Овальный портрет чему учит

Краткое содержание «Овальный портрет»

Всего получено оценок: 44.

О произведении

Рассказ «Овальный портрет» По был написан в 1842 году. Мистическая история о том, как слепое поклонение искусству способно погубить настоящую жизнь и искренние, человеческие чувства.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Овальный портрет» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен и для читательского дневника.

Овальный портрет чему учит. Смотреть фото Овальный портрет чему учит. Смотреть картинку Овальный портрет чему учит. Картинка про Овальный портрет чему учит. Фото Овальный портрет чему учит

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Не в состоянии заснуть, рассказчик принялся рассматривать картины, сверяясь с их описанием в небольшом томике, найденном возле кровати. Вскоре рассказчик обратил внимание на « портрет юной, только расцветающей девушки ». Он даже невольно зажмурился: настолько сильное впечатление оказала на него это картина. Причина подобной реакции крылась в необычайной живости портрета. Немало заинтригованный, рассказчик принялся искать его описание в справочнике.

Странник узнал, что изображённая на овальном портрете девушка была женой живописца. Красавица очень любила своего мужа, но « он, одержимый, упорный, суровый, уже был обручён — с Живописью ». Однажды художник решил написать портрет супруги и долгими днями удерживал её в высокой башне, из окна которого лился тусклый свет. От этого жуткого света « таяли душевные силы и здоровье его молодой жены », но она не смела роптать. Когда последний мазок был положен на холст, живописец был поражён своей работой, ведь в ней была « воистину сама Жизнь ». Но в этот самый миг его жена скончалась.

Овальный портрет чему учит. Смотреть фото Овальный портрет чему учит. Смотреть картинку Овальный портрет чему учит. Картинка про Овальный портрет чему учит. Фото Овальный портрет чему учит

Заключение

В своём произведении Эдгар По предостерегает впадать в сильную зависимость от чего-либо, ведь от этого могут пострадать близкие люди. Нужно помнить, что самое ценное в жизни – это искренняя любовь и душевная теплота.

После ознакомления с кратким пересказом «Овальный портрет» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Э.По «Овальный портрет»: краткое содержание, главные герои,какова гл.мысль?

Что писать для читательского дневника?

Овальный портрет чему учит. Смотреть фото Овальный портрет чему учит. Смотреть картинку Овальный портрет чему учит. Картинка про Овальный портрет чему учит. Фото Овальный портрет чему учит

Главный герой и его комердинер дабы не ночевать на улице, остановились в заброшенном замке и поселились в дальней комнате. На стенах замка висели картины, которые заинтересовали главного героя.

Комердинер Педро зажег свечи в канделябрах и лег спать. Главный герой не хотел будит помощника и передвинул канделябр сам. Лучи осветили стену и портрет с девушкой, который он еще не видел.

Главный герой увидел портрет красивой девушки в овальной рамке. Он прочитал описание картины и узнал, что это жена живописца, который по сути был женат на самой живописи.

Девушка на картине является жизнерадостной и улыбчивой ненавидела живопись. Однако она не могла сознаться об этом мужу. Девушка не могла отказать мужу написать ее портрет. Каждый день и каждый час он писал портрет и не замечал, как красота девушки увядает. Однако послушная и скромная девушка терпели и сидела. Сам же художник не замечал этого.

А когда портрет уже был готов и художник повернулся, то девушка была уже мертва.

Главных героев в произведении трое.

Первый герой это мужчина, который нашел в темноте тот самый портрет.

Второй герой это художник, который из-за своей занятости не заметил, как его жена умирает от усталости.

Третья героиня это та самая девушка с картины, которая терпела интересы своего мужа.

Овальный портрет чему учит. Смотреть фото Овальный портрет чему учит. Смотреть картинку Овальный портрет чему учит. Картинка про Овальный портрет чему учит. Фото Овальный портрет чему учит

Начну, пожалуй, с краткого содержания рассказа Эдгара По «Овальный портрет», где главными персонажами/героями являются художник, одержимый живописью, и его молодая красавица жена.

В читательском дневнике я написала так:

Овальный портрет чему учит. Смотреть фото Овальный портрет чему учит. Смотреть картинку Овальный портрет чему учит. Картинка про Овальный портрет чему учит. Фото Овальный портрет чему учит

Рассказчик попадает в заброшенный замок, он ранен, почти без сил. На одной из стен он видит портрет прекрасной девушки. Ему под руку попадается описание этого портрета, и он узнает трагическую историю. Когда-то давно в этом замке жил талантливый художник, решивший написать портрет своей молодой жены. Художник вложил весь свои талант, всю свою душу в создание полотна, но, по мере того, как на картине появлялся чудесный образ жены, модель теряла силы. Когда полотно наконец было закончено, художник вдруг с ужасом понял, что его жена умерла.

Гл.мысль: писатель предупреждает читателя об опасности, которую таит в себе любое исступление. Художник был так одержим своей работой, что потерял связь с реальным миром. Искусство должно прославлять жизнь, а не забирать ее.

Источник

Помогите пожалуйста написать анализ произведения

Рассказ Эдгара Аллана По о трагической истории создания загадочного
портрета из замка.
Это один из самых коротких рассказов Эдгара По, при первой публикации
в 1842 году он уместился всего на двух страницах, а впоследствии был
ещё сокращён автором.

Творческий процесс, в своем совершении, всегда стремится
превзойти жизнь, низводя её до состояния смерти.
Это отмечает и рассказчик, потрясённый одухотворенностью портрета.
Эдгар По предупреждает читателя о коварной двойственности
искусства и парадоксальном взаимодействии жизни и смерти в
служении ему.

Возможно, идею рассказа По увидел в картине своего друга Томаса Салли — молодая девушка держит в руке медальон, шнурок которого охватывает её обнажённую шею. Другим источником вдохновения для Эдгара По могла
стать картина Тинторетто, написавшего портрет мёртвой дочери.

Обстановка и основа сюжета окутаны тайной. Рассказчик не объясняет, как или где он ранен и заходит в разрушающийся замок, который также представляет собой загадку. Темный мрак замка является классическим фоном для готической истории, а гобелены и странная архитектура здания производят на рассказчика впечатление отдаленности от современного мира. Ночью ничего не происходит, но детали создают романтическое чувство потери, которое служит введением в историю овального портрета.

Овальный портрет указывает на противоречие межу непостоянством жизни и непостоянством искусства. Тема портрета полна жизни, когда она выходит замуж за художника, но, как говорится в путеводителе: «Оттенки, которые он наносил на полотно, были нарисованы на щеках ее, которая сидела рядом с ним». Своими художественными способностями он создал двойника своей жены.

История картины предполагает, что, хотя, метаморфоза от жизни к вечному искусству может создать мастерское произведение красоты, имитирующее жизнь, рассказчик обманут только своим «мечтательным ступором» и внезапным раскрытием картины из темноты.

Второй, более интенсивный взгляд на картину раскрывает иллюзию, и аналогичным образом, художник этой картины заканчивает тем, что отказывается от своей жены ради простого изображения.

Источник

Овальный портрет чему учит

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Особенности сюжета в новелле Э. По «Овальный портрет»

«Особенности сюжета в новелле Э. По «Овальный портрет»
Творчество Эдгара По укладывается во временные рамки такого заметного и мощного явления в искусстве, как романтизм. Романтизм возник в Европе в самом конце XVIII столетия и продолжался всю первую половину XIX. Романтизм бросал вызов современности и в то же самое время был ярчайшим явлением современности, модным в среде образованных людей. У великих поэтов романтизма, чье творчество пришлось на начало века – Байрона, Кольриджа, Шелли, Жуковского, Лермонтова – были мощные корни в предшествующей литературе, а сами они задали «тон» на долгие годы, и отголоски романтизма мы можем обнаружить в творчестве символистов и модернистов.
Однако то – европейский романтизм, американский же имел свои особенности. Специфика американской романтической литературы кроется не в каких-то особенных литературных приемах или темах, а по большей части в той почве, на которой она взросла. Хронологически она появилась одновременно с европейской, но пути их быстро разошлись «в самом начале и так по-настоящему и не пересеклись» 1.
Получилось так оттого, что, хотя тяга к загадочному, неосознанному и даже пугающему у европейского романтизма и американского романтизма была общей, и идеалы также были общими, но при этом американский романтизм и европейский оказались в разном положении, в неравной «весовой категории» (если можно так выразиться). Отсюда и возникла скрытая полемика между ними, иногда прорываясь наружу, но никогда не переходя в состояние открытой конфронтации.
Причина этого была в следующем, как пишет Анастасьев: «европейцы – продолжатели, им было с кем вести диалог, какие бы напряженные и даже драматические формы он бы ни принимал. Американцы – зачинатели, первопроходцы» 2.
То есть, у американских романтиков не было предшественников-американцев. Собственная американская литература началась именно с американских романтиков, сумевших отодвинуть в сторону печатника, публиковавшего европейскую литературу и «полезные книги», и поставить рядом с ним писателя-американца, убедив соотечественников, что «небо в чашечке цветка» – предмет не менее достойный, чем злаки, которые нужно собирать во время урожая» 3. Во многом опираясь на европейскую литературную традицию, многое черпая из нее, американские романтики все же имели свой, отличный от их европейских «товарищей по клубу» взгляд на мир, на его прошлое, настоящее и будущее. Проблема и особенность американского романтизма состояла именно в том, что у него не было никаких литературных корней в отечественной почве. У него не было предшествующей американской литературной традиции и в этом смысле полемизировать было не с кем, преодолевать – нечего, бросать вызов – нечему и тосковать не о чем. Если европейские романтики с тоской смотрели в прошлое, то американские думали больше о настоящем.
Разница кроется еще и в социально-экономических процессах, происходивших в это время в Европе и Америке. В Европе это было время активного продвижения третьего сословия вперед, на все более высокие уровни. Буржуазия захватывала деньгами все новые и новые позиции, проникая во все более высокие сферы и оттесняя обедневающую дворянскую аристократию в сторону. Аристократия утрачивает былое влияние, былые позиции, а деньги начинают приобретать все большее значение. Третье сословие, таким образом, породив себе противника в образе пролетариата своей беспощадной эксплуатацией, духом стяжательства и наживы породило себе противника и в сфере аристократической, интеллигентной – в образе поэта (назовем так литератора-романтика, ибо для романтизма характерно тесное взаимодействие поэзии и прозы). Поэту-романтику был чужд дух наживы, которым было проникнуто современное ему общество, и его не интересовали и не устраивали цели «здесь и сейчас», его не привлекало вероятное будущее, он считал свое время временем, утратившим героев, оно было для него чужим. И потому поэт-романтик устремлял свой взор в прошлое, находя героев в эпохе Средневековья, а то и античности. Тоска по «времени героев», мрачность по отношению к настоящему и напряженный взгляд в прошлое в поиске идеала – характерные черты европейского романтизма.
А в Америке литература только зеркально, в перевернутом виде отразила европейскую ситуацию. Писателям здесь не на что было опереться, не на что было оглядываться и, наверное, не следовало. Прошлое их было рядом, требовалось лишь освободить его от лишних (по их мнению ) наслоений, привычек, традиций и, взяв все живое, двигаться вперед.
Американский романтизм расцвел на благодатной почве: то было время настоящего, подлинного и полного завоевания Америки, время героев. И если для европейца-романтика в современности не было героя, то для американца современность была ими, так сказать, переполнена. Эпоха покорения земель, эпоха пионеров была для Америки и эпохой расцвета демократии – со всеми ее плохими и хорошими сторонами, эпохой изобретений (были изобретены швейная машина, револьвер, конвейер, телеграф), эпохой сколачивания капиталов. И хотя дух накопительства и стяжательства наполнял ее, но в ней присутствовал и освежающий поток стремления строить новое общество, новое государство, покорять просторы. Ничего подобного в Европе не происходило. Третье сословие в Америке было, во-первых, в каком-то смысле здоровее европейского, а во-вторых, оно составляло практически абсолютное большинство, так как каждый имел шанс сделать себе состояние. Все здесь было зыбко и ново. Поэтому американский романтизм был более оптимистичен и рационалистичен, нежели европейский. Американские романтики не боялись смотреть в будущее и не чурались современности, ибо прошлого у них почти еще не было.
Такова была почва, на которой возрос талант Эдгара По.

1- М. Анастасьєв «Будівничі (американський романтизм)» //Вікно в світ, 1999 №4, с. 33
2- там же
3- там же
4- Эйшискина Н. Эдгар По, его жизнь и творчество //Вопросы литературы, 1963, №10, с. 206
5- Гордєєва Л. В. Занурючись у темні глибини свідомості. Едгар По // Зарубіжна література в навчальних закладах, 1997, №3, с. 22
6- Современный словарь-справочник по литературе. М. 1999, с. 259
7- Ахмедова У. Эдгар По – мастер новеллы //Советский Дагестан, 1980, № 5, с. 69
8- там же, с. 70
9- Нефедова Т. Некоторые особенности сюжетных ситуаций в новеллах Э. По // Проблемы поэтики и истории литературы, Саранск, 1973, с. 248

Источник

Функция портрета в новелле Э. По «Овальный портрет» и в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Эстетические принципы Эдгара По и их воплощение в новелле «Овальный портрет». Воплощение культа красоты в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Определение особенностей романтического мировосприятия, соотношение жизни и искусства в творчестве.

РубрикаЛитература
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления07.05.2010
Размер файла32,5 K

Овальный портрет чему учит. Смотреть фото Овальный портрет чему учит. Смотреть картинку Овальный портрет чему учит. Картинка про Овальный портрет чему учит. Фото Овальный портрет чему учит

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ


ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КЛАССИЧЕСКОЙ


ФИЛОЛОГИИ


КУРСОВАЯ РАБОТА


По теме: «Функция портрета в новелле Э.По «Овальный портрет» и в романе О.Уайльда «Портрет ДорианаГрея»

1. Эстетические принципы Э.По и их воплощение в новелле «Овальный портрет»

2. Воплощение «культа красоты» в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Список использованной литературы

Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал ярко выраженные национальные черты.

В истории литературы США романтизм сыграл особую роль: он открыл новейший этап ее развития, когда она получила международное признание и заняла свое место среди ведущих литератур мира.

Еще на заре национальной истории, в эпоху войны за независимость в конце 18 века начало формироваться эстетическое самосознание американского народа. Политическое и государственное объединение страны явилось началом становления национальной культуры, литературы, искусства.

Особенность возникновения и становления эстетической мысли в США заключаются в том, что первоначально она сосредотачивалась на проблемах национальной литературы. Вплоть до Гражданской войны эти вопросы были ведущими, определяющими в развитии американской эстетики.

Как пишет Ванслов В.В., противоречие между идеалом и действительностью, между духовной свободой, неотделимой от существа человека, и фактической подавленностью человека в реальности порождает в романтическом искусстве специфическую проблему Двоемирия. Мир кажется романтикам в самом себе двойственным, действительность раздваивается, раскалывается на различные плоскости.

Как далее утверждает Ванслов В.В., двоемирие отражается в раздвоенности души, в разорванности сознания романтического героя, пагубных для его личности. Если человек не приемлет действительность, а идеалы его с ней неосуществимы, он неизбежно раздвоен. Отсутствие гармонии с миром ведет к отсутствию гармонии с самим собой. В человеке словно сосуществуют и непрерывно соперничают две души: прозаическая, привязывающая его к земле, и поэтическая, уносящая в небесные выси[3:84].

Особенность американского романтизма проявилась в длительности его существования; он оказался гораздо более долговечен, чем западноевропейский, и продолжал интенсивно развиваться, когда в литературе европейских стран ведущим направлением стал критический реализм. Романтическое начало сохранило свою значимость, играло важную роль и в последующие периоды истории как американской, так и западноевропейских литератур.

К примеру, в Англии последней трети 19 века мировоззренческие и эстетические проблемы художественного сознания раскрываются в различных формах романтического протеста против буржуазного общества и викторианских жизненных ценностей. Весьма характерной была судьба английского эстетизма, провозгласившего приоритет эстетических критериев в трактовке действительности, в создании произведений и в утверждении идеалов красоты.

В течение всего развития английского эстетизма не теряла своей актуальности тема выявления духовной, художнической сути человека в сфере искусства. Это была традиционная для романтического сознания проблема субъективного начала в творчестве. Развивая традиции романтизма, эстетизм стремился вдохнуть новую жизнь в культ субъективности, отстаивать неповторимость личности, то, чем внутренний мир открыт прекрасному. С новой силой зазвучали традиционные темы двойничества, раздвоенности человека, столкновения его подлинной и неподлинной сути, повысился интерес к изображению отчужденных сил, заключенных в законах, нормах нравственности и правилах поведения. Образы двойников были в свое время «наиболее острой формой художественного выражения романтического двоемирия» [3;86]. Мотив двойничества явился определенным художественным результатом раздумий о гармонии, о целостности человеческой личности, в значительной мере переместившейся из мира реального в сферу идеального, а то и утопического. Эти вопросы занимали многих английских эстетов и художников конца 19 века.

По словам Федорова А.А., философской основой английского эстетизма следует признать учение Платона о прекрасном. По Платону, именно прекрасное снимает противоположность земного и идеального в процессе внутреннего становления человека. Однако особенно английских сторонников эстетизма привлекла платоновская теория эротического восхождения к идеальному через единство красоты и чувства, возвышаемого ею. В красоте, трактуемой в платоновском духе, они хотели видеть реальную силу, возвышающую и преобразующую духовный мир человека вплоть до признания прекрасного идеала действительностью [16;130].

А.Г.Образцова считая, что 80-90 гг. 19 века «отмечены бурным ростом эстетизма», подчеркивает, что в своем развитии эстетическая критика капитализма включала в себя тенденции законченного культа красоты. Свидетельством этого является творчество Оскара Уайльда, в произведениях которого культ красоты осуществлялся как эстетическая организация окружающей среды [цит. по 15;6].

Тема данной курсовой работы «Функция портрета в новелле Э.По «Овальный портрет» и в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея».

При выполнении работы была поставлена цель: исследовать какую функцию выполняют портреты в вышеуказанных произведениях.

Новелла Э.По повествует о портрете молодой девушки «…в первом расцвете пробудившейся женственности». В романе О.Уайльда речь идет о портрете главного героя, молодого человека по имени Дориан Грей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

проследить связь между двумя различными эпохами, а именно между романтизмом и «рубежом 19-20 веков». Определить особенности романтического мировосприятия, а также выделить то, что «рубеж веков» перенял у романтизма;

определить эстетические взгляды и принципы Э.По и О.Уайльда;

исследовать соотношение жизни и искусства в творчестве

установить особенности авторских приемов изображения каждого из портретов. Проследить сходства и различия в функциях вышеуказанных портретов.

1. Эстетические принципы Э.По и их воплощение в новелле «Овальный портрет»

По словам В.Г.Прозорова, Э.По едва ли не первым у себя на родине попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов. Во многих ключевых положениях литературная теория Э.По опирается на эстетические взгляды английского поэта С.Т.Колриджа. Но многие эстетические идеи глубоко оригинальны и плодотворны [10;502].

Подобно всем романтикам, Э.По исходит из противопоставления отталкивающей и грубой реальности и романтического идеала красоты. Метко определив, что происхождение искусства кроется в жажде более безумной красоты, чем та, которую может дать земля, он стремился утолить эту жажду созданием неземных образов. Задача искусства состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение.

Фантазия и воображение как основа художественного творчества стали краеугольным камнем эстетики Э.По. Основным принципом искусства, как он пытался показать в статье «Философия творчества», является органическое единство произведения, в котором слиты воедино мысль и ее выражение, содержание и форма.

Теория единства впечатления, многократно излагавшаяся Э.По в его теоретических статьях, является, по существу, отрицанием самоцельности художественного произведения, отрицанием попытки найти смысл его только в нем самом.

«Если уже первая фраза не содействует достижению единого эффекта, значит, писатель с самого начала потерпел неудачу. Во всем произведении не должно быть ни одного слова, которое прямо или косвенно не вело бы к единой задуманной цели. Вот так, тщательно и искусно, создается, наконец, картина, доставляющая тому, кто созерцает ее с таким умением, чувство наиболее полного удовлетворения» [цит. по 8;13].

Также, по словам В.Г.Прозорова, «заметную роль в эстетике Э.По играет принцип оригинальности. Писатель убежден, что без элемента необычности, неожиданности, новизны невозможно достичь идеала красоты» [10;502].

Как представитель романтической эстетики Э.По выражал проблему отношения искусства к действительности опосредованно, на языке романтической образности и символики.

Небольшая новелла «Овальный портрет» («The Oval Portrait», 1842), которая редко останавливает внимание исследователей, проливает дополнительный свет на эстетику американского романтика, на его понимание соотношения действительности и искусства.

Романтической загадкой, овеянной легендами и преданиями, является портрет прекрасной молодой девушки «… в первом расцвете пробудившейся женственности»[9;362], обладающий, неотразимой силой воздействия: «… очарование картины заключалось в совершенной жизненности выражения…»[9;363].

Примечательны обстоятельства смерти этой молодой девушки: «…она таяла на глазах у всех…», «…теряла силы и чахла со дня на день», «… краски, которые он набрасывал на полотно, сбегали с лица той, которая сидела подле него»[9;364]. А, по словам К.Бальмонта, женщины Э.По должны умирать преждевременно, и, как верно говорит Бодлер, их лица окружены тем золотым сиянием, которое неотлучно соединено с лицами святых [1;2].

И все же, почему портрет отличается таким «жизненным» очарованием?

Может это результат затраты огромной творческой энергии художника, а может это потому что художник остался верен натуре, а может все дело в силе любви или все-таки это сама жизнь подражает искусству?

Мы более склоняемся к последнему, так как, по мнению Э.По, искусство противостоит низкой действительности. Они не соединимы. В этом заключается антагонизм мечты автора и реальности. Это является характерной чертой романтического миропонимания. А, по словам Ванслова В.В., «романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Идеал же приобретает характер, противопоставляющий жизни неосуществимые мечты» [3;47].

Эту тему, лишь намеком выраженную в «Овальном портрете» Эдгара По, Оскар Уайльд спустя почти 50 лет разовьет в своем романе «Портрет Дориана Грея» уже в соответствии со своей эстетикой и со своим идеалистическим тезисом: «искусство превыше жизни».

2. Воплощение «культа красоты» в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Творчество Оскара Уайльда занимает видное место в истории английского эстетизма. Он оказался свидетелем и участником сложных и противоречивых процессов, происходивших в эстетическом сознании последних десятилетий 19 века. Сознательная жизнь Уайльда начиналась при ярком свете, который излучали Д.Рескин и У.Пейтер. Знакомство с их трудами имело большое значение для формирования теоретических взглядов молодого ирландца. Однако существо взглядов О.Уайльда связано со многими явлениями не только английской, но и западной литературы вообще. Его авторитетами также являлись Э.По, Бодлер, Т.Готье.

По словам Федорова А.А., наиболее близкими для Уайльда оказались воззрения Пейтера, автора труда «Платон и платонизм». На этой основе возникает интерес Уайльда к наследию Платона. Но Уайльду не было свойственно систематическое изложение платоновского учения, и в платонизме ему в первую очередь импонировала духовная устремленность преодолеть уродливое влияние реального мира и достичь совершенства на эстетической основе, оставаясь вне сферы социально-политической деятельности. С трактовкой учения Платона непосредственно связаны основные теоретические работы Уайльда от «Ренессанса английского искусства» (1882) до «Упадка лжи» (1889) и статьи «Критик как художник» (1891) [16;138].

Для Уайльда категорией, соединяющей живую нерасчлененную целостность жизни и индивидуальное духовное, творческое начало, является категория прекрасного. В духовной деятельности личности достижимо целостное восприятие жизни через постижение различных форм красоты: «… человек должен расти среди прекрасных внешних картин и звуков, чтобы эта материальная красота подготовила его к восприятию красоты высшей, духовной» [12;176]. Будущий расцвет искусства Уайльд видит в раскованном развитии человеческой личности, наделенной способностью воспринимать и создавать прекрасное.

Название романа подчеркивает особое значение портрета в сюжете, и если оно призвано ориентировать читателя, то портрет заслуживает пристального внимания, как бы ни оценивать достоинства этого художественного изобретения. В преображениях портрета высказана суть того, что совершается в романе.

Появлению «Дориана Грея» на свет предшествовали долгие размышления. По словам Эллмана Р., Уайльда всегда сильно занимала проблема зрительного образа. В эссе «Кисть, перо и отрава» он с одобрением говорил о взгляде на жизнь как на искусство. Он, однако, не соглашался с теми, кто видел в нем только искусственность. Он считал, что в человеческой личности заложены многообразные возможности, и что своей жизнью он являет эти возможности одну за другой.

Под влиянием эгоистических страстей, пробудившихся в его душе, Дориан постепенно нисходит в бездну нравственного и духовного разложения. Временами Дориану продолжает казаться, что он живет стремлениями к красоте в противовес низменности обыденной жизни. Но на самом деле «Он все сильнее влюблялся в свою собственную красоту и все с большим интересом наблюдал разложение своей души» [13;129].

В «Портрете Дориана Грея» своего рода двойником главного героя становится его портрет. Сам Дориан в 12 главе образно называет портрет своим «дневником»: «Я веду дневник, в нем отражен каждый день моей жизни. Но этот дневник я никогда не выношу из той комнаты, где он пишется» [13;154]. Первый сигнал нарушения целостности человеческой личности слышен в вопросе, который задает во 2 главе Холлуорду лорд Генри Уоттон: «При котором из них [Дорианов]? При том, кто наливает нам чай, или том, что на портрете?» [13;34]. Впоследствии время оставляет свои заметки на портрете, а не на модели. Как пишет Соколянский М.Г., «происходит, по сути, раздвоение личности: герой проживает свою жизнь, а «регистрируется» она на портрете, где отражаются душевные сдвиги, страсти и пороки живого человека. Каждому из этих двойников отведена своя статика и своя динамика; в раздельном существовании они как бы взаимно дополняют друг друга. Абсолютной статики портрет достигает лишь в финале, когда уходит из жизни его модель» [11;99].

При исследовании данной темы рассматривалась функция портретов в соответствии с эстетическими взглядами Э.По и О.Уайльда и их пониманием соотношения жизни и искусства.

Творчество этих авторов относится к разным литературным направлениям, которые разделены значительным временным отрезком. Тем не менее, в данных произведениях прослеживается сходство в их эстетических взглядах, а именно в понимании соотношения искусства и жизни. Обоим авторам свойственно противопоставление этих двух понятий и превознесение искусства над действительностью.

Эдгар По, как представитель романтического миропонимания, воплощает в изображаемом портрете романтический недостижимый идеал красоты. Его портрет отличается жизненностью изображения именно потому, что искусство исходя из созерцания земного образа, возводит его восходящим путем к идеальной мечте, но как только этот путь пройден, земной образ лишается своих красок, отпадает, умирает, и остается только мечта, прекрасная, как произведение искусства.

При дальнейшем развитии событий портрет становится своего рода двойником героя, его дневником, его душой: «Снимите это покрывало и вы увидите мою душу» [13;155].

Но несмотря на различия жанров, главная идея, которую писатели воплотили в своих портретах, заключается в превознесении красоты и искусства над убогой действительностью. Но, по словам Бобровой М.Н.,» у Эдгара По нет никакой «дьявольской» красоты в живописном портрете», что можно заметить у Оскара Уайльда [2;157].

Список использованной литературы

Подобные документы

Роль художника в обществе. Роль «портрета-символа» в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Рассказ Э.А. По «Овальный портрет» как выражение художественного мышления писателя. Эстетическая теория Оскара Уайльда и ее воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

презентация [1,8 M], добавлен 11.12.2011

Краткая биография и творческий путь О. Уайльда – известного английского писателя, автора стихов, сказок. «Портрет Дориана Грея» как яркий образец интеллектуального романа ХIX века. Эстетско-декадентская сущность и мораль романа «Портрет Дориана Грея».

курсовая работа [59,2 K], добавлен 16.03.2012

Основные символы в романе «Портрет Дориана Грея». Творчество Уайльда – красивая, но ядовитая орхидея. Мотивы искушения, нравственного кризиса и аскетизм в романе. Эстетические принципы Уайльда. Проблематика внешнего и настоящего, мгновенного и вечного.

эссе [20,9 K], добавлен 14.09.2013

Символическое отражение жизни представителя лондонской аристократии Дориана Грея в романе О. Уайльда. Нравственный кризис героя, сопоставление проблемы молодости и красоты с пороком и моральным истощением. Роль портрета в сюжете и замысле произведения.

сочинение [13,3 K], добавлен 14.10.2014

Комплексное системное описание и теоретический анализ системы образов в романе «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Определение сущности понятия «система образов». Анализ образов, стилистических приемов романа и их влияние на стиль и повествование.

дипломная работа [74,3 K], добавлен 10.04.2011

реферат [23,9 K], добавлен 03.03.2011

Литературное определение образа. Построение образной системы художественного произведения. Способы языкового воплощения системы образов. Стиль написания и изобразительные приемы романа «Портрет Дориана Грея». Образы главных героев, их языковое воплощение.

дипломная работа [84,0 K], добавлен 20.03.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *