опус деи штаб квартира
Москвич
Московские конфессии: «Опус Деи»
На днях «Опус Деи» (лат. Opus Dei — «Дело Божие»), или Прелатура Святого Креста и Дела Божия, отпраздновало свое 90-летие. За все эти годы никто так не прославил эту скромную католическую организацию, как Дэн Браун в своем знаменитом «Коде да Винчи». С тех пор широкие народные массы знают, что «Опус Деи» — это такое специальное и очень тайное место, где собираются сумасшедшие монахи-убийцы, чтобы варварски умерщвлять плоть и любыми средствами скрывать от народа истинную природу Христа.
Когда в 2003 году «Код да Винчи» увидел свет и стяжал всемирную славу, под «Опус Деи» загорелась земля. Тихая и скромная католическая организация оказалась в центре внимания всей желтой прессы мира. Уже потом Дэн Браун признавался, что с криминальным досье на «Опус Деи» он несколько переборщил, что все эти ужасы не более чем вымысел. Но это было потом. В момент же горячечной популярности романа весь мир жаждал разоблачить страшную секту монахов-убийц.
Кадры из фильма «Код да Винчи»: Пол Беттани в роли монаха Сайласа, члена католической организации «Опус Деи»
Руководство «Опус Деи» подумывало о том, чтобы судиться с автором за клевету. Выиграть суд было бы легко. Но мудрые католики решили иначе. Организация широко распахнула двери для журналистов, и вместо кровавых разоблачений миру была предоставлена вся правда о смиренной и трудолюбивой общине.
Увы, начавшись с мечты о тишине и смирении в лоне католицизма, «Опус Деи» благодаря Брауну получило абсолютный ноль тишины. Зато смирения с тех пор в жизни Прелатуры хоть отбавляй. В конце концов, именно для этого самого смирения перед величием Господа и несовершенством человеческой природы «Опус Деи» и создавалось. Все ведра вранья и грязи, которые желтая пресса успела вылить на несчастное «Опус Деи», адепты Прелатуры трактуют исключительно в христианском духе — как зло во благо. В конце концов, кто хочет узнать правду, тот ее узнает.
А правда, как всегда, не так шикарна, как ложь. Зато гораздо более убедительна. Все началось с того, что 2 октября 1928 года в Мадриде испанскому католическому священнику Хосемарии Эскрива де Балагеру явилось откровение: надо освятить обыденную жизнь и привычную профессиональную деятельность мирян. В тот момент Хосемария совершенно ясно понял, что мирская жизнь честных католиков таит в себе колоссальный ресурс добродетели, высокого самопожертвования и прочих духовных сокровищ, которые пропадают втуне, оставаясь как будто невидимыми для окружающих. Это упущение надо было срочно исправить и восславить смиренный труд повседневности. Первыми, кто услышал апостольскую проповедь Хосемарии в 1930 году, были женщины.
Хосемария Эскрива де Балагер, 1964
В самом деле, только откровение могло явить мужчине ту простую истину, что женщины и есть те вечно невидимые волшебные человечки, которые делают жестокую и, в общем-то, малоприглядную повседневность более или менее пригодной для жизни. Мудрый Ватикан давно уже приобщил скромного Хосемарию к лику святых, и правильно сделал. Я лично могу подписаться под величием человека, который первым обнаружил в ежедневном подвижничестве женщин прямые указания на потенциальную святость. С тех пор «Опус Деи» является домом и прибежищем для католических домохозяек всего мира.
Никаких монахов-убийц в «Опус Деи» нет и никогда не было. Там вообще нет и не может быть монахов. Суть Персональной Прелатуры, статус которой организация обрела в 1982 году, сводится к самой простой вещи — предоставлять мирянам возможность религиозной поддержки для подлинно христианской жизни. «Опус Деи» существует исключительно для мирян и только для них. Численность организации небольшая — всего 90 тыс. человек по всему миру, зато они берут качеством — все 90 тыс. действительно добрые христиане, готовые помочь другим и, главное, честно выполнять свои самые простые бытовые и профессиональные обязанности. Треть из 90 тыс. — домохозяйки. Остальные — люди всевозможных профессий, от университетских профессоров до разнорабочих. Какие монахи-убийцы?!
«Или мы научимся находить Бога в повседневной жизни, или вообще его не найдем», — говорил святой Хосемария. Члены «Опус Деи» полагают, что перед Богом халтурить нельзя. Надо вывернуться наизнанку, но свои профессиональные обязанности исполнить хорошо.
— Ты просто шофер? — задает риторический вопрос предпоследний руководитель Прелатуры Хавьер Эчеваррия Родригес и сам на него отвечает: — Отлично! Когда ты ведешь свою машину, думай о Боге, и когда-нибудь ты прямо на этой машине въедешь в Дом Господа.
«Опус Деи» ничего ни от кого не утаивает. Напротив, хочет объяснить миру простую вещь — если ты добрый христианин, значит, на тебя можно положиться. Поэтому если вы сели в автобус, который ведет член «Опус Деи», будьте уверены, что вас не будет трясти на поворотах, и вы благополучно доедете до цели. Если вы пришли в дом, где хозяйка является членом Прелатуры, вас точно накормят от пуза и обеспечат всем необходимым. Потому что так велел Господь, а члены «Опус Деи» живут страстной мечтой о том, чтобы хорошо выглядеть в Его глазах.
В Москве «Опус Деи» появилось в середине нулевых. Сейчас число членов московского отделения организации составляет примерно 50 человек. Здесь много экспатов, но много и русских. Искусство организации состоит в создании комфортной атмосферы для общения. Каждый из 50 членов русского «Опус Деи» в любой момент может прийти в скромный офис возле метро «Курская» и получить самое доброжелательное участие руководителя отделения — священника Фернандо Вера Зорилла. Члены организации любят собираться, и делают это не только на регулярных богослужениях, но и просто так, чтобы пообщаться и поделиться новостями. Все предельно приветливы. Статус добрых христиан обязывает, а это понятие здесь не пустой звук.
Часовня в здании «Опус Деи» в Москве
Что касается собственно литургического служения и богословия, то и тут желтой прессе поживиться нечем. «Опус Деи» — это чистой воды католицизм без каких-либо отклонений. Поэтому на службах московского отделения Прелатуры можно встретить и заезжих католических монахов. Они не являются членами организации, просто забежали на редкий в Москве католический огонек.
Кстати, члены «Опус Деи» между собой давно решили, что выпад Дэна Брауна не что иное, как зависть писателя-протестанта. Таким образом, по их мнению, адепты конкурирующей конфессии решили подложить свинью старому доброму католицизму. Браун, впрочем, никогда не признавался в подобных конфессиональных инсинуациях. Но католиков из «Опус Деи» вполне утешает мысль, что вышли они из этой склочной истории вполне достойно.
Opus Dei
“Святость слагается из подвигов. – Значит, работая, мы должны героически доводить до конца порученное нам дело, даже если оно – одно и тоже, постоянно, день за днем.” (Св. Хосемария)
История
В своей книге «Борозда», написанной в 30-ых годах прошлого века, cв. Хосемария с большой надеждой говорил о России, как о стране, «которая со временем принесет обильные плоды». (Борозда, 617)
Святой Хосемария и Россия
Св. Хосемария очень много молился о России. 4 декабря 1955 г. в церкви св. Стефана в Вене, перед иконой Мадонны Марияпоча он сложил и впервые прочитал краткую молитву: «Sancta Maria, Stella Orientis, filios tuos adiuva! Святая Мария, Звезда Восточная, помоги детям Твоим!». По прошествии времени он распорядился выделить в штаб-квартире Opus Dei в Риме помещение под часовню, которую он посвятил Божией Матери – Звезде Восточной. Ей доверил он народы России и Восточной Европы.
Вплоть до 80-ых годов, мало кто слышал в России о св. Хосемарии. Александр Зорин вспоминает:
«Весной восьмидесятого года отец Александр Мень, в домашней беседе со своими прихожанами, упомянул никому неизвестное имя Хосемарии Эскрива. Мы иногда записывали его беседы на магнитофон. По счастью, записали и эту. Вот его слова: “Сейчас, на протяжении уже нескольких десятилетий, существует на Западе такая организация Opus Dei, Дело Божье. Основал её португалец Хосемария Эскрива. Организация эта распространяется повсюду, широко. Он написал маленькую книжку “Путь”. Это сборник афоризмов. Эскрива говорит, что быть христианином не значит жить, как обыватель, как мещанин, как язычник и лишь в воскресенье на пару часов где-то возноситься духом. Быть христианином, значит быть им всегда, повседневно, в самых обычных ситуациях и вещах.”
Как видим сведения об основателе Opus Dei скудные и даже неточные: Эскрива – не португалец, а испанец. Но существовал ещё железный занавес, сквозь который религиозная литература просачивалась трудно и рискованно. А вскоре в нашем приходе появилась эта книжечка «Путь» – машинописный самиздат, папиросная бумага, трудно различимый шрифт последних экземпляров, цена которых ниже экземпляров первых.
Я купил один из тех полуслепых экземпляров и читал его, подложив белый лист бумаги под папиросную страничку. С этого экземпляра сделали перепечатку мои рижские друзья-христиане.»
Книги св. Хосемарии
Первое издание «Пути» на русском языке вышло в Мадриде (издательство Риальп, 1971 г.). Позже, в 1995 г. Рудомино, издательство Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, выпустило второе издание. Третье издание вышло в 2006 г. в издательстве «Белый Камень» в Санкт-Петербурге. На обложке изданий 1995 и 2006 гг. – икона св. Архангела Рафаила с Товией, работы современного иконописца Александра Соколова.
«Крестный Путь» – первая книга св. Хосемарии, опубликованная в России (Истина и Жизнь, 1992 г.). За ней последовали «Путь» и «Ближние Господа» (1995 г.), «Святой Розарий» (1996 г.), «Борозда» (1996 г.), «Христос проходит рядом» (2001 г.).
В 1995 г. православное издательство «Путь» выпустило короткую биографию св. Хосемарии, а в 2001 г. издательство «Океанос» выпустило более полную биографию, написанную Евгением Пазухиным.
23 ноября 1995 на презентации «Пути» и «Ближних Господа» в религиозном отделе Библиотеки иностранной литературы, Екатерина Гениева, директор Библиотеки, напомнив слова блаженного Августина – «В главном – единство, в спорном – свобода, но во всём – любовь», – заключила: «Думается, книги блаженного Эскрива будут способствовать воплощению этих слов в жизнь».
В газетах
27 августа 1994 г. в ежедневной политической и деловой газете «Сегодня», вышла литературная статья под названием «Путь блаженного Эскривы» с фотографией блаженного на передовой странице газеты. За нею последовали другие статьи в газетах и журналах: «Русская Мысль» (15-21 июнь 1995 г.), «Дружба Народов» (май 1996 г.), «Истина и Жизнь» (март 1997 и апрель 2002 г.), «Свет Евангелия» (январь и октябрь 2002 г.), «Континент» (январь 2004 г.), НГ Религия (декабрь 2002 г.), Итоги (14 апреля 2005 y 4 сентября 2006 г.).
Cеминар в Санкт-Петербурге
В сентябре 1996 г. члены Opus Dei из Финляндии организовали в Санкт-Петербурге международный пятидневный семинар на тему «Россия и Европа вместе на пути к XXI веку». В нём участовали 30 студентов из России, Франции, Финляндии, Швеции, Испании и Италии.
Столетие со дня рождения св. Хосемарии
По случаю столетия со дня рождения блаженного Хосемарии, 19 января 2002 г. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич отслужил Литургию в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В своей проповеди Владыка говорил, что многочисленность участников на Литургии «свидетельствует о жажде мира прикоснуться к духовности Opus Dei».
Солидарность
В 2000, 2001, 2002 и 2003 гг. члены Opus Dei из Ирландии организовали рабочие лагеря в Санкт-Петербурге, с целью провести ремонт квартир малоимущих петербуржцев. В 2002 г. директор Русского Православного Благотворительного Центра, с которым они сотрудничали, устроил специально для них банкет, на котором сказал, что эта акция стала знаком того, что две Церкви, Православная и Католическая, несмотря на многовековое разделение, могут вместе работать, объединенные Милосердием. Кроме ежедневной работы, студенты также проводили музыкальные концерты и футбольные матчи в тюрьмах Колпино и Тихвина.
В августе 2004 г., группой из 20 энергичных ирландских и польских студентов были проведены подготовительные работы по перестройке православного храма. Мероприятия по восстановлению имеющего историческую и культурную ценность храма св. Николая близ деревни Садуново проходили с 1 по 22 августа, в их рамках велись интенсивные и трудоёмкие работы как в самом храме, так и на прилегающей территории. Данные мероприятия осуществлялись в ходе реализации проекта, родившегося по инициативе дублинского центра Opus Dei – Cleraun Study Centre, и ставшего ещё одним из летних проектов Opus Dei в России, которые проходят уже пять лет и носят главным образом социальный характер.
Священники Opus Dei в Царском Селе
В ноябре 2002 г. два испанских священника из Opus Dei, члены Священнического Общества Святого Креста, о. Александр и о. Франциско, приехали в Россию. С 2004 г. о. Александр является настоятелем церкви св. Иоанна Крестилеля в Царском Селе, а о. Франциско – его викарием.
Первая поездка прелата Opus Dei в Россию
С 18 по 23 апреля 2006 г. епископ Хавиер Эчеваррия, прелат Opus Dei, посетил Москву и Санкт-Петербург. 19 апреля он отслужил Литургию в храме св. Людовика в Москве и позже встретился с друзьями и помощниками Дела в квартире члена OpusDei на Садовнической улице, 16.
Подобная встреча состоялась 22 апреля в Царском Селе.
В Москве владыка открыл встречу словами: «Как легко пребывать в Богоприсутствии в Москве: купола церквей приводят наши мысли к Богу. Храните это присутствие, возбуждайте его в себе». Затем он говорил о сонмах Российских мучеников, напомнив, что кровь мучеников – семена веры. Он говорил о великих испытаниях русского народа, которые непременно принесут плоды. Он говорил о прощении и милосердии.
С 1990 г. члены Opus Dei регулярно ездили из Финляндии в Москву и Санкт-Петербург, чтобы поддержать духовно членов Дела, работающих в России и их друзей. 26 июня 2007 г. в Москву приехала маленькая группа членов Opus Dei с целью открыть в России первые центры этой организации.
Об Опус Деи, Часть 1
Этот материал является случайным результатом того простого обстоятельства, что в нашем путешествии по провинции Уэска (Huesca) в мае 2012 года мы выехали из Эль Градо (El Grado) в направлении Торресьюдад (Torreciudad).
Что там с нами произошло и каким-таким образом мы умудрились «приехать» к теме «Опус Деи», подробно рассказывается в нашей Заметке о «Путешествии в Торресьюдад».
. С самого начала мне хотелось бы заявить, что совсем не хочется вести полемику о самом Опусе Деи. Существует много мнений, разногласий, легенд, связанных с этим институтом католической церкви. Людей любознательных отправляю по ссылкам на русском и испанском языках, которые приведены в нашей Заметке «Сайты об истории Опус Деи».
А хочется просто поговорить немного об Опусе Деи. Пишу искренне и поначалу не думала сильно погружаться в вопросы религии, всегда считая, что подобные темы вызывают слишком горячую полемику и разногласия. Постараюсь придерживаться нейтральной позиции, всего лишь донося до читателя общедоступную информацию и не пытаясь делать никаких выводов. При поиске сведений я обнаружила много спорной и противоречивой информации в Интернете и, возможно, она будет кому-то интересна.
Все, что связано с «Делом Божьим», всегда было покрыто тайной и недомолвками, сравнимыми разве что с секретами масонов.
Ссылка на официальный сайт Опуса Деи приводится в списке использованных источников, приведенных в нашей Заметке » Сайты об истории Опус Деи «.
Об Опусе Деи и его основателе
Во всех источниках почти один к одному повествуется об истории чудесного исцеления основателя Опуса Деи, произошедшей с ним в двухлетнем возрасте. История эта, больше похожая на легенду, непосредственно связана со скульптурой Святой «La Virgen de Torreciudad (Непорочная Дева Торресьюдада)», хранившейся в небольшой труднодоступной церквушке, стоящей на скалистом берегу реки Синка (Cinca) в провинции Уэска (Huesca) в 20 км от города Барбастро (Barbastro).
. Вернемся к загадочной истории Хосемарии Эскрива Балагера (Josemaría Escrivá de Balaguer), приключившейся в 1904 году.
В возрасте 2-х лет мальчик тяжело заболел. Страдал он то ли разновидностью эпилепсии, то ли эта болезнь его являлась последствием перенесенного менингита. По некоторым источникам эта неизлечимая болезнь позже унесла несколько жизней других детей этой семьи.
Местный врач, лечивший будущего основателя Опуса Деи, считал ребенка безнадежным и предрекал ему всего несколько часов жизни. Родители мальчика, люди религиозные, повезли на перекладных больного мальчика из Барбастро в Торресьюдад, где над рекой, в старом ските, хранилась деревянная фигура черной Девы Марии. Мать Хосемарии, Долорес, прямо на руках поднесла больного мальчика к кормящей Деве Марии и молила ее на коленях об исцелении.
На следующий день, врач посетил семью Балагера и со скорбью в голосе спросил:
В котором часу умер мальчик?
И почему-то радостная мать неожиданно ответила доктору:
Он не только не умер, но даже играет во дворе с другими детишками!
Знаменательное событие, поддерживаемое родителями Хосемарии и молвой, никогда не забывалось подрастающим ребенком и определило в будущем его дальнейшую судьбу. Он поступил в семинарию и с согласия отца закончил также еще и Факультет Права в Сарагосе.
В этой книге собраны самые разнообразные сведения, как об Опусе Деи, так и самом Хосемарии и его семье. Я познакомилась всего с некоторыми главами этой книги. Вероятно, все факты, приведенные в книге, не могут быть однозначно правдивыми, тем более что главная мысль всей книги заключается в следующем: все, что связано с Опусом Деи, несмотря на его сравнительную молодость, покрыто глубокой тайной. Но, безусловно, в книге приведены очень интересные факты, связанные с началом деятельности Опуса Деи. О некоторых из них мне хотелось бы рассказать подробнее.
Прежде всего, автор книги с удивлением открывает, что у Опуса Деи как бы нет истории. Правильнее сказать нет никакой «биографии» написанной кем-то и хранящейся, как то и полагается, в каких-нибудь пыльных архивах.
Официальной датой возникновения Опус Деи считается 1928 год. Возможно, именно этого хотел сам Эскрива. 2 октября этого года, молясь в мадридской церкви «Nuestra Señora de los Ángeles», Хосемария Эскрива услышал Божий глас с призванием о создании Опуса Деи. Бросившись в благодарности на колени, он поклялся выполнить Божий завет. С тех пор мысль эта не оставляла честолюбивого священника.
Позднее в одной из комнат исправительной колонии, арендованной благочестивыми монашками, помогающими преступникам становиться на путь истинный, начался новый этап для Эскрива. Он становится духовным отцом для трех студентов медицинского факультета, не забывая пополнять свои ряды и другими членами зарождающегося Ордена.
. Порой при дословном переводе испанского слова «audacia» теряется смысл лозунга. Но, анализируя концепт модели Опуса Дей, значение слова «audacia» можно истолковать, пожалуй, как возможность приближения простого верующего человека к рангу святых посредством достижения успехов в своей профессиональной деятельности. Люди, добивающиеся успеха и признания, потому и достигают своей значимости, если только Бог им это позволяет.
Эскрива с самого начала предлагал отличную модель бытия простых мирян, которые, будучи членами Ордена, могли бы вести обычную светскую жизнь, добиваясь успехов в труде и достигая, тем самым, святости. В своих проповедях он призывал всех христиан к всеобщей святости, которая, по его мнению, не являлась уделом исключительно священников, монахинь и монахов.
Будьте совершены, как совершен Отец Ваш Небесный
. Выражение «Dios y Audacia», в свою очередь, трансформировалось в «Академию Д и А» (Academia D. Y. A). Название уже этой аббревиатуры расшифровывалось как «Академия Права и Архитектуры» (Academia Derecho y Arquitectura).
Позже Эскрива уговорил свою мать, получившую наследство от умершего родственника, купить просторное помещение, которое полностью реформировали под резиденцию и Академию ДИА.
Акт телесного самонаказания является действием добровольным, но он всегда использовался в доктрине католической церкви, заключавшейся в том, чтобы верующий смог разделить страдания самого Иисуса. До сих пор в праздники Светлой Пасхи можно наблюдать этот спектакль телесного самоистязания на улицах множества городов Испании в период пасхальных шествий. Да и среди других глубоко верующих католических стран мира практика самоличных телесных наказаний весьма распространена.
Вы не являетесь пока Членом нашего Клуба! И комментировать на сайте Вам пока не разрешено!
Первый центр прославленного бестселлером Дэна Брауна и кинематографом католического ордена Opus Dei (Дела Божия) открылся в Москве 10 лет назад. В мире насчитывается более 90 тысяч членов Опус Деи, а в России их всего 50, из которых восемь — священники. О том, что же такое Опус Деи, зачем его члены приехали в Россию, чего они хотят, как живут и о чем мечтают, «РИА Новости» рассказал член регионального руководства Опус Деи в России Александр Дианин-Хавард. Беседовал Виктор Хруль.
— Александр, есть ли у Опус Деи тайная доктрина? И что из нее вы могли бы нам приоткрыть?
— У нас своя духовность, свой дух, как мы привыкли говорить. Это особый, чисто мирянский дух, который наш основатель принял от Бога 2 октября 1928 года, когда он получил общее озарение об Опус Деи. В этом духе очень важную роль играет профессиональная работа, освященная, реализованная пред ликом Божиим и в служении людям.
У нас свой дух, но своей теологической доктрины нет. И никогда не будет. Мы обычные католики, наша доктрина — доктрина католической церкви.
— А вот Дэн Браун утверждает, что у Опус Деи довольно много тайн.
— Главное для него, как мне кажется, — деньги. Браун пишет о монахе из Опус Деи, хотя в Опус Деи нет монахов. Он пишет о штаб-квартире Опус Деи на Манхэттене, когда штаб-квартира у нас в Риме. Браун лично отвечает перед Богом за эту грязь. Надо молиться о спасении его души, ведь Христос умер на кресте и за него…
— Почему же он такой популярный? Судя по его популярности, люди охотнее верят неправде?
— Он неплохо пишет, знает, чем сегодня интересуются массы. Люди, воспринимающие всерьез Дэна Брауна, — это те, кто интересуются эзотерикой. Когда человек теряет веру, он становится суеверным. Либо вера, либо суеверие. Третьего не дано. Таков человек. Дэн Браун это знает, это использует. Суеверие — инструмент его успеха. Но он тут не останавливается. Он, воспитанный в протестантизме, клевещет на Христа и Его Церковь. Это некрасиво.
— А почему Опус Деи как-то неактивно, негромко опровергает эти фантазии?
— Наш бывший прелат Хавьер Эчеваррия обратился за советом к нашим экспертам по коммуникациям. Можно было судиться с Брауном, раз он использовал название реально существующей организации. Выиграть дело было бы легко.
Но вместо судебной тяжбы с автором наши эксперты посоветовали использовать эту книгу с целью донести до всех послание Опус Деи о святости в миру. Пусть люди звонят — мы им все расскажем. Пусть они приходят — мы им все покажем. Они поймут, кто мы есть на самом деле, и расскажут своим близким, своим соседям, друзьям. Для Опус Деи — это лучшая реклама. И это действительно работает.
— Как вступить в Опус Деи?
— Люди обычно знакомятся с Опус Деи через одного из ее членов. Все мои друзья знают, что я из Дела. Я не терплю засекреченности. Нужна открытость, если хочешь помочь людям приближаться к Христу. Каждый, кто хочет, может за пару секунд узнать, где находятся центры оргпнизации в разных странах мира. Он может позвонить, зайти, посмотреть.
Вступить в Опус Деи нелегко. Нужно доказать своей жизнью, что у тебя есть призвание. Знаки призвания? Вот они: большая любовь ко Христу, практика общечеловеческих добродетелей искренности, естественности, великодушия, мужества и самообладания, желание искать Бога в профессиональной работе и служить людям посредством своей работы.
— Успех — что это за категория в Опус Деи?
— Если успех связан с деньгами, славой и властью, то нет нужды быть членом Дела, чтобы достичь его. Если успех связан с профессиональными результатами и насыщенной семейной жизнью, то призвание к Опус Деи этому способствует, но не гарантирует: успех — результат множества факторов, от нас часто не зависящих, и случайность — один из них.
Когда человек ищет Бога в своей работе, а не только в храме, он старается хорошо работать. Перед Богом нельзя халтурить. А работать хорошо во многих местах — залог профессионального успеха.
Я не знаю человека, вступившего в Опус Деи с намерением стать богатым. Дело требует от тебя всего, а пища, которую он тебе дает исключительно духовна. Только сумасшедший человек может следовать за Христом с целью стать богатым.
— А как и почему вы пришли в Опус Деи? Расскажи немного о себе вообще, пожалуйста?
— Я родился в Париже. Среди предков у меня, помимо французов, и русские, и грузины. Мой прадедушка Александр Дианин был известным химиком, до 1918 года он занимал должность ученого секретаря в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Его отец был священником, настоятелем Преображенской церкви в селе Давыдово, что в 20 км к востоку от Владимира. Когда я думаю об отцовстве Бога, я думаю о своем грузинском дедушке Арчил Гедеванишвили, который женился на дочери французского генерала в Париже в 1930-х годах.
Впервые я узнал об Опус Деи в апреле 1981 года, будучи на первом курсе юридического факультета Университета Декарта в Париже. Мой друг Максим часто приглашал меня навестить престарелых, страдающих от одиночества. Но вот, однажды он позвал меня в центр Опус Деи около улицы Моцарта и познакомил меня с Ксавье, директором центра.
Ксавье, профессор истории в Сорбонне и всемирно признанный эксперт по мексиканской революции, был на 20 лет старше нас. Он рассказал мне о Хосемарии Эскриве, основателе Опус Деи, и о его учении. Речь шла о том, чтобы искать Христа в повседневной жизни: на работе, в семье, в общественных отношениях. Мир — не препятствие к христианской жизни, напротив, это место встречи с Христом и единения с Ним. Опус Деи — это обóжение повседневной жизни.
В центре Опус Деи я встречал студентов из разных университетов и вузов. В этом доме был небольшой, но красивый домовый храм со Святыми Дарами, был и молодой священник. Мы с ним часто разговаривали с глазу на глаз. Он спрашивал, добросовестно ли я учусь, посвящаю ли я каждый день некоторое время размышлению над Евангелием и общению с Богом, он направлял меня в размышлениях и самопроверке.
Центр Опус Деи производил на меня впечатление, в нем я чувствовал себя как дома. В январе 1983-го я стал членом Дела.
— Что больше всего привлекло вас в Опус Деи?
— Мне понравилось учение Эскривы, его слова: «Мир — не плох, он вышел из рук Божиих. Бог его создал и посмотрел на него, и остался доволен. Это мы, люди, портим и уродуем его грехом и неверностью. Поверьте, дети мои, если вы, живущие в мире, уклонитесь от честных будничных дел, то нарушите волю Божию, это уж точно… Поймите, Бог призывает вас служить Ему в мирских, материальных делах — как бы из них самих, изнутри. Он ждет нас каждый день в лаборатории, в операционной, в казарме, на университетской кафедре, на фабрике, на заводе, в мастерской, в поле, в семье, словом — везде, где трудятся. Что-то есть божественное и сокровенное в самых простых вещах, и каждый из вас должен открыть это что-то…». Вот это — Эскрива.
Мне понравилась мирянская духовность Дела, то есть ее естественность, ее спонтанность и свобода. Опус Деи — не орден. Я люблю и почитаю монахов, но монашество — не для меня. Я стопроцентный мирянин. Мир — вот мое поприще. В мире родился, в мире живу и работаю, в мире и умру. Понимаю идею «пустыни», но это не мое призвание. В этом смысле я близок к Владимиру Соловьеву, Николаю Бердяеву, Сергею Булгакову, Александру Шмеману и Александру Солженицыну.
— Если это не монашеский орден, то что?
— Опус Деи — это персональная прелатура католической церкви. Статус персональной прелатуры предусмотрен для мирян и епархиальных священников. Монахи членами персональной прелатуры стать не могут.
Членов Опус Деи можно сравнить только с первыми христианами. 80% членов Дела живут в браке. Есть определенный процент людей, которые соблюдают безбрачие, но безбрачие и монашество — это совсем разные вещи. Безбрачие всегда было в Церкви, а монашество появилось поздно — к концу III века. Святой Себастьян-мученик, начальник преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане, не был женат. И монахом не был. Среди христиан первых веков очень много людей, живших в безбрачии. Безбрачие — дар Божий, не связанный с монашеством. Есть люди, живущие в браке и обладающие монашеской ментальностью. И есть люди, живущие в целибате и обладающие чисто мирянским духом.
Так что, в реальном Опус Деи монахов нет. В этом смысле Дэн Браун — дилетант.
— А почему вы решили стать нумерарием — членом Опус Деи, живущим в безбрачии?
— Не я так решил, а Бог меня позвал. Мне было 20 лет. Когда Иисус позвал апостола Иоанна, ему было 16 или 17 лет. Он бросил все и следовал за Ним ради любви. Говорить, что Иоанн «решил соблюдать безбрачие» — неверно.
Апостольское безбрачие — дар Божий. В 20 лет я уже твердо знал, что вопрос о браке никогда не встанет передо мной. Я шел по другому пути. Пускался в другое приключение, требовавшее отдания себя Богу без посредника — земной любви. Это было приключение на всю жизнь, и я знал, что плод его — безграничное духовное отцовство.
— Хорошо, поговорим о структуре власти в Опус Деи. Как широко распространяется власть прелата? Насколько жесткая дисциплина внутри прелатуры?
— Опус Деи — это «частичка» народа Божия. Так говорил наш основатель. В то же это вертикальная структура, потому он — часть иерархической структуры Церкви. Прелатура Опус Деи похожа на епархию — в ней есть миряне, священники и прелат-епископ. Но это не епархия, ведь любой член Опус Деи зависит от своего территориального епископа, как и любой другой член епархии. Только в том, то, что касается вопросов его призвания, он зависит от своего прелата.
Жесткой власти в Опус Деи нет. Мы этой власти практически не ощущаем. Каждый из нас свободен в профессиональной, семейной и социальной сферах. Член прелатуры делает то, чего он хочет. Как часто говорил отец Хавиер Эчеваррия: «Дети мои, Опус Деи в ваших руках».
— У вас есть обеты, как у монахов?
— Нет обетов. Есть обязанности, которые описаны в договоре согласно нормам канонического права.
— Договор с Опус Деи — пожизненный?
— Нет, он возобновляется каждый год, но после пяти лет членства прелатура может не требовать ежегодного возобновления договора.
— И много людей, которые не возобновляют договор?
— Я не знаю точного числа, но их примерно, по моим оценкам, около 20-30%. Нельзя оставаться в Опус Деи по инерции. Это не клуб. Больно, когда уходят люди, но это необходимо: несправедливо заставить Дело Божие тащить за собой мертвый груз.
Верность призванию можно сравнить с верностью в браке. Надо каждый Божий день влюбляться в свою жену или в своего мужа. Если прошла пора влюбленности — плохо. Человек перестает любить, когда перестает жертвовать.
— А бывали случаи, когда человек хотел остаться, но руководство считало невозможным продление договора?
— Я сам такого не наблюдал, но теоретически такое возможно. Вот, например, человек пишет статьи против учительства Церкви. Его вразумляют. Но если он упорствует, прелатура с ним расстанется. Есть вещи, с которыми не играют в Деле, одна из них — верность Церкви. За эту лояльность нас порою ненавидят…
— Кстати, про аскетику. Есть много слухов о веригах, власяницах, других инструментах для умерщвления плоти, которыми якобы пользуются члены Опус Деи. Вот и в фильме «Код да Винчи» мы видим самобичевание…
— Такого, как описано у Дэна Брауна, у нас нет. Наш основатель, Святой Хосемария Эскрива, в первые годы Опус Деи практиковал жесткое самоумерщвление, потому что Бог от него этого требовал, как Он этого требовал от Матери Терезы, например.
Но Эскрива говорил нам, своим чадам, что мы должны практиковать самоумерщвление прежде всего в мелочах каждого дня: вставать пунктуально, не нежась в постели после звонка будильника; работать добросовестно, не предаваясь несбыточным мечтам и не убивая время зря; избегать искушения сперва выполнить приятное задание и отложить менее приятное на потом; делать свою работу как можно лучше; тактично поправлять подчиненных, даже если это неприятно; подчиняться избранному графику молитвенного размышления, даже если у тебя нет настроения; сохранять дружелюбие в отношениях с людьми, которые тебе не слишком симпатичны; улыбаться, когда этого совсем не хочется; мириться с маленькими и большими неудачами; заниматься с детьми, приходя вечером домой, даже если ты устал до смерти; есть то, что тебе дают, даже если это тебе не по вкусу. Вот тебе самоумерщвление по Эскриве!
Конечно, если хочешь, можешь использовать вериги или власяницу. Я тоже время от времени ношу небольшую власяницу, и она не мешает мне работать. Но человек, носящий власяницу и соблюдающий строгий пост, но в то же время не способный отказываться от самого себя в повседневных мелочах — это лицемер, он подменяет суть формой.
— Какова структура Опус Деи в России?
— В России живет всего около 50 членов прелатуры. У нас два центра в Москве. В Петербурге нет центра, но есть члены и постоянная работа Дела. Из наших священников, трое живут в Петербурге и пятеро — в Москве.
Служение каждого члена происходит не в стенах центров Опус Деи, а на рабочем месте и в семейном очаге. В наших центрах есть домовые храмы, где молится тот, кто хочет, есть читальные залы, где занимается молодежь по вечерам после учебы. Есть культурные мероприятия. У нас выступали такие люди, как Борис Гребенщиков, Адольф Шапиро, Людмила Сараскина (биограф Солженицына), Владимир Байчер (художественный руководитель «Чеховской студии»), Алекcей Маслов (ведущий российский востоковед). Эти люди нам рассказывают свою историю, передают нам свой жизненный и профессиональный опыт. На этих встречах участвуют в основном студенты и молодые специалисты.
— Как смотрит на вас католическая иерархия?
— Мы ведь не можем открыть центр прелатуры без разрешения местного епископа. В реальности, все центры Опус Деи, которые я знаю, открывались по настоятельным просьбам епископов. Например, бывший архиепископ в Москве Тадеуш Кондрусевич несколько раз ездил в Рим и просил нашего прелата, чтобы тот открыл центр в России. Это не наш прелат написал ему, мол, хорошо было бы открыть центр в Москве, это епископ поехал в Рим! Подобное было и в Хельсинки, и в Алматы. Епископы хотят, чтобы наши центры открылись у них в епархиях, но слишком часто приходится отказываться: нет людей — нас слишком мало. Это печально.
— Можно ли прочесть сочинения святого Хосемарии Эскривы де Балагера на русском языке?
— Да, Эскрива весь доступен на русском языке. Главные его книги перевела Наталья Трауберг — известная переводчица христианских текстов, ныне уже покойная. Они вышли в России общим тиражом около 50 тысяч экземпляров, и все размещены давно уже в сети интернет.
— В чем секрет быстрого распространения Опус Деи по миру, если главная форма проповеди — это устная, межличностная коммуникация?
— Опус Деи распространяется по миру, потому что на то воля Божия. Богу нужны миряне, освящающие изнутри мир семьи, науки, политики, бизнеса, образования, спорта, моды, культуры, информации. Богу это нужно сейчас больше, чем когда-либо раньше. А то, будет мировая катастрофа намного страшнее французской или большевистской революций.
Хосемария Эскрива — носитель послания, способного восстановить первоначальный христианский импульс. На его иконе, написанной Александром Соколовым, московский художник изобразил Эскриву как титана: голова на Небе, где он созерцает ангелов, архангелов, Богоматерь и Младенца Иисуса, а ноги… ноги-то твердо стоят на земле. Эта икона — символ всесильного действия благодати Божией в гуще повседневных человеческих занятий.
На этой земле, которую Эскрива горячо любил, мы видим крестьянина, возделывающего поле, земледельцев, сажающих семена, пастуха, пасущего овец, рыбаков, вытаскивающих сети, мать семейства, наставляющую своего ребенка. Таков мир Эскривы. Это мир обыденной жизни, преображенной благодатью Божией.
На этой иконе труженики едва заметны: для Эскривы любая работа, выполненная из любви к Богу и в служении людям, обладает запредельной ценностью, но эта работа чаще всего незаметна.
— Говорят, что члены Опус Деи — люди, как правило, с высшим образованием, влиятельные, состоятельные: бизнесмены, банкиры. В общем, люди, относящиеся к элите общества. Это, естественно, порождает миф об элитарности Опус Деи, а также о том, что прелатуре интересно заботиться о тех, кто имеет реальное влияние в обществе.
— Медиа упоминают главным образом влиятельных людей. А между тем 30% членов Опус Деи — это профессиональные домохозяйки. О них не пишут. Домохозяйка для журналиста среднего звена — не информационный повод. Но домохозяйка, занимающаяся своим очагом перед ликом Божиим, изменяет мир досконально, только нешумно и незаметно.
Своим талантом, в котором отражаются величие и любовь, она пробуждает в муже, детях и гостях чувство собственного достоинства и заставляет их великодушно отдавать себя другим. Домохозяйка физически и духовно возвышает людей, которым она служит своей «наукой». Многие кухонные истории более поучительны с точки зрения подлинной эффективности, нежели истории крупных военных, политических или бизнес-лидеров.
В Опус Деи есть много всяких: есть банкиры, политики, бизнесмены, и есть рабочие, таксисты, продавцы мороженного. Есть все, что только можно вообразить, как и в христианстве первых веков.
— Как смотрят на вас православные иерархи?
— К нам с симпатией относятся немало православных священников и епископов. Их привлекает духовность святого Хосемарии. У русского православия есть опыт мученичества — это грандиозный опыт!, — но мало опыта работы в свободном и обмирщенном обществе. Нас поддерживают, потому что мы же приехали сюда служить, а не торжествовать.