описание комнаты самсона вырина

описание комнат смотрителя в А.С. Пушкина » Станционный смотритель»

Пушкин Александр Сергеевич. «Станционный смотритель. «

1.Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему на встречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Вс° это до ныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.

2.Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.

В «Станционном смотрителе» рассказчик так описывает впечатление от первого посещения жилища смотрителя:

;»Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавеской, и прочие предметы, меня в то время окружавшие».

Через несколько лет рассказчик снова посетил смотрителя:

«Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображавшие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение».

Около 34 тысяч верст проехал Александр Сергеевич Пушкин по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз бывал он и на Вырской станции, и фамилия главного героя повести Самсона Вырина вполне могла быть им образована от названия почтовой станции, тем более, что народное предание связало события повести с этим местом, а архивные исследования показали, что на Вырской станции в течение многих лет служил смотритель, у которого была дочь.

Музей Дом станционного смотрителя. Чистая половина.

Музей Дом станционного смотрителя. Комната Дуняши.

Источник

Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (описание комнаты Самсона Вырина)

Интерьер. О Повести. Словарная работа. Работа с текстом (сравнительная таблица). История блудного сына. План изложения и задача.

Просмотр содержимого документа
«Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (описание комнаты Самсона Вырина)»

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Выборочное изложение по повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

изображение человека либо группы людей.

живописное изображение внутреннего содержания здания, комнаты.

изображение природы или какой-либо местности.

Повесть «Станционный смотритель»

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Повесть «Станционный смотритель»

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

* Определите, к какому виду лексики принадлежат слова? (историзмы или архаизмы?)

документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство

исполненный смирения, проникнутый смирением (« скромность духа; отсутствие гордыни; кротость »)

это старая, рваная или изношенная одежда из грубой материи

( застолье ) вкушение пищи с соблюдением благочестия.

вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства бальзаминовых

длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.

состояние разрушения, старости.

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Бальзамин Сюртук Шлафор

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

«…картинки, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына».

«горшки с бальзамином »

«кровать с пёстрой занавескою »

«всё кругом показывало ветхость и небрежение »

«самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого »

«длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах »

«бодрого мужчину в хилого старика »

«смотритель спал под тулупом»

Что автор хотел нам сказать этим примером

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Картина «Возвращение блудного сына»

Восстановите последовательность описания картинок, изображающих историю блудного сына, используя слова

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

План выборочного изложения

Цель нашего выборочного изложение – описать комнату и состояние героя до и после .

Какие фрагменты текста нам будут нужны?

ВНИМАНИЕ: изложение должно быть от 3-го лица. Я (автор) = ОН.

Источник

«Станционный смотритель» — краткое содержание и анализ повести А. С. Пушкина

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель», краткое содержание которой будет предложено в статье, — воплощение страдания и душевных переживаний каждого из героев. В повести не скрывается главная мысль, но она завуалирована и преподнесена нам таким образом, что каждый человек может только догадываться об окончании этой печальной жизненной истории.

Главные герои и их характеристика

Каждый из героев имеет свое значение для повести в целом. Главным персонажем можно считать самого станционного смотрителя, Самсона Вырина. Однако и остальные персонажи также важны, как и он. Ведь без них не было бы подано основной идеи повествования.

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Дочка Вырина — Дуня. Покладистая и мирная, хозяйственная молодая девушка. Следит за станционным домом, ведет хозяйство, любит своего отца и старается не перечить ему.

Минский Ротмистр — офицер, который увез Дуню в другой город, далеко от ее родного края, жилища. Несмотря на ее переживания и душевные терзания ее отца, посчитал правильным забрать ее с собой, полагая, что в Петербурге им будет хорошо вместе.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам можно отнести жену пивовара, которая проживает со своим мужем пивоваром в бывшем доме смотрителя, а также их сына Ваньку, живущего с ними же.

Краткий пересказ повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

На одной из станций находится небольшой дом, в котором проживает сам смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуняша. Она очень любима своим отцом, а тот старается делать так, чтобы Дуняша жила хорошо. Дуня очень красивая молодая девушка, покладистая и любознательная.

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Однажды мимо станции проезжал один богатый офицер Ротмистр Минский, который, увидев Дуняшу, влюбился в нее и решил во что бы то ни стало остаться на станции, чтобы стать ближе к этой семье. Он притворяется больным и под этим предлогом остается на станции.

Решив расположить к себе отца Дуни, Ротмистр предлагает девушке подвести ее к церкви, которая находится на окраине их села. Дуня собиралась в церковь к обедне. Воспользовавшись этим случаем, он везет Дуняшу не к церкви, а в Петербург, не сказав ни слова ее отцу.

Отец, забеспокоившись, решил дойти до церкви, чтобы убедиться, что с его дочерью все в порядке. Там он обнаруживает, что Дуни в церкви нет. Несколько позже смотритель узнает, что гусар отвез ее в Санкт-Петербург. Эта ситуация очень расстроила и разозлила смотрителя. Ему приходится собираться и ехать за своей любимой дочерью.

Приехав в Петербург, Самсон Вырин требует у гусара вернуть ему дочь. Но тот считает, что Дуне будет лучше жить с ним, поскольку он богатый и самодостаточный человек. Вырин не оставляет попыток вернуть свою дочь и пробирается тайком в дом офицера Минского. Дуня, увидев отца, падает в обморок. Минский вновь прогоняет отца Дуняши.

От горя Вырин не знает, куда ему деться. Он уезжает обратно на свою станцию и постепенно спивается. Через некоторое время он умирает, так и не вернув своей дочери.

Спустя годы, на могилу смотрителя приезжает молодая красивая и богатая женщина с тремя детьми и очень долго лежит на могиле.

Анализ произведения

В результате тщательного анализа и обдумывания повести Пушкина, а также некоторых отзывов критиков, можно понять, что мотивом произведения выступает, главным образом, разобщенность мыслей и действий близких людей. Финал произведения очень драматичен.

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

И, несмотря на то, что Дуня завуалирована под молодую женщину с детьми в описании повести, читатель без труда узнает ее, горюющую на могиле отца.

Каждый персонаж сложен и небезупречен. В результате такого явления, как сословная иерархия, случилась основная трагедия повести, так как богатый мужчина смог заполучить желаемую женщину себе, не спросив разрешения ее отца и даже выгнав его на улицу.

История создания

Год написания повести отличается от года ее публикации. Написан «Станционный смотритель» был 14 сентября 1830 г., тогда как издали его уже в 1831 г.

Повесть послужила созданию мемориального музея под названием «Дом станционного смотрителя», который был построен в деревне Выра в Ленинградской области.

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

В повести можно проследить тщательное описание комнат этого дома, которые можно наблюдать и в музее. Многим школьникам задают написать сочинение или изложить основные события и моменты произведения в читательском дневнике.

Эта повесть является золотой классикой. Очень популярна она в старших классах средней школы. Поэтому детям очень интересно будет побывать в этом музее, чтобы явно ощутить отношения и быт той эпохи.

Основная мысль повести

Основной мыслью повести можно считать неравенство и несправедливость жизненной истории смотрителя, его дочери Дуни и богатого гусара. Каждый из них преследует свою цель, и только Дуня не имеет права голоса, ведь женщина повелевается воле мужчины.

Жанр и направление

«Станционного смотрителя» можно отнести к жанру повести. Направление произведения явно драматическое, хотя и начинается она достаточно ясно. В сокращении рассказать основную мысль произведения хотя и сложно, поскольку она не одна, но вполне возможно.

Темы «Станционного смотрителя»

В произведении Александра Сергеевича четко прослеживается две основных темы. Автор хотел передать низменность так называемого «маленького человека» и его никчемность по отношению к другим, более богатым людям. Вторая тема — любовь. Она может быть любовью отца к своей дочери или дочери к отцу, а также любовь мужчины к женщине.

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Рассмотрим обе темы отдельно:

Смысл повести и ее драма не только в неравенстве людей, но и в невозможности распоряжаться своей жизнью молодой девушке Дуне и проблеме ее отца. Ведь он так и не смог вернуть к себе своего ребенка. Несмотря на это, Дуня, судя по окончанию произведения, осталась жить с гусаром, имела достаток и родила детей.

Невозможно рассуждать, счастлива ли осталась эта женщина, но она явно была очень опечалена кончиной своего отца.

Проблематика повести

Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.

описание комнаты самсона вырина. Смотреть фото описание комнаты самсона вырина. Смотреть картинку описание комнаты самсона вырина. Картинка про описание комнаты самсона вырина. Фото описание комнаты самсона вырина

Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести — это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».

Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.

Чему учит произведение

Сказать кратко о «Станционном смотрителе» можно, хотя основных идей можно выделить как минимум три. Множество цитат, прослеживаемых в тексте, подтверждают сословную разницу отца Дуняши и молодого гусара. В их разговоре, поведении, отношениях можно различить композицию скрытой вражды и разницу в материальном положении.

Эпизод, в котором описывается, как гусар прогоняет отца Дуни, говорит о том, что он считает себя выше смотрителя и всячески старается это показать. Несмотря на разницу в возрасте, которую стоило бы учитывать Минскому, он не стал спрашивать разрешения Вырина и просто увез молодую девушку из родной обители.

Выводом может служить горе молодой девушки, которая приезжает на могилу к своему отцу, после его кончины. Несмотря на то, что выглядит она в определении красивой и богатой, ее душевная травма достаточно явна.

Источник

Образ и характеристика Самсона Вырина: описание, портрет, биография в цитатах | «Станционный смотритель»

Образ и характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель»: описание в цитатах

«Какова должность. Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца.»

«. взял вольных лошадей и пустился в село Н. «

«Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика.»

«. смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца. «

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.»

«. остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца. «

«. вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. «

«Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».»

«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»

«Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые.»

«. мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.»

«. Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С *** за лекарем.»

«Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. Я заметил, что ром прояснил его угрюмость.»

«Слезы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжении своего повествования. «

«Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» — а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится.»

«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.»

«Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает.»

«Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.»

Источник

Станционный смотритель описание комнаты

Описание интерьера Автор: Погожева Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 303 © Санкт-Петербург 2013. — презентация

1 Описание интерьера Погожева Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 303 © Санкт-Петербург 2013

2 1. Архит. Оформленное внутреннее пространство здания, помещения; убранство. 2. Иск. Картина, рисунок, изображающие внутреннее пространство помещения. (Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов ) Интерьер (фр. «внутренний» ) — тэ

3 Каморка Герасима «Герасиму отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам по своему вкусу…» (8) (8) Каморка — маленькая, тесная комнатка (9) (9) син. камера (нем. Kammer — комната) ge/8/mode/1up И.С.Тургенев «Муму»

4 В доме станционного смотрителя «Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель…» (8) (8) Смиренный — выражающий покорность, кроткость. Обитель – 1. монастырь. 2. поэтич. место пребывания, жилище. (9) (9) age/10/mode/1up А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

5 В подземелье «Я остановился у входа, пораженный невиданным зрелищем. Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на темном фоне подземелья; свет этот проходил в два окна, одно из которых я видел в полу склепа…» (8) (8) de/1up Подземелье Склеп – закрытое подземное помещение, в котором устанавливаются гробы с умершими (9) (9) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

6 Ответьте на вопрос: Как вы думаете: человек формирует интерьер, исходя из своего характера, своих вкусов, или интерьер формирует характер человека?

7 Комната лицеиста Келья – отдельное жилище монаха, монахини в монастыре (9) (9) «…Наверху, на четвёртом этаже, комнаты мальчиков, «кельи», – у каждого своя, маленькая, и все комнаты обставлены одинаково…» Н.С.Шер

8 В комнате лицеиста Конторка Комод Подсвечник ш со свечой Чернильница высокий письменный стол с наклонной доской, за которым работают стоя или сидя на высоком стуле (9) (9) В кабинете Н.В.Гоголя

9 Словарь ключевых слов 1. Чурбан — обрубок дерева, бревна 2. Пуд — русская мера веса, равная 16,5 кг 3. Дюжий сундук — богатырский 4. Богатырская кровать – могучая, крепкая 5. Прочный и приземистый стул – низкий, маленький (4)(4) 1.Картинки, изображавшие историю блудного сына 2. Горшки с бальзамином 3. Кровать с пёстрой занавеской (3)(3) 1.Две струи света 2.Старые гробницы – сооружение с прахом умершего 3.Каменные плиты 4.»Серый камень» (5)(5)

10 Интернет ресурсы 1.Библия для детей 2. Биография. Ру 3. Национальная электронная детская библиотека (архив оцифрованных материалов) Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов

Выборочное изложение «Жилище Сасона Вырина» А.С.Пушкин «Станционный смотритель» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Развитие речи 6 класс

Выборочное изложение «Смиренная обитель Самсона Вырина» от 3-го лица

(По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

1. Тут он (Самсон Вырин) принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

2. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! … Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.

Цели и задачи урока:
1. Закрепить знания учащихся об интерьере.
2. Формировать умение находить описание помещения в литературном тексте.
3. Определять роль интерьера в раскрытии образа героев литературных произведений.
4. Закрепить умение работать с толковым словарём, определять значение устаревших слов.
5. Расширять словарный запас учащихся.
6. Подготовить к написанию выборочного изложения по сложному плану.
Ход урока
Интерьер — живописное изображение внутренностей здания, комнат.
Пейзаж — изображение природы или какой-либо местности.
Портрет — изображение человека либо группы людей.

(Умный смиряется, глупый обижается).
«Смирение – Богу ____________, уму ____________, душе ___________, дому ____________ и людям ____________».
(Смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение).

Подберите синонимы к слову «тихая» в названии картины И.Левитана «Тихая обитель»: спокойная, пустынная, уединенная, умиротворенная, смиренная, безмятежная.

Поразмышляйте над вопросом: «Почему Пушкин называет жилище Самсона Вырина «смиренной обителью»?
Предлагается восстановить последовательность описания картинок, изображающих историю блудного сына, добавляя слова в первой, в другой, наконец, в перспективе, далее и:
«Я занялся рассмотрением картинок.
Они изображали историю блудного сына:
______ яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами.
______ повар убивает упитанного тельца…
______ старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.
______ почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.
______ представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах…
______ промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.
Проверить восстановленный текст:
«Они изображали историю блудного сына:
в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.
В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами.
Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.
Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах;
в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости»

Вставить пропущенные слова в текст, в котором описано второе посещение рассказчиком жилища Самсона Вырина:
Лошади стали у почтового домика.
Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже ____________________, и все кругом показывало __________ и ___________.

Слова для вставки: небрежность, небрежение, запустение, запущенность, ветхость, неаккуратность, не было цветов, завяли, бальзамин отцвёл, стояли другие цветы.

Восстановить и сопоставить описание Самсона Вырина в первое и второе посещение рассказчиком домика станционного смотрителя:
Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.
За шторкой скрыто значение слова «сюртук» (в пушкинском тексте оно имеет иное написание «сертук»): «Сюртук (устар. сертук) — мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Обратите внимание на детали портрета (роль портрета в раскрытии образа литературного героя).

Сравните, как изменился герой пушкинской повести:
«Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он __________! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить __________ мужчину в _______________.
Слова для вставки: изменился, постарел, переменился; бодрый, крепкий, молодой; в старого человека, хилого старика, слабого старика.

Итоговое задание: Как раскрывается образ Самсона Вырина через описание его обители?

Озаглавить текс.
Составление сложного плана. Один из его вариантов.

Выборочное изложение.
Смиренная обитель Самсона Вырина.
План.
I. Два посещения обители Самсона Вырина.
II. В почтовом домике героя пушкинской повести.
1. Смиренная, но опрятная обитель.
2. Ветхость и запустение в комнате станционного смотрителя.
III. Как раскрывается образ Самсона Вырина через описание его жилища

Проведённая подготовительная работа способствует запоминанию пушкинского текста и написанию хороших изложений.

Опишите жилище Самсона Вырина из повести (Станционный Смотритель). Почему в повести дважды описывается интерьер? На какую деталь интерьера автор уделяет особое внимание и почему? Напишите короткое сочинение виновата ли Дуня перед своим отцом?

В «Станционном смотрителе» рассказчик так описывает впечатление от первого посещения жилища смотрителя:
;»Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавеской, и прочие предметы, меня в то время окружавшие».
Через несколько лет рассказчик снова посетил смотрителя:
«Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображавшие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение».
Общая оценка изменения обстановки (смиренная, но опрятная обитель — ветхость и небрежение) дополняется выразительной деталью: горшки с бальзамином — на окнах уже не было цветов. Но эта деталь — не просто живой штрих происшедших перемен: в ней заключен намек на то, что со смотрителем уже нет Дуни, которая ухаживала за цветами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *