Окуджава что люди царства своего
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Москва небанальная. «Покажите мне Москву без затей.» В туристических справочниках обычно указыва.
Сто лет Сергею Зарубину «Усталый путник может отдохнуть в большом парке.
Вакцины проверяли на себе. Вирусологи, спасшие миллионы жизней КО ДНЮ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА.
Печальная новость!Трагедия в моём городе! В БАРАНОВИЧАХ(БЕЛАРУСЬ) УПАЛ УЧЕБНО-БО.
—Новости
—Фотоальбом
—Приложения
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
Вселенский опыт говорит. Булат Окуджава
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
Не пробуй этот мед: в нем ложка дегтя.
Не плюй в колодец. Не кичись. До локтя
Весь мир устроен из ограничений,
чтобы от счастья не сойти с ума.
Взяться за руки не я ли призывал вас, господа?
Отчего же вы не вслушались в слова мои, когда
кто-то властный наши души друг от друга уводил.
Чем же я вам не потрафил? Чем я вам не угодил?
Ваши взоры, словно пушки, на меня наведены,
словно я вам что-то должен. Мы друг другу
Что мы есть? Всего лишь крохи в мутном море бытия
Все, что рядом, тем дороже, чем короче жизнь моя.
Не сужу о вас с пристрастьем, не рыдаю, не ору,
со спокойным вдохновеньем в руки тросточку беру
и на гордых тонких ножках семеню в святую даль.
Видно, все должно распасться. Распадайся же.
P.S. В трудные моменты жизни открываю книгу стихов Булата Окуджавы. Нахожу в них великую мудрость, ответы на многие вопросы, которые преподносит непростое наше время.
«Что мы есть? Всего лишь крохи в мутном море бытия
Все, что рядом, тем дороже, чем короче жизнь моя. «
Хочется верить в то, что не «все должно распасться».
Окуджава. Цитаты и афоризмы
Мне без тебя минута — как столетье.
Но целый век — как миг, когда с тобой.
Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого, что люди царства своего не уважают больше.
Мы сами себе сочиняем и песни, и судьбы,
И горе тому, кто одернет не вовремя нас.
Шли столетья по России, бил надежды барабан. Не мечи людей косили — слава, злато и обман.
Все кончается в срок.
Лишней крови хватает.
Род людской ведь не сахар: авось не растает.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
— тем более что жизнь короткая такая.
Жизнь длиннее, чем надежда, но короче, чем любовь.
Что бы ни было там, как бы ни было там и чему бы нас жизнь ни учила, в нашем мире цена на любовь да на ласку опять высоко подскочила.
Чувство меры и чувство ответственности не присущи посредственности.
Сладость жертвы и горечь вины им тоже не свойственны и не даны.
Наша жизнь — ромашка в поле,
пока ветер не сорвет…
Дай Бог воли, дай Бог воли,
остальное заживет.
Я совершил массу глупостей, впрочем, как всякий нормальный человек.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она.
Искусство все простить и жажда жить — недосягаемое совершенство.
Мелодия, как дождь случайный, гремит и бродит меж людьми.
Иногда хочется кричать, да хорошее воспитание не позволяет.
Мгновенно слово. Короток век. Где ж умещается человек? Как, и когда, и в какой глуши распускаются розы его души? Как умудряется он успеть свое промолчать и свое пропеть, по планете просеменить, гнев на милость переменить?
Чем дальше живем мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса.
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою. А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Благородство — это же не звание, не золото, не положение в свете, а свет — в крови.
Моя Родина – мой последний дом, все грехи твои на себя возьму.
От предназначенного свыше тоже нужно уметь отдыхать!
Разлука — вот какая штука:
не ожидая ничего,
мы вздрагиваем не от стука,
а от надежды на него.
Если бы было две жизни, можно было бы одну посвятить напрасным сожалениям и скорби. Но она одна.
Наша жизнь — это зал ожидания
от младенчества и до седин.
Сколько всяких наук выживания,
а исход непременно один.
Не делайте запасов из любви и доброты
И про черный день грядущий не копите милосердие.
Не обещайте деве юной любови вечной на земле.
Две вечных подруги — любовь и разлука —
Не ходят одна без другой.
Святая наука — расслышать друг друга.
О, были бы помыслы чисты! А остальное все приложится.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все хотят, как бы чего-нибудь не случилось.
Погода что-то портится,
тусклее как-то свет.
Во что-то верить хочется,
да образцов все нет.
Не в другом, а в себе побеждайте врага — вот и станете вы человеком.
Мгновенна нашей жизни повесть…
Когда я кажусь себе гениальным, я иду мыть посуду.
И был тот крик далек-далек
и падал так же мимо,
как гладят, глядя в потолок,
чужих и нелюбимых.
Лучшие времена – это те времена, которые могут наступить, но почему–то никогда не наступают.
Все влюбленные склонны к побегу
по ковровой дорожке, по снегу,
по камням, по волнам, по шоссе,
на такси, на одном колесе,
босиком, в кандалах, в башмаках,
с красной розою в слабых руках.
Что ни век — всё те же нравы, ухищренья и дела…
Умение видеть далеко не всегда приносит счастье.
На белый бал берез не соберу.
Холодный хор хвои хранит молчанье.
Кукушки крик, как камешек отчаянья,
все катится и катится в бору.
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Жаль, что молодость пропала, жаль, что старость коротка.
Все теперь уж на ладони, лоб в поту, душа в ушибах.
Но зато уже не будет ни загадок, ни ошибок, только ровная дорога,
только ровная дорога до последнего звонка.
Две жизни прожить не дано…
Темно–коричневый сюртук, ослепительная рубашка из голландского полотна и галстук из фуляра кровавого цвета – все это сверкало и переливалось, подчеркивая страсть вчерашнего неродовитого москвича казаться чистопородным петербуржцем.
Осуждать крайне легко. Судей и ниспровергателей экая прорва, а созидателей – единицы.
В сражении за жизнь дорогого человека скепсис и мольбы – плохие помощники. Лишь неистовство и любовь способны творить чудеса, хотя, правда, эти чудеса зачастую бывают кратковременны.
…Один человек, оказавшись в соседстве с другим человеком, уже не может оставаться спокойным и сосредоточенным, а жаждет влиять, воздействовать, поучать и даже подавлять соседа.
Истинное счастье непродолжительно.
велика ли ценность языка, коли он обрывается по любому случаю?…
Радость, едва мы ею наполнились, тотчас становится привычной и улетучивается из нашего сознания, и потому воспоминание о длительной свободе радует нас недолго, а воспоминание о минутном рабстве угнетает до самого конца.
Не кажется ли вам, что ее деятельность направлена не на то, чтобы превратить свою дочь в капельку бриллианта, придав ей тем самым истинную ценность, а на то, чтобы, поименовав ее бриллиантом, вставить в собственную корону?
Вдова была еще в самом соку, так что ее покойный генерал, видимо, не без сожалений расставался с жизнью.
Душа, как и тело, должна быть упругой и неподатливой…
Он решил посвятить себя науке, ибо занятия политикой при независимости суждений были чреваты опасностями.
… близкий человек тем и близок, что соприкасается с душой страдальца, а не судит со стороны с превосходством.
«Ах, mаman, – отвечаю я громко, – общеизвестно, что я вышла по любви. Вы же его сами в этом уверили…
свобода всегда почти осязаема, когда ты тоскуешь о ней, а в миг ее возникновения появляется достаточно всяких обстоятельств, дабы ты не обольщался…
Шпионство у нас – не служба, а форма существования, внушенная в детстве, и не людьми, а воздухом империи.
Среди стерни и незабудок, не нами выбрана стезя, и родина — есть предрассудок, который победить нельзя.
Наука посмеяться над собой, среди других наук — дитя дурное; она не в моде нынче, не в чести, как будто бы сулит одни мытарства… А между тем, чтоб честь свою спасти, не отыскать надежнее лекарства.
На новый лад судьбу не перешить. Самодовольство — горькое блаженство. Искусство все простить и жажда жить — недосягаемое совершенство.
И это все у нас в крови, хоть этому не обучали: чем выше музыка любви, тем громче музыка печали, чем громче музыка печали, тем чище музыка любви.
Зачем мы перешли на «ты»?
За это нам и перепало
На грош любви и простоты,
А что-то главное пропало.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Вселенский опыт говорит. Булат Окуджава
Вселенский опыт говорит. Булат Окуджава
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
Не пробуй этот мед: в нем ложка дегтя.
Не плюй в колодец. Не кичись. До локтя
Весь мир устроен из ограничений,
чтобы от счастья не сойти с ума.
Взяться за руки не я ли призывал вас, господа?
Отчего же вы не вслушались в слова мои, когда
кто-то властный наши души друг от друга уводил.
Чем же я вам не потрафил? Чем я вам не угодил?
Ваши взоры, словно пушки, на меня наведены,
словно я вам что-то должен. Мы друг другу
Что мы есть? Всего лишь крохи в мутном море бытия
Все, что рядом, тем дороже, чем короче жизнь моя.
Не сужу о вас с пристрастьем, не рыдаю, не ору,
со спокойным вдохновеньем в руки тросточку беру
и на гордых тонких ножках семеню в святую даль.
Видно, все должно распасться. Распадайся же.
P.S. В трудные моменты жизни открываю книгу стихов Булата Окуджавы. Нахожу в них великую мудрость, ответы на многие вопросы, которые преподносит непростое наше время.
«Что мы есть? Всего лишь крохи в мутном море бытия
Все, что рядом, тем дороже, чем короче жизнь моя. «
Хочется верить в то, что не «все должно распасться».
Восьмистишия (Окуджава)
← <<#invoke:Header|previous | Шаблон:Подборки восьмистиший>> | Восьмистишия автор Булат Окуджава (1924—1997) | <<#invoke:Header|next | Шаблон:Подборки восьмистиший>> → |
Источник: lib.ru: sbornik, lib.ru: zal_ozhidaniya • См. Антологию восьмистиший, раздел: «Подборки восьмистиший» | СодержаниеГОЛУБОЙ ШАРИКДевочка плачет: шарик улетел. Девушка плачет: жениха все нет. Женщина плачет: муж ушёл к другой. Плачет старушка: мало пожила. Вселенский опыт говоритВселенский опыт говорит, Я выдумал музу ИронииЯ выдумал музу Иронии Зевеса надменные дочери, Не пробуй этот мёд: в нем ложка дёгтяНе пробуй этот мёд: в нем ложка дёгтя. Час утренний — делам, любви — вечерний, Славная компания… Что же мне решитьСлавная компания… Что же мне решить? Впрочем, эти мысли высказал Вольтер. В земные страсти вовлечённыйВ земные страсти вовлечённый, Часики бьют так задумчивоЧасики бьют так задумчиво, Но понимаю, естественно, Возражение — не спорВозражение — не спор, Пока ещё жизнь не погаслаПока ещё жизнь не погасла, Мой брат по перьям и бумагеМой брат по перьям и бумаге, Мы оба к сей земле пристрастны, Воспитанным кровавою судьбойВоспитанным кровавою судьбой она не в моде нынче, не в чести, Я живу в ожидании крахаЯ живу в ожидании краха, Всё кончается на полуслове Дома лучше (что скрывать?)Здесь, хоть беден, хоть богат, Корабль нашей жизниКорабль нашей жизни ПАМЯТИ БОРИСА ЧИЧИБАБИНАУскользнул от нас Борис. Погас на Масловке фонарь Растаяла ночная мгла, Раз и дваРаз и два. Раз и два. Малиновка свистнет и тут же замрётМалиновка свистнет и тут же замрёт, Напрасных надежд долгожданный канун. Вот постарел, и стало холодно, и стало тихоВот постарел, и стало холодно, и стало тихо Мы стоим с тобой в обнимку возле СеныМы стоим с тобой в обнимку возле Сены, Расстаёмся мы, где надо и не надо — А вот Резо — король марионетокА вот Резо — король марионеток, — И нами управляет Провиденье, Не обольщайтесь волей, господа! Пока он писал о РоссииПока он писал о России, Когда же он стал «патриотом» Украшение жизни моейУкрашение жизни моей: Пока от вранья не отвыкнемПока от вранья не отвыкнем Пока покаянного слова Имя на поэтической поверке. Булат ОкуджаваПо наивности желаю, чтобы данные стихотворения советского поэта–фронтовика, барда, Окуджавы Булата Шалвовича «Осудите с начала себя самого» всё взрослое население страны знало, как«Отче наш». Осудите сначала себя самого, Научитесь сначала себе самому Не в другом, а в себе побеждайте врага, Булат Окуджава редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» 1993 году рассказал о невзгодах в своей семье. Трудная жизнь выпало на долю Булата Шалвовича Окуджавы. Он родился в Москве, 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель. В 1937 году был арестован по последнему месту работы, в должности первого секретаря Нижнетагильского горкома партии, и был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года. Мать,Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна, после ареста отца в феврале 1937 года с бабушкой и Булатом переехали в Москву. Жили на улице Арбат дом № 43, в коммунальной квартире на четвёртом этаже. В 1940 году Булат Окуджава переехал родственник в Тбилиси, где ранее учился в русской школе, и пошёл работать на завод учеником токаря. В память о своём отце, в последствии, Булат Окуджава написал стихотворение: Он не успел, не закричал, Как эстафету прежних дней А тот, что выстрелил в него, И уж который год подряд, Памяти своей матери Булат Окуджава посвятил стихотворение: Это стихотворение Булат Окуджава посвятил общей памяти отца и матери, строчках которого чувствуется сыновья боль: Собрался к маме – умерла, В апреле 1942 года в возрасте 17 лет Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10 Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северокавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком. К этому времени относятся его первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось» – это был1943 год, текст которой не сохранился. Вторая песня была написана в 1946 году–«Старинная студенческая песня», строки из которых стали афористичными для людей старшего поколения «шестидесятников»: После войны Булат Окуджава поступил Тбилисский государственный университет. В 1954 году, после встречи с писателем Владимиром Кобликовым и поэтом Николаем Панченко с читателями в Высокиничинском районе, Булат пошёл к ним и предложил послушать его стихи. Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где начал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году был выпущен его первый сборник «Лирика». В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда вступил в КПСС. Вышел из КПСС в 1990 году, во время её распада. В 1959 году Булат Окуджава вернулся в Москву и стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни, наряду с Владимиром Высоцким и Александром Галичем, который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Булат Окуджава сформировал своё направление. В 1959 году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару. К этому периоду (1957-1967) относятся сочинение многих наиболее известных ранних его песен: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королеве», «Песня о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о Комсомольской богине» и другие. Евгений Евтушенко так написал об Окуджаве: «Молодёжь припала к песням Окуджавы, как очистительному роднику надежды. Работал Булат Окуджава редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».В кругу личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер. В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работала, занимаешься исключительно творческой деятельностью. В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы. Вечер был организован литературоведом Львом Яковлевичем Лившицем, с которым Булата связывали дружеские отношения. В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус». В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат более чем в 80 фильмах. В этом же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня «Прощание с Польшей» –в нём было в исполнении автора. Вместе они создали 32, наиболее известные из которых песня «Ваше благородие, госпожа удача» в фильме «Белое солнце пустыни», «Песенка кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви». Песни Булата Окуджавы распространялись в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмёмся за руки, друзья», «Пока Земля ещё вертится»(молитва Франсуа Вийона) стали гимнов многих слётов молодёжи и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польская поэтесса Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский язык. В 1961 году Окуджавадебютировал как прозаик:в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр»,отдельным изданием вышла в 1967 году. Опубликованы повести:«Бедный Абросимов» («Глоток свободы») в 1969 году о трагических страницах истории декабристского движения, «Похождения Шипова или Старинный водевиль» в 1971 году и написанные на историческом материале начало XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1 – 1976 году, часть 2 –1978 году) и«Свидание с Бонапартом» в 1983 году. С началом перестройки Булата Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию. В 1989 году член учредитель русской русского центра. В 1992 году комиссии по помилованию при президенте РФ, в 1994 года член комиссии по Государственным премиям РФ. В 1993 году подписал «Письмо 42» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединения», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над организаторами и участниками событий октября 1993 года в Москве. В 1990 годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкино. В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Израиля, Германии и Канаде. 23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в штаб-квартире Юнеско в Париже. 12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже в пригороде Кламар, в Военном госпитале. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печёрского монастыря. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Награды Булата Шалвовича Окуджавы за ратный труд и заслуги в развитии российской словесности: Медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне». Приз Золотой венец Югославия 1967. Орден Дружбы народов 1984. Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия 1985. имя Окуджавы присвоено малой планете1985. Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990). Премия «ПеньоПенев», Болгария (1990). Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991). Лауреат Государственной премии СССР 1991. Премия русский Букер 1994 за автобиографический Роман «Упразднённый театр». Почётный гражданин Калуги 1996. Медаль «За оборону Кавказа». Почётная медаль правления Советского фонда мира. Из поэтического наследия Булата Окуджавы О Володе Высоцком я песню придумать решил: Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом О Володе Высоцком я песню придумать хотел, Вселенский опыт говорит, Пожелания друзьям Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Давайте горевать и плакать откровенно, Давайте понимать друг друга с полуслова, Ты сидишь на нарах посреди Москвы. Чуть за Красноярском – твой лесоповал. Вождь укрылся в башне у Москвы-реки. Я живу в ожидании краха. Я живу в ожидании краха, Все кончается на полуслове
|