Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое

Овербукинг

Если дословно переводить овербукинг с английского overbooking, то это слово означает «перебронирование» — случаи, когда авиакомпания продает больше авиабилетов, чем мест в самолете. Авиакомпании пользуются тем, что на рейс приходит на 5-10% меньше людей, чем продано билетов, и продают авиабилеты с запасом, чтобы самолет улетел полностью заполненным.

Стоит отметить, что бывает технический овербукинг, когда авиакомпания вынуждена заменить самолет на менее вместительный и часть пассажиров вынуждена ждать следующий самолет.

Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Смотреть фото Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Смотреть картинку Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Картинка про Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Фото Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое

Посадка в самолет (Фото: MichaelGaida | Лицензия Pixabay)

Это законно?

За рубежом большинство авиакомпаний продают билетов больше, чем количество мест в самолете. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) признает овербукинг и регламентирует действия пассажиров и авиакомпаний. Пассажирам, которым не хватило мест в самолете, авиакомпании выплачивают компенсации и предлагают перелет на ближайшем рейсе. Часто сотрудники авиакомпаний спрашивают пассажиров, кто готов полететь следующим рейсом за вознаграждение: денежная компенсация, бесплатные авиабилеты или бонусы милями.

Овербукинг в России

В России овербукинг не регулируется. С 2015 года идет обсуждение прав пассажиров и обязанностей авиакомпаний. До сих пор никаких официальных поправок в ФАПы (Федеральные авиационные правила) не вносилось.

Как узнать, что у вас овербукинг

Как правило, при овербукинге система онлайн регистрации не дает выбрать места и не предоставляет посадочный талон. Таким образом, пассажир не может онлайн зарегистрироваться на свой рейс ни через сайт авиакомпании, ни с помощью мобильного приложения. Рекомендуем в таком случае сразу звонить в авиакомпанию и выяснять причину, а не ждать дня вылета. Однако, точно узнать об овербукинге можно только в аэропорту на стойке регистрации авиакомпании.

Что делать при овербукинге

Главное не паниковать и не скандалить. Если не предоставляют место в самолете на территории Европы или США, то выплатят компенсацию от 125 до 600 евро (до 43 тыс. руб.) и отправят в полет ближайшим рейсом, где будут свободные места. Просите дополнительных бонусов: некоторые авиакомпании предлагают бесплатное повышение класса обслуживания, например, пересаживают в бизнес-класс.

В России овербукинг не запрещен законом, но о нем не любят говорить авиакомпании. Обычно сотрудники на стойках регистрации сообщают, что вы не можете улететь по «техническим причинам». Только в редких случаях сотрудники авиакомпаний сообщат, что случился овербукинг. В любом случае, авиакомпания признает, что задержка вылета случилась по ее вине.

В случае овербукинга на территории России вас должны посадить на ближайший рейс. Также вы можете возместить полную стоимость билета и отказаться от рейса. Авиакомпании обязаны предоставлять горячее питание, если рейс задержан на 4 часа, и гостиницу, если задержка на 6 часов ночью или 8 часов днем. Т.е. овербукинг по российским законам можно понимать как задержку рейса по вине авиакомпании.

Однако, в настоящее время в России не установлена ответственность авиакомпаний по возвращению платы за перелет в случае отказа пассажиру в посадке на рейс из-за отсутствия посадочных мест в самолете. Именно поэтому, в сентябре 2017 года в Госдуму внесен законопроект, обязывающий авиакомпании вернуть десятикратную стоимость авиабилета в случае, если пассажир не сможет улететь из-за овербукинга.

Как получить компенсацию 600 евро за задержку рейса

Размер компенсации при овербукинге зависит от времени ожидания следующего рейса и расстояния полета. Чем дальше больше ждать вылета и дальше лететь, тем выше компенсация. Размер компенсации устанавливается согласно Монреальской, Варшавской конвенциям или Регламенту Евросоюза № 261/200.

Обычно, сотрудники авиакомпании на стойке регистрации сообщают размер компенсации, предлагая пассажирам, которые не торопятся, полететь на следующем рейсе за вознагрождение.

