Ограниченное верное знание о чем либо это

Истина и ее критерии

Ограниченное верное знание о чем либо это. Смотреть фото Ограниченное верное знание о чем либо это. Смотреть картинку Ограниченное верное знание о чем либо это. Картинка про Ограниченное верное знание о чем либо это. Фото Ограниченное верное знание о чем либо это

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Критериями истины являются:

Соответствие логическим законам.

Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

Простота, общедоступность формулировки.

Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

Источник

Итоговый тест по обществознанию, 10 класс

по обществознанию в 10 классе

Какая из формулировок ближе к определению общества. Общество — это:

А) специфическая система;

Б) крупная общность людей;

В) обособившаяся от природы часть материального мира.

2. Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности. О каком типе мировоззрения едет речь?

А) обыденное Б) религиозное В) научное

3. Потребность человека в пище, воздухе, воде – это…

А) социальные потребности Б) идеальные потребности В) естественные потребности

4. Продолжите фразу:

У ребенка до поступления в школу ведущий вид деятельности……..

А) чувственного познания Б) рационального познания В) религиозного познания

6. Ограниченное верное знание о чем-либо:

А) абсолютная истина Б) относительная истина В) правда Г) ложь

7. Наблюдение, измерение, описание – это методы исследования…

А) эмпирического уровня Б) теоретического уровня В) логического уровня

8. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества.

О какой функции культуры идет речь?

А) коммуникативная Б) приспособление к окружающей среде В) социализация

9. Что из перечисленного относится к элитарной культуре?

А) комедия Б) частушки В) симфоническая музыка

10. Расслоение и иерархическая организация различных слоев общества:

А) несправедливость Б) стратификация В) дифференциация

11. Евгения повысили в должности. Это пример:

А) горизонтальной социальной мобильности Б) вертикальной социальной мобильности

12. Отношения начальника и подчиненного – это…

А) социальные отношения Б) социальное взаимодействие В) социальный контакт

А) политической нормы Б) эстетической нормы В) моральной нормы

14. Поведение, не соответствующее установленным в обществе нормам:

А) этикет Б) социальная роль В) отклоняющееся поведение Г) характер

15. Верны ли суждения об отклоняющемся поведении:

А – Одной из причин отклоняющегося поведения подростков является нежелание отставать от других

Б – Большинство подростков с отклоняющимся поведением воспитываются в неблагополучных семьях

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

16. Толерантность – это..

А) сочувствие Б) терпимость В) поведение Г) вызов

17. Семья, в которой четко распределены мужские и женские обязанности:

А) полная Б) авторитарная В) традиционная Г) эгалитарная

18. Семья, в которой нет главных:

А) полная Б) авторитарная В) традиционная Г) эгалитарная

19. Какому политическому режиму свойственно:

— контроль правящей партии над СМИ, жесткая цензура

— централизованная экономика, система бюрократического управления ею

А) тоталитарный режим Б) авторитарный режим В) демократический

20. С какого возраста наступает право быть избранным в представительный орган?

А) с 20 лет Б) с 21 года В) с 25 лет Г) с 30 лет

21. К какой стадии избирательного процесса относится назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей?

А) подготовительная Б) предвыборная агитация В) подведение итогов

22. Что собой представляет мажоритарная избирательная система?

23. Что собой представляет пропорциональная избирательная система?

по обществознанию в 10 классе

Объектом деятельности является:

А) земля Б) человек В) природные богатства Г) все перечисленное.

Мировоззрение, основой которого являются религиозные учения.

А) обыденное Б) религиозное В) научное

3. Потребность человека в общении, признании, достижениях – это…

А) социальные потребности Б) идеальные потребности В) естественные потребности

4. Продолжите фразу:

У ребенка до поступления в школу ведущий вид деятельности……..

5. Суждение – это форма…

А) чувственного познания Б) рационального познания В) религиозного познания

6. Полное, исчерпывающее знание о сложном объекте:

А) абсолютная истина Б) относительная истина В) правда Г) ложь

7. Аналогия, моделирование, абстрагирование – это методы исследования…

А) эмпирического уровня Б) теоретического уровня В) логического уровня

8. Что из перечисленного относится к массовой культуре?

А) комедия Б) частушки В) симфоническая музыка

9. Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе:

А) несправедливость Б) стратификация В) дифференциация

10. Переход людей из одних социальных групп в другие:

А) расслоение Б) социальная мобильность В) стратификация

11. Евгения повысили в должности. Это пример:

А) горизонтальной социальной мобильности Б) вертикальной социальной мобильности

12. Проходящая мимо женщина спросила и Вали: «Как пройти до пл.Ленина?»

А) социальных отношений Б) социального взаимодействия В) социального контакта

А) политической нормы Б) эстетической нормы В) моральной нормы

14. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение:

А) социальная роль Б) социальный статус В) характер

15. Верны ли суждения об отклоняющемся поведении:

А – Одной из причин отклоняющегося поведения подростков является нежелание отставать от других

Б – Большинство подростков с отклоняющимся поведением воспитываются в неблагополучных семьях

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

16. Семья, в которой главную позицию занимает мать:

А) патриархальная Б) матриархальная В) эгалитарная

17. Психологическая поддержка – это…

А) экономическая функция семьи Б) функция духовного общения и досуга

В) эмоциональная функция Г) функция первичного социального контроля

18. Основной политический институт:

А) церковь Б) государство В) семья Г) школа

19. Какому политическому режиму свойствен принцип народовластия?

А) тоталитарный режим Б) авторитарный режим В) демократический

20. С какого возраста наступает право быть избранным в представительный орган?

А) с 20 лет Б) с 21 года В) с 25 лет Г) с 30 лет

21. Политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем:

А) социальная политика Б) популизм В) агитация Г) ирригация

22. Что собой представляет мажоритарная избирательная система?

23. Что собой представляет пропорциональная избирательная система?

1-в 2-а 3-в 4-игра 5-а 6- б 7- а 8-в 9-в 10-б 11-б 12-б 13-б 14-в 15-3

16-б 17-в 18-г 19-а 20-б 21-а

1-г 2-б 3-а 4-игра 5-б 6-а 7-б 8-а 9-в 10-б 11-б 12-в 13-б 14-а 15-3

16-б 17-в 18-б 19-в 20-б 21-б

С 1 по 21 вопросы – за каждый правильный ответ по 1 баллу (максимум – 21 балл)

Правильный, полный ответ с использованием обществоведческих терминов – 3 балла

Краткий ответ с обществоведческими терминами – 2 балла

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие

научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности

познания, доказывают познаваемость мира.

Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание

Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.

Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,

признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.

Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются

общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без

чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.

Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие

полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.

Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫОграниченное верное знание о чем либо это. Смотреть фото Ограниченное верное знание о чем либо это. Смотреть картинку Ограниченное верное знание о чем либо это. Картинка про Ограниченное верное знание о чем либо это. Фото Ограниченное верное знание о чем либо этоОграниченное верное знание о чем либо это. Смотреть фото Ограниченное верное знание о чем либо это. Смотреть картинку Ограниченное верное знание о чем либо это. Картинка про Ограниченное верное знание о чем либо это. Фото Ограниченное верное знание о чем либо этоОграниченное верное знание о чем либо это. Смотреть фото Ограниченное верное знание о чем либо это. Смотреть картинку Ограниченное верное знание о чем либо это. Картинка про Ограниченное верное знание о чем либо это. Фото Ограниченное верное знание о чем либо это

непротиворечивое, практика как производство, опыт,

логически стройное знание эксперимент

Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют

Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле

Знание должно быть доказанным

Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой

Выделяют два уровня научного знания.

научные факты, события, процессы

научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки

Каждый из уровней научного знания имеют свои методы познания.

Наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент

Аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

Кроме научного познания существуют и другие формы. Одной из них является миф – это ранняя

форма познания, родившаяся в результате поисков целостной картины мира.

Повседневный труд и опыт дают человеку обыденное знание, которое выражается и в

особенности языка – чуть-чуть, щепотка, на глазок. Пословицы и поговорки отражают этот тип знания – народную мудрость.

Образное представление окружающей действительности дает искусство.

Одним из видов знания признается и паранаука (от греч. para – возле, около). Эти знания

околонаучны ли лженаучны.

Все знания человек приобретает в процессе деятельности.

Одним из видов познавательной деятельности является коммуникативная деятельность, которая имеет свои формы и функции.

Передача методологических, нормативных и др. основ научных выводов

Она основывается на общение, взаимодействие равноправных партнеров, которые считаются с мнением друг друга.

Разбор типового тренировочного задания

1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов.

2.Коммуникативная деятельность в познании не существует.

3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию

4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание.

Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой.

Научное, житейское, обыденное;

Исканий, знаний, стремлений.

Правильный вариант: научное, знаний.

Источник

Обществознание. 10 класс

Тезаурус

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.

Объективная истина – это знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное знание — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально демографическими и профессиональными группами и т. д.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее возможность познания.

Конвенционализм — разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — это направление в философии, не отрицая сложности познания, доказывающее познаваемость мира.

Список литературы

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2016. — С. 58—72.

Чернышёва О. А., Пазин Р. В. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. —Ростов-на-Дону, 2017.

Баранов П. А., Шевченко С. В. Обществознание. Большой сборник тематических заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. — М,, 2017. С – 22, 30 – 35.

ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов /А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. — М,2018.

Источник

§ 6.3. Истина и ее критерии

Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов.

Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека.

Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным.

Более надежным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определенной физической теории, дает электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нравственности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная.

Истинностное проявляется специфично в каждой области знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теория. Специфична истина и при судебном расследовании, где зачастую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных экспертами, свидетельские показания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *