открытая дверь языков коменский

Я.А. Коменский о трех ступенях познания.

Основные даты жизни и деятельности:

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница.

В 1628 году он написал известную книгу «Материнская школа», на чешском языке.

Когда Коменский жил в изгнании его поддержива мечта о том, что он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание молодежи . «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели стали» .

В 1632 г., в Лешно, Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему.

Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Но Бог не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание Его.

Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях.

Следующая ступень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию.

Итак, ступени познания:

обобщение, абстракция, научное знание;

осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее — что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание.

Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должныучить школы:

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

Принцип природосообразности положен Коменским в основу педагогики. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью природы.

В качестве аналогий в « Великой дидактике » Коменский часто прибегает к использованию примеров из самой природы.

28 Часть I. История зарубежной педагогики (до XX в.) Коменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы

все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.

Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. « Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и бог весть чтоеще? » — говорил Коменский.

Демократизм, гуманизм, народность •— важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.

Источник

Открытая дверь языков коменский

© ООО Издательский дом «Карапуз», 2008.

© Е.Н. Леонович, Ю.А. Серебренникова – составление, вступительная статья, примечания, 2008.

Нелегко найти в какой-либо научной области ученого и практика, оказавшего на становление и развитие этой области такое влияние, какое оказал на педагогику великий сын чешского народа Я.А. Коменский (1592–1670). Его по праву считают великим мыслителем-гуманистом, отцом педагогики, учителем народов.

Представить Я.А. Коменского современному читателю и легко, и трудно. Легко – потому что Я.А. Коменский широко описан в современной литературе по педагогике; трудно – потому что его жизненный и творческий путь недостаточно глубоко осмыслен с современных позиций.

Большая заслуга его перед человечеством состоит в том, что он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом демократизма, любовью и уважением к людям, почитанием труда. Он ратовал за ликвидацию сословных привилегий и угнетения человека человеком, за равноправие великих и малых народов и внимание к их национальным правам, за установление всеобщего мира на земле. Он верил в духовно-нравственное совершенствование человеческой природы и мечтал о преобразовании общества гуманными способами.

Педагогическая концепция Я.А. Коменского явилась составной частью его проекта переустройства общества. Именно с этих позиций он сумел дать критическую оценку всей отжившей системе обучения и воспитания, предвосхитив в своих работах появление Школы Будущего. Бережно сохраняя все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, Коменский создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою исключительную ценность.

Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в местечке Нивнице, которое находится недалеко от моравского города Угерский Брод.

Его отец Мартин имел собственную мельницу и слыл состоятельным человеком. Являясь по меркам своего времени образованным человеком, он хорошо знал Библию и активно проводил просветительскую работу среди членов секты «Чешские (или богемские) братья».

«Чешские братья» жили в то время как одна большая семья. Они вели энергичную трудовую жизнь, культивировали в своей среде взаимопомощь, особо заботились о детях и их образовании. Именно в их общинах впервые получило распространение всеобщее начальное обучение.

Детские годы Яна были безоблачными, но счастье длилось недолго. В 12 лет на него обрушилось страшное горе: эпидемия унесла отца, мать и двух братьев. В живых остался он и его единственная сестра Маргарита. Сиротам были назначены опекуны, и жизнь детей пошла по другому руслу. Спустя некоторое время Яна забрала к себе родная тетка и определила в школу «братьев» в городе Стражнице. Вскоре этот город был захвачен венгерскими войсками и подвергнут страшному разорению. Это вынудило юношу вернуться в родной Нивнице.

В 17 лет Коменский поступает в латинскую школу города Пшерова, которую заканчивает с отличием. Время, проведенное в этой школе, насквозь пропитанной схоластически-догматическим духом, он во многом считал потерянным для себя. Наверное, уже тогда, видя полную непригодность существовавшей системы обучения и воспитания, Коменский вынашивает мысли о собственной педагогической системе.

После латинской школы Коменский прошел обучение в одной из школ секты «Чешские братья», готовившей своих учеников в проповедники. Как самый способный, юноша был отправлен общиной в Германию для получения высшего образования.

