Окаянные дни о чем произведение

«Окаянные дни» — краткое содержание книги Ивана Бунина

Иван Бунин в 1918−1920 гг. активно записывал в дневник свои наблюдения за событиями в России тех времен. Из его записей было собрано лучшее и выпущено в одной книге. Первые фрагменты опубликованы во Франции в русской миграционной газете в 1925 году. В СССР книга была запрещена до начала перестройки. Прочитать краткое содержание «Окаянных дней» Бунина следует хотя бы ради того, чтобы взглянуть на события, полностью перевернувшие жизнь в стране, глазами людей, что были их свидетелями.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

События в Москве

Свои записи в форме дневника о послереволюционной России писатель стал писать начиная с января 2018 года. Последняя из них была датирована 1920 годом.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Самую первую свою запись Бунин оставил 1 января по старому календарю. Писатель подытожил, что один проклятый год жизни окончен. Но затем он спросил, что же последует за ним. В то время было сложно представить, что в будущем ждет страну.

Следующие заметки датируются началом февраля. Тогда большевики велели быть новому порядку, и надежды автора на возвращение былых времен становились все более призрачными.

Даты нет, лишь запись о том, как в вагоне трамвая Бунин встретил молодого офицера. Тот поделился новостью о том, что разговаривал со сбежавшим из Симферополя критиком. Там сейчас творился ужас. И не настали еще те времена, в которые можно будет трезво оценить, что сделала с Россией революция. А возможно, никогда и не наступит тот момент, когда можно будет беспристрастно о ней судить. Ведь есть страсть революционеров, а есть страсть тех, кто был против нее. И историкам будет интересно мнение обеих сторон.

В самом трамвае творился ад. Множество солдат с пожитками бежали из Москвы в страхе, что их могут отправить в Питер защищать город от немцев. На стены домов люди клеили листовки с обвинениями Ленина в заговоре с немцами.

Разговаривая с полотерами, автор спросил, что хорошего они могут ему рассказать. Те прямо ответили, все плохо и только бог знает, что будет с ними дальше. Ведь преступники сбежали из тюрьмы, и теперь они правят страной. И зря, говорит мужчина, царя посадили, без него народ ослаб и был не в состоянии сопротивляться.

Записи из Одессы

Весной 1919 года Бунин вместе с супругой переехал жить в Одессу.

Первая запись из южного города была сделана 12 апреля 1919 года. В этот день Бунин предался рассуждениям о смысле и роли революции для простых людей. Свои записи автор ведет по старому календарю. Он, видимо, так и не привык к новым порядкам, установленным в стране.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Одессу Бунин описывает, как мертвый пустой порт и мертвый город. Недавно ему пришло письмо из Москвы, отправленное еще в августе. Но русская почта перестала существовать еще летом 1917 года, с того самого момента, как появился «министр почты и телеграфа». Ввести должность решили на европейский маневр. Вместе с ним учредили такую должность, как министр труда. Это было особенно неуместно, ведь как раз тогда Россия бросила работать.

С переездом жизнь Бунина вновь превратилась в ожидание скорой развязки. Ведь это тяжелое время должно было когда-то закончиться. В Москве люди ожидали немцев, в надежде, что те освободят ее от большевицкого движения. В Одессе же народ в надежде бегает к Николаевскому бульвару посмотреть, стоит ли французский миноносец, это их защита.

Каждое утро перед завтраком Бунин читает газеты. Их страницы пестрят лживыми статьями. Но какой бы ни была погода, автор тратит свои последние деньги на свежую газету. Все вопросы оставались без ответа, вместо них лишь громкие заголовки про успех Красной армии на фронте. Газеты были наполнены заметками о расстрелах врагов советов и предупреждениями об отключении электричества.

Автор подводит итог, что это было вполне ожидаемо, и новое правительство за один месяц оставило страну без самых важных благ:

На улицах города стало совсем мало людей, в основном все сидят по домам. И вообще, создается ощущение, что Россия завоевана не своими гражданами, а новым, невиданным народом. И завоеватель ее спокойно расхаживает по улицам, играет на гармошке, торгует с продуктовых лотков. И нет на его лице ни капли от былой обыденности и простоты. Лицо этого завоевателя пугает и отталкивает своей злой тупостью и стремлением уничтожить все живое и бросить вызов всем и вся.

Образ Ленина

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

В своей книге Иван Алексеевич отзывался о Ленине особенно нелестно. Кажется, каждое упоминание этого человека, каждая кратко сделанная заметка была пропитана ненавистью к вождю. Автор не стесняется в своих высказываниях на громкие негативные эпитеты в сторону «большевистского главаря», ведь он «ничтожный» и «жульнический». Ведь в глазах Ивана Алексеевича он лишь «О, какое это животное!».

И доказательств такой идеи достаточно:

Ленин же стал всего бояться. Ему повсюду мерещились заговоры, ведь он даже спустя два года не мог поверить в свою победу в октябре.

Отношение к современникам

Книга содержит не только описание страны и ее граждан в 1919−1920 гг., но и высказывания автора в адрес его современников, среди которых:

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Рассуждения Бунина о них в большинстве своем негативные, язвительные. Иван Алексеевич никак не мог принять и простить их попытки угодить новой власти. Ведь разве могли быть общие дела между добропорядочными умными людьми и большевиками. Бунин считал, что нет.

Брюсов, Маяковский и Блок открыто встали на сторону большевицкой партии. Они совершенно глупые личности по мнению автора. Ведь эти люди одинаково превозносили и ленинскую концепцию государства, и самодержавие.

Их произведения он величает «заборной писаниной». Но самое печальное здесь то, что этот забор становится родным для всей русской литературы, и ограждается им практически вся Россия. Тревожит творца лишь одно: можно ли будет выбраться из-под этого забора. Маяковский же и вовсе не в состоянии прилично себя вести. Кажется, его хамская независимость и стереотипная прямота суждений — это обязательные атрибуты его образа.

Менее критично Иван Алексеевич относится к Тихонову и Горькому. Эти делают вид, что борются против большевиков и в открытую называют их авантюристами, которые, чтобы получить власть, прикрылись интересами простых людей. Но на самом деле они живут в реквизированной Советами «Национальной гостинице», стены которой украшают портреты Ленина и Троцкого.

Заключение книги

В одной из своих последних записей Бунин говорит, что вчера поздно вечером к ним с супругой вместе с «комиссаром» их дома заявились люди. Они пришли измерять высоту потолков, а также площадь комнат «на предмет уплотнения пролетариатом».

Автор задается вопросом, почему комиссары, трибуналы, а не законный суд. Все оттого, что, только прикрываясь такими революционными словечками, можно столь смело шагать по стране, будучи по колено в крови.

Красноармейцев он описывает как распущенных, наглых людей, с папироской во рту.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Бунин говорит, что в Одессе было расстреляно еще 15 человек, а список фамилий был опубликован. Но также из города отправилось «два поезда с подарками защитникам Петербурга». В них продукты, хотя Одесса сама дохнет от голода.

На этом заметки обрываются. Автор отмечает, что хорошо закопал последние несколько листов в землю, дабы уберечь себя и свою семью. Но в январе 1920 года, когда он вместе с близкими спасался бегством из Одессы, он так и не смог найти те листки. Поэтому 1 января 1920 года записи Бунина обрываются.

Прочитать краткое содержание книги Бунина будет достаточно, чтобы понять состояние и настроение автора и половины русского народа в послереволюционные годы.

Источник

Сочинение Анализ рассказа Окаянные дни Бунина

«Окаянные дни» − книга, написанная великим русским писателем И. А. Буниным, лауреатом Нобелевской премии. В этой книге он излил всю боль своей души. Книга охватывает такие эпохальные события в истории России, как революция 1917 и гражданская война 1918-1921. «Окаянные дни» были опубликованы впервые в Париже и вызвали общественный резонанс, как среди иммиграции, так и среди западного сообщества. В самом СССР книги писателя (в особенности эта) были запрещены до 1991 года.

Книга отображает всю грязь и кривизну обоих революций 1917 года. А так же пишет о глупости многих писателей и поэтов (Блока, Маяковского) которые приветствовали и восхваляли революцию и Ленина. Он не понимает как русские писатели, и генералы могут поддерживать красную власть, которая убивает, насилует, уничтожает всё русское.

Многие критики обвиняли Бунина в пристрастном отношении к событиям. Но, книга интересна и полезна, как историческое свидетельство очевидца находящегося в гуще событий «русской смуты».

Революция для Бунина это не только ужасный социальный процесс разрушения и деградации, но и утрата той России «которую ни наши дети и внуки никогда не узнают, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство». Россия перед Первой мировой войной и революцией 1917 года, действительно была стремительно развивающейся страной со 170 миллионным населением 1,6 части суши. К 1913 году (300-летие дома Романовых) Российская империя 4-я экономика мира. Родина Пушкина, Достоевского, Толстого, − и вот всё это рухнуло в один момент. Царь предан и убит.

Бунин пишет о разложении и распаде армии, − которая превратилась в «вооруженную орду». Виновные в разложении русской армии были большевики и их агитация. В результате этого, был заключён «позорный мир» с немцами.

Помимо интеллигенции и революционеров Бунин возлагает ответственность за революцию на русский народ, который польстился на аморфные лозунги и превратился в «разбойничью толпу», − «А толпа? Какая, прежде всего, грязь!». Бунин пишет что над Россией последние столетия витал дух «пугачёвщины» и «Степана Разина». Его мнение разделяет даже «пролетарский» писатель М. Горький по его мнению русские анархисты по натуре, жестоки, всё это последствия крепостного и татарского ига.

Бунин предупреждает, что позднее будут пытаться оправдывать народную глупость и искать виновных чтобы не нести ответственности за произошедшее. Так же Бунин возлагает ответственность и на интеллигенцию которая, не зная народ его идеализировала и растлевала революционными идеями, но сама интеллигенция оторванная от народа была по большому счёту равнодушна к его нуждам.

Писатель описывает, что все пребывали в неизвестности, но надеялись на спасение извне. Надеялись в первую очередь на немцев (с которыми 3 года воевали). Москва жила слухами, что вот-вот столицу возьмут германцы и сметут большевиков.

Писатель понимает, что большевики это разрушители всего культуры, истории, прошлого, традиций. Он явственно видит, что ради погибели «проклятого прошлого» большевики готовы на погибель хоть половины русского народа.

Анализ 2

Рассказ Ивана Бунина «Окаянные дни» представляет собой собрание дневниковых записей автора, которые демонстрируют его отношение к изменениям в России во время Русской революции 1917 года. Заметки автора содержат больше конкретные факты, нежели его личное мнение по отношению к происходящему в стране. Однако, по описаниям ситуаций, встречающихся ему и мнений людей, можно точно дать характеристику всему, что происходило в стране, и, ненароком, понять не одобряющее и не согласное с происходящими переменами отношение самого автора к ситуации в стране.

Людям, выросшим в статусе барина в России, было очень сложно смириться с тем, что все теперь, после Революции, равны. Ведь всегда все кланялись и слова лишнего сказать боялись, а теперь, ишь, распоясались! А что сталось с теми, кто всегда был за традиционное представление России? Как получилось, что они изменили своим взглядам и перешли на сторону самозванцев? Эти, и многие другие вопросы, как бы прописаны между строк произведения, в котором автор задает их людям своего поколения.

В восстановленных по памяти заметках о прошедших днях, Бунин демонстрирует иллюстрации серого и незавидного будущего страны, которое грозит ей благодаря произошедшим в государстве изменениям, принесшим только разруху, неорганизованность и безнравственность. Автор грустит по ушедшей молодости, в которой была еще живая и полная ярких красок Россия. А с исчезновением всего, что было до революции, как утверждает Бунин, исчез и всемирный лад жизни. Все изменилось, но только в худшую сторону.

В целом, рассказ очень пессимистичен и вгоняет в тоску по былым временам. С каждой сточкой и описанием каждого нового дня, читатель все больше и больше погружается в грусть и сожаление об утраченном. В описании своего посещения «осиротевшего» Одесского порта, автор как бы возвращается в то время, когда уезжал отсюда в свадебное путешествие в Палестину. Уже ничто не будет прежним, и Бунин это знает. Ностальгия по тому, что ушло, очень сильно влияет на его состояние и заставляет, находясь даже за сотни километров от дома, грустить о прошлом.

Сочинение по произведению Окаянные дни

Для каждого представителя творческой интеллигенции в России, в частности для известных людей, революция стала знаковым событием. Речь идет не только о воздействии на повседневность, хотя, конечно, на творческих людей повлияли новые условия заработка, цензуры и подобное.

Всем представителям интеллигенции свойственно глубокое переживание судьбы своей страны. По сути, интеллигенты и являются мозгом народа, если возможно так выразиться. Соответственно, когда нечто происходит с телом, мозг стремится осмыслить новые факты и понять произошедшее.

Революция в России в начале предыдущего века расколола творческую элиту на две части: кто-то встретил революцию с распростертыми объятьями, другие отвергли новую систему. Бунин относился к числу таких людей, которые отвергли революцию. Более того, он не захотел оставаться в стране и уехал практически сразу после революции.

Возможно, по-разному оценивать этот поступок. Если бы Бунин остался, то его судьба, вероятно, была бы подобной судьбе Ахматовой и массе других людей, которые пострадали от новой власти. Писатель решил отправиться в другую страну и там продолжить свой собственный путь.

Окаянные дни могут выглядеть произведением в какой-то степени мизантропическим и чрезмерно суровым. Критический взгляд Бунина на действительность может казаться мнением барина, который негодует против крепостных, позволивших себе подать голос. Тем не менее, мы можем также, и сочувствовать писателю, понять его возмущение.

В какой-то степени воззрения Бунина напоминают отношение к действительности профессора Преображенского из произведения Булгакова. Он является представителем высшего света, который не понимает, как могут простые люди претендовать на управление государством, как могут приравниваться простые люди к аристократам. По сути, он просто не понимает нового миропорядка и не хочет существовать в таких условиях.

Сейчас произведение Бунина выглядит по-прежнему противоречивым и как никогда актуальным. Ведь своеобразный философский пароход давно стоит у берегов современной России и лучшие люди страны на распутье перед трудным выбором.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Окаянные дни

Популярные сегодня темы

Александр Вампилов русский драматург прозаик. Он написал множество пьес: одноактные, короткие сцены, прозу. По его произведениям ставят спектакли, созданы фильмы, поставлена, опера на музыку на музыку

Нравственный выбор – выбор, который человек совершает, опираясь на свои моральные принципы и взгляды на жизнь. Нравственный выбор напрямую связан с нравственными ценностями человека.

Семья, описанная Горьким, представляет собой собрание всего негативного, что он увидел в русской дореволюционной жизни.

В мире существует бесчисленное множество различных праздников: 8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина, День Победы и много других. Но мне особенно нравится другой праздник – День Рождения. Для меня он самый долгожданный и любимый

Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

Источник

Окаянные дни

В 1918–1920 годы Бунин записывал в форме дневниковых заметок свои непосредственные наблюдения и впечатления от событий в России. 1918 год он называл «проклятым», а от будущего ожидал чего-то ещё более ужасного.

Бунин очень иронично пишет о введении нового стиля. Он упоминает «о начавшемся наступлении на нас немцев», которое все приветствуют, и описывает происшествия, которые наблюдал на улицах Москвы.

В вагон трамвая входит молодой офицер и смущённо говорит, что он «не может, к сожалению, заплатить за билет».

В Москву возвращается критик Дерман — бежал из Симферополя. Он говорит, что там «неописуемый ужас», солдаты и рабочие «ходят прямо по колено в крови». Какого-то старика-полковника живьём зажарили в паровозной топке.

«Ещё не настало время разбираться в русской революции беспристрастно, объективно. » Это слышится теперь поминутно. Но настоящей беспристрастности все равно никогда не будет, а наша «пристрастность» будет очень дорога для будущего историка. Разве важна «страсть» только «революционного народа»?

В трамвае ад, тучи солдат с мешками — бегут из Москвы, боясь, что их пошлют защищать Петербург от немцев. Автор встречает мальчишку-солдата, оборванного, тощего и вдребезги пьяного. Солдат натыкается на автора, отшатнувшись назад, плюёт на него и говорит: «Деспот, сукин сын!».

На стенах домов расклеены афиши, уличающие Троцкого и Ленина в том, что они подкуплены немцами. Автор спрашивает у приятеля, сколько именно эти мерзавцы получили. Приятель с усмешкой отвечает — порядочно.

Автор спрашивает полотёров, что будет дальше. Один из них отвечает: «А Бог знает. То и будет: напустили из тюрем преступников, вот они нами и управляют» и добавляет, что надо бы расстрелять их из «поганого ружья», а при царе такого не было.

Автор случайно слышит телефонный разговор, в котором отдаётся приказ расстрелять адъютанта и пятнадцать офицеров.

Опять какая-то манифестация, знамёна, плакаты, пение в сотни глоток: «Вставай, подымайся, рабочай народ!». Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма. На эти лица ничего не надо ставить, и без всякого клейма всё видно.

Автор вспоминает «статейку Ленина», ничтожную и жульническую — то интернационал, то «русский национальный подъём». Услышав речь Ленина на «Съезде Советов», автор называет его «животным».

Вся Лубянская площадь блестит на солнце. Жидкая грязь брызжет из-под колёс, солдаты, мальчишки, торг пряниками, халвой, маковыми плитками, папиросами — настоящая Азия. У солдат и рабочих, проезжающих на грузовиках, морды торжествующие. В кухне у знакомого — толстомордый солдат. Говорит, что социализм сейчас невозможен, но буржуев надо перерезать.

Автор часто вспоминает то негодование, с которым встречали его будто бы сплошь чёрные изображения русского народа. Негодовали люди, вскормленные той самой литературой, которая сто лет позорила попа, обывателя, мещанина, чиновника, полицейского, помещика, зажиточного крестьянина — все классы, кроме безлошадного «народа» и босяков.

Сейчас все дома темны. Свет горит только в разбойничьих притонах, где пылают люстры, слышны балалайки, видны стены, увешанные чёрными знамёнами с белыми черепами и надписями: «Смерть буржуям!».

Автор описывает пламенного борца за революцию: во рту слюна, глаза яростно смотрят сквозь криво висящее пенсне, галстучек вылез на грязный бумажный воротничок, жилет запакощенный, на плечах кургузого пиджачка — перхоть, сальные жидкие волосы всклокочены. И эта гадюка одержима «пламенной, беззаветной любовью к человеку», «жаждой красоты, добра и справедливости»!

Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом — Чудь. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений и обликов. Народ сам говорит про себя: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона». Всё зависит от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев.

«От победы к победе — новые успехи доблестной Красной Армии. Расстрел 26 черносотенцев в Одессе. »

Автор ожидает, что в Одессе начнётся дикий грабёж, который уже идёт в Киеве, — «сбор» одежды и обуви. Даже днём в городе жутко. Все сидят по домам. Город чувствует себя завоёванным кем-то, кто кажется жителям страшнее печенегов. А завоеватель торгует с лотков, плюёт семечками, «кроет матом».

По Дерибасовской или движется огромная толпа, сопровождающая красный гроб какого-нибудь жулика, выдаваемого за «павшего борца», или чернеют бушлаты играющих на гармонях, пляшущих и вскрикивающих матросов: «Эх, яблочко, куда котишься!».

Город становится «красным», и сразу меняется толпа, наполняющая улицы. На новых лицах нет обыденности, простоты. Все они резко отталкивающие, пугающие злой тупостью, угрюмо-холуйским вызовом всему и всем.

Автор вспоминает Марсово Поле, на котором совершали, как некое жертвоприношение революции, комедию похорон «павших за свободу героев». Про мнению автора, это было издевательство над мёртвыми, которые были лишены честного христианского погребения, заколочены в красные гробы и противоестественно закопаны в самом центре города живых.

Цитата из «Известий» изумляет автора своим языком: «Крестьяне говорят, дайте нам коммуну, лишь бы избавьте нас от кадетов. ».

Подпись под плакатом: «Не зарись, Деникин, на чужую землю!».

В одесской «чрезвычайке» новая манера расстреливать — над клозетной чашкой.

«Предупреждение» в газетах: «В связи с полным истощением топлива, электричества скоро не будет». В один месяц обработали всё — фабрики, железные дороги, трамваи. Нет ни воды, ни хлеба, ни одежды — ничего!

Поздно вечером, вместе с «комиссаром» дома, к автору являются измерять в длину, ширину и высоту все комнаты «на предмет уплотнения пролетариатом».

Почему комиссар, почему трибунал, а не просто суд? Потому, что только под защитой таких священно-революционных слов можно так смело шагать по колено в крови.

Главная черта красноармейцев — распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылке, на лоб падает «шевелюр». Одеты в сборную рвань. Часовые сидят у входов реквизированных домов, развалившись в креслах. Иногда сидит просто босяк, на поясе браунинг, с одного боку висит немецкий тесак, с другого кинжал.

Призывы в чисто русском духе: «Вперёд, родные, не считайте трупы!».

В Одессе расстреливают ещё пятнадцать человек и публикуют список. Из Одессы отправлено «два поезда с подарками защитникам Петербурга», то есть с продовольствием, а сама Одесса дохнет с голоду.

Тут одесские заметки автора обрываются. Продолжение он закапывает в землю так хорошо, что перед бегством из Одессы, в конце января 1920 года, никак не может их найти.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание Бунин Окаянные дни для читательского дневника

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Москва, 1918 год

Начиная с января 1918 года по январь 1920, великий писатель России Бунин Иван Алексеевич («Окаянные дни») записывал в форме дневника – живых записок современника — все то, что происходило на его глазах в послереволюционной России, все то, что он чувствовал, переживал, что выстрадал и с чем до конца своих дней так и не расстался – неимоверную боль за свою Родину.

Начальная запись сделана первого января 1918 года. Один «проклятый» год позади, но радости нет, ведь невозможно представить, что ждёт Россию дальше. Оптимизма нет, и даже всякая маломальская надежда на возврат к «прежнему порядку» или скорые изменения к лучшему тает с каждым новым днём. В разговоре с полотёрами писатель приводит слова одного «курчавого», что сегодня только Бог знает, что со всеми нами будет… Ведь из тюрем, из психиатрических больниц выпустили преступников и сумасшедших, которые животным своим нутром почуяли запах крови, бесконечной власти и безнаказанности. «Царя ссадили», набросились на престол и теперь управляют огромным народом и бесчинствуют на необъятных просторах Руси: в Симферополе, говорят, солдаты и рабочие карают всех без разбора, «прямо по колено в крови ходят». И что самое ужасное – их всего-то тысяч сто, а народу миллионы, и ничего поделать не могут…

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Окаянные дни

История написания

Одна из самых известных книг Бунина. Название ее символично, ведь и сам автор пережил немало окаянных дней вместе со своей страной и вдали от Родины.

Писателя-гуманиста оттолкнуло в революции то, что в ее мясорубке пострадали сотни и тысячи ни в чем неповинных людей, события ударили по каждому. Эта точка зрения стала лейтмотивом книги, в основе которой лежат дневниковые записи 1918—1920 годов. Он вел их до отъезда во Францию. В Париже восстанавливал по памяти.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Публикации произведения

Фрагменты книги впервые вышли в свет в Париже в газете русских эмигрантов «Возрождение» (1925—1927 годы). В полном объеме дневники выходят в 1936 году в Берлине в издательстве «Petropolis» в составе Сборника сочинений.

Главполитпросвет при Наркомпросе предпринимал жесткие меры против писателей-эмигрантов. Из библиотек забирали «контрреволюционные» книги. Имя Бунина в этих списках было постоянным. Почти до 60-х годов произведения Ивана Алексеевича не издавались в СССР.

Долгие годы книгу обходили молчанием. Она попадала к читателям лишь в каких-то списках, поэтому нередко возникал вопрос — кто написал такое смелое произведение. В 1988 году в Собрании сочинений в 6 томе вышли фрагменты книги-дневника с большими сокращениями. Нередко возникали вопросы. Только в период перестройки это неоднозначное произведение было напечатано.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Беспристрастность

Продолжаем краткое содержание («Окаянные дни», Бунин И.А.). Не раз общественность как в России, так и в Европе обвиняла писателя в субъективности его суждений о тех событиях, заявляя, что только время может быть беспристрастным и объективным в оценке русской революции. На все эти выпады Бунин отвечал однозначно – беспристрастности в прямом её понимании нет и никогда не будет, а его «пристрастность», выстраданная им в те жуткие годы, есть самая что ни на есть беспристрастность.

Он имеет полное право и на ненависть, и на желчность, и на злость, и на осуждение. Очень легко быть «толерантным», когда наблюдаешь за происходящим из дальнего угла и знаешь, что никто и ничто не в силах уничтожить тебя или, что ещё хуже, уничтожить твоё достоинство, искалечить до неузнаваемости душу… А когда оказываешься в гуще тех самых страшных событий, когда выходишь из дома и не знаешь, вернёшься ли живым, когда выселяют из собственной квартиры, когда голод, когда дают «по осьмушке сухарей», «пожуешь их – вонь адская, душа горит», когда самые нестерпимые физические страдания не идут ни в какое сравнение с душевными метаниями и несмолкаемой, изнурительной, вынимающей всё без остатка болью от того, что «наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту страну, империю, Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…», то «страстность» не может не быть, и она становиться тем самым истинным мерилом добра и зла.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Чувства и эмоции

Да, «Окаянные дни» Бунина в кратком содержании тоже наполнены опустошением, подавленностью и нетерпимостью. Но вместе с тем преобладающие при описании людей тех лет, событий и собственного внутреннего состояния тёмные краски можно и нужно воспринимать не со знаком «минус», а со знаком «плюс». Чёрно-белая картинка, лишённая ярких, насыщенных красок, эмоциональнее и вместе с тем глубже и тоньше. Чёрные чернила ненависти к русской революции и большевикам на фоне белого мокрого снега, «облепленные им гимназистки идут – красота и радость» — это тот мучительно прекрасный контраст, одновременно передающий и отвращение, и страх, и настоящую, ни с чем не сравнимую любовь к Отечеству, и веру в то, что рано или поздно «человек святой», «строитель, высокой крепости» одолеет того самого «буяна» и «разрушителя» в душе русского человека.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Современники

Книга «Окаянные дни» (Бунин Иван) наполнена, и даже переполнена, высказываниями автора о своих современниках: Блоке, Горьком, Гиммере-Суханове, Маяковском, Брюсове, Тихонове… Суждения, в основном, недобрые, язвительные. Не мог И.А. Бунин понять, принять и простить их «прихлебательство» перед новыми властями. Какие могут быть дела между честным, умным человеком и большевиками?

Какие же отношения между большевиками и всей этой компании – Тихонов, Горький, Гиммер-Суханов? С одной стороны, они «борются» с ними, открыто называют их «компанией авантюристов», которая ради власти, цинично прикрываясь «интересами российского пролетариата», предаёт Родину и «бесчинствует на вакантном троне Романовых». А с другой? А с другой – живут «как дома» в реквизированной Советами «Национальной гостинице», на стенах портреты Троцкого и Ленина, а внизу – охрана из солдат и выдающий пропуска большевистский «комендант».

Брюсов, Блок, Маяковский, открыто присоединившиеся к большевикам, и вовсе, по мнению автора, люди глупые. С одинаковым рвением они превозносили как самодержавие, так и большевизм. Произведения их «нехитрые», вполне «заборная литература». Но больше всего угнетает то, что «забор» этот становится кровной роднёй чуть не всей русской литературе, им ограждается едва ли не вся Россия. Тревожит одно – станет ли когда-нибудь возможным из-под этого забора выбраться? Последний, Маяковский, не может даже вести себя пристойно, всё время надо «выставляться», как будто «хамская независимость» и «стоеросовая прямота суждений» есть непременные «атрибуты» таланта.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Глава «Современники»

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

В книге имеется очень много информации о современниках Ивана Алексеевичаа. Здесь он приводит свои высказывания, размышления о Блоке, Маяковском, Тихонове и о многих других литературных деятелях того времени. Чаще всего он осуждает писателей за их неправильные (по его мнению) взгляды. Бунин никак не может простить им то, что они склонились перед новым узурпаторским правительством. Автор не понимает, какие честные дела можно вести с большевиками.

Он отмечает, что русские литераторы, с одной стороны, пытаются бороться, называя власть авантюристской, предающей взгляды простого народа. А с другой стороны – они живут, как прежде, с навешанными на стены плакатами Ленина и постоянно находятся под контролем охраны, организованной большевиками.

Некоторые его современники открыто заявили, что намерены сами присоединиться к большевикам, и присоединялись. Бунин считает их глупыми людьми, которые ранее возносили самодержавие, а теперь придерживаются большевизма. Такие перебежки создают своеобразный забор, из-под которого народу практически невозможно выбраться.

Ленин

Русская революция

«Окаянные дни», Бунин — анализ произведения на этом не заканчивается. Немало размышляет автор и о сути русской революции, которая неразрывно связана с душой и характером русского человека, «ведь истинно Бог и дьявол поминутно сменяются на Руси». С одной стороны с давних времён земли русские славились «разбойничками» разного «пошиба» — «шатуны, муромские, саратовские, ярыги, бегуны, бунтари против всех и вся, сеятели всяческих свар, лжей и несбыточных надежд». С другой – был и «святой человек», и пахарь, и труженик, и строитель. То шла «непрестанная борьба» с буянами и разрушителями, то обнаруживалось удивительное преклонение пред «всякой сварой, крамолой, кровавой неурядицей и нелепицей», которые неожиданным образом приравнивались к «великой благодати, новизне и оригинальности будущих форм».

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Две реальности

Анализ «Позднего часа» Бунина раскрывает тему двух реальностей. Каждая из них имеет свою характеристику:

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Перемещение из одной реальности в другую автор описывает незаметно, поэтому при прочтении можно все объединить в одно целое.

Основной текст начинается с третьего абзаца. Он представляет собой путешествие по ночному городу и посещение дорогих для сердца мест. Из всего рассказа можно сделать один вывод: главный герой был счастлив только в юности, именно тогда он жил полной жизнью.

Русская вакханалия

От чего проистекала столь вопиющая несуразица? Опираясь на работы Костомарова, Соловьёва о смутном времени, на размышления Ф. М. Достоевского, И.А. Бунин видит истоки всяческих смут, колебаний и шаткости на Руси в духовной тьме, молодости, недовольстве и неуравновешенности русского народа. Русь – типичная страна буяна.

Здесь Русская история «грешит» чрезвычайной «повторяемостью». Ведь был и Стенька Разин, и Пугачёв, и Кази-Мулла… Народ, как влекомый жаждой справедливости, необыкновенных перемен, свободы, равенства, скорого увеличения благосостояния, так и многого не понимающий толком, поднимался и шёл под знамёнами тех самых вожаков, лжецарей, самозванцев и честолюбцев. Народ был, как правило, самый разнообразный, но в конце всякой «русской вакханалии» большую часть составляли беглые воры, лентяи, сволочи и чернь. Уже не важна и давно позабыта первоначальная цель – до основания разрушить старый порядок и на его месте воздвигнуть новый. Вернее, идеи стираются, а лозунги сохраняются до конца – надо же как-то оправдывать этот хаос и мрак. Дозволяется полный грабёж, полное равенство, полная воля от всякого закона, общества и религии. С одной стороны народ становится пьян от вина и крови, а с другой – падает ниц перед «главарём», ибо за малейшее ослушание любой мог быть наказан смертью истязательной. «Русская вакханалия» превосходит по размаху всё, до неё бывшее. Масштабность, «бессмысленность «и особая, несравнимая ни с чем слепая, грубая «беспощадность», когда «у добрых отнимаются руки, у злых – развязываются на всякое зло» — вот основные черты русских революций. И именно это опять возникло в огромном размере…

Одесса, 1919 год

Каждое утро начинается с чтения газет. Они полны слухов и лжи, её скапливается столько, что задохнуться можно, но дождь ли, холод – все одно автор бежит и тратит последние деньги. Что Петербург? Что в Киеве? Что Деникин и Колчак? Вопросы без ответов. Вместо них – кричащие заголовки: «Красная Армия только вперёд! Шагаем дружно от победы к победе!» или «Вперёд, родные, не считайте трупов!», а под ними спокойным, стройным рядом, как будто так и надо, идут заметки о бесконечных расстрелах врагов Советов или «предупреждения» о скором отключении электричества из-за полного истощения топлива. Что ж, итоги вполне ожидаемые… В один месяц «обработали» всё и вся: «ни железных дорог, ни трамваев, ни воды, ни хлеба, ни одежды – ничего!»

Город, некогда шумный и радостный, весь в темноте, кроме мест, где «квартируются» «большевистские притоны». Там во всю мощь пылают люстры, слышны задорные балалайки, виднеются на стенах и чёрные знамёна, на фоне которых белые черепа с лозунгами: «Смерть буржуям! Но жутко не только ночью, но и днём. На улицу выходят мало. Город не живёт, весь огромный город сидит по домам. В воздухе витает ощущение, что страна завоёвана другим народом, каким-то особым », который намного страшнее любого виданного доселе. А завоеватель этот шатается по улицам, играет на гармонях, пляшет, «кроет матом», плюёт семечки, торгует с лотков, и на лице у него, у этого завоевателя, прежде всего, нет обыденности, нет простоты. Оно сплошь резко отталкивающее, пугающее своей злой тупостью и уничтожающее всё живое своим «угрюмым и вместе с тем лакейским» вызовом ко всему и всем…

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Литературные особенности произведения

Идея и композиция

Художественно-документальное произведение отражает переломную эпоху революции и гражданской войны. Бунин наблюдал и словно стенографировал то, что происходило вокруг него. Содержание книги — картинки-наблюдения, услышанные разговоры, газетные публикации, которые становились предметом размышлений автора о судьбе России.

Переживания о происходившем в стране объясняют мрачную интонацию книги. По мнению Бунина, революция — стихия, чума, холера, бунт, поэтому она не может принести ничего хорошего. Первую запись в дневнике он сделал в январе 1918 года в Москве. Автор писал, что проклятый год уже позади, но радости у народа все равно нет. Он не представляет, что ждет Россию дальше.

Чувствуется страх, безнадежность, сумятица людей. Дальше — неизвестность. Каждый сам за себя и сам по себе: толпа мужиков и баб смотрит, как мужик пытается поднять лошадь, просит о помощи. Но все только глазеют. Автор отмечает, что информацию люди получали из разговоров (на улицах, у знакомых, в различного рода собраниях) да из газет, тоже весьма противоречивую. «Слухи, снова слухи» — не однажды мы встречаем такую реплику.

Бунин ссылается на разные издания:

Одесская часть начинается с записи от 12 апреля (старого стиля) 1919 года. Отчаянье сквозит с первых же строк:

«Почти три недели со дня нашей погибели».

Мертвый город, опустел порт. Почти девять месяцев шло письмо из Москвы. Отсутствие какого-либо порядка уже никого не удивляет. Как только появился министр труда, вся Россия перестала работать.

Бунин вспомнил революционный Петербург, где шли совещания, заседания, митинги, издавались воззвания и декреты, по Невскому мчались правительственные машины с красными флажками, шли отряды с музыкой. Проспект заполнен серой толпой, солдатней, неработающими рабочими, гулящей прислугой, торговцами с лотков. А на тротуарах сор, шелуха, на мостовой — навозный лед и ухабы. И рассуждения мужика-извозчика, что народ, «как скотина без пастуха, все перегадит и самого себя погубит».

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Вскоре после приезда в Одессу газеты напечатали предупреждение о том, что не хватает топлива, будут отключать электричество. Не хватало продуктов.

«Все обработали в один месяц, ничего не осталось: ни железных дорог, ни фабрик, ни одежды, ни хлеба, ни воды — точно все провалилось».

Время от времени большевики обходили квартиры, смотрели, что еще можно изъять. У кого-то забирают последнее. И тут же свадьба милиционера: венчаться поехал в карете, для пира привезли 40 бутылок вина, которое стоит очень дорого и запрещено.

В Одесской части больше размышлений автора, экскурсов в историю, воспоминаний. Революция не принесла ничего нового, стала очередным бунтом, которых Русь пережила немало. Бунин приводит цитаты из Герцена, Соловьева, Татищева, Костомарова. Перечитывает русских писателей и делает вывод, что исторические процессы повторяются.

Отличительной чертой революции Бунин называет бешеную жажду игры, позы, балагана. «В человеке просыпается обезьяна». Даже похороны на Марсовом поле превращают в шоу.

Своеобразным спасением Бунин считает Бога:

Именно в ней он пытается найти ориентир. Да и краски совсем другие при описании церквей: золото преобладает. Благостно и трогательно пишет о прикосновении с церковными обрядами:

«В доме напротив молебствие. Пение священников кажется странным теперь. Женский хор пел в церкви на венчании».

Церковную красоту автор называет «островом старого мира в море грязи, подлости и низости нового».

Признается, что только в момент утраты мы почувствовали всю эту красоту. Бунин догадывается, что эти островки не вечны. Отсюда контраст радостного пасхального звона колоколов и отсутствия ощущения светлого воскресения.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Основные образы и персонажи

В небольшом произведении автор сумел показать множество разнообразных персонажей: образы с улиц и известные политики, писатели. Среди первых много бандитов, которых выпустили из тюрем, и они чувствуют вкус власти. Солдаты участвовали в свержении царя, покинули фронт, нападают на всех. Вечером на одной из улиц Москвы увидел двух солдат с ружьями.

«Стража или грабители? И то и другое».

Обстоятельства изменили людей. Слуга брата Юлия Андрей, который почти 20 лет работал у них и всегда был «неизменно прост, мил, разумен, вежлив, сердечен», вдруг «все больше шалеет. Точно с ума спятил… Весь внутренно дрожит от злобы».

Нелицеприятно выражается Бунин о вождях большевиков:

«Ленин, Троцкий, Дзержинский… Кто подлее, кровожаднее, гаже?».

Это не только точка зрения самого автора. От газетчиков он слышит, что «лучше черти, чем Ленин». Короткие емкие эпитеты о многих современниках: Луначарский «гадина», Блок «человек глупый», Керенский «выскочка, делающийся все больше наглецом».

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Жанр произведения

Точно определить жанр «Окаянных дней» Бунина очень сложно.

Исследователи дают разные определения:

Это можно назвать скорее синтез жанров с документальными, публицистическими и художественными чертами. Дневниковая форма повествования дает возможность автору запечатлеть на бумаге определенный момент жизни, добавив к нему свои размышления. Автор эмоционально говорит о происходящем. За это критики обвиняли Бунина в «пристрастности», на что он отвечал, мол, настоящей пристрастности все равно никогда не было.

Документальности придают и ссылки на печатные издания того времени. Вместе с тем, в «Окаянных днях» художественное начало ярко выражено. В текст автор включает отрывки своих стихотворений. Строчку «Вот встанет бесноватых рать И, как Мамай, всю Русь пройдет…» считает пророческой.

Видим Бунина — художника слова. Он остается поэтом русского пейзажа даже в этой кровавой свистопляске.

В тексте много лирических вкраплений:

Пейзажные вкрапления смягчают рассказ о событиях того времени. Автор показывает, что есть вечное, непреходящее.

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Структура текста

Книга делится на две большие части: «Москва. 1918 г.» и «Одесса. 1919 г.». Внутри повествование ведется по датам: с 1 января (старого стиля) по 24 марта. Одесская часть начинается с записи от 12 апреля (старого стиля) и заканчивается 20 июня.

В P.S. автор сообщает, что заметки обрываются:

«Листки, следующие за этим я так хорошо закопал в одном месте в землю, что перед бегством из Одессы, в конце января 1920 года, никак не мог их найти».

Окаянные дни о чем произведение. Смотреть фото Окаянные дни о чем произведение. Смотреть картинку Окаянные дни о чем произведение. Картинка про Окаянные дни о чем произведение. Фото Окаянные дни о чем произведение

Стилистическая специфика

Автор очень ярко показывает всех героев. Буквально один эпитет, и мы видим того или иного персонажа. В одном эпизоде-абзаце писатель вмещает несколько образов, которые читатель четко представляет.

И. А. Бунин умело передает не только свои чувства, но и настроение окружающих. Вот коротенькая встреча со старухой в Мерзляковском:

«Остановилась, оперлась на костыль дрожащими руками и заплакала», попросив взять ее на воспитание, мол, деваться все равно некуда.

Ненависть толпы выплескивается в воззваниях большевиков: «Вперед, родные, не считайте трупы!»

Прилагательные цвета дополняют сюжеты зарисовок:

Бунин использует образные приемы, отсылая читателя к известным произведениям искусства: в трамвае все смотрят в окно — там «сцена древней Москвы, картина Сурикова».

Неоднократно Бунин подчеркивает фальшь происходящего: искусственные цветы на новых, никому не нужных праздниках, обилие кругом гениальных литераторов, издательство Горького «Парус», выпустившее за год одну книжечку Маяковского.

Его слух коробит сквернословие, «высокий» стиль современных газет, новое правописание. Чувство подавленности, мрака усиливается от того, что все быстро пали духом.

Осенью 1952 года И.А. Бунин написал последнее стихотворение. В мае следующего года сделал запись в дневнике:

«Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела, и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *