описание квартиры в литературе
Описание интерьера в художественной литературе, примеры
Интерьер – описание внутреннего вида помещения. Он важен для характеристики героя и углубляет представления читателя о событиях. Жилище человека отражает его внутреннее «я», это и пытаются передать писатели.
Очень примечательны интерьеры в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гоголь показывает внутреннее убранство помещичьих домов глазами Чичикова.
В доме Манилова всегда чего-то недоставало. То не хватило дорогой обивочной ткани для мебели, то на стол ставился бронзовый подсвечник в соседстве с «медным инвалидом». В иной комнате мебели вовсе не было. В этом доме живет Манилов, который умеет только мечтать. Ни одна его мечта не воплотилась в жизнь. Мечты тоже остаются «недоделанными».
Интерьер Собакевича показывает сущность хозяина. Мебель была тяжелая, прочная, неуклюжая и имела сходство с хозяином. На стенах висели картины с изображением греческих и русских полководцев, пышущих здоровьем. Он сам был здоров и украсил комнату портретами крепких людей.
Потерявший человеческий образ Плюшкин жил в доме, утратившем жилой вид. Окна кое-где были забиты, из сеней дуло холодом. Нельзя было сказать, чтобы в доме обитало живое существо. Мебель была сломана, часы стояли, кругом была паутина. В углу комнаты была навалена куча хлама. Комната является отражением мрачной и безжизненной души своего хозяина.
Как описать интерьер: учимся создавать запоминающееся пространство с помощью слов
В любом художественном произведении события основаны на переплетении и тесной связи самих героев, их действий и мест, где все происходит. Описание интерьера — это изображение внутренних помещений здания, описание жилых и рабочих пространств. Умение описать интерьер так, чтобы у читателя в голове сложился четкий образ комнаты (квартиры или офиса), а также появилось “объемное” представление об этом пространстве, показывает ваше писательское мастерство. Визуальные эффекты важны, но не пренебрегайте другими чувствами. Если вы добавите описание звуков и запахов, то описанное помещение обретет нечто неповторимое: может быть мы услышим звуки хрипящего радиоприемника или цокот каблучков, почувствуем аромат букета дачных цветов или свежей выпечки. Предлагая полный спектр сенсорной информации, вы только улучшите ваше произведение.
В художественном произведении интерьер не просто показывает условия жизни персонажей, он также служит инструментом для создания характеристики героев, показывает социальную среду, в которой они существуют.
Хорошо продуманное описание интерьера помещения привлекает и удерживает внимание читателя, буквально помещая его в место действия.
Ваш вымышленный мир должен казаться реальным. Он должен захватывать читателя так же сильно, как и реальная жизнь, и даже сильнее. Здания, города, места, квартиры, — все составляющие вашего вымышленного мира должны быть убедительными и правдоподобными.
Если в начале повествования сцена кажется безликой — будет очень сложно создать атмосферу этого места позже.
Если вы создаете кофейню, это должно быть что-то особенное. Место, в котором вы действительно могли бы оказаться. Что-то со своим настроением и цветом. Помните, одна яркая описательная деталь сделает для вашего текста больше, чем три достойных, но бесцветных предложения.
Не забывайте время от времени, напоминать читателю о том, где сейчас находятся ваши персонажи. Если мы говорим о кофейне, пусть во время разговора их прервет официантка. Затем они разговаривают (спорят, ссорятся, целуются) еще немного, а затем вы добавляете другую деталь, которая напоминает читателю: «Ага, мы все еще здесь, в этом кафе».
Это простой метод, но он всегда работает.
Интерьер как средство характеристики героя
Описание интерьера — мощный инструмент в руках писателя. С его помощью можно раскрыть не только образ жизни героя, но и его характер — особенно если мы говорим о жилом пространстве, в котором он постоянно обитает; если же описываемое пространство не является местом жительства героя, оно может показывать отношение вашего персонажа к этому месту и через это отношение, опять же проявлять определенные черты его характера.
Не стоит делать всю объяснительную работу в тексте: вы даете описание пространства, но причинно-следственные связи о характере и образе жизни героя, читающий должен додумать самостоятельно.
Вы можете использовать описание интерьера, чтобы в процессе повествования показывать, как меняется ваш герой: описание внутреннего убранства дома может быть вашим помощником в раскрытии персонажа на протяжении всей книги. Цвет стен, расположение и стиль мебели, захламленность или наоборот образцовый порядок, — все это порой раскрывает вашего героя точнее и сильнее, чем просто описание характера через прилагательные “грязнуля, аккуратный”. Еще интереснее, когда внутренние изменения в вашем персонаже (рост или деградация) отражаются на его месте обитания.
