Окосжт основного средства что

Классификатор основных средств по амортизационным группам

Чтобы верно рассчитать амортизацию в налоговом учете, бухгалтер сначала должен узнать срок полезного использования основного средства (ОС). Зная срок, несложно определить амортизационную группу (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы

Как же узнать срок полезного использования? Для этих целей существует специальная классификация ОС.

Всего существует 10 амортизационных групп согласно вышеупомянутой классификации. Самый малый срок использования ОС — год, данному сроку соответствует первая группа. В десятой группе учитывают ОС со сроком более 30 лет. Бухгалтеру можно найти нужную группу по коду ОКОФ или названию ОС.

Амортизационные группы основных средств — 2021: таблица

Представляем вам таблицу распределения основных средств по группам. Для наглядности в третьем столбце таблицы приведем примеры. В столбце «Срок полезного использования» информацию следует читать так: если указан временной интервал 3–5 лет — значит, ОС можно использовать более 3 лет до 5 лет включительно.

Срок полезного использования

Первая1 — 2 годаМашины бурильные (ОКОФ 330.28.92.12.130)Вторая2–3 годаСпортплощадки для спортивных игр на открытом воздухе (ОКОФ 220.42.99.12)Третья3–5 летЛегковые автомобили (ОКОФ 310.29.10.2)Четвертая5–7 летТочки доступа WiFi (ОКОФ 320.26.30.11.190)Пятая7–10 летРезервуары и газгольдеры (ОКОФ 220.25.29.11.100)Шестая10–15 летКонтейнеры общего назначения для хранения грузов (ОКОФ 330.29.20.21.110)Седьмая15–20 летЛитературные произведения (ОКОФ 740.00.10.01)Восьмая20–25 летПолотно железнодорожное двупутное (ОКОФ 220.42.12.10.111)Девятая25–30 летЭлектростанции (ОКОФ 220.42.22.13)ДесятаяБолее 30 летЖилые здания и помещения (100.00.00.00)

Как определить амортизационную группу

Распределить ОС по конкретным группам несложно. Здесь бухгалтеру понадобится название объекта или ОКОФ. По этим параметрам нужно найти свой объект в классификации — рядом с искомым объектом будет обозначена нужная группа.

Бывают основные средства довольно специфичные, их может не оказаться в классификации. Тогда можно утвердить срок возможной эксплуатации ОС, исходя из его характеристик.

Определив срок, останется лишь посмотреть, к какой группе принадлежит ОС с данным сроком использования.

Источник

Что относится к основным средствам предприятия

Окосжт основного средства что. Смотреть фото Окосжт основного средства что. Смотреть картинку Окосжт основного средства что. Картинка про Окосжт основного средства что. Фото Окосжт основного средства что

Понятие и состав основных средств

Что такое ОС? В состав основных средств предприятия входят активы, которые имеют материальное выражение и строго отвечают установленным законодательно критериям, на которых мы подробнее остановимся в следующем разделе статьи.

К таким активам относят здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, предназначенные для измерений и регулировок, ЭВМ, транспорт, инструменты, инвентарь, объекты дорожной инфраструктуры, а также прочие виды активов.

В сельхозорганизациях к основным средствам относится племенной и рабочий скот, многолетние растения.

Важно! Объекты материальных активов не относятся к ОС, если они находятся на складах торговых либо производственных предприятий, изготавливающих их. В этом случае они учитываются как товары, предназначенные для продажи, либо как готовая продукция.

В учетной политике (далее — УП) организаций для целей бухучета может быть предусмотрен стоимостный лимит, ниже которого активы, удовлетворяющие критериям признания их как объектов ОС в бухгалтерском учете, могут быть классифицированы как материально-производственные запасы. При этом указанный лимит не должен превышать:

С 2022 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

По общему правилу капитальные вложения не относятся к основным средствам предприятия. Капитальные же вложения в арендованные объекты основных средств могут быть включены в их состав.

ОС, использование которых ограничивается сдачей в аренду, в бухучете и отчетности признают доходными вложениями в материальные ценности.

Что входит в группу основных средств: критерии

Для того чтобы признать имущество в качестве объекта основных средств в бухучете, нужно соблюсти еще 4 основных условия:

Несмотря на то, что ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01 предусмотрено только 4 требования, полагаем, что в качестве дополнительного критерия признания ОС в бухучете стоит рассмотреть возможность определения начальной стоимости объектов ОС.

Так, ФСБУ 6/2020 (до 2022 года действовало ПБУ 6/01) содержит конкретное указание на то, что ОС принимаются в бухучете по первоначальной стоимости. Следовательно, невозможность ее определения должна поставить под сомнение любую возможность признать ОС.

О применении указанных выше критериев см. в статьях:

ОС постепенно теряют свои первоначальные качества. При этом выделяют 2 вида износа основных фондов: физический и моральный.

Учет капитальных вложений в арендованные объекты ОС

Капитальные вложения, произведенные в арендованные объекты ОС, тоже можно признать основными средствами. В данной ситуации возможны 2 варианта: когда арендодатель компенсирует стоимость капитальных вложений и когда он подобные затраты не компенсирует.

При 1-м варианте подобные вложения в арендованное имущество не формируют объект ОС у арендатора, поскольку тогда результат этих вложений принадлежит арендодателю. Такие затраты аккумулируются на счете учета капвложений с их последующим списанием на счет учета расчетов с арендодателем.

При 2-м варианте, соответственно, капитальные вложения после их окончания могут формировать стоимость отдельного объекта основных средств.

В том случае, если арендодатель возмещает, например, не всю стоимость капитальных вложений, а за вычетом износа, часть не возмещенной в таком порядке стоимости может также формировать стоимость отдельного объекта ОС.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы отражаете неотделимые улучшения в учете, в т. ч. убедитесь в корректности сделанных проводок. Эксперты К+ рассказали, как надо организовать учет по новым ФСБУ, действующим с 2022 года, и как нужно было делать по старому ПБУ 6/01. Если у вас доступа к К+ нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Готовое решение.

Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС

В целом как ФСБУ 6/2020 (действующий с 2022 года) и ПБУ 6/01 (действующий до конца 2021 года), так и НК РФ содержат сходные определения ОС. Главные различия могут быть сведены к следующему:

Подробнее о возможных способах ликвидации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом см. в статье «Учет основных средств стоимостью до 100 000 рублей».

Хотите удостовериться, что верно организовали налоговый учет ОС? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.

Итоги

Основные средства — важная составляющая имущества любого предприятия. Правильная квалификация объектов, которые относятся к основным средствам, — залог не только корректного ведения бухучета таких активов, но и возможность управлять затратами предприятия и избежать нежелательных налоговых последствий.

Источник

Организация бухгалтерского учета основных средств в «ЕК АСУФР SAP R/3» ОАО «РЖД»

Окосжт основного средства что. Смотреть фото Окосжт основного средства что. Смотреть картинку Окосжт основного средства что. Картинка про Окосжт основного средства что. Фото Окосжт основного средства что

Рубрика: Информационные технологии

Дата публикации: 10.01.2016 2016-01-10

Статья просмотрена: 13430 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, А. В. Организация бухгалтерского учета основных средств в «ЕК АСУФР SAP R/3» ОАО «РЖД» / А. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 76-81. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25117/ (дата обращения: 28.12.2021).

Ключевые слова: Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР), система, SAP R/3, автоматизация, основные средства, основная запись.

В настоящее время в железнодорожной отрасли активно производится внедрение проекта ЕК АСУФР, основной задачей которой является создание автоматизированной системы управления, которая в совокупности охватывает сферы учета и отчетности. Основой функционирования данной системы служат специализированные вычислительные комплексы, в составе которых содержится высокопроизводительный сервер системы R/3, а также группа клиентов системы R/3. Они объединены в единую локальную сеть, которая, в свою очередь, является сегментом локальной сети ОАО «РЖД».

Основа производственно-хозяйственной деятельности любой организации состоит не только в использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов, но также и в использовании основных средств. Дело в том, что основные средства играют большую и незаменимую роль в трудовом процессе: они определяют производственную мощь предприятия, образуя в своей совокупности его производственно-техническую базу. Соответственно, важна и правильность, полнота, своевременность их учета, чему способствует высококачественная автоматизированная система управления. SAP R/3 — это бухгалтерская программа, являющаяся автоматизированной системой, которая позволяет планировать ресурсы крупных организаций, полностью и абсолютно точно рассчитывать все показатели, формировать единое информационное пространство.

Для начала рассмотрим значение ЕК АСУФР, а также систему SAPR/3, применяемую в качестве основного продукта, реализующего прикладную функциональность ЕК АСУФР.

Основной задачей Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами является единая и систематическая автоматизация деятельности объектов российских железных дорог, которая осуществляется в условиях единого процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью на основе комплексного и неделимого информационного пространства.

ЕК АСУФР — Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами. [3]

Данная система создана согласно Концепции информатизации железнодорожного транспорта Российской Федерации и полностью охватывает инфраструктуру железных дорог нашей страны. Эта многофункциональная система управления позволяет не только отчетливо следить за системой финансового и бухгалтерского учета, выработать и поддерживать единую методологию учета, но и способствует интеграции и повышению эффективности координирования абсолютно всеми бизнес-процессами.

Специалисты ОАО «РЖД» посредством ЕК АСУФР в режиме реального времени контролируют основные показатели деятельности в финансовой области (осуществляют контроль денежных потоков, контроль над целевым использованием денежных средств, наличием запасов), в области имущества, материально технического снабжения.

ЕК АСУФР не имеет аналогов во всем мире, как по охвату, так и по объему операций.

С ее помощью имеется возможность объединения таких систем, как:

 поддержки принятия решений;

 управления финансами и ресурсами предприятия.

Основа ЕК АСУФР — это система управления предприятием фирмы SAP R/3 на всех уровнях управления отраслью. Благодаря чему обеспечивается и поддерживается необходимая открытость данной системы. Для учета и контроля над изменениями внешних условий функционирования Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами, в составе R/3 содержатся средства настройки функционирования любой компоненты или внешних интерфейсов системы.

Система SAPR/3, применяемая в роли основного продукта, который реализует прикладную функциональность ЕК АСУФР, обеспечивает следующие функциональные преимущества:

1) R/3 применяют на всех уровнях, используют как для автоматизации отдельного предприятия или группы предприятий, так и для автоматизации управления денежными потоками в пределах многоуровневой корпорации. Что подтверждает универсальность системы.

2) R/3 имеет модульный принцип построения, что увеличивает функциональность ЕК АСУФР на каждом из уровней, а значит, в рамках единого комплекса решен вопрос интеграции задач управления.

3) Функции, реализованные средствами R/3, свободно и быстро приспосабливаются к увеличению количества объектов управления и рабочих мест пользователей ЕК АСУФР.

4) Посредством специальных функций системы R/3, можно способствовать непосредственному взаимодействию между ЕК АСУФР различных уровней, путем информационного объединения базы данных и исключения передачи данных с уровня на уровень через промежуточные структуры.

Система SAP R/3 — многофункциональна в своих областях (Учет и отчетность, Логистика и Персонал), а также во множестве модулей, на которые каждый из них подразделяется. К примеру, чтобы автоматизировать управление финансовой деятельности, существуют следующие прикладные модули системы SAPR/3: Финансы (FI), Производственное планирование (PP), Управление проектами (PS), Управление основными средствами (AM), Контроллинг (CO), Сбыт (SD), Управление материальными потоками (MM) и многие другие. Так, посредством множества модулей можно использовать не только отдельные компоненты данной системы, но и их различные комбинации. Кстати, все модули объединены между собой в режиме реального времени.

Обратим наше внимание на модуль «Управление основными средствами».

Что такое основные средства?

Основные средства состоят из стоимостного выражения средств труда и предметов непроизводственного назначения. То есть, это основные фонды, которые постепенно переносят свою стоимость на выпускаемую продукцию частями и по мере износа, в течение нескольких производственных циклов. В отличии от оборотных средств, в производственном процессе основные средства используются многократно и не изменяют свою натурально-вещественную форму. Наряду с оборотными средствами, основные средства — это составляющий элемент уставного капитала организации, и, благодаря их эффективному использованию организация может регулировать результат своей хозяйственной деятельности.

Итак, рассматриваемый нами модуль «Управление основными средствами», позволяет вести управление и учет основных средств и включает в себя такие элементы, как например: замена основных средств, ремонт оборудования, техническое обслуживание, техническое управление основными средствами, амортизация основных средств, управление инвестициями, продажа активов и, собственно, традиционный бухгалтерский учет основных средств.

Рассмотрим подробнее как же на практике осуществляется организация учета основных средств в системе SAPR/3.

Известно, что внедрение финансово-экономической системы должно быть направлено на улучшение функционирования организации и обеспечение выживания в конкурентных условиях. Поэтому, чтобы добиться эффективного функционирования организации, повысить ее конкурентоспособность, необходим переход от классических и устоявшихся структур, ориентированных на функции, к более гибким и разносторонним формам, ориентированным на процессы. С помощью соответствующих инструментальных средств системы такой переход может быть осуществлен (для SAP R/3 — это «Бизнес-инжиниринг»). Способ настройки рассматриваемой системы является одним из показателей ее технического уровня: чем больше возможность настройки и конфигурирования системы без потребности в ее переписывании, тем выше технический уровень. Система SAP R/3 — конфигурируемая система, а это значит, что организация, которая ее приобретает, настраивает систему под свои параметры в соответствии со спецификой осуществляемой деятельности (то есть, будет работать с индивидуальной версией SAP R/3).

В соответствии с этим, речь пойдет о Единой Корпоративной Автоматизированной Системе Управления Финансами и Ресурсами ОАО «РЖД» на версии ECC 6.0, а конкретнее — о создании основной записи основного средства в SAPR/3.

Операция создания основной записи основного средства в данной системе осуществляется при вводе объектов основных средств в эксплуатацию. Данные, которые вносятся в основную запись, формируют инвентарную карточку основного средства. Вообще, процесс создания такой записи систематизирован и логически построен, что значительно облегчает учет и работу бухгалтеров в принципе.

При создании основной записи, не избежать использования справочников, формирующих бухгалтерскую и статистическую отчетность по основным средствам. Это такие как:

 Указатель инвентарных объектов (УИО), позволяющий провести классификацию объектов основных средств, определить срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета, амортизационную группу и код ОКОФ (Общероссийского классификатора основных фондов) и помогающий формировать отчетность с использованием этих классификаторов;

 ОКОФ — справочник, являющийся основным классификатором основных средств в РФ и помогающий формировать отчетность;

 ОКОСЖТ (Отраслевой классификатор основных средств железнодорожного транспорта), помогающий формировать отчетность в разрезе данного отраслевого классификатора;

 Справочник строк 6-жел: по форме 6-жел осуществляется разбивка основных средств по видам отрасли;

 Справочник видов собственности имущества: в системе SAPR/3 — это поле «Код собственности». Он указывает вид собственности объектов основных средств и классифицирует их для формирования Формы 5.

 Справочник льгот налога на имущество: в системе SAPR/3 — это поле «Код классификации»;

 Справочник видов деятельности основных средств;

 Справочник материально ответственных лиц;

 Справочник по амортизационным группам.

При сохранении в системе основного средства, автоматически ему будет присвоен номер основного средства (диапазон номеров определяется для каждого класса основных средств).

Итак, для создания основной записи основного средства из транзакции Z00ATDS4 «Меню бухгалтера по учету основных средств» проделаем следующий путь: выбираем в меню пункт: «Основное средство» и далее — «Создать». После чего на экране появится окно: «Создание основного средства: Экран запроса» (рис.1), в котором в вертикальном порядке будет представлена группа полей для обязательного заполнения пользователем:

Окосжт основного средства что. Смотреть фото Окосжт основного средства что. Смотреть картинку Окосжт основного средства что. Картинка про Окосжт основного средства что. Фото Окосжт основного средства что

Рис. 1. Окно «Создание основного средства: Экран запроса»

Рассмотрим значения этих полей.

Класс Основных Средств: необходимо определить класс основного средства (его можно найти в таблице «Соответствие классов ОС счетам Главной книги»);

БЕ: указать номер балансовой единицы (дело в том, что рассматриваемая структура ОАО «РЖД» осуществляет ведение бухгалтерского учета в одной балансовой единице);

Число одинаковых Основных Средств;

Группа полей «Образец»: заполняют в случае, если основная запись основного средства создается по образцу.

Окончив заполнение полей, необходимо подтвердить внесенные данные, нажав кнопку «ENTER», которая в системе выглядит следующим образом (рис.2):

Окосжт основного средства что. Смотреть фото Окосжт основного средства что. Смотреть картинку Окосжт основного средства что. Картинка про Окосжт основного средства что. Фото Окосжт основного средства что

Рис. 2. Кнопка «ENTER»

Далее на экране высветится следующая группа полей для заполнения, содержащая три основных раздела:

Первый — «Общие данные», включающий, в свою очередь, поля: Название, Текст основной номер основного средства, Выбор счета, Серийный, Инвентарный, Номенклатурный и Сетевой номер основного средства, Количество и Дата ввода в ОАО «РЖД»;

Второй — «Инвентаризация»: Дата последней инвентаризации и Ссылка;

Третий — «Информация о проводках».

После подтверждения данных появится окно «Указатель инвентарных объектов» (рис 3):

Окосжт основного средства что. Смотреть фото Окосжт основного средства что. Смотреть картинку Окосжт основного средства что. Картинка про Окосжт основного средства что. Фото Окосжт основного средства что

Рис. 3. Окно «Указатель инвентарных объектов»

Таким образом, на практике мы можем наблюдать тот факт, что при создании основной записи в системе SAP R/3 обязательно необходимо использовать справочники, формирующие бухгалтерскую и статистическую отчетность по основным средствам. Так, на данной стадии каждой создаваемой основной записи основного средства присваиваем позицию справочника Указателя инвентарных объектов либо ОКОФ (на рис. 3 они отображены в виде иерархической структуры). Различить их несложно: позиции справочника ОКОФ имеют последние 3 цифры кода равные «000», а справочника Указателя инвентарных объектов — отличные от «000». И, соответственно, если выбор нужно сделать из справочника ОКОФ, то дополнительно следует указать амортизационную группу. Далее, при заполнении групп полей основных данных, в обязательном порядке будут использоваться справочники, о которых в данной статье ранее было сказано.

Как в системе SAP R/3 осуществляется ведение справочников?

Для этого рассмотрим один из справочников — «Налоговые инспекции»: он предназначен для обобщения информации о налоговых инспекциях, на территории которых могут находиться объекты основных средств. В системе имеется окошко «Список налоговых инспекций», где таблица содержит шесть столбцов, имеющих названия соответственно:

1 — «Текст», в котором содержится код причины постановки на учет БЕ (КПП БЕ) в налоговой инспекции на территории которой находится имущество Балансовой Единицы;

2 — «ИМНС» — наименование налоговых инспекций;

3 — «Код налоговой инспекции»;

4 — «ОКАТО» (код территории, на котором находится объект основного средства);

6 — «Город/ Населенный пункт»;

Количество строк в таблице зависит от количества налоговых инспекций на территории нахождения объектов основных средств.

Отметим, что помимо создания основной записи, в системе возможно выполнение массы операций при учете объектов основных средств. Это: просмотр, изменение, блокирование, удаление основной записи основного средства; массовое изменение полей основной записи; массовая активация/деактивация признака «ОС остановлено» и некоторых других.

После создания основной записи основного средства, ее просмотр, изменение или блокирование можно производить, войдя в ту же самую транзакцию Z00ATDS4 «Меню бухгалтера по учёту основных средств». При просмотре данные основной записи основного средства не изменяются, а при изменении основной записи данные можно изменить. В случае удаления основной записи основного средства войти нужно в транзакцию Z00ATDS4 «Типовое рабочие меню бухгалтера по основным средствам». Удаление произвести возможно, только если на основном средстве нет значений, а также если по нему не было движений. Если в стандартной карточке основного средства (основной записи основного средства) не предусмотрены дополнительные поля Инвентарной карточки (например, закладки: переоценка, амортизация, драгоценные металлы и т. д.), то их можно заполнить.

Путь по меню бухгалтера при выполнении всех операций довольно прост. Изобразим его в форме наглядной схемы (рис. 4)

Окосжт основного средства что. Смотреть фото Окосжт основного средства что. Смотреть картинку Окосжт основного средства что. Картинка про Окосжт основного средства что. Фото Окосжт основного средства что

Выводы

Таким образом, система SAP обеспечивает средства для стратегического управления и анализа результатов производства и деятельности организации. Она предоставляет возможность полной функциональности для единого и систематического управления всей деятельностью организации, объединяя при этом процессы производства, сбыта, управления, планирования, взаимодействия с поставщиками и подрядчиками и финансовый учет в комплексную цепочку. Соответственно, широкий спектр функций системы SAP R/3 указывает на ее способность решать основные задачи, которые необходимо решить даже самым крупным организациям.

Данная система обеспечивает правильность, надежность, своевременность, полноту организации учета основных средств. Систематизированная организация учета в системе позволяет избежать неполноты внесения данных, что не допустит искажения финансового результата организации или крупной корпорации.

1. Керимов, В. Э. Бухгалтерский учет: учебник для бакалавров / В. Э. Керимов. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 192 с.

2. Операционная инструкция «Основная запись Основного средства» / Типовая система ЕК АСУФР 6.0 (ТДС/ТФС ЕК АСУФР 6.0) / А. Н. Филин — Зам. Генерального директора ООО «ОЦРВ». — 122 с.

Источник

Бухгалтерский учет основных средств (ОС)

Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом основных средств по нормам ПБУ 6/01. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Нормативная база

В 2020 году и ранее для учета основных средств организации применяли ПБУ 6/01 «Основные средства».

В 2021 году у компаний есть выбор. Они вправе по-прежнему применять ПБУ 6/01, либо перейти на федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 с аналогичным названием (см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»).

Начиная с 2022 года, все организации должны руководствоваться ФСБУ 6/2020. При этом ПБУ 6/01 утрачивает силу.

В этой статье изложены принципы, закрепленные в ПБУ 6/01.

Что относится к основным средствам

К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия:

Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч.

Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель.

Что не является основными средствами

Предметы, которые числятся как готовая продукция на складе производителя или как товары на складе торговой компании. Такое имущество предназначено для перепродажи, поэтому его нельзя расценивать как ОС.

Кроме того, основными средствами не являются материалы и объекты, находящиеся в пути или переданные в монтаж, капитальные и финансовые вложения (кроме капитальных вложений в арендованные объекты ОС и на коренное улучшение земель).

Что такое инвентарный объект

Это единица бухгалтерского учета основных средств. Инвентарным объектом может быть отдельный предмет (например, шкаф), либо комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое. Такой комплекс представляет собой несколько предметов с общими приспособлениями и принадлежностями, смонтированных на одном фундаменте. Они могут иметь одинаковое или разное назначение. Главное, чтобы каждый предмет мог выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

На практике возникает много вопросов относительно того, как правильно учесть различные составляющие компьютера: процессор, монитор, принтер, мышь и проч. Чиновники считают, что все перечисленные устройства относятся к одному объекту (см., например, письмо Минфина России от 06.11.09 № 03-03-06/4/950). Но некоторые специалисты придерживаются иной точки зрения и полагают, что раз части ЭВМ не смонтированы на едином фундаменте, то их можно учитывать как отдельные объекты. Именно этот подход кажется нам наиболее корректным. (Также см. «Учет комплексных объектов: амортизировать или списывать единовременно?»).

Как определить первоначальную стоимость объекта

Чтобы принять объект ОС к учету, бухгалтер должен определить его первоначальную стоимость. Это величина затрат на приобретение, сооружение и изготовление основного средства. В первоначальную стоимость, в частности, входят:

Обратите внимание: первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 120 000 руб., в том числе НДС 20% — 20 000 руб. К первоначальной стоимости нужно отнести только 100 000 руб. (120 000 — 20 000), а сумму НДС учесть отдельно.

Общехозяйственные расходы (зарплата администрации, бухгалтеров, аренда офиса и проч.), как правило, не относятся к первоначальной стоимости. Исключение составляет ситуация, когда такие затраты связаны не со всей организацией, а только с данным основным средством (к примеру, премия, начисленная инженеру за настройку нового оборудования).

В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения. Так, изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки.

Как принять объект ОС к учету

Все расходы на приобретение, сооружение и изготовление основного средства учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В итоге здесь формируется величина, равная первоначальной стоимости. В момент, когда объект принят к учету в качестве ОС, бухгалтер списывает данную величину в дебет счета 01 «Основные средства».

Не существует четких правил относительно того, когда именно объект нужно переводить в состав основных средств. Поэтому компании вправе самостоятельно установить этот момент и зафиксировать его в учетной политике. Чаще всего основное средство ставят на баланс на дату ввода в эксплуатацию, либо на дату, когда объект готов к эксплуатации (например, после успешного тестирования).

Активы, стоимость которых не превышает 40 000 руб., допустимо отразить в составе материально-производственных запасов. Это значит, что компания вправе учесть такие объекты на счете 10 «Материалы», а стоимость сразу списать на текущие расходы. Аналогичные правила действуют и в налоговом учете, но там минимальный размер стоимости, который позволяет отнести имущество к основным средствам выше, а именно 100 000 руб..

Особые правила установлены для объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Если здание уже построено, и капитальные вложения в него завершены, объект необходимо признать основным средством независимо от факта госрегистрации. В ситуации, когда здание еще не зарегистрировано, его следует отразить на специальном субсчете к счету 01.

При принятии к учету основного средства бухгалтер составляет акт. Можно воспользоваться унифицированным бланком по форме ОС-1 (для зданий и сооружений — по форме ОС-1а, для групп объектов — по форме ОС-1б), а можно разработать собственную форму.

Срок полезного использования

Одной из важных характеристик основного средства является срок его полезного использования. Это период, в течение которого объект приносит организации доход. Организация определяет его самостоятельно.

Для целей бухгалтерского учета использование данной классификации является добровольным, а для целей налогового учета — обязательным. Поэтому, чтобы максимально сблизить два вида учета, большинство компаний при назначении срока полезного использования в бухучете также руководствуются классификацией.

У сложных объектов, состоящих из нескольких частей, сроки полезного использования для каждой составляющей могут существенно отличаться. В этом случае каждую часть необходимо учитывать как самостоятельное основное средство.

Амортизация

После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются.

Согласно правилам бухучета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и проч. Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя.

К слову, в налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять.

Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100%, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20% (100%: 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений.

Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратый» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств».

Добавим, что начинать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект принят к учету и отражен на счете 01. Прекращать амортизацию следует при выбытии основного средства, либо после полного погашения его стоимости. Приостановить амортизацию нельзя, кроме случаев консервации сроком более трех месяцев и ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью более 12 месяцев.

Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта. В бухгалтерском балансе необходимо указать именно остаточную стоимость, а данные о первоначальной стоимости и амортизации сообщить в пояснениях.

Переоценка основных средств

Проведение переоценки — это право, а не обязанность организации. Другими словами, компания может от переоценки отказаться. Если же соответствующее решение принято, то переоценивать ОС придется ежегодно по состоянию на 31 декабря. Переоценку проводят в отношении всех основных средств, входящих в группу однородных объектов.

В результате переоценки стоимость объекта может быть либо уменьшена (уценка), либо увеличена (дооценка). Измененная стоимость называется восстановительной.

Результаты уценки бухгалтер отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 — отражена сумма уценки объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 — отражена сумма корректировки амортизации, сделанной по итогам уценки.

Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91.

Результаты дооценки бухгалтер зачисляет в добавочный капитал и отражает по кредиту счета 83.

Проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83 — отражена сумма дооценки объекта
ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02 — отражена сумма корректировки амортизации в результате дооценки.

Если в последующие периоды этот же объект будет уценен, то сумму уценки необходимо отнести на уменьшение добавочного капитала и отразить по дебету счета 83. Уценку, которая по величине превышает первичную дооценку, нужно частично списать на уменьшение добавочного капитала, а оставшуюся сумму отразить по дебету счета 91.

По основным средствам, которые ежегодно переоцениваются, сумма амортизации рассчитывается исходя из восстановительной, а не первоначальной стоимости.

Как учесть расходы на содержание и ремонт основных средств

Суммы, потраченные компанией на текущий или капитальный ремонт основных средств, списываются на расходы и учитываются по дебету «затратных» счетов. То же относится и к издержкам на техосмотр, поддержание в рабочем состоянии и проч.

При модернизации и реконструкции возможен иной вариант учета. Если в результате данных мероприятий улучшаются первоначально принятые показатели (срок полезного использования, мощность, качество применения и проч.), то затраты не списываются в текущие расходы, а увеличивают первоначальную стоимость объекта. Иными словами, бухгалтер должен отражать затраты на модернизацию или реконструкцию на счете 08, а по завершении работ списать на счет 01. Сумму ежемесячной амортизации необходимо пересчитать исходя из увеличенной первоначальной стоимости и увеличенного срока полезного использования.

Проведение модернизации и реконструкции необходимо зафиксировать в карточке. Компания вправе использовать унифицированный бланк по форме ОС-6, либо разработать свою форму. Если характеристики и назначение основного средства изменились существенным образом, допустимо завести новую карточку, а старую хранить как источник информации.

Списание основных средств

Объект следует списать, если он перестал приносить прибыль, либо в случае его выбытия (например, продажи). Компания должна создать специальную комиссию, в состав которой обязательно входит главный бухгалтер. Комиссия осматривает объект и подписывает акт на списание. Можно применить унифицированный бланк по форме ОС-4 (для транспорта — по форме ОС-4а, для групп объектов — по форме ОС-4б), либо разработать собственную форму В инвентарной карточке делается отметка о выбытии, после чего организации хранит карточку не менее пяти лет.

При списании бухгалтеру надо открыть специальный субсчет к счету 01 (обычно его называют 01-В), и задействовать его в соответствующих проводках.

Остаточную стоимость и затраты, связанные с выбытием, показывают по дебету счета 91, выручку от реализации — по кредиту счета 91. Доходы и расходы от списания отражают в отчетном периоде, к которому они относятся.

В случае списания основного средства, переставшего приносить прибыль, проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60 — списана стоимость услуг сторонней организации по ликвидации объекта.

В случае продажи основного средства проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 — получена выручка от продажи объекта
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 — учтен НДС от продажи объекта.

Учет основных средств и налог на имущество

Во время налоговых проверок инспекторы обязательно смотрят, насколько правильно ведется бухгалтерский учет основных средств. Дело в том, что данные об остаточной стоимости ОС используются при начислении налога на имущество (с 2019 года под налог на имущество подпадают только недвижимые основные средства).

Соответственно, любая ошибка, допущенная при учете основных средств, облагаемых налогом на имущество, может привести к налоговым штрафам и пеням.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *