Ограниченные возможности это что
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Понятие «Человек с ограниченными возможностями здоровья.»
Понятие «Человек с ограниченными возможностями здоровья.»
Под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности.
Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».
Существует трехзвенная шкала ограниченных возможностей:
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:
— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
— разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.
Ухудшение социально-экономической обстановки неблагоприятно сказывается на здоровье детей. Проблема инвалидизации является актуальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. На повестке дня дифференцированный подход при организации учебно-воспитательной работы и разработке комплексной системы оздоровления детей-инвалидов.
Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике хронизации болезней у детей и их иивалидизации.
В Российской энциклопедии социальной реабилитация определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Таким образом понимаемая реабилитация включает в себя функциональное восстановление или компенсацию того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. В соответствии с этим различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную (бытовую) и профессиональную (трудовую).
Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, «включенность» в социальные структуры.
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.
Вид ОВЗ
В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.
1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.
3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.
4. Изменения статодинамической функции.
Категории детей с ОВЗ
Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
— дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
— дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам;
— дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения;
— дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы;
— дети с расстройствами аутистического спектра (РА).
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?
Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.
Что такое ОВЗ? – несколько путей для родителей
Что такое ОВЗ? Ограниченные возможности здоровья так расшифровывается эта аббревиатура. В эту группу входят дети, нуждающиеся в специальных условиях для своего развития и обучения.
Содержание статьи
Что такое ОВЗ?
Обычно, когда спрашивают «что такое ОВЗ?», вопрос звучит в контексте детской инвалидности. Термин «детская инвалидность» часто воспринимается на уровне физиологических нарушений или травм.
Согласно нормативно-правовых документов, для детей-инвалидов установлена классификация. Закреплены определенные виды заболеваний и степени нарушений для детей разного возраста. При отсутствии внешних физиологических признаков, ребенок может относиться к группе с ОВЗ по ряду нарушений психологической или сенсорной сферы. Эти нарушения могут носить, как постоянный так и временный характер.
Понятие ОВЗ не разрывно связано с разработкой и применением индивидуальных программ и специализированной инфраструктуры. Грамотный и системный подход может не только улучшить общее состояние ребенка с ОВЗ, но и помочь ему восстановить утраченные или недостающие навыки и функции. Адаптироваться и социализироваться в обществе наравне с обычными детьми.
История знает множество примеров, когда люди с ОВЗ не только полностью социализировались в обществе, но и добивались успеха. Порой значительно большего, чем средний обычный человек. Вот несколько примеров, которые вдохновляют работать и двигаться вперед специалистов и родителей.
Темпл Гранден – человек с расстройством аутистического спектра. Стала доктором философии, профессором, писательницей, автором книги. Где в подробностях описала свое состояние, сделав мир людей с аутизмом более понятным окружающим людям.
Ким Пик – прототип героя известного фильма «Человек дождя». Человек с синдромом Саванта (частный случай аутизма). Его способности поразительны. В возрасте 3х лет он мог мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг. По объему и глубине своих познаний Ким Пик мог заткнуть за пояс любого профессора.
Американке Саре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании Nova Systems. А Петер Леви был одним из основателей Accent Technologies. Из записей Сары Миллер можно узнать, как она видит мир:«Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, — только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования».
Mapия Лaнгoвaя, poдилacь в 1997 гoду с синдромом Дауна. Спopтcмeнкa, poccийcкaя чeмпиoнкa миpa пo плaвaнию. B юнoм вoзpacтe, мaмa вoдилa ee в бacceйн. Boдa cтaлa для peбeнкa poднoй cтиxиeй и Мария cтaлa пpoфeccиoнaльнoй cпopтcмeнкoй.
Этот список можно продолжать бесконечно. Люди с ОВЗ ни чуть не менее успешны в своей жизни, если задаются целью всерьез.
Дети с ОВЗ очень часто отстают в развитии от сверстников. Но как часто это бывает недостаток в чем-то одном, компенсируется в развитии других способностей. Это дает педагогам и медицинским работникам возможность реабилитировать ребенка. И помочь ему освоить недостающие навыки и умения по возможности в короткие сроки. Продуктивней всего делать это, опираясь на сильные стороны ребенка.
Классификации основных видов нарушений развития
Наиболее известна классификация Виктора Васильевича Лебединского, которая была создана, чтобы выделить детей с разными видами отклонения в развитии в группы для разработки системы психолого-педагогичекой помощи.
Классификация В.В. Лебединского
В современной классификации термин ОВЗ хоть и стал несколько шире, но все равно не включает еще детей с неврологическими расстройствами, например с эпилепсией. Синдромами различного вида, генетическими нарушениями, и детей которые перенесли физическую травму, например, в результате автокатастрофы.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) выделяет 8 групп детей с ОВЗ:
Несмотря на то, что некоторые пункты кажутся одинаковыми, отличия между ними все-таки есть. Дети с ОВЗ отличаются особенностями поведения и обучения:
Что объединяет этих детей? Многие однотипные проблемы присущи детям из разных групп в классификации. Им сложно установить контакт с другими детьми и взрослыми, выстроить и поддерживать общение достаточно длительный период.
Таким детям часто сложно сконцентрироваться на выполнении какой-то одной задачи. Им присущи сложности с концентрацией внимания и постоянные переключения на отвлекающие факторы – яркий цвет, громкие звуки, резкий запах и т.д.. Либо наоборот замкнутость, уход в себя.
Когда детская нервная система не справляется с большим объемом информации и ищет возможности для сенсорной разгрузки, отсюда нервные срывы и крики, истерики на занятиях.
Расстройства, связанными с нарушением координации движения, положением тела, рук и ног в пространстве, отсутствие мелкой моторики. Такие дети часто выглядят неловкими, часто разбивают что-то, задевают что-то, роняют предметы, падают на ровном месте, толкают нечаянно, стоящих рядом и т.п. Им самим сложно, они чувствуют себя неловко. Как будто находятся в чужом теле. Другой вес тела, другая длина рук и ног, пальцы которые не хотят слушаться и пр.
3 диагностических критерия, влияющих на прогноз и обучение
Если обобщить внешние проявления нарушений развития, то можно выделить 3 критерия, по которым можно самому оценить степень тяжести проблем:
Первый критерий – использование помощи. Умение принимать, использовать, испытывать потребность в использовании разного вида внешней помощи. Многим нужна физическая помощь, а кому то только организующая или стимулирующая. Чем более серьезный вид помощи требуется, тем, как правило, нарушения более серьезные.
Второй критерий – перенос знаний умений навыков с одной задачи или ситуации на другую. Чем больше затруднен такой переход ребенка с одного вида задач на другие аналогичные, тем нарушения более серьезные. Например, дети не могут решать задание по аналоги, потому что ее не видят. Каждое задание воспринимается как новое, его надо заново изучать, что значительно затрудняет процесс обучения и адаптации.
Третий критерий – критика и самоконтроль. Как в процессе работы, так и к результату своей работы. Чем более серьезные нарушения, тем критика и самоконтроль меньше.
Какие есть возможности у родителей и детей?
Говоря о системе помощи, можно условно выделить два основных подхода – медицинский и психолого-педагогический. Нельзя сказать, что какой то из них важнее или наоборот другой незначительный. Оба подхода необходимы, и применять их надо в системе в комплексе, чтобы они помогали друг другу, а не создавали дополнительных проблем. Родители всегда находятся в ситуации выбора – на что обратить свое внимание в первую очередь.
Например, есть проблемы с поведением ребенка. Медицина может снять фармакологией общую расторможенность, сделать его спокойнее, менее возбужденным. Но если перестараться, и успокоить излишне, то в таком состоянии и учится ему будет сложно. И более того – не будет у него никакого желания что-то учить.
Для примера – попробуйте на ночь выпить успокоительного, а потом ходить по дому и учить стихи. Вряд ли у вас получиться это сделать. Мотивация пропадет уже через 10 минут.
То есть на стыке сотрудничества обоих подходов будет наиболее эффективная работа по восстановлению функций. Безусловно необходимы оба подхода – и медицинской стороны и со стороны педагогики-психологии. Одни помогают медикаментами и процедурами. Другие учат – как взаимодействовать с людьми, как себя вести в социуме.
Как выбрать – по какой методике заниматься?
Первый критерий – доступность. Каждый выбирает тот метод, который есть у него в доступности. Пока не было интернета жителям крупных городов везло чуть больше, но сейчас с развитием средств связи – скайп, мессенджеры, соц сети, видеоканалы и т.д. в любом населенном пункте, в любой стране где есть сотовая связь или интернет есть возможность получить консультацию необходимого специалиста.
Второй – это тот метод, что дает наилучший результат. Тот, который работает. Вполне может так быть, что одна методика не даст результатов, зато другая дает.
Третий по порядку, но не по значению критерий – цели, которые ставят перед собой родители. Что они хотят получить в итоге. Это тоже влияет на выбор той или иной методики.
Кроме доступности, цены и эффективности. Есть еще один показатель – время. К сожалению, на все это нужно время. Время на обучение методикам, время на диагностику, время на занятия и т.д. Можно все отдать в руки специалистов. Но это потребует много средств, которых и так не всегда хватает
Родители и специалисты
Родители могут обратиться к специалисту за консультацией, а могут самостоятельно изучить методики в интернете, освоить и применять их. Благо в сети много материалов и сертифицированных и самодельных.
Так возник новый подход, в котором произошло разделение труда между родителями и специалистами.
Специалисты, которые уже потратили многие годы на освоение специальности. Они занимаются практикой, диагностируют детей и разрабатывают индивидуальные планы развития и работы с ребенком.
И родители, которые взяли на себя роль специалиста проводящего занятия с ребенком.
Таким образом родители получают квалифицированную диагностику своего ребенка, на основании опыта специалиста. Родители могут обратиться к самому продвинутому или хорошему по их мнению специалисту через интернет и получить онлайн-консультацию.
Провести диагностику своего ребенка, получить грамотное заключение, разработать со специалистом план работы с ребенком и получить инструкции по проведению занятий дома.
А сами занятия родители могут проводить своими силами. Благо все материалы дидактические и учебные пособия можно без проблем приобрести в интернете. В дальнейшем специалист по отчетам родителей ведет только корректировку занятий. Отмечает прогресс или наоборот фиксирует проблемы, и помогает родителю найти способ преодоления. Таким образом, родитель получает квалифицированную помощь в проведении занятий, и колоссальный объем занятий с ребенком.
Учитывая, что родитель получит принципы обучения, навыки, то он их сможет применять не только в рамках занятий, но и в обычной жизни, в повседневном общении со своим ребенком, и тогда работа по развитию ребенка плавно перейдет в обычную жизнь, и заполнит все время проведенное вместе с ребенком.
На связи был Андрей Шевченко
Записаться на консультацию и задать возникшие можно на странице сайта