Окна фальконе что это
Стеклопакеты вместо «Фальконье»
Последние три недели в здании Государственного Архива РФ на Большой Пироговской улице происходит замена исторических оконных заполнений на современные стеклопакеты. Окна, которые ведут в помещения хранений, заполнены стеклоблоками « Фальконье» – их то планомерно и уничтожают – варварским способом: с помощью молотка. Музей архитектуры им. А. В. Щусева обращался в дирекцию архива с просьбой сохранить стеклянные кирпичи и передать их в фонды, а также разрешить фотосъемку сохранившихся помещений с оригинальными окнами.
Сотрудников музея допустили только 30 октября 2019 года, при этом охрана при проверке документов реагировала достаточно строго. После завершения съемки, сотрудникам были переданы две небольших коробки и их вынос из здания архива сопровождался пропуском и письмом из дирекции.
Позднее выяснилось, что в свалке строительного мусора на территории архива находились мешки с целыми стеклоблоками. Некоторые посетители забирали их себе и спокойно выносили из здания. Сегодня рабочие начали уже продавать их по 300 рублей за шт. ( из здания было вынесено три мешка « Фальконье»).
Эти события и действия руководства архива вызывают недоумение и огорчение.
Помимо всего прочего, стеклоблоки не обязательно уничтожать – ведь оконные проемы в хранениях достаточно глубокие и изнутри стоят дополнительные рамы, которые и можно было заменить современными. В результате мы получаем бардак, люди копаются на помойке архива, рабочие продают ценные кирпичи, обслуживание посетителей архиве происходит с нарушением норм – предметы не выносятся из хранения, и вся строительная пыль и уличная грязь оседает на документах и книгах.
Текст: Анна Константиновна Кистанова
Главный хранитель Дома Мельникова – филиала Музея архитектуры им. А.В.Щусева
Благодарим за предоставленные фотографии Анну Константиновну Кистанову и градозащитника Алису Иосифовну Александрову
Историческая справка: стекла « Фальконье»
Стеклоблоки « Фальконье» были изобретены швейцарским инженером Гюставом Фальконье (1845 –1913) в 1880-е годы. Они были представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже, после чего быстро распространились в европейской архитектуре. Этот строительный материал, своего рода полые кирпичи, изготавливались методом выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре. Блоки производили разных форм, с рельефом на поверхности, иногда разных цветов.
Качества этого строительного материала: малый вес, хорошая теплоизоляция, прочность и эстетическая привлекательность были оценены многими архитекторами ХХ века. Такой тип остекления не горит, не боится влаги, отлично моется и, главное – пропускает свет. На протяжении ХХ века полые стеклянные кирпичи использовали в общественных сооружениях самого разного назначения от театров до больниц, от особняков до доходных домов, от зданий промышленного назначения до архивов. Стекла « Фальконье» можно встретить на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в оформлении входных групп и декоративных панно, в эркерах и сводах.
Будучи собраны вместе в проеме, они выглядят как полупрозрачные соты снаружи, и орнаментальная светящаяся рельефная плоскость изнутри.
В Россию кирпичи « Фальконье» попали практически сразу после их изобретения. Уже в начале ХХ века их производство было налажено на нескольких отечественных стекольных заводах.
Справочник « Фабрично-заводские предприятия Российской империи ( исключая Финляндию) на 1914 год» под редакцией Леона Карловича Езиоранского упоминает два стекольных завода производивших стеклянный кирпич « Фальконье» в России: Царевщинский стеклянно хрустальный завод в Саратовской губернии, основанный в 1898 году и Успенский стекольный завод во Владимирской губернии, основанный в 1850 году. Заводы, принадлежащие семье промышленников Франк на Северо-Западе России, также производили стекла « Фальконье».
Заводы ставили клейма на стеклоблоки, их иногда можно увидеть на кирпичах, выломанных из старых домов.
Стекла « Фальконье» были востребованы и в советской архитектуре, причем целые партии кирпичей после революции изготавливались по старым, еще дореволюционным формам на тех же заводах, что делали это в начале ХХ века.
Молодежь, увлеченная различными субкультурами, уже давно использует стекла « Фальконье», добытые правдами и неправдами, в качестве « реквизита» для своих развлечений. « Лунные камни», как их поэтично называют иногда в Интернете, пользуются спросом, и довольно часто можно их встретить на Авито, и антикварном рынке.
Чем уникальны окна Фальконье и где их можно увидеть?
Жители доходного дома И.Ф. Нейштадта, расположенного на Большой Ордынке, самостоятельно восстановили окна на фасаде своего дома, изготовленные по уникальной технологии швейцарского архитектора Гюстава Фальконье в начале XX века.
Перед москвичами стояла сложная задача – найти блоки для восстановления окон. Технология их изготовления утрачена, а купить их можно только на черном рынке антиквариата, где стоимость одного элемента доходит до 5 тысяч рублей. Всего для реставрации понадобилось 85 стеклянных кирпичей.
Окна Фальконье – новинку того времени – установили при строительстве дома в 1916 году для освещения лестничных пролетов. Кирпичи имели разные цвета и форму: от коричневого ромба до зеленой ракушки. Стеклянный блок Фальконье состоит из множества граней, при этом внутри он полый, так что свет, проникающий через такие кирпичики, создает неповторимую атмосферу в помещении. Кроме того, окна Фальконье обладают хорошей звуко- и воздухоизоляцией.
В настоящее время стеклодувная мастерская в Санкт-Петербурге пытается восстановить технологию изготовления старинных окон, но пока метод необходимо доводить до совершенства. Современные стеклоблоки и кирпичи сегодня довольно распространены в интерьерной отделке помещений, но методы производства от оригинальных отличаются.
Фальконье на Маросейка
Эльвира Новикова @marshrutelli о стеклоблоках Фальконье и закрытой для глаз прохожих красоте.
Месяц назад со мной приключилось #фальконьеголовногомозга. В инстаграмной архитектурной среде одно время часто появлялись фотографии с невероятной красоты стеклоблоками, стеклянными кирпичами, в виде пчелиных сот. Но адресами, как это водится, никто не делился. Либо хотели вызвать у читателя азарт поиска, либо из-за боязни, что эти сокровища элементарно растащат. По сути, так оно и происходит. Стеклоблоков Фальконье становится все меньше и меньше. Ушлые предприниматели давным-давно продают их на Аvito.
Я долго бродила мимо дворов и переулков на Маросейке и в итоге нашла заветное место — дом 13, строение 1. Дом Нирнзее. Но вот незадача: территория огорожена. В здании находится отель и еще парочка офисов. Я пыталась вспомнить, чему меня учили на факультете связей с общественностью. Нужно просто дать установку не очень любезной женщине на ресепшн: попасть внутрь крайне важно для судьбы города! Я позвонила в отель, но женщина оказалась крепким орешком, отстояла честь отеля и культурно дала мне понять, чтобы я от нее отстала. Внезапно появился молодой человек — он спешил в один из офисов. Я просочилась за ним. Заняла позицию возле входа в здание, ожидая, что кто-то непременно выйдет и из отеля. Прождала 30 минут, но никто так и не вышел. Только черный кот таращил на меня глаза. Расстроившись, я побрела к калитке и поняла, что дверь не открывается! Пришлось снова звонить в отель. Та же женщина триумфально заявила, что с кем я зашла, пусть дверь мне и открывает. И повесила трубку. Я, раздосадованная, начала дёргать эту несчастную дверь. В конце концов, сбоку у стены нашлась заветная маленькая кнопка.
Стеклянные кирпичи и стеклоблоки: в чем разница, применение
Стеклянные кирпичи и стеклоблоки – современные материалы, с помощью которых можно создавать оригинальные архитектурные и дизайнерские решения. Они широко применяются в интерьере, а также при отделке фасадов зданий. Конструкция материалов позволяет привнести в оформление экстерьера или интерьера новые акценты, менять визуальное восприятие и делать объекты интереснее.
Эти два материала внешне похожи, однако имеют серьезные отличия, о которых речь пойдет ниже. В компании «Макромер» в Москве вы можете заказать оба варианта.
Чем стеклоблок отличается от стеклянного кирпича
То и другое изделия изготавливаются из стекла. Основное же отличие состоит в том, что первое – полое внутри, а второе – цельное, то есть полностью заполнено стеклом. Такой кирпич еще называют твердотельным. На российском рынке известны стеклоблоки «Фальконе» и стеклянные кирпичи Vetropieno зарубежного производства. Лидируют на рынке стеклоблоков и кирпичей из стекла итальянские производители, предлагающие множество интересных решений.
Стеклоблоки современные также выпускаются под маркой «Фальконе» и на некоторых отечественных предприятиях. В зависимости от дизайна выделяются советские и евро стеклоблоки.
Преимущества и недостатки
У таких материалов немало достоинств.
К недостаткам можно отнести то, что такие материалы отлично подходят к современному интерьеру или экстерьеру зданий, однако их непросто вписать в классический или архаичный дизайн. Впрочем, при творческом подходе это тоже возможно.
Разновидности
Блоки стеклянные могут иметь различные типы фактуры – гладкую, рифленую, матовую, цветную. Стандартная форма стеклянного блока – прямоугольник, однако встречаются изделия в виде треугольников, углов, кругов, шестигранников.
Выпускаются стеклоблоки декоративные, строительные (промышленные), интерьерные.
Окна фальконе что это
Николай Шафигулин запись закреплена
Олег Еверзов
Петербург в деталях: стеклянный кирпич системы Фальконье.
Гюстав Фальконье (родился 6 июля 1845 в швейцарском Ньоне, умер 10 апреля 1913), швейцарский архитектор и префект округа Ньоне.
Он закончил среднюю школу в Лозанне, а затем продолжил обучение в Мюнхене. Также учился в Школе изящных искусств в Париже. C 1870 года работал архитектором в Ньоне. В 1874 года стал членом городского совета города Ньон.
Они сочетали легкий вес, эффективную теплоизоляцию, прочность и эстетичность. Также обладали прекрасной звукоизоляцией, не горели, не боялись влаги, хорошо пропускали свет, отличались долговечностью и не требовали специального ухода.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году автор изобретения был награжден Briques де Verre.
В справочниках того времени, изобретение высоко ценилось. Патенты на производство были куплены во Франции, Германии, Бельгии, Англии и США.
В России стеклоблоки производились на Царевщинском стекольно-хрустальном заводе (село Хватовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области), Успенском стекольном заводе во Владимирской губернии и в Санкт-Петербурге на Васильевском острове «стекольной империей» «М. Франкъ и Ко».
Продавали стеклоблоки Фальконье разные фирмы, например: декоративно-строительная контора «Артур Перкс», а также «Штедингъ и Ко» и «Бр. Н и Б. Рейфманъ.
Обычно стеклобоки Фальконье применялись для освещения черных лестниц. Ими выкладывали световые пространства (окна, стены, перегородки). Такая техника выкладки из стеклянного кирпича использовалась в целом для зонирования пространства.
Что касается технологии изготовления, то стеклянные блоки выдувались и запаивались при высокой температуре.
Созданная в результате стеклянная перегородка давала интересные световые эффекты, так как рифлёное стекло в блоке обладало рассеивающим эффектом, а гладкое стекло преломляло солнечные лучи.
Стеклоблоки системы Фальконье могут быть не только бесцветными, но иметь разные оттенки: зелёный, жёлтый, синий, красный, фиолетовый и т.п.