Олигополистическая взаимозависимость означает что
Понятие олигополистической взаимозависимости и координации
И КООРДИНАЦИЯ
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
Олигополия это такой тип рынка, которому присущи следующие черты:
1. Количество предприятий в отрасли. В условиях олигополии на рынке присутствует ограниченное количество участников рынка (как минимум 2 и больше, в пределах 11 – 15 участников), в связи с ограниченным числом участников рынка их доли значительны и, как следствие, их рыночная власть больше минимальной. Олигополией можно также рассматривать ситуацию, когда на рынке присутствует более 10 – 15 участников рынка, но как минимум один из них обладает значительной долей рынка. Рынок можно считать олигополистичным, если несколько крупных предприятий поставляют на него большую часть общего объема производства отрасли. Доли фирм в сравнении с размером совокупного рынка велики.
2. Товар. В условиях олигополии предприятия могут производить как однородные товары (например, производители черных и цветных металлов), так и дифференцированные товары (например, производители автомобилей, компьютеров и др.).
3. Свобода входа в отрасль и выхода из отрасли. В отрасли существуют значительные барьеры на пути вхождения в отрасль новых предприятий.
Можно сказать, в целом, что олигополия представляет собой конкуренцию между немногими.
Помимо этих трех основных черт, с помощью которых можно охарактеризовать любой тип рынка, олигополии присущи еще две черты. первая заключается в том, что предприятиям в условиях олигополии характерна так называемая «жесткость цен». Это означает, что, если в условиях других типов рынка цены на товар меняются в зависимости от колебаний спроса, то в условиях олигополии цена практически всех продавцов может оставаться постоянной, несмотря на рост спроса, если цена все же меняется, то все продавцы делают это примерно одновременно. И наоборот, если спрос на товар стабильно падает, то продавцы не спешат снизить цены.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Олигополистическая взаимозависимость
Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции — также (конкурентов, наоборот, слишком много, учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирмконкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Предположим, что фирма, выступающая на рынке бытовых холодильников, решила снизить цены на свою продукцию на 15%. Конкуренты могут прореагировать на это по-разному.
Во-первых, они могут снизить цены менее чем на 15%. В этом случае данная фирма увеличит рынок сбыта. Во-вторых, конкуренты могут снизить цены также на 15%. Объем реализации вырастет у всех фирм, но вследствие снижения цен прибыль может уменьшиться. В-третьих, конкурент может объявить «войну цен», т. е. снизить цены еще в большей степени. Тогда встанет вопрос, принять ли его вызов. Обычно в «войну цен» между собой крупные компании не вступают, так как ее исход сложно предсказать.
| ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ— необходимость учета реакции фирмконкурентов на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке. |
Говоря о совершенной конкуренции и монополии, мы указывали лишь на два ограничения, действующих при установлении цен, — предельные издержки и объем спроса на продукцию. Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста — это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т.д.
Олигополистическая структура может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т. п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов. К ним относятся следующие.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории (стр. 9 )
![]() | Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
б) предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 10 ден. ед. Определите объём выпуска, максимизирующий прибыль фирмы.
в) средние издержки фирмы также постоянны и равны 9 ден. ед. Какую прибыль получит фирма при этом объёме выпуска?
1. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
а) фирмы не могут свободно входить на рынок и выходить из него;
б) на рынке действует небольшое число фирм;
в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;
г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.
2. Рынки совершенной и монополистической конкуренции сходны тем, что:
а) выпускаются однородные товары;
б) присутствует большое количество продавцов и покупателей;
в) цена превышает предельные издержки;
г) нет барьеров для вступления конкурентов в отрасль.
3. Какое из приведенных утверждений является правильным. Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и туже продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несёт убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
4. Найдите неверное утверждение:
а) в условиях монополистического рынка потребности покупателей удовлетворяются наиболее полно;
б) чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок товара, тем более конкурентным является этот рынок;
в) только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию;
г) в условиях несовершенной конкуренции фирмы получают сверхприбыль.
5. Что из перечисленного ниже является характеристикой монополистической конкуренции?
а) однородный продукт;
б) полное отсутствие барьеров на выход с рынка;
в) единственный покупатель на рынке;
г) дифференцированный продукт.
6. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:
а) небольшое количество конкурирующих фирм;
б) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;
в) большое количество конкурирующих фирм, производящих разнородную продукцию;
г) нет верного ответа.
7. Конкуренция, в основе которой лежит привлечение покупателя сервисом, сопутствующими продаже услугами, называется…
а) ценовой; б) недобросовестной; в) неценовой; г) отраслевой.
8. Для фирмы несовершенного конкурента минимизирующей убытки в условиях равновесия в краткосрочном периоде характерно:
Тест по теме Рыночные отношения. Конкуренция.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по теме: Рыночные отношения. Конкуренция.
Равновесная цена:
а) возникает в условиях конкуренции
б) устраивает только продавцов
в) устанавливается государством
Найдите черты совершенной конкуренции:
а) рынок делят между собой несколько крупных фирм-производителей, государство оказывает значительное влияние на цены
б) цены устанавливает небольшое число крупных производителей, на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей
в) отсутствует контроль за ценами со стороны государства, на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей
Неценовая конкуренция включает в себя:
а) рекламу
б) увеличение прибыли благодаря повышению цен
в) увеличение прибыли благодаря небольшому спросу
Монополист, реализуя свой продукт по разным ценам различным группам потребителей, осуществляет:
а) ценовое регулирование
б) ценовой демпинг
в) политику выравнивания цен
Монополистическая равновесная цена по сравнению с ценой рынка совершенной конкуренции будет:
а) выше
б) ниже
в) такой же
Предприятие, на рынке монополистической конкуренции, в краткосрочном периоде может:
а) работать при убытках, превышающих постоянные издержки
б) максимизировать прибыль
в) получать нормальную прибыль
Монополистический рынок характеризуется:
а) свободой входа
б) одним предприятием
в) дифференциацией продукта
Рынок чистой конкуренции характеризуется формой конкурентной борьбы:
а) ценовая
б) реклама
в) лидерство в ценах
Предприятие в условиях долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции:
а) возмещает общие издержки
б) получает экономическую прибыль
в) не возмещает переменные издержки
Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…
а) чистая монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) чистая конкуренция.
Тема : Рыночные отношения: конкуренция.
1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:
а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;
б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;
в) фирмы производят дифференцированную продукцию
2. Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
3. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите буквы, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
а) рынок средств производства
д) олигополистический рынок
4. Совершенная конкуренция:
а) наличие единственного производителя на рынке
б) существование нескольких крупных производителей, делящих рынок определенной продукции
в) присутствие на рынке множества производителей, выпускающих однотипную продукцию
5. Монополия:
а) наличие единственного производителя на рынке
б) существование нескольких крупных производителей, делящих рынок определенной продукции
в) присутствие на рынке множества производителей, выпускающих однотипную продукцию
6. Неценовая конкуренция включает в себя:
а) увеличение прибыли благодаря небольшому спросу
б) совершенствование продукта
в) увеличение продаж от понижения цены
7. Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется:
а) дифференциацией продукта
б) разной степенью доступности рыночной информации
в) множеством мелких фирм
8. Тип рынка, если на нем в качестве покупателя выступает лишь одно предприятие:
а) монополия
б) монопсония
в) олигополия
9. Наилучший пример чистой монополии — это:
а) булочная рядом с вашим домом;
б) производитель пива;
в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;
г) городское предприятие водоснабжения.
10. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:
33. Олигополия. Олигополистическая взаимосвязь
Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином рыночная структура. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.
Выделяют четыре основных типа рыночных структур:
1) совершенная конкуренция;
2) монополистическая конкуренция;
Совершенная конкуренция и монополия представляют собой абстрактные типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур в реальной действительности не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия как рыночные структуры характерны для большого количества рынков. Во многих отраслях национальной экономики действуют олигополии, являющиеся лидерами в ценообразовании.
Олигополия – это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.
Особенности поведения фирм в условиях олигополии:
1) тесное взаимодействие;
3) необходимость сознательного поддержания единого уровня цен в отрасли.
В отрасли в целом могут появиться жесткие единообразные цены, независимые от издержек отдельных фирм, объемы выпуска продукции ограничиваются, создаются барьеры, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм. Появляется олигополистическая взаимосвязь.
Олигополистическая взаимосвязь, необходимость уделять большое внимание действиям конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Соглашение заключается тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и разделе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.
Картель – это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен и ограничения объема выпуска продукции.
Несмотря на то, что картели выгодны для их членов, они не так хороши для потребителей. К счастью для потребителей, у картелей есть внутренние проблемы, затрудняющие их образование и делающие их нестабильными. Основными проблемами картелей, являются контроль за выходом на рынок, а также установление и соблюдение квот выпуска продукции.
Между фирмами-олигополистами существуют также соглашения без официального оформления. «Формальные картели» не являются неизвестными, но встречаются редко из-за своей внутренней нестабильности. Недоверие фирм, а также незапланированные изменения рынка приводят к тому, что цена и объем выпуска продукции оказываются на уровне, не соответствующем оптимальным условиям функционирования. Максимизация прибыли для всех фирм отрасли вступает в противоречие с максимизацией прибыли для отдельной фирмы, поэтому полный и долгосрочный сговор оказывается невозможным. Нарушение договора, самостоятельное снижение цен, проведение агрессивных рекламных кампаний могут дать лишь краткосрочное повышение прибыли за счет остальных участников сговора, но в долгосрочном плане приведут к снижению прибыли и даже истощению финансовых ресурсов.
Экономические последствия олигополии экономистами оцениваются неоднозначно. Некоторые ученые считают, что олигополия обеспечивает развитие НТП, способствует увеличению занятости населения, повышению качества продукции и увеличению объему производства. Другие напротив, полагают, что олигополия мешает развитию НТП.

