открыта ли янтарная комната
Тайна роскошных покоев: куда исчезла Янтарная комната
Фрагменты Янтарной комнаты могут находиться на затонувшем в Балтийском море немецком пароходе. По крайней мере такую версию озвучил польский водолаз, который работает сейчас на месте и исследует судно. Какие только версии не выдвигались после исчезновения Янтарной комнаты: одни говорили, что искать нет смысла, потому как всё давно сгорело; другие считают, что панели с янтарем пошли ко дну вместе с лайнером «Вильгельм Густлофф» или спрятаны в тайниках. Есть даже версия о неизвестном американском миллиардере, который прибрал шедевр к рукам в счет уплаты долга. О том, что могло случиться с Янтарной комнатой, — в материале «Известий».
В пучине морской
«Если Германия хотела отправить Янтарную комнату через Балтийское море, то пароход «Карлсруэ» был их последней возможностью», — цитирует телеканал «Звезда» польского водолаза Томаша Стахура, который работает на месте гибели немецкого парохода.
«Янтарную комнату видели последний раз в Кенигсберге. Оттуда пароход «Карлсруэ» отправился в последний рейс с большим грузом…» — замечает в разговоре с журналистами Томаш Стахура. Совпадение? Польские водолазы допускают, что нет.
Внутри затонувшего немецкого парохода «Карлсруэ»
Судно с тоннами груза на борту затонуло 13 апреля 1945 года в нескольких десятках километрах к северу от Устки. Это случилось во время эвакуации немцев из Восточной Пруссии. Пароход спешно покидал Пилаву (сейчас это Балтийск), когда его настигли советские бомбардировщики — судно за три минуты ушло под воду, из 1083 человек спаслись около 100. Уходил корабль в пучину морскую вертикально, ударившись носом о дно, а весь груз отбросило вперед.
«Он лежит на глубине 88 м. Практически цел. В его трюмах мы обнаружили военные машины, фарфор и множество ящиков с пока неизвестным содержимым», — говорит Томаш. И кто знает, вдруг неизвестное содержимое окажется одним из самых разыскиваемых шедевров.
Янтарную комнату уже давно окрестили «восьмым чудом света», которое все ищут, да так и не могут отыскать, — как золото Колчака. Янтарный кабинет, подаренный еще в 1716 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I российскому государю Петру I, какое-то время пылился в ящиках — размеры изначального кабинета оказались гораздо меньше петровских покоев, деталей не хватало. В 1743 году богатым декором заинтересовалась Елизавета Петровна — под руководством Бартоломео Растрелли комнату собрали, дополнили зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Позже Янтарную комнату перенесли в Екатерининский дворец в Царском Селе.
Почему музейные сотрудники решили не вывозить сокровище в 1941 году? Возможно, не хватило времени или же боялись повредить драгоценное убранство. Так или иначе, Янтарную комнату попытались спрятать: стены укрыли марлей, ватой и заклеили обоями. Впрочем, маскировку немцы раскусили — всего за 36 часов панели разобрали и увезли в Кенигсбергский (Королевский) замок. А в 1945 году Янтарная комната исчезла.
Томаш Стахура уточняет, что «Карлсруэ» участвовал в операции «Ганнибал» — эвакуации морским путем немецких жителей из Восточной Пруссии. Тогда же были потоплены корабли «Гойя», «Штойбен» и «Вильгельм Густлофф». К слову, «Густлофф», атакованный подлодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско, также подозревали в перевозке Янтарной комнаты, но эта версия не нашла подтверждения.
Бункер Ляша — надежда наша?
Калининградский историк Сергей Трифонов считает, что фрагменты Янтарной комнаты могут лежать в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша. Когда-то бункер соединялся с Королевским дворцом подземными ходами — по ним и могли вынести части комнаты.
Командный бункер последнего немецкого военного коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша
Несколько лет Трифонов изучал подвал бункера: проделывал отверстия в стенах, через которые пропускал зонд с видеокамерой. Так и обнаружил заполненную водой комнату, а в ней — несколько деревянных ящиков. Увы, хода в помещение нет, так что приходится гадать. Подогревают интерес и знаки на воротах одной из частей бункера.
«На них — 88 рун. Самое любопытное, что когда эти руны были переведены и трактованы бельгийскими специалистами, отдельные из них показали, что это самая настоящая сокровищница, защищенная этими руническими знаками», — говорит исследователь.
Историк Третьего рейха Константин Залесский считает, что если что-то где-то и прячут, то рано или поздно об этом всё равно узнают — утечка информации бывает всегда: «Потому что один человек не может спрятать ящики, а убивать тех, кто спрятал (как это делали пираты), в XX веке уже было не положено».
«На самом деле, если рассуждать логически, то спрятать Янтарную комнату в бункере Ляша может только полный идиот, — говорит историк в беседе с «Известиями». — Бункер Ляша — первое, что советские войска обязательно возьмут и проверят: это бункер руководителя укрепрайона, поэтому что-то прятать в нем совсем не с руки».
Некоторые считают, что Янтарная комната так и не покинула Кенигсбергский замок. Константин Залесский замечает, что в подвалах, катакомбах крепости можно было спрятать всё что угодно. Как и в шахтах. Но, по его словам, если немцы что-то и прятали, то для того, чтобы сохранить, укрыть от бомбежки, а затем забрать.
«Обычно всё фиксировалось: офицер должен был получить приказ, составить акт. Кто же ему даст сокровища, если не под расписку? И наши, и американцы обнаружили большинство схронов в 1945–1946 годах не потому, что где-то нашли, а потому, что документы получили: там и там, в такой-то шахте картины из такой-то галереи».
Янтарные сезоны Польши
Периодически отыскать Янтарную комнату пытаются в Польше — в окрестностях деревни Мамерки. Так в июне прошлого года сотрудники Музея Второй мировой войны нашли засыпанный землей люк, который вел в неизвестное подземное помещение. В сердцах музейщиков затеплилась надежда — не всё же время в Мамерках показывать лишь копию Янтарной комнаты (а такая у них есть), пора найти оригинал.
«Мы нашли этот лаз при помощи мощного георадара. На этом месте выросло дерево, которое не давало возможности открыть люк», — пояснял журналистам представитель музея Бартоломей Плебанчик.
Сотрудники Музея Второй мировой войны в польском городе Мамерки вскрывает подземный лаз, где предположительно может находиться Янтарная комната
Впрочем, дерево погибло напрасно: на поверку ход оказался техническим колодцем, чистым и хорошо сохранившимся. Сокровищ там нет, но музейщики унывать не собираются.
«Впереди у нас еще 199 гектаров леса. У нас есть самый современный георадар и время. Возможно, это займет год или пять лет. Но мы продолжим систематически исследовать фрагменты леса и наши поиски», — не сдается Плебанчик.
Константин Залесский обращает внимание на интересную «сезонность» поисков Янтарной комнаты в Польше — «обычно это происходит осенью или ближе к лету».
«Это всё идет для привлечения туристов. Правда, сейчас там всё закрыто (все-таки коронавирус), но в принципе такие новости нужны для оживления интереса со стороны туристов (что в Польше можно что-то найти)», — говорит «Известиям» историк.
Вероятно, как хорошо продаются «замки с привидениями», так и слухи о знаменитой находке польский злотый в бюджет добавляют.
«Это бизнес. Причем как и на уровне гмина, так и на уровне государства. Если немцы поедут в Польшу как туристы, то это хороший приток средств. Деньги от туризма прежде всего получают гмины — местная администрация. Если у них есть деньги, то у польского государства не болит голова».
Сгинула в кострах войны
В начале 2000-х британские исследователи выдвинули новую версию о том, что могло произойти с Янтарной комнатой. Изучив архивные документы, в том числе дневники и отчеты последнего хранителя комнаты Анатолия Кучумова, авторы пришли к выводу, что шедевр сгорел в одном из залов Королевского замка — пожар якобы устроили советские солдаты.
В качестве доказательства приводился разговор Кучумова с Паулем Фейерабендом — управляющим баром в бывшей камере пыток Кенигсбергского замка. Фейерабенд вспоминал, что упакованная Янтарная комната тогда находилась в Рыцарской зале.
Развалины Кенигсбергского замка
«В полдень 10 апреля, когда я покидал замок, мой ресторан был занят артиллерийскими частями Красной армии. Винный погреб и Рыцарская зала не были разрушены, однако когда я вернулся из Элбинга, где лежал в госпитале, то узнал от управляющего замком, что и зала, и ресторан сгорели дотла», — рассказывал управляющий.
Но Кучумов не включил это свидетельство в свой отчет. По версии британцев, он чувствовал за собой вину за то, что не смог спасти шедевр от фашистов, поэтому пытался поддержать «миф» об исчезновении сокровища.
Британская версия наделала много шума. На тот момент глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой назвал заявление абсурдным и опаснейшим, направленным на пересмотр истории.
В одном из интервью куратор проекта по восстановлению Янтарной комнаты Татьяна Жиркова отмечала, что, к сожалению, очень мало документальных материалов, поэтому версии продолжают появляться, бывают в том числе и совсем фантастические. Например, что немцам досталась копия Янтарной комнаты, которую изготовили по заказу Сталина, а подлинник спрятан в тайниках.
По словам Татьяны Жирковой, несмотря на множество предположений, «правдой можно считать только то, что подтверждено документально». Куратор рассказывала, что когда-то ей в руки попадались воспоминания Анатолия Кучумова, записанные его сыном, но в них не было ни слова о том, что Янтарную комнату обнаружили в 1945 году, а затем она погибла в огне.
«Странно, как можно ссылаться на дневники Кучумова, мы никогда не слышали, что они вообще каким-то образом попали за границу и где-то были обнародованы», — замечала Татьяна Жиркова.
Впрочем, версия о том, что янтарный шедевр был уничтожен, но во время бомбардировки Кенигсберга британской авиацией, также существует.
В счет уплаты долга
И если Янтарную комнату не уничтожили, то почему не могли продать? В 2018 году историк и писатель Александр Мосякин, живущий в Латвии, заявил, что после войны янтарные панели увезли в США. В качестве аргумента исследователь приводил «допрос от 2 апреля 1946 года директора ресторана «Блюдгерихт» (уже упомянутого Пауля Фейерабенда).
«По его словам, 9 апреля 1945 года янтарные панели и всё имущество Орденского зала Королевского замка оказалось в руках советских властей! По документам янтарные панели вывозили как немецкую ценность в восточный Берлин, а в 1950-м году ее передали американцам! Я полагаю, что в уплату по ленд-лизу», — рассказывал журналистам Александр Мосякин.
Янтарная комната Екатерининского дворца. Репродукция фото 1930-х годов
Исследователь отмечал, что помещение в Королевском замке было на треть меньше, чем в Царском Селе. Перед налетом союзных войск на Кенигсберг комнату разобрали, а «излишки» янтарных панелей положили повыше — именно они поплавились во время пожаров, остальное якобы уцелело.
Константин Залесский замечает, что в масштабе долгов Советского Союза по ленд-лизу стоимость Янтарной комнаты ничтожна, а продажа не оправдана: «Значение Янтарной комнаты как культурного явления значительно больше, чем эффект при ее возможной продаже».
В народе ходила и такая версия: Янтарная комната могла достаться некоему американскому миллиардеру опять же в счет уплаты долга по ленд-лизу.
«Сложно представить, что кто-то вывез Янтарную комнату, оборудовал ее на своем ранчо и никто об этом не узнал. Причем миллиардер бы уже умер, а наследники тратились на поддержание температурного режима и хороших условий только для того, чтобы никому не показывать? Чтобы даже слуга не знал и на старости лет, уволившись из этого поместья, не рассказал своему внуку, что он видел Янтарную комнату, а внук не продал эту информацию журналистам? Это что-то нереальное», — считает Константин Залесский.
Фрагмент Янтарной комнаты
Вероятно, все уже порядком подустали от бесконечных версий и предположений (а железных аргументов так и нет), но в безуспешных поисках можно отыскать и плюсы. Как рассказывал барон Эдуард фон Фальц-Фейн, который вместе с писателем Юлианом Семеновым в свое время основал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, за время работы комитета попутно удалось вернуть сотни культурных ценностей. Приводил один пример: из Баварии в СССР вернулись ценнейшие артефакты, в том числе 800 икон. Выходит, всё не зря.
Янтарная комната
Янтарная комната — настоящее сокровище музея-заповедника «Царское село». Комната получила свое название за отделку: все ее стены покрыты панелями из янтаря. Кроме того, в интерьере присутствуют панно и украшения из этого камня.
Само по себе создание комнаты из янтаря уникально – янтарь, очень капризный в обработке камень. Он плохо переносит перепады влажности и температуры, в природе редко встречаются большие и однородные куски этого камня. Отличается между собой и их цвет. Тем удивительнее создание комнаты площадью 100 кв. метров и высотой потолков 7.8 метра, облицованной этим камнем. Обладает она и удивительной историей. Созданная прусскими мастерами в 18 веке, Янтарная комната (или как тогда ее называли Янтарный кабинет) была подарена России. За три столетия она оказывалась во владении то Германии, то России. Сегодня Янтарная комната украшает интерьеры Большого Екатерининского дворца.
Как купить билет в Янтарную комнату
Посмотреть шедевр к Екатерининскому дворцу приезжают одиночные туристы и экскурсионные группы. В хорошую погоду здесь собираются большие очереди, поэтому ожидание иногда растягивается на несколько часов. Приобрести билеты в Янтарную комнату можно исключительно в кассе при Екатерининском дворце. Онлайн продажи билетов нет.
Купленные билеты действительны только час после получения. Поэтому вы не сможете оплатить билет заранее и прийти в другой день. Также вам нужно помнить, что музей не работает по вторникам и закрывается на обслуживание в последний понедельник каждого месяца.
Рекомендуем воспользоваться экскурсией в составе организованной группы. В составе группы вы минуете очередь и сможете насладиться залами Екатерининского дворца и Янтарной комнатой в сопровождении лицензированного гида. В цену экскурсии включены билеты в Екатерининский дворец и парк, экскурсионное обслуживание и трансфер «Санкт-Петербург – Царское село – Санкт-Петербург» на комфортабельном автобусе.
Экскурсии с посещением Янтарной комнаты
История создания
Интерьер для кабинета из янтаря был придуман немецким архитектором И.-Ф Эозандером для прусского короля Фридриха I. Король, в свою очередь, планировал подарить этот шедевр супруге — Софии-Шарлотте. Предполагалось, что комната будет находиться во дворце королевы в Берлине.
Над проектом с 1701 года работал не только И.-Ф Эозандер, но и датский художник Вольфрам (он специализировался на резьбе по слоновой кости и янтарю). После разработки проекта к созданию шедевра привлекли польских мастеров — Шлахта и Турау. Они приступили к отделке помещения в 1707 году.
К сожалению, королева не дождалась окончания работ. Они были остановлены после ее смерти. Наследник Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, тоже не стал продолжать работу над кабинетом. Он был достаточно скуп, поэтому посчитал прихоть своего предшественника слишком дорогостоящей и никому не нужной забавой. Однако готовые панно король поместил в своем берлинском дворце.
В 1712 году Пруссию посетил Петр I. Он был в восторге от увиденных панелей из янтаря. Заметив это, Фридрих Вильгельм I решил сделать дипломатический дар российскому императору. Уже в 1717 году все панно были переданы в Санкт-Петербург. Там их получил Александр Меньшиков.
После открытия груза было обнаружено отсутствие нескольких компонентов коллекции. Узнав об этом, Петр I не стал оформлять комнату. Ею занялась уже его дочь — Елизавета Петровна. В 1743 году она привлекла к работе знаменитого архитектора Растрелли и мастера Мартелли. Под руководством архитектора мастер заменил недостающие компоненты росписями, зеркальными пилястрами, резьбой по дереву и мозаичными картинами из яшмы и агата. На тот момент комната располагалась в Третьем Зимнем дворце. Она использовалась для торжественных приемов.
В 1745 году новый король Пруссии Фридрих II решил также сделать дипломатический дар и прислал Елизавете Петровне панно с ее изображением. Летом 1755 года содержимое кабинета было перенесено в Екатерининский дворец, но на этом работы не завершились. К 1770 году императрица Екатерина II внесла окончательные изменения в интерьер комнаты. Она заказала филенки под пилястры, плоские панели для нижнего яруса и другие детали. Их изготовление заняло 4 года. За это время мастера потратили 450 кг янтаря.
После этого несколько раз проводилась реставрация помещения. Ее трижды делали в 19 веке и один раз — в 20 (перед Великой Отечественной войной). Реставрация была необходима для восстановления янтарных поверхностей, поврежденных перепадами температуры и сквозняками, вызванными печным отоплением.
Утрата Янтарной комнаты
Когда началась Великая Отечественная война, все ценные вещи из дворца были срочно вывезены в Новосибирск. К сожалению, это не коснулось Янтарной комнаты. Ее отделку и предметы интерьера посчитали слишком хрупкими для перевозки (что не помешало немцам похитить ценности). Поэтому кабинет был просто законсервирован. Его панно покрыли бумагой, ватой, марлей и деревянными панелями для защиты от взрывов.
Захватив Царское село, немцы ворвались в Екатерининский дворец и демонтировали все содержимое Янтарного кабинета. На это у них ушло 2 дня. Панно и предметы интерьера были отправлены в Кёнигсберг и установлены там в королевском замке. Выбранное для отделки помещение было меньше Янтарной комнаты в России, поэтому некоторые компоненты хранились отдельно.
Коллекция находилась в королевском дворце с 1942 года по 1944. Затем она была разобрана и вывезена прямо перед наступлением советских войск. В настоящее время местонахождение подлинной коллекции неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она до сих пор хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.
Из оригинальных компонентов кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика. Эти элементы были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.
Восстановление Янтарной комнаты
Реконструкцией этого шедевра начали заниматься еще в советское время (с 1981 года). Работами руководил реставратор Журавлев. Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты, реставраторы, химики, историки. Специалисты несколько лет воссоздавали утраченные рецепты и технологии обработки янтаря. К 1990 году возникли сложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, но затем работы продолжились.
Для изготовления компонентов коллекции использовался калининградский янтарь (на одну только облицовку ушло 6 тонн). На его обработку были выделены большие деньги из российского бюджета. Также финансовую помощь реставраторам оказал немецкий концерн «РурГаз». Воссозданный кабинет был открыт к 2003 году. Площадь помещения составила примерно 100 кв. м, а высота его потолка — 7,8 м. Теперь сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы посмотреть на этот шедевр искусства. Они возвращаются домой под глубоким впечатлением от увиденного великолепия.
Янтарная комната в Екатерининском дворце в Пушкине (Царское Село)
Янтарная комната за трехсотлетнюю историю пережила много периодов от создания до забвения, от возрождения как «Восьмого чуда света» до похищения, бесплодных поисков и нового воскрешения в обновленном Екатерининском дворце Санкт-Петербурга уже в современной России.
В этом зале стоит особенная атмосфера. Блики солнца и многочисленных лампочек, имитирующих свечи, отражаются в янтаре, позолоте и зеркалах. Входящих окутывают необъяснимые волны приятного тепла и умиротворения, излучаемых солнечным камнем.
Режим работы в 2021 году
Пандемия внесла изменения и в режим работы дворцов Царского Села в Санкт-Петербурге (ныне город Пушкин). Пространства Екатерининского дворца, где сейчас располагается Янтарная комната, предлагается осматривать по двум строго установленным маршрутам.Чтобы развести людские потоки, их направляют по разным сторонам здания.
Оба маршрута проходят через Янтарную комнату, поэтому для ее посещения можете выбрать любой маршрут:
Совпадают оба направления по посещению Янтарной комнаты, Большого зала и общего выхода к Стасовской лестнице.
Если вы давно или никогда не были в Екатерининском дворце, выбирайте, маршрут №1, он более парадный и познавательный. №2 подойдет тем, кто хочет восполнить недостаток впечатлений после предыдущих визитов.
Парк открывается в 7-00.Часы работы самого музея в г. Пушкине и, соответственно, Янтарной комнаты не изменились – с 10-00 до 18-00.
Вход для посетителей разбит на сеансы, которые начинаются каждые 15 минут.
Последний – в 16-45. Начало всегда указано в билете. Опоздание допускается не более, чем на четверть часа. Далее входные документы аннулируются.
Проход гостей в Янтарную комнату происходит в 2021 году иначе. До начала сеанса на входе в парк приложите штрих-код билета из вашего смартфона к окошку турникета. Затем проделайте аналогичную процедуру вторично – на входе во дворец со стороны Старого Екатерининского парка в крыле, ближнем к Камероновой галерее. Следуйте указателям: дверь зависит от номера маршрута. Только после этого музейные служители проверят персональные документы.
После осмотра Янтарной комнаты вы можете до 18-00 гулять по огромному парку.
Выходной день – вторник. В холодное время года с ноября по апрель добавляется еще один нерабочий день – каждый последний понедельник месяца.
Заказ билетов в Янтарную комнату и их стоимость
В период пандемии самый безопасный способ покупки билетов в Янтарную комнату – онлайн. В музейные кассы, расположенные рядом с главным входом в парк, попадают исключительно нераспроданные остатки.
На официальном сайте музея билеты выкладывают на неделю вперед. На любой сеанс планируется до 50 посетителей. В одном заказе вы оформите не более 5 билетов.
Цена билета в Янтарную комнату в Царском Селе
Категория туристов | Стоимость, руб. |
граждане РФ И ЕАЭС* | |
Взрослые | 850 |
Пенсионеры | 400 |
Студенты, курсанты, школьники старше 16 лет | 430 |
Члены творческих союзов (архитекторы, дизайнеры, художники), работники государственных музеев | 430 |
Другие иностранцы | |
взрослые | 1200 |
Студенты и школьники старше 16 лет | 610 |
*страны-участники ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.
Бесплатные категории
Независимо от гражданства:
Граждане России и Евразийского Союза:
Только во второе воскресенье каждого месяца – граждане РФ:
Важно: входные билеты на бесплатное посещение приобретаются при условии включения в заказ хотя бы одного – за деньги.
При оформлении требуются паспортные данные приобретателя. Их же придется предъявить на входе, а льготникам – и подтверждение права на скидку к стоимости либо бесплатный просмотр.
Билеты с аудиогидом
Чтобы лучше ознакомится с Янтарной комнатой и узнать много нового, мы рекомендуем заказать билет с аудиоэкскурсией в формате WeGoTrip. Электронный экскурсовод подробно расскажет о Янтарной комнате и «проведет» Вас не только по одному из дворцовых маршрутов, но и через роскошный парк. Вы увидите его регулярную и пейзажную части, павильоны Грот и Эрмитаж (с кухней), Камеронову галерею и даже Лицей, в котором учился Пушкин и другие знаменитые соотечественники (к сожалению, только снаружи).
Посещение Янтарной комнаты по программе «все включено»
Если вы хотите увидеть Янтарную комнату, но связываться с поиском нужного транспорта не любите, да еще предпочитаете рассказы живого гида вместо электронного, идеальным вариантом станет автобусная экскурсия по программе «все включено». Во дворец вас доставят из центра Санкт-Петербурга. Оформить заказ вы можете на сайте.
Стоимость билета по программе «все включено»
Категории туристов | Стоимость, руб. |
Взрослые граждане России и стран ЕАЭС* | 2315 |
Пенсионеры с гражданством РФ и Беларуси, российские студенты любых учебных заведений | 2100 |
Дети от 7 до 15 лет | 1950 |
Дети моложе 7 лет с предоставлением отдельного посадочного места | 850 |
Иностранцы | 2650 |
В стоимость билета входят:
Самостоятельное посещение Янтарной комнаты в Пушкине
Эта информация пригодится активным туристам, выбирающим индивидуальные путешествия. Если вы уже самостоятельно приобрели входные билеты, то и дорогу в город Пушкин (бывшее Царское Село) найти нетрудно.
Чтобы попасть в Янтарную комнату Вам нужно по Парадной лестниц Екатерининского дворца подняться на второй этаж и пройти через Белую парадную столовую, Малиновую столовую, Зеленую столовую и Портретный зал, сразу после которого Вы и попадете в Янтарную комнату.
План-схема прохода в Янтарную Комнату:
Как добраться в Екатерининский дворец и Янтарную комнату
Для путешествия вы можете выбрать одно из трех направлений.
Адрес музея: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул.Садовая, 7.
Официальны сайт: https://tzar.ru
Телефон для справок: (812) 415-76-67, (812) 415-76-68
Схема проезда:
Интересные факты из истории Янтарной комнаты в Царском селе
Первоначально янтарный кабинет создавался по приказу прусского короля Фридриха I для любимой супруги Софии-Шарлотты для установки в ее резиденции.
В 1709 году королева скончалась. Супруг решил перенести готовые янтарные панели в галерею собственного дворца. В очередном путешествии по Европе Петр I искал союзников в войне со Швецией. С Фридрихом удалось найти общие интересы, а во дворце тот показал русскому царю изысканное творение собственных мастеров. Петр восхитился увиденным.
В 1713 году Фридрих Iумер. Для его сына Фридриха Вильгельма союз с Россией был также важен. В результате подписанный договор 1716 года был скреплен подарком. Король отправил компаньону янтарный «неликвид», а взамен известный солдафон получил 55 высокорослых гвардейцев и чашу из слоновьего бивня, собственноручно изготовленную Петром.
От дворца к дворцу в России
Полученный подарок был исследован Меншиковым, знавшим толк в изящных штучках. Вердикт был таков: великолепно, но некомплектно.Диковину разместили в «Людских палатах» – общедоступном музее Летнего сада.
Следующей заинтересовалась янтарным убранством дочь Петра – императрица Елизавета. В 1743 году по ее указу панели отреставрировали и разместили в одном из дворцов в Санкт-Петербурге, собрав первый вариант Янтарной комнаты. Недостающие детали заменили холстами, расписанными под солнечный камень. Кабинет использовался для приема высоких иностранных гостей: императрица знала, чем удивить посланников!
После возведения нового Большого дворца в Царском селе по велению Елизаветы в 1755 году ящики с янтарными деталями за 6 дней были перенесены в новую резиденцию 76 гвардейцами. Созданием кабинета руководил лично Бартоломео Расстрелли.
Новый, больший по размеру,зал заполнили не только янтарем, но и пилястрами с зеркалами в золоченом обрамлении, а также привычными росписями, имитирующими камень.
Вошедшей на престол Екатерине II в Янтарной комнате роскоши не хватило. Она приказала убрать холсты и заполнить все пространство янтарем.
Прусский герб с одноглавым черным орлом и монограммой Фридриха I
В результате оформление комнаты превратили в трехъярусное, добавив нижний ряд. Над парадной дверью соорудили золоченое арочное украшение.На доделку ушло еще 450 кг янтаря. К панелям добавились 4 флорентийских мозаики с аллегориями пяти человеческих чувств из янтаря, агата и яшмы. Стало больше и золоченой резьбы.
Дополнили интерьер столиком и несколькими комодами, инкрустированными солнечным камнем. В витринах выставили императорскую коллекцию китайского фарфора и янтарных изделий.
Для периодической реставрации хрупкого и капризного камня ввели особую должность мастера-смотрителя, поэтому Янтарная комната и дожила до советских времен в виде, утвержденном Екатериной.
Реставрации, проведенные в XIX веке, восполняли утраты янтаря в результате нестабильности микроклимата. Камню вредили сырая погода летом и неравномерное печное отопление в холодное время года. Еще в середине века заменили потолочный плафон. Работами руководил архитектор Стасов.
Исчезновение
В 1936 году на случай войны был составлен эвакуационный план музея, где вывоз янтарных панелей почему-то был не предусмотрен. Уточнение 1939 года при невыясненных обстоятельствах исчезло. Скорее всего оно оказалось в одних руках с приказом Гитлера о вывозе советских культурных ценностей в Германию, где Янтарная комната числилась под первым номером.
Что могли сделать 5 оставшихся смотрительниц Екатерининского дворца для спасения Янтарной комнаты летом 1941 года, если общий вес декора составлял несколько тонн? Только закрыть подсобными материалами и досками.Из янтарного убранства эвакуировали только небольшие ларец и зеркало.
Вступившие в Пушкин немцы в течение пары дней демонтировали янтарную комнату и вывезли в Кенигсберг, где ее выставили в главном музее.
Безуспешные поиски?
Поисками янтарного достояния страны занимались много лет и спецслужбы, и группа, организованная писателем Юлианом Семеновым.
Версия первая. Комната погибла в Кенигсберге от бомбежек города или при пожаре. В найденном отчете директора музея установлено, что пострадали небольшие детали, остальные демонтировали и укрыли в подвале.
После пожара, случившегося на второй день после взятия Кенигсберга советской армией, наши специалисты не обнаружили следов плавления стекла от зеркал, позолоты и самого янтаря. Обгоревшие остатки мозаик оставлены намеренно.
Версия вторая. Комната погибла при перевозке морем вместе с подорванным кораблем. Это не подтверждено документально.
Версия третья. Упакованные панели вывезены задолго до штурма Кенигсберга в один из замков Тюрингии, а затем перепрятаны в соляной шахте. Эта часть Германии впоследствии была захвачена американцами, а сокровища найдены и увезены в Америку. События выглядят достаточно правдоподобно.
Поиск в этом направлении вела группа Юлиана Семенова и, похоже, нашла новые ниточки для разгадки. К сожалению, из немецких специалистов один был зверски убит перед пресс-конференцией, а другой скончался при странных обстоятельствах. Сам Семенов застрелился, якобы не выдержав болей при онкологии.
Версия четвертая, возникшая уже в 2012-2015 годах. Упакованные панели были все-таки найдены нашими войсками в Кенигсберге. Объяснения директора музея о том, что это местное сокровище, приняты за чистую монету. Позднее его включили в список ценностей, переданных США в уплату долга по лендлизу. Что это – преступная халатность или злой умысел?
И даже после этого энтузиасты пытаются разгадать тайну пропавшего шедевра мирового искусства!
Возрождение
Восстановление Янтарной комнаты стали вести с 1979 года. Сначала долго изучали фотографии, исторические документы XVIII века, старинные технологии обработки материалов. К работам приступили в 1981 году.
К девяностым годам заново воссоздали потолочный плафон. В Михайловском замке были найдены две его подлинные части, снятые при реставрации XIXвека. Верхний ярус панелей заменили росписями под камень. Мозаики восстановили по обгоревшим образцам. По фотографиям изготовили паркет. Пустые места затянули холстом. Далее финансирование прекратилось.
Деньги нашлись в 2000 году. Янтарную комнату возродили в Екатерининском дворце в полном объеме к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга и саммиту Большой Восьмерки, проведенному мае 2003 года.
В 2000 году в Россию вернулись флорентийская мозаика с аллегориями обоняния и осязания, а также комод.
Флорентийская мозаика «Обоняние и осязание»
Оказалось, что при разборке комнаты в 1941 году офицер, руководивший работами, присвоил мозаику. При попытке продажи в 1997 году судебные органы ФРГ ее конфисковали.
В запасниках одного из немецких музеев при ревизии нашелся и янтарный комод. По инвентарному номеру определили его принадлежность.
Распоряжением Канцлера ФРГ Шредера оба предмета были переданы России. Иначе, как чудом эти события назвать нельзя.