Овраг символ чего в литературе
Марина Ивановна Цветаева
11 сентября 1923
Фет Афанасий
Всю ночь гремел овраг соседний,
Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.
Ты спал. Окно я растворила,
В степи кричали журавли,
И сила думы уносила
За рубежи родной земли,
Как верить перелетной тени?
К чему мгновенный сей недуг,
Когда ты здесь, мой добрый гений,
Бедами искушенный друг?
Федор Сологуб
В овраге, за тою вон рощей.
Кто дал мне это тело
И с ним так мало сил,
И жаждой без предела
Всю жизнь мою томил?
Фёдор Сологуб, «Кто дал мне это тело. »
Федор Сологуб. Стихи
В овраге, за тою вон рощей.
В овраге, за тою вон рощей,
Лежит мой маленький брат.
Я оставила с ним двух кукол, —
Они его сон сторожат.
Я боюсь, что он очень ушибся,
Я его разбудить не могла.
Я так устала, что охотно
Вместе бы с ними легла.
Но надо позвать на помощь,
Чтобы его домой перенести.
Нельзя, чтобы малые дети
Ночевали одни на пути.
Стихи Блока о любви
Символика чеховской повести «В овраге»
СИМВОЛИКА ЧЕХОВСКОЙ ПОВЕСТИ «В ОВРАГЕ»
Что такое Чехов как духовное явление? Каково миросозерцание писателя, все творчество зрелого периода которого в центре так называемых «вечных» русских вопросов? В настоящее время эти вопросы чрезвычайно волнуют как читателей Чехова, так и его исследователей.
Необычайная актуальность Чехова, его связь с философскими и литературными исканиями эпохи обусловливают то, что в современном литературоведении занимает все большее место изучение философско-нравственного наследия художника слова, включенность его в общий процесс осознания мира и культуры на пороге XX в.
в предисловии к сборнику «Чеховиана. Чехов и культура XX в.: Статьи, публикации, эссе» отмечает: «Беда измельчания и опошления радости жизни, с рождения дарованной человеку, и свет преображения духа в страданиях земного бытия – вот сердцевина чеховского творчества…»[1].
В характеристике Горького Чехов представал тонким и своеобразным художником слова, писателем, овладевшим глубоким пониманием современной действительности с ее сложными противоречиями и оптимистическими предвестиями.
Мотив птицы поэтично вплетается в образ главной героини Липы, которая сравнивается с жаворонком, символизирующим чистоту, кротость, добро: «Липа пела тонким серебристым голоском, а когда выносила лохань с помоями и глядела на солнце со своей детской улыбкой, то было похоже, что это тоже жаворонок» /332/.Липе противостоит носительница зла и жестокости Аксинья, данная в образе «змеи подколодной»: «в ее немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову» /398/.Аксинья «вытягивала шею, как змея из молодой ржи» /409/.
Но главным символом чистоты, добра и правды, на наш взгляд, является в повести образ неба. «Оврагу», символизирующему зло, жестокость, дикость жизни, противопоставлены в повести «свет Божий», небо, широкий простор степей, где вольно и спокойно дышится.
Еще в рассказе «Студент» Чехов окончательно пришел к выводу о вневременности вечного и к тому, что движение человеческой души должно быть направлено от «тьмы» к «свету».
Возвращаясь из больницы с мертвым сыном на руках, Липа «глядела на небо и думала о том, где теперь душа ее мальчика?» /416./ В заключительной сцене вновь возникает образ неба, слившийся в повести с описанием чувств и переживаний главной героини: «Впереди всех шла Липа и пела тонким голосом и заливалась, глядя вверх на небо. » /423/.
Таким образом, обращаясь к анализу чеховской повести «В овраге», студентам-филологам следует особое внимание обратить на такую особенность поэтики, как чеховская символика, в которой очень часто заключается главный смысл художественного произведения.
1.о поводу нового рассказа «В овраге». //Собр. соч. в 30 т., Т.23. М., 1953. С.316-317.
2. Чехов и фольклор / «В овраге»/.//В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
3. Собр. соч. в 8 т., Т.6. М., 1970. С.416. В дальнейшем все ссылки на это издание.
4. Эстетический идеал Чехова и христианство. //Молодые исследователи Чехова. М., 1993. С.9-10.
В чем заключается актуальность творчества для современного читателя?
Назовите специфически чеховский жанр, в котором написано произведение «В овраге».
Раскройте своеобразие трактовки повести «В овраге» в прижизненной критике.
Что писал о чеховской повести «В овраге» представитель психологического направления в русском литературоведении Д. Овсянико-Куликовский?
Назовите героев повести «В овраге».
Какие символические образы можно выделить в произведении?
Раскройте символический смысл финала чеховской повести.
Фрагменты художественного текста для анализа.
«Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы ситценабивных фабрик. Когда прохожие спрашивали, какое это село, то им говорили:
— Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел.
В нем не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом, особенно под заборами, над которыми сгибались старые вербы, дававшие широкую тень. Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой, которую употребляли при выделке ситцев. Фабрики – три ситцевых и одна кожевенная – находились не в самом селе, а на краю и поодаль. Это были небольшие фабрики, и на всех их было занято около четырехсот рабочих, не больше. От кожевенной фабрики вода в речке часто становилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал от сибирской язвы, и фабрику приказано было закрыть. Она считалась закрытой, но работала тайно, с ведома станового пристава и уездного врача, которым владелец платил до десяти рублей в месяц.»
«У Аксиньи были серые, наивные глаза, которые редко мигали, и на лице постоянно играла наивная улыбка. И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову».
«Как только муж выехал со двора, Липа изменилась, вдруг повеселела. Босая, в старой, поношенной юбке, засучив рукава до плеч, она мыла в сенях лестницу и пела тонким серебристым голоском, а когда выносила большую лохань с помоями и глядела на солнце со своей детской улыбкой, то было похоже, что это тоже жаворонок».
3.Образ народной России.
«-Вы святые? – спросила Липа у старика.
— Нет. Мы из Фирсанова.
— Ты давеча взглянул на меня, а сердце мое помягчило. И парень тихий. Я и подумала: это, должно, святые.
— Садись, подвезем до Кузьменок. Тебе там прямо, нам влево.
Вавила сел на подводу с бочкой, старик и Липа сели на другую. Поехали шагом, Вавила впереди.
Повесть А. Чехова “В овраге” – трагизм живых символов
Чехов принадлежал к писателям, которые изображали жизни народа будто бы извне, с наблюдением и сочувствием, из позиции гуманиста, которому не равнодушные проблемы простого люда. Этот автор углублялся во внутренний мир представителей разных социальных прослоек: чиновничества, разоренного в капиталистических условиях дворянства, интеллигенции (деградирующей в обывательской западне), обнищавшего крестьянства. Именно жизни крестьянства в условиях развития капитализма посвященна одна из лучших повестей А. Чехова о социальных истоках зла
Это сочинение о смысле человеческой жизни, об испытании его на прочность в беспросветности и безысходности, в страшных реалиях господства собственнической морали над душами людей.
Здесь писатель отталкивается от жизненной конкретики: толчком к написанию становится один из сахалинских случаев (в 1890 году Чехов едет в Сибирь, а со временем на Сахалин – место каторжан), а место действия автор определил “близ Мелихова” (в 1892 году он купил заброшенное имение в селе Мелихово). В центре произведения – семья владельца бакалейной лавки Григория Цибукина. Само сочинение отмечается
“Вот кожевенной фабрики вода в речке часто становилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал вот сибирской язвы, и фабрику приказано было закрыть. Она считалась закрытой, но работала тайна с ведома пристава и уездного врача, которым владелец платил по десяти рублей в месяц”
Правда, знакомые ситуации и обстоятельства? Как видим, повесть не только актуальная с нашего взгляда, а и с исторического подхода. Для сельских Цибукиных деньги, нажива любой ценой (старый Григорий торгует не только бакалейным товаром, но и хлебом, водкой, скотом) является кумиром, жизненной необходимостью и болезненной страстью.
Старший сын Григория Цибукина Анисим служит в полиции (традиционный мотив сращения правоохранительной системы с криминальным миром: так и упоминается бальзаковский Вотрен) и делает фальшивые деньги. Младший Степан через слабое здоровье и глухоту не мог быть надежным помощником отца, зато его жена, красавица Аксинья, которая походила из простого неимущего рода, радовала свекра хищнической хваткой, твердым и жестоким характером.
“старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза в него загорались, он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, не смыслил в женской красоте”.
Сам Григорий, овдовев, вступил в брак на немолодой девушке Варваре, которая, вопреки господствующей морали в семействе Цибукиних, была доброй и щедрой, жалела бедных, наделяла милостыней нищих, богомольцев. А муж вынужденный был снисходительно мириться с милосердным характером жены, хотя сам ненавидел крестьянскую бедность, вел себя пренебрежительно и кричал гневно:
– Что стал там? Проходы дальше!”.
Народ, понимая истоки и причины обогащения Цибукиних, откровенно ненавидел их. Характерно, что даже щедрость добросердечной, на первый взгляд, Варвары есть скорее не от искренней веры, а от фарисейской показухи: главное, чтобы среди людей не было осуждения. Когда в конце концов находят нареченную для старшего с братьев Анисима (ею становится красивая, человечная девушка из бедной крестьянской семьи Липа), молодая жена старика Григория Цибукина на свадьбе пасынка “была довольна, что так много кушаний, и все так богато, – никто не осудит теперь”. О показной религиозности скажет со временем полицейский и фальшивомонетчик Анисим:
“И старшина тоже не верит у бога, и писарь тоже, и дьячок тоже. А ежели они ходят в церковь и посты соблюдают, так а то для того, чтобы люди о них худо не говорили, и на тот случай, что, может, и в самом деле страшный суд будет”.
То, что люди теряют совесть, Бог в души, Анисим хорошо сознает, даже во время венчания в церкви с Липою что-то на миг просыпается в его души, слезы прозрения и раскаяние мешали смотреть на святые иконы, бремя своих и чужих грехов заставляло молиться и просить прощения. Однако потребность безбедного существования в поглощенному грехом среде побуждала к другому. Со временем Анисима осуждают на каторгу как фальшивомонетчика.
История Анисима, бесспорно, была навеянная Чехову сахалинскими впечатлениями: писатель встречался с высланными на каторгу фальшивомонетчиками. Бог проснулся в души Анисима лишь на миг, во время венчания в церкви “и, пока меня венчали, я все думал: есть Бог! А как вышел из церкви – и ничего”.
Мирская греховная суета, одержимость наживой побеждают. Следствия плачевные. Анисима посадили в тюрьму за подделку и сбыт денег, а со временем, после суда, выслали на каторгу.
Красивая, добрая, по-христиански смиренная Липа остается с маленьким, только что рожденным сыном Никифором в чужой для нее семьи, в среде хищников, где теперь верховодила всем старшая невестка, жена глухого Степана, Аксинья. Эта злопыхательская и ловкая в коммерческих сделках женщина целиком была злым духом.
Related posts:
Овраг символ чего в литературе
Сонник – Овраг. К чему снится овраг. Приснилось овраги
ОВРАГ
символ подлости и обмана со стороны близких, доверенных людей. С другой стороны и сам человек, которому приснился овраг, проявляет «близорукость» и жалость к тем, кто его обманывает. Если в сновидении не происходит никакого действия, нет людей, овраг означает порочную сексуальную страсть сновидца, или раздирающее душу чувство вины.
(Позвонил бизнесмен из Москвы и поведал о своих сомнениях. Недавно он принял на работу второго прораба, человек вроде с опытом, но тот пока не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Вчера ему приснился такой сон:)
Сон: Я еду куда-то на машине с новым прорабом, он за рулем. Я знаю, куда нужно ехать и говорю – направо, а он начинает доказывать, что налево. Мы спорим, он не соглашается. И вдруг мы съезжаем в овраг, он не очень глубокий, но машина сваливается и стоит практически вертикально. Ясно, что без помощи крана нам ее не вытащить. Появляется другой мой прораб Андрей, с которым мы работаем давно. Он говорит, что знает, что здесь невдалеке живет крановщик, и мы его сейчас вызовем. А тут новый мой прораб, с которым мы съехали в овраг, вдруг лезет ко мне целоваться, я прихожу в ярость и отталкиваю его.
Толкование: Смысл сна настолько очевиден, что даже неискушенному в искусстве толкования человеку становится ясно, что нового прораба нужно гнать и как можно скорее. Этот человек в силу своих психологических комплексов разрушает поставленное дело. В сновидении новый прораб лезет целоваться – это так называемый комплекс «бравого солдата Швейка». Человек патологически услужлив, но вместе с тем практически неуправляем. Эдакий, никогда неунывающий, добрый, патриот-идиот. Такой завалит любое дело «в овраг», а сам весело насвистывая пойдет дальше.
© Портал сновидений «Райдо». Сонник «Райдо»
Откуда выражение «было гладко на бумаге, да забыли про овраги»?
Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы отбирать
Барон Вревский генерал
К Горчакову приставал,
Когда подшофе
«Князь, возьми ты эти горы,
Не входи со мною в ссору,
Не то донесу»
Собирались на советы
Все большие эполеты,
Даже Плац-бек-Кок
Полицмейстер Плац-бек-Кок
Никак выдумать не мог,
Что ему сказать
Долго думали, гадали,
Топографы все писали
На большом листу
Выезжали князья, графы,
А за ними топографы
На Большой редут
Князь сказал: «Ступай, Липранди».
А Липранди: «Нет-с, атанде,
Нет, мол, не пойду
Туда умного не надо,
Ты пошли туда Реада,
А я посмотрю…»
Вдруг Реад возьми да спросту
И повел нас прямо к мосту:
«Ну-ка, на Уру»
Веймарн плакал, умолял,
Чтоб немножко обождал.
«Нет, уж пусть идут»
Генерал же Ушаков,
Тог уж вовсе не таков:
Все чего-то ждал
Он и ждал да дожидался,
Пока с духом собирался
Речку перейти
На уру мы зашумели,
Да резервы не поспели,
Кто-то переврал
А Белевцев-генерал
Все лишь знамя потрясал,
Вовсе не к лицу
На Федюхины высоты
Нас пришло всего три роты,
А пошли полки!…
Наше войско небольшое,
А француза было втрое,
И сикурсу тьма
Ждали – выйдет с гарнизона
Нам на выручку колонна,
Подали сигнал
А там Сакен-генерал
Все акафисты читал
Богородице
И пришлось нам отступать,
Р…же ихню мать,
Кто туда водил
В основе создания песни легли впечатления Толстого о неудачном для русской армии сражении у Чёрной речки (4 августа 1855 года) в Крымскую войну. В этом бою предполагалось решительным ударом заставить французов снять осаду Севастополя. Но те имели преимущество в вооружении и удобные позиции для отражения атаки. Командующий войсками в Крыму князь Горчаков это понимал, но не посмел отказаться выполнять приказ, присланный из Петербурга. В результате сражения русские потеряли около 8 тысяч человек, из них более двух тысяч убитыми, противник — 2 тысячи и три сотни убитых, и господствующие высоты остались под его контролем. Толстой участвовал в сражении, то есть знал, о чём писал. Все упомянутые в песне генералы — исторические лица
Применение выражения в литературе
— «Вроде бы все проще простого. Однако ― «гладко было на бумаге». Поступишь по инструкции, в Москве потребуют письменного объяснения, вызовут для уточнения деталей на Лубянку и, как обычно у нас, на всякий случай больше не выпустят за пограничную черту» (Евгений Рубин «Пан или пропал. Жизнеописание»)
— «Если он и не верил в эту авантюру, то уж проучить новоявленных вояк не отказался бы: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. » (Сергей Осипов «Страсти по Фоме»)
— «Вместо разведданных ― армейский приказ, где всё расписано, попробуй не исполни ― он ведь фронтовой приказ повторяет… «Гладко было на бумаге…» ― пели еще в прошлом веке» (Игорь Николаев «Последний приказ генерала»)
— «Рассчитали на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить ― с раздражением заметил он самому себе и, сухо попрощавшись, положил трубку» (Владимир Богомолов «В августе сорок четвертого»)
— «Гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить», ― продекламировал Тухачевский» (А. И. Алдан-Семенов «Красные и белые»)