откуда взялось слово баня

Где и как мылись на Руси: что такое «лазня» и откуда взялось слово «баня»

Раньше мылись не только в банях. На Руси для обозначения банных процедур использовали славянское слово «лазня», оно сохранилось в некоторых славянских языках (например, в белорусском).

Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». Художник: А. Савченко, 1965

В южнорусских диалектах лазня — это русская печка, в которую залезали «лазом» (ползком). А вот «печь» — это буквально «место, где пекут». Появление печек на Руси относят к IX-X вв. Печь для русской культуры — это важнейший символ, «вместилище сакрально чистого огня» (А. Л. Топорков). В печи готовили, пекли, жарили, ею отапливали помещение, и в ней же мылись.

Русские печи строили с широким горнилом, размер которого мог достигать 1,5 м в ширину и до 1,2 в высоту. То есть взрослый человек спокойно мог сидеть в печи.

Примерно так выглядит русская печь

Перед банными процедурами печь нужно было подготовить, убрать золу, «сгрести жар в угол печи». Обязательно проверяли, насколько сильный жар. Для этого кидали в печь щепоть муки и смотрели, сгорит она или нет. Если мука не сгорела, значит, сильный жар спал.

В печь укладывали доски из липы (ольхи или осины), стелили влажную солому, ставили ушат с горячей водой. Вот теперь в печь можно было залезать, отсюда название «лазня», ещё говорили «мовня/ мовница», мыльня, парня. Печь закрывали заслонкой, чтобы получился банный эффект. Для мытья тела вместо мыла использовали щелок с золой, а для волос — кипяченый квас.

По данным археологических раскопок на Троицком раскопе, бани в Новгороде начали строить в конце X—XI веке. Это были двухкамерные срубы-пятистенки. Но появились они, возможно, ещё раньше! Историки считают, что идея стоить бани восточными славянами могла быть перенята у скифов.

Слово «баня» восходит к греческому balaneion (ванна). От этого корня и название лечебного учреждения «бальнеолечебница». Слово «баня» впервые было зафиксировано в церковнославянском языке в XI.

Син. Пс. — Синайская псалтырь, XI в.

На Руси были и печки в избах, и отдельно стоящие бани.

По мнению Д.К. Зеленина, бани были характерны для северных регионов, в южных регионах мылись в печах. К тому же срубы не везде было удобно ставить. Поэтому многие всё-таки продолжали мыться в печи вплоть до середины XIX века, а в безлесных регионах вообще до середины XX века (Г. Федотов «О русской печи»).

Печь для древнерусского человека всё-таки была более сакральным местом, чем баня, потому что находилась именно в избе (ближе к человеку) и выполняла множество важных функций: от бытовых до мистических. Например, в печке проходил обряд перепекания, когда хилого ребенка сажали в русскую печь, чтобы он «допёкся».

Некоторые исследователи считают, что поздний образ бабы Яги мог пойти от этого древнерусского обряда, связанного с верой в лечебные и волшебные свойства печи.

Источник

Происхождение слова баня

Ба́ня. Это слово, по всей видимости, является заимствованием из латыни, где baneum (balneum) восходит к греческому balaneion, имеющему значение «купальня, баня». Слово бальнеологический (как, например, в сочетании бальнеологический курорт, где лечат водами и грязями) из того же ряда.

Баня. Общеславянское — banja (баня, ванна, купание). Латинское — balneum (ванна). Слово «баня» известно с XI в. В форме «баньскь» оно является заимствованием из старославянского и восходит к латинскому balneum («баня, ванна, купальня»), куда пришло из греческого. Латинское balneum — «ванна, купальня, баня», общепринятое значение — «место, где моются и парятся» — послужило основой для возникновения аналогичных слов в романских языках (французском, немецком, итальянском). Производное: банный.

Ба́ня. Почтенная древность этого слова ясна уже из того, что́ я только что сказал. И наше «баня», и сербское «банья», и французское «bain» («бэн» — «ванна», «купальня») — все они восходят к только что названным древним корням.

ба́ня, русск.-цслав., с XI в.; см. Срезн. III, Доп. 7. Ср. укр. ба́ня — то же, ст.-слав. баньскъ (Син. Пс.), сербохорв. бȁња (с XIV в.) — то же, болг. ба́ням «мою». Сюда же следует отнести слова (см. ба́нка) со знач. «банка, сосуд, медицинская банка». || Скорее всего, старое заимств. из народнолат. *bāneum (ср. лат. balneum, греч. βαλανεῖον). Отсюда же франц. bain, ит. bagno; см. Мейе, MSL 11, 178 и сл.; Et. 182; RS 2, 68; Бернекер 1, 42 и сл.; Романский, JIRSpr. 15. 92 и сл.; Богач, LF 35, 370. Заимствование из формы, предшествующей нов.-греч. μπάνειο «баня», невероятно, вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 38; RS 3, 261) и Зеленину (AfslPh 32, 602). Столь же сомнительно родство с д.-в.-н. bâhen «парить, греть»; ср.-в.-н. bähen, д.-в.- н. bad «баня» (Тори 256). Врюкнер (14) считает слав. слово древним ввиду наличия польск. banior «болото» (у В. Потоцкого; ср. Эстеррейхер, JP 16, 9 и сл.; Галяс, JP 16, 8), но последнее может не иметь сюда никакого отношения. Ильинский (ИОРЯС, 23, 2, 200) отстаивает исконнослав. происхождение, указывая на значительное разнообразие значений (баня, сосуд, купол, улей), но их наличие можно объяснить также заимствованием.

Ба́ня. Общеслав. заимств. из народной латыни, где bānea

Источник

Баня, bania, bain, bano этимология

Съгръшихъ частымъ омываниемъ баинымъ
Словарь русского языка XI-XVII вв. Требник, XVI.

Воду древние люди воспринимали как очищающую материю, в материнской религии (иудаизме) один из главных обрядов – ритуал омовения, верующим приписывается, накануне субботы и праздников совершать погружению в МИКВУ (досл. скопление вод, бассейн для ритуального омовения). Традиция омовения Ветхого Завета перешла в иудеохристианство, где обряд КРЕЩЕНИЯ (Иоанн Креститель, погружение в воду) был ИДЕОЛОГИЧЕСКИ УСИЛЕН и стал символом христианства.

Уход за телом древнейшая естественная процедура в культуре народов, обычно производится путем обмывания тела водой, частота и способы этого гигиенического акта зависят от природных и климатических условий и религиозной традиции. Купание совершалось в любом водном источнике: ручье, реке, озере, море, в странах с холодным климатом для купания строили специальные помещения (бани, термы) которые обычно располагали у ИСТОЧНИКОВ воды. В жарких странах, где всегда остро стояла проблема нехватки воды, купались в приспособленных для этих целях природных (пещеры с источниками) или искусственных емкостях и водоёмах, воду собирали в период дождей.

1) Краткая история бань
а) Античный период
На греческом сосуде 480 г. до н.э. (Берлинский государственный музей) сохранилось изображение девушек купающихся под струёй воды (источник, фонтан); купание у греков в основном носило гигиенический характер, употребление теплых ванн порицалось. Тем не менее, упоминаются и теплые бани, в Афинах были общественные и частные платные (2 обола) бани-купальни с банщиками (balaneis, любопытно, что в иврите подобный термин – БАЛАН банщик). Римские термы поначалу были очень простыми купальнями, затем были роскошно обустроены, а купание в термах стало важным элементом римской культуры (Реальный словарь классических древностей по Любкеру. СПб, 1885, с. 202; http://ancientrome.ru/).

Последнее утверждение авторов статьи (XIX в.) не совсем точно, так как еврейский талмудический термин БЕИ БАНИ – баня, не соответствует фонетически греческому термину (b)valane;o – баня (русск. (Б)ВАЛАНИО, разные способы чтения). Тесные культурные связи евреев, греков и римлян в античный период предполагают как и заимствование, так и создание своих терминов для обозначения предмета распространенного у другого народа.

б) Бани на Руси
Сведения о гигиеническом омовении (купании) на территории Руси противоречивы, чиновник аббасидского халифа аль-Муктадира Ахмед ибн Фадлан в 921-922 гг. совершил дипломатический визит в Волжскую Булгарию, по итогам которого составил «Записку», где нелестно отзывается о гигиене руссов-язычников: «И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой ГРЯЗНОЙ воды…».

В Повести временных лет (XII век, известна по спискам XIV века) летописец рассказывает о путешествии апостола Андрея (I в.) по славянским землям, факт вымышленный (церковная легенда), славян не существовало в этот период. Однако в Крыму еврейские памятники (надгробья) I века зафиксированы археологией, вполне возможно, что какой-либо деятель раннего иудеохристианства посетил и днепровские земли, возможности для этого были. В этом сюжете летописец описал процесс мытья в русской бане, употребив при этом термин БАНЪ, естественно, что деятель, живший в XII веке о быте славян более раннего времени сведений не имел. Современный ему племенной языческий славянский мир он характеризует отрицательно, а описание БАНЪ очевидно связано с уже русским христианским городским бытом Киевской Руси.

2) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень – бан; окончание – я. Значение – специальное учреждение или помещение, где люди моются и парятся. Этимология – по Максу Фасмеру.
Подобные термины в итал. – bania; фр. bain; исп. bano.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера
русск.-цслав., с XI в.; см. Срезн. III, Доп. 7. Ср. укр. ба;ня – то же, ст.-слав. баньскъ (Син. Пс.), сербохорв. ба;ња (с XIV в.) – то же, болг. ба;ням «мою». Сюда же следует отнести вышеупомянутые слова (см. ба;нка) со знач. «банка, сосуд, медицинская банка».
Дальнейшая этимология: Скорее всего, старое заимств. из народнолат. *baneum (ср. лат. греч.). Отсюда же франц. bain, ит. bagno; см. Мейе, MSL 11, 178 и сл.; Et. 182; RS 2, 68; Бернекер 1, 42 и сл.; Романский, JIRSpr. 15. 92 и сл.; Богач, LF 35, 370. Заимствование из формы, предшествующей нов.-греч. mpaneio «баня», невероятно, вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 38; RS 3, 261) и Зеленину (AfslPh 32, 602). Столь же сомнительно родство с д.-в.-н. bahen «парить, греть»; ср.-в.-н. bahen, д.-в.-н. bad «баня» (Тори 256). Врюкнер (14) считает слав. слово древним ввиду наличия польск. banior «болото» (у В. Потоцкого; ср. Эстеррейхер, JP 16, 9 и сл.; Галяс, JP 16, 8), но последнее может не иметь сюда никакого отношения. Ильинский (ИОРЯС, 23, 2, 200) отстаивает исконнослав. происхождение, указывая на значительное разнообразие значений (баня, сосуд, купол, улей), но их наличие можно объяснить также заимствованием.

в) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975, БАНЯ
БАЙНА, БАЙНЯ. Баня. «Поставити изба трех сажень, да клеть, да БАЙНЮ …» 1599 г. «А в БАЙНЫ де мы были в субботы ввечору у Осипа паритсе», 1651.

3) Этимология и образы иудаизма
Приведем изначальные термины русского языка в форму близкую к лексике иврита – БАЙНА (БАЙНЯ) = Б + АЙНА (я).
Б + АЙНА = Б в, внутри, в виде + АЙНА, АЙНЯ = АИН ключь, родник, источник.; т.е. термин сообщает, что БАНЯ должна создаваться у источника, иметь чистую (живую) проточную воду.

Вывод
Очевидно, что русский термин БАНЯ и подобные термины в итал. – bania, фр. bain; исп. bano, является заимствованием из лексики иврита, ОБРАЗЫ иудаизма и терминология иврита совпадают с ОБРАЗАМИ и терминологией русского языка, что является основанием для вывода. Только крупная идеологическая организация, обладавшая организационным и научным аппаратом на местах, десятками тысяч специалистов-агитаторов, пропагандистов (миссионеров), исследователей и всеми признанной идеологией могла установить на громадных территориях однообразную терминологию – таким было ИУДЕОХРИСТИАНСТВО.

Источник

Откуда взялось слово баня

Полезное

Смотреть что такое «баня» в других словарях:

баня — См. здание дать баню, задать баню. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. баня байня, байна, банное заведение, мыльня, (в)лазня, паровая, парилка, сауна, термы, фуро, сэнто,… … Словарь синонимов

БАНЯ — БАНЯ, бани, жен. 1. Особо устроенное помещение, где моются и парятся. Пойти в баню. || только мн. Официальное название такого помещения, предназначенного для общественного пользования. Центральные бани. || только ед. Мытье в бане (разг.). До бани … Толковый словарь Ушакова

БАНЯ — БАНЯ, 1) в быту различают 2 основных типа бань: римскую и русскую. В римской бане используется сочетание сухого горячего воздуха (влажность 20 30%, t 50 60шC), поступающего в помещения бани по особым каналам из центральной печи (калорифера), и… … Современная энциклопедия

БАНЯ — БАНЯ, и, жен. 1. Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. Истопить баню. Городская б. Финская б. (сауна). 2. Мытье людей (разг.). Устроить детям баню. • Задать баню кому (разг.) сильно разбранить. Кровавая баня (высок.)… … Толковый словарь Ожегова

БАНЯ — БАНЯ, баньки, см. банить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

баня — БАНЯ, и, ж.. 1. Жара, зной, духота, душное место. 2. (или горбачёвская баня). Винный магазин с большой очередью … Словарь русского арго

баня — БАНЯ, сауна, устар. мыльня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Баня — Баня. Так называется помещение, предназначаемое для омовения всеготела теплой водой. Она всегда составляла одну из необходимыхпотребностей человека. Начало устройства бань следует искать на Востоке,в самой глубокой древности. Б. как средство для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Баня — Урбан, Урбана Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Источник

Значение слова «баня»

откуда взялось слово баня. Смотреть фото откуда взялось слово баня. Смотреть картинку откуда взялось слово баня. Картинка про откуда взялось слово баня. Фото откуда взялось слово баня

1. Специальное помещение, где моются и парятся. Коммунальные бани.Забравшись в бане на полок, Арефа блаженствовал часа два. Мамин-Сибиряк, Охонины брови.

2. Разг. Мытье в таком помещении. [Бальзаминова:] Хорошо теперь, Матрена, чайку-то, после бани-то! А. Островский, За чем пойдешь, то и найдешь. || перен. Строгий выговор; нагоняй. Задать баню. □ «Жаркую баню» пришлось выдержать и одному юнцу-гардемарину, который наказал розгами матроса, не имея на то права. Станюкович, Беспокойный адмирал. Прокурор сел и выпил стакан воды. Холодный пот выступил у него на лбу. — Ну, быть бане! — подумал я. Чехов, Ночь перед судом.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ба́ня I

1. специальная постройка, помещение или учреждение, где люди моются и парятся ◆ У них была баня, в которой бабушка проводила целый субботний вечер: здесь она мыла головы не только двум своим незамужним дочерям, а моим тёткам, но и самому барону — своему мужу, а моему деду, которого я по этому случаю считал большим бесстыдником. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мари́на расспроси́ла Дани́лу и ребя́т, узна́ла, где нахо́дится гражда́нская ба́ня, оказа́лось, там же, в том же помеще́нии заводско́й ба́ни есть и же́нское отделе́ние. Виктор Астафьев, «Пролётный гусь», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

2. разг. мытьё и некоторые другие процедуры в бане [1] ◆ Дать хороших командиров, несколько десятков опытных бойцов, десяток самоотверженных коммунистов, добыть босым сапоги, устроить баню, провести энергичную агитационную кампанию, накормить, дать белья, табаку и спичек. Л. Д. Троцкий, «Моя жизнь», 1929–1933 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Выдали всем офицерам английскую форму. Устроили баню и дезкамеру. Так что совсем освежился я и о́жил духовно. В. Н. Гельфанд, «Дневники 1941–1943 гг.», 1941–1943 г (цитата из НКРЯ)

3. приспособление для нагревания чего-либо при помощи горячей воды или пара без непосредственного воздействия огня ◆ Я приступаю теперь к описанию хода опыта. Водяная баня нагревалась постепенно. А. Я. Данилевский, «Исследование состава, физического и химического строения, продуктов распадения белковых веществ и генетических отношений между различными их видами», 1871 г. (цитата из НКРЯ)

4. изготовление чего-либо таким способом

5. перен. разг. неприятное, болезненное общение или взаимодействие с кем-либо как наказание за какой-либо проступок ◆ Токменцов стал было просить десятника освободить его от работы, просили и все его товарищи, но десятник только говорил: «Мне уж за Егора Шилохвостова была баня, другую, што ли?» Ф. М. Решетников, «Горнорабочие», 1866 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В заключение этого тиранства беглецу, по возвращении в бурсу, была задана баня, после которой Решетников пластом пролежал в больнице два месяца. Г. И. Успенский, «Фёдор Михайлович Решетников», 1874 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *