Окинава каратэ что это
Окинава каратэ
Окинава один из островов архипелага Рюкю, самая южная префектура Японии. Именно этот остров считается местом зарождения современного каратэ.
В культурном, языковом плане у Окинавы много общего с Японией. Однако у острова есть ряд особенностей, которые отличают ее от других регионов Японии. Некоторые исследователи-этнографы выделяют даже особую культуру Окинавы.
Остров Окинава (в переводе «веревка, извивающаяся в море») имеет площадь около 1,2 тыс. кв. км. Длина острова около 100 км, ширина в самом узком месте не более 8 км. Население его состоит из потомков трех миграционных потоков: с севера — предков нынешних японцев, с юга — племен малайско-полинезийской группы, с запада — древних китайцев.
Начиная с 605 г. окинавцы платили дань китайскому императору, а с 698 г. еще и японскому. В 1165 г., князь Минамотоно Тамэтомо после поражения в войне между кланами Тайра и Минамото с остатками своих войск поселился на Окинаве. Он женился на дочери одного из местных вождей, а их сын в 1187 г. стал первым королем архипелага под именем Сюнтэн (Сонтон). После его смерти трое сыновей Сюнтэна разделили Окинаву на 3 княжества, каждое из которых платило дань и Японии, и Китаю.
В 1391 г. в деревне Кумэ, неподалеку от города Наха, образовалась колония китайских эмигрантов из провинции Фуцзянь («36 семей»), многие из которых были знатоками китайского боевого искусства цюань-фа. Их потомки оказали значительное влияние на возникший впоследствии стиль наха-тэ, один из стилей, из которого позже возникло то, что принято называть окинава каратэ.
Между 1422 и 1429 гг. три княжества снова объединились в одно королевство под властью Сё Хаси (правил в 1421—1439 гг), основателя династии Сё. При нём Окинава стала одним из центров международного судоходства и торговли. В результате присутствия иностранцев, окинавцы могли ознакомиться с тем, что собой представляют различные боевые искусства востока. Во время правления короля Сё Сина (1477— 1526) было проведено разоружение населения. Король хотел покончить с вооруженными столкновениями между враждующими кланами и устранить возможность народных восстаний. Но в результате население оказалось беззащитным перед пиратами и разбойничьими шайками.
Каратэ стало самым практичным способом защиты
Традиционные занятия каратэ
В течение XVII—XVIII вв. эти стили слились с фрагментами китайских боевых искусств (то-тэ) и родилось искусство, известное под названиями «окинава-тэ» (рука Окинавы) и «каратэ» (китайская рука). К началу XIX в. сложились три основных варианта окинава-тэ. Они получили названия Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ по имени мест формирования.
Из них позже возникло современное каратэ: стиль годзю рю каратэ, созданный Мияги Тёдзюном (1888—1953), стиль сито рю каратэ, основанный Мабуни Кэнва (1889—1957) и некоторые другие менее известные школы.
10 отличий между окинавским и японским каратэ
Знаете ли вы разницу между окинавским и японским каратэ?
С тех пор, признается автор, он побывал на удивительном острове более десятка раз, главным образом пытаясь постичь суть каратэ. Джесси даже жил там в 2009 году, изучая японский язык. И вот теперь Энкамп объявляет на весь мир: есть много существенных различий между окинавским и японским каратэ!
# 1. Высокие стойки
Окинавская стойка Шико-дачи
Окинавское каратэ, в отличие от японского, имеет много высоких стоек.
Почему? Потому что высокие стойки более естественны.
Но позволяют ли эти высокие стойки развивать силу ног и выносливость?
Джесси уверяет нас: нет, не позволяют.
Стойки окинавского каратэ более практичны в применении для самообороны.
# 2. «Зачем» вместо «Как»
Бункай сэнсэя Мияги Тёдзюну
Если вы занимаетесь каратэ на Окинаве, вы будете часто слышать слово «Ими».
«Ими» переводится как «означает». Таким образом, в окинавском каратэ делается акцент на смысле самой техники. И каждая методика фактически выполняется на вас, что, признается Джессии, изрядно шокирует.
Японское каратэ, с другой стороны, часто более сосредоточено на вопросе «как», а не на вопросе «зачем».
У данной тенденции есть причины.
Смысл многих техник был потерян в ходе исторической передачи каратэ из Окинавы в Японию. Если вы даже не знаете «зачем», то будет проще научить «как».
Цель японского каратэ не совпадает с целью окинавского каратэ. С исторической точки зрения японское каратэ («Каратэ-До») развивалось в соответствии с духовным путем современных боевых искусств, таких как дзюдо, кэндо, айкидо и т.д. (через «как»).
Цель окинавского каратэ исходила из потребностей самообороны (через «зачем»).
Уровень боевого знания гораздо глубже в Японии. Многие техники японского каратэ под влиянием других, более известных японских боевых искусств, достигли оптимального вида. Например, японский сэнсэй будет рассматривать каждый элемент вашего ката: как крутить бедрами, как поставить ваши ноги, как перенести ваш вес и т.д.
Но окинавский сэнсэй вместо этого будет чаще напоминать вам о цели каждой техники ката.
# 3. Нет «Осу! / Oсс! «
Это явление также распространено на Западе и даже становится популярным в бразильском джиу-джитсу и ММА.
Но. Джесси акцентирует внимание на том, что он никогда не слышал «Осу!/Oсс!» на Окинаве.
Жители Окинавы, как правило, вместо этого используют слово «Хай!».
# 4. Это не спорт. Это образ жизни.
75-летняя Тсунеко Мачида, 4-й дан. Начала заниматься каратэ в 63 года
Практикующие японское каратэ на самом деле изменили многие ката и добавили новые методики в кумитэ, лишь бы проводить эффектные соревнования.
# 5. Чинкучи вместо кимэ
Брюс Ли демонстрирует «удар в один дюйм»
В японском каратэ суперважна концепция «кимэ».
Слово «кимэ» происходит от корня «Kimeru», что буквально означает «решать» или «исправить». Кимэ означает мгновенную остановку в конце исполнения определенных техник.
А в окинавском каратэ есть чинкучи!
Вы когда-нибудь видели знаменитый «удар в один дюйм» Брюса Ли?
Это прекрасный пример того, что такое чинкучи.
# 6. Каратэ и Кобудо
Японское каратэ основывается на рукопашном бое.
Как говорит Накамото Масахиро, 10 дан Кобудо:
# 7. Древние снаряды
Мастера окинавского каратэ всегда отличались превосходной физической подготовкой. Они разработали уйму невероятных инструментов и снарядов для совершенствования физических способностей и силовых навыков. И эти снаряды до сих пор используется в окинавском каратэ.
Джесси приводит список своих любимых традиционных окинавских предметов для тренировок:
# 8. Техники Туиди
Мотобу Чоки использует Туиди (Наиханчин)
В то время как японское каратэ по большей части рассматривает бой с сравнительно дальних дистанций, окинавское каратэ куда чаще рассматривает работу на малых расстояних от противника.
Вполне естественно, что этот аспект боя также включает в себя другие неприятные вещи, как удушье, разбалансировка, броски, удары по болевым точкам и т.д.
# 9. Индивидуализация против массовой подготовки
Фунакоси Гитин преподает каратэ японским студентам университета Кейо
Японское каратэ, с другой стороны, преподается для больших групп.
В самом деле, в среднем окинавское додзё вмещает 10-15 человек.
# 10. Учинаа-Гучи
Окинавский флаг
Эти слова никогда не используются в японском каратэ.
Как партизаны и пираты создали окинавское каратэ
Довольно иронично, что столь японское явление, как каратэ возникло на острове Окинава, в те времена, когда Японию там не любили и сопротивлялись ее экспансии. Есть несколько легенд о происхождении этого боевого искусства, но, скорее всего, у его истоков стоят некие пришедшие с Китая стили цюань-фа — китайского кулачного боя. Об этом говорит и название, ведь изначально иероглифы, которыми пишется слово «каратэ», обозначали просто руку в китайском языке. И лишь потом, когда его стали популяризировать именно как японское искусство, начали называть «пустая рука», или «Путь пустой руки» — каратэ-до, на японский манер.
Но, даже если источником возникновения каратэ были китайские стили, на Окинаве они впитали такую долю местного неповторимого колорита, что изменились до почти полной неузнаваемости. Причиной этому стали политические и социальные потрясения, произошедшие на момент его возникновения. Они же стали главной причиной его развития и всенародной любви.
Из-за своего очень удачного (или наоборот, это как посмотреть) расположения на перепутье между Китаем, Японией и Юго-Восточной Азией Окинава (как центр островного королевства Рюкю) постоянно подвергалась нападениям различных пиратов. Да и сами окинавцы не видели ничего зазорного в том, чтобы совмещать торговлю с морскими грабежами. Да и междоусобицы, несмотря на малые размеры страны, здесь были нередким делом.
А уж японцы, оккупировавшие Окинаву в 1609 году, довели эту реформу до полного абсурда. В результате каждой деревне позволялось иметь не более одного стального ножа и одного топора, прикованного для хозяйственных нужд к колоде на главной площади. Насколько усердно соблюдался этот закон — отдельная история, но именно он задал основное направление развития каратэ.
В свое время окинавцы активно промышляли пиратством, но и сами страдали от набегов
Отсюда же идет вторая особенность каратэ — серьезное отношение к набивке ударных поверхностей. Очень редко противника удавалось застать голым, чаще всего это был противник в доспехах. Пусть они были и не из стали, но, в любом случае, лупить по ним неподготовленным кулаком или ступней — верх неблагоразумия.
Такие специфические явления как ката (оттачивание приемов, которое для непосвященного может выглядеть как простая гимнастика) и тамэсивари (то самое разбивание досок руками) вызваны, опять-таки, жизнью в японской оккупации.
Населению Окинавы было строжайше запрещено практиковать любые боевые искусства, в том числе и кулачный бой. С этой точки зрения проводить спарринги стало довольно опасно. А человек, в одиночестве выполняющий странные телодвижения, всегда может объяснить их простейшей гимнастикой. Как говорится, «машу руками, где захочу, законом не запрещено».
Тамэсивари же — разбивание предметов голой рукой или ногой — применяли для проверки мощи удара и набивки рабочих поверхностей. Прежде чем бить жесткого в своих доспехах самурая, стоило удостовериться, что можешь хотя бы сломать доску.
Система поясов также имеет интересную историю появления. Сейчас в боевом искусстве существует множество цветов, и в каждом стиле есть своя, обычно крайне возвышенная, легенда о происхождения каждого из них. Однако по некоторым сведениям изначально цветов было всего пять, и объяснялось их появление они суровым, прозаичным и, надо сказать, весьма брутальным образом.
Белый — всего лишь чистая тряпочка для поддержки штанов и куртки. Желтый — та же самая тряпочка, но пожелтевшая от пота, пролитого при отработке ударов на макиварах и ката. Красный — от обильного смачивания своей и чужой кровью, когда ученика допускали до спаррингов, и он часто пропускал удары. Коричневый — цвет сильно запекшейся крови, знак того, что удары пропускались гораздо реже, и кровь успевала высохнуть. Ну а черный цвет появлялся, когда крови и пота становилось так много и они впитывались так долго, что цвета перемешивались, и получалось темное месиво.
Такова история возникновения каратэ и его стилевой специфики. Но что происходит с ним сейчас? Волна популярности сделала из каратэ приносящий хороший доход бренд, с помощью которого множество хороших и не очень людей стали зарабатывать себе на порцию саке и кусок копченого угря. Появление нескольких спортивных направлений, занимаясь которыми можно становиться чемпионами мира, также добавили популярности этому теперь уже виду спорта.
Осталось ли оно эффективным, или спортивные ограничения и бизнес убили всю жесткость и эффективность каратэ? И да, и нет. С одной стороны, ограничения ударов в голову, как например в киокушине, накладывают свой отпечаток, а уж возникновение малоконтактного или вообще бесконтактного каратэ превратило прежде грозное боевое искусство в нелепую клоунаду.
Кстати, любопытный факт, который органично вписывается в историю рождения каратэ: основатель этого самого киокушина, мастер Масутацу Ояма, вообще-то родился в Корее, и его настоящее имя — Чхве Ен Ый. Каратэ изначально было восточноазиатским винегретом и продолжает им быть. И это прекрасно.
Самую же жесткую проверку проходят каратисты, попадая в ММА. И там есть свои выдающиеся чемпионы, вышедшие именно из этого боевого искусства, например Жорж Сент-Пьер, представитель киокушинкай каратэ. Кстати, 4 ноября он попытается забрать пояс чемпиона у Майкла Биспинга. Кроме того, 28 октября в Бразилии состоится еще один знаменательный бой, теперь уже в UFC, между Лиото Мачидой и Дереком Брансоном. Что характерно, Мачида — тоже представитель каратэ, но уже в стиле шотокан.
Да и вообще, соревнования по тому же шотокану, где бьют голыми или едва закрытыми накладками руками в голову, — зрелище не для слабонервных.
И под конец чуть ли не самый любопытный вопрос: насколько эффективно каратэ на улице? Тут как всегда все зависит от стиля и мастера, у которого вы учитесь. А самое главное, от наличия полноконтактых спаррингов и соревнований. Однако главный плюс классического каратэ именно для улицы — сосредоточенность на одном ударе, чаще всего рукой. Уличные драки редко длятся дольше нескольких десятков секунд. Так что умение сконцентрировать всю мощь в одном нокаутирующем ударе для большинства конфликтов более чем достаточно.
Зарождение Окинавского карате и Годзю рю.
История стиля Окинавского Годзю рю да и других стилей Окинавского карате сокрыто в исторических дебрях, всевозможных историях, сокрытиях фактов, всевозможных приписываниях, сокрытиях и мифах. Один мой хороший товарищ сказал как то, «Мы ведем свои корни от мастера Итосу Анко, кто там был до него, правильный мастер не правильный, нам все ровно». Так что, историю Окинавского Годзю рю можно смело отсчитывать от мастера Ч. Мияги. Но, все таки некоторые предпосылки и как позже можно будет видеть исторические решения, привели к появлению такого факта как Окинавское карате.
На Окинаве каратэ с былых времён рассматривается как боевое искусство, культурное наследие и основная часть повседневной жизни. В современном мире каратэ перемещаясь в другую страну, будет затронуто местным влияниям, чтобы соответствовать местным потребностям.
Когда боевое искусство ушу было перемещено из Китая в королевство Рюкю, оно какое-то время сохранялось без изменений, но стало со временем меняться под воздействием местной культуры Окинавы. Конечно, и сегодня на Окинаве есть многие, кто сохраняет старые, классические формы.
В 20 годы, когда карате попало в Японию, оно тоже на начальном этапе преподавалось так же как на Окинаве. Но довольно быстро приняло местные условия, менялись ката, методы преподавания.
Нарихиро Сидзо, на соревнованиях по кобудо, раздел с шестом.
Есть несколько теорий о том, кто принес традицию боевых искусств в Рюкю.
Первое упоминание о Рюкю в китайских исторических текстах датируется более чем 630 лет. Другими словами, китайцы уже были в Рюкю, живущие в Шури. И все это происходило до появления 36 семей. Не исключено что они привезли с собой китайское ушу.
800 г. Феодалы Адзи (Андзи) пришли к власти и начали строить замки. Андзи стали активно делить земельные наделы со своими соседями такими же феодалами. Эра Адзи продлилась до 1186, когда легендарный Король Тенсон пришел к власти. Наделы, надо было защищать, то есть потребность в войнах уже тогда появилась, и довольно таки острая.
Некоторые примеры: Индия – Саи
Индия и Испания – Танбо
Юго-Восточная Азия и Кагосима – Бо
Индия и Тайвань – Тинбеи
1296 Юань (Китай) вторгся в Рюкю с 6 000 солдат, но потерпел неудачу. А говорят, на Окинаве не было воинов, а вот 6000 т. солдат, нечего не смогли сделать с жителями Окинавы.
1314 Рюкю был разделен на три королевства (Чузань, Нанзань, Хокузань). Соответственно каждый двор должен был иметь охрану, и пусть не большое, но войско. А это способствовало конкуренции в среде бойцов и воинов. Каждый, хотел переманить к себе на службу лучших. А значит, бойцы были уже тогда в почете.
1372 Король Сатто Чузань стал платить дань Мингу (Китай). Согласно Истории Минг, основатель Династии Минг, Жу Юаньжанг (1326-1398) посетил Рюкю, чтобы свергнуть Сатто с трона. Существует гипотеза, что Китайские боевые искусства могли попасть, и дополнить те зачатки боевых искусств которые уже были в Рюкю, в это же время. Китайские семьи Жу, Ченг, Ванг, Ксие и Хуай обосновались в Шури, и если они привезли боевые искусства с собой, то они, возможно, сформировали базу для Шури-те. Отношения, которыми Рюкю наслаждался с Минг, не только влияли на политику Рюкю, экономику и культуру, но также и оказали большое влияние на международное положение крошечной нации острова.
В 1392 году эмигрировали 36 китайских семей ремесленников из Фуцзяни, обосновались в Кунинда в Наха (Тоей), и распространили китайскую культуру в королевстве Рюкю. Семья Женг Йийи, как говорят привезли с собой китайский бокс и трактат о боевых искусствах «Бубиши» оказавшее огромное влияния на Окинавское карате. Этот бокс, как полагают, является предшественником традиции Наха-те и дальше Годзю рю.
В 1400-ом году корейцы потерпели кораблекрушение в Рюкю, доказательства этого можно найти в таких работах как «Хроники Династии Ли» и «Отчет о Потерпевших кораблекрушение в Рюкю». Устная традиция гласит, что потерпевшие крушение некоторое время преподавали боевые искусства местным жителям. И хоть основная масса информации шла из Китая, но как видим из этих данных, тут замешаны и корейцы.
1429 Король Шо Хаши объединил Три Королевства, и появилось Королевство Рюкю.
1439 Рюкюань построен в Фуджоу. Эта постройка стала основой не только для дополнительной торговли, но и для обмена боевыми искусствами.
1556 Шо Джен получил трон короля Рюкю. Пираты атаковали Рюкю, но были побеждены. Мао Фенгуи родился в Куме. Согласно другим теориям, даты его рождения и смерти включают 1550-1635 и 1571-1639. Он был известен, как мастер бодзютсу и Тоуди, и говорят, что он использовал свои боевые искусства, чтобы победить пиратов-мародёров Эту дату я привел что бы доказать, что войны на Окинаве были воинственные, и умели за себя постоять.
Эмблема префектуры была опубликована 15 мая 1972 года. Она представляет собой стилизованную букву «O». Кроме того, внешняя окружность символизирует океан, белая окружность означает гармонию жизни и миролюбие жителей префектуры, а внутренний круг — развитие префектуры на пути активной глобализации ее связей в мире. Ныне этот знак красуется на флаге, 47 префектуры Японии, стоящая из 160 островов, растянувшихся на много сотен километров, Окинавы.
Один из вариантов. Неофициальный флаг Республики Рюкю – движения за независимость Рюкю (Окинавы).Флаг Королевства Рюкю существовавший на Окинаве и островах в XV—XIX веках.
В Королевства Рюкю Tomoe присутствовал на государственном флаге. Его и сейчас можно часто увидеть на Окинаве и других островах архипелага. Томоэ подобен китайскому символу инь и ян, а также кельтскому трискелиону, является одним из символов в синтоизме и буддизме. Он символизирует воду (водоворот) и защиту от огня.
1609 году князь Симадзу Иэяса с трехтысячным войском высадился на Окинаве. Небольшая Окинавская армия была разбита. В королевстве начался новый виток культурного и экономического развития. К тому же зависимость от «двух господ» привела к тому, что Окинава стала активно впитывать культуру обоих стран, заложив, таким образом, основу собственной уникальности.
1612 Мао Юанйи издал свой грандиозный Вубеижи (Бубиши) в Китае. Эту книгу нельзя путать с другой имеющей такое же название книгой, которая была популярна среди практиков Окинавского каратэ.
1614 Глава Гусукумы Сеихо в Окинавском историческом трактате Кюйо упоминает о существовании техники меча и палки.
1665 Каи Жаогонг родился в деревне Куме. Он был из знаменитой в боевых искусствах семьи Каи/Кодзё.
1727 Китайское правительство Квинг запретило практику китайского Бокса и Храм Шаолинь в провинции Хенань, был сожжен. Несколько из выживших монахов сбежали на юг Китая.
1800 Матсумура Сокон родился в Ямакава в Шури (умер 1892). Другие теории о его рождении и смерти включают 1798-1890 и 1809-1896. Он был также известен как Бучо, его псевдоним был Уню, и его китайское имя было Ву Ченгда. Его жена, Тсуру, была также известна как сильный мастер боевых искусств женщина. Матсумура написал письмо ученику в 1873, в котором объяснил различные типы боевых искусств. Он также известен тем, что преподавал Сатсума Дзиген-рю искусство фехтования нескольким из его учеников, включая Асато Анко и Итарашики Чочу. Эта традиция стала основой для Тсукен-бо ката. Тсукен-бо ката происходит от Тсукен Уеката Сеисоку Шури Тоубару Акачу и Комесу. Следуя другой теории – от Буши Тсукен Ханта-гва Накамура Каме Тамагусуку Акачу Комесу Сокен Хохан. Юку Карю, мастер Томари-те, родился (умер 1850). Он учился у китайца потерпевшего кораблекрушение по имени Чаннан из Шаньдонг.
1828 родился Асато Анко (умер 1906). Асато был учителем Фунакоши Гичина. Согласно письмам Мияги Чодзюна, стиль бокса Фуцзяни приблизительно с этой эры был провозглашен, и стал основой для Годзю-рю Кенпо. Это было написано в эссе, датированном 29 августа 1932, которое Мияги передал Сенаха Татсутоку. Другими словами, основа для Годзю-рю уже существовала до Хигаонна Канрё, и поэтому утверждениями о том, что Хигаонна был отцом основателем прототипа Годзю-рю, являются неправильными. Например, есть боевое искусство на Бали, в Индонезии, которое подобно Рюкю Кенпо. Мы должны смотреть на боевые искусства Юго-Восточной Азии, как на дополнение к ушу из Китая, если мы действительно хотим понять историю Каратэ. (По версии Т.Хокамы сенсея 10 дан Окинава Годзю рю)
1831 Говорят, что мастер бодзютсу Жоу (Шу) из Шанхая обосновался в Наха. Он жил позади Храма Соджендзи в Асато, и преподавал своё бодзютсу жителям Окинавы. Оно стало известным как Шуши но Кон.
1832 Итосу Анко (умер Март 1916) родился в Джибо, Шури. Другие теории его даты рождения включают 1830, 1831 и 1838. Итосу изучал Наха-те у Нагахама Чикудун Пеичин. В апреле 1900, он начал преподавать каратэ в Шури Дзиньдзё в начальной школе. Приблизительно в 1905, он сформулировал Пинан ката. Он был также известен тем, что преподавал измененную версию Наифанчи в Колледже для Учителей и первой Средней школе. В октябре 1908, он представил свои 10 Статей о Каратэ Министерству образования, показывая, как введение каратэ в школы могло помочь студентам стать продуктивными членами японского боевого общества. Он также известен как основоположник Шури-те. В августе 1964, в ознаменовании 50-ой годовщины его смерти, памятник в его честь был установлен Чибана Чошин и другими. Это – самый старый известный памятник каратэ в Окинаве.
1840 Аракаки Сеишо родился в Куме, Наха (умер 1920). Также известен как (Кот) Майа Аракаки, он был первым учителем боевых искусств Хигаонна Канрё.
Мастер Наха те, Канрио Хигаонна.
1853 родился мастер Канрио Хигаонна. Его китайское имя было Шин Цин Йен, его семья принадлежала к классу дворян. Хигаонна Канрё родился в Ниши-мачи, Наха. Хигаонна жил в Фучжоу с 1876 до 1888, изучал боевые искусства в Китае у мастера Рю Рю Ko. В это время, основатели, такие как Томимура, Маесато, Кунеёши Сеико, Маеда, Икемияги, Аракаки, Гуши, Нагахама, Хига, Сенаха, и т.д., были активны. Эта группа влияла на каратэ Хигаонна Канрё, и они преподавали ему ката, такие как Сеисан, Шисочин, Супарипеи, и т.д. Другими словами, Хигаонна не был основателем Наха-те, поскольку уже были практики боевых искусств в Наха прежде, чем он даже уехал в Китай.
Хигаонна прекрасно понимал и, не боялся уронить собственное достоинство, посылал своих учеников на родину Окинавских боевых искусств, в Китай. Надо отдать должное огромной скромности сенсея Хигаонны, его преданности своей миссии учителя боевых искусств – он всегда был готов признать, что его техника не сравнима с мастерством китайский учителей. И он стремился к тому, чтобы его ученики имели возможность посещать мастеров Китая и приобщаться от корней. Не мешая и не каким образом не запрещая, получать знания.
Многим современным “сенсеям” было бы очень полезно почитать эти строки.
1879 31 марта. Правительство Мэйдзи отменило область Рюкю и преобразовало ее в Префектуру Окинавы. Король Шо Таи оставил Замок Шури.
1886 родился в Китае Ву Ксиангуи (Го Кенки, умер 1940). Он преподавал китайские бокс, хорошо разбирался в Бубиши и имел глубокое влияние на развитие Наха- те. Он был особенно силен в стиль кулак Белого Журавля.
1888 родился Мияги Чодзюн в Хигаши-мачи, в Наха. Основатель Годзю-рю.
1889 Февраль. Хигаонна Канрё открыл своё первое додзё Тоуди в Наха.
1895 Даи Ниппон Бутокукаи (Президент: Ватанабе Чиаки) основан в Киото. Создана система лицензирования (Ренши, Кёши, Ханши), чтобы оценивать мастеров боевых искусств.
1902 ноябрь Мияги Чодзюн (основатель Годзю-рю) присоединился к додзё Хигаонна Канрё.
Мияги продолжал тренироваться под руководством своего учителя Канрё Хигаонны вплоть до смерти мастера в 1916 году.
1904 Есть версия что в это время древние китайские боевые искусства были преобразованы в уникальное искусство каратэ Рюкю. Сегодня, есть старые и новые версии одного и того же самого ката.
Примерно в 1915 Мияги Чодзюн (Годзю-рю) поехал в Фуцзянь, чтобы изучать китайский бокс. Он сформулировал Теншо ката от Роккишу Южного Кунфу Шаолинь.
1915 умер мастер Канрио Хигаонна.
На могиле Х. Канрё. Дань памяти великому мастеру (Окинава).
1925 В это время Тоуди становится более известным как Шури-те, Наха-те и Томари-те.
1929 Мияги Чодзюн переименовал Наха-те в Годзю-рю.
По мнению знатока Годзю-рю, Тогути Сэйкити, вся техника данного стиля содержится в 14 ката, разделенных на три группы:
а) два кихон ката (Санчин и Тэншо);
б) восемь кайшу-ката (Сайфа, Сэйсан, Сэйюнчин, Сэппай, Сансэру, Сисойчин, Курурунфа, Супаринпэй);
в) четыре фукю-ката (Гэкисай 1 и 2, Гэкиха, Какуха,).
Чибана переименовал Шури-те в Шорин-рю в 1933.
Шури-те Фунакоши Гичина стало известным как Шотокан приблизительно в 1939, и Пангаинун Уечи Канбун стал известным как Уечи-рю в 1940.
25 декабря. Эра Шова начинается. Демонстрация каратэ была проведена для основателя Дзюдо Кано Дзигоро и его старшего ученика Мифуне Кюзо. Мияги Чодзюн и Мабуни Кенва обеспечили объяснения, в то время как демонстрации выполняли Ханаширо Чомо, Куба Косаку, Кян Чотоку и другие.
1927. Мияги Чодзюн помогал в создании клуба каратэ в Университете Ритсумеикан и был его первым преподавателем.
1928 Мияги Чодзюн продемонстрировал каратэ в Университете Кёто, университете Кансаи и в Бутокуден.
1930 30 ноября. Мияги Чодзюн был назначен учителем каратэ в Окинавской Префектурной Ассоциации Физкультуры.
1931 Август. Мияги Чодзюн написал эссе Годзю-рю Кенпо, сделав первую письменную ссылку на Наха-те как Годзю-рю. Этот буклет был представлен Сенаха Татсунори, и его копия сохранена в Музее Каратэ Окинавы.
1932 Основатель Годзю Рю Мияги Тёдзюн пишет, «Примерно в это время распространение китайского боевого искусства из Фуцзянь достигло большого распространения, именно в это время и зарождалось карате под именем Наха Те».
1933 Декабрь. Даи Ниппон Бутокукаи официально признал Каратэ, как японское боевое искусство.
1934 Март. Мияги Чодзюн написал Каратэ-до Гаисетсу, используя свой официальный титул, Постоянный Член правления Окинавской ветви Дай Ниппон Бутокукаи. Окинавские воинские искусства претерпели ряд значительных изменений — от названия и униформы до упрощения и изменения приёмов. Прежнее название – туди-дзюцу, что означало “искусство китайской руки”, заменили на каратэ-до – “путь пустой руки”.
В 1934 г. Мияги по приглашению одной газеты уехал на Гавайи. Там он провел 8 месяцев, в течение которых преподавал технику каратэ служащим гавайской полиции и участвовал в показательных выступлениях. Любопытно, что в местных газетах каратэ Мияги называли двойным термином: «кэмпо-каратэ».
Он также читал лекции по Каратэ-до в Сакаи, Осаке. Апрель. Мияги Чодзюн поехал на Гавайи, по приглашению газеты Йоен Дзихо, чтобы демонстрировать и преподавать каратэ. Он возвратился на Окинаву в феврале.
1935. 10 июля. Хига Секо, получил свидетельство о заслугах на первом фестивале боевых искусств, проведенном Окинавской комиссией Даи Ниппон Бутокукаи.
Примерно 1936 Мияги Чодзюн отправился в Шанхай, чтобы изучать китайский бокс.
Историки спорят, тогда или чуть позже, после поездки в 1936 году, он ввёл две новые ката – Тэнсё и Сайфа.
1937 Мияги Чодзюн был награждён лицензией Кёши в Каратэ-дзютсу Даи Ниппон Бутокукаи. 1 июня. Было сформировано содействующее общество каратэ-до Годзю-рю, где Мияги Чодзюн был его президентом. Также был создан устав проекта, копия которого сохранена в Музее Каратэ Окинавы.
1940 Мияги создает две ката: Гэкисай-дай-ити и Гэкисай-дайни.
1953 8 октября. Скончался Мияги Чодзюн.
На могиле Ч. Мияги, дань памяти основателю Годзю рю карате до.
(Взято из книги Т. Хокама 10 дан Окинава Годзю рю карате до.)
Не большие комментарии К.С.
Как мы видим Окинавское карате зарождалось по кусочкам, и довольно таки в трудных условиях. Многие мастера приезжали с делегацией из Китая, довольно много значила торговля. Кораблекрушения, моряки знавшие боевые искусства. Безусловно, Окинавское карате собрано по кусочкам, но собрано правильно. Адаптировано под свои нужды. Дополнено, обновлено, и я считаю, мы должны дальше нести это знамя.
ОН КО ЧИ СИН — «опираясь на старое — постигай новое».
Интересно, на тему жизни Канре Хигаонны и его учителя Рю Рю Ко пишет, великолепный историк А. Горбылев.
Представляю её Вам.
«Из рассказов Канрио, которые передали его ученики, следует, что он был человеком пожилым и жил один в двухэтажном доме на берегу притока реки Миньхань. На первом этаже дома находились рабочие помещения и кладовая, на втором покои самого Рю Рю ко. Его семья, о которой Канрио почти ничего не рассказывал, жила где-то в другом месте. Дом находился у самой воды, и во время ливней, когда уровень в реке поднимался, подпол заливала вода, и потому пол на первом этаже был изготовлен из бамбука. Впрочем, обычно река была спокойна, и по ней мимо дома то и дело сновали лодки, направляющиеся в город или из города. В то время, когда Канрио стал учеником Рю Рю Ко, тот зарабатывал себе на жизнь обжигом кирпича, и Канрио, чтобы прокормиться, стал работать вместе с ним. Через несколько лет Рю Рю ко ушел с завода по обжигу кирпича и стал жить затворником, зарабатывая на жизнь плетением изделий из бамбука. Канрио тем временем продолжал работать на заводе.
Мастер Рю Рю Ко, учитель Х. Канрё.
Рю Рю Ко был беден. Тем не менее, имя его было хорошо известно в кругах ушуистов и чиновников провинции Фуцзянь. В этом плане большой интерес представляет предание окинавского рода Накаима, хранящего фамильную школу Рюэй-рю, в названии которой иероглиф “рю” взят из имени китайского мастера. Из этого предания мы узнаем, что задолго до Хигаонны курс обучения у Рю Рю Ко прошли жители Кумэмуры Накаима Норисато (1819-1878) и Сакияма Китоку (1830-1915), которые приехали в Фучжоу на одном из посольских кораблей в 3-м месяце 1839 г. Предание гласит, что Накаима по рекомендации китайского военного чиновника по имени Ю Чжун, сопровождавшего посла цинского императора на Окинаву Линь Хунняня, прибывшего на остров в 1838 г., стал учеником мастера Я Сунь (яп. А Сон). Через него он и познакомился с наставником Рю Рюко. Комментируя эти сведения, Фудзивара Рёдзо обращает внимание на то, что, если предположить, что Хигаонна поступил в ученики к Рю Рю Ко около 1877 г., то последнему в ту пору должно было быть уже около 80 лет.
Далее, он отмечает, что и Накаима, и Хигаонна попали в ученики к Рю Рюко, только пройдя обучение у других мастеров, что, вероятно, следует толковать, как подтверждение его выдающегося мастерства, признанного местными знатоками. Несоответствие выдающего мастерства и авторитета Рю Рю Ко его нищенскому существованию ставит Фудзивару в тупик. Однако это противоречие, кажется, можно разрешить, если принять во внимание рассказ о том, что Рю Рюко был выходцем из аристократической семьи, но в смутное время лишился и своего имущества, и своего статуса и был вынужден скрывать свое происхождение и зарабатывать на жизнь низкооплачиваемым трудом, не требующим большой производственной квалификации. Впрочем, есть куча и других версий о том, кем был Рю Рю ко в годы своей молодости. Разные источники называют его чаньским монахом, крестьянином, рыбаком, бродячим торговцем, военным чиновником и т.д.
Как пишет Хигаонна Морио, Канрио Хигаонна рассказывал Мияги Тёдзюну, что Рю Рю Ко был высокого роста, с бугрящимися мышцами. Это был настоящий богатырь с прекрасной пропорциональной фигурой, обладавший невероятной силой хвата, по-видимому, развитой в результате специфической тренировки, характерной для южно-шаолиньских стилей ушу. Во время тренировок он был очень суров, но в обычное время вел себя весьма дружелюбно. Об истории стиля Рю Рю Ко Канрио, похоже, не рассказывал своим ученикам ничего, так что даже название его сегодня точно неизвестно.
Возможно, хотя и сомнительно, окинавский мастер просто не удосужился поинтересоваться подобными вещами. В итоге сегодня историкам каратэ приходится гадать, какой же из сотен китайских стилей послужил источником Нахатэ Хигаонны и в дальнейшем лег в основу влиятельной школы Годзю-рю, разработанной его учеником Мияги. И, надо сказать, с гаданием этим получается не очень здорово. Одни авторы высказывают предположения, что Рю Рю ко преподавал стиль Белый журавль Байхэ-цюань, другие – Стиль Пяти предков Уцзу-цюань, третьи – Стиль архата Лохань-цюань.
Напомним, что Хигаонна Канрио родился в 1853 г. Получается, что он был лишь на год моложе своего учителя, которого ученикам представлял как “пожилого человека”. Затем китайцы из Фучжоу отыскали в анналах истории еще двух ушуистов, с похожими именами. Но ни одного из них Хигаонна Морио за Рю Рю Ко не признал. Единственный вывод, который Морио сделал по результатам своих исследований, – что школа Годзю-рю, восходящая к стилю Хигаонны, по характеру техники, методики, используемым снарядам очень близка фуцзяньскому Стилю журавля, но в то же время, по признанию специалистов из Ассоциации ушу г. Фучжоу, в ней перемешаны элементы таких фуцзяньских стилей ушу как Кулак тигра Хуцюань, Кулак Львенка Шицзы-цюань, Кулак леопарда Бао-цюань, Кулак журавля Хэ-цюань и Кулак архата Лохань-цюань. Хигаонна Морио сообщает также, что Рю Рюко якобы преподавал такие ката, входящие в арсенал Годзю-рю, как Сантин, Сисотин, Супаринпэй, Сэйюнтин, Сэйсан, Сэпай, Курурунфа, Сайфа и Сансэйру. Но в современной Фуцзяни школы с таким набором ката нет, и, как думается, источниками этих комплексов послужили несколько школ, которые Канрио изучал у нескольких наставников.
В последнее время, благодаря исследованию Патрика Маккарти, проведенному совместно с Токасики Икэн, известным окинавским историком каратэ и президентом Окинавской ассоциации каратэдо Годзю-Томари-тэ, популярной стала версия, отождествляющая Рю Рю Ко с основателем стиля Кричащий журавль Миньхэ-цюань по имени Се Чжунсян (1852-1930). Как сообщает Маккарти, Се имел прозвище “Рюру”, что означает “продвигаться вперед”, “продолжать”, а “ко” – значит “старший брат”. Однако, если мы соотнесем дату рождения Се Чжунсяна – 1852 г. – с датой начала обучения у Рю Рюко Накаима Норисато – 1839 г., мы будем вынуждены признать, что либо Накаима и Хигаонна учились у разных “Рю Рю ко”, либо Рю Рю Ко и Се Чжунсян – разные люди. Далее, Се Чжунсян был лишь на год старше Канре, соответственно, окинавец вряд ли мог именовать его “пожилым человеком”.
Затем, известно, что в период пребывания Канре в Китае у Се еще не было своей школы – он открыл ее только в 1883 г., а в окинавских преданиях говорится, что у Рю Рю Ко были ученики помимо Канрио. Наконец, в Годзю-рю нет ни одного из тех 5 комплексов, которые преподавал мастер Се. Все эти нестыковки, видимо, не смущают Маккарти, тем более что праправнук Се Чжунсяна Се Вэньлян подтвердил ему, что Канрио Хигаонна действительно обучался ушу у его прапрадеда. И вот уже в Фучжоу возведен монумент в память об обучении Хигаонны у Се “Люлю” Чжунсяна. Тем не менее Хигаонна Морио, встречавшийся еще с внуком Се Чжунсяна известным мастером стиля Миньхэ-цюань Се Пинькуанем и обсуждавший с ним проблему “Рю Рю ко”, не признал в его деде учителя Канрио.
Автор статьи Алексея Горбылёв.
Мой путь продолжается.