Не обольщай себя что значит
Что значит «не обольщайся»? Не обманывай себя
Вам будет интересно: Что значит резонно: правдиво или законно?
Стоит ли достигать желаемого? Надо ли переоценивать похвалы, лесть, видимый комфорт? Правильно ли восприняты события, отношения, нет ли в них подвоха? Не приписываем ли мы своим избранникам те черты, которых в них отродясь не было? Проще говоря, как часто принимаем одно за другое?
Происхождение выражения
Здесь каждый припомнит басню И. А. Крылова «Ворона и лисица»:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Полезные рекомендации
Ложный путь, по которому ведет лесть, кокетство или обман, заставляет близких предупреждать о вероятных житейских ошибках. Умение услышать разумные слова, усвоить уроки из книг приходит, к сожалению, не сразу. Каждый имеет право на свой личный опыт и ошибки.
Стоит ли обольщаться
Какие черты увидела в Онегине Татьяна? Вероятно, лучшие качества персонажей любимых книг. Выдумала своего героя. В романах очень многое строится на чувствах, которые подкреплены самообманом и самообольщением.
Любовь и обольщение
ff «» / />
Ах, обмануть меня не трудно,
Я сам обманываться рад.
Милейшая Даша сначала пытается не заметить, насколько неадекватно ведет себя ее избранник, приписывая ему лучшие качества. Но оказывается, что ей совсем не нравится обманывать себя, и реальность вступает в свои права.
Большинство произведений, посвященных женской доверчивости и склонности к самообольщению, заканчиваются не так уж оптимистично, хотя есть приятные исключения.
Когда говорят «Не обольщайся», это значит не следует проявлять чрезмерных надежд по поводу какого-либо события, или какого-либо человека. Например, если человек надеется на своё везение, на какие-то свои качества, дающие ему в чем-то преимущество, а ему говорят «Не обольщайся», значит не стоит уповать на благоприятный исход задуманного. «Не обольщайся» это значит не надейся, не теши себя напрасными надеждами, не рассчитывай на чудо. Поэтому, когда тебе говорят : «Не обольщайся»- имеют в виду, смотри на вещи трезво, в истинном свете. В юности многие девушки фантазируют по поводу отношений с парнем, внимание которого они хотят завоевать, однако не следует обольщаться, потому что, девушек у парня может быть не менее десятка, и чуть ни на каждой он обещал жениться.
1) не строить воздушных замков;
2) снять розовые очки;
3) не тешить себя надеждами;
5) расстаться с иллюзиями;
6) спуститься с небес на грешную землю;
Я не раз слышал такие слова по отношению к себе. В молодости от девушки, когда я попытался выказать свое отношение к ней. Этими словами «не обольщайся» она отшила меня. Тогда эти слова меня очень задели, я почувствовал себя не достойным и униженным.
После этого я уже воспринимал эти слова более спокойно. Так, когда я изъявил желание поехать заграницу, мой начальник (женщина) сказала эти слова таким тоном, что я понял, что все уже решено заранее.
Далее тоже примерно так, недавно жена сделала мне замечание, когда я (по ее мнению) засмотрелся на молодую девушку. Я лишь усмехнулся. Вот такая эволюция моего восприятия этих слов.
Самая Великая Иллюзия сознания человека- это реальность физического мира. Он нереален. А так как человек считает его реальным, то реальными для человека становятся все внешние чувства и эмоции этого мира в своей противоположности: любовь-ненависть, счастье-горе и так далее. И человек становится зависим от этих чувств, они руководят полностью жизнью человека, человек не может контролировать их, не может испытывать радость или горе по своему желанию. Но когда человек освобождается от этой иллюзии, он начинает жить сознанием души, а не личности, и потому перестаёт думать о победе или поражении, быть радостным или угнетённым, а просто выполняет свой Долг и обязанности в этой жизни, поднимая свои чувства уже на уровень души. Потому все эти внешние чувства, направленные на удовлетворение материальных желаний и есть бесконечные обольщения, блокирующие развитие души человека и его самосовершенствование, для него становится главным не это, а удовлетворение внешних чувств и своего тела.
Слово *обольщаться* производное от слова *льстить*. Буквально оно значит *льстить самому себе*, *льстить вокруг себя*. Когда человек обольщается, он делает или говорит то, что хотел бы слышать.
*Не обольщайся* значит, что мы как бы говорим этому человеку *не льсти своим ушам* или *не ожидай того, чего может и не быть*.
Само по себе слово обольщение сродни лести или еще можно встретить его в смысле обхаживать кого-то с целью в дальнейшем получить от этого выгоду.
слово «обольщение» сродни (вероятно даже имеет общее происхождение) с существительным «лесть» (лицемерное восхваление).
Предложение «не обольщаться» есть не что иное, как предупреждение не льстить себе в возможностях, не вестись на лесть.
Глагол обольщаться означает прельститься, поддаться, соблазниться чем-либо или прибывать в приятном заблуждении относительно чего-либо.
Выражением «не обольщайся» собеседнику советуют не строить особых надежд по поводу какого-либо события или человека.
Довольно часто используется с ироничным смыслом.
Что значит «не обольщайся»? Не обманывай себя
Услышать похвалу в свой адрес или общаться с интересным человеком — разве это не здорово? И вдруг как ушат воды на голову совет «не обольщайся». Что значит такая реплика? Стоит ли ее принимать всерьез? И чем грозит самообольщение?
Сентиментальная литература XVIII и начала XIX века уделяла особое внимание теме обольщения и самообольщения в сюжетах о несчастной любви. Яркие примеры — «Бедная Лиза» Карамзина и «Страдания молодого Вертера» Гете. Писатели тонко и точно описывают чувства юных героев.
В баснях тоже много сюжетов, в которых самообольщение (как одна из самых типичных человеческих черт) рассматривается со всех сторон. Мотыльки, летящие на огонь — один из лучших образов для таких эмоций.
Стоит ли достигать желаемого? Надо ли переоценивать похвалы, лесть, видимый комфорт? Правильно ли восприняты события, отношения, нет ли в них подвоха? Не приписываем ли мы своим избранникам те черты, которых в них отродясь не было? Проще говоря, как часто принимаем одно за другое?
Происхождение выражения
Что значит «не обольщайся»? Посмотрим на корень глагола «обольстить»: «льст». Однокоренное для него слово — «лесть».
Здесь каждый припомнит басню И. А. Крылова «Ворона и лисица»:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
К сожалению, в жизни еще сложнее, чем в басне. Обольстить — значит попытаться внушить ложное, но приятное мнение, а затем получить выгоду от этой ситуации. А обольщаться — это поддаться самообману. «Не обольщайся» — значение этих слов очевидно: не обманывай сам себя.
Судя по количеству сюжетов, посвященных этой теме, а также по числу синонимов, самообольщение знакомо многим. «Строить воздушные замки», «надеть розовые очки», «тешить себя иллюзиями» — выражения, отражающие искушения человека, потерявшего чувство реальности. Если бы адекватное понимание событий давалось всем легко, не было бы увещеваний: «не прельщайся, не соблазняйся, не обольщайся». Что значат такие советы?
Полезные рекомендации
Ложный путь, по которому ведет лесть, кокетство или обман, заставляет близких предупреждать о вероятных житейских ошибках. Умение услышать разумные слова, усвоить уроки из книг приходит, к сожалению, не сразу. Каждый имеет право на свой личный опыт и ошибки.
Надежды на любовь, привязанность, человеческие отношения, деловое и конструктивное общение — абсолютно нормальные ожидания молодого человека. Но как часто люди не замечают, что с такими чувствами они обратились не по адресу и вряд ли получат то, что хотят. Предостережение «Не обольщайся сильно» значит, что более опытные друзья заметили в ваших планах слабое место.
Доверять ли мнению других людей? Или верить только собственным глазам? Как много сюжетов на эту тему в художественной литературе. Сколько соблазненных девушек и юношей, поверивших иллюзиям, так и не смогли с ними справиться. «Манон Леско» аббата Прево — еще один прекрасный роман, посвященный этой теме.
Стоит ли обольщаться
Какие черты увидела в Онегине Татьяна? Вероятно, лучшие качества персонажей любимых книг. Выдумала своего героя. В романах очень многое строится на чувствах, которые подкреплены самообманом и самообольщением.
Есть хорошая басня «Лисица и виноград». На нее часто ссылаются, когда хотят упрекнуть того, кто не достиг желаемого, отказался от соблазна. Мол, виноград-то хорош, лисица сплоховала. Чтобы не жалеть, просто решила, что зелен — «тотчас оскомину набьешь». А так ли уж нужна была эта цель? Стоит задуматься об этом. Если виноград не зелен, то это не значит, что его приготовили для лисицы.
Любовь и обольщение
Прекрасный пример того, что значат слова «не обольщайся», есть в современном кинематографе. Героиня фильма «Про любоФФ» искренне поверила в то, что ее любят. К счастью, по сюжету у девушки хватает ума и характера понять, что происходящее с ней — совсем не любовь. В этой мелодраме есть мудрая мысль. Она вполне совпадает по смыслу с «Признанием» А. С. Пушкина:
Ах, обмануть меня не трудно,
Я сам обманываться рад.
Милейшая Даша сначала пытается не заметить, насколько неадекватно ведет себя ее избранник, приписывая ему лучшие качества. Но оказывается, что ей совсем не нравится обманывать себя, и реальность вступает в свои права.
Большинство произведений, посвященных женской доверчивости и склонности к самообольщению, заканчиваются не так уж оптимистично, хотя есть приятные исключения.
Образец уникального женского ума, не склонного к иллюзорному восприятию действительности, есть в романах Джейн Остин. Существуют десятки экранизаций ее произведений. «Гордость и предубеждение» — великолепный урок на тему «Что значит не обольщайся». В нем есть все — понимание жизни, нравов, своего места в социальном окружении, мотивации людей, всех нюансов обольщения и самообмана.
Одна из самых непростых житейских задач — не поверить совету «не обольщаться» и поступить на свой страх и риск. Как знать, может быть, такой поступок окажется верным. Только сил должно быть много, если разочароваться все же придется.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 3:18
Свт. Василий Великий
Никтоже себе да прельщает: аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет
Вопрос. Как человек делается «мудрым в веке сем»?
Ответ. Если убоится суда Господа, Который говорит: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою» (Ис. 5, 21), станет подражать сказавшему: «скотен бых у Тебе» (Псал.72, 22), и, отринув всякое мнение о своей мудрости, не прежде признает что либо в своих суждениях добрым и начнет рассуждать о чем, как самою Господнею заповедью приучив себя к тому, что угодно Богу, в деле ли или в слове, или в помышлении; потому что Апостол сказал: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2Кор. 3, 4–5), Который учит «человека разуму», как написано (Псал.93, 10).
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 18-19 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их
Приступив к обличению кровосмесника еще заранее, как я выше сказал, сделав это прикровенно и в кратких словах, и пробудив совесть его, апостол опять обращается к опровержению внешней (языческой) мудрости и к обличению тех, которые, гордясь ею, разделяли Церковь, чтобы, присовокупив то, что еще оставалось сказать, и совершенно окончив этот предмет, со всей силой направить речь против кровосмесника, которого он касался и прежде. Слова: «никто не обольщай самого себя» направлены особенно против него, чтобы вразумить и устрашить его; также на него особенно делается намек в слове: «тростие», и в словах: «не знаете ли, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Обыкновенно два побуждения более всего удерживают нас от греха: когда мы представляем следующее за грехом наказание, и когда размышляем о собственном достоинстве. Так и апостол речью о сене и тростии устрашает, а указанием на наше достоинство пристыжает, исправляя первым более нечувствительных, а последним – более кротких. «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным». Как он повелевает быть мертвым для мира (Кол.2:20), и эта мертвенность не только не вредит, но еще приносит пользу, делаясь источником жизни, так теперь повелевает быть безумным для мира, указывая нам в этом истинную мудрость. Безумным для мира бывает тот, кто презирает внешнюю мудрость и убежден, что она нисколько не содействует ему к принятию веры. Потому, как нищета по Боге ведет к богатству, смирение – к величию, презрение (земной) славы – к славе, так и это безумие делает человека мудрее всех, потому что у нас все бывает напротив. И для чего он не сказал: пусть оставит мудрость, но: «буй да бывает»? Для того, чтобы как можно более унизить внешнюю ученость. Не одно ведь и то же сказать: оставь свою мудрость, или – будь безумным. С другой стороны, он научает нас не стыдиться нашей неучености, представляя все внешнее достойным осмеяния. Он не стыдится названий, потому что полагается на силу дел. Как крест, вещь по-видимому поносная, сделался источником бесчисленных благ, причиной и виновником неизреченной славы, так и кажущееся безумие делается для нас виною мудрости. Как тот, кто худо научился чему-нибудь, если не оставит всего, не изгладит из души своей и не представит ее чистою для желающего вновь учить его, не познает ясно здравого учения, так и при внешней мудрости, если не оставишь всего, не очистишь ума своего и не предашь себя вере, подобно простолюдину, то не познаешь ничего доброго надлежащим образом. Так и имеющие слабое зрение, если, закрыв глаза, не вверят себя другим, а будут руководиться своим испорченным зрением, будут блуждать гораздо более тех, которые совершенно ничего не видят.
Гомилия 10 на 1-е послание к Коринфянам.
См. также Толкование на 1 Кор. 3:12
Свт. Феофан Затворник
Никтоже себе да прельщает: аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет
Мнящийся быти мудрым в веке сем, стань безумным, чтоб быть премудрым,– разумеется, истинно, или пред Богом.– Кто этот мудрый в веке сем? – Всякий, мудрствующий не по тому, как Бог повелел в откровении, а как вещи кажутся по его собственному смышлению. «Апостол разумеет здесь мудрость, лишенную благодати Духа, водящуюся одними человеческими помыслами» (Феодорит).
Мудрец этот свое имеет мировоззрение, в которое входит и понятие о нем самом, о месте его в мире и последних целях человека; обладает в разной степени ученостию и искусством слова; и главное, в устроении своей участи, своего быта и в ведении дел своих окончательно опирается на свои соображения, не сознавая нужды в высшей помощи; предметы, которыми занята его мудрость – всё внешние, земля и земное благобытие; забота о душе и спасении ее ему не всходит на ум. Но при всем совершенстве его мудрований по указанным частям, он только мнится мудр быти, а не есть. Другие, может быть, и не всегда считают его таковым, но сам он иначе на себя не смотрит, как на мудреца первой степени, хоть и ученость его, и житейская мудрость, и сумма познаний очень ограниченны, но он всегда высоко ставит себя по мудрости. И в этом он сам себя прельщает. Прелесть в том, что считает себя имеющим то, чего нет. В сей прелести запутаны все не истинные христиане. Она есть облачение гордости, облак, облежащий ее. Эту-то прелесть рассеивая, Апостол говорит: всякий такой буй да бывает, то есть прежде всего пусть сознает сам себя, что не имеет никакой мудрости; потом и самую мудрость мнимую пусть признает не мудростию, а пустым призраком мудрости; и затем пусть примет и учение, и образ жизни такие, которые и сам он прежде считал буйством, и все, которые одинакового с ним настроения, и считали, и считают буйством,– и таким буиим пусть явится пред лицом всех мудрых в веце сем. Буиим быть – значит и самого себя сознать таковым по внешней мудрости, и другие чтоб начали считать его таким, потому что он во всем переменился. Не отстать только от внешней мудрости, но и пристать к буйству проповеди заповедует Апостол. А такой не может обойтись без того, чтобы его не поносили, как буяго: верует в Распятого, раздает имение, умерщвляет плоть, ночи проводит в молитве, чуждается увеселений; обижает кто,– не защищается; пред ним красоты в разных видах, а он в них вкуса не находит; денежку не бережет про черный день, всегда о чем-то думает и чает себе того, чего не видит ни он и никто другой. По мудрости века сего – это всякого осуждения достойное буйство. Вот его-то и предлагает Апостол, удостоверяя, что кто станет таковым, тот-то и будет настоящим мудрецом. Да премудр будет, то есть иначе нельзя быть истинно премудрым, как явившись буиим пред лицом мудрости века сего: ибо кто таким явится, тот, значит, вступил в область премудрости, яже от Бога, и стал ее обладателем.
Святой Златоуст говорит на это: «как повелевает Апостол быть мертвым для мира (Кол. 2, 20) и эта мертвость не только не вредит, но еще приносит пользу, соделываясь источником жизни, так теперь повелевает быть безумным для мира, указывая нам в этом истинную мудрость. Безумным для мира бывает тот, кто презирает внешнюю мудрость и убежден, что она нисколько не содействует ему в деле веры и спасения. Посему, как нищета по Богу ведет к богатству, смирение – к величию, презрение (мирской) славы – к славе, так и это безумие делает человека мудрее всех, ибо у нас все бывает напротив. И для чего он не сказал: да оставит мудрость, но буй да бывает? – Для того, чтобы как можно более унизить внешнюю ученость. Ибо не одно и то же сказать: оставь свою мудрость и: будь безумным.– С другой стороны, он научает нас не стыдиться нашей неучености, ибо представляет все смешное достойным осмеяния. Он не стыдится названий, потому что полагается на силу дел. Как крест, вещь по видимому поносная, сделался источником бесчисленных благ, причиною и виновником неизреченной славы, так и кажущееся безумие делается для нас виною мудрости. Как тот, кто худо научился чему-либо, если не оставит всего, не изгладит из души своей и не представит ее чистою для желающего вновь учить его, не познает ясно здравого учения, так и при внешней мудрости, если не оставишь всего, не очистишь ума своего и не представишь себя вере, подобно простолюдину, то не познаешь ничего доброго надлежащим образом; подобно тому, как имеющий слабое зрение, если, закрыв глаза, не вверяет себя другим, а руководствует своим испорченным зрением, блуждает гораздо более тех, которые совершенно ничего не видят. А как, скажешь, можно оставить внешнюю мудрость? – Не принимая ее учения».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым
Итак, никто себя да не обманывает, пусть не думает, что не получит никакого наказания тот, кто вносит порок в тело свое, которое посредством даров благодати, удостоено быть жилищем Духа. Итак, если кто из вас подумает, что я (он) мудр в сем веке, то не только таковой ни мало да не похваляется этим, но даже еще глупым да будет, то есть простым и невинным, дабы быть мудрым в Господе.
Толкование на послания божественного Павла.
Прп. Исидор Пелусиот
Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым
На сказанное: аще кто мнится мудр быти, буй да бывает.
Письма. Книга II.
Прп. Марк Подвижник
Хотяй быти мудр в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет
Мудрые по букве признают согрешающими одних обижающих, а премудрые по Духу Божию, будучи и обижаемы, порицают себя, когда не переносят обид терпеливо, с благим произволением, с радостию. Порицают они себя не только за это, но и по той причине, что признают скорби возникшими из данного ими некогда повода, из какого-либо прежнего согрешения, хотя согрешения бывают легче и тяжелее одно другого. Кто мстит за себя, тот как бы обвиняет Бога в бессудии, а кто претерпевает нашедшую скорбь, как свойственную себе, тот терпением приносит исповедание в преждесоделанных согрешениях, за которые и подвергается страданию от наведенной напасти.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Том 5. Глава 33. Учение святых Отцов о тесном пути: Выписка из творений преподобного Марка Подвижника.
Блж. Феофилакт Болгарский
Никто не обольщай самого себя
Думая, что это бывает иначе, а не так, как я сказал.
Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Амвросиаст
Хотяй быти мудр в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет
То есть никто по своему собственному человеческому разумению да не надеется в помощь себе на одного себя.
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Ст. 18-20 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны
Источник только что указанного зла заключается в следующем. Некоторые люди, правильнее проповедники, выступают среди коринфян с мудростью этого века, тщеславясь своею способностью рассуждать как философы. Отсюда, разумеется, они заставляют своих слушателей отступать от того пути, на каком они были поставлены Ап. Павлом и Аполлосом. Ап. увещевает читателей не увлекаться этой светской мудростью, даже отказаться от нее, стать безумным во мнении мирских философов, чтобы сделаться действительными мудрецами в христианском смысле. Поступать так необходимо, потому что к этому призывает уже Св. Писание. В книге Иова (V:13) мудрецы представляются уже такими, которые попадают в свои собственные сети. След., здесь говорится о ничтожестве результатов чисто-человеческой мудрости. Далее (Пс ХСІІІ:11) говорится о том, что чисто-человеческая мудрость ничтожна и по самому своему существу. Конечно, Ап. имеет здесь в виду тот случай, когда мудрость человеческая берет на себя смелость найти средства к искуплению человечества и дать человеку спасение. Посильные же труды мудрости человеческой Ап. одобряет (Флп IV:8).