Олицетворение это что примеры
Что такое Олицетворение
Олицетворение — это один из приёмов в литературе. Он используется, когда неживым предметам, животным или природе приписываются повадки, движения или даже речь и эмоции людей.
Ведь эмоции присущи только людям. Мы можем выразить их с помощью прилагательных (у Лизы была мечтательная улыбка), глаголов (Коля аж привстал, услышав такую речь — т. е. он удивился) или существительных (Саша — гордец).
А вот если взять да и эти глаголы, прилагательные или существительные применить к животному миру или вещам, то получится олицетворение.
Чтобы проще было запомнить, разбейте слово «олицетворение» на части. Получится «лицо» и «творить». Мы придаём чему-то далёкому от эмоций эмоциональную окраску.
«Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня».
Примеры олицетворения в литературных произведениях
С помощью олицетворения предметы как будто оживают. Когда им приписывают эмоции, они становятся более близкими и понятными нам, читателям.
Мы читаем с большим интересом. А олицетворение помогает нашему воображению нарисовать более яркую картину.
«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»
«Как раз в это самое время в далёкой стране, за высокими горами, колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема».
А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
«…Местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши».
Н. В. Гоголь » Вечера на хуторе близ Диканьки»
«…Притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся…».
Л. В. Толстой «Детство»
«Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку«.
Д. Дефо » Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»
«Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей…».
М. Горький «Данко»
Примеры олицетворения в стихотворениях
Олицетворение — частый приём и у поэтов.
С помощью олицетворения можно представить и как идёт туча шла, а церковь молчит, и как рыдает птица, и как стонет и не сдерживает слёз яблоня. Как поют ручьи, а утро радостное и сердце мудрое.
«И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято».
Н. М. Рубцов «Во время грозы»
«Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица».
Н. С. Гумилёв. «Воспоминание»
«…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей».
В. В. Набоков «Университетская поэма»
«Волна набегает, узорно
Извивами чертит песок
И снова отходит покорно,
Горсть раковин бросив у ног…
…Летит красноклювая птица,
Глядя на меня без вражды…».
В. Я. Брюсов «Над Северным морем»
«Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу…
…она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба…
Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос. «.
Игорь Северянин «Весенняя яблоня»
«Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз».
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»
«Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро«.
А. А. Ахматова «Дверь полуоткрыта…»
«Встанет Россия — все споры рассудит…
Встанет Россия — народности сгрудит…».
Игорь Северянин «Колыбель культуры новой»
Узнайте также про другие Средства выразительности в литературе.
Чем отличается олицетворение от метафоры?
И метафора, и олицетворение — это тропы, то есть обороты речи, построенные на образности. Их основное значение — придать красоту и живость языку.
При этом олицетворение — это разновидность метафоры.
Отличить их можно по следующим пунктам:
1. Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.
Метафора: смоляные волосы (т. е. чёрные как смоль), кот наплакал (т. е. так мало, как слёз у кота).
Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (т. е. действие, которое свойственно людям, применено к деревьям), разъярённое море (т. е. эмоция человека — ярость — приписывается неживому морю).
2. В метафоре смысл подразумевается, зачастую его нужно искать. А в олицетворении он всегда очевиден.
«Воля моя — кремень». Кремень тут — метафора. Что этим хотел сказать автор? Нам предстоит подумать и понять, что речь идёт о крепкой, несгибаемой воле.
«Зима недаром злится, прошла её пора…». Ф. И. Тютчев использует олицетворение: он придаёт зиме качество человека — злость.
Олицетворение и его роль в литературе
На прошлых занятиях мы с вами уже определились, что художественные тропы просто необходимы для выразительности текста. Благодаря их влиянию мы видим целостную картину в стихотворениях, произведениях, рекламных лозунгах и прочих шедеврах.
Сегодня речь пойдет об олицетворении. Что представляет из себя? Для чего оно нужно, и какова его ценность в русском языке. Разберемся с примерами, проведем сравнение среди других художественных элементов.
История возникновения олицетворения
В культуре языка олицетворение возникло благодаря анимизму. Анимизм — верование в духов и нечисть. Люди в былые времена были очень божественны и их мировоззрение было широким и безграничным. Они верили в обряды, в тайны и сверхъестественное существование иного.
Наверное, вы уже догадались где загвоздка? В том, что веруя в неестественное и не существующее — народ наделял их живыми качествами. То есть, они верили в говорящих духов, злых и мстительных, и наоборот — в щедрых и домашних духов. Духи могли отбирать у них еду, говорить через кого-то, вводить их в сумасшествие.
Со временем, эта вера в мистическое превратилась в появление художественного тропа — олицетворения. Это стало основой для начинающих авторов и поэтов.
Олицетворение как способ выразительности
Олицетворение — художественная фигура, принцип которой лежит в переносе живых качеств и признаков, на неодушевленные предметы. Самое главное то, что предметы оживают, становятся яркими, экспрессивными и цепляющимися.
Благодаря ему возникает глубокий и выразительный художественный образ. Поэтому к нему часто прибегают авторы, литературоведы, поэты и даже люди, любой громкой профессии. Во многих случаях эта фигура встречается в прозе, стихах, разговорной речи, народных мудростях, сказках.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя.
Разберём последние две строки. Мы видим здесь смесь олицетворений и сравнений. Это особенно интересно, поскольку олицетворение является разновидностью метафоры, итак:
Ещё несколько предложений с олицетворением:
“Снег укутал землю, как мама младенца на руках”;
Отличие других Литературных тропов от олицетворения
Некоторые авторы применяют комбинацию (олицетворение + аллегория) для более выразительной конкретности в произведении. Однако, стоит уметь разграничивать эти два литературных понятия. Для этого рекомендуем освежить в памяти образы, повторив урок про Аллегорию.
Следующий троп, с которым будем сравнивать — метафора. На прошлых занятиях мы уже выяснили, что в её основе лежит перенос подобных качеств одного предмета/существа/явления на другое, своего рода сравнение подобий, и это особенность метафоры.
То есть, мы имеем перенос качеств, но не обязательно с неживого на живое. Это может быть любое сочетание. Также в метафоре нет явного сравнения. Переносимое качество просто присваивается без указания источника. (Озеро как зеркало => зеркало озера). Отсюда вытекает ещё одно важное отличие, в метафоре не всегда смысл лежит на поверхности, в то время, как в олицетворении — он налицо.
«Воля моя — кремень». и «Зима недаром злится, прошла её пора…».
Эти тропы наиболее сложно дифференцировать, поэтому им мы уделили больше всего внимания. К остальным тропам вопросов нет, достаточно разобраться с определением и вы уже не будете никогда их путать.
Какой частью речи выступает олицетворение?
Основная цель тро́па — придать неодушевленному объекту живое качество. А для того, чтобы это сделать, он, в большинстве случаев, должен стать глаголом. Только глагол не тот, который просто отвечает на вопрос “что делать?”. А в сочетании с эпитетами, что придает более сильную выразительность и глубину. Потому что очень важно переключить на действие описываемый объект, внести оживленность, раскрыть образ или зародить его в себе.
Тем не менее, олицетворение может быть выражено и другими частями речи, в чём вы сможете убедиться немного ниже.
Примеры олицетворения
Предлагаю закрепить сказанное. Итак, мы выяснили, что основная функция олицетворения — вкладывать в неживой объект человеческие признаки и характеристики. Тем самым создается новый и целостный образ с действиями, с экспрессивностью и яркостью предмета.
Использование олицетворения в разговорной речи
Очень часто мы употребляем художественные тропы в повседневной речи, сами того не замечая. Тот, кто хочет или умеет производить эффект на своих собеседников, знает что нужно применять именно олицетворение. Чтобы скрасить речь, задать нужный, выразительный тон, заинтересовать оппонента.
Согласитесь, ведь финансы петь не могут, это очевидно. Но в данном выражении, финансы — как неживой элемент, обладающий человеческим качеством, пения романсов.
Олицетворение в литературе
Этот литературный прием — наиболее применяемый, среди писателей и поэтов. Он лёгок на чтение в письме и воспроизведении мысли. Поэтому его часто встречают именно в художественных произведениях.
Пару примеров-стихотворений с олицетворением:
“Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.” ( Ф. Тютчев )
“Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей чистой воли.” ( А.С. Пушкин ).
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…». ( А. Пушкин )
Олицетворение и антропоморфизмы
Олицетворение — это обычный, образный литературный прием. Определение доступное и понятное. Но есть один троп, который введет вас в заблуждение — антропоморфизм.
Антропоморфизм — это жест, с помощью которого литератор присваивает неживому объекту, только лишь человеческие свойства.
Олицетворение. Примеры из литературы.