Размер компенсаций согласно закону

Причина1 ч.2 ч.3 ч.4 ч.Расстояние
Отказ в посадке125€250€250€€250€1500 км или менее
200€400€400€400€Все рейсы в пределах ЕС более 1500 км и все рейсы между 1500 и 3500 км
300€600€600€600€Все рейсы с одним из пунктов не в ЕС более 3500 км

Получить компенсацию за овербукинг, а также за задержку или отмену рейса можно онлайн. Юристы компании свяжутся с авиакомпанией и потребуют компенсацию в размере до 600 евро (до 43 тыс. руб.). Если компенсация возможна, компания удержит 25% от суммы компенсации пассажиру. Если компенсацию получить невозможно, то платить юристам не нужно.

Источник

Ваши права при овербукинге: как не остаться за бортом?

Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Смотреть фото Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Смотреть картинку Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Картинка про Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Фото Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое

Покупая билет на самолет, мы понимаем, что можем никуда не улететь в случае отмены или задержки рейса. Но стараемся не думать о том, что в самолете может попросту не хватить места — и тогда кто-то улетит, а кто-то, увы, останется в аэропорту.

Шансы высоки, если авиакомпания использует приемы овербукинга, продавая на рейс больше билетов, чем имеется мест в самолете.

Зачем авиакомпании продают больше билетов, чем нужно?

Для справки:

Овербукинг или сверхбронирование — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик принимает на себя больше обязательств по предоставлению услуг, чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.

Согласно статистике, люди, купившие билеты на самолет, не добираются до кресла в салоне. По разным причинам (болезнь, опоздание на рейс и т. д.) А потом требуют вернуть деньги за билеты. Отказываются от запланированной поездки около 10% пассажиров. Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании продают на рейс чуть больше билетов, чем нужно.

Минус такой стратегии — если все-таки на рейс зарегистрируются все пассажиры, то кому-то точно не хватит места.

Для справки:

При переизбытке пассажиров и отсутствии желающих остаться за бортом добровольно, сотрудники авиакомпании случайным образом определяют тех, кто никуда не полетит.

Но «случайный» выбор делается среди тех клиентов, которые покупают наиболее дешевые билеты, и тех, кто приобретает билеты в последнюю очередь.

Именно это произошло 9 апреля 2017 года, в аэропорту О’Хара в Чикаго, перед вылетом рейса авиакомпании United Airlines в Луисвилл (Кентукки). Пассажирам, уже сидевшим в салоне, объявили, что самолет переполнен и нужно освободить четыре места.

Три пассажира покинули салон добровольно. Четвертый человек, произвольно выбранный сотрудниками службы безопасности, отказался. Он уверял, что он врач и спешит на помощь к пациенту. Церемониться с ним не стали.

История о том, как пожилого китайца избили и выволокли из салона насильно, всколыхнула весь интернет. Видео, как пассажира United Airlines заставили покинуть самолет, смотрите здесь.

Конечно, представители авиакомпании в дальнейшем признали ошибку и решили компенсировать стоимость билетов всем, кто летел этим рейсом… Но оказаться на месте пострадавшего пассажира не хочется никому.

Что авиакомпания должна сделать, если на всех мест не хватает?

Для справки:

Овербукинг не означает полный отказ от перевозки. Но означает, что авиакомпания по своей инициативе изменяет с пассажиром договор, отказываясь от исполнения заключенного договора на изначально оговоренных условиях.

В Евросоюзе овербукинг регламентируется «Правилами в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке». Там прописано, что именно, какие минимальные компенсации положены пассажиру при овербукинге.

Поэтому европейская авиакомпания, снимая пассажира с рейса, обязана выплатить ему утвержденную компенсацию (от 250 до 600 евро) и предоставить возможность улететь ближайшим удобным рейсом. К тому же, жертве овербукинга обязаны компенсировать все понесенные расходы (пребывание в гостинице, такси, расходы на еду и т.д).
Но зачастую такое действует, если инцидент происходит лишь в европейской стране. На территории России или, например, Мексики, представители европейской авиакомпании вам тоже предложат компенсацию, но ее размер будет значительно меньше чем в Европе.

Согласно российскому законодательству, такого явления, как овербукинг, в нашей стране нет.

Но есть нюанс. Задержки и отмены самолетов связаны либо с неисправностью техники, либо с погодными условиями.
А при овербукинге — вас вынудили остаться в аэропорту, а самолет все-таки улетел. Виноваты не погода, ни техника. Виновата компания, которая с помощью стратегии овербукинга страхует риски непродажи билетов и максимизирует свою прибыль.

Если мест нет, значит, компания получила максимальный доход.

И логично, чтобы пассажиру в этом случае была положена компенсация по более высокому разряду, чем при обычных обстоятельствах.

Какие законы на вашей стороне?

Это Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила.

Покупая билет, пассажир заключает с авиакомпанией договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт прибытия, а пассажир обязуется оплатить перелет. Если самолет задержан или вылет отменен по вине перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» предусматривает, что:

ВАЖНО! В случае, если вас высадили из самолета, и вы автоматически опоздали на другой рейс, или мероприятие, которое намеревались посетить в месте назначения, то авиакомпания обязана компенсировать вам и этот ущерб.
Как моральный, так и материальный (стоимость билетов на самолет, поезд, концерт, спектакль).

Внимание! Обязательно подайте жалобу в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Росавиация ведет статистику жалоб пассажиров, и причин, вызывающих эти жалобы. Если авиакомпании уверяют, что овербукинга нет, а имеет место банальный технический сбой, но при этом большой процент потребителей жалуется в Росавиацию именно на систему овербукинга — так или иначе, надзорным органам придется разбираться с этим явлением.

Это зависит от того, в аэропорту какой страны вы стали жертвой овербукинга, а также является ли авиаперевозчик российской или зарубежной авиакомпанией.

Для отечественных компаний такую практику наши суды считают нарушением прав потребителей, особенно если перевозчик заранее при бронировании не сообщил о возможности отказа в посадке на самолет из-за недостатка мест. И могут присудить компенсацию.

В тоже время, для иностранных авиакомпаний, правила которых допускают овербукинг, это может считаться добросовестной практикой.

Источник

Что такое овербукинг и как его избежать Почему авиакомпании продают больше билетов, чем вмещает самолет, и как не оказаться за бортом

Весной на американскую авиакомпанию United Airlines обрушилась волна ненависти и призывов к бойкоту. Причиной стало видео, на котором видно, как пассажира грубо выпроваживают из самолета. Причем билет у мужчины был и вел он себя нормально, но персонал United Airlines решил, что именно он должен покинуть самолет и уступить место сотруднику компании. Такая неприятная ситуация — один из видов овербукинга. Другой неприятный случай — отказ посадить пассажира на рейс из-за того, что в самолете закончились места. Недавно подобный скандал случился на рейсе российского лоукостера «Победа»: на борт не попала женщина с ребенком, страдающим ДЦП. Эксперты рассказали The Village, что такое овербукинг и как избежать неприятностей в аэропорту.

Что такое овербукинг и когда он появился

Аркадий Гинес директор по развитию сервиса бронирования OneTwoTrip

В переводе с английского «овербукинг» означает сверхбронирование. То есть на рейс приобрело билетов больше пассажиров, чем самолет может вместить. Как такое возможно? Есть три основные причины:

Авиакомпания продала больше билетов на рейс, чем есть свободных мест. Такая практика действительно существует. Она появилась в 50-е годы прошлого века в США. Маркетологи подсчитали, что около 10 % пассажиров не улетают рейсом, на который они купили билет. В итоге часть мест пустует. Авиакомпании решили продавать больше билетов, чтобы получить дополнительную прибыль. Такая стратегия чаще всего оправдывает себя, но иногда возникают конфликтные ситуации.

Сбой возник по техническим причинам. Когда у самолета перед полетом находят неисправность, его могут заменить на другой. Если новый борт будет менее вместительным, кому-то придется остаться и ждать нового рейса.

Авиакомпании срочно нужно отправить другого пассажира. Таким нежданным гостем может оказаться владелец VIP-карты или, как в случае с United Airlines, сам сотрудник авиакомпании.

Что делать, если вас не пускают на рейс

Найдите других пострадавших

Отыщите всех, кто попал в аналогичную ситуацию. Обязательно обменяйтесь контактами. Вместе будет проще добиться от авиакомпании выгодных условий размещения и компенсации за отмену полета.

Проследите, чтобы сотрудник авиакомпании поставил на вашем билете отметку об отказе в регистрации из-за нехватки места. Запишите разговор с персоналом на видео. Зафиксируйте время, когда вам было отказано в доступе на самолет. Сохраните чеки по всем затратам, которые вы вынужденно совершали во время ожидания. Это поможет обосновать ваши требования.

В зависимости от того, когда будет ваш новый рейс, потребуйте у сотрудников авиакомпании предоставить номер в гостинице и трансфер до нее, компенсировать расходы на связь и питание.

Пассажирам часто предлагают билеты на другой рейс с повышением уровня обслуживания без дополнительных доплат. Если же вам предложат билет ниже классом, требуйте вернуть разницу в стоимости.

Как получить компенсацию

Чтобы получить компенсацию, необходимо обратиться к перевозчику с письменным заявлением либо отправить онлайн-заявку. И в первом, и во втором случае потребуется приложить копию паспорта и посадочного талона.

Рассмотрение заявки длится в среднем более трех месяцев. Можно также попробовать добиться возмещения с помощью онлайн-сервисов. На некоторых из них есть возможность бесплатно проверить, попадает ли ваш рейс под компенсацию, загрузить нужные документы и отправить заявку. Авиакомпания может принять претензию и заплатить сразу. Если этого не произошло, но вы намерены бороться до конца, придется обращаться в суд.

Денежные компенсации в разных странах отличаются. Да и в разных авиакомпаниях — тоже. Вот цифры, на которые можно ориентироваться.

Евросоюз

Компенсация полагается за задержку рейса длительностью три часа и более, отказ в посадке на самолет, задержку или отмену вылета по техническим причинам, зависящим от авиакомпании.

250 евро — компенсация за несостоявшийся перелет дальностью до 1 500 километров по вине авиаперевозчика.

400 евро — компенсация за несостоявшийся перелет дальностью от 1 500 до 3 500 километров по вине авиаперевозчика.

До 600 евро можно получить за неслучившийся перелет внутри Евросоюза, вылет из аэропортов ЕС, Исландии, Норвегии, Швейцарии, а также рейсы европейских перевозчиков, прибывающих в аэропорты Евросоюза. Например, если европейская авиакомпания летит из Америки или Азии в Европу, то это также оценивается по европейскому законодательству.

Срок давности заявки на возмещение колеблется от трех до шести лет в зависимости от законодательства стран, с которыми работает авиаперевозчик. Компенсации не предусмотрены в случае терактов, забастовок и плохой погоды.

Если время ожидания меньше часа, то компенсации не будет. При ожидании от 60 до 120 минут полагается возмещение двукратной стоимости авиабилета, но не более 675 долларов. При ожидании свыше 120 минут — четырехкратная стоимость билета, но не более 1 350 долларов.

Россия

Если у вас возникли проблемы с внутренним перелетом или российская авиакомпания задерживает международный вылет, то размер компенсации будет незначительным. Пассажиру обязаны заплатить неустойку в размере 25 % от минимального размера оплаты труда за час задержки, но не более 50 % от перевозной платы.

Источник

Мой рейс переполнен

И я на этом зарабатываю

Мой муж живет в Вене, а я — в Москве.

Каждые две недели мы летаем друг к другу в гости и научились на этом немного зарабатывать. Наше любимое развлечение — это овербукинг.

На направлении Москва — Вена всегда много рейсов. Мы обычно берем вылет в пятницу вечером, а обратно летим утренним рейсом в понедельник. Это вообще самое популярное время перелетов по этому маршруту.

Часто мы попадаем в овербукинг. Обычно авиакомпании продают несколько лишних билетов в расчете, что кто-то опоздает или передумает. Если в аэропорт приходят все купившие билеты, то на борту оказывается больше пассажиров, чем мест. Кто-то из этих людей не улетит.

Расскажу, какие у нас есть хитрости и на что обратить внимание при овербукинге в Европе.

Права лишних пассажиров

В Европе овербукинг легализован, а правила компенсации прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Если вы летите через аэропорты стран Евросоюза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, вам гарантируют пересадку на другой рейс, выплатят компенсацию и оплатят гостиницу и такси, если перелет переносится на следующий день.

В России авиакомпании не выплачивают компенсацию при овербукинге. Закона в этой сфере еще нет, а присоединение к Монреальской конвенции никак на это не повлияло. Авиакомпания должна только предоставить альтернативный рейс. Обычная практика — предложить пассажиру лететь следующим рейсом в бизнес-классе. Для получения компенсации за овербукинг нужно обращаться в суд.

В Азии компенсации минимальны и предоставляются по желанию туроператора или авиакомпании. Часто компенсации, как и в России, просто нет.

Дальше в статье я буду рассказывать об овербукинге по правилам ЕС.

Размер и порядок компенсации

Время ожидания следующего рейса и цена билета значения не имеют. Вы получите бонусы, даже если вам предложат улететь через час. Компенсация рассчитывается на одного человека. Если вы путешествуете семьей из четырех человек, выплата увеличивается в 4 раза.

Сумма выплачивается в евро и зависит от дальности перелета. Чем дальше летишь, тем больше компенсация.

Примеры компенсации за овербукинг в ЕС:

Некоторые авиакомпании предлагают вместо денег ваучер — документ, который пассажир может обменять на другой перелет. Например, по такому ваучеру можно получить от авиакомпании бесплатно два билета в течение года. Брать ваучер не обязательно, можно требовать деньги.

Кроме денежной компенсации есть еще дополнительная еда, трансфер, хранение багажа, повышение класса обслуживания, доступ в бизнес-залы, начисление бонусов по программе лояльности.

Короче говоря, если попали в овербукинг и ваш рейс теперь только на следующий день, то вы можете провести прекрасный вечер в другом городе за счет авиакомпании.

Как авиакомпания выбирает лишних пассажиров

Лишних пассажиров выбирают по разным критериям. В относительной безопасности находятся владельцы випкарт, участники программ лояльности с высоким статусом и те, кто просто зарегистрировался первым. Их снимают с рейса реже.

Отдельно в законе ЕС оговорены права пассажиров с ограниченными возможностями и детьми. Их первыми приглашают пройти на борт и предлагают дополнительные места для багажа, особые условия выбора мест, а некоторые авиакомпании даже разрешают взять на борт собаку-поводыря.

Пассажиры, которые регистрируются последними, покупают дешевые билеты, путешествуют в одиночку и без багажа, чаще других становятся «лишними». Это как стопка тарелок: мы берем первой ту тарелку, которую положили в стопку последней.

Как быть лишним и богатым

Мы с мужем были лишними пассажирами несколько раз и научились извлекать из этого выгоду. Если мы никуда не спешим, а авиакомпания предлагает нам лететь в Вену из Цюриха не сегодня, а завтра, платит за это наличными и размещает в гостинице в центре города, то мы говорим, что хотим быть добровольцами. Нам это удавалось уже три раза.

Чтобы договориться и получить компенсацию, сначала надо убедиться, что рейс попадает под законодательство ЕС. В этом помогут простые вопросы:

Если на каждый из этих вопросов ответ положительный, значит, можно рассчитывать на компенсацию по правилам ЕС.

Действовать надо быстро, ведь желающих может быть много. Если авиакомпания объявляет о поиске добровольцев, то нужно быстро взвесить все за и против. Мы еще любим поторговаться, потому что авиакомпания заинтересована решить вопрос мирно и сохранить репутацию.

На всякий случай у нас есть план Б: к медицинской туристической страховке, которая обязательна при поездке в ЕС, мы оформили опцию отмены поездки. Если компенсацию от авиакомпании можно получить только из-за проблем с вылетом по ее вине, то в случае терактов, забастовок, плохой погоды и любых других обстоятельств выплаты делает страховая компания.

Прежде чем принимать решение, оцените ситуацию

Вы летите с пересадкой. Успеваете ли вы на стыковочный рейс? Если нет, компенсируют ли его стоимость?

Предлагают лететь завтра. Авиакомпания оплачивает гостиницу, завтрак и трансфер?

Предлагают ваучер вместо денег. Какой срок действия ваучера? Есть ли закрытые даты, когда нельзя его использовать? Будут ли по нему начислены мили? Можно ли его обменять на деньги?

Что делать, если все пошло не так

Если с рейса сняли, деньги не заплатили и на месте договориться не удалось, то можно получить компенсацию самостоятельно. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, мы стараемся подготовиться заранее.

Собираем доказательства. Всегда сохраняем копии билетов, посадочных талонов, чеки и квитанции дополнительных расходов, фотографируем табло вылетов. Все эти документы понадобятся при обращении в авиакомпанию или в суд.

Записываем контакты других «лишних» пассажиров. Добиться компенсации легче, если работать в команде. Авиакомпании не любят привлекать внимание, поэтому коллективные иски рассматривают быстрее.

Пишем претензию в авиакомпанию. Напрямую или через сервисы «Эйрхелп», «Компенсэйр», «Рефанд-ми», «Купибилет-ру». Они берут комиссию 25% от компенсации. Если получить компенсацию не получится, то сервису ничего платить не нужно.

Источник

Овербукинг: риск оказаться за бортом

Купили билет, но мест в самолете не оказалось. Что делать пассажиру в ситуации овербукинга и как добиться компенсации от авиакомпании?

Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Смотреть фото Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Смотреть картинку Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Картинка про Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое. Фото Овербукинг в авиакомпаниях в россии что это такое

Овербукинг: что это такое и почему он возникает?

Овербукинг (дословно – «перебронирование», «сверхбронирование») – ситуация, когда пассажиров оказалось больше, чем мест на борту. Это явление существует в авиации уже несколько десятилетий.

Условно овербуркинг можно разделить на два вида: плановый и технический.

Плановость обычно обусловливается тем, что некоторые авиакомпании намеренно продают билеты в количестве, превышающем число мест на борту. Объясняется это различными статистическими исследованиями, согласно которым на рейс не являются до 5% пассажиров, купивших билеты. В 2015 г. «Аэрофлот» и ряд авиационных экспертов называли еще более существенные цифры: от 10 до 15% неявившихся пассажиров. Перевозчики стремятся заполнить пустующие места другими пассажирами, реализовав билеты на отдельные места дважды, и тем самым повысить рентабельность.

Технический овербукинг происходит из-за замены воздушного судна, изначально назначенного на рейс, на судно другого типа, меньшей вместимости. В такой ситуации некоторое количество пассажиров может остаться не у дел.

Абсурдности происходящему добавляет невозможность спрогнозировать, кто не попадет на рейс. Авиакомпании не афишируют принципы, в соответствии с которыми они не допускают к полету некоторых пассажиров. Тем более нельзя просчитать их действия в России, где овербукинг не легализован. Однако, судя по отзывам путешественников, чаще не улетают пассажиры, пришедшие к окончанию регистрации.

Примечательно, что даже успешное прохождение регистрации на рейс – онлайн или в аэропорту – не гарантирует своевременный вылет. Пассажир может получить отказ в перевозке на любом этапе: во время регистрации, при посадке в самолет и даже в самолете. В России официальная статистика таких случаев пока не ведется.

Предусмотрена ли ответственность для авиакомпаний, допускающих перебронирование?

На данный момент перевозчики, практикующие овербукинг в России, остаются безнаказанными. В то же время в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий административное наказание в виде штрафа за каждый случай овербукинга. Рассмотрение проекта закона планируется в весеннюю сессию 2019 г. Авторы законопроекта, обосновывая размер штрафов – 50–200 тыс. руб. для юридических лиц, ссылаются на размер компенсаций, которые предусмотрены в других государствах для выплаты в пользу пассажиров, не улетевших из-за овербукинга.

Параллельно в Госдуму поступил законопроект, дополняющий Воздушный кодекс РФ нормой о запрете овербукинга. Кроме того, пассажир получит право на возврат полной стоимости билета в случае овербукинга. Эта норма представляется более значимой для потребителей, поскольку абстрактные штрафы, которые будут взыскиваться в бюджет государства, не создадут дополнительных благ для пассажиров.

Будет ли овербукинг легализован в России?

Министерство транспорта РФ несколько лет назад предпринимало попытку узаконить продажу сверхнормативного количества билетов. Эту инициативу горячо поддерживал один из крупнейших игроков рынка – авиакомпания «Аэрофлот». В 2015 г. был подготовлен законопроект, предусматривающий гарантии для пассажиров, не попавших на свой рейс, однако дальше общественного обсуждения дело не продвинулось.

О легализации овербукинга в ближайшей перспективе говорить не приходится, поскольку законодатель явно дал понять, что намерен бороться с этим явлением.

На что может рассчитывать пассажир в случае овербукинга в России?

Понятие «овербукинг» в российском законодательстве отсутствует. Нет и формального запрета на продажу билетов в количестве, превышающем число мест в самолете. И до тех пор, пока овербукинг законодательно не урегулируют, выбор способов решения проблем неулетевших пассажиров будет оставаться на совести авиакомпаний.

Наиболее распространенный способ выхода из ситуации с овербукингом – апгрейд (повышение) класса обслуживания. Например, пассажир, не вместившийся в салон эконом-класса, летит бизнес-классом. Однако такое решение проблемы нельзя признать панацеей, поскольку салона бизнес-класса нет во многих самолетах крупнейших авиакомпаний России (Utair, S7, «Уральские авиалинии»). Флот авиакомпании «Победа», являющейся лоукостером, полностью укомплектован судами без салона бизнес-класса.

Еще один вариант – отправка пассажиров следующим рейсом, иногда даже рейсом другой авиакомпании. Часто в таких ситуациях клиенту для поддержания лояльности вручается купон на скидку при покупке следующего билета или иной бонус.

Если отправка пассажира невозможна в течение длительного времени, авиакомпании обычно организуют бесплатное питание и размещение в гостинице до момента вылета.

Полный перечень положенных гарантий при задержке вылета на территории России содержится в Федеральных авиационных правилах 1 :

Каковы права пассажиров, летающих в странах ЕС?

Этот регламент может быть полезен и для россиян, поскольку гражданство пассажира значения не имеет. За компенсацией при овербукинге, задержке или отмене рейса можно обращаться при условии полета внутри Евросоюза, в случае полета из России в страну ЕС авиакомпанией, зарегистрированной в Евросоюзе, или, наоборот, в Россию из страны ЕС – в этом случае страна регистрации авиакомпании уже не учитывается.

Получить положенное возмещение можно, направив претензию в авиакомпанию. Но в случае с иностранными перевозчиками зачастую удобнее это сделать через специальные онлайн-сервисы, которые занимаются получением средств с авиакомпаний, удерживая комиссию за посредничество.

Найти и выбрать подходящий для себя онлайн-сервис можно с помощью интернет-форумов путешественников. Такие форумы в достаточном количестве содержат отзывы людей, которые уже успели воспользоваться этими сервисами.

Для работы с онлайн-сервисом пассажиру потребуются маршрут-квитанция или иное подтверждение приобретения билета, а также посадочный талон (при наличии). Как правило, посредник взимает за свои услуги комиссию в размере 25–35% от той суммы, которую выплачивает авиакомпания. Если авиакомпания отказывает пассажиру, то обычно он ничего не платит. При этом от момента направления заявки до получения денег в среднем проходит от одного до трех месяцев.

Важно отметить, что при сотрудничестве с онлайн-сервисом пассажир обычно подписывает акт уступки прав, в соответствии с которым он отказывается от самостоятельного взаимодействия с авиакомпанией по спорному вопросу. Поэтому параллельно требовать компенсацию через сервис и своими силами не получится.

Что делать пассажиру, столкнувшемуся с овербукингом?

Прежде всего необходимо точно выяснить причину отказа в перевозке. Имейте в виду, сотрудники аэропорта/авиакомпании могут попытаться скрыть факт овербукинга, ссылаясь на то, что вас просто нет в списке пассажиров из-за ошибки.

Рекомендуем действовать следующим образом:

Возможно, авиакомпания предоставит вам отдельный документ, указывающий на то, что вы не улетели в связи с отсутствием мест (например, справку). Главное – настаивать на том, чтобы в документе с подписями ответственных лиц была отражена реальная причина вашего невылета или как минимум сам факт невылета. Вышеупомянутые документы необходимо требовать независимо от того, в какой стране осуществляется ваш полет. В случае отказа в их предоставлении на стойке регистрации обратитесь в справочную аэропорта вылета с требованием выдать справку о том, что вы не смогли вылететь конкретным рейсом.

Как уже было сказано выше, обычно авиакомпании предлагают пассажирам вылет другим рейсом, иногда с повышением класса обслуживания, и дополнительное вознаграждение – деньги или бонусные баллы. Хотя возможно и нелояльное поведение – в таких ситуациях многое зависит от авиакомпании и конкретного сотрудника.

Обратите внимание: согласие на отправку другим рейсом, предложенным пассажиру, сильно затруднит получение компенсации, поскольку в таком случае договор перевозки считается измененным. Проще говоря, пассажир добровольно соглашается улететь другим рейсом в иное время. Просить у авиакомпании бонусы лучше сразу в аэропорту в ходе обсуждения вариантов разрешения сложившейся ситуации.

В ходе дальнейшего разбирательства позиция авиапассажира будет куда более убедительной при условии покупки альтернативных билетов в том же классе обслуживания и по тому же маршруту. Если пассажир решил изменить маршрут, то ему придется обосновать невозможность полета в первоначальный пункт назначения.

Как получить компенсацию до обращения в суд?

Прежде чем обращаться в суд, рекомендуем потребовать у авиакомпании выплаты денежной компенсации в досудебном порядке. Речь может идти и о стоимости билета на рейс, которым пассажир не смог улететь, и о расходах на билет, приобретенный взамен неиспользованного. Иногда путешественникам требуются размещение в гостинице и питание из-за отсутствия возможности вылететь – такие затраты тоже могут быть возмещены. Но только при условии, что авиакомпания не предлагала пассажиру бесплатное размещение и питание, положенные в соответствии с Федеральными авиационными правилами или аналогичными нормативными актами, которые регулируют эти вопросы в стране вылета.

Претензию лучше направить заказным письмом с описью вложения на юридический адрес авиакомпании (адрес представительства в РФ иностранной авиакомпании). Этот адрес всегда можно найти на официальном сайте перевозчика. Такой способ направления претензии представляется более надежным с точки зрения дальнейшего судебного разбирательства в случае, если ответ перевозчика не устроит пассажира или ответа не будет вовсе.

Что делать, если авиакомпания отказывается выплачивать компенсацию или ее сумма не покрывает расходы?

Взыскание возникших из-за овербукинга убытков (дополнительные билеты, проживание, питание и пр.) тоже возможно, но потребует убедительных доказательств наличия вины перевозчика, а также прямой взаимосвязи между затратами пассажира и несостоявшимся перелетом.

Исход спора будет зависеть от различных обстоятельств, в том числе от представленных доказательств. При подготовке к суду рекомендуем обеспечить доказывание следующих обстоятельств 10 :

Помните: все документы, представленные в качестве доказательств, должны быть составлены на имя пассажира, а не третьих лиц, не имеющих отношения к ситуации.

1 Пункт 99 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (в ред. от 5 октября 2017 г.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”».

2 Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 февраля 2004 г. № 261/2004.

3 Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2018 г. по делу № 33-37248/2018.

4 Определение Московского городского суда от 12 сентября 2016 г. по делу № 4г-10324/16.

5 Статья 126 Воздушного кодекса РФ.

6 Статья 127.1 Воздушного кодекса РФ.

7 Статья 108 Воздушного кодекса РФ.

8 Статья 120 Воздушного кодекса РФ.

9 «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (заключена в Монреале 28 мая 1999 г.). Российская Федерация формально присоединилась к конвенции 3 апреля 2017 г., однако фактически нормы конвенции судами массово не применяются.

10 Указанный перечень доказательств является примерным и напрямую зависит от обстоятельств конкретного инцидента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *