Окказиональная дипломатия что это
Дипломатия
Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.
Содержание
Возникновение термина
Считается, что слово «дипломатия» происходит от díplōma (в Древней Греции, где этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений слово «дипломатия» вошло в обиход в Западной Европе в конце XVIII века.
История дипломатии
В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.
В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.
Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.
Форма дипломатии
Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
Содержание и задачи дипломатии
Главной задачей и содержанием дипломатии является достижение государствами целей их внешней политики дипломатическими методами и средствами.
Центр военно-политических исследований
Вы здесь
Отличия между средствами и способами традиционной и «новой публичной дипломатии»
… ТАО (хакерское подразделение АНБ – авт.) уже внедрило шпионские устройства по крайней мере в 85 000 компьютерных систем в 89 странах мира[1]
Ш. Харрис
Целью такого внедрения является уничтожение компьютерных систем (т.е. управления) по получению команды.
Отличия между искусством использования старых средств публичной дипломатии между старыми и новыми средствами публичной дипломатии оказались фундаментальными: политика «новой публичной дипломатии» превратилась в новую область политического и военного искусства, в которой выделились следующие самостоятельные области в зависимости от:
– во-первых, измененных политических целей и задач;
– во-вторых, существенно измененных возможностей и ресурсов того или иного субъекта МО;
– в-третьих, в зависимости от эволюции политического и военного искусства.
Но, главное, то, что все эти изменения прежде всего затронули достаточно субъективную область политики – представления правящей элиты субъекта или актора МО, которые претерпели очень существенно изменения в XXI веке. Именно этот субъективный фактор стал решающим в политике, в том числе и для разработки новых средств и способов противоборства. Усиление этого иррационального аспекта решительно повлияло на все социальные аспекты политики, превратив конкретного человека в наиболее приоритетную политическую цель и главное политическое и «техническое» средство. В общей модели эти изменения можно проиллюстрировать следующим образом.
«Новая публичная дипломатия», как новый комплекс политических средств и способов, стал следствием резкого усиления социальных аспектов политики – возросшей роли субъективного фактора правящей элиты (группа «Д»), социализации политических целей (группа «В») и социализации средств (группа «Г»). Это выразилось, например, в том, что:
– создание средств для уничтожения идентичности наций;
– создание средств для уничтожения суверенитета государств;
– создание средств для уничтожения НЧК отдельных наций и локальных цивилизаций;
– создание средств для уничтожения государств и обществ, в частности:
– подготовка и использование экстремистских групп и враждебных оппозиционных организаций;
– скрытая подготовка террористических групп и частных военных компаний;
– подготовка и использование интернета и социальных сетей в целях дестабилизации общества и правящих элит;
– появление и использование новых форм социальных сетей 2.0 и др., способных аккумулировать протестное население;
– изменение главной цели воздействия с общественности на правящую элиту страны;
– «информатизация» вооруженных сил, придание им возможностей активного ведения пропагандистских действий и др.[2]
По сути дела публичная дипломатия до XXI века и политика «новой публичной дипломатии» XXI века – это совершенно различные явления, которые отличаются друг от друга не только целями и средствами, но и другими особенностями.
Сравнение политических целей и средств традиционной публичной дипломатии и «новой публичной дипломатии»
Таким образом «цена вопроса» политического противоборства в XXI веке резко возросла, что немедленно отразилось и на выборе средств такого противоборства, которые стали бескомпромиссными в отношении сохранения идентичности и суверенитета.
Как уже говорилось выше, значение тех или иных средств и методов публичной дипломатии во многом предопределяет их выбор в политике: совершенно естественно желание государства использовать те средства, чья политическая эффективность выше, экономическая составляющая – ниже, а риски меньше. Во многом этими критериями и определяется выбор тех или иных средств публичной дипломатии: от экстремистских и террористических до гуманитарных. Когда риски были высокими, то использовались одни средства, но когда они понижались – как в 90-е годы XX века – то откровенно военно-силоовые. Так, в 80-е годы против СССР был использован очень эффективный набор информационно-психологических средств, активизирующих националистические настроения в советских республиках. Их смысл был элементарно прост, но рассчитан именно на стратегическую перспективу развала СССР.
Применительно к СССР были использованы средства 2-го этапа (формирования «доказательств»), которые быстро эволюционизировали в 3-ий этап – формирование идей».
И «доказательства», и «идеи» не имели ничего общего с реальными фактами, которые хорошо видны из следующих данных.
Сопоставление производства и потребления в республиках СССР
[3]
Этот пример очень характерен так как демонстрирует, что среди мер публичной дипломатии крайне малое значение имеет действительно объективный анализ, научное обоснование или реальное положение. Достаточно настойчивое навязывание того или иного, пусть самого ошибочного (фантастического) тезиса. В 2014–2016 годы руководство Украины в полной мере иллюстрировало ежедневно этот тезис многочисленными примерами, заимствованными из политической практики «новой публичной дипломатии» западной ЛЧЦ, суть которой заключается в создание необходимой виртуальной цели («формирование идей»), их доказательства» и внедрения.
Политика «новой публичной дипломатии», таким образом, – это совокупность всех средств государства, нации и общества, направленных на достижение виртуальных политических целей, которые могут быть самыми разными – агрессивными, оборонительными и пр. Как минимум, эта цель – усиление влияния государства, даже если речь идет о нейтральном стратегическом сдерживании.
Значение этих средств стремительно усиливается с развитием нового, информационного, этапа научно-технической революции и приобрело в начале XXI века совершенно новое качество, которое далеко не всегда признается. В XXI веке эти средства порой не только дополняют, но даже вытесняют традиционные политические инструменты, включая силовые. Как правило, они оказываются особенно эффективным при «комплексном» использовании этих таких средств в политических целях, – системно, – давая мощный синергетический эффект.
Выбор тех или иных конкретных средств политики «новой публичной дипломатии» определяется изначально соотношением этих сил и средств в настоящем и возможным – в будущем. По целому ряду основных показателей это соотношение находится в пользу США и западной ЛЧЦ. Как свидетельствует Комитет разведки США к 2030 году такое соотношение сил в мире еще долгое время будет в пользу западной ЛЧЦ[4].
Американские эксперты также считают, что в других ключевых областях аналогичная картина: сокращение разрыва между США и их конкурентами, а также между Западом и «остальными». Эта модель показывает будущую роль и влияние США в мире к 2030 году. США по-прежнему останутся мировым лидером в области науки и технологий, но разрыв с Китаем, Индией и другими странами сократится. В США все еще останется наибольшее количество ведущих университетов, в то время как в Азии оно возрастет, а в Европе сократится[5].
Эта не модель свидетельствует, что при любом раскладе сил США придется продолжить силовую борьбу с растущим распространением другого влияния, а сделать это практически невозможно, потому что, как мы отмечали в первой главе об относительной определенности, влияние нельзя удерживать бесконечно с позиций гегемона. Влияние стало более многогранным, оно учитывает не только разнообразие запросов, но и в каждом конкретном случае – контекстуальные отношения определенных акторов и инструменты влияния.
Технологические активы Соединенных Штатов, в том числе их лидерство в руководстве социальными сетями и коммуникациями, дают определенные преимущества[6]. Однако Интернет все больше увеличивает влияние негосударственных акторов и становится основным инструментом в распространении влияния. В большинстве случаев влияние США необходимо усиливать с помощью соответствующих внешних сетей, сторонников и партнерских сообществ, которые могут консолидироваться по любому конкретному поводу. Как упоминалось ранее, лидерство США все больше будет зависеть от позиции, расположения партнеров, дипломатических навыков и конструктивных идей[7].
Степень доминирования США в международной системе может продолжать разниться в широких пределах, если для этого использовать имеющиеся преимущества. Исторически сложилось, что некоторые страны играли доминирующую роль на протяжении долгого времени даже после того, как их экономический или политический вес сокращался по отношению к остальным странам. Американская экономика, например, существенно превзошла экономику Великобритании в конце XIX века, а тем более после Первой мировой войны, однако глобальная роль США стала сильнее английской только во Второй мировой войне. Влияние США, – главного архитектора послевоенного порядка, – останется непреходящим наследством их победы во Второй мировой войне и будет безусловно сохраняться даже при падении относительно других центров силы экономического и политического влияния. Это означает, что не существовало и не будет существовать прямой зависимости между мощью и влиянием. Занятые в годы могущества и даже доминирования позиции государства в мире и создание им институты в это время, остаются на длительный срок политическим капиталом и инструментом политики этих стран. Самый лучший пример этому Великобритания чье влияние и способность внешнего воздействия многократно превышают современную политическую и экономическую мощь. В этом смысле институты и средства публичной дипломатии являются мощным политическим ресурсом. Условно это можно продемонстрировать на следующем рисунке разделив современные страны условно на три группы:
Очевидно, что чем шире спектр средств влияния и их возможности, тем сильнее позиции того или иного государства и его амбиции для того, чтобы стать лидером, коалиции.
Выбор в конечном счете того или иного конкретного средства публичной дипломатии из всего имеющегося в наличии набора политических средств (военной силы, санкций, информационного давления и т.д.) зависит от целого ряда конкретных обстоятельств формирующих МО и ВПО. Эти конкретные обстоятельства определяют то или иное значение средств публичной дипломатии.
Так, в конкретных условиях финансового кризиса 2007–2011 годов, огромную роль играли прежде всего возможности политического влияния на международные финансовые институты. США, которые во многом инициировали этот кризис и были его виновниками, относительно легко его пережили именно из-за того, что обладают контролем над мировой финансовой системой. Вплоть до возможности скрытой эмиссии не обеспеченных долларов.
Но – важно подчеркнуть, – что в любом случае это будет в современную эпоху будет выбором в пользу комплексного, системного метода, объединяющего целый, набор средств и методов. Так, например, развертывание систем ПРО США в регионах мира имеет не только чисто военное, но и политическое и экономическое, и психологическое, и дипломатическое значение. В условиях разгорающейся войны в Сирии в 2011–2016 годах Россия, например, как правило ограничивалась политико-дипломатической поддержкой официальной власти и, отчасти, военно-технической помощью, предусмотренной соответствующими соглашениями. И только в сентябре 2015 года спектр традиционно дипломатических средств был расширен до оказания прямой военной и информационно-пропагандистской помощи, т.е. выбор средств был существенно расширен. Причина была очевидной: без такой поддержки режим Асада уже не мог бы долго продержаться. В августе 2016 года эта российская политика фактически привела к формированию просирийской международной коалиции, в которую вошли Россия, Иран, Ирак и Китай.
[1] Харрис Ш. «Кибервойн». Пятый театр военных действий». – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – С. 123.
[2] Подберезкин А.И. Третья мировая война против России: введение к исследованию. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 169 с.
Дипломатия. Принципы. Задачи. Методы.
Содержание:
Введение
Каждое государство старается активно развивать международные отношения. В первую очередь это осуществляется в создании дипломатических представительств и посольств в других странах. За счет этих организаций при помощи деловых встреч и переговоров происходит налаживание дипломатических отношений.
Необходимо знать правила международной вежливости, чтобы чувствовать себя уверенно на таких встречах.
Расширение международных связей происходит непрерывно. Вследствие этого сформировался определенный свод норм, которого нужно придерживаться при ведении переговоров с иностранными дипломатами.
Участники переговоров должны придерживаться определенных принципов. Отличительными правилами дипломатического этикета являются строгость норм и законов и разрешение споров при помощи различных методов (убеждение, компромисс, угроза).
Эти знания и навыки крайне важны для избежания конфликтов между государствами.
Что такое дипломатия?
Диплома́тия — это та деятельность глав различных государств, правительств и ведомств иностранных дел, которая направлена на решение целей, задач внешней политики той или иной страны, а также на защиту интересов государства за его пределами. Дипломатия – это мероприятия, приёмы и методы, которые применяются исключительно с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. С понятием «дипломатия» тесно связано искусство ведения переговоров. Искусство ведения переговоров служит предотвращению и/или урегулированию различных конфликтных ситуаций, а также направлено на поиск компромиссных решений создавшихся международных ситуаций, расширение и углубление сотрудничества стран.
В любом современном государстве функционирует дипломатическая служба, которая исполняет функции и задачи Министерств иностранных дел в сфере отношений государства с другими странами, координирует деятельности других органов государственной власти в этом направлении; защищает интересы страны, гарантирует её безопасность.
Основа современного дипломатического права
Венская конвенция о дипломатических сношениях представляет собой основу актуального внешнеполитического права. Она была принята на международной конференции в Вене в 1961 году и регламентирует функции дипломатического представительства, процедуру назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, привилегии и иммунитеты дипломатов.
Конвенция, подписанная в Вене восемнадцатого апреля 1961 года, начала функционировать спустя три года, 24 апреля 1964 года. В договоре приняло участие сто семьдесят пять государств. Конвенция состоит из пятидесяти трех статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками дипломатических ведомств и их семей (участвуют сорок восемь государств, состоит из восьми статей) и об обязательном разрешении споров относительно применения Конвенции Международным судом (участвует шестьдесят одно государство, состоит из десяти статей). Протоколы вступили в силу также в апреле1964 года. РФ не принимала участие.
Функционал дипломатического представительства в соответствии с Конвенцией позволяет:
1) выступать от имени аккредитующего государства;
2) проводить переговоры с местным правительством;
3) защищать интересы аккредитующего государства и его граждан;
4) получать на законных основаниях информационные данные о государстве пребывания;
5) поддерживать дружественные отношения меж государствами во всех сферах (политическая, экономическая и культурная)
Налаживание дипломатических отношений выполняется посредством соглашения между государствами. В нем оговариваются уровень и место нахождения представительства.
В соответствии с Венской конвенцией главы дипломатических представительств делятся на три группы. Первая представлена послами и папскими нунциями; вторая – посланниками и папскими интернунциями; третья – поверенными в делах. Между дипломатическими представителями разных классов не должно быть никакого различия, единственное исключение – этикет и старшинство. В вопросе старшинства первое место дипломатического «рейтинга» занимается послами.
На современном этапе поверенные в делах и посланники назначаются нечасто. Обмен между стран чаще происходит на уровне послов, а это свидетельствует о принципе суверенитета и равенства. Необходимо различать постоянного поверенного в делах от временного поверенного в делах. Постоянный поверенный является главой подведомственного ему дипломатического представительства на постоянной основе, тогда как временный поверенный исполняет эти функции лишь при отсутствии постоянного сотрудника (во время болезни, на период отпуска и т.д.).
Аккредитация послов, нунций, посланников и интернунций происходит при высших должностных лицах страны, а постоянных поверенных в делах – при руководителе МИД государства пребывания.
Организация дипломатической службы
Дипломатия — совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей страны; система взаимоотношений между государствами, основанная на двустороннем обмене постоянными дипломатическими представителями.
Дипломатическая служба — профессиональная деятельность в государственных органах, которые осуществляют внешнеполитическую деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и международными договорами, венскими конвенциями о дипломатических и конституционных сношениях.
Как дипломатия, так и дипломатическая служба применяются во внешней политике и другой деятельности государства. Однако они отличаются по предмету, методам и формам. Для дипломатии основополагающим является поддержка дипломатических отношений с другими державами и международными организациями; для дипломатической службы же важны информационно-аналитическая функция, экономическая дипломатия, дипломатия культурного сотрудничества, протокольная служба, работа со средствами массовой информации, дипломатия и работа специальных служб.
Методы, средства, принципы дипломатии
Принципы дипломатии делятся на общие, специальные, правовые.
Общие принципы:
-отказ от угрозы применения силы;
-невмешательство во внутренние вопросы государства.
Специальные (профессиональные) принципы:
-равенство всех партнеров по дипломатическим сношениям и их взаимное уважение;
-отстаивание своих интересов, при этом учитывая интересы партнеров;
-оперативность дипломатической работы (её своевременность и предупредительно-упреждающем характер);
— обязательное соблюдение принятых на себя обязательств;
-определяющая роль целей и интересов внешней политики;
-соблюдение общепринятых норм международного права и международных обычаев.
Правовые принципы:
-соответствие правовых взглядов господствующих политических сил в обществе правовой организации системы внешних сношений государства;
-соответствие всех аспектов внешней деятельности государства основным его конституции;
-соответствие внешней нормам международного права.
Методы современной дипломатии
1. Двусторонние и многосторонние дипломатические переговоры.
2. Задействование широкой демократической общественности в борьбе с политикой терроризма, расизма, агрессии, национализма, радикализма.
3. Гласность в отношении действий на международной арене.
4. «Челночная дипломатия», посредничество.
5. Маневрирование, использование противоречий у противников (партнеров).
6. Постановка ультиматумов.
7. Поиск компромиссов.
8. Политическое и экономическое давление, шантаж, запугивание и другие методы, нарушающие общепринятые меры.
9. Непосредственные переговоры глав государств.
10. Агитация в интересах достижения внешнеполитических целей.
11. Использование внутренних противоречий и разногласий в государствах, где осуществляется дипломатическая деятельность.
12. Привлечение частных организаций к решению задач дипломатии.
13. Сокрытие от общественности содержания межгосударственных договоров путем обращения к таким формам соглашений, не требующих ратификации и манипуляции дипломатической перепиской, договоренностей между органами исполнительной власти.
Средства дипломатии
1. Официальные визиты, ведение переговоров;
2. Дипломатические съезды, проведение конференций, совещаний и встреч.
3. Подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов;
4. Активная деятельность в международных организациях и их органах.
5. Регулярное представительство государства за границей, при помощи посольства.
6. Ведение дипломатической переписки.
7. Публикация дипломатической документации;
8. Оглашение СМИ позиций правительства по международным вопросам.
9. Делегирование дипломатических нот.
Функции дипломатии
Методы и средства дипломатии
Главные задачи дипломатической службы.
1. Осуществление мирного и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами с соблюдением норм международного права.
2. Развитие и укрепление политических, экономических и научных связей с другими странами.
3. Непосредственное участие в обеспечении стабильного положения государства на международной арене, усиление международного авторитета, создание надежного и предсказуемого образа государства.
4. Обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц во время пребывания за границей.
5. При помощи дипломатических средств осуществляется обеспечение суверенитета, безопасности, неприкосновенности государственных границ. Также обеспечивается экономический и политический суверенитет.
6. Исследование мировых положений в экономике и политике, а также внутренней и внешней политики других государств.
7. Регулирование деятельности органов исполнительной власти по реализации единого внешнеполитического курса страны.
8. Решение иных задач в соответствии с законодательством страны.
Функции дипломатической службы.
Система органов дипломатической службы
МИД осуществляет свои полномочия посредством других органов дипломатической службы. За границей непрерывно осуществляют свою деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения. Основной их задачей является представительство страны и обеспечение отношений между государствами. А также защита прав и интересов государства и его граждан за границей. Финансирование дипломатической службы происходит за счет средств государственного бюджета.
Переговоры
Дипломатические переговоры придерживаются следующей тактики:
1) противостояние сторон (нерационально)
2) дружеская беседа (редко, непродуктивно)
3) поиск взаимоприемлемых решений
Приемы переговоров:
Заключение
Наш век по праву именуется временем, когда деловое сотрудничество действительно эволюционировало на международном уровне. На внутренней арене стран действует негласный кодекс определенных норм и правил поведения, культуры и традиций, то на внешнем мировом уровне наблюдается смешение перечисленных норм.
Эти особенные нравственные и поведенческие установки в уникальном своем наборе позволили зародиться такому понятию как «международный этикет». Ключевым принципом стало неукоснительное соблюдение абсолютно всеми странами дипломатического протокола и этикета.
Успешное и продуктивное международное сотрудничество зиждется на знании и безукоризненном применении этих установок. Истинному дипломату присуще не только оперирование специфических терминов и выполнение своих функций, как представителя собственного государства, но и умение быстрого поиска верного пути решения, сглаживаний конфликтов и убеждения слушателей в своей правоте.
Такой человек четко и грамотно выстроит линию защиты, аргументирует свою позицию, выставив в достойном свете имидж страны, доверившей ему представление своих интересов.
Список источников
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.