Так, в 19 лет он становится студентом богословского факультета Герборнского университета. Годы, проведенные в этом учебном заведении (1611–1613), сыграли огромную роль в идейном развитии Коменского. Большое влияние оказали на него профессора Альстред и Пискатор, которые были последователями взглядов хилиазма (мистической веры в тысячелетнее Царствие Христа на земле, в течение которого будут утверждены равенство всех и счастье каждого, идеальное благоденствие и добро). В частности, Альстред полагал, что изучение природы должно служить на благо человека и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов ведет, по Альстреду, к индукции (умозаключению, идущему от фактов к общему утверждению), которая является «матерью науки».

В университетские годы Я.А. Коменский не только старательно изучает труды Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов, но и сам задается вопросами об источниках и путях познания. Так появляются его работы «Спорные вопросы, собранные в саду философии», «Берет ли всякое познание исток из ощущения» и другие, в которых молодой ученый высказывает мысль о том, что мир познаваем и что «начало познания, безусловно, всегда исходит из чувства».

Окончив Герборнский университет, Я.А. Коменский отправляется в путешествие по Европе и добирается до Амстердама. После этого путешествия его зачисляют в знаменитый Гейдельбергский университет. Однако болезнь вынуждает его оставить университет. Чтобы поправить здоровье, он идет пешком в Прагу, а оттуда в родную Моравию. Там в 1614 г. в возрасте 22 лет его назначают руководителем Пшеровской братской школы, в которой он некогда учился и в которой получил среднее образование. Назначение руководителем братской школы открывает новый период в жизни Я.А. Коменского. Увлеченный работой в качестве педагога-практика, он пишет «Правила более легкой грамматики» и «Письма к небу».

В 1618 г. община «Чешские братья» назначает Коменского пастором-проповедником и одновременно ректором братской школы в город Фульнек северной Моравии. В этом же году он женится на Магдалине Визовской, падчерице бургомистра города Пшерова. Все свои силы Коменский отдает улучшению жизни членов общины, с любовью и страстью занимается со своими учениками. Молодой Коменский вносит в организацию школьной работы большие изменения. Он хотел, чтобы обучение было привлекательным для детей, старался возбудить у них интерес к знаниям. Нарушая каноны тогдашней школьной жизни, он ввел наглядность как средство обучения, знакомил учеников на прогулках с реальной жизнью.

Следует напомнить, что Чехия в то время представляла собой самостоятельное королевство, входившее в состав Священной Римской империи, а потому имела право избирать своего короля и обладала относительной свободой и независимостью. Однако Габсбурги (династия, правившая в Австрии), стремясь укрепить свою власть, к началу Тридцатилетней войны захватили богатые районы Чехии и поставили во главе административного и церковного управления ими немецких феодалов.

Одержав победу в 1620 г., Габсбурги добрались до города Фульнека, где преподавал в то время Коменский. Вскоре над ним, как над активным протестантом и членом общины «Богемские братья», нависла серьезная угроза. С этого-то момента и начинается тяжелый и длинный период его скитаний. Беда за бедой настигают Коменского: в 1621 г. католики сожгли его дом – в огне погибают библиотека и ценные рукописи. В 1622 г. чума уносит из жизни его жену Магдалины и его обоих детей.

Он с глубокой скорбью покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где пишет роман-трактат философско-социального содержания «Лабиринт света и рай сердца», в котором пытается пролить свет на природу человеческих взаимоотношений, а также устройство и жизнь общества. Как утверждают биографы, эта работа пронизана горечью – то, что видел Коменский в жизни, не могло радовать его. В нем автор-Путник, размышляя о выборе профессии, разглядывает людей разного рода деятельности и описывает их нравы. Под пером Коменского получают яркую характеристику ремесленники, купцы, торговцы, ученые, медики, юристы и т. д. Их имена говорят сами за себя – Себялюб, Сластолюб, Малознай, Предубежденный, Неопытный, Слухосуд, Легкомысл, Поспех, Кое-как, Хочутак.

Источник

Коменский открытая дверь языков и всех наук

Коменский, Ян Амос

Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский
Дата рождения:28 марта 1592
Место рождения:город Нивница
Дата смерти:15 ноября 1670
Место смерти:Наардене, [[]]

Содержание

Биография

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в небольшом моравском городе Нивнице, на землях Западного Славянства, в семье мельника из местечка Комны. Прозвище простого человека (из Комны) перешло в фамилию Коменский. Амос рано лишился родителей и жил на попечении опекунов. Сначала он посещал братскую школу «Моравское братство».

В 16 лет Амос поступил в латинскую средневековую школу в Прерове, изучал схоластические мудрости. В этой школе он был переростком.

В 20 лет Коменский был направлен общиной в Герборнский университет, связанный с «Моравским братством». Этот университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и философский. Коменский изучал в университете теологию и дидактику.

В 1613 году он стал студентом Гейдельбергского университета. В университете он увлёкся предметом и методами математики и её приложениями. Амос за большую цену приобрёл рукописи Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер». Коменский завершает образование путешествием по Западной Европе.

В 1618 году его переводят в город Фульнек. Амос выполняет обязанности священника и ректора в школе братства.

В 1618 году началась Тридцатилетняя война (1618-1648). В 1621 году войска католической коалиции берут и сжигают город Фульнек. В огне погибает библиотека и рукописи молодого Коменского, спасшегося бегством. Возникает чума, от которой умираем жена и дети Коменского. Среди трудов этого периода наиболее важным является его работа философско-социального направления «Лабиринт мира и рай сердца».

В 1627 году был опубликован императорский указ, по которому католическое вероисповедание признавалось единственной религией в Чехии. Знати и городским жителям давался шестимесячный срок, в течение которого они должны перейти в католичество, или покинуть родину, оставив имущество и имения. Коменский со своими соотечественниками нашёл прибежище в Польше и обрёл вторую родину в городе Лешно, где стал преподавателем гимназии. Он изучает «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и европейское реформаторское движение, связанное с церковью, возглавляемой Лютером, Кальвином, Меланхтоном. Ещё в большей степени его увлекли педагогические искания XVI века. Он знакомится с произведениями Франсуа Рабле (1494-1553) «Гаргантюа и Пантакрюэль», Мишеля Монтеня (1533-1592) «Опыты», Вольфганга Ратихия (1571-1635), Пьера Рамуса (1515-1572) «Школьная математика» (профессор Парижского университета), Луиса Вивеса (1492-1540) «О духе и жизни» (испанский педагог-философ, сторонник опытного изучения природы), Френсиса Бэкона (1561-1626) «Новый органон». Амос Коменский взял из прошлого всё лучшее, прогрессивное и приступил к созданию передовой теории педагогики и построенной на ней передовой практики.

В 1630 году выходит труд Коменского «Школа материнского лона», а в 1631 – «Открытая дверь языков и всех наук», где даны слова в сочетании с реальными предметами в хороших рисунках. Во многих государствах появляется перевод этой книги.

В 1632 году заканчивает фундаментальный труд «Дидактика», учебник «Обзор физики». В 1639 году выходит книга «Предвестник всеобщей мудрости, в которой основательно, ясно и изящно доказывается необходимость, возможность и польза удивительного и совершенно несравненного труда».

В 1635 году Коменский был избран ректором гимназии в Лешно. Своё произведение «Великая дидактика» переводит с чешского на латинский. Латинский язык был в то время международным языком науки. Коменский увлекается постановкой ученических спектаклей, для которых он пишет пьесы: «Воскресший циник Диоген», «Патриарх Авраам» и другие. Целью их являлось возбуждение у учащихся интереса к учебным занятиям.

В 1641 году Коменского приглашают в Англию для осуществления идеи пансофии. Находясь в Англии, он написал работу «Путь света», в которой развивает идею всеобщей гармонии и мира между народами и ставит вопрос о создании международного языка. В этом году Коменский переезжает в Швецию, чтобы целиком заняться научной работой. Во время пребывания в Лейдене Коменский посетил проживающего там Рене Декарта. Беседа продолжалась более четырёх часов. В это время Коменский получил приглашение занять место в Гарвардском университете (Северная Америка).

В 1642 году занявшись практикой и теорией развития своей методики, переданной в книге «Дверь вещей, или Введение в пансофию», Коменский дополняет её третьей частью «Дворец».

В 1647 году он закончил труд «Новейший метод преподавания языков», основанный на принципах его «Великой дидактики».

В 1648 году переселяется в Шарош – Патак – столицу Трансильванского княжества. Здесь выходят его работы: «О культуре природных дарований или способностей» (1650), «Пансофическая школа, то есть школа мудрости» (1651), «Об изгнании из школы косности» (1651), «Похвала истинному методу» (1651), «О пользу точного наименования вещей» (1651), «Правила поведения юношества» (1653), «Выход из схоластического лабиринта на равнину» (1655), «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование главнейших предметов в мире и действий в жизни» (1658), которая была переведена на все европейские языки.

В 1654 году Коменский написал трактат «Счастье народа».

В 1656 году в Лешно в военных действиях погиб архив, библиотека, типография. Коменский потерял свою библиотеку, большую часть рукописей, дом, имущество. В это тяжёлый момент Коменский по приглашению в 1657 году уезжает в Голландию.

В 1657 году на латинском языке появляется главный труд Коменского «Великая дидактика».

В 77 летнем возрасте Ян Амос Коменский пишет автобиографическое сочинение «Единственно необходимое» и подводит итог жизни, где говорит: «Вся моя жизнь протекала не в отчизне, а в странствованиях, моё пристанище постоянно менялось, и нигде не находил я себе прочного приюта… вся жизнь проходила в человеческих стремлениях и педагогических исканиях».

Возрастная периодизация:

(в основу деления Коменский положил возрастные особенности)

Характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств.

Характеризуется более высоким уровнем развития мышления.

Характеризуется развитием воли и способности сохранять гармонию.

Учебники:

1.«Открытая дверь языков и всех наук» (1631)

В ней подобрав в соответствии с высказанными им дидактическими принципами ряд постепенно грамматическими усложняющихся предложений, одновременно дает и учебник языка, и книгу, знакомящую ребенка с доступными ему знаниями из разных областей.

2.«Мир чувственных вещей в картинках» (1658)

Учебник представляет собой своего рода иллюстрированную детскую энциклопедию первоначальных знаний. В 150 кратких статьях, каждая из которых снабжена рисунком, даются сведения о природе, о деятельности человека, об общественной жизни.

3.«Великая дидактика» (1633-1638)

В книге он изложил свои взгляды касательно комплексного формирования личности, описал «природосообразные» средства воспитания. Впервые опубликована почти 200 лет спустя в 1849.

Из 33 глав более значимые:

1.Человек есть самое высшее, самое совершеннейшее и превосходнейшее творение.

5.Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.

6.Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование.

7.Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.

8.Юношество должно получить образование совместно, и для этого нужны школы.

9.Школам нужно вверять молодёжь обоего пола.

10.Обучение в школах должно быть универсальным.

11.До сих пор не было школ, вполне соответствующих своему назначению.

12.Школы можно преобразовать к лучшему.

13.Основою преобразования школ является точный порядок во всём.

14.Точный порядок для школы следует заимствовать у природы.

16.Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.

17.Основы лёгкости обучения и учения.

18.Основы прочности (основательности) обучения и учения.

19.Основы кратчайшего пути обучения.

20.Метод наук в частности.

23.Метод нравственного воспитания.

26.О школьной дисциплине.

27.О четырёхступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся.

28.Очерк (идея) материнской школы.

29.Идея школьного родного языка.

30.Очерк латинской школы.

31.Об академии, путешествиях и коллегии света.

32.О всеобщей совершенной организации школ.

33.Об условиях, необходимых для практического применения этого всеобщего метода.

1-12 главы: обшие педагогические. В них идет речь:

— о положении и назначении человека (1-4 главы);

— об условиях и возможностях образования (5-9 главы);

— о характере и пути преобразования школ (10-12 главы).

13-14 главы: характеризуют основы для создания новых школ.

15-19 главы: раскрывают основы общей дидактики.

20-25 главы: посвящены частной дидактике отдельных дисциплин.

26 глава: о школьной дисциплине.

27-32 главы: дают характеристику организации 4-х ступенного устройства школ.

33 глава: излагаются общие условия, необходимые для практического осуществления идей Коменского.

Источник

Мир чувственных вещей в картинках, или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни

Педагогика знала множество самых различных учебников. Их история пока еще не написана. Разработка теории их создания остается и сегодня одной из наиболее актуальных педагогических задач. Большая часть этих учебников сходила с педагогической сцены, едва только взошедши на нее. Некоторые из них сопутствовали жизни одного-двух поколений. Немногим суждено было прожить долее. И из этих немногих лишь единицы обрели право прожить века, и прожить не только в национальном, но и в общечеловеческом сознании.

Говоря о том, как в его время было поставлено это обучение, Коменский писал: «Учащихся задерживали на 5, 10, а то и больше лет на том, что несомненно можно воспринять человеку в течение года. Что можно было бы привить сознанию постепенно, то навязывалось, вдалбливалось и даже вколачивалось насильственно. Что можно было представить наглядно и ясно, то преподносилось темно, запутанно» (см. наст, изд., т. 1, с. 301-302).

«Открытая дверь языков» представляла собой учебную книгу совершенно нового типа. Этот учебник латинского языка отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагая вместо него метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Учебник, являвшийся своеобразной детской энциклопедией на латинском языке, содержал 8 тысяч латинских слов, из которых была составлена тысяча сравнительно простых предложений, сгруппированных в сто небольших, постепенно усложняющихся рассказов-статей о важнейших явлениях окружающей действительности.

Место «Мира в картинках» в общей системе творчества Коменского определено А. А. Красновским емко и точно. Но не менее важно и другое. Именно в этом небольшом учебнике, предназначенном для первоначального обучения, наиболее отчетливо был представлен Коменским синтез философско-педагогических идей, их теоретической разработки и практической реализации, т. е. то триединство задач подлинного педагогического творчества, о котором говорилось выше.

Переход от этих глобальных философско-педагогических задач к их материализации в легкой и живой ткани учебника был сложен и многоступенчат. Он лежал на пути теоретического осмысления собственно педагогических, дидактических и методических принципов, средств и способов построения учебника и первоначального курса обучения в целом. «Предисловие» Коменского к «Миру в картинках», естественно, не могло отразить весь этот путь. Но отдельные его вехи оно отразило отчетливо.

В конкретной методике работы с «Миром в картинках», с которой в «Предисловии» Коменский знакомил родителей и учителей, эти его идеи были сформулированы следующим образом: дайте книгу детям «в руки, чтобы они забавлялись, как они сами захотят, рассматриванием картинок, эти картинки стали им хорошо знакомы, даже дома, до посылки в школу. После неоднократно спрашивайте их (в особенности уже в школе), какой предмет изображен на том или ином рисунке и как он называется. Позволяйте также срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых, это также заострит их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдельными частями вещей. Наконец, они будут развивать этим ловкость рук, что полезно во многих отношениях».

Выше уже отмечалось, что в «Великой дидактике», в учебнике «Открытая дверь языков» и позже в ряде других трудов Коменский разработал, обосновал и осуществил на практике принципиально новый метод обучения языкам, в основе которого лежало требование: «Изучение языков должно идти параллельно с изучением вещей» (см. наст, изд., т. 1, с. 398). В «Мире в картинках» Коменский сделал еще один, значительнейший шаг вперед в развитии этого метода, предложив новую методику обучения азбуке, в корне отличную от традиционного механического усвоения алфавита с помощью бессмысленного и бесконечно повторяющегося чтения слогов.

В «Предисловии» к «Миру в картинках», которое называлось «живой азбукой» или «символическим алфавитом», Коменский следующим образом описывал эту методику: книга, писал он, «даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается прежде всего предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображения тех живых существ, издаваемый которыми звук стремится передать та или иная буква. Благодаря этому изучающий азбуку ребенок при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произносится соответствующая буква, и в конце концов его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка. Пройдя таким образом всю книгу, учащиеся невольно научатся читать посредством одних только заголовков к рисункам, и при этом нужно отметить, не будут применены всюду практикующиеся длительные упражнения в складах, эта тяжкая мука детских умов, которая целиком будет устранена этим методом. И то повторное чтение книги, посредством все более полных, приложенных к рисункам описаний предметов, приведет учащегося к окончательному овладению искусством чтения».

Как отметил А. А. Красновский, «в истории обучения первоначальной грамоте эта азбука Коменского сыграла исключительную роль. Она является родоначальницей всего последующего развития звукового метода обучения грамоте» (Красновский А. А. Указ. соч., с. 9).

В книге «Школа-игра» (1656), созданной также в Шарош-Патаке, в которой Коменский дал образцы драматизации учебного материала, он так описывает процесс обучения по «живой азбуке»:

«Учитель. Подойдите, детки, мы позабавимся этой картинкой.

Ученик. Охотно, господин учитель.

Учитель (показывая первую картинку). Что это?

Учитель. Правильно; но какая птица?

Другой ученик. Не знаю.

Учитель. Я вам скажу. Это ворон. А ты знаешь, как ворон кричит?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *