Квартиры в МКД с ИТП будут платить за отопление по показаниям своих счетчиков тепла, даже если не 100% помещений в доме оборудованы такими счетчиками
Kzenon / Depositphotos.com
Напомним, что учет показаний ИПУ тепла для таких домов не ведется исстари, а Правила предоставления коммунальных услуг N 354 предусматривают несколько схем расчета платы за отопление, и они зависят от того, имеется ли в МКД централизованное теплоснабжение, или услуга по отоплению производится в МКД самостоятельно (в ИТП, крышной котельной, бойлерной и т.п.):
в доме отсутствует централизованная система теплоснабжения (но есть ИТП)
дом отапливается посредством централизованной системы теплоснабжения
ИПУ теплоэнергии есть в каждом жилом и нежилом помещении МКД
ИПУ теплоэнергии есть не в каждом жилом и нежилом помещении МКД
ИПУ теплоэнергии есть в каждом жилом и нежилом помещении МКД
ИПУ теплоэнергии есть не в каждом жилом и нежилом помещении МКД
показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений
показания ИПУ не учитываются, общее показание ОДПУ делится на всех собственников пропорционально площади помещений
показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений
показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, вычисляется «среднеквартирное» потребление для помещений без ИПУ ТЭ, показания ИПУ и «среднеквартирные» сумируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений
Таким образом, жители МКД с ИТП, если хотя бы у одного помещения в таком доме не было ИПУ теплоэнергии, не могли оплачивать отопление сообразно с собственным потреблением тепла (кстати, еще 3 года назад аналогичное правило существовало и для МКД с централизованным отоплением, но в июле 2018 года Конституционный Суд РФ по жалобе г-на Деминца потребовал от Правительства РФ пересмотреть правила расчета, и «централизованно» отапливаемые МКД, частично оборудованные ИПУ ТЭ, получили право на учет показаний работающих ИПУ).
Конституционный Суд РФ счел такое положение для домов с ИТП несправедливым и указал:
— абз.3 п.40, абз.1 и абз.4 п.54 Правил N 354 не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможность учитывать показания ИПУ тепла в МКД упомянутого выше вида;
В числе аргументов, на которые сослался Конституционный Суд РФ, следующие:
— ИТП обеспечивает присоединение МКД к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, при которой теплоноситель из централизованной сети во внутридомовую систему отопления не поступает;
— значит, существующая модель («общее тепло» на все квадратные метры без учета показаний ИПУ) фактически, в ущерб интересам законопослушных собственников в конкретном МКД, создает условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей услуги отопления, позволяя им расходовать тепло за счет отнесения части платы за нее на «теплоэкономных» соседей;
После плановой поверки квартирного теплосчетчика, УК «Острог» потребовала оплату услуг за опломбировку счетчика в размере 75 руб. на основании внутреннего прейскуранта. Только после оплаты УК установила пломбу на счетчик и выдала акт. Законно ли взимание оплаты с целью обоснования возврата денежных средств? При личном обращении в УК инженер участка сослалась на прейскурант услуг, необходимость оплаты закупки самой пломбы.
В силу п. 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011№ 354 (далее – Правила), ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Это норма введена постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 и действует до настоящего времени.
Также п. 81(14) устанавливает безвозмездность ввода в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в п. 81(8) Правил (гарантирующим поставщиком или сетевой организацией для приборов учета электрической энергии), исполнителем без взимания платы с потребителя.
Исключение составляют случаи, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Ввод в эксплуатацию осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 81–81.9 Правил.
Установка пломбы является одним из этапов ввода в эксплуатацию прибора учета. Подпункт «д» п. 81(6) предусматривает, что в акте ввода прибора учета в эксплуатацию указываются места на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы), а согласно пп. «ж» этого пункта в акте указываются характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки).
Таким образом, если в вашей ситуации целостность пломб не была нарушена самовольно, то взимание платы за опломбировку прибора учета противоречит закону.
Аналогичное видение проблемы изложено в письме ФАС от 13.12.2013 № КА/50647/13 «Разъяснения о возможности взимания платы за регистрацию индивидуальных приборов учета».
Так, службой указано, что ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
На основании изложенного взимание платы за повторное опломбирование индивидуальных приборов учета возможно только в случае повреждения пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В иных случаях взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено и может содержать признаки нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Если вы изберете судебный способ восстановления нарушенного права, то считаем необходимым напомнить, что законодательство о защите прав потребителя устанавливает требование о соблюдении обязательного претензионного порядка разрешения спора. Поэтому вам обязательно первоначально необходимо будет направить претензию в адрес лица, получившего плату за опломбировку.
За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет
Конституционный суд разобрался с оплатой отопления в квартирах. Теперь жильцы всех домов, построенных или капитально отремонтированных с 2012 года, будут платить по своим счетчикам, а не по нормативам. Та норма, из-за которой всех заставляли платить без учета показаний счетчиков в квартирах, признана неконституционной. Хотя ее в свое время утвердило правительство и прописали в жилищном кодексе.
Источник: Постановление КС № 30-ПPDF, 289 КБ
Все это время норма нарушала права собственников, и они переплачивали. А один собственник не стал с этим мириться, прошел несколько инстанций, дошел до Конституционного суда и добился справедливости для всех. Теперь закон будут менять, но сэкономить можно уже сейчас: в некоторых регионах за отопление платят даже летом в жару.
Как вообще платят за отопление в квартире?
Об этом написано в жилищном кодексе и постановлении правительства. Для расчета берут показания счетчиков или нормативы.
Если в доме нет счетчиков на отопление, все платят по нормативам. Тогда вообще не считают, сколько энергии ушло на конкретный дом и квартиру.
Для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление в квартирах.
Если счетчики на отопление стоят в каждой квартире. Все жильцы платят по своим показаниям. Им не навяжут нормативы и не будут распределять общий объем ресурсов пропорционально площади. Сколько тепловой энергии потрачено, столько и надо оплатить. Кто-то уехал или любит, чтобы было прохладно, — тогда заплатит меньше. А у кого-то маленькие дети и угловая квартира, поэтому трубы нужны горячие — значит, придется платить больше.
Если счетчиков во всех квартирах нет. Например, если их нет хотя бы в двух квартирах, то берут общие показания и делят на все квартиры. Не считают, кто сколько потратил: чем больше квартира, тем больше нужно заплатить. Даже если в квартире никто не жил всю зиму, все равно нужно платить по полной.
Справедливо же. В чем проблема?
Проблема была у тех жильцов, которые поставили себе счетчики или сразу купили квартиру в новом доме со счетчиками на отопление. Например, по закону все дома, построенные с 2012 года, или если в них сделали капитальный ремонт, обязательно оснащены индивидуальными счетчиками на отопление — каждая квартира.
И вот все жильцы платят себе по своим показаниям. А потом их хитрые соседи берут и демонтируют счетчики. И нет у них больше приборов учета и показаний.
Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально менялась формула оплаты. Они больше не могли платить по своим показаниям, потому что теперь не все квартиры в доме были оснащены счетчиками. А в правилах так и написано: по своим показаниям можно платить, только если счетчики во всех квартирах.
Из-за нескольких неэкономных соседей остальные начинали переплачивать. Теперь показания общедомового счетчика делили пропорционально на все квартиры.
Вот это правило и решил обжаловать один из жильцов такого дома. Он не хотел переплачивать из-за соседей и пошел по инстанциям. Требовал, чтобы управляющая компания пересчитала ему плату за отопление и учла показания его счетчика. Мужчине отказывали везде, даже в Верховном суде. Все говорили одно и то же: есть закон, есть правила, их надо соблюдать. Простите-извините, помочь не можем, из-за соседей вы будете платить не только за себя, но и за того парня.
Что сказал Конституционный суд?
Обратиться в Конституционный суд можно не с любой жалобой и не по любому поводу, но тут основания нашлись. В этот раз собственник просил признать формулу для расчета отопления неконституционной. Получается, что из-за хитрости одних людей страдают другие — экономные и законопослушные. И действующее законодательство ущемляет их интересы.
Вот какие выводы сделал Конституционный суд:
Итог. Надо менять закон и правила. Те, у кого есть счетчики на отопление, должны платить по своим показаниям и не зависеть от хитрых соседей.
Как теперь нужно платить за отопление?
Пока закон не изменили, но выводы Конституционного суда действуют уже сейчас, до поправок.
Если все квартиры в доме изначально были оснащены счетчиками на отопление, а потом кто-то из жильцов его демонтировал, то платежи будут начислять так.
Для квартир со счетчиками — по индивидуальным показаниям. Теперь не имеет значения, что у соседей их нет, хотя раньше были.
Для квартир без счетчиков — по нормативам. То есть даже не по общим показаниям, разделенным на все квартиры, а как будто во всем доме вообще нет прибора учета.
Это касается вообще всех домов? Можно поставить счетчик и платить по показаниям?
Если в доме не было счетчиков на отопление и все платили пропорционально площади квартиры, просто поставить себе счетчик и платить по своим показаниям не получится. Для таких случаев и дальше будет действовать формула из п. 42.1 правил № 354. Пока ее признали незаконной только для конкретных случаев с хитрыми соседями.
А можно не платить за отопление подъезда, если уезжаешь или просто не хочешь. Не нужен мне теплый подъезд
Нет, за общедомовые нужды придется платить всем. Этот вопрос Конституционный суд тоже рассмотрел.
Он объяснил, что отапливать подъезд и нежилые помещения важно для всех. Это делают не только для обогрева, но и для поддержания конструкций и коммуникаций в нормальном состоянии. Даже если жильцы уехали на всю зиму, они все равно обязаны платить за содержание общего имущества. За счет этого в доме будут исправные трубы, сухие стены и надежные перекрытия.
Индивидуальный прибор учета не может показать, сколько тепловой энергии потрачено на общедомовые нужды в расчете на конкретную квартиру. Поэтому ориентируются на общие счетчики. Отказаться от оплаты отопления для общедомовых нужд нельзя, пересчитать ее на время отъезда — тоже. Тут все законно.
Как установить счетчики на отопление во всем доме, чтобы платить меньше?
Формула расчета оплаты не изменится. Ее просто уточнят или добавят новую, специально для домов, которые уже должны быть со счетчиками по закону. Если ваш дом к таким не относится, заставить всех жильцов установить счетчики нельзя: нужно проводить собрание, а потом все это оплачивать. Установка счетчиков в квартирах — всегда за счет собственников. По закону есть рассрочка, но это зависит от управляющей компании.
Чтобы все платили по счетчикам, управляющая компания должна провести работу. Это ее обязанность по закону: делать так, чтобы дом экономил ресурсы. Поэтому лучше всего начать с обращения в управляющую компанию. Там объяснят, что делать, чтобы платить по счетчикам даже за отопление. Но сами по себе счетчики в квартирах не появятся.
Жаль, что законодатель исправил Постановление #354 только в части внешней котельной (п.42), но не исправил в части собственного производства (п.54). Ждём очередного героя, который пройдет путь до КС, чтобы исправить а.54.
После поверки теплового счетчика в этом отопительном сезоне стали платить за отопление больше, чем в прошлом отопительном сезоне без счетчика.Поверка стоит 5500 руб, получается выгоднее платить по общедомовому счетчику, не могу понять почему. В УК так прямо и сказали, что если бы все жильцы дома сделали поверку то было бы выгодно, а так получается потратили деньги на поверку счетчика и стали платить больше.Теперь думаю может демонтировать счётчик.В нашей стране ведь все наоборот, добропорядочные граждане всегда в пролёте.
У нас в доме (2017 года) в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики на тепло. Хотим платить индивидуально, УК говорит, что еще не заключен договор. Что делать? Куда обращаться?
Simon, Я живу в таком доме. Мы давно уже платим за себя и за того парня, потому что хитромудрые жители, имея теплосчетчик в квартире, его попросту не включают, им достаточно того что их стены потолок и пол прогревают соседи, а основная часть тепла еще идет и из подъезда, где идет под полом горизонтальная разводка отопления к каждой квартире. В итоге у них отопление квартиры 0, а у нас у всех вырастают в разу общедомовые затраты на отопление. (((( Как с такими хитропродуманными бороться.
Simon, Так и есть. Заменили счётчики, так как вышел срок и охренели.
Simon, здравствуйте. не могли бы вы скинуть где посмотреть эти поправки?
Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик
Кто и в какие сроки должен ввести счётчик в эксплуатацию
Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал (п. 81 ПП РФ № 354).
После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного (п. 81 ПП РФ № 354). Работы по вводу ПУ в эксплуатацию выполняет исполнитель КУ. Он проводит их без взимания какой-либо платы по согласованию с собственником помещения или по его заявке (п. 81 (9) ПП РФ № 354).
Счётчик должен быть принят к расчётам в течение месяца со дня его установки (пп. «у» п. 31 ПП РФ № 354). Если исполнитель КУ не может ввести ИПУ в указанный в заявке день, он должен в течение трёх рабочих дней предложить новые дату и время. Работы не могут быть перенесены более, чем на 15 рабочих дней с даты получения заявки исполнителем КУ (п. 81 (1) ПП РФ № 354).
Если в согласованное время исполнитель не принял счётчик к коммерческому учёту или работы были перенесены более, чем на 15 рабочих дней, то прибор учёта считается введённым в эксплуатацию с даты, когда собственник подал заявку (п. 81 (2) ПП РФ № 354).
Что включает в себя ввод прибора учёта в эксплуатацию
Когда время и дата согласованы, прибор учёта установлен, исполнитель КУ проводит процедуру ввода ПУ в эксплуатацию. Этот процесс состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) ПП РФ № 354):
1. Сверка на соответствие данных ПУ с его документацией.
Исполнитель КУ сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа – они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354).
2. Проверка ПУ на работоспособность.
Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса.
3. Опломбировка прибора учёта.
Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы.
4. Фиксация показаний ПУ на момент опломбировки.
Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта.
5. Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя КУ (п. 81 (6,7) ПП РФ № 354).
В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя КУ, участвовавших в процедуре, данные о ПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки.
Если при проверке ПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель КУ может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте (п. 81 (5) ПП РФ № 354).
Какие пломбы устанавливаются при опломбировке счётчика
Поговорим подробнее об опломбировке счётчика как о важном этапе в процедуре принятия к расчётам нового ПУ. Согласно пп. «г(1)» п. 32 ПП РФ № 354, исполнитель КУ имеет право устанавливать на счётчики контрольные и антимагнитные пломбы, а также иные устройства, которые фиксируют незаконное вмешательство в работу ПУ.
Опломбировка проводится перед подписанием акта о вводе прибора учёта в эксплуатацию – чтобы занести в акт номера пломб и места, где они установлены (п. 81 (8) ПП РФ № 354). Плата за установку пломб и устройств не взимается (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Собственник платит только при повторной опломбировке, когда были нарушены пломбы или знаки поверки (п. 81 (14) ПП РФ № 354).
На момент ввода ПУ в эксплуатацию на его корпусе уже должна стоять свинцовая пломба завода изготовителя – первоначальная. Вторичную контрольную пломбу устанавливает исполнитель КУ, чтобы исключить возможность доступа к деталям и изменению показаний ПУ. Пломба бывает свинцовая или пластиковая.
Также исполнитель КУ, принимая счётчик к коммерческому учёту, устанавливает антимагнитные пломбы: они фиксируют воздействие на прибор магнитного поля, которое может повлиять на показания счётчика.
Потребитель не сможет удалить установленные пломбы с ИПУ, не повредив их: останутся следы в виде букв или водяных знаков. Поэтому, если на ПУ хотя бы 1 секунду воздействовало магнитное поле, исполнитель КУ установит этот факт при контрольной проверке ПУ по антимагнитным пломбам.
При установке пломб исполнитель КУ должен объяснить потребителю последствия, которые возникнут, если пломбы будут нарушены (п. 81(11) ПП РФ № 354).
Зачем правильно вводить счётчик в эксплуатацию
Чтобы вовремя исполнить заявку собственника на опломбировку ИПУ и не потерять её, используйте для работы с обращениями жителей домов сервис «АДС на 100%». Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей и привлечь больше клиентов. Попробуйте уже сейчас!
Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%».
У вас на сайте есть статья «За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет». Там написано, что это решение касается «только тех домов, которые сданы или отремонтированы с 2012 года. В них по закону должны быть счетчики, и жильцы обязаны их сохранить».
Я получил квартиру в новостройке 2017 года, а теплосчетчиков в квартирах не было, только общий теплосчетчик на дом.
Получается, что застройщик нарушил закон? Что в этом случае можно сделать, чтобы установить теплосчетчики в квартирах и платить по приборам учета? Нам надо проводить общее собрание собственников?
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Евгений, вы совершенно верно все поняли. Дом, построенный в 2017 году, обязательно должен иметь приборы учета тепловой энергии. Сдать дом без них — незаконно.
Никакое общее собрание проводить не требуется, потому что вам не нужно ничего согласовывать. Все должен был сделать сам застройщик еще до того, как вы въехали в дом.
Объясню, как доказать, что вы правы.
Как написано в законе
В этом законе четко написано: нельзя вводить в эксплуатацию дома, которые не соответствуют требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета.
Все новые дома, которые вводят в эксплуатацию после 1 января 2012 года, должны быть оснащены индивидуальными счетчиками тепла. Счетчики должны быть опломбированы теми, кто их устанавливает.
О том, кто должен установить эти счетчики и за чей счет, говорит другой закон. В соответствии с ФЗ № 190- ФЗ «О теплоснабжении» застройщик должен установить за свой счет приборы учета в многоквартирных домах еще до получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию.
Единственное исключение — это если дом отапливается индивидуальной автономной котельной и не подключен к сетям централизованного теплоснабжения. Тогда приборы учета застройщику устанавливать необязательно.
За отсутствие счетчиков застройщика можно привлечь к административной ответственности. Штраф немаленький: от 500 до 600 тысяч рублей для юридических лиц.
Как добиться установки счетчиков
Жильцам дома следует обратиться к застройщику или управляющей компании.
В первую очередь, конечно, нужно обратиться напрямую к застройщику с требованием установить приборы учета. Лучше всего подать коллективную жалобу от нескольких жильцов. Можно объединиться с соседями хотя бы по подъезду.
Закон о долевом участии в строительстве говорит, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, «качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям».
Назовите ваше обращение претензией. Претензию составляют в свободной форме. Потребуйте незамедлительно устранить недостатки за счет застройщика: установить и ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии. Сошлитесь на указанные мной законы. Укажите ваши контактные данные, адрес проживания, адрес квартиры или дома, где нет приборов учета. Укажите реквизиты договора, по которому вы покупали квартиру у застройщика: номер, дату его подписания, дату государственной регистрации. Добавьте дату подписания акта приема-передачи квартиры. Если вы подаете претензию от нескольких жильцов, указывайте номера всех договоров.
Напомните застройщику о его административной ответственности за неустановленные теплосчетчики. Напишите, что в случае отказа обратитесь в прокуратуру и суд.
Отправьте претензию ценным письмом с описью вложения или отнесите в офис застройщика под подпись ответственного лица. Письмом лучше, потому что проверить полномочия ответственного лица не всегда возможно. Застройщик обязан устранить недостатки незамедлительно, но в любом случае не позднее 45 дней с момента получения претензии.
Что может ответить застройщик
Скорее всего, застройщик будет ссылаться на то, что вы подписали акт приема-передачи, где указано, что у вас нет никаких претензий и в доме все хорошо. Не верьте ему.
Подписание акта приема-передачи не означает безусловный отказ от всех возможных претензий, а отказ от права на защиту своих интересов — незаконен. Вы можете предъявить претензии в рамках гарантийного срока — в течение пяти лет.
Обратиться в управляющую компанию
Еще один вариант решения проблемы — подать жалобу на управляющую компанию через сервис ГИС ЖКХ в разделе «Жалобы и обращения». Это можно сделать вместе с обращением к застройщику или вместо него. Лучше вместе.
Управляющая компания не может не знать, что дом должны были сдать со счетчиками. Поэтому это и их вина тоже. В идеальном мире УК не примет у застройщика дом на обслуживание без счетчиков, а сначала заставит их установить.
Когда вы подадите жалобу, УК в течение 30 дней должна будет дать ответ, как так вышло, что она приняла дом без счетчиков. Можно ожидать, что УК обратится с претензией к застройщику за вас, так как с них за отсутствие ответа тоже спросят вышестоящие надзорные органы.
Я, например, так и сделал. У меня была такая же ситуация. Написал жалобу через ГИС ЖКХ на управляющую компанию. Через две недели мне позвонили представители застройщика и УК и пообещали установить прибор учета в обмен на отзыв жалобы. Они, видимо, полагают, что, кроме меня, никто не догадается так сделать.
Обратиться в прокуратуру
Обратиться в прокуратуру можно лично через дежурного прокурора или по почте. Можно попробовать написать через электронную приемную прокуратуры — обычно такая приемная есть на сайтах региональных прокуратур. Но там они будут довольно долго передавать ваше обращение в прокуратуру по вашему месту жительства.
Срок ответа на запрос в прокуратуру — также 30 дней.
Обратиться в суд
Если ничего не помогло — остается только суд. Тут без юриста не обойтись. Мы уже писали, как его искать.
Сохраняйте все документы и письма, которые отправляете или получаете. Сохраняйте описи, уведомления о вручении, отчеты об отслеживании — их всегда можно распечатать с сайта Почты России по трек-номеру.
Судебная практика на вашей стороне. Вот, например, решение Подольского городского суда по делу № 2-6198/17. Истцы требовали от застройщика установить индивидуальные приборы учета, которые отсутствовали в новостройке. Суд удовлетворил их требования и обязал застройщика установить счетчики в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.