Функции интерьера в литературе
Обстановка, в которую помещены ваши персонажи, может по-разному влиять на их раскрытие.
Вот так выглядит современный текст-описание интерьера в одном из романов С. Кинга.
“С мотелем все обстояло куда хуже: по сравнению с ним предыдущие клоповники показались Тиму прямо-таки дворцами. Кондиционер под окном усердно грохотал, но воздух почти не охлаждал. Из проржавевшей душевой лейки капала вода, и Тиму не удалось ее починить. (В конце концов он положил на дно ванны полотенце, чтобы заглушить надоедливый звук.) Абажур светильника над кроватью был в сигаретных прожогах. Единственная картина – корабль с кровожадно ухмылявшимися чернокожими матросами на борту – висела на стене криво. Тим пытался ее поправить, но она тут же опять скособочилась.” (Институт, С. Кинг)
А вот так — в классической литературе.
“Большая квадратная комната из-за отсутствия мебели выглядела еще более просторной. Стены были обклеены вульгарными обоями с кричащим рисунком, местами они покрылись пятнами плесени, а кое-где оторвались и свисали длинными лохмами, обнажая желтую штукатурку. Напротив двери находился такой же безвкусно-шикарный камин с полкой из поддельного белого мрамора. На одном ее краю стоял огарок красной восковой свечи. Единственное окно было таким грязным, что пропускало в комнату лишь тусклый неверный свет, придававший всему находившемуся в ней уныло-серый оттенок. Это впечатление усугублялось толстым слоем пыли, покрывавшим всю квартиру.” (Тайна Лористон-Гарденс, Артур Конан Дойл)
Как описать интерьер в книге
Важно понять, что не существует какого-то одного определенного и правильного способа описать интерьер и место действия. Но это ни в коем случае не должно быть похоже на то, что вы шаг за шагом проходите по комнате, знакомя читателя со стенами, полом, мебелью. Это будет сухо, долго и неинтересно. Если вам нужно объяснить значение какого-либо предмета в интерьере, попробуйте разбить повествование на описание и диалог; вы должны поддерживать динамику сюжета, и если вы будете долго задерживаться на описании дизайна интерьера, это может затормозить развитие сюжета и наскучить вашему читателю.
Обратите внимание на выбор эпитетов, с помощью которых вы рассказываете читателю об интерьере дома вашего героя: они могут быть нейтральными (привычный, знакомый, необычный, своеобразный), но могут быть негативно (душный, мрачный, скудный, убогий, унылый) или позитивно окрашенными (изысканный, уютный, светлый, просторный, комфортный). Как автор, вы можете четко выразить свои чувства к обитателям того дома, который описываете, и внимательный читатель это обязательно почувствует.
Для начала обозначьте, какое значение имеет эта комната (офис, дом, квартира) и вся обстановка для вашей истории и для ваших персонажей? Если комната предназначена только для короткой сцены и не особо влияет на сюжет, то уделяйте ей именно столько времени, сколько нужно для передачи фактической информации. Например:
“Мистер Пиггз заглянул в крохотную кладовку под лестницей. Там было темно и тесно, узкое пространство было завалено старыми швабрами и ведрами чуть ли не до самого потолка”.
Когда вы действительно хотите нарисовать картину в головах читателей и передать словами ощущение пространства и атмосферы, которые будут раскрывать историю вашего персонажа, используйте развернутое описание и добавляйте подробности. Главное — не переусердствуйте! Не превращайте художественное описание дома (комнаты, квартиры) в сухой и длинный архитектурный отчет. Старайтесь передать общее впечатление от пространства: какое там царит настроение и атмосфера.
Предметный мир произведения, особенно описание интерьера — это колоссальное внимание к деталям. Разные жанры литературы могут использовать этот инструмент по-своему. В детективах это может служить ключиком к пониманию или вычислению личности преступника. В лирике — это может быть акцент на эмоциональной составляющей. В фантастике — это дает нам более полную картину нового и неизвестного для нас мира.
Детали делают ваше произведение запоминающимся, если при описании холла гостиницы, вы возьмете слишком общие и слишком расфокусированные определения, то и описание получится безликим. Если под это описание подойдут тысячи гостиниц, это не останется в памяти вашего читателя.
Таким образом:
“От кухонной плиты в доме было тепло; по коридору разносился запах выстиранного белья, все еще слегка влажного, чисто вымытого пола и свежеиспеченного хлеба” (Трущобы Севен-Дайлз).
Письменное упражнение-тренировка “Описание дома”
Тренировка №1
Потренируйтесь описывать интерьеры самых разных по стилю и назначению комнат: спальня, гостиная, кабинет, офис, ванная комната, детская, столовая, кухня. Для вдохновения можно брать интерьеры из сериалов, фильмов и даже игр. В процессе такой литературной тренировки вы расширите и обогатите свой словарный запас. И еще один небольшой совет-напутствие: начинающему художнику очень помогает “насмотренность” — чем больше он смотрит на другие работы, обращает внимание на технику других художников, тем больше он приобретает и вдохновляется. Начинающему писателю в этом смысле помогает “начитанность”, чем больше вы будете читать других авторов (классических и современных) и обращать внимание на то, как они описывают интерьеры, в которых живут герои и происходят важные события, тем богаче и выразительнее будет ваш собственный слог и стиль.
Свои результаты выкладывайте в категорию Литературная мастерская Penfox.
Тренировка №2
Сочинение-описание помещения (интерьера)
Если ваша задача – описать какое-то помещение, то попробуйте вначале передать общее впечатление от увиденного. Описание помещения предполагает чаще всего изображение интерьера (внутреннего убранства) комнаты, квартиры, дома, дачи, музея… Но начать можно и с рассказа о внешнем облике здания – об экстерьере, если он заслуживает особого внимания.
Довольно часто при описании интерьера неопытный автор текста перескакивает с предмета на предмет, не соблюдая логики изложения. Во избежание ошибки, предлагаем примерный план описания интерьера:
I. Помещение:
1) размеры комнаты, высота, ширина; просторно ли, светло ли и т.д.
2) окна, их величина, оформление;
3) стены и пол, их цвет;
4) есть ли декор, каков стиль помещения.
II. Мебель, которая находится в комнате, ее стиль и качество; что именно счел нужным изобразить художник.
III. Вывод, общее впечатление.
При написании сочинения можно использовать «переходные мостики»: а) в комнате тесно от обилия вещей. ;
б) комната просторна. ;
в) мебели в комнате немного. ;
г) придают комнате уют. ;
д) очень украшают комнату.
Чтобы часто не повторять глагол «стоит», «висит», воспользуйтесь моделями:
а) большая часть комнаты занята. ;
б) слева от двери находится. ;
в) в углу помещается. ;
г) бросается в глаза. ;
д) нельзя не заметить. ;
е) место в углу занимает. и т.д.
Можно воспользоваться такими словосочетаниями: светлое, просторное помещение, в нем много воздуха и солнца; стены оклеены обоями, покрашены краской, противоположная сторона; окно высокое трехстворчатое, выходит на юг, с широким подоконником, тюлевые занавески, гардины, цветы на подоконнике; дверь деревянная, массивная; пол паркетный, натертый до блеска и т.д.
Краткое, но ёмкое описание помещения позаимствуем у Ильфа и Петрова в «12 стульях»:
«По внешнему виду комнаты никак нельзя было определить наклонности ее хозяина. Ясно было лишь то, что он холост и прислуги у него нет. На подоконнике лежала бумажка с колбасными шкурками. Тахта у стены была завалена газетами. На маленькой полочке стояло несколько пыльных книг. Со стен глядели цветные фотографии котов, котиков и кошечек. Посредине комнаты, рядом с грязными, повалившимися набок ботинками, стоял ореховый стул. На всех предметах меблировки, в том числе и стуле из старгородского особняка, болтались малиновые сургучные печати. Но Ипполит Матвеевич не обратил на это внимания».
Сочинение «Моя квартира»
Я живу в красивой и уютной квартире со своей семьёй уже 10 лет. Когда я был маленький, помню, как мы привозили мебель и обставляли комнаты. Ранее наша квартира мне казалась очень большой. Помню, как я рассекал на трёхколёсном велосипеде по комнатам. Но сейчас она мне уже не кажется столь просторной.
Наша квартира состоит из четырёх жилых комнат, ванной, прихожей, кладовой и кухни. У родителей имеется собственная спальня. У меня и у моего младшего брата тоже отдельные комнаты, поэтому мы никогда не мешаем друг другу. Если приезжают гости, они остаются ночевать в зале. По вечерам мы всей семьёй любим собираться на кухне за чашкой горячего шоколада или чая и вкуснейшим кусочком торта, который готовит моя мама.
Наша квартира находится на 16 этаже. С балкона открывается потрясающий вид на наш красивый город. Я люблю любоваться по вечерам великолепием светящихся каменных джунглей.
Собственное помещение
Моя спальня не особо большая, но в ней имеется всё, что мне необходимо. Сразу около двери с левой стороны стоит раскладной диван, который мне родители купили совсем недавно. Рядом с ним располагается шкаф. В верхнем отделе я храню свою одежду. Снизу имеются ящики, в которые я складываю разные вещи, например, диски, настольные игры, книги, принадлежности для рисования, фотоаппарат, наушники и многое другое.
Напротив шкафа у окна стоит мой белый письменный стол. Он довольно большой, поэтому я на нём делаю не только уроки, но и играю в компьютерные игры. Рядом располагается этажерка, на которой я храню свои учебники и школьные тетради. Все письменные принадлежности я складываю в удобный ящик. Недавно родители мне купили игровое компьютерное кресло, на котором очень удобно сидеть. Оно не портит мою осанку, что очень важно для школьника.
Стены в спальне окрашены в синий цвет. Окно из комнаты выходит на внутренний двор. Когда оно открыто, я слышу, как на улице резвятся мои друзья, сидя на лавочках и детских качелях.
Комната младшего брата
У моего младшего брата, которому 5 лет, есть собственная комната. Она немного поменьше моей, но там тоже есть всё необходимое для веселого времяпровождения. Спит братик на необычной кровати, изготовленной в форме машинки. С боковой стороны имеется даже дверь, которую необходимо открыть, прежде чем лечь в постель. Выкрашена кровать-машина в яркий синий цвет. Снизу располагается неоновая лента, которая загорается с приходом вечера.
В комнате у младшего брата стоит милый детский диван. На нём он любит валяться по вечерам и смотреть мультфильмы на планшете. В углу около дивана располагается специальный ящик, в котором лежат разные игрушки:
Также в спальне имеется небольшой детский комод, где хранится одежда. Мой брат недавно увлекся рисованием, и родители на день рождения подарили ему маленький мольберт и холст с красками.
Детская комната братика выкрашена в голубой цвет. На стенах у него красуются нарисованные герои из современных мультфильмов. Спальня довольно светлая, уютная. Братишка практически всё время проводит в ней.
Спальня родителей
В комнате моих родителей нет ничего лишнего. Можно сказать, что интерьер их спальни оформлен в стиле минимализма и модерна. С левой стороны сразу после входа стоит огромный шкаф для вещей. На нём располагаются зеркальные двери. Вся мебель выполнена в черно-белых цветах. Напротив шкафа стоит высокая и большая кровать, над которой висит чёрно-белая картина с изображением крыльев ангела.
С правой стороны у двери находится длинный комод, изготовленный в тон к остальной мебели. Рядом с кроватью стоит мамин косметический столик, где она наводит красоту.
Стены в комнате выкрашены в светло-серый оттенок. На потолке располагается современная люстра.
Окно спальни, как и у меня, выходит на внутренний двор. В будущем я хочу иметь такую же классную комнату.
Спальня родителей — образец правильного сочетания стиля и изысканности.
Зал для гостей и досуга
До того как мы купили эту квартиру, у нас была трёхкомнатная. И в ней никогда не было гостиной, где можно было бы остаться родственникам и друзьям с ночёвкой. Но теперь у нас есть место не только для гостей, но и для приятного времяпровождения.
Наш уютный зал — это идеальная комната для развлечений, игр, досуга. Здесь располагается угловой диван, который раскладывается и становится невероятных размеров. В зале имеется компьютер, за которым любит сидеть мой папа, большой плазменный телевизор, журнальный столик и шкаф, где мама хранит различную посуду. Интерьер комнаты оформлен так, что в нем правильно сочетаются сразу несколько оттенков:
Именно в гостиную с приходом Нового года мы ставим шикарную ёлку. Из комнаты имеется выход на балкон.
Прихожая и кладовая
Не могу назвать эту комнату полноценной прихожей. Она не особо большая, скорее, напоминает коридор. Проект квартиры составлен таким образом, что именно из неё можно попасть в любую другую комнату. Тут практически отсутствуют мебель. Сбоку, с правой стороны лишь стоит шкаф, в котором мы храним верхнюю одежду. Здесь располагается небольшая тумба для обуви.
У моей бабушки, которая проживает в небольшой русской деревушке, есть подвал, где она хранит свои закрутки и другие продукты. Так как мы живём в городской квартире, здесь такого помещения не предусмотрено. К счастью, из коридора можно попасть в небольшую кладовую.
В ней мама хранит разные продукты и средства:
На полочках всё расставлено правильно и аккуратно. Небольшая по площади комнатушка полностью решает вопрос хранения продуктов. Благодаря этому наша кухня не захламлена и всегда находится в идеальном порядке.
Наша кухня
Моя мама — домохозяйка, поэтому большую часть своего времени проводит на кухне. Она очень любит готовить, каждый день радуя нас какими-то лакомствами. Кухня у нас очень уютная, теплая, светлая, при этом выполнена в современном стиле.
Вдоль стены расположены глянцевые черные тумбы и навесные шкафы. Напротив стоит большой стол, за которым можно поместиться всей семьёй. Холодильник стального цвета идеально вписывается в интерьер окружающего пространства.
На стене над столом висит красивая картина с изображением различных видов кофе. На полу лежит коврик, который шёл в комплекте с этим настенным рисунком.
Обожаю каждый вечер приходить на кухню, садиться за стол, чтобы попить чаю со своими родителями и младшим братиком.
Место для умывания
Если говорить кратко, у нас в квартире довольно-таки большая и просторная ванная комната. В ней располагается и душевая кабина, и сама ванна. Кроме того, в помещении находится широкая раковина, над которой висит длинное и большое зеркало.
Ванная комната выполнена в современном стиле. Черная сантехника идеально сочетается с темно-серой плиткой, которой выложены стены.
Каждое утро я прихожу сюда с удовольствием, чтобы умыться и почистить зубы перед школой. Что касается водных процедур, я люблю полежать в ванной, нежели принять душ.
Я провёл краткую экскурсию по квартире, в которой я живу со своими родителями и младшим братом. Могу с уверенностью сказать, что по всем характеристикам наше жилье идеально. Интерьер всех комнат выдержан в каком-то определённом стиле.
Сам дом располагается в тихом спальном районе, при этом расположен недалеко от центра. Надеюсь, в ближайшее время мы никуда не переедем.
Интерьер в литературе
Интерьер в литературе это описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы. Описания интерьера есть уже у Гомера: Одиссей входит во дворец царя феаков Алкиноя, где было «все лучезарно, как в небе светлое солнце иль месяц… Медные стены во внутренность шли от порога и были Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали; Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата; Притолки их из сребра утверждались на медном пороге; Также и князь их серебряным был, а кольцо золотое». Роскошью дворца царя ракшасов Раваны в Ланке поражен проникший туда царь обезьян Хануман в «Рамаяне» (4 век до нашей эры). В средневековых литературах Востока и Запада подобные описания практически отсутствуют, но исключительная роскошь по-прежнему отмечается, особенно на Востоке.
В эпоху Возрождения действие литературных произведений часто происходит в обыкновенных домах, но фиксировать общеизвестное авторы не считают нужным. Ф.Рабле, говоря об устройстве жилища телемитов, относительно подробно описал общественные сооружения своего утопического аббатства, а залы, покои и кабинеты — намного короче, сказав лишь о сменявшихся коврах, зеленом сукне на полу, вышитых покрывалах на кроватях, больших хрустальных зеркалах и о помещениях для пафюмеров и цирюльников перед залами женской половины.
Наибольшую роль интерьер играет в реалистической литературе 19 века И.А.Гончаров описывает квартиру Обломова, в «Преступлении и наказании» (1866) Ф.М.Достоевского мы попадаем в совершенно нищенские обиталища — проходная комната, где живут Мармеладовы, или каморка Раскольникова, похожая на шкаф и на гроб, или нелепая комната Сони с острым и тупым углами. Иногда детали интерьера приобретают особо важную роль, вплоть до символической. Елка в комнате, показанная на советской сцене 1920-х в «Днях Турбиных» (1926) М.А.Булгакова, была дерзким напоминанием об искоренявшихся тогда дореволюционных обычаях. У А.П.Чехова, М.Горького, ряда зарубежных драматургов разрастаются и отчасти приобретают повествовательный характер ремарки в пьесах, в том числе описывающие место действия. Обычно это интерьер жилых комнат.
Слово интерьер произошло от французского interieur, что в переводе означает — внутренний.