Олицетворение – это литературный приём, основное отличие которого заключается в присваивании неживым предметам или отвлечённым понятиям человеческих качеств (например, речь, чувства, поведение, физические способности, мысли и т.д.).
Вместе со сравнением, аллегорией, эпитетами, гиперболой, метонимией и другими «собратьями» олицетворение насыщает не только художественное произведение, но и обыденную речь, делая её красочнее и интереснее.
История появления олицетворения
Само слово «олицетворение» заимствовано в русский язык из латинского, в котором чаще используется термин «персонификация», где persona – «лицо» и facio – «делаю». Ещё два синонима, более точно передающие смысл понятия – «одушевление», «очеловечивание».
Появлению этого литературного приёма поспособствовала вера древних людей в одушевлённость всей природы и существование духов и душ, которая называется анимизм. Они объясняли окружающий мир с помощью отождествления процессов жизни человека и природных явлений, а также через наделение неживых предметов душой и живыми качествами. Первобытный человек представлял, что за гром, молнии, дожди и другие явления отвечает какое-то могущественное существо, а не природные процессы.
Роль олицетворения в тексте
В русской литературе считается, что олицетворение – это один из видов метафоры. С помощью этого художественного средства писатель может рассказать, что:
Если понимать приведённые фразы дословно, получится бессмыслица. Ведь деревья не могут дрожать, радуга улыбаться, ночь подкрадываться, а лес спать. Глаголы, стоящие рядом с этими существительными, могут относиться только к живым существам (людям или животным), применять их по отношению к неодушевлённым предметам некорректно.
Использование этого литературного приёма позволяет автору придать речи выразительность и живость, создать яркий образ, неповторимый в своём роде. С помощью художественного тропа выражается отношение к изображаемым предметам и явлениям. Такое описание реальности более впечатляющее, глубокое и наполненное:
Любовь стояла рядом со смертью и от траура смерти ярче сверкала жадность любви.
(А.М. Фёдоров, «Любовь и смерть»)
На какие вопросы отвечает олицетворение
Авторы наделяют человеческими качествами неодушевлённые предметы и природные явления, используя подходящую определённую часть речи. Для этих целей часто употребляется глагол, который отвечает на вопросы: «что сделать?», «что сделаешь?», «что делать?», «что делают?» и др.
Обычно он стоит перед или после описываемого существительного, так как именно глагольное слово способно наделить неживое человеческими свойствами: плачет ива, скучает набережная, ветер выл, ручьи поют и др. Синтаксическая функция в предложении – подлежащее и сказуемое. Например: лучи («кто?») играют («что делают?»).
Кроме того, участвует в формировании олицетворения:
Многие задаются вопросом, как подчёркивается олицетворение. Сам по себе троп не требует выделения. Однако он может выполнять функции главных и второстепенных членов предложения: подлежащего и сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.
Как отличить метафору от олицетворения (примеры)
Если олицетворение является разновидностью метафоры, то как провести границы между этими образными понятиями? Для начала нужно вспомнить, что такое метафора.
В литературоведении под метафорой понимается процесс нахождения общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Иначе говоря, это скрытое непрямое сравнение, основанное на сходстве предметов или явлений (цвету, форме, текстуре и под.).
В свою очередь, в основе олицетворения лежит перенесение на предметы, явления или животных человеческие качества.
Ещё одно отличие – распознавание в тексте. Если олицетворение найти несложно, оно прозрачно, так как его смысл очевиден, то метафора завуалирована.
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
«Я сквозь магический кристалл» – это метафора. Понять, что именно хотел сказать писатель, скорее всего, получится не сразу. В строках используется магический кристалл как символ поэтического воображения. Или:
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
«Хандра ждала и бегала» – олицетворение. Сразу ясно, что писатель наделяет состояние человеческими свойствами.
Таким образом, метафора строится на основе сходства неодушевлённых предметов и с помощью переноса неживого на живое существо, а предложение с простым олицетворением выражает перенесение качества с одушевлённого на неодушевлённое.
Прием олицетворения в художественной литературе
Олицетворение, как и другие средства выразительности, встречаются на страницах произведений русских и зарубежных писателей. В стихотворениях и в прозаических текстах, описывая природу, отрезки времени или любое другое явление, предмет или состояние, авторы используют этот приём, чтобы оживить изображаемую картину и добавить динамичности. Например: волна набегает, пританцовывают одуванчики, глаза смеются, ветер воет, разум говорит, небо плачет.
Образ-олицетворение воздействует на читателя, легче воспринимается, вызывает эмоцию, передаёт настроение героя. Также приём свойственен не только прозе, но и поэзии, потому что это мелодичный жанр, фольклору, рекламным текстам и повседневной речи. Например:
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли
Примеры олицетворения в стихах
Часто анализируемый оборот речи встречается в стихотворениях о природе:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака
Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь
В этих строках зима может петь и аукать, баюкать, степь дышать, а облака – петь.
Что касается любовной лирики, то поэт обычно стремиться очеловечить абстрактные понятия: страсть уходила, любовь напевала, чувства говорили и др.
В стихотворении Роберта Рождественского этот языковой троп представлен очень наглядно:
Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чём не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала –
И вот проснулась и глаза свои открыла!
Теперь пою не я – любовь поёт!
И эта песня в мире эхом отдаётся.
Любовь настала так, как утро настаёт.
Она одна во мне и плачет и смеётся!
Любовь очеловечивается: спит, поёт, таится, просыпается, открывает глаза, плачет, смеётся.
Олицетворение в русском фольклоре
Олицетворение занимает важное место в русском фольклоре. Не нужно смотреть слишком глубоко, ведь все помнят волшебные предметы из любимых сказок: ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, говорящая печка, ступа Бабы-Яги, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Также сюда можно отнести сказочных героев: Мойдодыра, Буратино, Колобка, Щелкунчика и др.
Так, в сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне ходит солнышко, сводит зиму с тёплою весной, отвечает:
Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей – Свет ты мой –
Красно солнце отвечало, –
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил.
Кроме того, приём употребляется и в пословицах и поговорках:
Также можно встретить приём в загадках, народных песнях и преданиях. Так, в загадке «Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит» подсолнух сравнивается с непоседливым мальчиком.
Олицетворение в рекламе
Применяется приём олицетворения и в рекламных роликах. Объект, который рекламируют, очеловечивают, тем самым включают в сферу нашей жизни. За счёт этого вербализированный и визуализированный необычный образ острее воспринимается и лучше запоминается.
Итак, олицетворение в современном русском языке как художественный приём используется достаточно часто. С его помощью можно создавать запоминающиеся и красочные образы с разными оттенками, которые в тексте лежат на поверхности. Этот троп встречается в литературных произведениях, фольклоре и СМИ. Без него уже нельзя представить повседневную речь.
Что такое олицетворение?
Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.
Современной лингвистической науке известно большое количество художественных средств создания образности и выразительности речи. К ним относятся, в первую очередь, тропы и стилистические фигуры речи. Образность и выразительность речи создают различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение.
В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека неодушевленным предметам и явлениям окружающей действительности. В русской литературе олицетворение является одним из видов метафоры. Писатель, используя этот художественный приём, может нам сообщить в своём произведении, что
Олицетворение в литературе. Примеры
Олицетворение как художественный троп часто применяется в сказке, басне и поэтической речи. Приведём примеры олицетворения в поэзии.
Читаем в произведении Сергея Есенина:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Бубенцы не зазвенели, как обычно бывает, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них случилось горе.
Русский поэт Ф.И. Тютчев использовал олицетворение для большей выразительности стихов:
По воле автора лазурь неба приобрела свойства живого существа и смеётся, как смеётся ребенок или любой человек от радости или удовольствия.
Читаем ещё примеры олицетворения:
Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
Видео «Тропы. Олицетворение»
Олицетворение — это искусство оживлять неживое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.
Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.
Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.
Что это такое на примерах
Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:
Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.
Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:
Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору
С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.
Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).
Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.
Еще немного примеров для наглядности:
Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.
Олицетворение в русском фольклоре
Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:
Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ
И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:
Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут — они БЕГУТ,
Их едят — они ГЛЯДЯТ!
Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.
Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.
В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:
А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.
Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.
Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.
Примеры олицетворений в литературе
И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.
Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?
Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.
Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:
ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …
У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!
В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.
Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)
Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.
Олицетворение в рекламе
Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.
Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.
И многие слышали подобные слоганы:
Заключение
Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.
Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Видя такой пример в литературе, читатели часто переносят его в реальную жизнь. Ведь многие приписывают человеческие свойства, например, своим машинам и даже дают им имена.
Олицетворение в литературе и русском фольклоре-это естественное явление, которое придает красоту народному творчеству. А вот олицетворять предметы в рекламе я считаю кощунством.