Окр и сэ 4 класс что это
Окр и сэ 4 класс что это
«Основы религиозных культур и светской этики».
Одним из актуальных аспектов деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
На достижение этой цели и направлено введение в четвертых классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики).
Нормативными основаниями введения курса ОРКСЭ являются:
1) Конституция РФ (ст. 13,14);
2) Закон РФ «Об образовании» (п. 4 ст. 14);
3) Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 5);
4) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
5) Главный – поручение Президента РФ.
6) Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 г. № 84-р. читать
7) Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
— от 31.01.2012г. №69 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»; читать
— от 01.02.2012 г. №74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 ». читать
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
Основы православной культуры»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры»;
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики».
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательный процесс Учреждения определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций Учреждения во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Комплексная организация курса и возможность выбора для изучения одного из шести модулей обеспечивает удовлетворение культурно-образовательной потребности родителей (законных представителей) в более тесном приобщении ребенка к духовным традициям его семьи — религиозным или светским.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, традиционными религиями в России и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса.
Новый учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Он является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса начальной и основной школы и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития младшего подростка.
Основной принцип, заложенный в содержании курса — общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России — воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного предмета и системы межпредметных связей педагогически моделирует, содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций России.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья по ведению курса ОРКСЭ.
Очень часто родители задают вопросы, которые касаются курса ОРК и СЭ.
Когда и для кого введён этот курс? Зачем его должны изучать дети?
С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации введен обязательный для изучения в 4 классе школы комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Курс апробирован в 2010 – 2011 годах в общеобразовательных школах 19 регионов Российской Федерации.
Выбор 4 класса обусловлен несколькими причинами:
Социально – психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРК и СЭ;
К 4 классу, как правило, установлены доверительные отношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРК и СЭ;
В 4 классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
Курс введен с целью формирования у младшего подростка мотивации к нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу культур и мировоззрений.
Структура предмета ОРК иСЭ:
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
1.Основы православной культуры
2.Основы исламской культуры
3.Основы буддийской культуры
4.Основы иудейской культуры
5.Основы мировых религиозных культур
6.Основы светской этики
Все модули предмета соединяются 4 общими тематическими блоками:
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Основы традиционных религий и светской этики
Традиционные религии и этика в России
Духовные традиции многонационального народа России
Родителям нужно ответственно отнестись к выбору модуля в рамках курса ОРК и СЭ, понимая, что они выбирают мировоззренческую основу для своего ребёнка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живёт Ваша семья. Ваше непосредственное участие понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов, которые без помощи старших не сможет осуществить ребёнок.
Курс ОРК и СЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года, 1 час в неделю.
Материалы уроков есть в Интернет на сайтах, где представлены итоги апробации курса ОРК и СЭ в регионах в 2009 – 2011гг, в которых он преподавался.
Материалы по отдельным модулям представлены на сайтах религиозных организаций, конфессиональных образовательных учреждений.
Список основных обсуждаемых тем представлен в Примерной программе комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики», а полный список основных тематических единиц модулей ОРК и СЭ представлен в Приказе Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012года.
Освоение курса должно обеспечить:
Понимание духовности, нравственности, морально- ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
Знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
Формирование первоначального представления об отечественной религиозной культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
Знание, понимание и аринятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
Укрепление духовной преемственности поколений.
Основные принципы преподавания курса6
Преобладание воспитательного аспекта.
Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Рабочая программа по ОРКи СЭ для 4 класса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Демьянка»
Рабочая программа
«Начальная школа XXI века»
ОРКиСЭ
Модуль: «Основы светской этики»
4 класс
Плотникова Любовь Михайловна,
учитель начальных классов
2014-2015 учебный год
«Начальная школа XXI века». ОРКиСЭ. Модуль «Основы светской этики». 4 класс
Наименование дисциплин, входящих в заявленную учебную программу
Вид учебной программы
Соответствие УМК учебному стандарту
ОРКиСЭ
Модуль «Основы светской этики»
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль « Основы светской этики» (4 класс) построена и реализуется на основе следующих документов:
1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об Образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357). Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС
5. Образовательная программа МАОУ «СОШ п. Демьянка»
6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ
Учебный план МАОУ «СОШ п. Демьянка» на 2014-2015учебный год.
Модуль «Основы светской этики» по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают нравственное воспитание школьников, духовное развитие детей, развитие толерантности и уважения к другим культурам, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству у подрастающего поколения, что подразумевает изучение особенностей национальных культур, социальных явлений и традиций, культуроведческих основ.
В связи с этим актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящий школьников с основами различных мировоззрений, и опирающийся на нравственные и духовные ценности и традиции, а также гуманизм.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
* знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
* развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
* обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
* формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКиСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКиСЭ
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКиСЭ заложены базовые национальные ценности: социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта один учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа
Результаты освоения курса «Основы светской этики»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
* формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
* формирование семейных ценностей;
* становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
* формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии, народов, культур и религий;
* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
* развитие навыков сотрудничества
* готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
* понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
* формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в российской культуре;
* становление внутренней установке личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
* осознание ценности человеческой жизни
* освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку события;
* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных. Культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
* умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен:
* приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
* получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения. Уяснят смысл знакомых терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом «Окружающий мир».
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает: установление контакта с семьёй, выработку согласованных действий и единых требований.
Структура учебного курса
Название раздела, блока
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.
Духовные традиции многонационального народа России
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфесиионального диалога — факторы общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы — народ России — едины. У нас общие язык, культура, история, территория, государство, и главное, сходные нравственные основы.
В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение 2 блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и выполнением несложных творческих работ.
В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики, в содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре курса ОРКиСЭ.
Варианты использования образовательных технологий
Игровые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающий подход.
Сообщение темы и целей урока
Проблемное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии.
Работа по теме урока.
Технология активного учебного процесса, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология, развивающее обучение, игровые технологии, проблемное обучение
Рабочая программа по курсу ОРК и СЭ 4 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рабочая программа по курсу
« Основы религиозных культур и светской этики ».
Рабочая программа по курсу: « Основы религиозных культур и светской этики » составлена на основе:
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;
— авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012.
— Комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.]. – М.: Просвещение, 2012.
— учебного плана МБОУ СОШ №9;
— требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.
Цель: Формирование нравственных качеств личности.
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика курса.
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКиСЭ:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКиСЭ
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Место учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения и учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули :
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Ключевые идеи программы:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Духовные традиции многонационального народа России.
Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)
Изучение в средней школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер.
Рабочая программа составлена по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» рассчитана на 34 учебные недели (по 1 часу в неделю).
Наименование раздела, блока
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.