окно на даче шагал
Дачная романтика: Картины русских художников-классиков, после которых хочется уехать из города
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.
И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.
«Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин
«На террасе» (1906). Борис Кустодиев.
Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу. На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.
Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.
«За чайным столом». (1888). Константин Коровин.
А Константин Коровин, как-то заглянув на чай в усадьбу к супругам Поленовым, с которыми был дружен, написал полотно «За чайным столом». Василий Поленов был гостеприимным хозяином и любил принимать гостей на даче. На картине Коровина видим чайный стол на террасе и большой медный самовар, за которым в разное время собирались Нестеров, Серов, Остроухов.
«На Академической даче. 1898). Илья Репин
На картине Ильи Репина видим выстроенные в ряд мольберты, за которыми работают студенты. Долгое время преподавателями на этой даче были Куинджи и Верещагин.
«Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович
Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.
«Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский
Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.
«На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.
Полотно Исаака Левитана, дачников всех объединяющее. Ни с чем не сравнимо ощущение сумерок на дачах, когда усадьбы погружаются во мрак и лишь в окнах или на террасах загораются теплые огоньки или же пламя костров, и отовсюду слышны тихие разговоры стрекотание цикад, легкий шелест ветерка. Одним словом, весь воздух пропитан дачной романтикой и умиротворяющей тишиной. Видимо поэтому ездят люди из века в век на дачи, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой.
«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.
Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.
Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Марк Шагал в ГТГ
В искусство авангарда Марк Шагал привнёс лирическую тему, а также тему любви, которая берёт истоки в романтизме и символизме. В своём творчестве Шагал не ушел ни в абстракцию, ни в геометризм. Он использовал формальные приёмы авангарда, но сохранил в своих картинах “человеческое” измерение, создал узнаваемую, и вместе с тем преображённую картину мира.
Марк Шагал. Факты биографии
Родился Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович Шагал) в 1887 в еврейской семье году на окраине Витебска. Дома он получил традиционное еврейское образование. В 1906 году уехал учиться в Петербург, где его без экзамена приняли в третий класс Рисовальной школы Общества поощрения художников. Затем учился в частной школе у Леонида Бакста. В 1911 году продолжил художественное образование в Париже. Там впервые стал называть себя Марком. В 1914 году вернулся в Витебск повидать родных и возлюбленную Беллу (Берту Розенфельд). Из-за войны задержался в России.
С 1920-го года Шагал с семьёй жил в Москве. Художник оформлял спектакли в Московском Еврейском камерном театре. В 1922-м году уехал в Литву, а оттуда – в Германию. В 1923-м году по приглашению Амбруаза Воллара переселился во Францию. Во время войны жил в США. В 1944 году в госпитале от сепсиса умерла горячо любимая жена Белла. В 1947 году Шагал вернулся во Францию. Скончался мастер в 1985-м году на 98-м году жизни, в Провансе. Похоронен в Сен-Поль-де-Ванс.
М.Шагал. “Над городом”
Картина “Над городом” рассказывает о двух влюбленных. На фоне неба в полёте изображены сам Шагал и его жена Белла. В полотне вербальные ощущения мастер переводит в визуальное. Какие это ощущения? Кто из нормальных людей не чувствовал, что от счастья он готов летать? Кто не ощущал, что он “ног под собой не чувствует”? Мастер выразил эти чувства на полотне.
Марк Шагал. “Над городом”. 1914-1917 год.
В картине “Над городом” герои отрываются от земли. Тёмные фигуры прочитываются как единое пятно на светлом фоне неба. Фигура Беллы развёрнута параллельно плоскости картины. Жестом вытянутой руки она задаёт направление. А герой одновременно поддерживает и опирается на свою спутницу. Полёт Беллы пассивен. Здесь нет развевающихся волос или платья. Он происходит как будто во сне или в любовном трансе. Художник озирается и одной рукой обхватывает Беллу “забирающим” жестом. Кто он, спутник или похититель? Если похититель, то жест Беллы можно можно воспринимать как призыв о помощи. Взгляд “похитителя” устремлён направо, за пределы картины и полёт над городом больше напоминает бегство от какой-то невидимой зрителю опасности.
А внизу Витебск, каким он никогда не был – уж очень красивый. Все чистое, умытое, замечательное. Мастер никаким образом не указывает на время суток. Провинциальный город может быть безлюдным и днём, и ночью. Таким образом, полёт совершается между сном и явью – в пространстве воображения.
У забора сидит чУдный испражняющийся человечек. Марк Шагал очень любит эту самую низовую культуру. Этот человечек, казалось бы, снижает пафос романтического полёта. Но по контрасту с монументальными фигурами любовников она демонстрирует степень отрыва от обыденности.
Когда дети видят эту сцену, они очень хохочут. Их можно спросить: “А никто из вас не пребывал в подобной ситуации?” Тогда они глаза опускают. В подобной ситуации бывают не только дети, но и взрослые.
“Ландыши” М.Шагал в Третьяковской галерее
Рядом висит замечательное полотно “Ландыши”. Написана картина в 1916 году. У четы Шагал только что родилась дочь Ида. У постели Беллы кто-то оставил букет нежных ландышей. Рядом с мужем и дочерью Белла была совершенно счастлива. Она взглянула на цветы и заметила, что очень жалеет мимолётную красоту цветов, ведь они скоро увянут. На следующий день Марк принес Белле картину “Ландыши”, чтобы запечатлеть мгновения счастья и красоты. «Дай Бог, чтобы наша дочь прожила столько, сколько просуществует эта красота» – сказал он, вручая жене картину.
“Окно на даче”
“Окно на даче” 1915-го года – тоже галерейная работа.
Марк Шагал “Окно на даче”, 1915. Государственная Третьяковская галерея
Полотно живописно и несколько загадочно. На переднем плане мы видим окно с перекрестьем оконной рамы – это явное изображение креста. Откинутая занавеска позволяет увидеть пейзаж с берёзовым перелеском и цветущий сад. Загадочность работе придают два лица, представленные в профиль внизу картины. Считается, что это автопортрет художника и портрет Беллы.
Ни вид за окном, ни предметы на подоконнике не привлекают внимания так, как два профиля. Образы мастера и его музы наполнены покоем и гармонией.
Тема окна адресует работу к традиции романтизма.
Панно “Введение в еврейский театр”, 1920 год
В 1920 году Марк Шагал создал панно для еврейского театра. Композиция многофигурная, панно можно долго рассматривать.
Панно “Введение в еврейский театр”, 1920 год. Государственная Третьяковская галерея
Слева мы видим режиссера театра Алексея Грановского. Он изображён в черном костюме и держит на руках Шагала. Грановский вносит художника в еврейский театр. Есть здесь есть и Михоэлс (слева, стоит почти на шпагате). Второй раз Шагал поместил Соломона Михоэлса крайним справа. Он сидит и держит ножки в тазике. А зачем? Всё очень правильно, Шагал отдал дань еврейской традиции. Когда очень-очень долго читается вечерняя молитва, ребе иногда держал ноги в тазике с холодной водой, чтобы не заснуть. Память о детстве, память о национальных традициях присутствуют на этом полотне. Здесь также написаны различные цирковые персонажи, актеры, музыканты. Это такое замечательное народное действо.
Панно не всегда можно застать на экспозиции, оно много “гастролирует” на выставках. Когда оно возвращается в ГТГ, то экспонируется в сопровождении нескольких вертикальных панно, символизирующих танец, музыку, литературу и застолье. Шагал также написал их для еврейского театра в 1920-м году.
“Музыка”
М.Шагал “Литература”
“Театр”
“Танец”
Судьба этого панно напоминает злоключения “Принцессы Грёзы” Михаила Врубеля. Около 40 лет произведение хранилось по всяким театральным запасникам и извлекли его на свет Божий только в 1973 году, когда Марк Захарович приезжал в Москву. Тогда же он сделал авторские подписи на панно.
Во Франции (и не только), Марк Захарович много работал в витражной технике. Мы видели его витражи в соборе Реймса.
Окончание цикла статей о русском авангарде в публикации о П.Н.Филонове.
Статьи о русском авангарде на сайте:
По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014. В статье использованы цитаты из лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой.
Окно в сад
Описание картины «Окно в сад»
Семья будущей жены Марка Шагала, Беллы Розенфельд, занималась торговлей ювелирными изделиями. Зажиточные купцы, Розенфельды жили сообразно привычкам людей своего круга. Каждое лето они вывозили детей на дачу, для чего снимался дом неподалеку от Лиозно, в деревне Заольшье.
Это было замечательное время для юных Розенфельдов: родители приезжали только на шаббат и времени на прогулки и купание в реке было хоть отбавляй. В своей книге «Горящие огни» Белла Шагал вспоминала: «Сначала снаряжают и отправляют вперед две-три полводы с мебелью, постелью и съестным. Следом тащится привязанная веревкой наша рыжая корова. И мычит, задрав голову, на небо. Служанка Саша сидит рядом с кучером на груде матрасов. И только через несколько дней на поезде привозят нас, детей. В доме, бревенчатом срубе, сладковато пахнет смолой. Стены и пол лоснятся. Бегаю по лесам, как молодой зверек. В сосновом аромате, между высоких сосен, под синим куполом неба. Солнце мечет с верхушек деревьев пучки лучей на тропинку. Искрятся птичьи глазки. По земле стелются черные тени и убегают прочь, едва я сдвинусь с места. «
Год спустя Шагалы опять проводят лето за городом, но уже втроем: с ними их дочь, Ида, которая родилась 18 мая 1916 года. Шагал пишет картины «Белла и Ида у окна», «Клубника. Белла и Ида за столом».
Если думать про временные рамки, то крошка Ида в нарядном платьице вряд ли могла сидеть на деревянном детском стульчике, будучи всего лишь нескольких месяцев от роду. Возможно, Шагал таким образом приукрашивает происходящее и мечтает о том, чтобы дочь скорее выросла. Позже он признается, что вопящий младенец доводил его до исступления, и назовет себя «плохим отцом».
«Шагал по городу шагал»: шутливые стихи рифмоплёта-хулигана Орлуши
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Шагал по городу Шагал,
А рядом с ним жена шагала
Он палкой голубей пугал,
За что жена его ругала.
Шагал не соблюдал шабат,
И даже иногда в субботу
Спесив, красив, носат, губат
В трамвае ездил на работу.
Шагал любил глядеть в окно,
С вареньем булку уплетая
И там он видел, как в кино,
Летающих евреев стаи.
Они летели сквозь грозу,
Смешно из неба свесив ноги,
Оставив далеко внизу
Сады, дома и синагоги.
Сперва решив, что это – сон,
Шагал щипнул себя немножко,
Но нет, сапожник Шнеерзон
Летит, как птичка за окошком.
Шагал скорей зовёт жену,
Чтоб любоваться перелётом,
Но не идёт она к окну,
Считая мужа идиотом.
Шагал орёт: «Ты что, жена,
Ты что ли сделана из стали?
Ты вспомни: май, сирень, весна!
Ведь мы с тобой тогда летали!
Смотрели снизу мужики,
От дикой зависти зверея,
Как над домами вдоль реки
Парили в облаках евреи!»
Всё это громко говоря,
Он ищет краски и холстину,
И пишет, в небесах паря,
Отлёт евреев в Палестину.
Он палкой голубей шугал,
Чтоб улетали поскорее,
И представлял себе Шагал,
Что в небеса летят евреи.
Пришли другие времена,
А где сейчас жена Шагала?
На небесах теперь она,
Летает, как тогда летала!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 неизвестных: век Марка Шагала
Марк Шагал «Над городом», 1918
По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.
Отныне целый зал Третьяковской галереи на Крымском Валу отведен Марку Шагалу: впервые после реставрации здесь выставили весь цикл панно, созданных великим авангардистом для Московского еврейского театра, а также одно из самых известных произведений художника «Над городом».
Марк Шагал «Введение в театр», 1920
В постоянной экспозиции Третьяковской галереи живописных работ Марка Шагала совсем немного – всего 12. Зато теперь, до конца лета, здесь можно увидеть цикл панно, созданных художником для Московского еврейского камерного театра. Цикл был создан в 1920 году, многократно переезжал вместе с театром, а когда в 1949 году он был закрыт, картины попали в Третьяковскую галерею и очень долго ждали реставрации. Когда Шагал приезжал в Москву в середине 1970-х, он был удивлен, что после всех перипетий, связанных с судьбой театра, работы вообще удалось сохранить. Художник подписал полотна, после чего они были отправлены на реставрационные работы. Обновленные картины отправились в выставочное турне по 45 городам и теперь наконец-то оказались дома. Правда ненадолго – уже осенью они будут представлены на большой выставке в Канаде.
Марк Шагал «Музыка» («Бродячий музыкант»), 1920
Шагал получил заказ на оформление декораций, едва вернувшись из Витебска, где он преподавал вместе с Казимиром Малевичем в художественном училище. За два месяца художник создал девять работ, но на сегодняшний день сохранилось лишь семь. В книге «Моя жизнь» мастер писал: «Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра». Нужно сказать, что несмотря на настоящую борьбу Малевича и Шагала за переустройство образовательной художественной системы, художники оказали друг на друга сильное влияние в плане живописи и рисунка. Соперничество с Малевичем, а также тот факт, что Шагал долго жил и работал в среде французских авангардистов являются ключом к пониманию его живописной системы.
Марк Шагал «Часы», 1914
Мойша Сегал родился в Витебске 7 июля 1887 года в простой еврейской семье. В 19 лет он поступил в «Школу живописи и рисунка художника Пэна», а уже через год переехал в Санкт-Петербург. Здесь он начинает посещать рисовальную школу при обществе поощрения художеств, художественную студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой, где преподавал кумир Шагала – Лев Бакст. Оказавшись в бурлящей художественной среде, он знакомится с западными художественными течениями – французским фовизмом, немецким экспрессионизмом, итальянским футуризмом. Под псевдонимом Марк Шагал художник начнет работать только в 1911 году. Объединив в своей живописи актуальные тенденции, еврейские и автобиографические мотивы и глубокую лиричность, Шагал сумел стать одним из лидеров мирового авангарда. Огромную роль в судьбе молодого художника сыграл депутат I Государственной думы Максим Моисеевич Винавер, который обеспечил Шагалу ежемесячное пособие, на которое тот смог уехать в Париж. Приехав во Францию, художник поселился в «Улее», где жила вся нищая артистическая интеллигенция того времени.
Марк Шагал «Венчание», 1918
Шагал постоянно переезжал между Санкт-Петербургом, Москвой и Витебском, а в 1910 году он отправился в Париж, где в то время на пике славы находились Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Анри Матисс. Но где бы он ни был, Шагал постоянно обращался к теме родного города и еврейских традиций. Летом 1909 года, находясь в Витебске, художник познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью ювелира. Он вспоминал: «. Она молчит, я тоже. Она смотрит – о, ее глаза! – я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена.» С тех пор Белла Розенфельд стала его музой и главной героиней многих картин.
Марк Шагал «Над городом», 1918
Картина «Над городом» стала одним из самых узнаваемых произведений Шагала. На ней художник изобразил себя вместе со своей супругой Беллой Розенфельд, пролетающими над Витебском. Метафоричность возвышенных чувств и краткости бытия оказались ведущими темами в живописи Шагала. И со временем этот сюрреалистично-экспрессионистский мотив становился все более декоративным и свободным. Но при этом вид маленького провинциального родного города всегда оставался неизменным, что тоже, безусловно, имело символический характер.
Марк Шагал «Парикмахерская», 1914
Еще одним живописным мотивом в творчестве Шагала стала повседневная жизнь. Он изображал улицы Витебска, его жителей. Огромная часть его воспоминаний, записанных в книге «Моя жизнь», посвящены матери, отцу, бабушке и дедушке. Через живописные сравнения с великими авторами и произведениями Шагал вспоминает их жизнь до невероятных мелочей: «Дед любил задумчиво слушать его. Один Рембрандт мог бы постичь, о чем думал этот старец – мясник, торговец, кантор – слушая, как сын играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев», или: «Другой мой дядя, Зюся, парикмахер, один на все Лиозно. Он мог бы работать и в Париже. Усики, манеры, взгляд. Но он жил в Лиозно. Был там единственной звездой. Звезда красовалась над окном и над дверями его заведения. На вывеске – человек с салфеткой на шее и намыленной щекой, рядом другой – с бритвой, вот-вот его зарежет».
Марк Шагал «Раненый солдат», 1914
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, но в сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. Во время Первой мировой войны художник вынужден был оставаться в России. Вскоре при содействии Анатолия Васильевича Луначарского он получил должность уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии, где и основал Витебское художественное училище, куда пригласил преподавать своего учителя Юделя Пэна, своего ученика Эль Лисицкого и Казимира Малевича. В 1920 году Шагал уехал в Москву выполнять заказ для Московского еврейского театра, а потом и в Париж, где при содействии великого мецената и коллекционера, покровителя кубистов Амбруазо Воллара получил французское гражданство.
Марк Шагал «Окно на даче», 1915
Те несколько лет, проведенные художником в Витебске, стали самыми реалистическими в отношении живописи. Шагал создал целую серию картин и графических работ, на которых изображены мотивы провинциальной витебской жизни, очищенные от символизма. Позже, переехав в Париж, он называл этот город своим «вторым Витебском», но никогда не изображал его в подобной манере. Он писал: «Я всего-то и видел Петроград, Москву, местечко Лиозно да Витебск. Но Витебск – это место особое, бедный, захолустный городишко. Там остались девушки, к которым я не смог подступиться – не хватило времени или ума. Там десятки, сотни синагог, мясных лавок, прохожих. Разве это Россия? Это только мой родной город, куда я опять возвращался».
Марк Шагал «Вид из окна. Витебск», 1915
«Именно в этот приезд я написал витебскую серию 1914 года. – вспоминал Шагал. – Писал все, что попадалось на глаза. Но только дома, глядя из окна, а по улицам с этюдником не ходил. Мне хватало забора, столба, половицы, стула.» Когда спустя полвека в 1964 году Шагал расписывал плафон парижской «Опера Гарнье», это был художник совершенно другого масштаба. Из витебского еврейского живописца он превратился в великого мастера мировой величины.
Марк Шагал «Ландыши», 1916
Марк Шагал умер 28 марта 1985 года, прожив 97 лет. Он стал свидетелем двух мировых войн, революций, расцвета и краха супрематизма и русского авангарда вообще, триумфа Энди Уорхола и поп-арта, пережил Мэрилин Монро и группу «Битлз», оставаясь при этом художником, сохранившим традиционное понимание живописи и искусства. И то, что сегодня хотя бы малую часть его работ, которые находятся в крупнейших музеях мира, можно увидеть в Москве – невероятная удача.