных программ и адаптирует ее под себя (в данном случае – под одного или нескольких учащихся). Документ утверждается заведующей и согласовывается с управляющим советом.
В одном саду может действовать несколько адаптированных программ: например, для деток с ТНР, задержкой психического развития и т.д. В документе должно быть несколько важных разделов, среди которых:
Почему стоит отдавать ребенка с ТНР в детсад, где до этого уже обучался ребенок с похожими проблемами? Потому, что воспитатели с этим уже сталкивались, имеют наработанный опыт и знают, в каком направлении двигаться. Скорее всего, под нового ребенка с ОВЗ будет разработана новая программа с учетом его индивидуальных особенностей.
Для деток с ТНР есть смысл обучаться в общеобразовательном ДОУ по адаптированной образовательной программе. Особенно, если среди воспитателей есть специалист по нарушениям речи. Ребенок будет постоянно в коллективе с обычными детками. Тут два плюса: он сможет чему-то от них научиться и не будет находиться в «теплице» специализированного ДОУ.
Сочетание коррекционной и общей развивающей программ
Напомню: дети с ТНР имеют только речевые отставания, но не психические. Их нужно развивать и обучать так же, как обычных дошкольников, при этом не забывая о коррекции. Основная задача программы для детей с ТНР в ДОУ – совместить два направления. Для этого и создается АОП в детсаду. Кстати, при ее разработке за основу могут быть приняты две и даже три примерные программы.
Готовность к школе в значительной мере зависит от того, насколько успешно будут преодолены речевые нарушения. Заниматься с ними по АООП ТНР очень важно. После поступления в первый класс это поможет преодолеть школьную дезадаптацию. Программа помогает адаптироваться в общество, развиваться соответственно возрасту. При этом дети получают психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, а их родители – консультативную помощь.
Коррекция проводится индивидуально или в группе, в зависимости от особенностей ребенка и обстоятельств. Не стоит думать, что индивидуальные занятия всегда лучше. Иногда групповые – продуктивнее, особенно для детей, лишенных мотивации.
Программа ставит определенные цели. Например, добиться, чтобы к трем годам ребенок понимал речь, заинтересовался играми со сверстниками, научился повторению за взрослым предложения из 2-3 слов. К шести годам – смог использовать слова в соответствии с их значением, пересказывать небольшие рассказы, продуктивно работать и не отвлекаться, различать на слух правильно и неправильно произнесенные звуки. Конечно, цели вырабатываются индивидуально.
Задача родителей – помогать специалистам
Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка и помогать педагогам. Приготовьтесь, что трудиться придется долго, целенаправленно и постоянно. Успешность коррекции существенно зависит от желания семьи работать с проблемой. Важный момент – надо вести себя аккуратно и сделать так, чтобы не отбить у ребенка желание разговаривать.
Деткам с заиканием нужно организовать дома спокойные условия. Не заставлять их много разговаривать, укладывать днем спать. Лучше помогать малышу договорить слово, если он застопорился. Приветствуется «режим молчания», рекомендуют разговаривать шепотом. При ребенке не стоит обсуждать его дефект, особенно с посторонними.
При алалии ребенок плохо разговаривает или вовсе не может этого делать из-за повреждения речевых участков мозга. Такие поражения бывают из-за родовой травмы или других причин. При сенсорной алалии рекомендуют ограничить общение ребенка с окружающими, выключать радио и ТВ. Помогает создание искусственного зрительного голода. Как бы странно это не звучало, но нужно ограничить игрушки и картинки. Такой спокойный фон поможет специалисту в коррекционной работе.
В случае дизартрии первостепенное внимание нужно уделить чередованию сна и бодрствования. У малышей с дизартрией есть проблемы с моторикой пальчиков и кистей: они с трудом сами одеваются, делают гигиенические процедуры, держат ложку, оперируют предметами. Родители должны учить деток правильно захватывать руками вещи, держать их, перекладывать. За успехи надо ободрять и хвалить. Задача родителей – терпеливо и методично учить детей навыкам самообслуживания.
При закрытой ринолалии страдает тембр голоса и произношение звуков. Это случается, если есть непроходимость в носовой полости из-за аденоидов, полипов, искривленной носовой перегородки. Если доктор советует их устранить, стоит прислушаться к его мнению – вместе с дефектом могут исчезнуть сложности произношения.
Есть и открытая ринолалия из-за расщелин неба. Таким малышам рекомендуют реконструктивную операцию до оформления в школу. Начинать заниматься стоит до операции, это поможет правильно сформировать артикулирующие органы.
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.