отдельная комната для ребенка
В каком возрасте ребёнку нужна своя комната
С появлением ребенка ему выделяют место в родительской спальне, где интерьер изменяется до неузнаваемости: появляются обои с милыми медвежатами, шторы с зайчиками, детская кроватка. Как понять, что уже пора отселять кроху в отдельную комнату?
Одни семьи все откладывают отселение малыша, а в других этот процесс сопровождается детским криком, истериками и стрессом для всех домочадцев.
Есть 2 распространенных подхода:
У обоих подходов есть преимущества и недостатки и только родителям решать, как поступать со своими детьми. Все же стоит учитывать особенности каждого возраста.
До года
Отселение младенца в отдельную комнату – это серьезное решение. В возрасте до 1 года кроха очень нуждается в мамином молоке, тепле ее тела и постоянной заботе.
У такого поступка есть и другие негативные стороны:
Все же многие родители, выбравшие этот вариант, оказываются довольными и указывают на его плюсы:
Решив переселять ребенка в отдельную комнату, задумайтесь о его безопасности. Грудничок еще не научился ползать – а вдруг он случайно уткнется носом в одеяло? Не оставляйте в кроватке мягкие предметы, уберите подушку. Саму кроватку поставьте подальше от розеток, электроприборов и батареи. Для безопасности ребенка и собственного спокойствия можно установить радио- или видеоняню, чтобы всегда знать, что происходит с малышом.
1-2 года
Чаще всего детей переселяют в отдельные комнаты, когда им исполняется 1-2 года. Это связано с тем, что в таком возрасте:
Большинство детей в возрасте 1,5-2 года без труда привыкают к своим комнатам. Чтобы облегчить этот процесс, родителям нужно все делать постепенно:
Если же ребенок капризничает, то договориться с ним сложно, ведь уговоры и объяснения на него еще не действуют. Поэтому, если малыш снова начинает писаться в штанишки, чаще закатывает истерики, нервничает, грызет ногти, или делает что-то еще, тогда лучше повременить с отселением в отдельную комнату.
2-3 года и позже
Когда крохе уже около 3 лет, с ним гораздо легче договориться. Можно придумать сказку о зайчонке, которому нужна была своя избушка, объяснить, что куклам или машинкам тесно в родительской спальне. Физически трехлетний ребенок абсолютно готов переезжать: все дети этого возраста спят целую ночь, не просыпаясь, им уже не нужны ночные перекусы и пустышки. Только такие детки быстро смекают, что происходит, и начинают хитрить, приходя посреди ночи в кровать к маме. Если родители не будут возражать, это станет неудобной привычкой.
Есть несколько важных нюансов, связанных с отселением трехлетнего малыша в отдельную комнату:
В каждом возрасте у детей свои особенности. Психологи рекомендуют отселять ребенка в отдельную комнату, когда он начинает стремиться к самостоятельности. Только важно учитывать, что каждый малыш индивидуален, поэтому и желание делать все самому у одних появляется уже в 2 года, у других – только в 4. Универсальных рекомендаций по переезду в отдельную комнату не существует. Главное, чтобы к этому подготовилась вся семья – и ребенок, и его родители.
Мнение мамочек с форумов
Nastiafi: Моя дочь сразу же спала в отдельной комнате. каждый шорох я слышу благодаря радионяне. не знаю как бы было, если бы мы поселили ее с нами. Но данное положение вещей устраивает всех членов семьи.
маркиза ангелов: Моему сынишки вот будет уже 6 месяцев, хочу уже переставить его кроватку в детскую, пусть в своей комнатке спит, тем более ему там как-то лучше спится.
Milena Farmer: С рождения должна быть у ребёнка своя комната. Своё пространство.
Я понимаю, что когда ре болеет,конечно нужно быть рядом с ним. И пока совсем маленький.
Мы сделали малышику сразу отдельную комнату, только я пока что с ним в комнате сплю. Муж в спальне. Старший ре в своей другой комнате.
Гайка: У нас с рождения доча спит в своей комнате, иногда я хочу положить ее рядом с собой и уснуть, но муж категорически не разрешает.
Lovealisy: Мое мнение что после 3 лет уже пора. Ждем квартиру чтобы воплотить эту идею. За 3 года в одной комнате честно сама уже устала немного. Элементарно никакой личной жизни….
Mорская: С рождения у обоих была своя комната. Спали всегда отдельно в своей кровати в своей комнате, только при температуре беру в свою кровать.
AlenaSh: Мы отселили своих детей в 2 года, прошло все гладко. Видно потому что не были они приучены спать с нами в нашей кровати.
Как помочь ребенку не бояться спать одному
Николай Лукин, детский психолог разбирает вопросы детских страхов и рассказывает родителям, как приучить ребенка спать одному.
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:
Я считаю, что у ребенка, если он один, возникает потребность в своей личной комнате только начиная с подросткового возраста. Зачем принудительно отселять куда-то, если сам ребенок этого не хочет?
Я придерживаюсь мнения, чем раньше, тем лучше. Сын стал спать отдельно в шесть месяцев. Радио няня скажет когда ребенок плачет, можно даже смотреть не только слышать. Т.е. ребенок не брошен.
Я считаю, что чем раньше тем лучше. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к самостоятельности – убирать в своей комнате, застилать за собой кроватку и т.д. Мы так и делали и ребенок становится самостоятельным, умеет многое делать сам.
Как можно всех ровнять под одну гребенку? Все дети абсолютно разные, как и взрослые. У кого-то ребенок в год засыпает сам с любимой игрушкой, а кому-то и в 2 года нужна мамина рука и колыбельная на ночь. Когда ребенок будет готов, тогда и отселять, если конечно вам повезло и есть куда отселять. Старший в 1.5 без проблем засыпал сам и не просыпался, а младшая до 3х лет не могла одна без меня уснуть.
Зачем ребенку своя территория в квартире и что делать, если негде ее организовать?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Источник фото: Juli Chao / Pexels
Когда в семье появляется младенец, кажется, что ему достаточно для счастья кроватки и родительских рук. Но чем старше он становится, тем больше осваивает пространство дома. Еще немного – и ему нужны свои стульчик, стол, кровать, спортивный уголок. Разбираемся, когда ребенку действительно нужна своя территория в квартире, зачем и как ее организовать, если свободного места нет совсем.
Зачем ребенку нужно собственное пространство
На своей территории ребенок может делать все, что он захочет: отдохнуть или заняться любимым делом, побеситься или, наоборот, посидеть в тишине. Свой уголок – это территория безопасности, здесь ребенок может выразить свои чувства, даже если они не нравятся родителям – например, обидеться или вволю разозлиться. Свой уголок – это отражение ребенка, он может поставить здесь те вещи, которые нравятся лично ему, сам решить, в какой цвет будут выкрашены стены, какие на них будут висеть рисунки.
У личного пространства есть и развивающие функции: ребенок учится занимать себя сам, выстраивает собственные границы. После того как он обретет свой уголок, он будет требовать больше уважения к собственному пространству: нельзя садиться на его стул без его разрешения, нельзя перекладывать вещи. Также он будет готов к новым обязанностям: на своей территории можно и нужно убирать игрушки, держать вещи в чистоте и, может быть, даже подметать или мыть пол.
Так когда ребенку нужно свое место?
0–3 года: в своем месте нет необходимости. Некоторые родители организуют детскую комнату с самого рождения, но это очень рано: в первые два-три года ребенку важно находиться рядом с родителями. Большая отдельная комната может даже напугать его, поэтому лучше, если ребенок будет жить со взрослыми.
3–7 лет: нужны свои вещи, а отдельная комната – не обязательно. После трех лет ребенок начинает активно отдаляться от родителей, и именно тогда ему нужны свой стол для занятий, свои шкафы, полки, коврики для игр, свой угол, но, возможно, еще не комната (она по-прежнему может пугать).
С 7–8 лет: свое место – необходимость. В младшем школьном возрасте и тем более в подростковом собственная территория становится необходимостью: ребенок не сможет спокойно заниматься и отдыхать, если у него не будет своего места.
Что случится, если у ребенка не будет личного пространства
Плохо сформированные границы. Когда у ребенка есть своя территория, он воспринимает ее как продолжение себя. Он хочет за ней ухаживать и охранять от посягательств. Защищая свою комнату или уголок, ребенок учится осознавать свои потребности, отделять их от чужих желаний, учится выигрывать конфликты или избегать их. Он становится целостнее, начинает больше уважать себя, становится хозяином себе и своей территории.
Ухудшаются отношения. Ребенок, особенно в дошкольном возрасте, не всегда умеет выражать и сдерживать свои чувства. Он может сильно обидеться, разозлиться, а иногда испытывать такое счастье, что хочется ходить по потолку и рисовать на обоях. В своем пространстве ребенок может спокойно быть самим собой и не бояться родительских реакций. Успокоившись, ребенок вернется в отношения и сможет спокойно продолжать общение. Если у него нет своей территории, то многие конфликты будут проходить острее.
Больше поводов для стресса. Если в квартире проживает слишком много людей, они создают слишком много шума. Постоянные звуки вокруг, мельтешение людей, одергивание, попытки заговорить – все это может стать лишним раздражителем для детской неокрепшей психики. Это может привести к эмоциональным взрывам, недосыпу, снижению иммунитета.
Снижается успеваемость. Если у младшего школьника нет своего места, ему трудно выполнять домашние задания, да и трудно отдыхать после школьных занятий. Чем меньше он может сосредоточиться, тем хуже занимается. А дальше ребенок получает плохие оценки и перестает верить в свои силы.
Что делать, если ребенку негде организовать личное пространство
Конечно, идеальный вариант личного пространства для ребенка – собственная комната. Но если такой возможности нет, то можно зонировать однокомнатную квартиру так, чтобы в ней нашлось место для ребенка. Можно отгородить его уголок со столом и кроваткой ширмами или выделить нишу, если она предусмотрена в планировке. Еще один вариант – детский уголок, в котором на втором ярусе устроена кровать, а под ней есть место для стола, стульчика и тумбочки.
Если места не хватает совсем и не получается выделить ребенку отдельный уголок, определите вещи, которыми будет пользоваться только он. Поставьте на свободном месте стол со стулом, заведите отдельный шкаф или полку под детские вещи. Так у ребенка появится хотя бы минимум своего пространства, за которым он сможет ухаживать и сможет считать своим.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
25 интерьеров однокомнатных квартир с детской
Каждому ребенку необходимо жизненное пространство. Но к сожалению, обстоятельства бывают разными, и некоторым молодым семьям приходится вписывать детские вещи в небольшую квартиру.
Отдельная зона для детей в комнате с родителями — часто вынужденная мера: живя в однокомнатной квартире, родители выделяют небольшой уголок для кроватки, детских игрушек, необходимой мебели. Кроме того, нужно обезопасить помещение: установить на розетки заглушки, а на окна — защитные механизмы.
Правильное разделение пространства позволит подарить малышу личную комнату, пусть и ограниченную лишь ширмой или шкафчиком. Дизайнеры при оформлении однокомнатной квартиры часто забывают о том, что в квартире могут появиться дети, поэтому не всегда есть нужное пространство. Но молодые родители экспериментируют, делятся опытом с другими семьями и находят удивительные и стильные решения размещения кроватки и игрушек.
Начать нужно с выбора мебели. При этом не забываем:
1. Правильное зонирование
Иногда планировка квартиры предусматривает специальные ниши. Ее можно отгородить шторкой, ширмой, занавеской. Эти маленькие ограниченные пространства можно заполнить кроватью и комодом. Игрушки убираются в выдвижные шкафы или уютно располагаются на подвесных настенных полках.
Совет: не вешайте полки над кроватью — это небезопасно.
Продумайте освещение: оно не должно быть очень тусклым. Можно придумать несколько вариантов с дневным освещением и ночниками.
Дети быстро растут, а возможности молодой семьи не всегда позволяют расширить пространство. Уголок для школьника в однокомнатной квартире должен быть оборудован рабочей зоной: в первую очередь это стол, стул, книжные полки и хорошая лампа. Часто мебельные магазины предлагают двухэтажные комплексы, где кровать находится сверху, а стол и полки встроены снизу.
Помните о важности грамотного сочетания мест для хранения одежды и вещей. Пространство в однокомнатных квартирах очень ценно, поэтому если мебели будет слишком много, пребывание в комнате не будет комфортным.
2. Освещение в детском уголке
Как уже говорилось выше, в дизайне однокомнатных квартир освещение продумывается особенно тщательно. В зонировании оно тоже используется весьма активно: например, возле кроватки свет приглушенный, а над столом и в игровой зоне должен быть обязательно ярким. Сейчас для регулирования необходимого уровня освещения часто используют диммеры.
3. Варианты планировки
В неглубоких нишах можно расположить детскую кроватку, а стол — у окна в основной комнате. Очень часто детская зона занимает намного больше места, чем родительская: появляются новые игрушки, новая мебель, много одежды, которая покупается на вырост или наоборот мала. Перегородка между зонами необязательно должна быть четко обозначена: легкие барьеры из штор, стеллажей и перегородок прекрасно справляются с задачей.
Интересный эффект создают плотные шторы, подобранные в стиль и тон обоям. Они хорошо затемняют уголок, и если нужно, легко убираются.
Сделайте отдельное освещение в каждой зоне. Так родители смогут при ярком свете заниматься своими делами, выключив свет на половине ребенка, когда он спит.
Стеклянные и пластиковые перегородки хорошо пропускают свет, но тоже дают ощущение разделения комнаты. Однако материалы для такой перегородки следует выбирать как можно более тщательно, иначе такие перегородки могут быть опасными.
Еще один вариант — подиум. Мебель можно установить на него, а в саму конструкцию вмонтировать дополнительные ящики или даже выдвижную кровать.
Складная кровать-шкаф занимает совсем немного места.
8 советов по дизайну
1. Оформляя интерьер, сделайте пространство как можно более широким и свободным. Не старайтесь добавить много деталей, цветов и других элементов. Помните: грамотно оформленное пространство будет воспитывать у ребенка чувство вкуса. Учитесь делать декор своими руками — так вы научите малышей серьезно относиться к творчеству. Если у ребенка есть мольберт, нарисуйте вместе картину, которая украсит детский уголок.
2. Светлые тона зрительно расширяют пространство, поэтому и мебель для малышей подбирайте светлых, пастельных тонов. Не забывайте про то, что малышу надо будет играть и заниматься спортом, поэтому заранее продумайте варианты хранения инвентаря и вещей.
4. Однокомнатная квартире не означает то, что нужно забыть о спорте. Подобные спортивные уголки легко монтируются в пространство любой площади. Выбирайте как можно более безопасные варианты с прорезиненными ступеньками и ручками, не очень высокие, но прочные.
5. Пластиковые перегородки, поставленные на рельсы, прекрасно отгораживают комнату. Когда ребенок станет постарше, ему иногда нужно будет уединиться в своей личной комнатке, и такая перегородка легко решит проблему.
6. Правильно оформленная ниша создает дополнительную комнатку. Посмотрите, как обставили уголок хозяева квартиры на фото ниже: в совсем крошечном пространстве поместились детская кроватка, пеленальный столик, а открытый шкаф успешно выполняет функцию перегородки.
7. Важно правильно продумать размещение сумок, игрушек, вещей. Яркие корзины и вешалки помогут решить проблему в небольшой квартире. Перед установкой обратите внимание, не мешают ли они свободно перемещаться в комнате.
8. Маленькие игрушечные домики — неординарное решение для игровой зоны.
Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:
Отдельная комната для ребенка: желательно или необходимо?
Тот, кто хранит теплые воспоминания о нескучной жизни в коммунальных квартирах, где в одной комнате зачастую ютилось несколько поколений: кровать мамы с папой отделялась шкафом, раскладушка бабушки – ширмой, а для ребенка было уготовлено скрипучее кресло-кровать, – тот, руководствуясь принципом «в тесноте, да не в обиде», воспетым во всяких там теремках и прочих «зайкиных избушках», ставит под сомнение необходимость отдельной комнаты для ребенка. Почему бы детке не пожить, например, в одной комнате с бабушкой? Или почему бы не собрать всех детей в одной комнате? На то она и называется «детской», ведь так? А обладателям однокомнатных квартир вообще ничего другого не остается, как делить дефицитное пространство на всех членов семьи, тут хочешь – не хочешь, приходится потесниться.
В Европе, и в частности в Германии, нередко можно встретить другую крайность: ребенок еще не успел родиться, а молодая семья уже в срочном порядке ищет варианты для переезда в квартиру или даже дом побольше, чтобы выделить новорожденному непременно отдельную комнату.
В этой статье я постараюсь ответить на вопросы: так ли необходимо ребенку иметь свою комнату, с какого возраста имеет смысл выделять ребенку квадратные метры, с какого возраста необходимо разделять разнополых детей и каковы на этот счет нормы, предписанные органами опеки в Германии (Jugendamt).
У каждого фрукта – свой сезон, у каждого возраста – свои потребности!
Как правило, в первые месяцы после рождения ребенка, его комната, с любовью оформленная еще во время беременности, почти не используется по назначению. Из всей приобретенной заранее весьма недешевой мебели используется только кроватка, да и та зачастую стоит в родительской спальне. А нередко и кроватка скучает в одиночестве, так как ребенок крепче всего спит в кровати родителей, а ошалевшие от недосыпа новоиспеченные папа и мама рады продлить время покоя за счет совместного сна. Плохо это или хорошо, в данном контексте неважно. Главное – детская комната объективно редко используется по назначению до года-полутора лет ребенка.
В полтора-два года ребенок уже свободно перемещается по квартире на своих двоих и его, естественным образом, тянет к игрушкам, которые, в свою очередь, складируются (по крайней мере, в начале дня) в детской комнате. Однако в возрасте до трех лет ребенок еще почти не играет в одиночестве. Ему необходимо, как минимум, видеть в своем поле зрения маму или любого значимого взрослого. Поэтому игрушки, хоть и берутся в детской, в конце дня разбросаны ровным слоем в местах обитания взрослых: в кухне или гостиной.
Использовать свою комнату по назначению ребенок начинает примерно с трех-четырех лет. Для многих детей это возраст начала активной социализации, так называемое, начало садиковского периода. Но и в этом возрасте важно скорее иметь свой уютный уголок: кровать, стеллаж с игрушками, полки с книжками, своё убежище, маленький домик. Сама по себе комната не так важна.
Настоящей необходимостью отдельная комната становится лишь в школьном возрасте, когда ребенку требуется рабочее место с минимальным количеством отвлекающих факторов в виде посторонних звуков, младших сестер и братьев, слоняющихся по квартире в поисках любви и ласки домашних животных. Именно поэтому становится необходимостью возможность отключиться от бурной жизни семьи, закрыв дверь своей комнаты. Правильно оформленный уголок для выполнения домашних заданий способствует концентрации и настраивает на рабочий лад.
Кроме того, в школьный период социальная жизнь ребенка переходит на новый уровень и предусматривает уже и приглашения в гости одноклассников, и совместные ночевки с друзьями. То, что в дошкольном возрасте еще организуют родители, часто по собственной инициативе, переходит в зону ответственности самих детей: они сами созваниваются, сами договариваются друг с другом, отдают предпочтения одним друзьям и не особенно хотят видеть у себя других. В общем, в этом возрасте очень важно, чтобы была возможность показать друзьям себя через свою территорию.
Ближе к переходному возрасту имеет смысл размещать в отдельных комнатах разнополых детей. В этом возрасте у ребенка начинает остро стоять вопрос половой самоидентификации, девочки и мальчики, без пяти минут юноши и девушки, начинают стесняться друг друга. Кроме того, интересы подростков и их ритм жизни совершенно не похожи на интересы и ритм жизни младших школьников. Необходимость делить комнату с младшими по возрасту детьми или детьми противоположного пола, может приводить к ненужным конфликтам, которых легко можно было бы избежать, просто разведя детей по разным углам квартиры, предоставив им право быть хозяином своей территории.
Нормы органов опеки Германии (Jugendamt)
Бытует мнение, что опека в Германии предписывает наличие отдельной комнаты у детей самого рождения. Это не так. В Германии не существует никаких нормативов относительно того, должна ли у ребенка быть отдельная комната, какой она должна быть площади, и с какого возраста обязательна. Нормы органов опеки предписывают лишь необходимость отдельного, постоянного спального места с чистым постельным бельем у ребенка, в хорошо проветриваемом, незадымленном (имеется в виду сигаретный дым), отапливаемом помещении, без сквозняков. При этом проблемной считается ситуация, когда ребенок спит в гостиной или помещении, где взрослые в вечерние часы смотрят не подходящие детям по возрасту программы.
Хотя четкие нормы относительно наличия отдельной комнаты в Германии отсутствуют, важным считается наличие у ребенка места уединения ( «Rückzugsort» ), защищенного места, куда ребенок может «сбежать» в случае конфликта или в ситуации, когда ему необходимо побыть одному. Это не обязательно должна быть своя комната. Цели уединения, может служить и собственный уголок, какая-то небольшая территория в квартире, где ребенок чувствует себя уютно, спокойно, безопасно.
Комната должна расти вместе с ребенком!
Было бы странно, если бы комната подростка выглядела так же, как комната первоклассника. Это кажется очевидным. Всё, что связано с взрослением, приближением к вожделенному статусу взрослого, наполнено для ребенка огромным смыслом. С того самого момента, как ребенок начинает осознавать себя личностью, он старается влиться в мир взрослых и стать в нем «своим», признанным членом сообщества взрослых. Он подражает действиям взрослых, легко перенимает их фразы, мысли, отношения к событиям и явлениям, радуется каждому дополнительному сантиметру роста, каждой новой свечке на именинном торте. Неудивительно, что взросление должно отражаться и в убранстве комнаты.
Дайте ребенку самовыразиться посредством дизайна в соответствии с его возрастом: даже младший дошкольник способен выбрать из своих рисунков те, которые, по его мнению, достойны украсить стену над его кроватью. Младшему школьнику уже вполне под силу выбрать обои или цвет стен, принять участие в выборе мебели. Ну а подростки вообще уже «сами с усами».
Помню, как в 14 лет я перекрасила автомобильным лаком абсолютно всю мебель в своей комнате в радикально черный цвет. Черными стали платяной шкаф, книжные полки и письменный стол. И, несмотря на то, что высокий и узкий шкаф в черном цвете на фоне белых обоев очень походил на гроб, в то время он полностью соответствовал моим представлениям о стиле и графичности в интерьере.
Оставайтесь последовательными! Не надо хвататься за голову, если вы считаете интерьер, который выбрал ваш отрок, «ужасом ужасным», уважайте его вкус, позвольте ему принимать свои решения, возможно, не совсем удачные, на ваш взгляд. Пусть интерьер будет не оптимальным, пусть он не вписывается в общую концепцию квартиры. Не ругайтесь, не критикуйте! Дайте ребенку почувствовать себя хозяином своей территории, творцом своего пространства! Просто закройте дверь в эту комнату, сделайте глубокий вдох и с силой выдохните! В конце концов, у вас всегда остаются n-1 комнаты, где царят ваши порядки.