Окр предмет в школе что такое
Памятка для учителей
На данный момент более 15-20 % детей и подростков страдает от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Многие больные пытаются скрывать свои досадные симптомы – они боятся возможной реакции своих друзей или учителей.
Важно помнить о том, что родители далеко не всегда первыми замечают наличие каких-то проблем у своего ребёнка. Дети и подростки проводят в школе много времени, и вы как работник школы находитесь на очень выгодной позиции, которая даёт вам возможность наблюдать за учащимися и общаться с ними продолжительное время. Кроме того, у работников школы есть возможность получить информацию от других учеников, которые видят, что их одноклассник постоянно расстроен или странно себя ведёт.
В этой памятке представлен обзор проявлений ОКР у детей и подростков – вы получите представление о симптомах этого расстройства и узнаете о том, как вы можете помочь учащимся и их родителям справиться со всеми этими проявлениями.
Что такое окр?
ОКР – это тревожное расстройство, характеризующееся неприятными и назойливыми мыслями, образами, сомнениями или позывами (которые называются обсессиями), а также повторяющимися и иррациональными моделями поведения (которые называются компульсиями). Компульсии, — также известные как «ритуалы», — могут выражаться в виде моделей, поддающихся наблюдению (например, постоянное мытье рук или привычка барабанить пальцами), либо в виде каких-то действий, совершаемых на психическом уровне (например, человек пытается нейтрализовать негативные мысли позитивными). Компульсии обычно являются способом снижения интенсивности неприятных эмоций, возникающих из-за обсессий. ОКР может выражаться во множестве различных форм, и интенсивность проявления симптомов варьируется от умеренной до серьёзной. Ребёнок, страдающий от ОКР, может испытывать сильнейшую тревожность и расстройство чувств, а проявления этого расстройства могут отнимать у него много времени.
К самым распространённым обсессиям относится:
К самым распространённым компульсиям относится:
Хорошие новости заключаются в том, что ОКР успешно поддаётся лечению, и результаты исследований позволяют утверждать, что чем скорее начать терапию, тем быстрее будет результат лечения. Мы рекомендуем использовать для лечения ОКР Эриксоновский гипноз и Технику перемотки. Мы против антидепрессантов, нейролептиков и транквилизаторов, которые запрещено давать до 21 года, и они не способны вылечить ОКР, СДВГ, депрессию или панические атаки. Пытаться вылечить ОКР с помощью препаратов — это тоже самое, что пытаться выучить иностранный язык или математику с помощью таблеток. Мы настоятельно рекомендуем детям и подросткам, а также их родителям и школьным работникам начать активные действия прямо сейчас.
Какие признаки окр проявляются у детей и подростков в школе?
ОКР может повлиять на многие сферы жизни ребёнка или подростка, включая его школьную жизнь. Важно помнить о том, что ОКР воздействует на людей множеством различных способов, и некоторые признаки этого расстройства проявляются в школе и поддаются наблюдению, — к ним относится:
Усталость от постоянного совершения определённых ритуалов и общее изнеможение, вызванное симптомами ОКР, является одним из контрольных признаков наличия этого расстройства, которые можно наблюдать в школе.
Также вам следует помнить о том, что ОКР может ассоциироваться с другими расстройствами – такими, как депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС) и синдром Туретта.
Что я могу сделать для того чтобы помочь ученику?
Если вы заметите у учащегося какие-то признаки из списка, представленного выше, вам нужно прежде всего обратиться к инструкциям и рекомендациям, действующим в вашей школе, а также положениям, регламентирующим ваши действия при подозрении на наличие проблемы с психическим здоровьем учащегося. Точно так же, как и при наличии каких-то других проблем с психическим здоровьем учащихся, школьные работники должны наладить эффективное взаимодействие с учащимся, страдающим от ОКР, его родителями/опекунами и другими учреждениями и специалистами, которые могут быть вовлечены в лечение учащегося.
Совместная работа, направленная на достижение одних и тех же целей, и использование последовательных стратегий управления симптомами ОКР как в школе, так и дома, позволит достичь наилучших результатов и окажется очень полезной для ребёнка или подростка. При этом важно помнить о том, что в некоторых случаях симптомы этого расстройства гораздо интенсивнее проявляются дома, а не в школе. Эта особенность может стать преимуществом, однако учителям также необходимо помнить о том, что как сам больной, так и члены его семьи могут испытывать душевные страдания и значительные неудобства из-за проявлений ОКР в домашних условиях. Школьным работникам необходимо учитывать постоянное напряжение, которое переживает ребёнок или подросток, и негативное воздействие этого напряжения на его способности к обучению, — даже если на данный момент ему не требуется какого-то вмешательства на уровне школы.
Привычка учащегося снова и снова проверять свои работы может указывать на наличие ОКР.
Трудности в учебе и окр
В большинстве случаев при наличии ОКР ребёнок или подросток не испытывает каких-то особых трудностей в учёбе, кроме временных затруднений, которые наблюдаются во время проявления неприятных симптомов и активизации чрезмерной тревожности. Однако у некоторых учащихся, страдающих от ОКР, могут присутствовать специфические проблемы (например, дислексия) или более общие и глобальные трудности (они отстают от других учащихся своего возраста по всем предметам). Если эти трудности остаются не выявленными, ребёнок или подросток, страдающий от ОКР, может не получить той помощи и поддержки, которая ему необходима, и впоследствии его тревожность усилится ещё больше, либо он вообще перестанет ходить в школу. Учителям нужно понаблюдать за работой учащегося (как в данный момент, так и в прошлом) и проанализировать её, и – при необходимости – привлечь к этому процессу школьного психолога. В ходе наблюдения за работой ребёнка педагоги и другие специалисты должны постоянно сотрудничать с его родителями и обсуждать с ними все её аспекты.
Помощь в классе – практические рекомендации и советы
Ниже представлено несколько советов и рекомендаций, касающихся помощи учащимся, страдающим от ОКР, в рамках школы и работы в классе:
Проведение классных часов, посвящённых ОКР, и разъяснение природы этого расстройства – замечательный способ информирования учащихся о проявлениях этого расстройств и его влиянии на жизнь человека
Статья об особенностях преподавания предмета «Окружающий мир»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МОУ Большераковская средняя общеобразовательная школа
Районное методическое объединение учителей начальных классов
Окружающий мир
как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы.
Пшенина Марина Владимировна,
учитель начальных классов
Окружающий мир – источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям» (И.Г. Песталоцци). В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развивается логически правильная речь и воображение. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи.
В начальной школе дети получают достаточно большой объём знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим.
Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.
В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить первое концептуальное (исходное) положение построение курса – целесообразно, чтобы он был интегрированным.
Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие функции.
1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовывать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.
5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.
При изучении этого предмета младший школьник:
— устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
— осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
— подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
— подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Очень важно установить правильное соотношение между естественнонаучным и обществоведческим содержанием. Такой связующей идеей стало содержание, отражающее различные виды человеческой деятельности и систему отношений человека и общества в целом к природной и социальной среде.
Предмет «Окружающий мир» даёт возможность использовать самые различные методы изучения: экскурсии, прогулки и наблюдения, использование наглядного материала, дидактические и ролевые игры, речевые разминки, логические задачи, творческие рассказы, задания с использованием музыки и живописи, опыты и эксперименты и др.
Рассмотрим подробнее некоторые методы работы, наиболее продуктивные и действенные, с моей точки зрения.
Методы наблюдения (экскурсии, целевые прогулки).
Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить определённые правила.
Правило 1. Чётко сформулировать общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Правило 2. Создать условия для результативного наблюдения: заранее продумать место проведения, расположения объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещён и т.п.
Правило 3. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.
Правило 4. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов – слух, вкус, обоняние.
Практические методы ( опыты и эксперименты).
Опыты формируют у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, её определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.
Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится если…». По ходу эксперимента и по его окончания учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.
Методы игры ( дидактические учебно-ролевые).
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или её создании обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить.
Ролевые игры особенно ценны для развития воображения. Необходимо специально, т.е. продуманно, систематически и целенаправленно учит детей принимать на себя роль и разыгрывать её в соответствии с замыслом, вступать во взаимодействие с другими участниками игры, строить сюжет и т.п. Начало игры – создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т.п. Дети распределяют роли. Учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чём пойдёт разговор, что может произойти и т.п. Основная цель – развитие умения слушать партнера, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от игрового поведения других участников игры.
Творческие задания (рассказывание, задания с использованием музыки и живописи).
Всё, что дети узнают, им хочется использовать в своей продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, оформляют выставки, придумывают стихи и рассказы, участвуют в концертах, спектаклях и т.п. В первом – втором классах они участвуют в игровых диалогах, рисуют на пленэре, участвуют в подготовке альбомов загадок, потешек. В третьем – четвёртом классах важной формой работы становятся выпуски классных тематических газет и подготовка сообщений на уроках из дополнительных источников и энциклопедий.
Виды работ на уроках.
Урок 14. «Родная природа». Экскурсия «Зелёное поле».
Урок 25. «Родная природа». Праздник (совместно с родителями) «Осенины».
Урок 49. Опыт «Лук: сроки выгонки зелёных перьев» (проект).
Урок 51. «Родная сторона». Выпуск тематической газеты к 8 марта.
Урок 52. «Родная природа». Экскурсия «Звуки весны».
Урок 2. Введение. «Что изучает история». Стенд «Русь моя православная».
Урок 32. Экскурсия на элеватор. «Как из зёрнышка получилась булочка».
Урок 36. Стенд «Как мир велик».
Урок 43. Альбом «Мода прошлого и современность».
Урок 53. Журнал «Ярмарка».
Рождественский спектакль «Ёлочка».
Урок 30. Макет «Православный монастырь». Стенд «Ордена России».
Урок 33. Поездка на «Сретенский фестиваль».
Урок 34. «От обряда к театру». Инсценировки «Сценки для большой
Структура изучения предмета «Окружающий мир»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Структура изучения предмета «Окружающий мир»
Многие годы начальные школы страны работали по единым программам и учебникам природоведения, которые выполняли роль стандартов. Это объединяло педагогическое пространство в государстве.
Растущая в последние годы вариативность начального естественно-научного образования породила ряд проблем. Множество программ и учебников, действующих в начальной школе, дают учителю возможность выбора, но при этом образование страдает из-за отсутствия согласованной содержательной основы.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Очень важно с самых первых шагов ребѐнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нѐм.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре.
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нѐм человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.
Главная цель изучения курса – воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире.
В 1 классе изучается предмет «Я и мир вокруг». Цель его изучения – показать всеобщую взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом дети познают мир, сравнивая его с собой как наиболее известным объектом. Разрабатывая содержание программы для 1 класса, авторы руководствовались правилом «от близкого – к далекому». Вначале дети знакомятся с ближайшим окружением (домом, школой, улицей, городом), а затем узнают о значении природы и ее компонентов.
Глобальный подход к изучению природы, лежащий в основе построения программ последующих лет обучения, требует знания «языка», на котором можно говорить о нашем общем доме – Земле, поэтому во 2 классе дети изучают язык географических карт. Этот курс называется «Наша планета Земля». Школьники учатся «путешествовать» по карте и знакомятся с законами и правилами, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, объяснять его устройство.
В 3 классе курс представлен двумя книгами – «Обитатели Земли», в которой изучается биосфера, ее история, роль живых организмов в поддержании круговорота веществ, и «Мое Отечество» (авт.д. Д. Данилов, С. В. Тырин, Н. В. Иванова), посвященная нашей стране – России и ее национально-государственным ценностям и достижениям.
В 4 классе ученики познают мир, пользуясь книгами «Человек и природа» и «Человек и человечество». Из первой дети узнают о строение организма человека, его месте в биосфере Земли и происхождении рукотворного мира. Во второй раскрываются новые уровни знаний об обществе и психологическом мире человека.
Естественно-научное содержание учебников-тетрадей довольно сложное. Учителю, работающему в данной системе, необходимо хорошо знать биологию, экологию, эволюционную теорию, географию. При необходимости возможно организовать консультацию предметников как для учителя, так и для родителей.
Курс Н. Я. Дмитриевой и А. В. Козакова «Мы и окружающий мир» носит интегрированный характер. Его содержание составляют материалы из астрономии, географии, биологии и истории. По мысли авторов от 1 к 4 классу должна прослеживаться цепочка взаимодействий, которая включает следующие звенья: единство неживой и живой природы; роль развития человека и общества на разных этапах истории; постепенное высвобождение человека из-под власти природы; вмешательство человека в природу. В 1 классе она дается в самом общем виде, но здесь уже закладывается исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Во 2 классе на первый план выступают пропедевтические знания основ наук, изучающих неживую и живую природу (астрономии, географии, биологии) и методы познания мира.
Курс 3 и 4 классов насыщен историческим содержанием, которое авторы пытаются связать с вопросами естествознания. Прослеживается путь развития человеческого общества, в процессе которого человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливал влияние на природу, что привело к нарушению экологического равновесия. В программах подчеркивается, что только согласование развития человеческого общества с законами природы поможет избежать необратимых экологических катастроф.
Урок в образовательной системе «Школа 2100»
С целью активизации познавательной деятельности детей при изучении курса проводятся уроки с использованием групповой и индивидуальной работы, применением игр и игровых ситуаций.
Работу по формированию знаний предлагается вести в несколько этапов:
1. Непосредственное наблюдение за объектами и явлениями природы. Постановка проблемной ситуации.
2. Усвоение готовой информации или совместное открытие знаний.
3. Применение знаний и умений в знакомой ситуации.
4. Творческое применение знаний в новой ситуации.
5. Подведение итога.
В 1 классе урок строится на основе жизненного опыта детей и включает следующие этапы:
– введение к уроку (актуализация опыта или практическая работа);
– объяснение правила учителем;
– практикум по применению знаний;
– подведение итогов работы.
На первом этапе учитель задает проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ученики предлагают свои пути решения проблемы, которые им подсказывает жизненный опыт.
На втором этапе урока рассказ учителя помогает «установить связь вещей в маленьком мирке». При этом большая часть работы человечества по открытию законов природы опускается, и информация сообщается детям в готовом виде – в виде правила, наводящего порядок в окружающем мире.
Самая продолжительная часть урока посвящена самостоятельному применению полученных знаний при выполнении заданий в учебнике тетради. Очень важен последний этап работы, на котором обсуждаются результаты работы и выясняется главное содержание изучаемой темы.
В последующих классах схема урока усложняется.
На первом этапе предлагается знакомить учащихся с новым опытом. Это может происходить путем разыгрывания проблемной ситуации или демонстрации опыта, результаты которого нужно объяснить.
Второй этап состоит в совместном открытии знаний, знакомстве с законами, выведенными учеными. Это происходит во время учебных дискуссий и работы с учебником-тетрадью.
Третий этап посвящен практикуму по применению полученных знаний как в знакомой ситуации, так и в новых, нестандартных ситуациях. Число заданий в учебнике-тетради избыточно, поэтому ученики могут выбрать задания для работы самостоятельно в зависимости от интереса и возникших вопросов.
На четвертом эта пе подводятся итоги работы, задается домашнее задание.
Урок в системах развивающего обучения
Структура урока в системе Л. В. Занкова может существенно варьироваться. Цели урока подчиняются не только формированию и проверке ЗУН, но и развитию свойств личности ребенка. Урок строится в форме сотрудничества учителя и учащихся.
Основная методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается посредством создания проблемных ситуаций, составления и обсуждения плана урока вместе с учащимися, создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, опоры на субъектный опыт учеников, стимуляции детей к выполнению задания различными способами, высказыванию своей точки зрения без боязни ошибиться, использования на уроке разноуровневого дидактического материала, дающего ученику свободу выбора, оценивания (правильно-неправильно) не только конечного результата, но и всего процесса деятельности.
Можно выделить следующие особенности урока в системе Занкова:
– гибкая структура, конкретизация целей, методов и средств обучения в зависимости от назначения урока и его тематического содержания;
– ход познания – «от учеников»;
– преобразующий характер деятельности детей: наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности;
– самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями;
– включение ориентировачно-исследовательской реакции, творческой инициативы учеников путем использования эффекта неожиданности заданий;
– помощь и поощрение со стороны учителя;
– организация учителем коллективного поиска, создание ситуаций общения с помощью вопросов и заданий, пробуждающих самостоятельную мысль учеников, инициативу в выборе способов работы;
– создание обстановки для естественного самовыражения детей.