Овз что это за диагноз у детей
Овз что это за диагноз у детей
Актуальность проблемы РАС обусловлена ростом распространенности аутистических расстройств в детской популяции во всем мире. В материалах 1 московской международной конференции по аутизму за 2013 год содержатся сведения, что распространенность РАС за непродолжительное время увеличилось в 20 раз: от 1:2500 в середине 1980-х годов до 9:1000 в настоящее время. Соотношение встречаемости у мальчиков и девочек находится в пределах 2,6:1 до 4:1. Рост заболеваемости аутизмом похож на тенденцию эпидемии. Это требует дальнейшего исследования проблемы РАС специалистами разных направлений, чтобы обеспечить детям с нарушениями психического развития качественную лечебно-диагностическую помощь, эффективные реабилитационные и профилактические программы. Патогенез аутистических расстройств неизвестен, но ученые однозначно сходятся на том, что провоцируются они комплексом факторов (биологических, социальных, психологических и даже экологических)
В настоящее время становится все более понятным, что РАС не являются проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.
Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных дезинтегрированных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации (МКБ-10.).
По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к расстройствам аутистического спектра относятся:
• F84.0 Детский аутизм;
• F84.1 Атипичный аутизм;
• F84.2 Синдром Ретта;
• F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
• F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
• F84.5 Синдром Аспергера;
• F84.8 Другие общие расстройства развития;
• F84.9 Общее расстройство развития неуточненное.
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. С этого времени в медицинской коррекции предпринимались попытки лечения аутизма традиционными для того времени лекарственными средствами. С их помощью удавалось в какой-то степени смягчить нежелательные проявления аутизма, но проявлялись побочные явления, снижался потенциал обучения. Неудовлетворенность психиатров результатами лекарственной терапии, негативное отношение к медикаментозному лечению со стороны родителей и большинства психологов, педагогов привели к возникновению новых форм психолого-педагогической коррекции. До начала 60-х годов ХХ века ведущим был психоаналитический подход, эффективность которого, как показала практика, оказалась в большинстве случаев незначительной. Как полагают аналитики, этому было несколько причин. Прежде всего, выяснилось, что понимание аутизма как психогенного расстройства не соответствует данным научных исследований, его клинико-психологическая структура оказалась многоуровневой и первазивной, то есть значительно более сложной, и только лишь психотерапевтический метод коррекции оказался недостаточным (Никольская О.С., Баенская Е.Р.).
В ответ на неудачу психоанализа в области коррекции аутизма появилось большое число новых психолого-педагогических методических подходов. Лучшими в мире стали прикладной поведенческий анализ (Applied Behavioral Analysis – ABA) и программа «Обучение и воспитание детей с аутизмом и соответствующими нарушениями развития» (ТЕАССН – treatment and education of autistic children and children with relative communicative handicap), сформулированная специалистами университета Северной Каролины США Е. Shopler, G. Mesibov. Оба эти подхода относят к поведенческой терапии, однако они существенно различаются в постановке целей и задач коррекции, ролевыми характеристиками педагога (психолога) и ученика, многими методическими аспектами и организационной структурой.
В АВА ставится задача максимально возможной социальной адаптации (семья; образовательные учреждения: школа, колледж; производство; общественные места: транспорт, магазины, банки, учреждения культуры и т.д.; при необходимости – учреждения соцзащиты и т.д.), что должно достигаться через овладение возможно большим числом навыков (опрятности, самообслуживания, общения, речи, учебных, профессиональных и т.д.) на основе интенсивного применения (до 35-40 часов в неделю) методов оперантного обусловливания. В коррекционной работе внутренние особенности психики детей с аутизмом в некоторой степени учитываются, однако основная, решающая роль в формировании социально приемлемого поведения отводится внешним факторам – организованным в мотивирующую систему различным видам стимулов (запускающих, помогающих вызвать требуемую реакцию, подкрепляющих).
Недостатки АВА – механистический, «роботообразный» характер навыков у многих воспитанников, трудность «переноса» навыков. У части родителей и специалистов не встречает понимания директивный характер метода.
Широкое распространение АВА ограничено также его высокой стоимостью (в 3-4 раза больше, чем обучение ребенка с нормативным психическим развитием).
ТЕАССН – программа предлагает методы организации среды и форм коммуникации, облегчающие аутичному человеку социально – бытовую адаптацию.
Хотя результаты коррекции в рамках ТЕАССН, как правило, несколько скромнее, чем в АВА, но в условиях школ других видов создавать классы, отделения, группы и т.п. на основе ТЕАССН значительно проще, реализация этого подхода значительно дешевле.
На Западе практикуется также инклюзивное образование. То есть там дети с РАС учатся вместе с обычными детьми.
Исторически в России расстройствами аутистического спектра занимаются врачи психиатры. В последнее время в оказание помощи детям с аутистическими расстройствами активно включились психологи, педагоги, логопеды. Специалисты Института коррекционной педагогики Российской академии образования Никольская О.С., Баенская Е.Р. подтверждают, что методы поведенческой терапии (АВА, ТЕАССН) несомненно являются эффективными в организации социально приемлемого поведения, на них можно опереться при выработке социально – бытовых, коммуникативных и профессиональных умений, но в тоже время предлагают отказаться от сосредоточения специалистов только на этих методах. Если аутичного ребенка или подростка делать независимым от нас лишь с помощью внешних средств, то рискуем закрепить его одиночество (создать социально приемлемые формы поведения, лишенные внутреннего смысла), он может стать более удобным, но вряд ли такая «независимость» может расцениваться как улучшение качества жизни.
Система психологической помощи детям и подросткам с РАС в нашей стране базируется на классических положениях отечественной психологии: идеях Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, о единстве интеллектуального и аффективного в организации психической жизни, о зоне ближайшего развития ребенка. Важным для коррекционно-развивающей работы является понятие асинхронии психического развития при детском аутизме, разработанное В.В. Лебединским. Используются идеи представления об уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции поведения как об основе стратегии и тактики коррекционной работы, разработанные О.С. Никольской, Е.Р. Баенской. Безусловно, крайне важным признается оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС (психотерапия членов семьи, ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, составление индивидуальной программы воспитания и обучения), так как правильно организованная работа с семьями, воспитывающими детей с РАС, положительно влияет на гармонизацию межличностных отношений между ребенком и членами семьи, а также на формирование навыков адекватного общения ребенка с социумом. В отличие от зарубежных методов отечественная коррекционная работа ведущее значение отводит комплексности помощи – постоянному взаимодействию психологов, педагогов, врачей-психиатров, социальных служб и общественных организаций.
Специалисты детского диспансерного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское» г. Иваново повседневно встречаются с расстройствами аутистического спектра. Психологическая помощь им осуществляется в рамках многопрофильной бригады (психиатр, психолог, логопед, социальный работник, проводится ЭЭГ, ЭХО-ЭГ).
На конец 2014 года в диспансерном отделении ОБУЗ ОКПБ «Богородское» наблюдается 80 детей с диагнозом «Общие расстройства развития» (шифр F 84 по МКБ 10). Из них 50 человек (62,5%) наблюдаются в группе динамического диспансерного наблюдения, 30 человек (37,5%) – в группе консультативно-лечебной помощи.
Наиболее часто из данной группы расстройств встречается атипичный аутизм с умственной отсталостью (F 84.11) и без нее, а также детский аутизм (F 84.0). Максимальное число пациентов в возрастной группе от 4 до 7 лет (таблица 1).
Из таблицы 2 видно, что в консультативной группе наблюдаются в основном дети дошкольного возраста, диагноз у которых возможно еще будет уточняться.
Нозологическая инфраструктура пациентов с диагнозом «общие расстройства развития» (шифр F84 по МКБ-Х)
Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Причины нарушения слуха у детей
Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.
Генетика
40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.
Инфекции
Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.
Неправильная гигиена
Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.
Шумная обстановка
Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.
Ототоксичные препараты
Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.
Признаки снижения слуха у детей
Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.
Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых
Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.
Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков
Классификация снижения слуха
Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.
Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.
Характеристика детей с нарушением слуха
Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.
В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.
Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха
Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.
Особенности внимания
Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.
Особенности памяти
Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.
Особенности мышления
Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.
Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.
Диагностика нарушения слуха у детей
Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.
Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.
Лечение нарушений слуха у детей
Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.
Исправникова Олеся Владимировна
Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года
Овз что это за диагноз у детей
Значительные социально-экономические преобразования государственного устройства, происходящие в последние десятилетия ХХ века, обусловили включение России в мировое образовательное пространство и привели к изменению общественного сознания в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ). Произошло понимание ведущей роли человеческих ресурсов в жизни общества, безусловное принятие ценности каждого человека независимо от его религиозных убеждений, расовой принадлежности, состояния здоровья, признание права каждой человеческой личности на самоопределение, уникальность и вариативность. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции обуславливают необходимость создания специальных технологий образования, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ряд авторов уделяют внимание инклюзивному (совместному), обучению, которое, существенно сокращает процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Е.Л. Гончарова [1,6], Д.В. Зайцев [2], Л.М. Кобрина [4], О.И. Кукушкина [1], Н.Н. Малофеев [5, 6], Н.М. Назарова [7, 8] и др.
Обучение в специальных коррекционных учреждениях, создает определенные ограничения в социализации детей с инвалидностью, в их полноценное включение в жизнь общества.
Лучше адаптироваться к жизни дети с ОВЗ могут в ДОУ и общеобразовательной школе, в которых специально созданы условия. Тем более что в последнее время предлагаются различные варианты инновационных подходов к инклюзивному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с ОВЗ адаптируются к жизни в общеобразовательных учреждениях значительно лучше, чем в специальных коррекционных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении детьми с ОВЗ социального опыта. Теоретически у здоровых же детей, обучающихся вместе с детьми ОВЗ развивается толерантность, активность и самостоятельность.
Детство длится примерно одну десятую часть жизни человека. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям, а если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то эта изоляция будет иметь место в той или иной степени, но она обязательно будет.
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.
Интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Процессы интеграции в нашей стране носят стихийный (неорганизованный) характер и обусловлены рядом причин: отсутствие государственной программы поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, недостаточное количество специальных образовательных учреждений в регионах, удаленность их от места проживания семьи, нежелание родителей обучать детей в условиях изоляции и интернирования и т.д. Поэтому основной стратегией реализации интегрированного обучения будет являться создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих способностей[9]: адекватно вести себя; эффективно общаться с окружающими.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция (учебная) – формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
В последнее десятилетие в целом по стране, в силу социально-экономических, демографических, экологических причин обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации существует достаточно разветвленная сеть образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети дошкольного возраста с ОВЗ обучаются в группах комбинированной, оздоровительной направленности. Дети, входящие в состав разных нозологических групп (с тяжелыми нарушениями речи, сенсорной и двигательной депривацией, интеллектуальной недостаточностью) получают образование в ДОУ. Создаются условия для образования детей с более тяжелой и малоизученной патологией развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом развития, аутистическими расстройствами).
Коррекционная работа, как педагогическая и в то же время социальная система, должна иметь самостоятельный выход на социальную среду [11]. Ведь именно среда обусловливает общественные цели специального образования: всестороннее развитие личности, социально-трудовая адаптация учащихся, компенсация дефекта и др. Выделим основных положения коррекционно-педагогической работы: коррекция занимает центральное положение в системе специального образования, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; коррекция находится на перекрестке составных частей общего образования (обучение, воспитание, развитие), она триедина и в то же время имеет свою специфическую направленность; коррекция как социальная система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях имеет и самостоятельный выход на среду.
Компоненты образовательного и коррекционного процессов, «в реальной обстановке будут динамичны, их соотношение будет меняться в зависимости от социального заказа общества, дидактических целей и задач обучения в целом» [10]. Определяя образовательный маршрут ребенка, обучающегося среди школьников, не имеющих отклонения в развитии, необходимо помнить о роли специальных образовательных условий, которые включают в себя: образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционную направленность обучения. Такой подход обусловлен некоторыми общими закономерностями для всех типов аномального развития [7]: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедление процесса формирования понятий; нередко явление ретардации (незавершенность формирования психических функций данного периода). Кроме того, наблюдаются закономерности, характерные для каждого конкретного нарушения.
Недостаточность, невозможность своевременной помощи, поддержки ребенка с ОВЗ снижает качество образования. Качество образования по определению А.М. Каца – совокупность свойств образования, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением [3].
Исходя из приоритетов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшими направлениями системы образования для таких детей являются: разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество; разработка программ развития социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи, общества, образовательного учреждения; использование возможностей образовательной программы, предусматривающей потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего типа. Приоритетными направлениями так же являются: разработка и реализация программ повышения квалификации учителей в области специальной педагогики и специальной психологии; разработка и реализация программных и учебно-методических комплексов нового поколения для детей с ограниченными возможностями здоровья; усиление психолого-педагогических служб образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья; создание программ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка концепции непрерывного инклюзивного образования (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения профессионального образования); разработка программ раннего вмешательства с целью раннего выявления проблемы и оказания своевременной коррекционной помощи; разработка и внедрение программ, позволяющих укрепить сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, кадровый и научно-методический потенциал которых способен обеспечить образование детей с ограниченными возможностями здоровья; постепенное развитие интегрированных форм обучения инвалидов на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовка педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями); разработка образовательных программ для родителей.
Для преодоления сложностей в процессе инклюзивного образования необходимо специальное социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, использование социально-педагогических технологий, которые смогли бы помочь им социализироваться в новых для них условиях общеобразовательных учреждений. Воспитателям и педагогам общеобразовательных учреждений необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ОВЗ, учитывать особенности его характера, состояния здоровья, готовности к школьному обучению, психологические и адаптационные возможности. Значительно улучшить состояние ребенка могут только ранняя диагностика и своевременные меры коррекции.