отрицательные персонажи женского пола
Прекрасны и опасны: лучшие женщины-злодейки в кино
Только не повторяй за ними 🙂
Стереотип о том, что женщины – слабый пол, уже давно исчерпал себя. Примеры из массовой культуры доказывают, что по уровню коварства и жестокости они могут даже превосходить мужчин. В скором времени в художественном мире появится еще один злодей в юбке: с 30 июля эксклюзивно на КиноПоиске можно будет посмотреть новый сериал «Пенниуорт», рассказывающий о молодости дворецкого Бэтмена – отставного офицера британского спецназа Альфреда Пенниуорта. Задолго до появления на арене Джокера ему пришлось столкнуться совсем с другим гением преступного мира, а точнее – с гениальной женщиной.
О ней и других красочных антагонистках из кино и сериалов – в нашей подборке.
Беллатриса Лестрейндж
Однако, как и любое зло, она была слишком самоуверенна, и в битве за Хогвартс это сыграло роковую роль.
Бет Сайкс
Героиня нового сериала вселенной DC о дворецком и верном друге Бэтмена – Альфреде Пенниуорте – отличается умением скрывать свое истинное лицо. Бет Сайкс выглядит как обычная домохозяйка: аккуратная прическа, сдержанные тона в одежде, нитка жемчуга на шее… Мало кто догадается, что за скромной улыбкой скрывается одна из самых коварных и эксцентричных преступниц. Она равнодушна к чужим переживаниям и, не моргнув глазом, обрекает неугодного человека на страдания. Находясь в сердце преступного мира ретро-футуристического Лондона 1960-х, Бет Сайкс чувствует себя непобедимой и намерена сохранить свое могущество. Маленький спойлер: Альфред Пенниуорт с этим не согласен, особенно после того Бет организует похищение его любимой девушки. Комиксовой основы этого персонажа нет, а значит, придется дождаться выхода первых серий, чтобы лучше ее узнать.
Белая Колдунья
Джадис – королева Нарнии и императрица Одиноких островов. Ее лицо бесстрастно даже в моменты серьезных потрясений, а движения быстры и непредсказуемы.
Смысл ее жизни заключен в жажде власти.
В отличие от многих других вымышленных антагонистов, Белая Колдунья начисто лишена принципов и чувства привязанности к кому бы то ни было. Тем, кто прочитал семикнижную сагу Клайва Стэйплза Льюиса, известно, что в ходе гражданской войны против собственной сестры в родном мире Чарна она без колебаний произнесла Запретное Слово, уничтожившее всех живых существ. В борьбе за новые владения она легко способна уничтожить один или два мира, а всех окружающих делит на две группы: враги, которых надо уничтожить, или новые слуги. Помимо огромной физической силы, она прекрасно владеет искусством убеждения и ради достижения цели может умолять, соблазнять или притворяться владелицей неиссякаемых запасов рахат-лукума. Как оказалось впоследствии, именно гордыня и отсутствие способности сомневаться в собственных силах в конце концов стали ключевой причиной ее поражения.
Фиш Муни
По версии создателей сериала «Готэм», еще в детстве Брюсу Уэйну пришлось столкнуться с другой гениальной представительницей преступного мира. Мария Мерседес Муни, более известная как Фиш Муни, на протяжении многих лет была владелицей мрачного ночного клуба и главой бандитских группировок Готэма. В борьбе за статус главного криминального авторитета она в полной мере проявила свою склонность к насилию и кровопролитию, а также умение «читать» людей. В результате генетической модификации она получает ДНК каракатицы, благодаря чему учится подчинять себе волю людей, прикасаясь к ним. Ее жажда власти не знает границ. Хотя, надо отдать должное, ей знакомо чувство привязанности.
Сара Сандерсон
Злых ведьм в мире хватало и до «Гарри Поттера», особенно в Америке. Одна из них – Сара Сандерсон, героиня фильма «Фокус-покус», кокетливая и романтичная колдунья. Она отлично летает на швабрах и обладает способностью очаровывать других людей своим певучим голосом, чтобы заманить в ловушку. Впрочем, даже у нее нашлись свои причуды: Сара очень наивна и имеет привычку радостно повторять необычные слова, которые ей показались забавными. Это очень раздражает двух ее сестер, тоже ведьм, однако те вынуждены признать: странные привычки не мешают Саре быть мастером по созданию заклинаний и приготовлению зелий. Как и многие другие злодеи, в конце концов она умудрилась связаться не с тем человеком (в данном случае с ребенком), и бывшая жертва в итоге обращает ее в камень.
Мораль все та же: детская изобретательность не знает предела – в отличие от коварства ведьм.
Круэлла де Виль
«101 далматинец», «Однажды в сказке»
Если не считать версии «Однажды в сказке», Круэлла (она же Стервелла, Лютелла и Мерзелла) не обладает никакими волшебными силами: она просто сумасшедшая. Ее первое воплощение – в рассказе «101 далматинец» – отличается богатством и неудержимой тягой к пятнистому черно-белому меху для шубы. Последующие экранизации использовали этот же образ, добавив любовь к курению. Однако за этим персонажем стоит нечто больше, чем осуждение покупки щенков на мех: Круэлла была бизнес-леди, лично водила машину и командовала мужчинами – в противовес более скромным женским протагонистам. Вероятно, на создание этого образа повлияли социальные потрясения 50-60-х годов и рост бунтарского духа против традиционного уклада жизни. Также мадам де Виль стала последним курящим персонажем, созданным под руководством Уолта Диснея: после его смерти от рака легких мультипликаторы решили навсегда отказаться от изображения вредной привычки на экране.
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
13 самых крутых злодеек из мультфильмов
Злюки, но зато какие!
Злодеям в мультфильмах всегда недостаточно уделяют внимания. То плохо раскроют их мотивацию, то не раскроют вообще, или покажут злодейство всего на протяжении 10 минут из полуторачасового мультфильма. В общем, беда. Но злодеи всё равно исправно появляются на экранах. Тлум.Ру выбрал 13 самых красивых злодеек, проставил им рейтинг и дал краткую ёмкую характеристику. Наслаждайтесь!
№ 13: Эрика Ван Хельсинг, «Монстры на каникулах 3: Море зовёт»
Уровень злодейства: **
Что натворила: полной злодейкой её назвать не повернётся язык, но тем не менее Эрика участвовала в коварном плане, построенном ещё её прадедом — самим Абрахамом Ван Хельсингом.
Казнить или помиловать: в самый важный момент девушка помешала Абрахаму, чем спасла Дракулу. Помиловать.
№ 12: Зета, «Angry birds в кино 2»
Уровень злодейства: ***
Что натворила: у многих злодеев и злодеек нельзя проследить нормальную судьбу того самого становления, но у Зеты же всё с этим отлично, спасибо за работу сценаристам. Масшабную войну она устроила запоминающуюся.
Казнить или помиловать: подобные действия героини стали попыткой вылечить разбитое сердце и хоть как-то обратить на себя внимание. Помиловать.
№ 11: Снежная королева
Уровень злодейства: ****
Что натворила: она всё та же, что и в сказке Ханса Кристиана Андерсена, но от советского варианта её отличает стиль. Да и сами мультфильмы выполнены в разной технике, не говоря уже о временном разрыве между ними.
Казнить или помиловать: такой королевой можно лишь восхищаться, пусть даже она и злодейничает. Помиловать.
№ 10: Мадам Медуза, «Спасатели»
Уровень злодейства: *****
Что натворила: украла сиротку Пенни, чтобы заставить ту достать самый большой в мире алмаз из пещеры. Не у всех отрицательных героев хватит духу использовать детей, это же каким надо быть жадным до богатств человеком?
Казнить или помиловать: такому нет оправдания. Казнить.
№ 9: Эвелин Девор, «Суперсемейка 2»
Уровень злодейства: *****
Что натворила: Эвелин не просто так стала злодейкой, а из-за смерти своего отца (позднее и матери), к которому вовремя не пришли на помощь супергерои. Что скажешь — мотив подходящий. Но суперлюди на то и супер, чтобы суметь справиться даже с гениальной женщиной.
Казнить или помиловать: история героини говорит сама за себя — помиловать.
№ 8: Шиго, «Ким Пять-с-плюсом»
Уровень злодейства: ***
Что натворила: Шиго не просто злодейка, но и та, кто сначала сражался на стороне добра, но постепенно «упала» в темноту, решив поддаться соблазну. Отдельно стоит заметить, что они с Ким в какой-то момент даже подружились, но из-за воздействия поляризатора.
Казнить или помиловать: Шиго защищает Ким от другого зла, лишь бы самой занять первое место. Помиловать.
№ 7: Скарлет Оверкилл, «Миньоны»
Уровень злодейства: ****
Что натворила: вот уж у кого из злодейских злодеек нет проблем с предысторией и мотивацией — отвергнутая сверстницами Скарлет почти сразу поняла, что на стороне добра ей не быть. Такая вот она суперзлодейская принцесса, вечно в поисках подходящей короны.
Казнить или помиловать: помиловать, но держать под строгим наблюдением.
№ 6: Сансет Шиммер, «Мой маленький пони: Дружба — это чудо»
Уровень злодейства: **
Что натворила: Сансет впервые предстала перед зрителями в полнометражном мультфильме «Мой маленький пони: Девочки из Эквестрии» и уже тогда её показали, как отрицательную героиню. Ведь положительная вряд ли бы стала красть корону.
Казнить или помиловать: стоит отметить, что эта героиня среди нашего списка точно раскаялась в своих злодеяниях. Помиловать.
№ 5: Политея, «Клуб Винкс»
Уровень злодейства: ****
Что натворила: Сиреникс (подводная трансформация!) не обошёл стороной и Политею, только если остальные девушки остались на стороне добра, эта героиня неминуемо превратилась в злую свою версию, ещё и пугающую. Жажда власти, она такая, кого угодно может склонить в настоящую темноту.
Казнить или помиловать: казнить, а то вдруг чего случится.
№ 4: Магика де Гипноз, «Утиные истории»
Уровень злодейства: ***
Что натворила: Магика не просто так носит своё имя, ведь кроме запоминающейся внешности у неё есть и ещё одна отличительная черта — утка умеет колдовать, и делает это особенно хорошо, когда дело касается злой магии. Постоянно досаждает Дональду.
Казнить или помиловать: она такая стильная и запоминающаяся… помиловать.
№ 3: Декан Терзалес, «Университет монстров»
Уровень злодейства: *
Что натворила: эту даму можно назвать злодейкой с большой натяжкой. Но из-за её внешнего вида, тембра голоса, манеры держать себя, да даже из-за самого простого — её хладнокровности, — можно начать подозревать персонажа в крайне нечистых делах.
Казнить или помиловать: помиловать, конечно, а то так всех строгих людей (и не только) придётся казнить.
№ 2: Матушка Готель, «Рапунцель: Запутанная история»
Уровень злодейства: *****
Что натворила: Готель, возможно, не была бы такой злодейкой и не стала бы даже похищать ещё совсем маленькую Рапунцель, если бы не пристрастилась к молодости, однажды найденной в силах волшебного цветка. Да и Юджин постарадал от её руки.
Казнить или помиловать: казнить. Хотя, стойте, это уже в мультфильме сделали.
№ 1: Малефисента
Уровень злодейства: ****
Что натворила: делов — одним словом. Да, она у нас не из мультфильма, а из книги, но не забываем, что мы видели её и в «Спящей красавице», где злодейка не отказала себе в шике. Теперь же у зрителей есть возможность понаблюдать за самой красивой и стильной Малефисентой уже в двух фильмах. Думаете, она всё ещё такая же неисправимая и жаждущая только зла? Как бы не так, всему есть причина.
Казнить или помиловать: помиловать! Если смотрели фильм, то знаете, почему. Если нет, то не забывайте читать наш обзор на фильм «Малефисента: Владычица тьмы», а если ещё не сходили в кино, то можете и отзывы оценить, а вдруг именно они помогут решить — идти в кино или нет?
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самые классные тематические подборки мультфильмов.
ТРИНАДЦАТЬ СКАЗОЧНЫХ ЗЛОДЕЕК
Влюбляясь в книжных героев и переживая за них, мы часто не задумываемся, кто же заставляет их устремляться к цели, преодолевать препятствия и на каждом шагу демонстрировать свои доблести. Конечно, злодеи! А ещё лучше — злодейки (в детских книжках их тоже достаточно). Мы выбрали 13 самых отпетых и обаятельных.
Снежная королева
«Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».
От неё не исходит ни зла, ни добра, лишь одно ледяное равнодушие. Равнодушие и одиночество.
Её называют Снежной королевой, потому что живёт она где-то в бескрайних снегах, и ещё потому, что от её дыхания умирают птицы, замерзают окна и даже сердца.
Она приходит только зимой, когда темно и окна от мороза покрываются ледяными узорами, — вот тогда можно увидеть, как она летит над городом в своей белоснежной карете…
Андерсен, Г. Х. Снежная королева : [сказка] / Г. Х. Андерсен ; [пер. с дат. А. Ганзен] ; рисунки В. Алфеевского. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 71 с. : ил.
Морра
О Морре муми-тролли впервые узнают от Тофслы и Вифслы: «Страслая и ужаслая!» — говорят маленькие иностранцы. В их чемодане хранится Королевский рубин, принадлежащий Морре, и она гонится за ними по пятам, чтобы заполучить драгоценный камень обратно. Тофсла и Вифсла трясутся от страха и пытаются укрыться в уютном Муми-доле.
На самом деле Морра «не особенно велика и не особенно грозна с виду». По форме она похожа на носатую копну, у неё круглые, без всякого выражения глаза и множество чёрных юбок, которые свисают с неё, «как листья увядшей розы». Особенность же Морры в том, что она чудовище скорее в психологическом смысле, чем в физиологическом. Она — воплощённый иррациональный ужас перед вечностью и одиночеством, настолько угрюмая и злая, что её присутствия не выдерживает ничто живое. Трава и листья на деревьях покрываются льдом, земля замерзает и больше никогда не плодоносит, огонь, к которому она подходит погреться, — гаснет, и даже песок растекается, разбегается от Морры. Вселяющая лишь страх, омерзение и желание убраться подальше, Морра живёт в медленно текущем, никогда не заканчивающемся времени. Оно — единственное, что у неё есть.
По крайней мере до тех пор, пока в повести «Папа и море» Муми-тролль не соглашается иногда развеивать её одиночество своим приходом и светом штормового фонаря.
Янссон, Т. Муми-тролль и все остальные : [повести-сказки] / Туве Янссон ; [пер. со швед. В. Смирнова ; рис. автора]. — Москва : РОСМЭН, 2003. — 496 с. : ил.
Янссон, Т. Всё о муми-троллях : [повести-сказки] / Туве Янссон ; [пер. со швед. Л. Брауде, Н. Беляковой, Е. Паклиной, Е. Соловьёвой ; предисл. Л. Брауде ; худож. Т. Янссон]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2004. — 878 с. : ил.
Баба-яга
Баба-яга — главное пугало русского детства: «Не будешь слушаться — баба-яга заберёт». В глубокой древности эта сверхъестественная бабка была сторожем между мирами. На краю глухого леса — избушка на курьих ножках, в ней — «на печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит».
Но то страшное, над чем можно посмеяться, со временем теряет ужасный облик и характер. Так и баба-яга. В сказках она уже не столь страшна, как в древнем мифе. В детских книгах — и подавно. Художник Ольга Ионайтис в авторской книжечке «Русские суеверия» (М. : Благовест, 1992) описала и нарисовала её как «старушку вздорную и непредсказуемую». Марина Вишневецкая сделала юную бабу-ягу героиней своего романа «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» (М. : Новое литературное обозрение, 2004). А теперь Инна Гамазкова назначила её хранительницей Музея сказок, в котором собраны волшебные предметы и существа.
Гамазкова, И. Л. Музей Бабы-яги, или сказочная энциклопедия Кота Учёного / Инна Гамазкова. — Москва : Белый город : Воскресный день, 2013. — 272 с. : ил.
Чёрная дама
«Пётр приближался к своей цели.
Он уже видел маленькую круглую планетку, густо поросшую деревьями, кустами, лианами и цветами. Одновременно он заметил вдали чёрное облачко. Он сразу подумал: это Чёрная дама с кондором и со свитой воронов и грачей».
Кто же эта демоническая личность, одно имя которой повергает в священный трепет обитателей сказочного космоса? Трудно сказать с уверенностью, кто она. По ходу действия Чёрная дама является мальчику Петру в разных обличьях, но истинное её лицо ужасно.
«Чёрная туча шипела и рычала. Пётр уже различал Чёрную даму на лёгкой колеснице, запряжённой воронами и грачами. Кондор летел над колесницей и яростно стрекотал».
У страха глаза велики, но если не бояться, верить в себя и быть добрым со всеми, кто встретится на пути к заветным трём бананам, можно справиться даже с таким воплощением зла.
Слабый, З. К. Три банана, или Пётр на сказочной планете : современная сказка / Зденек Карел Слабый ; перевод с чешского С. Пархомовской ; рисунки Н. Антокольской. — Москва : Самокат, 2013. — 160 с. : ил. — (Книга нашего детства).
Мышильда
Мыши такие маленькие… зато их так много! Сиятельная Frau Mauserinks — владетельница мышиного королевства, расположенного под печью, и большая любительница копчёных колбас. Нашему читателю, обожающему изысканное и прихотливое волшебство Гофмана, эта царственная дама известна под именем Мышильды. Она отомстит вам, жалкие люди, за нехватку колбасы, за непочтительность и мышеловки!
Вы не боитесь мышей? А зря.
Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и Мышиный Король : сказка / Э. Т. А. Гофман ; [пер. с нем. И. Татариновой] ; рисунки В. Алфеевского. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 128 с. : ил.
Анидаг
«Оля и Яло прислушались: в ущелье звонко стучали подковы. Через минуту на дороге показались всадники. Впереди на тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное чёрное платье, а за её плечами вился лёгкий шарф. Несколько мужчин, судя по одежде — слуг, следовало за ней.
— Королевская карета?! — воскликнула дама, поравнявшись с Олей и Яло. — Что это значит?
Её мелодичный голос походил на колокольчик, а чёрные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивлённо и вопросительно».
Красавица, не правда ли.
…И, увы, ещё одно подтверждение того, как обманчива порой бывает внешность.
С этой прекрасной дамой, право же, лучше не встречаться на узкой тропинке. Своего старого слугу она за малейшую провинность может ударить хлыстом и не остановится ни перед чем в своём безудержном стремлении к власти.
Злодейку зовут Анидаг. А теперь попробуйте прочитать её имя задом наперёд… Бр-р-р!
Губарев, В. Г. Королевство кривых зеркал : [повесть-сказка] / Виталий Губарев ; [худож. Б. Калаушин]. — Москва : Оникс, 2006. — 159 с. : ил. — (Библиотека младшего школьника).
Миледи Винтер
Атос, Портос, Арамис и примкнувший к ним д’Артаньян, «готовые друг для друга пожертвовать всем — от кошелька до жизни», вот уже 170 лет служат воплощением храбрости, великодушия и самоотверженной дружбы.
Ил. И.Кускова к роману А.Дюма «Три мушкетёра»
Но кто же заставляет их действовать? Из-за кого Атос стряхивает привычную меланхолию, Портос отказывается от обеда, Арамис забывает о богословских книгах и надушенных записочках, а д’Артаньян проявляет чудеса ловкости и бесстрашия?
Миледи… Прекрасная и коварная, смертельно опасная и неотразимо обольстительная. Агент кардинала Ришелье и главный движитель сюжета. Интригуя и замышляя, миледи Винтер даёт благородным героям возможность проявить лучшие свои качества. Нарисованный почти исключительно чёрными красками, образ миледи усиливает сияние блестящих достоинств трёх мушкетёров и одного гвардейца.
Дюма, А. Три мушкетёра : роман / Александр Дюма ; [пер. с фр. Д. Лившиц, В. Вальдман, К. Ксаниной ; предисл. Д. Быкова ; ил. М. Лелуара]. — Москва : ACT : Астрель, 2011. — 735 с. : ил. — (Классики и современники).
Варвара
О том, что сестра доктора Айболита злая, мы узнаём с первых же строк: «Жил-был доктор. Он был добрый. И была у него злая сестра, которую звали Варвара».
Дело не в том, что Варвара жадная и сварливая, а в том, что в ней совсем нет любви. Ни разу она никого не пожалела, не приласкала, никому не помогла.
«Прогони их сию же минуту!» — кричит она о тех, кто дорог доктору. «Они только комнаты пачкают. Не желаю жить с этими скверными тварями!»
Варвара неглупа, деловита и расчётлива: как она и предупреждала, стиль жизни Айболита оставляет его без средств. Но приземлённость делает Варвару бесчувственной: в чудесном Тянитолкае она видит только «двухголового осла», в раскаявшемся крокодиле — помеху для богатых пациентов, в остальных любимцах доктора — источник грязи. Ратуя за порядок и покой, она не гнушается насилием: в конце книги мы узнаём, что она била зверей. И как же оканчивает свои дни та, что не признаёт любви, а действует силой? На необитаемом острове.
Можно только надеяться, что, оставшись наедине с собой, она наведёт порядок в собственном сердце.
Чуковский, К. И. Доктор Айболит : [сказоч. повесть] / Корней Чуковский ; художник Геннадий Калиновский. — Москва : Издательский дом «НИГМА», 2013. — 191 с. : ил. — (ЧудоТворение).
Мачеха
«Я женился на женщине прехорошенькой, но суровой, — жалуется сказочному королю лесничий, — и они вьют из меня верёвки. Они, государь, — это моя супруга и две её дочери от первого брака. Они вот уже три дня одеваются к королевскому балу и совсем загоняли нас. Мы, государь, — это я и моя бедная крошечная родная дочка, ставшая столь внезапно, по вине моей влюбчивости, падчерицей».
Мужчины бывают на удивление близоруки, когда, овдовев, решают вторично связать себя узами брака, тем самым обрекая своих родных детей на незавидное положение «золушек». Конечно, счастливые исключения иногда случаются, но в фольклоре и литературе они прямо-таки исчезающе редки.
«Золушка» Шарля Перро, как и написанная на её основе одноимённая кинокомедия Е.Л.Шварца, — пожалуй, самая известная сказочная история, в которой падчерица терпит обиды от своей властной и вздорной мачехи. Бедной Золушке ещё повезло — её «вторая мама», по крайней мере, не ведьма! Гораздо хуже обстояли дела у Белоснежки из сказки братьев Гримм и у пушкинской «мёртвой царевны», а уж про несчастную Элизу из «Диких лебедей» Г.Х.Андерсена нечего и говорить — от её ужасной мачехи-колдуньи кровь стынет в жилах!
Андерсен, Г. Х. Дикие лебеди : [сказка] / Ганс Христиан Андерсен ; [пер. с дат. А. и П. Ганзен ; худож. К. Чёлушкин]. — Санкт-Петербург : Акварель, 2013. — 48 с. : ил. — (Волшебники кисти).
Перро, Ш. Золушка : [сказка] / Шарль Перро ; [пересказ с фр. Т. Габбе ; ил. Э. Булатова и О. Васильева]. — Москва : РИПОЛ классик, 2011. — 32 с. : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации — детям).
Шварц, Е. Л. Золушка / Евгений Шварц. — Санкт-Петербург : Амфора, 2010. — 96 с. — (Школьная библиотека).
Фрёкен Бок
Во-первых, она прекрасный кулинар. Во-вторых, появляется в трудную минуту, когда надо выручать семью, иначе дети останутся без присмотра. Но это не Мэри Поппинс. С тем, кто только что над ней издевался, она садится ужинать. Но нет, это не ангельски добрая Поллианна.
Она любит покой и тишину, но терпит оглушительные выходки абсолютно невоспитанного существа с мотором. Фрёкен Бок, старая дева, преданно хранит чужой очаг и даже неплохо справляется с детьми, хотя последний раз видела их вблизи лет сорок назад. Закоренелый консерватор, она, тем не менее, легко прощается со скептицизмом и верит в сказку «потустороннего мира».
И всё-таки мы знаем её как «домомучительницу». Может быть, её вина лишь в том, что она на время занимает место мамы?
Есть у фрёкен Бок и объективные недостатки: соперничество с сестрой, заносчивость от внезапной телевизионной «карьеры». Но нам-то, не знающим ни зависти, ни тщеславия, конечно, не зазорно над этим потешаться…
Кстати, вы помните её имя? Её зовут красивым (а главное — редким для наших краёв) именем Хильдур.
Линдгрен, А. Малыш, Карлсон и все-все-все / Астрид Линдгрен ; [пер. со швед. Л. Лунгиной ; ил. И. Викланд и др.]. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 912 с. : ил.
Мисс Эндрю
Скупая? Возможно, просто бережливая. Грубую правду режет в глаза громоподобным голосом. Очень-очень любит порядок. Даже больше, чем «очень». Не захнычешь, не пнёшь мячик, не отправишь в рот лишнюю конфетку (да и любую другую тоже).
Уже бегут мурашки? Вот и мистеру Бэнксу, пока он не вырос, было не по себе. Бедняга по-прежнему зовёт свою старую няню Божеским Наказанием. Но давайте не будем лукавить — смог бы работать почтенный мистер Бэнкс в банке, «делать деньги» и содержать семью, если б не уроки мисс Юфимии Эндрю?
Возможно, без неё никогда не появилась бы и Мэри Поппинс. Ведь раскрепощённый, но и разболтанный мистер Бэнкс просто не смог бы нанять гувернантку. Даже с самым скромным жалованьем.
Трэверс, П. Мэри Поппинс : сказочная повесть / Памела Трэверс ; [пересказ с англ. Б. Заходера ; худож. В. Челак]. — Москва : РОСМЭН, 2010. — 173 с. : ил.
Ябеда-Корябеда
Всегда подтянута, спортивна, всегда бодра, свежа, неистощима на выдумки, проделки и «каверзы».
Каверзы? На вас не угодишь: суровый порядок — это слишком скучно, а пара-тройка пакостей — уже недопустимо.
Кто же ещё поможет детям лениться, ссориться, жадничать, ябедничать и сваливать вину на другого? Опять не по душе? Тогда подумайте хотя бы, сколько труда уходит на то, чтобы руководить ватагой непутёвых агентов и бестолковых лазутчиков.
Тонко организованная волшебница — и сама прекрасный организатор. Секрет успеха прост — утренняя зарядка плюс вера в себя. Вот Ябеда-Корябеда смотрится в зеркало и бормочет: «Красота — это всё!»
Ну, а надоеде Мурзилке мы при случае покажем!
Семёнов, А. И. Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы / А. Семёнов ; рисунки автора. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2013. — 288 с. : ил.
Старуха Шапокляк
И вовсе она не старуха! Субтильная дамочка с хитрыми глазами и длинным носом, нисколько не дряхлая, а очень даже живая и активная. Она везде возникает со своей ручной крысой Лариской, которая обитает в её маленькой сумочке.
Шапокляк — дама элегантная, но есть в ней что-то детское, наверное, желание что-нибудь испортить или сломать. Старуха коллекционирует пакости, но не потому, что она мировое зло, а просто из-за своей детской склонности к разрушению.
Кто-то скажет, что в её возрасте неприлично заниматься вредительством, но возраст тут не помеха, наоборот, опыт и изощрённость только помогают! Просто кого-то обозвать — это детский сад, а вот вылить ведро с водой на прохожих или напугать кого-нибудь до полусмерти, выпустив из сумочки свою верную крысу, — это уже творчество.
К слову, у Шапокляк, кроме Лариски, друзей совсем не было. До тех пор, пока она не подружилась с Чебурашкой и Геной и, можно сказать, повзрослела (хотя по отношению к старушке это звучит странно). Шапокляк начала учиться, стала следить за безопасностью животных и, в прошлом — ярая беззаконница, теперь она помогает соблюдать общественный порядок.
Успенский, Э. Н. Все сказочные истории про Чебурашку : [повести-сказки] / Эдуард Успенский. — Москва : Астрель, 2012. — 544 с. : ил.
АНТИГЕРОИНИ:
откуда они берутся и зачем нужны
Первые «злодейки» в нашем списке — на самом деле не «добрые» и не «злые». Они являют собой персонификацию опасных для человека сил, действующих во внешнем мире: стихий и природных явлений. Например, это ледяная дева — неумолимая, непреодолимая сила зимнего холода: именно она действует в сказке Андерсена, хотя мы привыкли называть её Снежной королевой. Она же — «лютая стужа», которую упоминает Туве Янссон; но из сказок этой писательницы мы взяли другое олицетворение вековечного холода — Морру: само имя её говорит о торжестве — пусть невольном — безжизненной ледяной тьмы.
Ещё один фольклорный образ, кочующий из сказки в сказку, — Баба-яга. Она — существо «пограничное» и функционирует как посредница между мирами, между «тем» светом и «этим», поэтому может выступить и в роли палача, и в роли доброй советчицы (впрочем, одно другому не противоречит, так что мы всё равно её боимся).
Повелительница злых сил может выглядеть небольшим, слабым и даже смешным существом, но в пространстве сказки не следует недооценивать её человеконенавистнических способностей, особенно если автор исповедует принцип «романтического двоемирия». Пример тому — госпожа Мышильда у Гофмана, величайшая из невеликих.
Часто писатели изображают злодейку, собирая в её образе худшие человеческие качества: жестокость, жадность, гордыню, ложь и лицемерие. Одна из таких антигероинь — Анидаг из сказки Виталия Губарева: стоит прочитать её имя наоборот, и сущность «змеи подколодной» сразу станет понятна.
Персонажи такого рода часто встречаются в приключенческой литературе. Неотразимо обаятельный тип злодейки — авантюристка, интриганка, коварная красавица, способная посеять раздор и хаос в любом сказочном или несказочном королевстве: такова в нашем перечне миледи Винтер.
Возвращаясь к древнейшим типам злодеек фольклорного происхождения, вспомним тип «злой сестры», которая вредит брату и тем, кого он любит (в народных сказках — в первую очередь его невесте, или жене и детям, или верным слугам-животным: коню, псу и соколу). В нашей подборке присутствует сравнительно новая представительница этого типа — Варвара, сестра доктора Айболита, обижающая его беззащитных пациентов.
Кстати, в фольклорных произведениях довольно часто встречается и тип «злой невесты» — девушки, которая противится замужеству, либо побеждая женихов в поединке, либо задавая им невыполнимые задачи, однако в нашу подборку мы таких злодеек не включили. Впрочем, разновидность этого образа — «злая жена», а по отношению к ребёнку — злая мачеха, готовая всячески тиранить и притеснять падчерицу (как в сказке о Золушке), а лучше и вовсе сжить её со свету («Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Дикие лебеди»).
Нередко ребёнок (не только сказочный) становится «сиротой» в фигуральном смысле — когда из родительских рук отдаётся во власть суровой воспитательнице, которая — естественно — и оказывается «злодейкой». В нашей подборке соответствующий типаж представлен двумя фигурами: это гувернантка мисс Эндрю, которую боятся даже давно выросшие дети, и почти несгибаемая «домомучительница» фрёкен Бок.
Завершают перечень две злодейки смешанного типа: отчасти авантюристки, отчасти воительницы, отчасти воспитательницы подрастающего поколения. Злая волшебница Ябеда-Корябеда владеет магией заклинаний, старуха Шапокляк не умеет колдовать, зато отлично стреляет из рогатки (а в сумке у неё КРЫСА), и обе они (в том числе КРЫСА) невероятно изобретательны по части кому-нибудь навредить. Их роднит ещё и то, что обе совершают «злы» и «мелкие пакости» буквально из любви к искусству, — а на самом деле вообще-то ради того, чтобы и в весёлой детской книжке, и в душе читателя утвердились идеалы добра и гуманизма.
Материал подготовили:
Ольга Виноградова, Кирилл Захаров, Дарья Иванова,
Алексей Копейкин, Светлана Малая, Мария Порядина,
Наталья Савушкина, Лариса Четверикова