Оверштаг что это такое

Оверштаг

Оверштаг что это такое. Смотреть фото Оверштаг что это такое. Смотреть картинку Оверштаг что это такое. Картинка про Оверштаг что это такое. Фото Оверштаг что это такое

Оверштаг что это такое. Смотреть фото Оверштаг что это такое. Смотреть картинку Оверштаг что это такое. Картинка про Оверштаг что это такое. Фото Оверштаг что это такое

Oверштаг (в переводе с англ. дословно «через штаг») — термин, обозначающий один из двух способов смены галса на парусной лодке. Второй способ называется фордевинд. При повороте оверштаг нос лодки какое-то время повёрнут в ту сторону, откуда дует ветер.

Отличие поворота оверштаг от поворота через фордевинд

Поворот оверштаг используется, когда лодка идёт в лавировку. Поворот фордевинд используется, когда лодка идёт полными курсами. Считается, что технически поворот оверштаг выполнить проще, чем поворот через фордевинд. Поэтому при очень сильном ветре для смены галса иногда используют более безопасный и технически более просто выполнимый поворот оверштаг вместо фордевинда.

Техника выполнения поворота оверштаг на швертботе

При повороте оверштаг лодка какое-то время находится в левентике, и она теряет от этого скорость. Технично выполненный поворот минимизирует потерю скорости от поворота, в некоторых случаях (например, поворот с размахом по крену) можно даже увеличить скорость лодки. Техника поворота зависит от типа лодки, от волны, от силы ветра.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Оверштаг» в других словарях:

ОВЕРШТАГ — (гол. морск.). Поворот корабля против ветра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОВЕРШТАГ голл. Поворот корабля против ветра. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с … Словарь иностранных слов русского языка

ОВЕРШТАГ — мор. поворот корабля оверштаг, поворот против ветра, перевал его на другой галс, с бети на бет. Переменяя путь, судно спускается или подымается, правит полнее либо круче, покуда ветер дозволяет; если же он противный, то поворачивает и лавирует;… … Толковый словарь Даля

ОВЕРШТАГ — (нидерл. ovеrstag) поворот парусного судна на новый галс против ветра, при котором нос судна пересекает направление (линию) ветра … Большой Энциклопедический словарь

ОВЕРШТАГ — (То tack) см. Поворот. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

оверштаг — сущ., кол во синонимов: 1 • поворот (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

оверштаг — (голл. overstag), поворот парусного судна на новый галс против ветра, при котором нос судна пересекает направление (линию) ветра. * * * ОВЕРШТАГ ОВЕРШТАГ (нидерл. ovеrstag), поворот парусного судна на новый галс против ветра, при котором нос… … Энциклопедический словарь

Оверштаг — (голл. overstag) поворот парусного судна на другой Галс носом против встречного ветра. К повороту О. обычно прибегают, когда судно идёт круто к ветру. О. легче выполняется на судах с косым парусным вооружением (См. Парусное вооружение). и … Большая советская энциклопедия

Оверштаг — м. Поворот парусного судна против ветра, при котором нос судна пересекает линию ветра. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

оверштаг — оверштаг, оверштаги, оверштага, оверштагов, оверштагу, оверштагам, оверштаг, оверштаги, оверштагом, оверштагами, оверштаге, оверштагах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ОВЕРШТАГ — (голл. overstag) поворот парусного судна на новый галс против ветра, при к ром нос судна пересекает направление (линию) ветра … Большой энциклопедический политехнический словарь

Источник

ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ

(То tack about, to go about, to heave in stays) — поворот судна или шлюпки, идущих под парусами, против ветра; при этом повороте руль кладется на ветер, судно бросается к ветру и, когда дойдет до линии ветра, т. е. до такого положения, что ветер будет дуть по направлению диаметральной плоскости, переносят сперва задние, а потом и передние паруса на другую сторону с возможной быстротой; в это время судно перекатывается через линию ветра и ему дают уклониться до тех пор, пока оно не ляжет в бейдевинд на другом галсе. При повороте оверштаг судно описывает дугу круга от 7 до 12 румбов.

Смотреть что такое «ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ» в других словарях:

Оверштаг — Oверштаг (в переводе с англ. дословно «через штаг») термин, обозначающий один из двух способов смены галса на парусной лодке. Второй способ называется фордевинд. При повороте оверштаг нос лодки какое то время повёрнут в ту сторону,… … Википедия

ОВЕРШТАГ — (гол. морск.). Поворот корабля против ветра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОВЕРШТАГ голл. Поворот корабля против ветра. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с … Словарь иностранных слов русского языка

поворот — См. кривизна от ворот поворот. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поворот вращение, отклонение; заворот, сверток, поверток; оверштаг, лука, пируэт, излучина, переломный… … Словарь синонимов

ОВЕРШТАГ — мор. поворот корабля оверштаг, поворот против ветра, перевал его на другой галс, с бети на бет. Переменяя путь, судно спускается или подымается, правит полнее либо круче, покуда ветер дозволяет; если же он противный, то поворачивает и лавирует;… … Толковый словарь Даля

ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД — поворот судна или шлюпки, идущих под парусами, по ветру; при этом способе судну при помощи руля и парусов дают возможность уклониться от бейдевинда до фордевинда, а потом подняться до бейдевинда другого галса. При повороте через фордевинд судно… … Морской словарь

ПОВОРОТ — в отношении судов с механическим двигателем изменение курса; в отношении парусных судов переход с одного галса на другой. При этом если судно пересекает линию ветра носом против ветра, то такой поворот называется оверштаг, если же пересекает… … Морской словарь

ОВЕРШТАГ — (нидерл. ovеrstag) поворот парусного судна на новый галс против ветра, при котором нос судна пересекает направление (линию) ветра … Большой Энциклопедический словарь

ОВЕРШТАГ — (То tack) см. Поворот. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

оверштаг — сущ., кол во синонимов: 1 • поворот (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

оверштаг — (голл. overstag), поворот парусного судна на новый галс против ветра, при котором нос судна пересекает направление (линию) ветра. * * * ОВЕРШТАГ ОВЕРШТАГ (нидерл. ovеrstag), поворот парусного судна на новый галс против ветра, при котором нос… … Энциклопедический словарь

Источник

Оверштаг что это такое

Лавировка

Прямо против ветра парусное судно идти не может. Если
необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную
с наветренной стороны яхты, то применяется лавировка —
движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами.

Для смены галса необходимо совершить поворот. Также
различают лавировку по ветру, когда парусное судно (обычно
парусный катамаран или швертбот-скиф) для следования
точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не
курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ
достижения подветренной цели быстрее.

Поворотов относительно ветра существует два вида:

• Поворот оверштаг. При этом маневре нос парусного судна
пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика,
проходит линию ветра, затем уваливается на другой галс,
до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с
косым парусным вооружением — бермудским, гафельным,
латинским. Для судов с прямыми парусами такой маневр
требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса
переносятся при проходе через линию ветра, и помогают
увалиться. В противном случае судно может «пропустить
левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.

Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так
говорят, когда несколько судов идут правым или левым галсом
одновременно.

Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер
дувший, например, в правый борт, после поворота, дул в левый.

Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним
галсом, то есть не поворачивая на другой галс.

Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом
к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть,
а «привестись к ветру».

Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением
ветра и диаметральной плоскостью (далее ДП) лодки, то
говорят, что необходимо «увалиться под ветер».

Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и
положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки
ветра к парусу. Для этого его необходимо подтягивать к ДП —
«выбирать», или же отпускать — «травить».

В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы
относительно ветра могут быть правого и левого галса.

Ранее, при курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд
правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд,
а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) — бакборд. Для
уточнения курса относительно ветра применялись выражения:
«корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть
бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг
правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°);
«Корабль идет штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг
при курсовом угле 12 румбов, или 135°).

Сейчас применяют также понятие «крутой бейдевинд», как
острейший курс относительно ветра, при котором парусное
судно может идти вперед (он колеблется от 3 до 6 румбов
33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов
и более 12 румбов, или до 135° и более 135° соответственно).

Уваливание и приведение

В принципе, парусное судно под действием ветра должно двигаться по
прямой — всё зависит от настройки яхты. Для этого центр парусности
(ЦП) должен занимать определенное положение относительно
центра бокового сопротивления (ЦБС). Это положение является
определяющим для скорости и устойчивости хода:
— если ЦП слишком смещен вперед относительно ЦБС, яхта будет
уваливаться;
— если ЦП рядом с ЦБС – яхта будет приводиться.
У каждого яхтсмена в этом вопросе есть свои пристрастия.
В зависимости от силы ветра и конструкции яхты изменение курса
может происходить как медленно, так и очень быстро. Это означает,
что при порывистом ветре яхта гоночной конструкции для сохранения
прямолинейности движения требует постоянно небольшого
подруливания. Разумеется, любое отклонение руля рассматривается
как вредное явление, поскольку оно замедляет движение, и отнюдь не
только в теории.
Приведение – это уменьшение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Уваливание – это увеличение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты

Оверштаг что это такое. Смотреть фото Оверштаг что это такое. Смотреть картинку Оверштаг что это такое. Картинка про Оверштаг что это такое. Фото Оверштаг что это такое

Повороты «оверштаг» и
«фордевинд»

Поворот оверштаг

Это основной поворот на лавировке.
Поворот оверштаг – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра НОСОМ.
Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения
яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый
галс. Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость,
особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и
бакштагах. Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в
сильный с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или
сопротивления набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка
уваливает судно, увеличивая тем самым скорость. Для выполнения
второго условия необходимо, чтобы все члены экипажа имели
необходимую практическую выучку.

Поворот оверштаг на современных яхтах с удлиненным бермудским
вооружением от первого движения рулем до того момента, когда
судно ложится на новый галс, происходит в считанные секунды. За
это время нужно не только положить руль, но и своевременно отдать
и вновь выбрать стаксель-шкоты. Обычно во время поворота рулевой
ограничивается двумя командами.

По первой команде — «К повороту оверштаг приготовиться!» или
просто — «К повороту!», которая подается заблаговременно, экипаж
яхты или состав ходовой вахты занимает свои места. Подветренный
стаксель-шкот отдают с лебедки и берут на руки, а в сильный ветер
оставляют на лебедке. Рулевой, если необходимо, уваливает яхту и
увеличивает скорость.

По второй команде — «Поворот!» рулевой кладет руль на ветер и
приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель-шкот,
который уходит в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем
сразу же выбирают ставший подветренным стаксель-шкот.

В гонках, а особенно на гладкой воде, рекомендуется травить стаксель-
шкот в тот момент, когда парус начинает сам переходить на другой галс,
но не раньше, так как тянущая способность стакселя сохраняется, пока
он работает, и скорость при повороте не уменьшается.

Иногда яхта останавливается в положении левентик и получает
задний ход. Ситуация может быть достаточно опасной, при наличии
рядом других яхт и препятствий. Здесь исправить положение
можно, быстро вынеся на ветер стаксель, который и увалит яхту
на новый галс. Одновременно рулевой должен положить руль в
сторону, противоположную повороту. Поворот на заднем ходу всегда
происходит со значительной потерей высоты.

Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не
выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными
гика-шкотами. Это дает возможность быстрее набрать скорость на
новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты
выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет
судно до курса крутой бейдевинд.

Во время поворота не следует резко класть руль, особенно в слабый
ветер. Работать им надо плавно. Угол, на который перекладывают руль,
не должен превышать 30—35° для легких швертботов и 40—50°
для имеющих большую инерцию килевых яхт и тяжелых крейсерских
швертботов.

Оверштаг что это такое. Смотреть фото Оверштаг что это такое. Смотреть картинку Оверштаг что это такое. Картинка про Оверштаг что это такое. Фото Оверштаг что это такое

Оверштаг что это такое. Смотреть фото Оверштаг что это такое. Смотреть картинку Оверштаг что это такое. Картинка про Оверштаг что это такое. Фото Оверштаг что это такое

Оверштаг что это такое. Смотреть фото Оверштаг что это такое. Смотреть картинку Оверштаг что это такое. Картинка про Оверштаг что это такое. Фото Оверштаг что это такое

Поворот «коровий оверштаг»

Поворот через фордевинд

Этот поворот осуществляется по ветру на острых и на полных (бакштаг
и фордевинд) курсах.
Поворот фордевинд – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра КОРМОЙ

На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в
самых крайних случаях (например, когда на ветре обнаруживается какое-
либо препятствие — мель, судно и т. п. — и поворот оверштаг сделать
нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала
увалиться до курса чистый фордевинд, притравливая гика-шкот, затем
подобрать гика-шкоты, чтобы уменьшить расстояние перекидки гика,
пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после
чего привестись до курса бейдевинд, но уже на новом галсе, потравить
гика-шкоты. Исполненный таким образом поворот позволяет судну
спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на
ветре.

На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при
перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая
кормой линию ветра.

Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый,
либо яхта сильно рыскает на попутной волне. В таких случаях можно
лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс,
периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое
плавание под парусами называют «лавировкой на попутном ветре» (или
лавировкой на фордевинд).

Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд — довольно
трудный, по сравнению с поворотом оверштаг, маневр, а в сильный
ветер — даже опасный. При неуверенном управлении рулем или
нечеткой работе на шкотах могут быть порваны паруса или поломан
рангоут.

Действия рулевого и работа экипажа при повороте через
фордевинд следующие:

— по команде «К повороту через фордевинд приготовиться!»
готовят и освобождают гика- и стаксель-шкоты;

— по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые
перебирают стаксель-шкот и травят гика-шкот до вант; когда корма
подойдет к линии ветра, гика-шкот быстро выбирают, чтобы к моменту
пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости.
Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой
галс, гика-шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена
от удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно
выбирая гика- и стаксель-шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.

В сильный шквалистый ветер, когда у рулевого могут появиться
сомнения, делать ли поворот через фордевинд на полном курсе, можно
сделать поворот, который у яхтсменов называется «коровий оверштаг».
При этом повороте рулевой, выбирая гика-шкоты, приводит яхту до
курса бейдевинд, делает поворот оверштаг, а потом уваливается до тех
пор, пока не ляжет на новый галс и курс с полным ветром.

При обучении новичков поворотам через фордевинд и оверштаг
недостаточно двух приведенных команд. Их подают только тогда,
когда экипаж натренирован и понимает рулевого буквально с
полуслова.

Чтобы достичь такого понимания, начинающий яхтсмен должен
изучить последовательно все действия при повороте по отдельно
подаваемым командам.

Оверштаг что это такое. Смотреть фото Оверштаг что это такое. Смотреть картинку Оверштаг что это такое. Картинка про Оверштаг что это такое. Фото Оверштаг что это такое

Правила расхождения судов в море

Правила расхождения парусных и моторных судов

Моторное судно должно уступить дорогу парусному судно, если оба
судна находятся вне фарватера. На фарватере, моторное судно имеет
преимущество и парусное судно должно уступать ему дорогу.

Прогнозирование погоды

Хождение под парусом полностью зависит от ветра, поэтому каждый моряк
должен понимать погоду и уметь предугадывать ее изменения. Современные
электронные средства связи позволяют регулярно получать прогнозы погоды,
но эта информация часто имеет общий характер, поскольку охватывает
большие территории. Моряку же нужны подробности об изменениях погоды,
которые будут влиять на движение его яхты в течение нескольких ближайших
часов. Погода может меняться резко, а официальные метеослужбы не всегда
знают о развитии событий в конкретном районе, где свое влияние оказывают
специфические условия или особенности топографии. Например, знание
характера береговых бризов поможет шкиперу запланировать путешествие
вдоль берега так, чтобы избежать неподходящих ветров и волн, тогда условия
перехода будут наиболее благоприятными.
Мало уметь читать и понимать официальные карты погоды и прогнозы, нужно
уметь предсказывать любые возможные изменения условий, которые могут
повлиять на движение яхты в ближайшие часы.

Внешние признаки оценки силы ветра (шкала Бофорта):

12 баллов – УРАГАН
скорость ветра ≥64 узлов (≥32.6 м/с)
высота волны: ≥46футов (≥14 m)
на море: Громадные волны. Море полностью белое от волн и
брызг. Воздух наполнен летящими брызгами, почти полностью
затрудняющими видимость.
на суше: Ощутимые повсеместные повреждения растительности.
Вокруг разбросаны обломки. Некоторые окна разбиты, структурные
повреждения плохо построенных сараев и подсобных помещений.

Правило номер один:
НЕ ВЫХОДИТЬ НА ВОДУ,
НЕ УЗНАВ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Источник

5. ПОВОРОТЫ

а) Общие указания

116. Повороты служат для перехода судна, идущего под парусами, с одного галса на другой, для изменения направления его движения, причем, с обязательной переменой галса. Например: с правого на левый галс. Существуют два вида поворотов парусного судна — поворот оверштаг и через фордевинд.

117. При повороте оверштаг парусное судно меняет галс, переходя линию ветра штагом, т. е. носом против ветра и при повороте через фордевинд судно проходит линию ветра кормою к нему, иначе в момент перехода линии ветра судно бывает на курсе фордевинд.

118. Из существующих двух видов поворотов поворот оверштаг выгоднее, потому что судно выигрывает на ветер (особо важно при лавировке), а при повороте через фордевинд судно много теряет за счет сноса под ветер. К повороту через фордевинд при лавировке, как правило, прибегают только в крайних случаях, когда почему-либо оверштаг не удается.

119. Существует мнение, что если шхуна с гафельным или бермудским вооружением создана для поворотов, оверштаг и этот маневр делается на ней почти безотказно, то для парусного судна с прямым вооружением поворот через фордевинд делается почти без всяких хлопот одной вахтенной сменой, тогда как поворот оверштаг является сложным маневром.

120. Для поворота «оверштаг» вызывается вся команда по авралу: «Все наверх, поворот оверштаг». Поворот «через фордевинд» особенно в слабый ветер может быть выполнен одной вахтенной сменой марсовых, путем последовательной перебрасопки реев.

121. Для поворотов весь личный состав судна должен быть расписан по своим местам так же, как и для постанов ки или уборки парусов.

б) Поворот оверштаг (Рис. 7)

122. Для поворота «оверштаг» необходимо, чтобы судно имело хороший передний ход и значительную инерцию, поэтому перед поворотом следует немного приспуститься и набрать ход. Дл я лучшей инерции желательно иметь судно хорошо загруженным (не менее 50—60% от грузоподъемности ).

123. Положим, что судно, идя бейдевинд правого галса под всеми парусами, желает сделать поворот «оверштаг» и лечь на бейдевинд левого галса. Рекомендуется при ветре свыше 3 баллов взять на гитовы и гордени все бом-брамсели, убрать гаф-топсель и спустить стаксели между гротами. (Положение № 1).

124. После того, как убраны лишние паруса и СУДНО, приспустившись под ветер, заимело нужный для поворота ход, следует стянуть бизань-гика-шкот и завал-тали бизань гика, а также раздернуть фока и кливеров шкоты. (Положение № 2—3).

125. Как только судно под действием бизани, фока и кливеров тронется к ветру, следует начать перекладывать руль на ветер (в данном случае право руль), но на борт не сразу класть, а постепенно, чтобы не отнимать бесполезно хода. Рулевой в это время начинает докладывать положение на румбе через каждые 5 градусов по компасу, для ориентировки капитану судна. (Положение № 2—3).

126. Когда судно станет подходить к линии ветра (20— 25 градусов), следует отдать фока и грото-галсы и шкоты. Оба грота надо приподнять на гитовы и гордени на а своей высоты так, чтобы при последующей перебрасопке паруса не задевали за шлюпбалки, ванты и другие предметы. (Положение № 4).

127. Когда фок ляжет на ванты, а формарсели на стеньгу и с полубака будет доложено «фок на вантах» — паруса 1-й и 2-й грот-мачт перебрасопливаются на другой (левый) галс.

Если этот маневр выполняется своевременно, то гротовые реи брасопятся легко, если же начать их перебрасопливать после того, как нос судна минует линию ветра, то брасопятся реп очень тяжело. (Положение № 5).

128. Как только перебрасоплепные на другой (левый) галс гротовые паруса заберут ветер, то перебрасопливаются фоковые паруса, но фока и кливеров шкоты не тянутся до тех пор, пока судно под действием задних парусов не тронется к ветру. (Положение № 6).

129. Всякое судно вследствие инерции склонно после поворота «оверштаг» резко уваливаться под ветер. В этом случае необходимо удержать судно бизанью и рулем.

130. После того, как судно легло на новый галс и тронулось к ветру, осаживается фока-галс и кливер шкоты. (Положение № 7).

131. Бывают случаи, когда плохо удифферентованное судно очень медленно идет к ветру в положении № 2 ст. 124, рекомендуется кливера и фор-стень-стаксель не только раздергивать шкоты, а спустить их совершенно и поднимать лишь в положении № 7 ст. 130.

в) Поворот «оверштаг» с задним ходом (Рис. 8)

132. Часто встречается такое положение, что парусное судно с прямым вооружением не в состоянии сделать поворот «оверштаг» с переднего хода и, дойдя носом до линии ветра, обстенив фоковые паруса, совершенно теряет ход, будучи, например, сбито крупной волной и затем через короткий промежуток времени заимев задний ход, не переваливается на другой галс.

133. Приведенное положение в предыдущей статье еще не говорит о том, что поворот «оверштаг» не удался и надо делать новый поворот или считать, что судно стало в опасное положение, будучи неуправляемым.

134. В тот момент, когда судно дошло до линии ветра носом и, обстенив фоковые паруса, как в положении 5, ст. 126 и потеряло передний ход, следует переложить руль прямо, и как будет видно, что судно заимело хотя бы незначительный задний ход, положить руль на противоположный борт тому, в какую сторону ворочали при начале поворота (руль па ветер). (Положение № 2).

135. Вследствие действия ветра на фоковые паруса и струи воды на переложенный руль, судно, имея задний ход, начнет разворачиваться на нужный нам галс до тех пор (до того румба), пока гротовые паруса не заберут ветер. (Положение № 3).

136. В тот момент, когда судно разворачивается на нужный нам галс и уже гротовые паруса забрали ветер, брасопятся фоковые паруса по гротовым и судно, постепенно остановившись, тронется к ветру и заимеет передний ход. (Положение № 4).

137. В остальном оканчивать поворот «оверштаг» с задним ходом следует как обычный поворот «оверштаг» с переднего хода.

138. Следует учесть, что поворот «оверштаг» с задним ходом занимает не только много времени, но и очень много места. Этот поворот не рекомендуется делать в узкостях и вблизи подветренного берега.

г) Неудавшийся поворот «оверштаг»

139. Случается, что судно, не дойдя к линии ветра даже фока-реей (около 35 градусов), сбивается волной (будучи мало загруженным пли плохо удиффереитовапным) на старый галс. При таком положении судно утрачивает передний ход и находится в положении судна, вышедшего из ветра.

140. Самым важным моментом при неудавшемся повороте — это своевременно убедиться, что поворот не удается и без особого промедления прекратить бесполезную попытку сделать поворот и возможно скорее привести судно па прежний галс.

Если будет упущен момент, то очень долго судно будет оставаться в неуправляемом положении, обстенятся все паруса и судно получит значительный задний ход с заклиненным на борт рулем.

141. Чтобы привести судно на старый галс, следует перебрасопить на другой галс фоковые паруса и держать их обстененными до тех нор, пока судно не увалится под ветер и гротовые паруса заберут ветер.

142. Как только гротовые паруса заберут ветер, необходимо перебрасопить фоковые паруса на прежний галс, дать судну передний ход и снова делать поворот «оверштаг», а если в этом нет уверенности и близость берега не позволяет допускать повторных попыток, то надо поворачивать «через фордевинд».

д) Поворот через фордевинд. (Рис 9).

143. Поворот «через фордевинд» состоит из двух действий: спуститься под ветер и привестись к ветру. Судно, желая сделать поворот «через фордевинд», спускается под ветер до линии фордевинд и, когда пройдет эту линию, приводится к ветру на новый галс до желаемого курса бакштаг, галфвинд пли бейдевинд.

144. Техника поворота «через фордевинд» заключается в следующем:

Предположим, судно идет курсом бейдевинд правого галса (см. рис. 9), необходимо прежде всего убрать все паруса бизань-мачты, второй грот взять па гитовы и гордени, затем обрасопить паруса грот-мачты и держать их в положении левентих, положить руль лево на борт (под ветер), фоковые паруса и кривера остаются без изменения. (Положение № 1).

145. По мере того, как судно будет катиться под ветер (в данном случае влево), гротовые паруса все время до липни: полный бакштаг брасами держатся в левентих. (Положение № 1). Как только судно пройдет линию галфвинд и ляжет на полный бакштаг, гротовые паруса ставятся прямо (фордевинд), между тем руль остается под ветром (лево на борт) и судно продолжает катиться под ветер в сторону поворота. (Положение № 2).

146. Чтобы ускорить поворот и уменьшить диаметр циркуляции, описываемой судном на повороте, когда оно перевалит линию фордевинд, ставится бизань и второй грот. Реп грот-мачт брасопятся последовательно, следуя за поворотом судна на новый галс по ветру, но чтобы они все время работали, давая ход судну. (Положение № 3).

147. Как только судно дойдет до линии полный бакштаг нового галса, фоковые реи брасопятся па фордевинд. (Положение № 3-а). Далее, как только судно дойдет до линии галфвинд, фоковые паруса брасопятся ровно с гротовыми с расчетом лечь на желаемый курс относительно ветра. (Положение № 4).

148. При повороте «через фордевинд» следует наблюдать момент прохода линии галфвинд, чтобы не упустить момента сразу же осаживать фока-галс и шкот, одержать руль и стянуть шкоты кливеров, дабы излишне рыскливое судно по инерции не вышло из ветра, резко пройдя линию бейдевинд. (Положение № 5).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *